Учебно – воспитательные технологии
Оценка 5

Учебно – воспитательные технологии

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Учебно – воспитательные технологии

Прежде чем изучать воспитательные технологии нужно определиться, для чего их нужно изучать, что они нам дадут, в конце концов, что это такое, ответить для себя на вопрос: как это использовать. Технологий в мире много, акакиеименно подходят для той или иной группы детей? Невозможно изучить все технологии, но понять их необходимость, возможно.

Педагог ежедневнопрогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся, применяя воспитательные технологии.

Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука.

В толковом словаретехнология -это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «технология» множество, на основании которых можно сделать вывод: технология– это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем. В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.

Педагогическая технология требует, чтобы воспитательные действия были четко направлены на достижение целей воспитания. Они должны быть алгоритмизированы, описаны однозначно и в определенной последовательности. Действия и операции должны быть точно выполнены, что гарантирует воспроизводимость данной технологии воспитательной работы любым квалифицированным специалистом.

В основе классификаций педагогических технологий лежат разные основания. Базируясь на тех или иных педагогических концепциях, воспитатель в ходе своей практической деятельности может опираться на определенную классификацию воспитательных технологий.

Воспитательные технологии– это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Термином «воспитательные технологии» называют систему работы авторских школ, оригинальные направления, методику, опыт воспитательной работы отдельных педагогов, имея, прежде всего, при этом в виду методы и формы организации обучения или воспитания.

Воспитательные технологии намного сложнее образовательных, так как в их основе лежат отношения между воспитанниками и педагогами и они требуют от педагогов умение вести за собой детей, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.

Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:

  • диагностирование;
  • целеполагание;
  • проектирование;
  • конструирование;
  • организационно-деятельностный компонент;
  • контрольно-управленческий компонент.

Классификация воспитательных технологий широко и разнообразно представлена в современной педагогической литературе. Наиболее развернутая и подробная классификация технологий дана Г.К. Селевко. Он выделяет несколько обобщенных групп в технологии воспитания, классифицируя их по определенному признаку:

  • по уровню применения: общие и локальные;
  • по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения;
  • по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические;
  • по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие;
  • по ориентации на личностные структуры; информационные, операционные, саморазвития, формирования, эвристические;
  • по характеру содержания и структуры: светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, гуманистические и технократические;
  • по организационным формам: классные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные;
  • по подходу к ребенку, авторитарные, дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические;
  • по доминирующему методу: объяснительно-иллюстративные, диалогические, игровые, проблемные, творческие, компьютерные;
  • по направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности детей, на основе эффективности организации и управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ;
  • по категории обучающихся: массовая технология, компенсирующие, виктимологические, технологии работы с трудными, технологии работы с одаренными.

В качестве элементов воспитательных технологий В.Ю. Питюков выделяет: общение, оценку, требование, конфликт и воздействие.

Технологии воспитания на трех уровнях организации воспитательного процесса представлены Н.Ф. Головановой: повседневные технологии воспитания, ситуативные технологии воспитания, перспективные технологии воспитания. В основе ее классификации технологий воспитания лежат следующие основания:

  • по философской основе: материалистические, прагматические, гуманистические, антропософские;
  • по научной концепции: поведенческие, деятельностные, интереоризаторские, нейролингвистическйе, программирование;
  • по категории объекта: индивидуальные, коллективные, групповые, массовые.

К коллективным технологиям воспитания относятся воспитательные системы школ, отдельные направления и формы ее работы.

Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.

По мимо вышеперечисленных классификаций, существует еще множество классификаций технологий воспитания.

  1. По научной концепции:
    • деятельностные;
    • поведенческие;
    • интериоризаторские,
    • нейролингвистического программирования.
  2. По философской основе:
    • гуманистические,
    • материалистические;
    • прагматические;
    • антропософские.
  3. По категории объекта:
    • коллективные;
    • индивидуальные;
    • групповые;
    • массовые.

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами в школе:

  • шоу-технологии;
  • технология обучения;
  • технология “Коллаж”;
  • диалоговые технологии;
  • технология педагогического общения;
  • технология педагогики сотрудничества;
  • модель трудового воспитания А.А. Католикова;
  • технология “Экология и диалектика” Л.В.Тарасова;
  • технология педагогического разрешения конфликта;
  • информационно-коммуникационная технология (ИКТ);
  • технология предъявления педагогического требования;
  • технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;
  • технология педагогической оценки поведения и поступков детей;
  • авторская модель “Русская школа” (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина);
  • технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского;
  • технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко);
  • технологии воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова);
  • технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, Н.П.Капустин);
  • технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
  • технологии личностно-ориентированного обучения: гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания;
  • многочисленные здоровьесберегающие технологии (по классификации, предложенной Н.К.Смирновым): медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Общепринятой классификации воспитательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. Любые классификации остаются условными, поскольку не вмещают все многообразие технологий воспитания. В современном воспитании на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  1. Педагогическая технология Надежды Егоровны Щурковой
  2. Педагогика сотрудничества
  3. Гуманно – личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили или как ее еще называют «Школа жизни»
  4. Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова
  5. Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского
  6. Технология воспитательной работы с коллективом (по Е.Н. Степанову)
  7. Игровые технологии
  8. Технология создания ситуации успеха.

Мы рассмотрим только некоторые технологии.

Педагогика сотрудничества- педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я». Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполнимость. Главное- настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели.

Основные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание:

  • постановка личности ребенка в центр всей воспитательной системы;
  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
  • развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
  • возрождение русских национальных и культурных традиций;
  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  • постановка трудной цели.

Примером педагогики сотрудничества может служить совместная проектная деятельность. Так же при проведениитворческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям.Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Гуманно–личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили подразумевает овладение основамигуманного педагогического мышления- непреложная часть формирования педагога третьего тысячелетия.Гуманно - личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий: Интернет-технологий, технологий электронной почты, компьютерных обучающих программ, Web-технологий, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексий как метод самопознания и самооценки, тренинговых технологий, технологий воспитания с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение воспитательных часов без использования ИКТ. Так же очень активно в нашем учреждении применяются здоровьесберегающие технологии – этоеще одно направление работы педагога. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека с малых лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. С целью профилактики мы с ребятами проводим воспитательные часы против вредных привычек, индивидуальные беседы, игры и упражнения, конечно же это не всегда дает положительные результаты. При использовании такой технологии уместенметод проектов. Например, одна группа ребят получает задание провести анкетирование среди воспитанников о вредных привычках, об информированности о них. Другая – ищет информацию в Интернете об этой вредной привычке: статистику, ответы врачей, других компетентных людей. Третья группа - ролики на эту тему. Через пару недель ребята приносят свои материалы, воспитатель их просматривает, дает рекомендации. От группы выбирается по одному - два человека для защиты своей части проекта. На очередном воспитательном часе этот проект защищается. Таким образом, задействованы все дети, но каждый работал над своей темой, поэтому интересно выслушать представителей других групп.

Какие бы технологии воспитания не применял педагог, нужно всегда помнить одно «золотое правило» НЕ НАВРЕДИ!, потому что все это отражается на наших детях – школьниках.

13.11.2019