Обзор современных педагогических технологий
Оценка 4.9

Обзор современных педагогических технологий

Оценка 4.9
Статья
13.11.2019
Обзор современных педагогических технологий

Термин «педагогическая технология» активно используется во всех развитых странах. В западной литературе первоначально понятие соотносилось с идеями технизации образовательного процесса, то есть сторонники идеи считали необходимым более широко использовать технические средства обучения. Такое видение понятия сохранялось до 1970-х гг.

В 1970-е гг. активно уже обсуждается идея полной управляемости учебным процессом, что в итоге привело к появлению следующей установки в педагогической практике: выполнение дидактических задач можно организовать только посредством управления учебным процессом. При этом требуется точно определить его цели, а методы и способы достижения цели должны поддаваться четкому описанию и определению.

Это привело к тому, что педагогическая технология стала рассматриваться не только в качестве исследования в области использования различных технических средств обучения. Перед ней возникла новая цель – выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса за счет анализа различных факторов, которые могут повысить образовательную эффективность, а также конструирования и применения на практике приемов и методов с дальнейшей оценкой их эффективности.

В настоящее время в западной педагогической литературе сохранилось две трактовки педагогической технологии, которые применяются наравне друг с другом.

При раскрытии сущности педагогической технологии необходимо учитывать ее системный подход в обучении, который отражен в определении ЮНЕСКО. В соответствии с ним «педагогическая технология» – это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования».

В отечественной педагогической литературе нет четкого мнения о правильности понимания и употребления термина. Так, В. Беспалько определяет ее как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели».

По мнению Б.Т.Лихачева, педагогическая технология представляет собой «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

М.В.Кларин считает педагогическую технологию «системной совокупностью и порядком функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогически целей».

А вот Г.К.Селевко в педагогической технологии выделяет уже три основных аспекта:

  • процессуально-описательный, который представляет собой описание процесса, совокупность целей, методов, средств и содержания, используемых для достижения намеченных результатов обучения;
  • научный. Этот аспект отмечает, что педагогическая технология является частью педагогической науки, которая разрабатывает и изучает цели, содержание и методы обучения, а также проектирует педагогические процессы;
  • процессуально-действенный. Здесь уже осуществляется технологический (педагогический) процесс и обеспечивается функционирование всех инструментальных, личностных и методологических педагогических средств.

Особенность отечественного восприятия педагогической технологии состоит в том, что в отличие от западного, где оно ограничено сферой обучения, оно соотносится с процессами воспитания и обучения.

Если рассматривать образовательную практику, то для педагогической технологии можно выделить три соподчиненных уровня:

  1. Общепедагогический уровень. Технология (общепедагогическая, общевоспитательная, общедидактическая) характеризует полноценный образовательный процесс в конкретном регионе, учебном заведении на определенном этапе обучения. По этой причине педагогическая технология на этом уровне практически полностью соответствует педагогической системе, так как в нее включается совокупность целей, средств и методов обучения, содержание обучения, алгоритм деятельности как субъектов, так и объектов образовательного процесса.
  2. Частнометодический или предметный уровень. В большинстве случаев «частнопредметная педагогическая технология» соответствует термину «частная методика». Это означает, что используется совокупность методов и средств для реализации целей определенного содержания обучения в рамках какого-либо предмета, класса или мастерской учителя, по-другому «частную методику» можно назвать методикой работы учителя, воспитателя.
  3. Локальный или модульный уровень. Под локальной педагогической технологией понимается технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных воспитательных и дидактических задач (воспитание отдельных качеств личности, формирование понятий, усвоение новых знаний, технологии самостоятельной работы, повторения и контроля изученного материала и т.д.).

На основе представленных выше определений можно выделить ключевые структурные элементы педагогической технологии:

  • наличие концептуальной основы;
  • содержательная часть обучения, которая включает в себя цели обучения (общие и конкретные) и содержание учебного материала;
  • процессуальная часть (технологический процесс). В ее состав входит не только сама организация образовательного процесса, но и методы, формы, учебной деятельности школьников и работы учителя, а также деятельность педагога по управлению процессом усвоения учениками нового материала. Еще один элемент – диагностика образовательного процесса.

Кроме того, все педагогические технологии должны соответствовать основным методологическим требованиям:

  • концептуальность, то есть в основе любой педагогической технологии должна лежать какая-либо научная концепция. При этом концепция должна содержать психологическое, философское, социально-педагогическое и дидактическое обоснование для достижения образовательных целей;
  • системность. Это означает, что педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех элементов, целостность;
  • управляемость. Она предполагает возможность проведения диагностики планирования, целеполагания, проектирования образовательного процесса, а также использование различных средств и методов для коррекции результатов;
  • эффективность, то есть педагогические технологии должны быть эффективными не только по своим результатам, но и затратам, и дополнительно гарантировать достижение определенного стандарта обучения;
  • воспроизводимость, что предполагает возможность применения (повторения) педагогической технологии в других похожих ситуациях или однотипных образовательных учреждениях.

Классификация педагогических технологий

Наиболее полно обобщение всех педагогических технологий осуществил Г.К.Селевко, который разделил их на несколько групп.

Разделение осуществлялось по следующим параметрам:

  • по уровню применения. Здесь были выделены общепедагогические, частнометодические и локальные технологии;
  • по философской основе. Выделяют гуманистические и антигуманные, материалистические и идеалистические, научные и религиозные, антропософские и теософские, диалектические и метафизические, свободного воспитания и принуждения и др.;
  • по ведущему фактору психического развития. В частности, были выделены социогенные, биогенные, идеалистические и психогенные технологии. Несмотря на то, что личность является результатом совокупного влияния этих факторов, конкретная технология может учитывать только какой-то один из них. В то же время отсутствует какая-либо «монотехнология», где применялся бы только один фактор, принцип или метод, так как любая педагогическая технология всегда является комплексом этих факторов, методов и принципов. Однако свое название конкретная технология получает от того метода, который в ней является ведущим (основным);
  • по научной концепции усвоения опыта. Здесь выделяются ассоциативно-рефлекторные, гештальттехнологии, бихевиористские, развивающие и интериоризаторские технологии;
  • по ориентации на личностные структуры. В данном аспекте можно выделить операционные технологии (формирование способов умственных действий), информационные (формирование различных умений, навыков и знаний по школьным предметам), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (направлены на формирование нравственных и эстетических отношений), эвристические (позволяют развивать творческие способности), прикладные (ориентированы на развитие действенно-практической сферы) и технологи саморазвития, то есть механизмов по самоуправлению личности;
  • по характеру содержания и структуры. В данном аспекте выделяется множество различных технологий, среди них: обучающие и воспитывающие, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, светские и религиозные, гуманитарные и технократические, отраслевые, монотехнологии и комплексные технологии и др.;
  • по типу организации и управления познавательной деятельности. В данном случае классификация зависит от типа взаимодействия учителя с обучающимся. Взаимодействие может быть разомкнутым (деятельность обучающихся не контролируется и не корректируется), цикличным (предполагает, как контроль со стороны учителя, так и самоконтроль, и взаимоконтроль), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным), а также ручным, когда контакт осуществляется вербальным способом, и автоматизированным (предполагается использование различных учебных средств).

В зависимости от используемого типа взаимодействия определяются следующие виды технологий:

  • классическое лекционное обучение (управление может быть разомкнутым, рассеянным или ручным);
  • обучение с применением аудиовизуальных технических средств (управление – автоматизированное, рассеянное, разомкнутое);
  • обучение при помощи учебной литературы (автоматизированное, направленное, разомкнутое);
  • система «консультант» (ручное, направленное, разомкнутое);
  • система «малых групп», где предполагается использовать дифференцированные способы обучения, а управление может быть цикличным, ручным либо рассеянным;
  • компьютерное обучение предполагает, как автоматизированное, так и направленное, и цикличное управление;
  • «программное обучение», которое предполагает использование заранее подготовленной программы, применяемые виды управления – направленное, автоматизированное, цикличное;
  • система «Репетитор» или индивидуальное обучение, поэтому управление может быть ручным, цикличным или направленным.

На практике большинство педагогов одновременно использует несколько комбинаций предложенных систем, а самыми распространенными являются:

  1. традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Коменского, которая предполагает сочетание лекционных методов изложения материалов и самостоятельную работу учащихся с книгами (дидахография);
  2. современное традиционное обучение, которое предполагает сочетание дидахографии с техническими средствами;
  3. программированное обучение, которое основывается на адаптивном программном управлении с одновременным использованием ряда других видов;
  4. групповые и дифференцированные способы обучения, применение которых позволяет учителю обмениваться информацией со всей группой и одновременно уделять внимание отдельным обучаюшимся, то есть выступать для них в качестве репетитора.

Важным значением в педагогической технологии обладает позиция ребенка, которую он занимает в образовательном процессе, а также отношение взрослых к ребенку.

Существуют следующие типы педагогических технологий:

  1. Авторитарные. Педагогу принадлежит роль «единоличного» субъекта учебно-воспитательного процесса, а обучающемуся – роль «объекта», «винтика». Школьная жизнь жестко организована, инициатива и самостоятельность обучающихся подавляются, активно используются методы принуждения и требований.
  2. Дидактоцентрические. Для них свойственна высокая степень невнимания по отношению к ребенку. Также наблюдается верховенство субъект-объектных отношений педагогов и обучающихся. Основополагающая роль принадлежит обучению, а не воспитанию. Процесс формирования личности происходит посредством использования дидактических средств. Второе название дидактоцентрических технологий – технократические, однако в случае использования данного термина следует понимать, что он отражает в большей степени характер содержания, а не стиль педагогических отношений.
  3. Личностно ориентированные (антропоцентрические). Центральной фигурой школьной образовательной системы является личность ребенка. Для того чтобы она развивалась и реализовывался ее природный потенциал, создаются наиболее комфортные, безопасные и неконфликтные условия. Данная технология под субъектом отношения понимает ребенка, причем именно ему дается приоритет. Цель образовательной системы – это и есть личность ребенка, а не просто способ достижения заданной цели, что и является основным отличием от дидактоцентрических и авторитарных технологий. Для личностно ориентированных технологий свойственно сочетание гуманистической и психотерапевтической направленности, а также антропоцентризма, что направлено на обеспечение творческого и свободного развития ребенка.

Личностно ориентированные технологии разбиваются на три самостоятельных направления:

  1. технологии сотрудничества;
  2. гуманно-личностные технологии;
  3. технологии свободного воспитания.

Гуманно-личностные технологии. Для них свойственна ярко выраженная гуманистическая сущность в единении с психотерапевтической направленностью для того, чтобы помочь личности и поддержать ее в различных ситуациях. Технология подразумевает наличие и проявление всестороннего уважения и любви к ребенку. Также имеется оптимистическая настроенность на веру в творческий потенциал и силы ребенка. Принуждение полностью исключается.

Технология сотрудничества. Выбор делается в пользу демократии, равных и партнерских отношений между обучающимся и педагогом. Их совместными усилиями происходит выработка целей, содержания обучения, оценивание работы в процессе сотворчества и сотрудничества.

Технология свободного воспитания. Подразумевает предоставление ребенку возможности совершать свободный выбор и проявлять самостоятельность в той или иной степени в процессе его жизни. При осуществлении выбора наблюдается не внешнее воздействие, а внутреннее побуждение личности ребенка.

  1. Эзотерические технологии. Их основой является эзотерическое (подсознательное и неосознаваемое знание), т.е. есть Истина и пути, которые ведут к ней. Под педагогическим процессом понимается не сообщение и общение между обучающимся и педагогом, а приобщение к Истине. Ребенку дается роль центра, отвечающего за информационное взаимодействие с Вселенной.

Способ, средство и метод обучения стали основой для определения названий различных имеющихся технологий. Речь идет о догматических, развивающего обучения, репродуктивных, саморазвивающегося обучения, объяснительно-иллюстративных, игровых, творческих, диалогических, проблемного обучения, коммуникативных, творческих и т.п.

В соответствии с категориями обучающихся педагогические технологии могут быть:

  1. массовыми (традиционными) школьными технологиями, в которых расчет делается на среднего обучающегося;
  2. продвинутого уровня. Подразумевается углубленное изучение предметов в школе, гимназии, лицеи, специальных образовательных учреждениях и пр.;
  3. компенсирующего обучения. К ним относятся технологии педагогического выравнивания, коррекции, поддержки и т.д.;
  4. виктимологическими, к каковым относятся олигофрено-, сурдо-, ортотифлопедагогика;
  5. работы с отклоняющимися детьми в массовой школе (это одаренные и трудные дети).

В педагогической практике редко отдается предпочтение монодидактическим технологиям. Преимущественно построение образовательного процесса осуществляется таким образом, что возникает определенная полидидактическая технология. В ней оказываются объединены несколько составляющих частей разных монотехнологий, при этом имеется приоритетная авторская идея оригинального происхождения. Важно то, что в состав комбинированной дидактической технологии могут входить свойства каждой использованной технологии.

Чаще всего комбинированная технология называется в соответствии с основной используемой технологией (монотехнологией), т.е. той, которая больше всего вносит вклад в процесс достижения образовательных целей.

Направления модернизации традиционной системы обучения:

  1. Педагогические технологии, где основная роль принадлежит гуманизации и демократизации отношений между педагогом и ребенком. В них наблюдается процессуальная ориентация и делается ставка на личностные отношения, которые базируются на индивидуальном подходе, сдержанном демократическом управлении и ярко выраженной гуманистической направленностью содержания. В число таковых педагогических технологий входят: система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, технология Е.Н.Ильина, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили и т.п.
  2. Педагогические технологии, основывающиеся на интенсификации и активизации деятельности обучающихся. Речь идет об игровых технологиях, коммуникативном обучении Е.И.Пассова, проблемном обучении, технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова и пр.
  3. Педагогические технологии, основой которых выступает эффективность организации и управления процессом обучения. В данную категорию входят компьютерные (информационные технологии), программированное обучение, групповые и коллективные способы обучения И.Д.Первина и В.К.Дьяченко, технологии дифференцированного обучения Н.П.Гузика и В.В.Фирсова, перспективно-опережающего обучения с применением опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенкова, технологии индивидуализации обучения В.Д.Шадрикова, А.С.Границкой и пр.
  4. Педагогические технологии, которые строятся на методическом усовершенствовании и дидактическом реконструировании учебного материала. К ним относится технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича, укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М.Эрдниева, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология «Диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова и т.п.
  5. Природосообразные технологии, в которых доминирующее значение принадлежит методам народной педагогики, где происходит опора на естественные процессы развития личности ребенка. Яркими примерами являются технология М.Монтессори, обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушниру и т.д.;
  6. Альтернативные. Это технология вероятностного образования А.М.Лобка, вальдорфская педагогика Р.Штайнера, технология свободного труда С.Френе;
  7. Комплексные политехнологии, представленные действующими авторскими школьными системами, в том числе «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Школа-парк» М.Балабана, «Русская школа» И.Ф.Гончарова и пр.

Профессором Ростовского государственного университета В.Т.Фоменко была разработана новая классификация педагогических технологий:

  1. Технологии, где построение образовательного процесса происходит в соответствии с деятельностным принципом

Недостатком традиционного обучения является низкий уровень деятельности обучающегося, направленность на созерцание. Данная технология является своеобразным противовесом, состоящим из нескольких вариантов действий:

  • внешнеречевой план действий;
  • предметный план действий;
  • свернутый (сокращенный) план действий, «про себя».

Преимущественно обучение происходит в словесной форме, что особенно свойственно в старших классах. Для реализации внешнеречевой деятельности обучающихся рекомендуется записывать каждым обучающимся собственную речь на диктофон, а затем ее прослушивать. Следует оказать содействие обучающимся в пересмотре их отношения к выполнению домашней работы (после прочтения сложного материала нужно пересказать понятия, события и факты).

Действия «про себя» означают выполнение таких действий, которые направлены на объединение информации в мозгу ребенка в емкие и объемные категории. Для того чтобы реализовать подобный план, требуется качественная компьютерная оснащенность, так как это помогает управлять мыслительной деятельностью через компьютер, что затем позволит осуществить переход в самоуправление. Обязательным условием является внедрение компьютерных учебных программ, что позволит намного улучить состояние дел.

  1. Технология, функционирующая на построении образовательного процесса на концептуальной основе

Использование концептуальной основы помогает вычленить:

  • единую основу;
  • межпредметные идеи;
  • сквозные идеи курса.

У настоящего учителя уже перед уроком должна быть создана и представлена гибкая модель будущего образовательного процесса. В этой модели следует динамично дозировать содержание, выделяя в нем существенные и менее существенные моменты. Такая умственная модель нужна для того, чтобы дети смогли освоить ключевое понятие, в котором будет охвачено все поле фактов. А это позволит совершить ребенку действия для высокого уровня обобщения.

Реализация рассматриваемой технологии подразумевает, что сквозные идеи образовательного процесса должны быть обязательно вычленены. Такой подход позволяет избежать перекосов в ходе всего учебного курса. Если присутствует перекос на отдельном уроке, то это не страшно. По мнению В.А.Сухомлинского, хорошим считается не тот урок, который был проведен по заранее определенному плану, а тот, в котором при возникновении отклонений от плана педагогу удалость адаптироваться к изменившимся условиям проведения урока. Это означает, что если на одном уроке был совершен перекос в одну сторону, то на другом уроке можно совершить перекос в другую сторону, тем самым восстановив равновесие. Негативный эффект оказывает наличие перекоса всего курса ввиду его масштабности.

Не стоит забывать и о необходимости вычленения идей. Совокупность методов данной технологии позволяет в ходе образовательного процесса обеспечить предоставление особо ценных и межсистемных знаний обучающимся.

  1. Технология, где образовательный процесс строится на крупноблочной основе

Данная технология представляет собой альтернативу технологиям, где делается ставка на последовательность построения обучения. В качестве иллюстрации можно привести такой пример: изучение темы личных, определенно-личных, безличных предложений русского языка осуществляется последовательно в течение ряда уроков. Крупноблочная технология дает обучающимся возможность выявить закономерности и нарастить определенность, так как изучение всех типов безличных предложений может происходить на одном уроке.

Разработкой крупноблочной технологии занимались П.М. Эрдниева и В.Ф.Шаталова. Они предлагают воспользоваться интересными с точки зрения дидактики приемами. К примеру, можно объединить несколько характеристик, правил и определений в одной характеристике или определении, тем самым существенно повысить их информационную емкость.

Для крупноблочной технологии свойственна двухуровневая логическая структура урока: повторение «по связи» происходит в процессе всего образовательного процесса. Фактически, повторение – это своеобразный фон, который позволяет изучать новые материалы.

Крупноблочная технология характеризуется наличием собственных требований к наглядным средствам для обучения. Схемы, диаграммы и чертежи ассоциативно связываются во времени и пространстве. Опорные сигналы основываются на принципах симметрии, полусимметрии и асимметрии.

Материал объединяется в очень крупные блоки, к примеру, 80-100 стандартных тем можно вместить в 7-8 блоков. Это направлено на изменение подхода к организации образовательного процесса. Так, урочная система может заменяться организационным днем, посвященным биологии, литературе, русскому языку и пр., то есть обучающиеся максимально глубоко погружаются в каждый предмет. Если и дальше сдвигать образовательный процесс, то можно заменить учебные дни учебными неделями. Отлично себя зарекомендовало повторение предметных недель 3-4 раза в течение учебного года.

  1. Технология, направленная на построение образовательного процесса на опережающей основе.

Основываясь на принципах классической дидактики, обучение должно происходить от известного к неизвестному, образно говоря, надо идти вперед, оглядываясь назад. Новая дидактическая технология, соглашаясь с возможностью движения от известного к неизвестному, функционирует на принципе перекрестной деятельности педагога. Им используются опережающие эксперименты и наблюдения в качестве разновидности опережающих знаний. Такое опережение направлено на эффективную подготовку обучающихся воспринимать новый материал. Оно позволяет активизировать познавательную деятельности, существенно повысить мотивацию обучения, а также выполнить ряд иных педагогических задач.

Идея опережения, разработанная С.Лысенковой, названа С.Соловейчик гениальной. Вместо используемой в крупноблочной технологии двухлинейной системы, в данном случае применяется трехлинейная система.

В ходе урока, проводимого по опережающей технологии, обучающимся предлагается материал, который был ранее изучен и пройден, а также тот материал, который планируется изучать в будущем. Наблюдается формирование новой дидактической системы понятий, в которых фигурируют частота опережения, дальность/длина опережения. Если опережение происходит в рамках урока, то это ближнее опережение. Опережение в рамках системы уроков носит название среднего опережения, а в рамках учебного курса – межпредметного опережения.

Отличительной чертой опытного и способного педагога является его способность точно осознать настроение обучающихся, а также их уровень стремления заниматься по опережающей технологии.

  1. Технология, где образовательный процесс строится на проблемной основе

Использование распространенных объяснительно-репродуктивных технологий не всегда позволяет предоставить все возможности для саморазвития и развития обучающихся. Они направлены на увеличение и закрепление навыков, знаний и умений, однако приращение развития происходит не всегда. По мнению Л.С.Выготского и Л.В.Занкова, для обеспечения развития обучающегося следует обеспечить введение образовательного процесса в «зону ближайшего развития».

Именно это и является целью проблемного обучения, так как оно ориентируется на наличие особого содержания, для которого свойственны внутренние противоречия и проблемность. Однако этого недостаточно для того, чтобы обучение стало проблемным по характеру.

В сознании обучающихся должны возникать проблемы с объективной необходимостью путем формирования проблемной ситуации.

Особенностью проблемной технологии является необходимость раскрытия тех способов, которые должны привести к проблемному знанию. Это означает, что на каждый урок обучающиеся должны приходить с определенной проблемой.

Важное значение имеет отсутствие линейности в логической структуре проблемного урока. В этом случае структура урока приобретает вид «спирали» или «криволинейности»: при постановке в начале урока проблемы в дальнейшем будут выполняться действия по ее разрешению, в процессе которых будет происходить периодическое возвращение обучающихся и педагога к началу урока, т.е. к моменту постановки проблемы.

  1. Технология, где учебный материал строится на личностно смысловой и эмоционально-психологической основе

Для нее свойственна наименьшая степень научной разработки.

В ходе личностно-смысловой организации процесса обучения должны создаваться эмоционально-психологические установки. Перед изучением, к примеру, теоретического материала педагогом осуществляется воздействие на эмоции обучающихся с помощью ярких образов, что позволяет сформировать у них отношение к будущей теме. Таким образом происходит личностная ориентация образовательного процесса. По мнению В.А.Сухомлинского, под учением понимаются, прежде всего, человеческие отношения, а для настоящего обучения свойственно создание обстановки для «эмоционального пробуждения разума».

В качестве педагогических инструментов для реализации данной технологии используются эмоционально-психологические установки, создаваемые с помощью ярких образов. Это позволяет создать эмоционально-психологический фон, который является фоном для развертывания основного содержания урока. Также технология подразумевает пересечение с методами мозговой атаки, погружения и внушения. Интеллектуальные и нравственные эмоции становятся педагогическим фактором.

  1. Технология, где образовательный процесс строится на альтернативной основе

Данная технология базируется на таком правиле: следует излагать несколько точек зрения, теорий и формировать различные подходы, которые будут восприниматься как истинные. При этом в качестве истины выступает только одна теория или точка зрения, один подход.

  1. Технология, где образовательный процесс строится на ситуативной, в том числе игровой, основе

Ввиду значительного разрыва между академической и практической деятельностью обучающихся технология подразумевает его заполнение деятельностью, которая имитирует реальную действительность. Это направлено на единение образовательного процесса с контекстом реальной жизнедеятельности обучающихся.

  1. Технология, где образовательный процесс строится на основе диалога

До сих пор наблюдается преимущественное использование педагогического монолога перед диалогом с обучающимися. Ценностью диалога является то, что вопросы учителя порождают у обучающихся не только ответы, но и новые вопросы. Взаимодействие педагога и обучающихся осуществляется на равных. Смысл диалога заключается в реализации субъектно-субъектных отношений в процессе урока как в сфере знаний, так и нравственно-этической сфере.

  1. Технология, где образовательный процесс строится на взаимной основе

К ней относятся коллективные способы обучения.

  1. Технологии, где основой являются алгоритмы (М.Ланда)
  2. Технологии, основой которых является программирование (В.П. Беспалько)

Все вышеперечисленные технологии тесно связаны между собой, а условия и результат их применения определяются множеством факторов. Поэтому наиболее полно они раскрываются в руках опытного педагога.

Таблица взаимосвязей по педагогическим технологиям (по В.Т. Фоменко):

Таблица взаимосвязей по педагогическим технологиям

Связь между технологиями по горизонтали – противительная, связь между технологиями по вертикали – соединительная.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1995.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М., 1995.
  3. Бордовский Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н. В.Бордовский. – 2-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2011.
  4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В.; Под ред. В.С.Кукушина. – М.- Ростов н/Д: ИЦ МарТ, 2004.
  5. Виневская А. В. Педагогические технологии: справочник для студентов / А. В.Виневская. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
  6. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М., 2004.
  7. Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. – Ростов н/Д: Изд-во РИПКиПРО, 1999.
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М; 1-1986 с
  9. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1984.
  10. Инновационные обучение: стратегия и практика /Под ред. В.Я.Ляудис. -М., 1994.
  11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.
  12. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н. В.Матяш. – М.: Академия, 2014
  13. Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования / Под ред. Е.С. Полат М., 1998.
  14. Педагогические технологии // В. А. Сластенин / Педагогика. – М.: Академия, 2008.
  15. Педагогика наших дней / Сост. Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова., Краснодар, 1989.
  16. Смирнов С. Технологии в образовании / Высшее образование в России. 1999. № 1. - С. 109-115.
  17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998
  18. Фоменко В.Т. и др. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. – Ростов н/Д: ГНМЦ, 1996.
  19. Фоменко В.Т. и др. Нетрадиционные системы образовательного процесса. – Ростов н/Д: ГНМЦ, 1994.
  20. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1998. №3. - С.21-25.
13.11.2019