Термин «педагогическая технология» активно используется во всех развитых странах. В западной литературе первоначально понятие соотносилось с идеями технизации образовательного процесса, то есть сторонники идеи считали необходимым более широко использовать технические средства обучения. Такое видение понятия сохранялось до 1970-х гг.
В 1970-е гг. активно уже обсуждается идея полной управляемости учебным процессом, что в итоге привело к появлению следующей установки в педагогической практике: выполнение дидактических задач можно организовать только посредством управления учебным процессом. При этом требуется точно определить его цели, а методы и способы достижения цели должны поддаваться четкому описанию и определению.
Это привело к тому, что педагогическая технология стала рассматриваться не только в качестве исследования в области использования различных технических средств обучения. Перед ней возникла новая цель – выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса за счет анализа различных факторов, которые могут повысить образовательную эффективность, а также конструирования и применения на практике приемов и методов с дальнейшей оценкой их эффективности.
В настоящее время в западной педагогической литературе сохранилось две трактовки педагогической технологии, которые применяются наравне друг с другом.
При раскрытии сущности педагогической технологии необходимо учитывать ее системный подход в обучении, который отражен в определении ЮНЕСКО. В соответствии с ним «педагогическая технология» – это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования».
В отечественной педагогической литературе нет четкого мнения о правильности понимания и употребления термина. Так, В. Беспалько определяет ее как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели».
По мнению Б.Т.Лихачева, педагогическая технология представляет собой «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».
М.В.Кларин считает педагогическую технологию «системной совокупностью и порядком функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогически целей».
А вот Г.К.Селевко в педагогической технологии выделяет уже три основных аспекта:
Особенность отечественного восприятия педагогической технологии состоит в том, что в отличие от западного, где оно ограничено сферой обучения, оно соотносится с процессами воспитания и обучения.
Если рассматривать образовательную практику, то для педагогической технологии можно выделить три соподчиненных уровня:
На основе представленных выше определений можно выделить ключевые структурные элементы педагогической технологии:
Кроме того, все педагогические технологии должны соответствовать основным методологическим требованиям:
Наиболее полно обобщение всех педагогических технологий осуществил Г.К.Селевко, который разделил их на несколько групп.
Разделение осуществлялось по следующим параметрам:
В зависимости от используемого типа взаимодействия определяются следующие виды технологий:
На практике большинство педагогов одновременно использует несколько комбинаций предложенных систем, а самыми распространенными являются:
Важным значением в педагогической технологии обладает позиция ребенка, которую он занимает в образовательном процессе, а также отношение взрослых к ребенку.
Существуют следующие типы педагогических технологий:
Личностно ориентированные технологии разбиваются на три самостоятельных направления:
Гуманно-личностные технологии. Для них свойственна ярко выраженная гуманистическая сущность в единении с психотерапевтической направленностью для того, чтобы помочь личности и поддержать ее в различных ситуациях. Технология подразумевает наличие и проявление всестороннего уважения и любви к ребенку. Также имеется оптимистическая настроенность на веру в творческий потенциал и силы ребенка. Принуждение полностью исключается.
Технология сотрудничества. Выбор делается в пользу демократии, равных и партнерских отношений между обучающимся и педагогом. Их совместными усилиями происходит выработка целей, содержания обучения, оценивание работы в процессе сотворчества и сотрудничества.
Технология свободного воспитания. Подразумевает предоставление ребенку возможности совершать свободный выбор и проявлять самостоятельность в той или иной степени в процессе его жизни. При осуществлении выбора наблюдается не внешнее воздействие, а внутреннее побуждение личности ребенка.
Способ, средство и метод обучения стали основой для определения названий различных имеющихся технологий. Речь идет о догматических, развивающего обучения, репродуктивных, саморазвивающегося обучения, объяснительно-иллюстративных, игровых, творческих, диалогических, проблемного обучения, коммуникативных, творческих и т.п.
В соответствии с категориями обучающихся педагогические технологии могут быть:
В педагогической практике редко отдается предпочтение монодидактическим технологиям. Преимущественно построение образовательного процесса осуществляется таким образом, что возникает определенная полидидактическая технология. В ней оказываются объединены несколько составляющих частей разных монотехнологий, при этом имеется приоритетная авторская идея оригинального происхождения. Важно то, что в состав комбинированной дидактической технологии могут входить свойства каждой использованной технологии.
Чаще всего комбинированная технология называется в соответствии с основной используемой технологией (монотехнологией), т.е. той, которая больше всего вносит вклад в процесс достижения образовательных целей.
Направления модернизации традиционной системы обучения:
Профессором Ростовского государственного университета В.Т.Фоменко была разработана новая классификация педагогических технологий:
Недостатком традиционного обучения является низкий уровень деятельности обучающегося, направленность на созерцание. Данная технология является своеобразным противовесом, состоящим из нескольких вариантов действий:
Преимущественно обучение происходит в словесной форме, что особенно свойственно в старших классах. Для реализации внешнеречевой деятельности обучающихся рекомендуется записывать каждым обучающимся собственную речь на диктофон, а затем ее прослушивать. Следует оказать содействие обучающимся в пересмотре их отношения к выполнению домашней работы (после прочтения сложного материала нужно пересказать понятия, события и факты).
Действия «про себя» означают выполнение таких действий, которые направлены на объединение информации в мозгу ребенка в емкие и объемные категории. Для того чтобы реализовать подобный план, требуется качественная компьютерная оснащенность, так как это помогает управлять мыслительной деятельностью через компьютер, что затем позволит осуществить переход в самоуправление. Обязательным условием является внедрение компьютерных учебных программ, что позволит намного улучить состояние дел.
Использование концептуальной основы помогает вычленить:
У настоящего учителя уже перед уроком должна быть создана и представлена гибкая модель будущего образовательного процесса. В этой модели следует динамично дозировать содержание, выделяя в нем существенные и менее существенные моменты. Такая умственная модель нужна для того, чтобы дети смогли освоить ключевое понятие, в котором будет охвачено все поле фактов. А это позволит совершить ребенку действия для высокого уровня обобщения.
Реализация рассматриваемой технологии подразумевает, что сквозные идеи образовательного процесса должны быть обязательно вычленены. Такой подход позволяет избежать перекосов в ходе всего учебного курса. Если присутствует перекос на отдельном уроке, то это не страшно. По мнению В.А.Сухомлинского, хорошим считается не тот урок, который был проведен по заранее определенному плану, а тот, в котором при возникновении отклонений от плана педагогу удалость адаптироваться к изменившимся условиям проведения урока. Это означает, что если на одном уроке был совершен перекос в одну сторону, то на другом уроке можно совершить перекос в другую сторону, тем самым восстановив равновесие. Негативный эффект оказывает наличие перекоса всего курса ввиду его масштабности.
Не стоит забывать и о необходимости вычленения идей. Совокупность методов данной технологии позволяет в ходе образовательного процесса обеспечить предоставление особо ценных и межсистемных знаний обучающимся.
Данная технология представляет собой альтернативу технологиям, где делается ставка на последовательность построения обучения. В качестве иллюстрации можно привести такой пример: изучение темы личных, определенно-личных, безличных предложений русского языка осуществляется последовательно в течение ряда уроков. Крупноблочная технология дает обучающимся возможность выявить закономерности и нарастить определенность, так как изучение всех типов безличных предложений может происходить на одном уроке.
Разработкой крупноблочной технологии занимались П.М. Эрдниева и В.Ф.Шаталова. Они предлагают воспользоваться интересными с точки зрения дидактики приемами. К примеру, можно объединить несколько характеристик, правил и определений в одной характеристике или определении, тем самым существенно повысить их информационную емкость.
Для крупноблочной технологии свойственна двухуровневая логическая структура урока: повторение «по связи» происходит в процессе всего образовательного процесса. Фактически, повторение – это своеобразный фон, который позволяет изучать новые материалы.
Крупноблочная технология характеризуется наличием собственных требований к наглядным средствам для обучения. Схемы, диаграммы и чертежи ассоциативно связываются во времени и пространстве. Опорные сигналы основываются на принципах симметрии, полусимметрии и асимметрии.
Материал объединяется в очень крупные блоки, к примеру, 80-100 стандартных тем можно вместить в 7-8 блоков. Это направлено на изменение подхода к организации образовательного процесса. Так, урочная система может заменяться организационным днем, посвященным биологии, литературе, русскому языку и пр., то есть обучающиеся максимально глубоко погружаются в каждый предмет. Если и дальше сдвигать образовательный процесс, то можно заменить учебные дни учебными неделями. Отлично себя зарекомендовало повторение предметных недель 3-4 раза в течение учебного года.
Основываясь на принципах классической дидактики, обучение должно происходить от известного к неизвестному, образно говоря, надо идти вперед, оглядываясь назад. Новая дидактическая технология, соглашаясь с возможностью движения от известного к неизвестному, функционирует на принципе перекрестной деятельности педагога. Им используются опережающие эксперименты и наблюдения в качестве разновидности опережающих знаний. Такое опережение направлено на эффективную подготовку обучающихся воспринимать новый материал. Оно позволяет активизировать познавательную деятельности, существенно повысить мотивацию обучения, а также выполнить ряд иных педагогических задач.
Идея опережения, разработанная С.Лысенковой, названа С.Соловейчик гениальной. Вместо используемой в крупноблочной технологии двухлинейной системы, в данном случае применяется трехлинейная система.
В ходе урока, проводимого по опережающей технологии, обучающимся предлагается материал, который был ранее изучен и пройден, а также тот материал, который планируется изучать в будущем. Наблюдается формирование новой дидактической системы понятий, в которых фигурируют частота опережения, дальность/длина опережения. Если опережение происходит в рамках урока, то это ближнее опережение. Опережение в рамках системы уроков носит название среднего опережения, а в рамках учебного курса – межпредметного опережения.
Отличительной чертой опытного и способного педагога является его способность точно осознать настроение обучающихся, а также их уровень стремления заниматься по опережающей технологии.
Использование распространенных объяснительно-репродуктивных технологий не всегда позволяет предоставить все возможности для саморазвития и развития обучающихся. Они направлены на увеличение и закрепление навыков, знаний и умений, однако приращение развития происходит не всегда. По мнению Л.С.Выготского и Л.В.Занкова, для обеспечения развития обучающегося следует обеспечить введение образовательного процесса в «зону ближайшего развития».
Именно это и является целью проблемного обучения, так как оно ориентируется на наличие особого содержания, для которого свойственны внутренние противоречия и проблемность. Однако этого недостаточно для того, чтобы обучение стало проблемным по характеру.
В сознании обучающихся должны возникать проблемы с объективной необходимостью путем формирования проблемной ситуации.
Особенностью проблемной технологии является необходимость раскрытия тех способов, которые должны привести к проблемному знанию. Это означает, что на каждый урок обучающиеся должны приходить с определенной проблемой.
Важное значение имеет отсутствие линейности в логической структуре проблемного урока. В этом случае структура урока приобретает вид «спирали» или «криволинейности»: при постановке в начале урока проблемы в дальнейшем будут выполняться действия по ее разрешению, в процессе которых будет происходить периодическое возвращение обучающихся и педагога к началу урока, т.е. к моменту постановки проблемы.
Для нее свойственна наименьшая степень научной разработки.
В ходе личностно-смысловой организации процесса обучения должны создаваться эмоционально-психологические установки. Перед изучением, к примеру, теоретического материала педагогом осуществляется воздействие на эмоции обучающихся с помощью ярких образов, что позволяет сформировать у них отношение к будущей теме. Таким образом происходит личностная ориентация образовательного процесса. По мнению В.А.Сухомлинского, под учением понимаются, прежде всего, человеческие отношения, а для настоящего обучения свойственно создание обстановки для «эмоционального пробуждения разума».
В качестве педагогических инструментов для реализации данной технологии используются эмоционально-психологические установки, создаваемые с помощью ярких образов. Это позволяет создать эмоционально-психологический фон, который является фоном для развертывания основного содержания урока. Также технология подразумевает пересечение с методами мозговой атаки, погружения и внушения. Интеллектуальные и нравственные эмоции становятся педагогическим фактором.
Данная технология базируется на таком правиле: следует излагать несколько точек зрения, теорий и формировать различные подходы, которые будут восприниматься как истинные. При этом в качестве истины выступает только одна теория или точка зрения, один подход.
Ввиду значительного разрыва между академической и практической деятельностью обучающихся технология подразумевает его заполнение деятельностью, которая имитирует реальную действительность. Это направлено на единение образовательного процесса с контекстом реальной жизнедеятельности обучающихся.
До сих пор наблюдается преимущественное использование педагогического монолога перед диалогом с обучающимися. Ценностью диалога является то, что вопросы учителя порождают у обучающихся не только ответы, но и новые вопросы. Взаимодействие педагога и обучающихся осуществляется на равных. Смысл диалога заключается в реализации субъектно-субъектных отношений в процессе урока как в сфере знаний, так и нравственно-этической сфере.
К ней относятся коллективные способы обучения.
Все вышеперечисленные технологии тесно связаны между собой, а условия и результат их применения определяются множеством факторов. Поэтому наиболее полно они раскрываются в руках опытного педагога.
Таблица взаимосвязей по педагогическим технологиям (по В.Т. Фоменко):
Связь между технологиями по горизонтали – противительная, связь между технологиями по вертикали – соединительная.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.