Методика применения дискуссии как одной из информационно-коммуникационных технологий обучения и воспитания
Оценка 4.7

Методика применения дискуссии как одной из информационно-коммуникационных технологий обучения и воспитания

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Методика применения дискуссии как одной из информационно-коммуникационных технологий обучения и воспитания

Основой стратегии современной образовательной политики является переход к построению личностно-ориентированной образовательной среды с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия с обучающимися. А это означает, что приоритет в работе преподавателя отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Это реализуется при применении интерактивных технологий и методов.

В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях и воспитательных мероприятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Обучающийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе

Среди интерактивных технологий обучения и воспитания наиболее известными и часто используемыми являются дискуссия, игровые методы, кейс-метод.

Виды групповых дискуссий и способы их организации

В образовательной практике применяется множество вариантов групповых дискуссий, которые отличаются между собой по цели проведения, содержанию и технике организации. В дискуссии принимает участие минимум два человека, верхней границы не существует, однако оптимальный вариант – 6-8 человек. В таком случае каждый участник получат возможность в полном объеме высказать свое мнение и выслушать точки зрения своих оппонентов. Однако современные техники позволяют включить в обсуждение более 20 человек.

Панельная дискуссия

Ее цель состоит в привлечении к обсуждению проблемы многочисленной группы людей (более 40 человек). Ее особенностями являются:

  • руководитель дискуссии формулирует основную проблему;
  • все участники разделены на группы по 6-8 человек, обычно в аудитории группы расположены по кругу;
  • в каждой микрогруппе выбирается председатель, который будет отстаивать точку зрения этого коллектива;
  • каждая микрогруппа в течение 15-20 минут обсуждает проблему и вырабатывает общее мнение. Далее председатели групп собираются в центре круга и вступают в полемику с другими председателями других групп. Остальным участникам мероприятия не разрешается выступать открыто, однако своему представителю они могут передавать записки, где излагаются новые мысли или тезисы;
  • председатели групп имеют право взять перерыв, что позволяет им проконсультироваться со своими коллегами;
  • обсуждение проблемы заканчивается по истечению определенного времени либо же после принятия общего решения;
  • по окончанию мероприятия председатели групп выполняют критический разбор хода дискуссии.

Успех панельной дискуссии во многом зависит от степени заинтересованности ее участников в решении проблемы, в противном случае высока вероятность переключения обсуждения на посторонние вопросы.

Форум-обсуждение

По целям и механизмам проведения форум во многом совпадает с панельной дискуссией. Разница состоит в том, что в конце мероприятия обмен мнениями происходит между всеми его участниками, а не только председателями групп.

Симпозиум

Является более регламентированным мероприятием, так как предполагает четкий формат проведения. В ходе симпозиума участники выступают с сообщениями по конкретной проблеме, а потом отвечают на вопросы других участников. В большинстве случаев обсуждение ведется через ведущего.

Дебаты

Вся дискуссия строится на противостоянии нескольких участников, которые изначально имеют противоположные взгляды на обсуждаемую проблему.

«Круглый стол»

«Круглый стол» является одной из наиболее распространенных форм проведения дискуссии в образовательной практике. В «Круглом столе» обычно принимают участие 15-25 человек, при этом все имеют равные права. Общее руководство мероприятием осуществляет ведущий, при этом необязательно, чтобы им был преподаватель.

Основная задача «Круглого стола» – рассмотреть проблему с различных сторон, осмыслить ее и выработать совместное решение. Характерная черта мероприятия – сочетание тематической дискуссии с проведением групповой консультации.

Техника «аквариум»

Ее особенность состоит в том, что на дискуссию приглашаются лица, которые имеют между собой острые противоречия, при этом во многих случаях их отношения можно назвать конфликтными.

Такая дискуссия проводится по следующим принципам:

  • основные участники (1-6 человек) вместе с ведущим рассаживаются по кругу и становятся «рыбами». Остальные участники становятся вокруг них и получают название «рыбаки»;
  • «рыбы» вступают в полемику, а «рыбаки» наблюдают за ней и при необходимости задают уточняющие вопросы или дополняют версию одного из участников внутреннего круга. При этом «рыбак», когда дополняет чью-либо версию, должен встать рядом с «рыбой»;
  • после обсуждения одной проблемы участники меняются местами, то есть «рыбы» становятся «рыбаками», а «рыбаки» «рыбами». Оптимальный вариант, если за время дискуссии все участники смогут побывать в статусе «рыб».

«Снежный ком»

Цель такой дискуссии – выработка и согласование мнений всех членов группы. Количество участвующих лиц может достигать 35 человек, при этом всем обычно удается выступить со своим мнением.

Для проведения мероприятия потребуется множество карточек (половина листа А4) и маркеры.

Дискуссия проводится по следующему сценарию:

  • всем участникам раздается по 4-8 карточек на которых предлагается написать свои варианты решения какой-либо проблемы. На каждой карточке разрешается писать только один вариант;
  • далее участники объединяются в пары и выбирают наиболее согласованные предложения-карточки;
  • после этого задача усложняется, так как надо уже объединиться в четверки путем подбора согласованных между собой карточек;
  • на следующем этапе представитель от каждой микрогруппы защищает выработанную точку зрения и приводит в качестве аргументов сохранившиеся на руках карточки. После его выступления другие представители групп могут высказать свое мнение.

На завершающем этапе производится систематизация и классификация всех высказанных предложений, а также выделяются схожие варианты.

Если количество участников превышает 35 человек, то рекомендуется после индивидуальной работы объединяться в тройки, а затем шестерки.

Представление согласованного мнения одной группы лучше всего делать на доске, для чего текст пишется крупными печатными буквами.

«Квадро»

Многие дискуссии являются неконструктивными по причине того, что многие участники не имеют четко сформулированной точки зрения по обсуждаемой проблеме. При помощи метода «Квадро» удается компенсировать этот недостаток и во время дискуссии выслушать уже хорошо аргументированную позицию.

Проведение дискуссии по данной методике предполагает выполнение следующих действий:

  • на доске записывается какой-либо тезис;
  • все участники показывают цифру на карточке «квадро», которая отражает их мнение по сформулированной проблеме, где:

1 – согласен;

2 – согласен, но;

3 – не согласен, но… (либо затрудняюсь ответить);

4 – не согласен.

После этого руководитель мероприятия подсчитывает полученные результаты.

В том случае, если цифры существенно отличаются, то требуется дополнительное обсуждение. Первыми выступают те, кто согласен с выдвинутым тезисом, потом их дополняют лица, указавшие цифру «2» и т.д.

Если в дискуссии участвует большое количество людей, то проработка тезисов может осуществляться в группах.

Если требуется получить мнение участников дискуссии по 10-15 тезисам, то сначала выполняется индивидуальная работа с ними, то есть все участники заполняют анкету в соответствии со своим отношением по каждому тезису.

«Светофор»

Это вариант техники «Квадро». В данном случае каждый участник получает карточки, потом ведущий зачитывает по очереди тезисы, а участники в зависимости от своего мнения поднимают карточку определенного цвета:

  • зеленый – согласен с тезисом;
  • красная – не согласен;
  • желтая – участник сомневается либо воздержался.

При помощи данного метода можно быстро узнать мнение всех участников, а также повысить активность всех участников, так как у многих возникает желание узнать, почему его мнение не совпадает с другими.

После ответов на каждый тезис обычно организовывается дискуссия.

Приоритеты

Цель техники – сопоставление и согласование позиций участников по обсуждаемым вопросам, а также формирование представлений о наличии множества вариантов видения одной и той же темы.

Порядок проведения может быть следующим:

  • Каждому участнику выдается листок с тезисами по обсуждаемой теме. Далее участники должны расположить тезисы в порядке убывания личных приоритетов. В этих целях высказывания оцениваются по 10-балльной шкале. Для выполнения задачи обычно отводится до 10 минут.
  • Участники в зависимости от своих оценок тезисов разбиваются на микрогруппы, в рамках которой они разрабатывают единую систему приоритетов. Если по какому-либо высказыванию не удалось прийти к общему мнению, то такой тезис отмечается особо, при этом все доводы «за» и «против» фиксируются и переносятся для более позднего обсуждения.
  • Общее собрание участников для совместной дискуссии. В рамках данного этапа представители микрогрупп докладывают о своих результатах и о возникших спорных случаях.

В итоге обсуждения все участники должны принять какое-то общее решение, например, выявить, какая из обсуждаемых проблем наиболее актуальна в данный момент.

Одним из вариантов техники может быть случай, когда микрогруппы получают карточки с уже готовыми тезисами, по которым им надо выработать общую позицию. Такой вариант позволяет пропустить индивидуальный этап работы и сделать дискуссию более оживленной.

Еще один вариант состоит в том, что участники получают чистые листы, на которых самостоятельно записывают по 10 важных аспектов какой-либо проблемы. После этого им предлагается свои же тезисы расположить в порядке приоритетности. Далее все анкеты выкладываются на стол, что позволяет другим участникам ознакомиться со всеми результатами. Суть данного варианта состоит в том, чтобы продемонстрировать участникам дискуссии многообразие аспектов темы.

Письменная дискуссия

Предполагает обсуждение темы с визуализацией, для чего на нескольких столах размещаются заранее подготовленные плакаты с начатыми фразами или высказываниями, которые побуждают к дискуссии. Возле плакатов также должны лежать маркеры. Участники проходят все столы и записывают свое мнение возле каждого высказывания. После этого все плакаты вывешиваются для всеобщего ознакомления.

Оптимальный вариант, если для обсуждения выносятся злободневные вопросы, которые способствуют активации дискуссии.

«Круги»

Проводится в целях актуализации проблемы и обмена опытом и знаниями по определенной теме.

Проведение осуществляется в несколько этапов:

  • Все участники разбиваются на пары, после чего они встают лицом друг к другу, в результате должно быть образовано два круга – внутренний и внешний.
  • Пары ведут диалог между собой по заданной теме, а после того как ведущий подает команду, то происходит смена партнеров.
  • Новым парам предлагается уже новая тема обсуждения.

Для того чтобы не пропал интерес к обсуждению, каждый участник обсуждает максимум до 6 тем.

Желательно, чтобы участники записывали результаты своих обсуждений на отдельные карточки, что позволит в дальнейшем более продуктивно проводить общее обсуждение.

Работу лучше начинать с обсуждения общего характера, постепенно вопросы становятся более точными и личными, поэтому и время для обсуждения увеличивается.

Разновидность техники – когда после обсуждения последней темы участники формируют группы по 4 человека и прорабатывают определенную тему в соответствии с полученным от преподавателя заданием.

Для более эффективного проведения дискуссии следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • метод лучше всего подходит для обсуждения тем, по которым участники имеют определенные знания;
  • продолжительность диалогов должна составлять 5-15 минут, что позволит каждому участнику высказать свое мнение.

«На линии огня»

Данный вид дискуссии преследует цель активизации противоречий с одновременным оживлением затянувшихся обсуждений.

Основные правила проведения мероприятия:

  • Участники располагаются в две шеренги лицом друг к другу. В образовавшихся парах один участник отвечает за аргументы «за», второй – за аргументы «против».
  • Дискуссия начинается одновременно во всех парах, тему формулирует ведущий (преподаватель). Каждый в паре должен играть свою роль приводить доводы либо в пользу, либо против высказанного тезиса.
  • «Противостояние» длится 3-4 минуты, после чего участники пары меняются ролями и теперь должны отстаивать уже противоположную точку зрения.

Во время общего обсуждения поднимаются такие вопросы, как:

  • какие аргументы наиболее часто использовались?
  • был ли достигнут компромисс?
  • удалось ли вам убедить своего оппонента?
  • чью сторону было проще отстаивать и почему?

Дискуссия может проводиться как спонтанно, так и предполагать время для подготовки сторон, для чего предоставляются соответствующие информационные материалы. Также изначально можно разделить участников на два противоборствующих лагеря и затем уже на протяжении дискуссии не менять позиции участников. Это позволит более тщательно проработать тему и обсудить большее количество спорных вопросов. По завершению проводится общее открытое обсуждение.

Особенностями классического варианта техники «На линии огня» являются:

  • одновременное участие всех лиц, привлеченных к мероприятию;
  • в связи с тем, что все говорят одновременно, то многим людям проще высказаться в такой ситуации;
  • мероприятие обычно проходит весело и шумно;
  • многие участники попадают в ситуацию замешательства, так как им предлагается отстаивать точку зрения, которую они не разделяют.

«Идейная карусель»

Цель мероприятия состоит в организации последовательного обсуждения определенных вопросов с дальнейшей выработкой общего решения.

Из материалов потребуется только листы бумаги.

Ход дискуссии:

  • Участники делятся на микрогруппы (4-5 человек) и каждому ее члену раздается по листу бумаги. Затем ведущий формулирует общий для всех вопрос, а участники без обмена мнениями записывают свои формулировки.
  • Через несколько минут участники передают свои листы по кругу. Далее каждый участник должен дополнить мысль своего коллеги собственными формулировками, которые не должны совпадать с уже написанной на листе информацией. Работа заканчивается, когда все листы в микрогруппе пройдут по кругу.
  • В каждой микрогруппе происходит обсуждение написанных ответов, по результатам которого составляется итоговый список наиболее важных ответов.
  • Организация обмена мнениями между микрогруппами. В том случае, если озвучиваемая формулировка не вызывает возражений со стороны других участников дискуссии, то она включается в итоговый список.

Один из вариантов проведения «Идейной карусели» заключается в том, что формирование списка микгрогруппы осуществляется путем обсуждения проблемы, то есть запись делается, только когда все ее члены согласны с предложенной формулировкой. После этого лист передается другой микрогруппе, которая также фиксирует свое мнение на листе. Такой подход позволяет за одно мероприятие обсудить несколько проблем и выработать по ним единое мнение.

Ролевая дискуссия

Данный формат проведения дискуссии предполагает обсуждение проблемы в соответствии с определенными ролями, которые присваиваются заранее каждому участнику мероприятия. При этом каждый участник знает только свою роль и не должен догадываться о ролях других.

Цель мероприятия – выявление ролевых позиций, их сильных и слабых сторон, а также определение значимости роли в определенной ситуации.

Ход проведения дискуссии:

  • Обозначается тема и распределяются роли, их характеристики можно записать на карточках или рассказать устно. Для повышения эффекта участнику можно дать не свойственную ему роль, что позволит лучше прочувствовать его сильные и слабые стороны. Время подготовки – 10-15 минут.
  • Дискуссия между основными участниками, получившими роли, длится до 15 минут. Остальные действующие лица должны угадать, кто какую роль исполнял и по каким признакам они сделали такие выводы.
  • Допускается проведение нескольких раундов дискуссии, в ходе которых участники меняются ролями или разыгрывают другой сценарий.

Варианты ролей:

  • организатор, который должен стремиться побудить остальных участников дискуссии высказаться по обсуждаемой проблеме. В его задачи также входит подведение промежуточных и окончательных итогов. Организатор высказывает свою позицию последним;
  • «соглашатель». Он соглашается со всеми предложенными точками зрения, главное его задача заключается не в поиске оптимального решения, а обеспечение бесконфликтных взаимоотношений между всеми участниками;
  • «оригинал». Не ввязывается в спор, но периодически выдвигает парадоксальные предложения, понятные только ему одному. В общий разговор вмешивается не более пяти раз;
  • «заводила». Участник должен с самого начала дискуссии постараться захватить инициативу в обсуждении и склонить всех ее участников к своему мнению. Он никого не слушает, особенно если мнение другого лица не совпадает с его собственными суждениями. Напорист и эмоционален, эмоции в основном положительные;
  • «спорщик». Его задача – встречать все предложения в штыки и отстаивать противоположные точки зрения;
  • «молчун». Участник с этой ролью должен стараться избегать прямого ответа на заданные ему вопросы, и никто до конца не должен понять, какого мнения он придерживается;
  • «деструктор». Он постоянно отвлекает от обсуждения, для чего может начать громко разговаривать, перебивать выступающего, отвлекать участников различными способами.

Задачами наблюдателей могут являться:

  • фиксирование удачных моментов дискуссии;
  • отслеживание логики дискуссии;
  • наблюдение за поведением конкретного человека;
  • выявление факторов, которые помогали/мешали проведению дискуссии.

В процессе организации мероприятия ее участникам следует еще раз напомнить, что в ее ходе все играют определенные роли, поэтому следует отделять личность обучающегося от той роли, которую он в данный момент играет. В этой связи не допускается переход на личности, насмешки, острые и обидные высказывания в адрес того или иного участника.

«Мыслительные шапки»

Технология является разновидностью ролевой дискуссии. Отличие состоит в том, что участники не исполняют роли, а участвуют в обсуждении в соответствии с заранее установленной мыслительной стратегией.

Цель мероприятия – отработать умения видеть и принимать различные мыслительные подходы к решению какой-либо проблемы.

Для проведения дискуссии потребуется дополнительный материал, включая 5 шапок или эмблем из цветной бумаги, бумага для записи, плакаты, мел, который потребуется для очерчивания внешнего и внутреннего кругов.

Каждый цвет шапки символизирует свой подход к анализу проблемы:

  • белый – символ «нейтральных» фактов, цифр и информации, то есть аргументация осуществляется за счет «веса фактов»;
  • черный – символ трудности, невозможности решения, то есть приводятся негативные оценки для доказательства определенной точки зрения;
  • красный – эмоции и чувства, предполагает использование интуиции и догадок, в том числе позитивные и негативные;
  • желтый – оптимизм, радость жизни, символизирует позитивизм и конструктивизм;
  • голубой – холодная удаленность. Символ контроля не только над собой, но и другими «шапками», то есть владелец шапки должен держать внутренний стержень дискуссии.

Вместо шапок могут использоваться и эмблемы аналогичного цвета.

Ход проведения:

  • участники выбирают себе шапки и тем самым обозначают свою линию поведения во время дискуссии;
  • первый раунд проводится после непродолжительной подготовки. Время проведения одного раунда – до 10 минут, после чего участники меняются шапками. Обычно проводится 2-3 раунда;
  • остальные участники мероприятия наблюдают за ним из внешнего круга. Им могут даваться разнообразные задания, включая отслеживание качества аргументации каждой из «шапок», применение ими невербальных средств общения, влияние смены позиции на отдельных спорщиков.

В качестве варианта можно разбить участников дискуссии на несколько групп и каждой присвоить свой цвет. В течение определенного времени в микрогруппах готовится выступление, а затем один из спорщиков отстаивает мнение своей группы.

«Позиции»

Основная цель дискуссии – осуществление невербального обмена мнения.

Дискуссия проводится следующим образом:

  • Участники становятся в центр аудитории. Затем ведущий говорит, что один угол помещения предназначен для положительных ответов, а противоположный – для отрицательных. Участники высказывают свое отношение к высказываемым тезисам ведущего за счет своего перемещения в один из углов.
  • После того как участники выберут один из углов, ведущий задает кому-либо вопрос, почему был выбран тот или иной угол. Все объяснения выслушиваются без каких-либо объяснений и комментариев. Затем формулируется следующий тезис и т.д.

Если требуется разнообразить дискуссию и наполнить ее эмоциями, то можно разрешить комментировать высказывания других участников, а также разрешить переходить в лагерь «противника», если их аргументы показались более весомыми.

Методика «Позиции» изначально не предполагает активное обсуждение проблемы, так как основная ее задача – выслушивание других мнений и принятие их как данности. Это позволяет участникам увидеть разнообразие точек зрения на одну и ту же проблему.

Для того чтобы исключить «давление толпы», необходимо готовить такие тезисы, которые были бы восприняты участниками на основе их личного отношения.

«Мозговой штурм»

Метод известен еще с 1930-х годов, когда его основы впервые сформулировал А.Осборн. Основное преимущество метода – свободная форма дискуссии с одновременным включением в нее всех членов группы.

Техника отлично подходит для коллективного решения проблем, когда требуется сгенерировать несколько идей, произвести их отбор и критически проанализировать.

Эффективность «мозгового штурма» достигается за счет того, что при коллективной работе рождаются идеи более высокого качества, при этом каждая идея дорабатывается совместными усилиями. В результате она улучшается и становится более конструктивной. Также нельзя тормозить процесс творческого мышления.

Проведение «мозгового штурма» можно разделить на три этапа:

  • Подготовительный. Его можно разбить на отдельные компоненты:
  • решение организационных вопросов, включая подготовку помещения, доски или транспаранта, создание макета объекта, который планируется улучшить, распределение ролей;
  • разработка вопросов для участников мероприятия;
  • представление участников, ознакомление их с регламентом и правилами проведения «мозгового штурма». Для наглядности правила можно вывесить на видное место;
  • распределение участников на «аналитиков» и «генераторов». В «генераторы» обычно включают людей с яркой фантазией, способных выдвигать и развивать как свои, так и чужие идеи. Аналитики – это специалисты, которые могут провести критический анализ предложенных идей, их основная задача – развитие выдвинутых идей, их обобщение и проведение экспертизы.
  • определение секретаря мероприятия, который будет фиксировать все мысли и тезисы участников «мозгового штурма»;
  • проведение интеллектуальной разминки, которая должна помочь участникам избавиться от психологических барьеров и стереотипов. Обычно разминка проводится в форме поиска ответов на оригинальные и неожиданные вопросы.
  • Этап генерирования идеи. Он обычно занимает до 20 минут и в его ходе может быть выдвинуто более 100 идей, каждая из которых должна быть записана. Автор каждой идеи имеет в своем распоряжении до 30 секунд для того, чтобы дать краткий комментарий своей идеи.
  • Заключительный этап, во время которого проводится анализ идей. Его продолжительность обычно составляет около 45 минут и включает в себя несколько стадий:
  • подготовка отредактированного списка идей;
  • проведение критической оценки каждой идеи и составление их рейтинга;
  • выбор наиболее оптимальных идей, главный критерий отбора – минимум критических замечаний;
  • анализ и оценка работы всех участников дискуссии.

«Мозговой штурм» проводится в группе из 6-10 человек, если участвует большее количество людей, то целесообразно разделить участников на несколько микрогрупп по 6-8 человек. При наличии микрогрупп на заключительном этапе каждая из них предлагает свой вариант решения проблемы. Продолжительность всего мероприятия – 1,5-2 часа.

Для принятия группового решения рекомендуется составлять таблицу критериев:

Критерии

Идеи

Выгода для образователь­ного учреждения (до 3 баллов)

Эффективность данного варианта решения проблемы (до 3 баллов)

Стоимость реализации идеи (до 3 баллов)

Возмож­ность реа­лизации предложенного варианта решения (до 3 баллов)

Общая сумма баллов

1-я группа

 

 

 

 

 

2-я группа

 

 

 

 

 

3-я группа

 

 

 

 

 

После заполнения таблицы выбирается предложение, набравшее большее количество баллов.

При проведении «мозгового штурма» необходимо придерживаться следующих правил:

  • Отсутствие любой критики:
  • все выдвигаемые идеи не должны критиковаться, не допускаются иронические замечания. Все высказывания записываются без каких-либо изменений, при этом не производится их оценка;
  • не допускается высмеивание чьей-либо идеи, как и не допускается чрезмерное покровительство какому-либо тезису;
  • не допускается демонстрация критического отношения к идее посредством невербальных жестов, в том числе мимики.
  • Поощрение предлагаемых идей:
  • одобряются абсолютно все идеи, при этом поощряются самые неординарные высказывания;
  • презентация идеи должна осуществляться при помощи коротких высказываний.
  • Соблюдение равноправия всех участников. Для этого необходимо:
  • чтобы каждый участник чувствовал себя комфортно и был уверен в том, что его предложение будет обязательно рассмотрено;
  • установить порядок выдвижения идей, то есть каждый участник дискуссии высказывает свою идею в порядке очереди. Одновременно это позволит привлечь к обсуждению всех участников мероприятия;
  • положительно относиться к тому факту, что кто-то может пропустить свою очередь при выдвижении идеи.
  • Свобода ассоциаций и творческого воображения, что проявляется в следующих аспектах:
  • отсутствие каких-либо запретов во время мероприятия;
  • все идеи должны быть обязательно рассмотрены;
  • ранее высказанные идеи могут развиваться другими участниками;
  • разрешается высказывание идей без их обоснования;
  • допускается выдвижение даже самых фантастических и оригинальных идей.
  • Творческая атмосфера во время дискуссии. Для этого:
  • между всеми участниками поддерживаются демократические и дружественные отношения;
  • разрешается и даже поощряется юмор;
  • руководитель должен создать атмосферу максимального психологического комфорта.
  • Обязательная фиксация всех идей. Для этого можно выделить нескольких секретарей, которые записывают идеи на доску, магнитофон, флипчарт. При этом нельзя просить повторить или уточнить формулировку, так как это может затормозить творческий процесс.
  • Время для инкубации, то есть не следует сразу же приступать к анализу наработанных идей. После генерирования идей необходимо дать время для отдыха, за время которого участники успевают обдумать зафиксированные идеи и рассмотреть альтернативные подходы к решению проблемы.

Дискуссия как форма проведения занятий

Дискуссия является одной из самых востребованных форм проведения занятий. Довольно часто она возникает стихийно, а имеющиеся дидактические недостатки полностью перекрываются насыщенным содержанием. Если же мероприятие проводится во внеучебное время, то оно предполагает постановку целей и выбор оптимальной модели общения.

Выбор методики зависит от проблемы, которую предстоит решить.

  1. Проблема состоит в том, что необходимо разработать план мероприятий для группы, найти новые способы организации командной работы.

В данном случае задача состоит в максимальной активизации всех участников мероприятия и выработать решение, которое устроит всех членов группы.

В зависимости от существующей проблемы в группе определяется соответствующая методика. Рассмотрим несколько вариантов.

  • Проблема заключается в необходимости разработки плана мероприятий для класса, поиска новых идей, организации командной работы.

Задача – максимально активизировать всех участников класса и принять оптимальное для всех решение. В этом случае наиболее эффективным методом является мозговой штурм.

  1. Наличие множества мнений по политическим вопросам, вопросам морали, образования, социальной сферы, образования и другим макро- и микропроблемам. Для решения таких задач наиболее эффективно проводить Парламентские дебаты.

В их основу можно положить модель реального парламента, в котором имеется две стороны – правительство и оппозиция. Цель правительства заключается в том, чтобы отстоять какой-либо проект, а оппозиции – его опровергнуть. В игре принимают участие только две команды.

Во время дискуссии правительство наделяется правом внесения любого тезиса для обсуждения, если он касается дискуссии и является достаточно справедливым для того, чтобы было возможно осуществлять дебаты за обе стороны. В свою очередь оппозиция обязана отвечать на каждый тезис правительства.

Во время дебатов командам запрещается менять формулировки своих позиций и приведенных аргументов. В ходе выступления какого-либо участника его оппоненты могут задать ему любой вопрос или прокомментировать его выступление (не более 15 секунд). Однако на первой и последней минуте речи перебивать оппонента запрещается.

В заключительных речах участники не могут приводить дополнительные аргументы в пользу своего мнения, также запрещается комментировать речи или задавать выступающему вопросы.

Регламент проведения дебатов может быть следующим:

  • выступление премьер-министра, затем выступает лидер оппозиции, а после него член правительства:
  • выступление члена оппозиции, затем лидера оппозиции с критикой позиции правительства, после чего выступает с опровержением премьер-министр.

Время выступления участников оговаривается заранее, в большинстве случаев на речи отводится не более 6 минут. Если участники отличаются высоким уровнем подготовки, то время выступления может быть увеличено.

Победа достается той команде, которая более аргументированно отстаивала свою позицию и опровергала мнение своих оппонентов. При оценке выступления спикеров рекомендуется обращать внимание на следующие аспекты:

  • структура и логичность построения речи;
  • глубина и степень доказательности аргументов;
  • культура речи, ее эмоциональность и корректность.

Основанием для присуждения поражения одной из команд могут служить следующие факторы:

  • ведение трюизма (для правительств), то есть использование выражения или утверждения, которое изначально является истинным и поэтому с трудом опровергается. Примером трюизма могут служить такие выражения: «вы можете сесть на этот стул», «каждый человек нуждается во сне»;
  • применение специальных знаний (для правительства);
  • согласие с тезисом правительства (для оппозиции);
  • использование новых аргументов в заключительной речи (для двух команд);
  • некорректное поведение в отношении судьи или представителя команды соперника (для двух команд).

Во время дебатов на премьер-министра возлагается задача по точной формулировке тезисов правительства. Член правительства должен опровергнуть позицию своих соперников.

Лидер оппозиции выдвигает философию своего движения, опровергает аргументы премьер-министра и излагает свое видение проблемы. Член оппозиции во всем поддерживает своего лидера, но одновременно должен выдвинуть новые контраргументы.

  1. Дискуссия по выявлению и коррекции существующих ценностей и стереотипов. Она проводится в целях знакомства с мировоззренческими установками членов определенной группы.

Вначале ведущий рассказывает участникам о пространственном делении комнаты на три зоны: зона «Да», «Нет, и «ZERO», то есть используется техника «Позиции».

После каждого озвученного тезиса ведущий интересуется причинами выбора определенной зоны.

По окончанию мероприятия осуществляется обмен мнениями, который способствует установлению большего взаимопонимания в коллективе.

  1. Ролевая игра. Она обычно имеет этико-психологический характер и требует тщательной предварительной подготовки участников. Кроме выбора темы заранее необходимо выбрать модель игры. Наиболее распространенный вариант – суд, в котором присутствуют обвиняемые, адвокаты, прокурор, свидетели и т.д. Также часто используется модель диспута, в котором участники одевают маски каких-либо художественных персонажей.

Вне зависимости от вида дискуссии ее проведение способствует повышению уровня культуры внутри группы, а также снижает возможность возникновения межличностных конфликтов.

Список литературы:

  1. Волкова, М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006.
  2. Гузеев, В.В. Образовательная технология от приема до философии / В. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996.
  3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л., Соколова Е.И. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. Караковского В.А. и др.-М.: 1999
  4. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. Спб.: КАРО, 2006.
  5. Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология / А. А. Остапенко. М.: Нар. образ., НИИ шк. техн., 2005.
  6. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
  7. Поляков С.Д. Технологии воспитания: учебно-методическое пособие / С.Д.Поляков. – Москва: Владос, 2003 (Библиотека руководителя образовательного учреждения)
  8. Питюков В.Ю Основы педагогической технологии. - М.:1997
  9. Подласый, М. П. Педагогика / М. П. Подласый. М.: Высшее образование, 2007. (Основы наук).
  10. Радугин, А. А. Педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов / А.А. Радугин. М.: Центр, 2002.
  11. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. М.: НИИ шк. техн., 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  12. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. М.: НИИ шк. техн. 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  13. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К. Селевко. М.: НИИ шк. техн., 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».).
  14. Селиванова, Н.Л. Школьный класс / Н.Л. Селиванова. М., 1988.
  15. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике. -В-д.: Перемена, 2006.
  16. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. общество России, 1998.
  17. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005.
  18. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2000.
13.11.2019