Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов
Оценка 4.6

Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов

Специалисты отмечают, что структура, а также само содержание учебно-методического комплекса для обучения иностранному языку должны отвечать системному принципу построения процесса обучения. Это значит, что дидактические материалы должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Учебно-методический комплекс должен состоять из базового учебника и дополнительных материалов.
  2. Желательно, чтобы учебно-методический комплекс содержал аудиоматериалы, которые записаны носителями языка. Это необходимо, чтобы дети научились воспринимать и понимать иностранный язык на слух.
  3. Каждый методический комплекс должен включать в себя рабочие тетради. Задания и упражнения в них должны полностью соответствовать тем темам, которые дети проходят на занятиях с педагогом.
  4. Педагог к каждому уроку должен обладать дополнительными демонстрационными материалами (изображениями, схемами, карточками и интерактивными дисками). Учебно-методический комплекс для учеников начальной школы должен предлагать пособие и для родителей. Это необходимо, чтобы взрослые могли оказать детям помощь при подготовке домашнего задания.
  5. Каждый учебно-методический комплекс должен содержать руководство для педагога. Такое руководство включает в себя пояснения, как можно использовать ту или иную методику в процессе преподавания иностранного языка.

Структура учебно-методического комплекса для начальной школы

Содержание учебника иностранного языка для учеников начальной школы должно быть выстроено с учетом нескольких требований:

  1. Первый раздел учебника должен быть посвящен фонетике. Он включает в себя пошаговые целевые упражнения. Обучение фонетике должно происходить системно, как и обучение грамматике. Учебный процесс лучше начинать с изучения таких фонетических форм, которые имеют аналогии в родном языке и постепенно переходить к более сложным звукам и их сочетаниям. Для этого УМК по иностранному языку для младших школьников обязательно должен содержать дополнительные аудио и видео материалы. Важно помнить, что постановка правильного произношения звуков на начальном этапе обучения иностранному языку имеет огромное значение. На более поздних сроках достаточно сложно бывает исправить неправильно заученные звуки. Поэтому в первых классах начальной школы педагог должен уделять максимум внимания отработке фонетики с учениками.
  2. Следующий раздел должен содержать обучающие темы, упражнения и правила, которые способствуют закреплению фонетических правил иностранного языка. Кроме того, они должны знакомить ребенка с базовой лексикой. Важно, чтобы задания и правила сопровождались красочными иллюстрациями.
  3. В конце учебника могут быть размещены дополнительные материалы. Это может быть словарь, содержащий слова, с которыми знакомился ребенок при изучении основных тем.

Важно, чтобы рабочая тетрадь соответствовала материалу учебника. Помимо этого, в ней могут содержаться дополнительные материалы. Например, это могут быть задания по описанию собственной внешности, задания на оценку собственных успехов ребенка.

Книга для родителей должна повествовать о том, как ведется деятельность педагога по развитию различных видов речевой деятельности. Какие могут быть использованы приемы, дополнительные материалы. Какими информационными средствами можно воспользоваться, чтобы помочь ребенку (сайты, игры, мультфильмы и фильмы на изучаемом языке)

Структура учебно-методического комплекса для средней школы

Структура учебно-методического комплекса для учеников средней школы должна быть логическим продолжением УМК для начальной школы. Главное условие – учебный материал должен быть ориентирован на старшую возрастную группу.

УМК может состоять из базового учебника, рабочих тетрадей, дополнительных аудиоматериалов к учебнику. Кроме того, в него должно входить руководство для учителя и дополнительные наглядные материалы (карточки, схемы, рисунки, таблицы, интерактивные диски и др.). В средней школе педагог может не только увеличить объем учебного материала по иностранному языку, но и мотивировать ребенка к его усвоению. К сожалению, на средней ступени обучения в расписании детей появляется много интересных предметов, а, значит, на изучение иностранного языка в школе остается немного времени.

В средней школе, по-прежнему, при изучении нового лексико-грамматического материала с детьми учитель должен использовать игровыми методами и иллюстрированным материалом.

При переходе к академическим формам преподавания иностранного языка важно не торопиться. Желательно, чтобы в конце учебника содержалась обобщающая таблица, которая бы помогала детям изучать новые грамматические правила. В конце базового учебника или в отдельном пособии должен быть собран весь теоретический материал по грамматике, изложенный в кратком виде на русском языке, чтобы ребенок всегда имел возможность повторить правила или разобраться в них самостоятельно.

Пройденный материал должен отрабатываться в рабочих тетрадях посредством творческих заданий. Желательно, чтобы задания дифференцировались по уровню сложности (для тетей, которые справляются с заданиями, и для таких учеников, которым требуется больше времени). При работе с учениками средней школы целесообразно совмещать сразу несколько видов речевой деятельности – говорения, чтения, письма, аудирования.

Учебно-методический комплекс для старшей школы

Комплект УМК для старшей школы должен быть логичным продолжением комплектов других уровней по своей структуре, но отличаться по содержанию. Старшеклассники должны выбирать профиль обучения. Поэтому у них должна быть возможность изучать иностранный язык на базовом и углубленном уровне.

При изучении иностранного языка на базовом уровне, старшеклассник должен иметь возможность поддерживать уровень владения языком, которого он достиг при обучении в начальной и средней школе. Желательно, чтобы задания были оформлены в формате единого государственного экзамена.

Углубленный уровень предполагает развитие у ребенка языковых навыков и готовности продолжать изучение иностранного языка в образовательных учреждениях высшей школы.

Список литературы:

  1. Апальков В.Г. Английский язык. Рабочая программа. 5-9 классы — Режим доступа: http://school6.tgl.ru/old/who/program/engl_5_9.pdf
  2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема выбора школьного учебника М.: Русский язык, 1977 — 288 с.
  3. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2012. — Серия «Стандарты второго поколения».
  4. УМК по английскому языку «Английский в фокусе» («Spotlight») — Режим доступа: https://catalog.prosv.ru/category/1?filter%5B5%5D=91
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования — Режим доступа: https://fgos.ru/
  6. Якушев М.В. Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка. «Иностранные языки в школе» — 2001, № 1. — c. 16-23.
13.11.2019