Анализ учебно-методического комплекса по английскому языку «Enjoy English».
Оценка 4.6

Анализ учебно-методического комплекса по английскому языку «Enjoy English».

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Анализ учебно-методического комплекса по английскому языку «Enjoy English».

УМК «Enjoy English» — это завершенный курс английского языка для массовой школы, обеспечивающий преемственность между начальной, средней и старшей ступенями обучения. Включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки к использованию в общеобразовательных учреждениях. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Название учебника: «Enjoy English» (Английский с удовольствием). Авторы: М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева. Предмет: иностранный язык (английский). Класс: 1-4. Издательство: «Титул». Статус: рекомендовано. Тип образовательного учреждения: общеобразовательное. Завершенность предметной линии: завершена.

Состав УМК:

  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • книга для учителя;
  • аудиоприложение (CD MP3);
  • обучающие компьютерные программы;
  • интерактивные плакаты.

УМК полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и Программе начального общего образования, которые гарантируют:

  • равные возможности получения качественного начального общего образования;
  • обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, овладение учащимися духовными ценностями и культурой многонационального и поликонфессионального народа России;
  • создание условий для индивидуального развития всех учащихся;
  • обучение в рамках системно-деятельностного подхода;
  • использование коммуникативного метода обучения;
  • развитие универсальных учебных действий (УУД);
  • формирование межкультурной компетенции.

Учебник построен на реальных аутентичных ситуациях. Уроки в «Enjoy English» — это отдельное маленькое приключение. Например, когда изучают домашних животных, то играют в журналистов, готовящих репортаж с фермы; когда изучают диких животных - играют в зоопарк. У каждого урока есть свой сюжет. Каждый урок — небольшое путешествие или представление артистов «театра». Таким образом, еще в самом начале, когда учитель дает установку на урок, он ставит цель. И, конечно же, чтобы этой цели достичь, ученикам надо совершить ряд последовательных действий. Если они готовят репортаж, им надо:

  • узнать, как называются животные;
  • научиться узнавать их по иллюстрациям;
  • научиться произносить слова и т.д.

Таким образом, деятельность, помимо чисто речевой функции, приобретает более широкое значение. Она превращается в приключение, но в то же время ребенок видит конечную цель. Упражнения позволяют эту цель четко соблюдать за счет того, что прописана последовательность шагов.

УМК предполагает, в соответствии с ФГОС, включение учащихся в диалог культур России и англоговорящих стран. Дети с начальных страниц учебника попадают в мир англоязычных героев и в игровой форме начинают знакомиться с культурой стран изучаемого языка. С первого урока ученики знакомятся с английскими словами, похожими по звучанию на русские (lamp, piano, sofa, sportsman…), наглядно убеждаясь, что между нашими языками есть «мостик», хоть и маленький, но очень важный.

Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку предполагает широкое привлечение лингвострановедческих материалов, которые дают учащимся возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с культурой, бытом, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным.

В учебниках много аудитивных упражнений. Школьники учатся понимать на слух тексты монологического и диалогического характера, построенные на знакомом лексико-грамматическом материале: небольшое простое сообщение, беседа героев учебника, стихи, рифмовки, песни (тексты песен простые и понятные, музыка легко запоминается). Проверка понимания содержания услышанного происходит в разных формах: учащимся предлагается ответить на вопрос, заполнить таблицу, найти героя на картинке и назвать его, составить о герое рассказ, исправить его утверждения, закончить предложение и т.д. При выполнении этих упражнений используются иллюстрации учебника или слайды компьютерной программы.

Обучение лексике происходит комплексно: введение и семантизация лексических единиц, выполнение системы упражнений, направленных на употребление этой лексики на уровне словосочетания, предложения и сверхфразового единства. Кроме того, большое внимание уделяется дозировке лексики (не более 6 слов за урок во втором классе) и ее повторяемости. Одним из самых эффективных способов семантизации является наглядность (изобразительная, предметная, деятельностная), в УМК «Enjoy English» предусмотрено использование всех ее видов.

Как прием формирования основы грамматических действий используется грамматическое моделирование. В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг с различными дополнительными элементами), а также некоторые «живые» сказочные герои. Все новые правила в учебнике представляет «Мr. Rulе».

Многие материалы учебника способствуют духовно-нравственному развитию ребенка: диалоги этикетного характера, обсуждение ситуаций, требующих морального выбора, развития умения избегать конфликтов, вести себя обдуманно и учитывать мнение окружающих.

Технология формирования у детей техники чтения в УМК «Enjoy English-2» учитывает школьный опыт учеников в изучении родного языка, возрастные особенности второклассников, дает осознанные овладения техническими навыками чтения, опирается на родной язык, ориентирована на развитие способности к общению. При обучении технике чтения используется подход «от буквы к звуку», который считается не очень эффективным. Но знакомство с буквами происходит на протяжении всего устного периода (первого полугодия), где на каждом уроке дети знакомятся с одной буквой английского алфавита, запоминают её название и звуки, которые она может обозначать. Поэтому ко второму полугодию, когда начинается этап обучения чтению, дети знают весь алфавит и все английские звуки, а это позволит им запоминать правила чтения и читать слова, предложения и тексты.

Большое внимание уделяется формированию орфографических навыков и творческой письменной речи. Для формирования орфографических навыков используется цветовая сигнализация (гласная буква в открытом слоге — красный цвет, гласная в закрытом слоге — зелёный, согласная — синий, не читающаяся буква — черный, сочетания гласных — оранжевый) и разнообразные упражнения:

  • вставить в слова пропущенные буквы;
  • записать слова с определёнными звуками;
  • составить слова из букв, буквосочетаний;
  • решить кроссворды;
  • выписать из текста слова, словосочетания и предложения;
  • заполнить таблицу по образцу;
  • подписать картинки и т.д.

Также в УМК очень много заданий для формирования творческой письменной речи: ответить письменно на вопросы к тексту, к иллюстрации; закончить предложение, пользуясь рисунком; описать персонаж учебника; написать письмо от имени сказочного героя; написать рассказ о животном и т.д.

УМК «Enjoy English» формирует некоторые универсальные лингвистические понятия (звук, буква, слово, предложение), наблюдаемые в родном и английском языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности школьников.

Таким образом, основными характеристиками данного методического комплекса являются:

  • приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку;
  • деятельностный и личностно ориентированный характер обучения (моделирование условий общения в ролевой игре; использование разных форм работы — индивидуальных, парных, групповых, коллективных; использование проектной методики; взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности — аудированию, говорению, чтению, письму);
  • социокультурная направленность процесса обучения английскому языку.

Курс насыщен детским сказочным и музыкальным фольклором, через который дети знакомятся с обычаями, особенностями быта и взаимоотношений англичан, с жизнью своих зарубежных сверстников, что создает и поддерживает мотивацию к изучению английского языка.

Анализ учебно-методического комплекса по английскому языку «English» («Английский язык»)

Предметная линия учебников «Английский язык 2-11» (авторы Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э.Ш. и др.) в соответствии с регламентом, принятым Министерством образования и науки РФ, включена в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Научным руководителем авторского коллектива является академик Пассов Е.И, автор программы-концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур».

Завершенная линия учебников для 2-11 классов общеобразовательных учреждений разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и Примерной программы начального общего образования по иностранному языку, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку. Содержание учебников соотнесено также с Фундаментальным ядром содержания общего образования, Программой формирования универсальных учебных действий и другими основными документами, обеспечивающими реализацию ФГОС.

Содержание всех учебников позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных. Название учебника: «English» («Английский язык»). Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш., Костина И.П., Кузнецова Е.В., Дуванова О.В., Кобец Ю.Н., Стрельникова О.В., Пастухова С.А. Предмет: иностранный язык (английский). Класс: 2-4. Издательство: «Просвещение». Статус: рекомендовано. Тип образовательного учреждения: общеобразовательное. Завершенность предметной линии: завершена.

Состав УМК:

  • книга для учащихся (Student's Book) с 2011г. выходит в двух частях с диском ABBYY;
  • рабочая тетрадь (Activity Book);
  • книга для чтения;
  • книга для учителя (Teacher's Book);
  • аудиоприложение (CD MP3);
  • грамматический справочник с упражнениями (Grammar Bookwith Exercises);
  • прописи (Handwriting Book);
  • электронное приложение;
  • контрольные задания для 2-4 классов (Assessment Tasks. 2-4);
  • аудиокурс к контрольным заданиям для 2-4 классов (Assessment Tasks. 2-4. MP3);
  • наглядно-дидактический материал;
  • демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями;
  • учебные фильмы для учителей (с фрагментами уроков).

Положительным моментом для выбора этого УМК является наличие полного методического портфеля, который, с одной стороны, обеспечивает преемственность между начальной, средней и старшей школой, а с другой стороны — избавляет учителя от рутинной работы и освобождает время для создания действительно продуманных творческий уроков. Авторами УМК созданы рабочие программы, календарно-тематическое поурочное планирование. Кроме того, сняты фильмы по технологии коммуникативного иноязычного образования, создан сайт УМК, на котором регулярно появляются все новинки УМК, можно найти исчерпывающие ответы на все вопросы по работе с составными частями предметной линии, получить консультацию по интересующим вопросам.

Таким образом, интернет поддержка предоставляет не только учителям, но и учащимся возможность получать дополнительные материалы и дополнительные упражнения, рассчитанные на разные уровни обученности, дополнительные материалы для подготовки к итоговой аттестации, знакомит с лучшими ученическими проектами, дает возможность размещать свои собственные проекты, скачивать необходимые аудиокурсы в формате MP3.

Учебник построен в соответствии с базисным учебным планом. Материал в учебниках организован в циклы. Исключение составляет Учебник для 2 класса, где материал поделен на 2 полугодия и объединен в единую сюжетную линию. Каждый цикл в учебниках имеет свое название и знакомит школьников с определенной сферой жизни их сверстников из англоязычных стран. В основу овладения речевым материалом во всех учебниках положен принцип комплексности, предполагающий взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности. Циклы имеют единую структуру, которая включает в себя:

  • уроки формирования произносительных навыков;
  • уроки формирования лексических навыков;
  • уроки формирования грамматических навыков;
  • уроки развития умения читать;
  • уроки совершенствования речевых навыков в монологической и диалогической формах речи;
  • уроки развития умения самоконтроля и самооценки.

В учебник включено несколько приложений:

  • грамматический справочник;
  • лингвострановедческий справочник, дающий краткие пояснения некоторых фактов культуры стран изучаемого языка и России;
  • англо-русский словарь;
  • список имен собственных и географических названий;
  • таблица форм неправильных глаголов;
  • приложение «Учись учиться», содержащее памятки для формирования СУУ и универсальных учебных действий.

Учебники тесно связаны с другими компонентами УМК. В них содержатся ссылки на рабочую тетрадь и книгу для чтения. Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации представленного в учебнике материала. Каждый урок в рабочей тетради соотносится с соответствующим уроком в учебнике и имеет одинаковое с ним название. Рабочие тетради используется как на уроке, так и дома. Если в учебнике большинство упражнений построено на материале детской культуры англоязычных стран, то в Рабочей тетради многие упражнения основаны на родной культуре, что позволяет детям глубже осознать ее особенности. Рабочие тетради содержат раздел «Allaboutme», в котором учащиеся пишут о себе, своей семье, друзьях, школе, городе и т.д.

Книга для чтения составлена таким образом, чтобы домашнее чтение органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание. Обучение чтению строится на отрывках из художественных произведений, предназначенных для учащихся данной возрастной группы и популярных среди английских и американских сверстников.

В книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов. В неё также вошли разнообразные типы аутентичных текстов:

  • короткие рассказы,
  • отрывки из литературных произведений,
  • комиксы,
  • стихи.

Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать. Книга для чтения снабжена англо-русским словарём, лингвострановедческим справочником, списком личных имён и географических названий.

Прописи для 2 класса содержат занимательные развивающие задания, выполняя которые учащиеся не только учатся правильно писать буквы английского алфавита, но и становятся участниками забавных историй, знакомятся со сказочными героями. Овладение написанием букв английского алфавита происходит в той последовательности, в которой они изучаются в учебнике.

Контрольные задания содержат четвертные и годовые контрольные работы и задания к ним в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ соотносится с материалом циклов уроков в УМК «English 2-11», разработана с учетом изучаемого в них лексико-грамматического материала и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Этот компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, а учителю грамотно организовать оценку учебных достижений учащихся в основных видах речевой деятельности. В компонент также входит компакт-диск (СD) в формате MP3, который содержит тексты контрольных заданий для проверки умения понимать речь на слух.

Грамматический справочник с упражнениями содержит грамматические правила с иллюстрациями и примерами, обеспечивающими пошаговое овладение материалом, упражнения для более прочного усвоения грамматических явлений, раздел «Проверь себя», состоящий из вопросов и упражнений на проверку пройденного материала, а также ключи ко всем упражнениям для самопроверки. Грамматический справочник может использоваться как самостоятельное пособие родителями, желающими помочь ребенку в более глубоком усвоении основ грамматики английского языка.

Аудиоприложение (CD, MP3) призвано помочь ученикам лучше овладеть произносительной стороной речи и умением понимать речь на слух. В аудиоприложении все упражнения записаны носителями языка. Учебный диск представляет собой компонент УМК, включающий: аудиокурс (в формате MP3), содержащий аутентичные аудиозаписи текстов и упражнений для совершенствования произносительной стороны речи, а также для дальнейшего развития умения понимать речь на слух; электронный словарь ABBYY Lingvo, позволяющий не только получить перевод незнакомых слов, но и прослушать их правильное произношение; интерактивную программу ABBYY Lingvo Tutor, содержащую дополнительные комплексы упражнений для более прочного овладения новыми лексическими единицами уроков.

УМК разработан на основе концепции коммуникативного иноязычногообразования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта. В учебниках данного УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования — познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный. УМК не только обеспечивает обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Используется деятельностный подход, ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, включает лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты. Последний компонент означает практическое овладение изучаемым языком с учетом личностных характеристик ученика, особенностей его предыдущего языкового опыта, культуры, приобретенных ранее умений и навыков (в том числе общеучебного характера). Под практической целью обучения иностранному языку в методике принято понимать необходимость обеспечить допрофессиональный уровень владения языком, позволяющий последующее доучивание в соответствии с потребностями специальности или личными интересами учащихся.

В УМК «Английский язык» нашел отражение социокультурный подход в обучении (Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, П.В.Сысоев). Уроки по данному УМК спланированы таким образом, что учитель стремится создать условия для формирования у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры, к установлению полилога культур через использование в учебном процессе аутентичных (взятых из жизни) материалов.

Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к межкультурной коммуникации, что особенно важно сейчас, когда «смешение народов, языков, культур» достигло невиданного размаха и, как всегда, остро встала проблема воспитания терпимости к чужим нравам и обычаям, пробуждения уважения и интереса к ним. Поэтому одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка и, как следствие, формирование социокультурной компетенции учащихся.

Целью познавательного (социокультурного) аспекта является овладение знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке как части иностранной культуры. Для этого в УМК используются различные средства:

  • отображение актуальной действительности (иллюстрации, фото, слайды, компьютерные программы, анкеты, билеты, этикетки, репродукции картин художников стран изучаемого языка);
  • отрывки из текстовых произведений (художественной, справочной и научно-энциклопедической литературы, материалов СМИ, путеводителей, карт и т. п.);
  • аутентичные диалоговые тексты для высказываний; объяснение и показ строя языка; речевые образцы; правила-инструкции; структурные и функциональные обобщения;
  • фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых выражениях, без эквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах общения и многое другое.

Выбор учителем УМК для обучения иностранному языку также предполагает не только знание им всех входящих в него компонентов, но и понимание их дидактического значения. Эффект использования каждого компонента возможен лишь в том случае, когда учитель знает - что, где и когда целесообразно использовать в образовательном процессе. Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Исключение хотя бы одного компонента, включённого авторами в УМК, отрицательно скажется на результатах обучения, так как нарушит заложенную в него систему. В связи с этим желательно следовать рекомендациям книги для учителя. В циклах содержится избыточный материал, который обеспечивает ученикам возможность выбора материала в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности. Избранный подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса.

УМК прошел проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов. Содержательная сторона учебника подверглась сокращению и обновлению в изданиях 2010-2011 гг. Заменены устаревшие сведения и сведения, потерявшие актуальность для современных подростков. Сокращён объём новых лексических единиц, предназначенных как для продуктивного, так и для рецептивного усвоения.

Усилилась повторяемость речевого материала, а также работа над грамматической стороной речи. Достоинством данного УМК является его соответствие учебным целям, возрастным особенностям и интересам детей, современным технологиям обучения, а также его эффективность при индивидуальных занятиях с детьми. Избранная структура учебника и методика изложения опирается на современные педагогические технологии.

Учебник содержит достаточно упражнений для организации различного рода учебной деятельности. Упражнения продуманы, удачно подобран иллюстративный ряд. Учебник успешно решает задачу, поставленную авторами: развитие индивидуальности в диалоге культур.

Отличительной чертой УМК является то, что основная часть груза по соблюдению закона адекватности при воплощении ее в учебниках снята с учителя и взята на себя авторами учебников: все уроки спланированы так, что их можно использовать как готовые сценарии. Это обеспечит «прожиточный минимум» грамотности и основу управления процессом, соблюдение системы планирования. В таком подходе - основа дальнейшего творчества учителя, избавленного от рутинного планирования, на которое у него почти нет времени. Творчество можно и нужно проявлять, главным образом, в процессе воплощения учебника в конкретном классе и в планировании резервных уроков (их, как правило, 20 %).

Положительным является то, что предлагаемая Концепция отказывается от контроля, используемого на основе политики «кнута и пряника», поскольку это превращает образовательную деятельность в противоборство учителя и учеников и противоречит взаимодействию как сути общения. Контроль по самой своей природе агрессивен, поэтому дело не в его усовершенствовании. Снять отрицательные свойства контроля можно только одним путем — сделать его средством управления процессом образования. В этом случае выявляются те «инструменты», с помощью которых это управление осуществляется. Для учителя это: открытый контроль, скрытый контроль, коррекция, наблюдение, учет, оценка, отметка. Для ученика — самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка и взаимооценка. Генеральной линией следует считать при этом перевод учащихся на режим самоконтроля. Их следует учить, как контролировать и корректировать себя. В результате они избавятся от иждивенчества, ибо будут обладать собственным психофизиологическим аппаратом регуляции своей деятельности, а это воспитывает ответственность в человеке.

При всех положительных качествах УМК есть некоторые отрицательные стороны. Прежде всего, это перегруженность некоторых тем лексическими единицами и грамматическими структурами. Соответственно, эти темы требуют большего количества уроков (часов), отведенных на их отработку. Для выполнения некоторые домашних заданий необходимо большое количество времени, отдельные уроки перенасыщены лексическим материалом, недостаточно упражнений для отработки и закрепления некоторых грамматических явлений (для высказываний учащихся по речевому образцу, например, требуются дополнительные опоры). Кроме того, сама форма отдельных упражнений затрудняет работу, так как пункты заданий не имеют нумерации, а выделены маркером-списком.

В целом, данная предметная линия учебников позволяет учителю работать творчески, развивает личность учащегося и позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных. Для продуктивного овладения учащимися всеми аспектами иноязычной культуры предусмотрена система средств (памятки и специальные упражнения) для развития у учащихся умения учиться, разработанных с учетом специфики всех видов заданий. Данная система призвана вооружить учащихся рациональными приемами овладения иноязычной культуры и подготовить к самостоятельной работе над языком не только в классе, но и дома.

В УМК большое значение отводится играм как способу обучения иноязычной устной речи. Именно в этом виде упражнений формируются основные компоненты самостоятельной учебной деятельности (упражнения «Let'splay», «Let'ssing», «Roleplay»). В данном УМК предоставлено много возможностей для развития способностей к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способностей к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие универсальных учебных действий является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

В УМК «Английский язык» реализован подход от «звука к букве», от звуковой формы слова к его графической форме, то есть «путь звукового письма». Этот подход показал свою эффективность на практике. Подход от «звука к букве» работает при обучении чтению детей уже овладевших (во время устного вводного курса во 2 классе) элементарными умениями устной речи. Подход этот продуктивный. При обучении технике чтения используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения, что облегчает овладение умением читать на английском языке. Благодаря транскрипции ученики могут читать слова, которые читаются не по правилам и слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково.

Подход от «звука к букве» близок и понятен ученику младшей школы (и учит читать). Основным условием эффективности такого подхода является устный вводный курс (1 четверть 2 класса). Так создаются условия для перехода к чтению и письму, близкие условиям чтения на родном языке. Использование транскрипции помогает детям в дальнейшем усвоить чтение гласных, чтение буквосочетаний. Учебный аспект является средством реализации познавательного (социокультурного), развивающего и воспитательного аспектов иноязычной культуры. На первом году в области обучения чтению используется комплексный подход, перед учеником 2 класса ставятся следующие задачи:

  • научиться читать по транскрипции;
  • научиться пользоваться англо-русским словарем;
  • изучить алфавит;
  • научиться пользоваться лингвострановедческим словарем;
  • научиться читать по правилам: согласные, имеющие устойчивые однозначные графемно-фонемные связи; согласные, имеющие разное звучание в зависимости от позиции в слове; некоторые сочетания согласных, образующих новый звук (sh, ch, nk, ng, th);
  • научиться догадываться о значении лексических единиц по рисункам, по аналогии с родным языком, по контексту;
  • научиться читать предложения по разным интонационным моделям;
  • развить скорость чтения.

Обучение чтению гласных букв — задача второго года обучения. В 3 классе чтение выступает как средство и цель обучения иноязычной культуре.

Продолжается работа над техникой чтения. Основное внимание уделяется обучению правилам чтения гласных букв и их некоторых сочетаний. Ученик учится понимать тексты.

В 4 классе чтение выступает как средство и цель обучения иноязычнойкультуре. Развитие умения читать остается одной из главных целей обучения в 4 классе, реализация которой происходит как в Учебнике, так и в книге для чтения. Согласно программе, по окончании 4 класса школьники, овладевающие деятельностью чтения на английском языке, должны уметь читать вслух с правильным ударением и интонацией, понимать содержание текстов, находить в тексте интересующую информацию. Очень важно, что на начальном этапе обучения чтению тексты и фразы напечатаны крупным шрифтом. Это позволяет избегать зрительного переутомления. Овладение чтением на английском языке представляет достаточную трудность для учащихся, родным языком которых является русский и в силу различий, существующих между алфавитами, и в силу графических и орфографических особенностей английского языка. Некоторые дети имеют затруднения при обучении чтению. Так, например, не всем сразу удается сопоставить букву «C» со звуком [k], научиться чтению гласных в сочетании с другими буквами (ear, ai, all, au, ir,ur, er). Но в целом, дети усваивают навыки чтения достаточно хорошо.

Данный УМК обеспечивает осознанное овладение грамматической стороной речи. Стратегия овладения речевым материалом от рецептивных видов речевой деятельности к продуктивным распространяется и на овладение грамматической стороной речи. Процесс овладения грамматической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно-ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической стороной речи; сознательно, с использованием правил-инструкций.

Комплексы упражнений в учебнике и рабочей тетради помогают формировать и развивать грамматические навыки; развивается способность к выявлению языковых закономерностей при выведении правил. Обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения и разных видах деятельности. Некоторые условно-речевые упражнения включены в качестве дополнительных упражнений в книге для учителя. Процесс обучения грамматической стороной речи происходит не изолированно, он включен в общий контекст общения, когда используются различные ситуации. Формирование грамматических навыков проходит определенные стадии от восприятия грамматического явления до его репродукции.

Уроки по формированию грамматических навыков имеют следующие черты:

  • в каждом грамматическом явлении выделяются функциональные и формальные особенности, которые подаются не сразу, а порциями.

Работа по формированию навыков строится с учетом того, чем учащиеся уже овладели. Например, Past Simple подается в сравнении с Present Simple; Present Perfect — с Past Simple.

На уроках формирования грамматических навыков выделяются следующие основные этапы:

  • Презентация грамматического явления и автоматизация грамматического явления. Необходимо, чтобы ученики поняли, когда употребляется данное грамматическое явление и как образуется.
  • Показ функционирования явления происходит на примере текстов разного характера (диалогического, монологического). Учащиеся слушают (со зрительной опорой) или читают текст и отвечают на предложенные в учебнике вопросы, находя и читая предложения с данным грамматическим явлением.

Многие упражнения дают учащимся возможность подумать и проанализировать особенности грамматического явления, развивая, таким образом, их способность к выявлению языковых закономерностей и выведению правил. Использование правил-инструкций делает процесс овладения грамматическим явлением сознательным и таким образом помогает учащимся лучше овладеть явлением. Таким образом, овладение грамматическим явлением происходит фактически на основе овладения речевым образцом. Автоматизация употребления грамматического явления осуществляется в ходе выполнения следующих упражнений:

  • Имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором грамматическую форму в готовом виде. Происходит запоминание формальной стороны модели.
  • Подстановочных, когда учащиеся в речевой образец подставляют лексические единицы. Тем самым увеличивается способность к репродукции на основе аналогии.
  • Трансформационных, когда учащиеся трансформируют грамматическую форму.
  • Репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят грамматическую форму.

На уроках по формированию грамматических навыков используется данная выше последовательность упражнений, и это помогает развивать грамматические навыки учеников.

В УМК «Английский язык» (В.П. Кузовлева) большое внимание уделяется обучению письменной речи, а именно графике, каллиграфии и орфографии. При овладении графической стороной английского языка учащиеся пишут полупечатным шрифтом, что в дальнейшем значительно облегчает процесс обучения чтению, благодаря сходству начертания букв. Для того, чтобы запомнить графические образы буквы и закрепить навык ее написания, сформировать умение писать слова, словосочетания и предложения, учащиеся выполняют специально подобранные упражнения в рабочей тетради.

Письмо также рассматривается как цель и как средство обучения. ВУМК поставлены следующие задачи в области письма: овладеть правилами английской каллиграфии, овладеть правилами орфографии в соответствии с изученными правилами чтения согласных; научиться сообщать в письменном виде элементарные сведения о себе.

Обучение каллиграфии в УМК начинается с первого урока и проходит несколько стадий. Во 2 классе в 1 четверти в рабочей тетради ученики обводят слова по контуру, затем пишут в Прописях буквы, названия которых они могут прочитать по транскрипции. Учащиеся списывают или вписывают в речевой образец слова полупечатным шрифтом. Во второй, третьей и четвертой четвертях ученики самостоятельно пишут полупечатным шрифтом. Для развития навыков орфографии и письма в Учебнике и Рабочей тетради даются упражнения под рубрикой «Учитесь писать правильно», «Wordsfor Frederick», «All about me», «In your culture».

В 3, 4 классах ученики учатся письменно фиксировать ключевые слова, для устного высказывания; выписывают из текста нужную информацию; пишут письмо или рассказ по аналогии с образцом (упражнения в разделе «Writing»).

Формирование творческой письменной речи также есть в данном УМК. Дети учатся отвечать на письмо друга, пишут письмо Санта Клаусу, пишут книгу о придуманном друге, о себе и своей семье, опираясь на ключевые слова.

Данный российский УМК позволяет успешно развивать речевые способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке, соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.

В каждом учебнике в качестве собеседников выступают знакомые сказочные герои — драконы, монстры, животные. В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности, поэтому все ситуации и темы для общения носят игровой характер.

В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай». В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не представляют трудностей для овладения. В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому», «Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом», «Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи». У детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по контексту.

В УМК тщательно отобран и дозирован для данного возраста речевой материал. Предусмотрен невысокий темп продвижения, чтобы у учащихся не сложилось убеждение, что они не способны усвоить материал, организована большая повторяемость материала в новых ситуациях общения. Данный УМК соответствует возрастным интересам учащихся за счет организации обучения на основе диалога культур. Овладение речевым материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры и страны изучаемого языка. Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе восприятия текстов разного характера: высказываний британских и американских детей, диалогов, подписей к картинкам. Речевой образец сопровождают, как правило, упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков говорения.

Иногда содержательное заполнение образца вызывают у учащихся трудности. Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с их мыслями и чувствами. Все темы и ситуации для общения соответствуют возрастным способностям младших школьников. Детям интересно слушать, читать, беседовать и писать об этом.

В данном УМК разумно используются и сочетаются все известные технологии раннего обучения, что сближает его с лучшими современными учебниками, а по оформлению не уступает этим учебникам, превосходя их по информационной насыщенности. В полной мере реализуется принцип наглядности, который способен сделать уроки английского языка более разнообразными, доступными и развивающими. Представленный в учебниках и рабочих тетрадях зрительный ряд выполняет различные дидактические функции: красочные рисунки служат для семантизации лексики (учащиеся очень легко справляются с заданиями этого типа); речевые образцы построены таким образом, что они обеспечивают адекватное использование новых лексических единиц или грамматических явлений. Наличие таких схем помогает детям свободно включаться в беседу или строить монологическое высказывание; сюжетные картинки способствуют формированию умений в устной речи в разных ее формах: монологической (учащиеся описывают сказочных героев, сюжеты, изображенные на картинках) и диалогической; иллюстрации к печатным и аудитивным текстам служат опорой для понимания прочитанного и услышанного.

Использование в данном УМК яркой наглядности, интересных сюжетных линий, аудиокассет оказывает огромную помощь в освоении новых лексических единиц, развитии навыков чтения и речи, создании возможностей объективного контроля, снятии психологических трудностей и барьеров, возникающих так или иначе у детей младшего школьного возраста (стеснительность, нежелание говорить). Все вышеперечисленное служит привитию интереса к изучению английского языка, а также предоставляет дополнительные возможности к выполнению каких-либо заданий сверх нормы на тренировку, закрепление изученного материала.

Таким образом, основными отличительными характеристиками УМК «English» являются следующие.

  • Серия УМК очень удобно разделена по классам (в младшей школе по четвертям). Структуры уроков в каждой четверти несколько отличаются друг от друга, это объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными.
  • Главной целью познавательного (социокультурного) аспекта ИК в УМК является духовное совершенствование учащихся на базе знакомства и понимания детской культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой.
  • Интерес представляет и концепция диалога культур, в которой образовательная цель понимается как овладение учеником иноязычной культурой. Развитие индивидуальности происходит за счет того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, а иноязычной культурой.
  • Одной из главных отличительных черт данного УМК является то, что перед каждым уроком (в книге для учителя) четко определяются цели не только в учебном, но также в познавательном, развивающем и воспитательном аспектах.
  • Каждое упражнение в УМК познавательно, так как строится на интересном для младшего школьника факте культуры (англоязычных стран или родной), и не только чему-то обучает, но также развивает и воспитывает учащихся.
  • Особенность данного УМК заключается в том, что технология обучения основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности, когда участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический, что не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых.
  • Каждый урок представлен, как сценарий в полном объеме, включая материал для аудирования и чтения.
  • Широко представлены творческие виды деятельности (проекты).
  • Предусмотрены учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. УМК разработан в соответствии с психологическими особенностями младших школьников, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
  • В полной мере реализуется подход к развитию личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
  • Познавательная и коммуникативная деятельность организованы на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, герои мультфильмов, литературные герои).
  • Большое количество заданий побуждают детей создавать собственную книжку, придуманного друга, волшебный остров.
  • В УМК широко использованы самые разнообразные игры.
  • В данном УМК акцент сделан и на коммуникативную, и на познавательную функцию языка.
  • УМК (В.П. Кузовлева) помогает формировать положительное отношение к предмету и способствует развивать разные виды мотивации.
  • УМК способствует формированию мотивации успеха учащихся.

Анализ учебно-методического комплекса по английскому языку «Английский в фокусе» («SPOTLIGHT»)

УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») — совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку. Вся линейка включена в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ, отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), также соответствует стандартам Совета Европы. Название учебника: «Английский в фокусе» («Spotlight»). Авторы: Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. Предмет: иностранный язык (английский). Класс: 1-4. Издательство: «Просвещение». Статус: рекомендовано. Тип образовательного учреждения: общеобразовательное. Завершенность предметной линии: завершена.

Состав УМК:

  • учебник (со встроенной книгой для чтения);
  • рабочая тетрадь;
  • книга для учителя;
  • языковой портфель;
  • контрольные задания;
  • аудиокурсы для занятий в классе и дома;
  • плакаты;
  • раздаточные материалы;
  • рабочие программы;
  • книга для родителей;
  • видеокурс на DVD (DVD-video);
  • электронное приложение для компьютера (DVD-ROM, 3-4 классы);
  • программное обеспечение для интерактивной доски;
  • электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома («Просвещение» — ABBYY)

УМК «Английский в фокусе» рассчитан на школы, имеющие соответствующие технические средства обучения, необходимые для прослушивания СД и просмотра видеокассет. Их отсутствие резко снижает эффективность работы по УМК.

В УМК содержатся тематическое планирование, подробные поурочные планы, ключи к упражнениям учебника, рабочей тетради и тестам и рекомендации по введению и отработке нового материала, дополнительные упражнения и игры, позволяющие учителю осуществлять дифференцированный подход, а также тексты упражнений для аудирования. Для успешного восприятия материала учащимися, обладающими разными видами памяти, в УМК предусмотрены задания и упражнения, позволяющие использовать все каналы восприятия. Так, для детей-визуалов, предусмотрены разные виды наглядности: красочные иллюстрации учебника, раздаточный материал, плакаты и видеофильм. Большинство текстов УМК записаны на аудиокассеты и диски со звуковым и музыкальным оформлением, что отвечает потребностям детей-аудиалов. Для детей-кинестетиков предлагаются песни и рифмовки, сопровождающиеся движениями. Таким образом, у каждого учащегося есть шанс усвоить большую часть информации.

Учебник написан таким образом, чтобы он не только отвечал интересам учащихся, но и вовлекал их в активное изучение английского языка. Новые слова и структуры вводятся понятными и эффективными способами с помощью картинок, песен, рифмовок и т. д. Новый языковой материал представлен в контексте интересных живых диалогов. Разнообразие упражнений, песен, стихов и игр поможет учащимся легче и быстрее запомнить изучаемый материал. Также имеется банк ресурсов, который включает: материалы для оценки знаний, умений и навыков учащихся, рекомендации по работе с языковым портфелем.

Курс реализует личностно ориентированный, коммуникативно-когнитивный, деятельностный подходы в обучении языку. В основе УМК лежат следующие принципы:

  • социальный характер построения заданий, подразумевающий взаимодействие с людьми, природой, культурой, цивилизацией;
  • личностная значимость обучения: становление человека, обретение им себя, своего образа;
  • аутентичность языка и речевой деятельности;
  • направленность на ученика как субъекта учения и жизни: уважение к каждому учащемуся, его языку и культуре, представление возможностей для его индивидуального развития.

Четкая структура всех компонентов УМК, наличие страноведческого материала о России в каждом уроке, видео- и аудио-поддержка, хорошая полиграфия и красочные иллюстрации — основные особенности курса.

УМК «Английский в фокусе» поможет учащимся эффективно использовать английский язык и дает им возможность изучать его с удовольствием. УМК уделяет внимание развитию всех видов речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) с помощью разнообразных коммуникативных заданий и упражнений. Материал организован таким образом, что позволяет регулярно повторять основные активные лексико-грамматические структуры и единицы. УМК строится на принципах активного, холистического и гуманистического подходов к преподаванию иностранных языков.

Модульный подход серии УМК «Английский в фокусе» позволяет осуществлять всестороннее развитие учащихся. Он дает им возможность разносторонне прорабатывать темы и учитывает особенности памяти. Учащимся предлагается участвовать в различных видах деятельности, таких, как ролевая игра, разучивание рифмовок с движениями, драматизация диалогов и сказки, интервьюирование одноклассников, разработка проектов и их презентация. Вся работа направлена на развитие языковых навыков, умения учиться и на приобретение навыков общения.

Учебник «Английский в фокусе» имеет модульную структуру. Каждый модуль начинается с модельной страницы, которая дает учителям, учащимся и родителям ясное представление о целях и задачах данного раздела, а также о том, чему учащиеся должны научиться, завершив работу над модулем. Модуль включает в себя два параграфа, которые в свою очередь, состоят из уроков, а также содержит разделы, которые делают материал учебника разнообразным и увлекательным.

В начале каждого урока прописаны его задачи, дается список активной лексики, лексических структур, рецептивной лексики и описывается необходимое оснащение урока. Новая активная лексика выделена жирным шрифтом и курсивом и дается в порядке введения ее на уроке. Знакомая лексика, которую учащиеся должны активно использовать на данном уроке, дается курсивом. Новый языковой материал отрабатывается на образце, взятом из сюжетного диалога. Закрепление нового материала в диалоге в значимом контексте способствует развитию навыков диалогической речи у учащихся. В последующих уроках новые слова отрабатываются в различных упражнениях. Все диалоги представляют собой небольшой интересный, а порой и забавный сюжет. В поурочном планировании даны дополнительные упражнения по работе с сюжетным диалогом.

В третьем классе происходит обобщение структур, изученных во втором классе на уровне модулей, и введение нового грамматического материала. Дома учащиеся при необходимости могут обратиться к грамматическому справочнику на русском языке, который находится в конце учебника. В грамматическом справочнике представлен в обобщенном виде грамматический материал каждого модуля. Цель рабочей тетради заключается в том, чтобы закрепить языковой материал учебника с помощью разнообразных упражнений во всех видах речевой деятельности. Она может быть использована как в классе, так и дома, после завершения работы над соответствующим материалом модуля в учебнике.

Рабочая тетрадь выполнена в цвете. В конце рабочей тетради помещены Portfolio Sheets, которые используются учащимися для выполнения проектов языкового портфеля в письменном виде.

В приложении Craftwork Sheets (страницы для декоративного творчества) содержится наглядный материал к некоторым модулям, который может быть использован учащимися для выполнения поделок.

По завершении курса обучения каждый учащийся получает Certificate of Achievement (сертификат об успешном окончании класса), который заполняется учителем и торжественно вручается в конце года.

Рубрика «Funat school» предлагает учащимся задания, выполняя которые они привлекают знания других предметов, а также получают возможность увидеть, как с помощью английского языка можно получить интересную информацию из разных областей знаний. Раздел «Spotlight on the UK/ the USA/ Australia» дает учащимся представление о культуре и жизни англоговорящих стран. «Now I know» — это раздел, которым заканчивается модуль и в котором учащиеся имеют возможность проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения читать, писать и способность к коммуникации. Данный раздел также готовит учащихся к контрольной работе, которая помещена в сборнике контрольных заданий. Через рубрику «Now I Can» особое место отводится рефлексии учебных достижений и способов деятельности. Рубрика «Progress Check» способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля.

В каждом модуле даются песни и рифмовки, которые создают положительную атмосферу в классе. Песни представляют большую ценность при изучении языка. Использование песен способствует запоминанию новой лексики и повышает желание учиться. Для работы над чтением учащимся предлагаются короткие тексты и диалоги, цель которых не только отработать навыки чтения, но и прививать интерес к нему. Тексты и диалоги построены в основном на знакомом языковом материале, что в значительной степени облегчает процесс чтения. Начинается систематическая работа над правилами чтения. Учащиеся знакомятся с транскрипцией.

Языковой портфель представлен в виде отдельной тетради и содержитматериал, который учащиеся будут использовать во время прохождения всего курса. Языковой портфель составлен таким образом, чтобы он вызывал интерес у учащихся и желание изучать английский язык. Его цель — помочь детям поразмышлять о том, насколько успешно у них идет изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в дополнительной проработке.

На практике языковой портфель может включать в себя проекты или любые другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, видеокассеты с любимыми рассказами, песнями, школьными спектаклями и т. д., сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок. Это — все то, что учащиеся хотят сохранить как подтверждение своих успехов в изучении английского языка.

Удачно представлен зрительный ряд, подобраны шрифты. Учебник не очень долговечен, так как имеет мягкую обложку. Еще один недостаток — чрезвычайно многокомпонентный состав УМК, что значительно увеличивает его стоимость. УМК имеет завершенную линию, выпущены учебники со 2 по 11 классы.

Таким образом, основными отличительными характеристиками УМК «Английский в фокусе» являются:

  • соответствие Европейским стандартам в области изучения иностранных языков;
  • формирование у младших школьников элементарных коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности (в говорении, аудировании, чтении и письме) в реальных ситуациях общения в их интеграции;
  • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, а также общеучебных умений;
  • включение учащихся в диалог культур — России и англоговорящих стран, знакомство их с миром зарубежных сверстников;
  • развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самоанализа;
  • разнообразие составляющих его компонентов;
  • уникальная структура и содержание учебников, их яркое и красочное оформление, прекрасно составленное аудио и видео сопровождение.

УМК строятся на принципах активного, холистического и гуманистического подходов к преподаванию иностранного языка.

Список литературы:

  1. Апальков В.Г. Английский язык. Рабочая программа. 5-9 классы — Режим доступа: http://school6.tgl.ru/old/who/program/engl_5_9.pdf
  2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема выбора школьного учебника М.: Русский язык, 1977 — 288 с.
  3. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2012. — Серия «Стандарты второго поколения».
  4. УМК по английскому языку «Английский в фокусе» («Spotlight») — Режим доступа: https://catalog.prosv.ru/category/1?filter%5B5%5D=91
  5. Якушев М.В. Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка. «Иностранные языки в школе» — 2001, № 1. c. 16-23.
13.11.2019