Постоянная необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления. Одним из методов является метод шестиугольного обучения.
Метод шестиугольного обучения можно широко использовать на уроках русской литературы при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а также во внеурочной деятельности. Варианты использования метода разнообразны. Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем — представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания, реализовать деятельностный подход в обучении.
Вариант 1.
Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Ученики должны вокруг гекса, в который вписана фамилия помещика, выложить критерии характеристики образа помещика (описание имения, обед и др.). Затем к каждому критерию подобрать цитаты и присоединить к соответствующему шестиугольнику. Работа осложняется тем, что учащиеся рассматривают сразу два образа. Используя полученный гекс, ученики раскрывают образ помещика, сравнивают образы Манилова и Ноздрева. Задание лучше выполнять в группах, парах. Образы Собакевича и Плюшкина рассматриваются аналогично.
Пример составления гекса:
Вариант 2.
Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Набор №1.
Ученики получают два гекса с пустыми шестиугольниками в середине. Вокруг шестиугольников выкладывают гексы, в которые вписаны критерии характеристики героев. К каждому критерию подбирают гекс с соответствующей цитатой из произведения. Изучив по критериям образы помещиков, обсудив это в группе, учащиеся вписывают фамилии и основные черты образа в пустые шестиугольники. Свой выбор объясняют.
Задание можно усложнить, оставив пустыми шестиугольники для записи цитат, которые ученики подбирают самостоятельно и вписывают в гексы. В пустой гекс в середине дети вписывают фамилию помещика и основные черты образа. Работу защищают. Задание лучше выполнять в группах, парах. Образы Собакевича и Плюшкина рассматриваются аналогично.
Пример составления гекса (курсивом выделено то, что вписывают ученики).
Вариант 3.
Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Раскольников и «сильные мира сего».
Поставим следующие задачи:
Набор 1.
Группа получает один гекс с вписанной фамилией героя, двенадцать с вписанными характеристиками героя. Группа обсуждает образ героя и дает характеристику. Затем работа продолжается коллективно: каждая группа представляет свой гекс. Следует коллективное обсуждение, потом каждая группа делает выводы о значении образа Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова. Выводы записываются в пустые гексы.
Пример составления гекса (курсивом выделено то, что вписывают ученики).
Вариант 4.
Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание — соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Раскольников и «сильные мира сего».
Набор 1.
Гексы располагаются хаотично. Ученики получают цветные, бесцветные и пустые гексы. Изучив записи в шестиугольниках, обсудив их, дополнив своими суждениями, учащиеся составляют гекс, сравнивают образы героев, выясняют их значение в раскрытии образа Раскольникова. Выводы вписывают в пустые шестиугольники. Работу защищают в группах или перед классом. Это задание можно выполнять в группах, парах, индивидуально.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составления гекса (курсивом выделено то, что вписывают ученики).
Вариант 5.
Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры. Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Победа добра, любви, дружбы» (по сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»)
Поставим следующие задачи:
Набор 1.
Ученики получают четыре гекса с изображением эпизодов сказки. Учащиеся должны выложить шестиугольники последовательно (согласно сюжету), обсудить ключевые эпизоды сказки. В пустой гекс необходимо вписать рассуждение о силе Герды и объяснить, почему в сказке побеждает добро. Защитить работу в группах или перед классом.
Это задание можно использовать на обобщающем уроке при подведении итогов урока.
Пример составления гекса (курсивом выделено то, что вписывают ученики).
Вариант 6.
Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Набор №1.
Ученики получают гексы, в одном из которых вписана фамилия помещика, в другие ученики должны вписать основные черты этого образа, используя текст, свои знания и наблюдения. Наборы шестиугольников необходимо выложить в той очередности, в которой Чичиков посещал помещиков. Ученики должны объяснить, почему в такой последовательности, почему образ Плюшкина является завершающим.
Это задание можно предложить как итог урока «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», можно использовать на обобщающем уроке. Это задание можно выполнять в группах, парах.
Ученики получают пять наборов из трех гексов.
Пример составления гекса (курсивом выделено то, что вписывают ученики).
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделено то, что вписывают ученики).
Вариант 7.
Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.
Рассмотрим составление гексов в ходе обобщения темы «Идея Раскольникова о праве сильной личности».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Ученики получают гекс с записью «причины преступления Раскольникова», шестиугольники, в которых вписаны причины преступления. Ученики в группах выясняют главную причину преступления, обсуждают. В пустые гексы вписывают цитаты, подтверждающие их выводы. Работу защищают в группах, перед классом.
Это задание можно использовать на этапе подготовки к восприятию нового материала.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделено то, что вписывают ученики).
Вариант 8.
Составить по гексу рассказ или короткое эссе.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Раскольников и «сильные мира сего».
Поставим следующие задачи:
Набор 1.
Ученики получают готовый гекс с двумя пустыми шестиугольниками (в них запись курсивом). Изучив записи в шестиугольниках, обсудив их, дополнив своими суждениями, учащиеся сравнивают образы героев, выясняют их значение в раскрытии образа Раскольникова. Выводы вписывают в пустые шестиугольники. Работу защищают в группах или перед классом.
Это задание можно выполнять в группах, парах, индивидуально.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделено то, что вписывают ученики).
Вариант 9.
Групповая разноуровневая работа. Группы получают задания разного уровня сложности.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Раскольников и «сильные мира сего».
Ученики получают гексы разных уровней сложности. Обсуждают, вписывают необходимую информацию. Затем группы защищают работы перед классом. В результате делается коллективный вывод, который записывается в пустые гексы.
Набор 1. (для группы 1)
Ученики получают готовый гекс и готовят по нему рассказ о герое. Это задание можно предложить слабой группе.
Набор 2. (для группы 2)
Ученики обсуждают образ, вписывают недостающие характеристики в пустые шестиугольники.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделено то, что вписывают ученики).
Набор 3. (для группы 3)
Ученики обсуждают образ, вписывают фамилию героя в пустой шестиугольник.
После обсуждения в группах и защитой работ перед классом делается коллективный вывод и записывается в пустые гексы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.