Методические аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках информатики
Оценка 4.7

Методические аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках информатики

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Методические аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках информатики

Современное общество живет в условиях стремительных перемен не только в экономико-политической, но и социально-духовной сферах жизни. Все происходящие изменения неизбежно откладывают отпечаток на поведение человека, его жизненные приоритеты и внутренний мир. XXI век – век информации, объемы которой удваиваются каждые 10 лет, поэтому неудивительно, что полученные в школе знания очень быстро устаревают и нуждаются в корректировке. Еще одна проблема современной школы заключается в том, что она по-прежнему стремится предоставить ученикам набор определенных знаний, в то время как сейчас наиболее востребованным является умение учиться самостоятельно. В этой связи Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве основных результатов образования уже рассматривает не предметные знания, а метапредметные и личностные результаты, то есть универсальные учебные действия, которые позволяют ученикам овладеть ключевыми компетенциями и выступают в качестве основы умения учиться.

Общая характеристика учебного предмета «Информатика»

Примерная программа основного общего образования по информатике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности с Примерными программами для начального общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы делается акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, обучающиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Изучение информатики в школе, опирается на постоянное применение ИКТ, уже имеющихся у обучающихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Основная цель курса информатики – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение обучающимися знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство обучающихся с современными информационными технологиями.

Конкретизация целей основного общего образования с учетом специфики информатики

Изучение информатики в школе должно обеспечить:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах работы с информацией отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается на следующее:

  • закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
  • информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
  • понятия - информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.;
  • методы современного научного познания: системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
  • математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
  • основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.

Реализация этих задач в учебниках предполагается в следующих четырех направлениях:

  1. Мировоззренческом (ключевые слова - «информация» и «модель»). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача информации). В результате должны сформироваться умения понимать информационную сущность мира, его системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы, оптимально представлять информацию для решения поставленных задач и применять понятия информатики на практике и в других предметах.
  2. Практическом (ключевое слово - «компьютер»). Здесь формируется представление о компьютере как универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные применения компьютера, школьники приобретают навыки работы с компьютером на основе использования электронных приложений, свободного программного обеспечения (ПО) и ресурсов. Практические задания могут выполняться обучающимися на разных уровнях, на уроках, после уроков и дома, чем достигается дифференциация и индивидуализация обучения - каждый обучающийся может сформировать свою образовательную траекторию.
  3. Алгоритмическом (ключевые слова - «алгоритм», программа»). Развитие алгоритмического мышления идет через решение алгоритмических задач различной сложности и реализации их на языке программирования. В результате формируется представление об алгоритмах и отрабатывается умение решать алгоритмические задачи на компьютере.
  4. Исследовательском (ключевые слова - «логика», «задача»). Содержание и методика преподавания курса способствуют формированию исследовательских навыков, которые могут быть применены при изучении предметов естественнонаучного цикла с использованием цифрового оборудования, компьютерных инструментальных средств.

Исходя из целей изучения информатики в рамках развития УУД, в качестве основы всей системы образования становится актуальной задача формирования совокупности универсальных учебных действий, которые позволят «научить детей учиться», а не только осваивать ими конкретные знания и навыки. И одним из приоритетных направлений новых образовательных стандартов как раз и является реализация развивающего потенциала образования.

Информационное общество, в котором живет сейчас человечество, требует от школы подготовить человека, который будет способен самостоятельно учиться и многократно переучиваться. Для жизни в современном обществе от человека требуется не использование у него накопленных знаний и опыта, а возможность использовать имеющиеся деятельностные качества. Это означает, что к основным задачам школы добавилась еще одна – «научить учиться» и показать детям, как надо самостоятельно успешно осваивать новый материал и в дальнейшем применять его на практике. Именно такие возможности и предоставляют универсальные учебные действия. По этой причине в ФГОС устанавливает требования к предметным, личностным и мета предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Перед обучающимися ставится задача по овладению УУД, которые в дальнейшем обеспечат им успешность на всех этапах познавательной деятельности. Что касается предмета «Информатика», то развитие универсальных учебных действий в рамках этой дисциплины будет способствовать познавательной деятельности учеников и в других областях науки.

Понятие и виды универсальных учебных действий

В широком смысле под универсальными учебными действиями понимается саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Если же понятие трактовать в узком смысле, то УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Виды универсальных учебных действий

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные универсальные учебные действия

Вид действия

Понятие действия

действие смыслообразования

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

личностное, жизненное самоопределение

определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

эмоциональная оценка событий, исходя из социальных и личностных ценностей ученика

Регулятивные УУД, при их помощи ученикам удается организовать свою деятельность.

Регулятивные универсальные учебные действия

Вид действия

Понятие действия

коррекция

внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

целеполагание

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно

планирование

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

прогнозирование

предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

контроль

сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

оценка

выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

саморегуляция

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий

Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные УУД

Логические УУД

УУД постановки и решения проблем

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

формулирование проблемы

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

структурирование знаний

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

 

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

подведение под понятие, выведение следствий

 

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

 

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

 

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

доказательство

 

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

выдвижение гипотез и их обоснование

 

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

   

Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД включают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Вид действия

Понятие действия

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

определение цели, функций участников, способов взаимодействия

постановка вопросов

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

разрешение конфликтов

выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

управление поведением партнера

контроль, коррекция, оценка действий партнера

умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  1. Владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  2. Владение информационно-логическими умениями:
  • определять понятия;
  • создавать обобщения;
  • устанавливать аналогии;
  • классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
  1. Владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей:
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • осуществлять контроль своей деятельности;
  • определять способы действий в рамках предложенных условий;
  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  2. Владение основными универсальными умениями информационного характера:
  • постановка и формулирование проблемы;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
  • структурирование и визуализация информации;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  1. Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
  • умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
  • умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д.,
  • самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
  • умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  1. ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства:
  • обращение с устройствами ИКТ;
  • фиксация изображений и звуков;
  • создание письменных сообщений;
  • создание графических объектов;
  • создание музыкальных и звуковых сообщений;
  • создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;
  • коммуникация и социальное взаимодействие;
  • поиск и организация хранения информации;
  • анализ информации.

Предметные результаты — включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Выпускник научится:

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
  • узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
  • узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно улучшить характеристики компьютеров;
  • узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность (углублённый уровень):

  • осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Математические основы информатики

Выпускник научится:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
  • записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).

Выпускник получит возможность (углублённый уровень):

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
  • познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
  • ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
  • узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Алгоритмика

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.

Выпускник получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Методика формирования УУД обучающихся

Различные методисты и дидакты предлагают свои точки зрения на вопрос классификации умений обучающихся. По мнению Ю.Бабанского, Н.Лошкаревой и И.Лернера, под умением следует понимать сознательное владение каким-либо приемом деятельности, а навыком надо считать, умение, которое доведено до автоматизма. В соответствии с данной трактовкой, все умения будут постепенно перерастать в навыки. К примеру, ребенок сначала приобретает умение читать печатный текст, а навыком уже является беглое чтение. Для того чтобы приобрести умение, необходимо знать способ деятельности и постоянно упражняться.

Другой взгляд предлагает психолог Е.Кабанова-Меллер, которая рассматривает умение как владение знанием о способе деятельности, то есть начальную ступень формирования какого-либо навыка.

Еще один вариант предлагает Н.Запорожец, который считает, что умение – это подготовленность к осознанным и точным действиям либо же способность сознательно добиваться намеченной цели в изменяющейся обстановке.

Общие умения можно разделить на четыре группы:

  • учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня);
  • речевые (письменные и устные: умение отвечать на вопросы,
 пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);
  • учебно-информационные (работа с книгой (учебником, хрестоматией документов), справочниками, библиографией, каталогом);
  • учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль).

Приемы учебной работы - это те способы, которыми она может быть выполнена и которые можно выразить в виде перечня действий с различным по характеру математическим материалом. Перечень действий, составляющих приемы,
дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно-письменных или графических действиях. Использование приемов можно видеть и слышать. Допускаемые обучающимися ошибки в использовании приемов можно исправлять, добиваясь их точного применения, усвоения и одновременно усвоения изучаемого с их помощью учебного материала.

Как уже отмечалось, приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы воображения, запоминания.

Формирование личностных УУД осуществляется не только на уроках информатики, но и во внеурочной деятельности:

  • Создание здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.
  • Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер используется как средство самопознания: тестирование в режиме online, тренажеры, квесты; возможность таких способов самореализации как: создание собственного сайта, блога и использование его для самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.
  • Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - возможность выбора литературы, обучающих курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.
  • Наличие способности действовать в собственных интересах - участвовать в предметных интернет-олимпиадах и конкурсах, повышение авторитета в глазах сверстников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с практическими задачами внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности.

В состав познавательных УУД можно включить:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например, планирование собственной деятельности по созданию алгоритма решения задачи с помощью компьютера, разработке приложения, владение компьютерным моделированием.
  • Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат -моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент.
  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем.
  • Умение работать со справочной литературой, инструкциями, например, знакомство с новыми видами программного обеспечения, устройствами, анализ ошибок в программе.
  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.
  • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Развитие коммуникативных УУД происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

  • Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.
  • Ведение диалога «человек» - «техническая система» - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды.
  • Умение презентовать себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.
  • Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками - понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования.
  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне.
  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например, работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений.
  • Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов - существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.

Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Рассмотрим некоторые из актуальных проблем методики формирования УУД.

Проектирование УУД в календарно-тематическом планировании представляется принципиально новым элементом деятельности учителя. В общем случае УУД должны являться инструментом или способом достижения цели и задач каждого урока. При этом учителю необходимо владеть видами и содержанием каждого из УУД и знать связи между ними. Таким образом, действия учителя при планировании учебного занятия следующие:

  1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, содержанием учебного материала, технологиями обучения, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями обучающихся.
  2. Выделить время для формирования УУД в границах учебного занятия или урока.
  3. Определить приемы, методы, способы и формы организации деятельности, обучающихся для развития УУД.
  4. Спроектировать содержание деятельности обучающихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения.

Еще одной существенной проблемой для учителя становится определение ресурсов своего предмета в формировании и совершенствовании УУД: в каких учебных темах, какими средствами формировать те или иные УУД.

Не менее важным условием формирования УУД является логика построения содержания школьного курса информатики. Курс построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действий в контексте нового содержания, соответствуя принципу преемственности. Это способствует формированию у обучающихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими - нет. Данное обстоятельство оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию обучающихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую ставит учитель, а впоследствии и сами обучающиеся.

Инновации в системе общего среднего образования основываются на достижениях компетентностного подхода, проблемно ориентированного, личностно ориентированного, развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного подхода. Эффективность использования педагогами обозначенных подходов в образовательном процессе обусловлена профессионально грамотным их сочетанием с учетом основных характеристик и ключевых позиций.

Личностные универсальные учебные действия

Виды

Методы, приемы и способы реализации на уроках

1.Действие смыслообразования

Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию.

Приемы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся:

1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.

3. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.

4. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей детей, выделяют различные способы создания проблемной ситуации:

  • Выдвижение проблемного вопроса.
  • Создание проблемной ситуации
  • Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту,
  • Демонстрация опыта или сообщение о нем могут стать основой для создания проблемной ситуации.

5. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его математической, хозяйственной или эстетической ценностью.

2. Действие нравственно-этического оценивания

Для формирования действия нравственно-этического оцениванияпредлагаются следующие виды заданий:

  • участие в проектах, конкурсах, олимпиадах;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие художественных картин, скульптур, природы;
  • дневники достижений.

3. Действие рефлексии, как УУД

Рефлексия, как УУД, рассматривается как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я - концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, Р. Бернс, В.П. Зинченко).

Приемы рефлексии, используемые на уроках математики:

1. Рефлексивный итог: подводятся итоги урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали.

2. Высказывание одним предложением:

- сегодня я узнал…;

- было интересно…;

- было трудно…;

- я выполнял задания…;

- я понял, что…;

- теперь я могу…;

- я почувствовал, что…;

- я приобрел…;

- я научился…;

- у меня получилось …;

- я смог…;

- я попробую…;

- меня удивило…;

- урок дал мне для жизни…;

- мне захотелось…

3. Анкетирование

- На уроке я работал - активно / пассивно.

- Своей работой на уроке я - доволен / не доволен.

- Урок для меня показался- интересным / не интересным.

- За урок я - не устал / устал.

- Мое настроение - стало лучше / стало хуже.

- Материал урока мне был - полезен / бесполезен.

- Домашнее задание мне кажется - легким / трудным.

Регулятивные универсальные учебные действия

Виды

Методы, приемы и способы реализации на уроках

1. Целеполагание

Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

Приемы:

1. Формулировка темы в виде вопроса.

2. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников:

повторим, изучим, узнаем, проверим. Данный прием дает возможность обучающимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

2. Планирование действий

Приемы:

  • Составление плана действий.
  • Внесение необходимых дополнений и корректив в план.
  • Определения способа действия.
  • Обучающийся осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено обучающимся, и того, что еще неизвестно.
  • Волевое усилие.
  • Владение навыками самоконтроля.
  • Формирование внутреннего плана действий.

3. Контроль

Приемы:

  • Контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
  • Контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

4. Коррекция

Приемы:

  • задания на умение находить ошибки.

Проблемно-диалогическая технология и инструменты реализации

  • проблемные ситуации,
  • тексты и задания для открытия нового знания

5. Оценка

волевая саморегуляция

Приемы:

  • Формирование оценочной категории своей работы (ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение);

Технология оценивания учебных успехов, инструменты реализации:

  • алгоритм самооценивания;
  • задания актуализации.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Вид работы

Методы, приемы и способы реализации на уроках

1. Работа учеников в группе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий - работа обучающихся в группе.

Преимущества групповой работы:

  • создает учебную мотивацию;
  • пробуждает познавательный интерес;
  • создает ситуацию успеха;
  • вырабатывает умение общаться с другими детьми.

Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, чаще всего по 4- 5 человек. Каждая группа работает над своим заданием. Во время работы учеников учитель выполняет роль эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы. Учитель наблюдает за работой, направляет деятельность обучающихся.

2.Работа в парах постоянного и сменного состава

Приемы работы в парах:

1) обуающиеся, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;

2) обучающиеся поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;

3) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими обучающимися. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий, обучающиеся возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её обучающимся, обсудить её и попросить исправить. Обучающиеся, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.).

В качестве примера работы в парах сменного состава можно использовать методику «Гусеница».

Каждая пара получает две одинаковые карточки. Сначала обучающиеся в парах работают индивидуально, затем проверяют выполнение задания друг у друга. На этом этапе обучающиеся при необходимости получают помощь от учителя. Если есть расхождения в ответе, добиваются единого результата. Затем пары меняются по следующей схеме: обучающийся, сидящий на первой парте с правой стороны ряда переходит на последнюю парту, а все остальные, сидящие за ним, перемещаются вперед. Основное правило - переход только со своей карточкой.

В результате каждый обучающийся решает ряд однотипных заданий, что позволяет закрепить полученные знания.

3. Учебные ситуации

Типология учебных ситуаций:

  • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
  • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
  • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг можно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

4. Проектная деятельность обучающихся

1. Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного действия, является существенным показателем учебной инициативности обучающегося, перехода от позиции обучаемого к позиции обучающего себя самостоятельно с помощью других людей.

2. Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося выступает не сверстник, а взрослый. Здесь требуется способность обучающегося проявлять инициативу в ситуации неопределённой задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию.

3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций.

4. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.

5. Практикум по решению задач

Любой практикум по решению задач может включать сразу все универсальные учебные действия, особенно если практикум является обобщающим.

6. Подбор заданий

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий можно осуществлять, используя разные виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на решение задачи (приведенного доказательства) товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда, мини-проекта;
  • взаимопроверка;
  • высказывание собственной аргументированной точки зрения;
  • самостоятельный подбор аргументов-примеров, подтверждающих математическое утверждение, высказывание.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные учебные действия

Вид

Методы и приемы формирования

1. Формулирование цели

Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки. В начале любого урока обязательно ставится цель. Процесс целеполагания осуществляется совместно с учителем или обучающимися самостоятельно.

2. Обучение приемам поиска информации

Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете:

  • указание адреса страницы - это самый быстрый способ поиска;
  • передвижение по гиперссылкам - это наименее удобный способ,
  • обращение к поисковой системе;

Источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники.

3. Обучение приемам работы с текстом учебника.

Использовать разнообразные приемы работы с текстом учебника:

  • найди место в учебнике, где приводится определение, формулировка теоремы, рисунок …;
  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся;
  • поставь вопросы к данному абзацу;
  • выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
  • расскажи, по опорным словам, (разверни информацию);
  • заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы …;
  • создай таблицу (сверни информацию) по …;
  • составь план изучения темы …;
  • составь набор понятий темы…;
  • составь предложения по теме …, используя слова «так как», «потому что», «следовательно», «если, то»;
  • зашифруй понятия темы … в символы, систему или последовательность символов;
  • составь разные предложения с одним и тем же понятием … .

4. Обучение анализу учебного текста

Работа в данном направлении может использоваться при изучении доказательств теорем, законов, формул, свойств. Может строиться по алгоритму:

1) прочитайте текст параграфа;

2) ответьте на основные вопросы: О чем говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом?

3) выделите основные мысли текста, определите последовательность рассуждений;

4) выделите предложения, подтверждающие основные мысли.

5) сформулируйте вопросы к тексту по схеме:

1 уровень – знание фактов, терминов (что, когда, при каких условиях и т.д.)

2 уровень - знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.)

3 уровень – умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.). Одновременно можно подбирать или создавать самостоятельно систему заданий на формирование указанных умений.

5. Обучение работе с таблицами, графиками

Использовать на уроке таблицы и графики, отражающие различные процессы и явления. Это требует от обучающихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

6. Обучение работе с понятиями

Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления. Алгоритм работы с понятиями:

1) назвать понятие, дать его определение;

2) вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода;

3) привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения;

4) связать понятие с другими, касающимися данного предмета;

5) составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие;

6) определить термин своими словами;

7) назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.

7. Обучение умению «свертывания» информации

Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы.

Алгоритм составления схемы:

1) запишите тему, выделите ключевые слова;

2) найдите основные разделы текста, дайте им названия;

3) установите взаимосвязи (стрелки, блоки);

4) приведите примеры.

Логические универсальные учебные действия

1. Умение анализировать

Приемы анализа

  • расчлени объект, предмет, явление на составные части, имеющие функциональное значение;
  • проанализируй их, используя метод сравнения (найди сходство и различия);
  • выясни причину такого разделения;
  • оформи ответ в виде схемы, перечисления.

2.Умение классифицировать

Это умение распределять какие-либо объекты по группам в зависимости от их общих признаков.

Приемы:

- из перечисленных признаков выберите признаки характерные для операционной системы Windows;

- найдите среди названных элементов компьютера устройства ввода информации;

- найдите соответствие между видами информации и органами чувств человека, с помощью которых он получает информацию;

- вопросы на составление классификации: виды информации (по форме представления).

3.Умение обобщать

Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

Приемы обобщения:

  • выдели наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях;
  • выяви их сходство;
  • сформулируй общий вывод;
  • оформи ответ.

4. Умение проводить аналогии

Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.

Приемы и примеры:

- Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.

- Предложенный набор слов разделить на две группы.

5.Умение синтезировать

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Этапы синтеза:

1) выясни причину соединения изучаемых частей в единое целое;

2) проанализируй изучаемые явления, найди связи между частями;

3) сделай вывод и обобщи полученные сведения;

4) оформи ответ.

6. Умение сравнивать

Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.

Приемы работы:

1. Определить объекты сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4. Найти черты отличия.

5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и нахождения взаимосвязей.

Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы.

Примеры:

- Работа с рисунками. Рассмотрите, определите сходство и различие?

- Вопросы по фактическому материалу: в чем сходство и различие ОС Windows и ОС Linux?

- Сравнительные схемы.

- Вопросы «на сопоставления», «на преимущества», т.е. поиск достоинств и недостатков позволяют развивать навыки аналитического мышления.

7.Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.

Например, составляя алгоритм для решения задачи, обучающиеся учатся анализировать жизненную ситуацию, рассуждать, находить стратегию решения, критически оценивать полученный результат.

8. Действия постановки и решения задач

Приемы:

  • постановка задачи;
  • анализ и исследование задачи;
  • разработка алгоритма;
  • программирование;
  • тестирование и отладка;
  • анализ результатов решения задачи и уточнение в случае необходимости математической модели с повторным выполнением этапов.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом, познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

Список литературы:

  1. Асмолов А. Г. и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  3. Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Козлова С.А. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система «Школа 2100»). // Народное образование. – 2010. -№1.
  4. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО www.unesco.org/new/en/unesco/
  5. Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5. http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-5.htm.
  6. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира - птоломеевской и коперниковой. – М. – Л., 1948.
  7. Куракова Г.В. Теоретический анализ дефиниции «ключевые учебные компетенции». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №8. http://eidos.ru/journal/2011/0831-03.htm.
  8. Лукичева Е.Ю., Жигулев Л.А. Аттестация учителя математики как оценка его профессиональной компетентности. – СПб.: СПб АППО, 2008.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
  10. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников// Народное образование. – 2003. – № 8.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011 г. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного среднего образования. М., 2011 г. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413.
  13. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. http://www.zankov.ru/print/article=1866
  14. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций// Интернет-журнал «Эйдос». – 2005.
  15. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. 2003. № 2.
13.11.2019