Современное общество живет в условиях стремительных перемен не только в экономико-политической, но и социально-духовной сферах жизни. Все происходящие изменения неизбежно откладывают отпечаток на поведение человека, его жизненные приоритеты и внутренний мир. XXI век – век информации, объемы которой удваиваются каждые 10 лет, поэтому неудивительно, что полученные в школе знания очень быстро устаревают и нуждаются в корректировке. Еще одна проблема современной школы заключается в том, что она по-прежнему стремится предоставить ученикам набор определенных знаний, в то время как сейчас наиболее востребованным является умение учиться самостоятельно. В этой связи Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве основных результатов образования уже рассматривает не предметные знания, а метапредметные и личностные результаты, то есть универсальные учебные действия, которые позволяют ученикам овладеть ключевыми компетенциями и выступают в качестве основы умения учиться.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Примерная программа основного общего образования по информатике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности с Примерными программами для начального общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы делается акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, обучающиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Изучение информатики в школе, опирается на постоянное применение ИКТ, уже имеющихся у обучающихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Основная цель курса информатики – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение обучающимися знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство обучающихся с современными информационными технологиями.
Конкретизация целей основного общего образования с учетом специфики информатики
Изучение информатики в школе должно обеспечить:
Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах работы с информацией отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается на следующее:
Реализация этих задач в учебниках предполагается в следующих четырех направлениях:
Исходя из целей изучения информатики в рамках развития УУД, в качестве основы всей системы образования становится актуальной задача формирования совокупности универсальных учебных действий, которые позволят «научить детей учиться», а не только осваивать ими конкретные знания и навыки. И одним из приоритетных направлений новых образовательных стандартов как раз и является реализация развивающего потенциала образования.
Информационное общество, в котором живет сейчас человечество, требует от школы подготовить человека, который будет способен самостоятельно учиться и многократно переучиваться. Для жизни в современном обществе от человека требуется не использование у него накопленных знаний и опыта, а возможность использовать имеющиеся деятельностные качества. Это означает, что к основным задачам школы добавилась еще одна – «научить учиться» и показать детям, как надо самостоятельно успешно осваивать новый материал и в дальнейшем применять его на практике. Именно такие возможности и предоставляют универсальные учебные действия. По этой причине в ФГОС устанавливает требования к предметным, личностным и мета предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Перед обучающимися ставится задача по овладению УУД, которые в дальнейшем обеспечат им успешность на всех этапах познавательной деятельности. Что касается предмета «Информатика», то развитие универсальных учебных действий в рамках этой дисциплины будет способствовать познавательной деятельности учеников и в других областях науки.
Понятие и виды универсальных учебных действий
В широком смысле под универсальными учебными действиями понимается саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Если же понятие трактовать в узком смысле, то УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные универсальные учебные действия |
|
Вид действия |
Понятие действия |
действие смыслообразования |
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него |
личностное, жизненное самоопределение |
определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения |
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
эмоциональная оценка событий, исходя из социальных и личностных ценностей ученика |
Регулятивные УУД, при их помощи ученикам удается организовать свою деятельность.
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
Вид действия |
Понятие действия |
коррекция |
внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
целеполагание |
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно |
планирование |
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
прогнозирование |
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик |
контроль |
сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
оценка |
выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
саморегуляция |
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий |
Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия |
|||
Общеучебные УУД |
Логические УУД |
УУД постановки и решения проблем |
|
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
формулирование проблемы |
|
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов |
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
|
структурирование знаний |
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов |
||
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
подведение под понятие, выведение следствий |
||
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений |
||
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений |
||
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей |
доказательство |
||
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации |
выдвижение гипотез и их обоснование |
||
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Коммуникативные УУД включают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
Вид действия |
Понятие действия |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
постановка вопросов |
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
разрешение конфликтов |
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
управление поведением партнера |
контроль, коррекция, оценка действий партнера |
умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
Предметные результаты — включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность (углублённый уровень):
Математические основы информатики
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность (углублённый уровень):
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Раздел 2. Информационные технологии
Выпускник научится:
Ученик получит возможность:
Раздел 3. Информационное моделирование
Выпускник научится:
Ученик получит возможность:
Раздел 4. Алгоритмика
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Методика формирования УУД обучающихся
Различные методисты и дидакты предлагают свои точки зрения на вопрос классификации умений обучающихся. По мнению Ю.Бабанского, Н.Лошкаревой и И.Лернера, под умением следует понимать сознательное владение каким-либо приемом деятельности, а навыком надо считать, умение, которое доведено до автоматизма. В соответствии с данной трактовкой, все умения будут постепенно перерастать в навыки. К примеру, ребенок сначала приобретает умение читать печатный текст, а навыком уже является беглое чтение. Для того чтобы приобрести умение, необходимо знать способ деятельности и постоянно упражняться.
Другой взгляд предлагает психолог Е.Кабанова-Меллер, которая рассматривает умение как владение знанием о способе деятельности, то есть начальную ступень формирования какого-либо навыка.
Еще один вариант предлагает Н.Запорожец, который считает, что умение – это подготовленность к осознанным и точным действиям либо же способность сознательно добиваться намеченной цели в изменяющейся обстановке.
Общие умения можно разделить на четыре группы:
Приемы учебной работы - это те способы, которыми она может быть выполнена и которые можно выразить в виде перечня действий с различным по характеру математическим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно-письменных или графических действиях. Использование приемов можно видеть и слышать. Допускаемые обучающимися ошибки в использовании приемов можно исправлять, добиваясь их точного применения, усвоения и одновременно усвоения изучаемого с их помощью учебного материала.
Как уже отмечалось, приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы воображения, запоминания.
Формирование личностных УУД осуществляется не только на уроках информатики, но и во внеурочной деятельности:
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с практическими задачами внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности.
В состав познавательных УУД можно включить:
Развитие коммуникативных УУД происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.
Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Рассмотрим некоторые из актуальных проблем методики формирования УУД.
Проектирование УУД в календарно-тематическом планировании представляется принципиально новым элементом деятельности учителя. В общем случае УУД должны являться инструментом или способом достижения цели и задач каждого урока. При этом учителю необходимо владеть видами и содержанием каждого из УУД и знать связи между ними. Таким образом, действия учителя при планировании учебного занятия следующие:
Еще одной существенной проблемой для учителя становится определение ресурсов своего предмета в формировании и совершенствовании УУД: в каких учебных темах, какими средствами формировать те или иные УУД.
Не менее важным условием формирования УУД является логика построения содержания школьного курса информатики. Курс построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действий в контексте нового содержания, соответствуя принципу преемственности. Это способствует формированию у обучающихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими - нет. Данное обстоятельство оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию обучающихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую ставит учитель, а впоследствии и сами обучающиеся.
Инновации в системе общего среднего образования основываются на достижениях компетентностного подхода, проблемно ориентированного, личностно ориентированного, развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного подхода. Эффективность использования педагогами обозначенных подходов в образовательном процессе обусловлена профессионально грамотным их сочетанием с учетом основных характеристик и ключевых позиций.
Личностные универсальные учебные действия
Виды |
Методы, приемы и способы реализации на уроках |
1.Действие смыслообразования |
Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию. Приемы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся: 1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. 2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. 3. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. 4. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей детей, выделяют различные способы создания проблемной ситуации:
5. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его математической, хозяйственной или эстетической ценностью. |
2. Действие нравственно-этического оценивания |
Для формирования действия нравственно-этического оцениванияпредлагаются следующие виды заданий:
|
3. Действие рефлексии, как УУД |
Рефлексия, как УУД, рассматривается как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я - концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, Р. Бернс, В.П. Зинченко). Приемы рефлексии, используемые на уроках математики: 1. Рефлексивный итог: подводятся итоги урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. 2. Высказывание одним предложением: - сегодня я узнал…; - было интересно…; - было трудно…; - я выполнял задания…; - я понял, что…; - теперь я могу…; - я почувствовал, что…; - я приобрел…; - я научился…; - у меня получилось …; - я смог…; - я попробую…; - меня удивило…; - урок дал мне для жизни…; - мне захотелось… 3. Анкетирование - На уроке я работал - активно / пассивно. - Своей работой на уроке я - доволен / не доволен. - Урок для меня показался- интересным / не интересным. - За урок я - не устал / устал. - Мое настроение - стало лучше / стало хуже. - Материал урока мне был - полезен / бесполезен. - Домашнее задание мне кажется - легким / трудным. |
Регулятивные универсальные учебные действия
Виды |
Методы, приемы и способы реализации на уроках |
1. Целеполагание |
Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Приемы: 1. Формулировка темы в виде вопроса. 2. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников: повторим, изучим, узнаем, проверим. Данный прием дает возможность обучающимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения. |
2. Планирование действий |
Приемы:
|
3. Контроль |
Приемы:
|
4. Коррекция |
Приемы:
Проблемно-диалогическая технология и инструменты реализации
|
5. Оценка волевая саморегуляция |
Приемы:
Технология оценивания учебных успехов, инструменты реализации:
|
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Вид работы |
Методы, приемы и способы реализации на уроках |
1. Работа учеников в группе |
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий - работа обучающихся в группе. Преимущества групповой работы:
Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, чаще всего по 4- 5 человек. Каждая группа работает над своим заданием. Во время работы учеников учитель выполняет роль эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы. Учитель наблюдает за работой, направляет деятельность обучающихся. |
2.Работа в парах постоянного и сменного состава |
Приемы работы в парах: 1) обуающиеся, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены; 2) обучающиеся поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого; 3) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими обучающимися. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий, обучающиеся возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её обучающимся, обсудить её и попросить исправить. Обучающиеся, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.). В качестве примера работы в парах сменного состава можно использовать методику «Гусеница». Каждая пара получает две одинаковые карточки. Сначала обучающиеся в парах работают индивидуально, затем проверяют выполнение задания друг у друга. На этом этапе обучающиеся при необходимости получают помощь от учителя. Если есть расхождения в ответе, добиваются единого результата. Затем пары меняются по следующей схеме: обучающийся, сидящий на первой парте с правой стороны ряда переходит на последнюю парту, а все остальные, сидящие за ним, перемещаются вперед. Основное правило - переход только со своей карточкой. В результате каждый обучающийся решает ряд однотипных заданий, что позволяет закрепить полученные знания. |
3. Учебные ситуации |
Типология учебных ситуаций:
|
4. Проектная деятельность обучающихся |
1. Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного действия, является существенным показателем учебной инициативности обучающегося, перехода от позиции обучаемого к позиции обучающего себя самостоятельно с помощью других людей. 2. Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося выступает не сверстник, а взрослый. Здесь требуется способность обучающегося проявлять инициативу в ситуации неопределённой задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию. 3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций. 4. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками. |
5. Практикум по решению задач |
Любой практикум по решению задач может включать сразу все универсальные учебные действия, особенно если практикум является обобщающим. |
6. Подбор заданий |
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий можно осуществлять, используя разные виды заданий:
|
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные учебные действия |
||
Вид |
Методы и приемы формирования |
|
1. Формулирование цели |
Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки. В начале любого урока обязательно ставится цель. Процесс целеполагания осуществляется совместно с учителем или обучающимися самостоятельно. |
|
2. Обучение приемам поиска информации |
Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете:
Источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. |
|
3. Обучение приемам работы с текстом учебника. |
Использовать разнообразные приемы работы с текстом учебника:
|
|
4. Обучение анализу учебного текста |
Работа в данном направлении может использоваться при изучении доказательств теорем, законов, формул, свойств. Может строиться по алгоритму: 1) прочитайте текст параграфа; 2) ответьте на основные вопросы: О чем говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом? 3) выделите основные мысли текста, определите последовательность рассуждений; 4) выделите предложения, подтверждающие основные мысли. 5) сформулируйте вопросы к тексту по схеме: 1 уровень – знание фактов, терминов (что, когда, при каких условиях и т.д.) 2 уровень - знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.) 3 уровень – умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.). Одновременно можно подбирать или создавать самостоятельно систему заданий на формирование указанных умений. |
|
5. Обучение работе с таблицами, графиками |
Использовать на уроке таблицы и графики, отражающие различные процессы и явления. Это требует от обучающихся активизации внимания, воли, памяти, мышления. |
|
6. Обучение работе с понятиями |
Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления. Алгоритм работы с понятиями: 1) назвать понятие, дать его определение; 2) вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода; 3) привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения; 4) связать понятие с другими, касающимися данного предмета; 5) составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие; 6) определить термин своими словами; 7) назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний. |
|
7. Обучение умению «свертывания» информации |
Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы: 1) запишите тему, выделите ключевые слова; 2) найдите основные разделы текста, дайте им названия; 3) установите взаимосвязи (стрелки, блоки); 4) приведите примеры. |
|
Логические универсальные учебные действия |
||
1. Умение анализировать |
Приемы анализа
|
|
2.Умение классифицировать |
Это умение распределять какие-либо объекты по группам в зависимости от их общих признаков. Приемы: - из перечисленных признаков выберите признаки характерные для операционной системы Windows; - найдите среди названных элементов компьютера устройства ввода информации; - найдите соответствие между видами информации и органами чувств человека, с помощью которых он получает информацию; - вопросы на составление классификации: виды информации (по форме представления). |
|
3.Умение обобщать |
Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Приемы обобщения:
|
|
4. Умение проводить аналогии |
Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Приемы и примеры: - Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие. - Предложенный набор слов разделить на две группы. |
|
5.Умение синтезировать |
Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. Этапы синтеза: 1) выясни причину соединения изучаемых частей в единое целое; 2) проанализируй изучаемые явления, найди связи между частями; 3) сделай вывод и обобщи полученные сведения; 4) оформи ответ. |
|
6. Умение сравнивать |
Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Приемы работы: 1. Определить объекты сравнения. 2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться. 3. Найти общие черты. 4. Найти черты отличия. 5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы. В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы. Примеры: - Работа с рисунками. Рассмотрите, определите сходство и различие? - Вопросы по фактическому материалу: в чем сходство и различие ОС Windows и ОС Linux? - Сравнительные схемы. - Вопросы «на сопоставления», «на преимущества», т.е. поиск достоинств и недостатков позволяют развивать навыки аналитического мышления. |
|
7.Установление причинно-следственных связей |
Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием. Например, составляя алгоритм для решения задачи, обучающиеся учатся анализировать жизненную ситуацию, рассуждать, находить стратегию решения, критически оценивать полученный результат. |
|
8. Действия постановки и решения задач |
Приемы:
|
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом, познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.