Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для обучающихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания информатики разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
Качество преподавания зависит во многом от умения учителя эффективно использовать в процессе обучения различные аудиовизуальные средства, применение которых обладает рядом несомненных преимуществ:
Кроме того, аудиовизуальные средства обучения выступают в качестве эффективного инструмента для повторения ранее изученного материала, его обобщения, систематизации и организации контроля знаний.
Достижение данных возможностей обеспечивается за счет ряда дидактических особенностей аудиовизуальных средств обучения. Таковыми особенностями являются:
Аудиовизуальные средства и соблюдение принципов обучения
Принцип гуманизации и демократизации достигается за счет широкого выбора различных приемов и методов при организации работы с детьми. При этом удается учитывать их возраст, уровень развития, а также особенности умственного развития, включая обеспечение возможности работать с умственно отсталыми детьми.
Культуросообразность.
Суть заключается в том, что школьников в ходе учебно-воспитательного процесса, прежде всего, следует знакомить с самобытностью и богатством культуры, в которой они растут, а также с достижениями мировой культуры. И здесь без средств наглядности невозможно обойтись, ведь один учебный фильм о культуре какой-либо страны предоставит детям намного больше информации, чем сможет рассказать учитель за несколько уроков. При этом фильм будет намного лучше воспринят за счет яркости картинки и насыщенности приобретаемых знаний.
Научность и последовательность.
Реализация принципа научности с помощью аудиовизуальных средств обучения достигается в случае, когда ученикам демонстрируются самые существенные свойства и признаки изучаемых предметов в доступной форме. Одновременно педагог должен обеспечить и реализацию принципа доступности, то есть содержание материала должно соответствовать возрасту учеников и их индивидуальным особенностям.
Принцип сознательности и самостоятельности также непосредственно связан с техническими средствами обучения, так как они позволяют детям лучше разбираться в различных явлениях и стимулируют их к получению новых знаний.
Для стимулирования активности мышления с помощью технических средств создаются разнообразные проблемные ситуации, из которых ученики должны самостоятельно найти выход.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов учебно-воспитательного процесса.
Для его реализации используются контрольные технические средства обучения, а также различные компьютерные программы и тренажеры. Высокую эффективность демонстрируют и виртуальные среды обучения и воспитания, которые позволяют создать полную иллюзию реального участия ученика в смоделированных ситуациях, где ему надо действовать на основе ранее изученного материала и полученных навыков, и умений.
Принцип коллективного характера воспитания и обучения с одновременным развитием индивидуальных особенностей ученика
Именно аудиовизуальные и технические средства обучения позволяют в системе деятельности целого класса подобрать индивидуальные задания для каждого ученика или поручить каждому ученику определенную часть работы, которую должен выполнить весь класс.
В процессе использования аудиовизуальных средств обучения не рекомендуется ими злоупотреблять, так как существует оптимальная информационная емкость восприятия. И при ее превышении неизбежно снижается качество усвоения материала, в результате чего ученики просто не воспринимают новую информацию. По этой причине нельзя весь педагогический процесс сводить только к применению средств наглядности и использовать для обучения исключительно компьютер. Ведь, несмотря на все свои возможности, он является только одним из средств обучения, которое надо применять дозированно и в сочетании с другими способами обучения.
Эффективность технических средств обучения и воспитания напрямую зависит от специфики изучаемого материала, материально-технических возможностей образовательного учреждения и поставленных учебно-воспитательных целей.
Виды наглядности
В зависимости от способа преподнесения наглядных пособий их можно разделить на две большие группы – метод иллюстраций и метод демонстраций.
Если используется метод иллюстраций, то учитель показывает детям различные иллюстративные пособия, к которым относятся плакаты, карты, портреты, зарисовки на доске. Метод демонстраций в преподавании информатики предполагает показ каких-либо процессов с использованием компьютера, интерактивной доски. Показ фильмов, компьютерных презентаций также относится к демонстрационному методу.
Вне зависимости от того, какой метод используется, надо придерживаться ряда правил:
В информатике особую роль играет символическая наглядность, которой относятся различные графики, чертежи, таблицы, схемы. Роль данного вида наглядности увеличивается по мере накопления у учеников специальных знаний и развития у них мышления.
Классификация наглядных пособий
Уже в начальных классах дети усваивают основы работы с компьютером. При этом все они связаны с абстрактным мышлением, поэтому для лучшего усвоения понятий отлично подходят наглядные пособия.
Учебные наглядные пособия разделяют на две группы:
1) Натуральные, к которым относятся разнообразные предметы окружающей среды.
2) Изобразительные, которые можно разделить на несколько самостоятельных видов:
Методические аспекты организации кабинета информатики и вычислительной техники
Учебно-материальной базой преподавания информатики является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования.
Кабинет информатики и вычислительной техники для организации и проведения эффективных занятий должен быть соответствующим образом укомплектован. Также он должен позволять проводить самостоятельную подготовку как педагога, так и учеников во внеучебное время и служить для развития творческого потенциала школьников.
По действующим требованиям кабинет информатики должен быть оснащен мебелью, комплектом вычислительной техники и необходимым учебным оборудованием для проведения практических, теоретических, классных и внеклассных занятий не только по информатике, но и другим учебным предметам, предполагающим применение ИКТ.
Техническая оснащенность кабинета должна содействовать эффективному обучению учеников, способствовать их умственному развитию и формированию информационной культуры, а также приобретению учениками прочных знаний.
Кабинет информатики должен позволять организовывать информационное взаимодействие между школьниками и техническими, программно-аппаратными средствами обработки и хранения информации. Кроме того, кабинет должен обеспечить взаимодействие между педагогом и учениками.
С помощью занятий в кабинете информатики должны решаться следующие задачи:
Кабинет информатики также должен позволять проводить следующие виды работ:
Число рабочих мест в кабинете информатики должно соответствовать количеству учеников в классе. При организации практических работ допускается применение как индивидуальных, так и групповых, и коллективных форм работы.
Одной из актуальных тенденций является использование кабинета информатики не только для обучения данному предмету, но и других дисциплин, а также формирования информационной культуры учеников, начиная с младших классов.
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения информатики в средней школе. Однако учитель информатики должен дифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность» так как его используют для выражения разных педагогических понятий.
Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.
Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения информатике. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.
Понятие «средство наглядности» или «наглядное средство» очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, видеоролик, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.
Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие свойства, структуру, содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование - вспомогательные.
Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика, но не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем, наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретического материала.
Результаты обучения зависят во многом от того, насколько обогащен он разнообразными средствами обучения, а также от мастерства учителя, который эти средства использует. Совершенствование содержания образования закономерно требует совершенствования форм, методов, приемов и средств обучения. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, передовым педагогическим опытом.
Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Осуществляя самостоятельное выполнение заданий на компьютере, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание, содействуют выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.
Дидактические исследования о применении наглядности, о сочетании средств наглядности и слова учителя, проведенные под руководством профессора Л.В. Занкова и в научно-исследовательском институте школьного оборудования под руководством С.Г. Шаповаленко, В.Г. Болтянского и Л.П. Прессмана, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысление, и толкование сделанных наблюдений.
При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы обучающихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность обучающихся.
Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала.
Использование современных информационных технологий, наглядности и технических средств обучения на уроках информатики
Вступление школы в мировое образовательное пространство, а также информационный взрыв начала 21 века требует серьезного пересмотра вопросов, связанных с автоматизацией обучения, так как «ручные методы» уже давно исчерпали свои возможности.
Самая доступная и простая форма автоматизации – более широкое применение компьютеров для обучения и организации контроля знаний учеников. Так, использование электронных вариантов учебных пособий и учебников обладает рядом несомненных преимуществ:
В то же время, вне зависимости от степени автоматизации обучения, оно должно соответствовать всем основным дидактическим принципам:
Применение информационных и коммуникационных технологий в преподавании информатики, в отличие от других учебных предметов, является одним из главных методов обучения.
К наиболее востребованным программам в школьном образовании можно отнести:
Для развития творческого потенциала можно использовать различные формы, включая ролевые игры, выполнение творческих заданий и проектов, мозговой штурм. Высокую эффективность демонстрирует метод проектов, представляющий собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на самореализацию ученика посредством стимулирования развития его физических и интеллектуальных возможностей, а также волевых качеств.
В ходе проектной деятельности удается развить следующие способности:
В процессе проектной деятельности ученикам предлагаются задания по разработке различных проектов, например, «Компьютерные вирусы и как с ними бороться», «Основные устройства компьютера» и т.д. Также возможна организация и межпредметных связей по линиям информатика-история, информатика-биология и др.
Преподавание информатики в современных условиях невозможно представить без широкого применения систем автоматизированного тестирования, мультимедийных энциклопедий, разнообразных тренажеров.
Вспомогательные средства
Технические средства обучения
Совершенствование современных образовательных технологий является одним из основных ресурсов повышения качества образования. С введением ФГОС в школе появилась новизна современного урока. Перед учителями ставится задача не только дать обучающимся знания, но и научить их самостоятельному поиску, т.е. научить учиться. Именно это и становится залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе. Для того чтобы иметь хорошие результаты в обучении, необходимо повышать познавательную активность учеников и интерес к своему предмету. В этих целях используются на уроках различные современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Современные информационные технологии подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.
Рассмотрим направления в развитии ИКТ:
Использование информационных технологий как средств наглядности обучения информатике
При изучении истории аудиовизуальной культуры условно выделяют три основных этапа развития.
На первом этапе научились производить оптическую запись изображения и звука на видеопленку, а также осуществлять механическую запись звука на граммофонные пластинки. Распространение информации происходило за счет непосредственной передачи аудио и видеоносителей.
Второй этап начался с появлением радио и телевидения, а также магнитной записи звука и изображения на пленку. При этом передача звука и видео могла уже осуществляться с помощью электромагнитных волн. К тому же все информация представлялась в аналоговом виде.
Третий этап связан с развитием микроэлектроники, в частности, микропроцессорной техники. Благодаря появлению мощных персональных компьютеров появилась возможность представления информации в цифровом виде и ее передачи по беспроводным каналам связи.
Считается, что кризис эпохи аналоговой информации проявился в следующих аспектах:
С появлением же цифровой информации эти проблемы были преодолены, так как теперь информацию легко хранить, копировать, передавать, а также производить различные операции по ее обработке.
Технологический скачок привел к появлению мультимедийных технологий, которые объединили в единое целое текст, звук, фото, графику и видео. В результате и средства обработки, хранения и воспроизведения массивов информации стали одинаковыми.
Сейчас под мультимедиа принято понимать интерактивную технологию, которая обеспечивает работу с изображениями, анимацией, текстом и звуковым рядом. Появление мультимедийных систем буквально произвело революцию практически во всех сферах деятельности человека, и образование стало одной из основных областей, где мультимедиа наиболее активно применяется, ведь благодаря мультимедийным технологиям существенно повышается качество и эффективность обучения.
Мультимедиа стали эффективной образовательной технологией за счет качеств интерактивности, гибкости и интеграции различных типов информации. Еще одно ее преимущество – возможность учета индивидуальных особенностей учеников и повышение их интереса к обучению. Именно поэтому у большинства педагогов появляется возможность использования мультимедиа в качестве основы по информатизации образования.
Под информатизацией понимается область научно-практической деятельности человека, которая направлена на использование технологий и средств сбора, обработку и распространение информации. Информатизация обеспечивает систематизацию имеющихся и уже сформированных новых знаний в сфере образования для того, чтобы были достигнуты психолого-педагогические цели обучения и воспитания.
Ниже представлены более подробные сведения о свойствах мультимедиа, с помощью которых происходит превращение этой технологии в полноценный компонент информатизации образования.
Интерактивность средств информатизации образования подразумевает, что пользователям (обычно это школьники и учителя) предоставляется возможность активно взаимодействовать с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для проведения учебного диалога, в роли одного из участников которого выступает средство информатизации образования.
Интерактивность – это одно из самых важных достоинств мультимедийных средств. Благодаря ей становится возможным в определенных пределах производить управление предоставлением информации: ученики могут производить изменения настроек в индивидуальном порядке, изучать результаты, а также предоставлять ответы на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Учениками может осуществляться установка скорости подачи материала, количество повторений и иных параметров, которые соответствуют индивидуальным образовательным потребностям. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что мультимедиа технологии являются гибкими.
Благодаря технологиям мультимедиа можно произвести осмысленную и гармоничную интеграцию многих видов информации. Посредством компьютера информация может быть представлена в разнообразных формах, которые часто используются в школьном обучении, в том числе:
Развитие современных технологий мультимедиа оказало огромное влияние на место и роль компьютерных систем в жизни человека. Раньше происходило приспособление человека под специфику и особенности графического интерфейса, а теперь происходит обратный процесс приспособления компьютерного интерфейса под удобство пользователя и особенности его восприятия.
Основываясь на опыте развития предыдущих технологий и законах развития, возникает прогноз о том, как и куда будет двигаться развитие мультимедиа. Помимо «очеловечивания» интерфейса в системах «человек-компьютер», что направлено в сторону адаптации систем к особенностям человеческого восприятия, обязательно будет происходить развитие новых сущностей человеческого бытия.
При исследовании ситуации состояния уровня современных информационных технологий, скорости их развития и цикличности обновления программного обеспечения для рядовых пользователей и образования в целом становится очевидным, что вместе с упреждающим развитием концепции системы образования при применении отдельных видов компьютерной практики остается нерешенным ряд проблем.
Они заключаются в следующем. Работа с текстовыми материалами, рисунками и графиками, использование электронных таблиц и деловой графики, баз данных, электронной почты и компьютерных сетей у школьников и иных пользователей не вызывает сложностей, так как пользовательская среда хорошо адаптирована к их потребностям. А это значит, что современным программным продуктам удается перекрыть потребности образования и производства в высокой степени.
Ситуация выглядит по-иному в сфере индивидуального использования цифрового видео, музыки и мультипликации для разработки собственных приложений. Наличие зрения, органов чувств, слуха и мышления предусматривает адаптацию к восприятию пространства, в котором присутствуют динамические объекты и звуки. Согласно исследованиям психологов и физиологов, движение объектов либо самого наблюдателя становится важным фактором для правильного и полноценного восприятия формы, глубины и объема. При этом наблюдается существенное повышение эффективности восприятия, если движущийся объект воспринимается не только визуально, но и на слух. Именно поэтому применение мультипликации, музыки и звуков в средствах отображения информации оказывает значительное влияние на повышение их эффективности.
Однако именно в этом направлении компьютерные технологии развиваются с некоторыми проблемами, хотя уже достигнутые результаты являются впечатляющими. Самые быстрые темпы в технологии компьютерной анимации и синтеза трехмерных изображений наблюдаются у производителей компьютерных игр.
Пользователям доступны такие виды программного обеспечения, как AutoDesk Animator и 3D-Studio, с помощью которых осуществляется создание мультфильмов и трехмерных роликов. Однако его покупка требует финансовых вложений, а использование – наличие высокой профессиональной подготовки в сочетании с солидным опытом работы на компьютерах. Также требуется приложить много усилий и потратить немало времени на работу с программным обеспечением. В результате технология мультипликации и трехмерной графики остается в доступе весьма ограниченного круга людей.
Компьютерная анимация и синтез трехмерных изображений вносят важный вклад в формирование образовательного уровня ученика и определения информационной культуры человека, однако они не могут использоваться из-за отсутствия доступных программных продуктов для обучения.
Стоит понимать, что речь ведется с прицелом на будущее. Уже очень скоро анимационные объекты станут основным носителем информации в компьютерных системах и будут активно применяться в пользовательском интерфейсе. Если владеть основами мультипликации вместе с вышеперечисленными видами компьютерной практики, то пользователь получит преимущество в ходе преодоления новых рубежей технологий будущего.
Сомнений не вызывает то, что по степени выразительной мощности анимационные информационные модели, которые в полной мере задействуют основные модальности восприятия человека, существенно превосходят по степени воздействия статичные изображения и тексты. Задачей современного ученика является готовность к получению готовой информации вместе с умением ее производить.
Система восприятия человека, образованная органами чувств и сознания, в полной мере приспособлена и находится в соответствии с окружающим его миром. Их деятельность осуществляется на основе тех же законов и принципов, которыми управляются события и явления окружающей действительности.
Основой гармонии системы восприятия человека являются те же принципы гармонии, которые управляют явлениями живой и неживой природы. В античной философии есть тезис «человек – мера всех вещей». Он может быть дополнен антитезисом, который гласит, что человек изначально по своему происхождению соразмерен вещам окружающего мира. Механизмы восприятия человека соответствуют законам и реалиям окружающего мира.
Человек всегда был и остается частью природы и занимает определенное место в эволюции жизни. Его создание и жизнь происходит по тем же законам, которые относятся к окружающему миру. Восприятие окружающего мира человеком происходит ровно в той части, где возникает необходимость, а деятельность обнаруживает стремление согласованности с законами природы.
Композиция, которая относится к наиболее сложным и принципиально важным учебным предметам в подготовке художников профессионалов, приобретает статус важной области знаний. Овладение ею является необходимым фактором для разработчиков мультимедиа продуктов и для преподавателей с использованием информационных технологий в процессе обучения.
В число самых доступных и простых средств для создания презентаций входит программа MS PowerPoint. С ее помощью в процессе подготовки занятия можно составить электронный конспект, который будет продемонстрирован в виде слайд-фильма, т.е. слайд-шоу.
Благодаря электронному конспекту становится возможным программное совмещение слайд-шоу текстового и графического сопровождения, в том числе рисунков, диаграмм и фотоснимков, с компьютерной анимацией и численным моделированием изучаемых процессов, а также с демонстрацией документальных записей натурного эксперимента. Таким образом, происходит совмещение технических возможностей компьютерной и мультимедийной техники с предоставлением учебного материала и живым общением с аудиторией лектора. Практическое использование электронного конспекта нуждается в наличии ТV-выхода в компьютере (или внешнего ТV-кодера), а также телевизора с большой диагональю экрана либо видеопроектора.
Основная единица слайд-фильма – это слайд или кадр предоставления учебной информации, где учитываются эргономические требования по визуальному восприятию информации. В требованиях учитывается разборчивость шрифтов надписей и обозначений, отсутствие агрессивных полей и ощущения дискомфорта в ходе динамического воспроизведения графических материалов. Информация должна располагаться правильно и непосредственно в поле ее восприятия, не должно быть цветового дискомфорта, а яркость графиков должна быть оптимизирована по отношению к фону. Естественным является сочетание слайд-фильма с демонстрацией видеофильмов.
Внедрение информационных технологий означает необходимость разработки новых подходов к эстетике учебного процесса. Презентации с показом видеофрагментов и виртуальной реальности по своему дизайну должны находиться на уровне дизайна Web-страниц Интернета и телепрограмм. В связи с этим к учителям информатики резко возрастают требования в профессиональном плане, так как они должны владеть современными программными средствами. Повышение информативности и обзорности уроков, увеличение выразительности и динамичности предоставляемого материала, что достигается с использованием новых средств информативности, рекомендуется сочетать с повышением объема раздаточных материалов для самостоятельной работы, что может осуществляться как в традиционном формате, так и электронном виде.
Интерактивные технологии также представлены гипертехнологиями. Совсем еще недавно книга являлась основным источником получения знаний. Линейное письмо, которое является традиционной письменной коммуникацией, характеризуется монологичностью, замкнутостью и явным представлением излагаемых сведений. Для современного мышления больше свойственна нелинейность. Первая, наиболее слабая форма нелинейного текста, – это любой текст с комментариями либо ссылками на иные места этого текста и источники. Использование термина «нелинейного текста» актуально для текстов с очень высокой насыщенностью ссылками и комментариями. Гипертекст – это текст с нелинейной структурой.
Проявлением интерактивности является не только гипертекст. К интерактивным средствам относится и мультимедийная иллюстрация, представленная по существу структурой медиа. Для выведения большого объема информации и исключения вероятности загромождения рисунка рекомендуется использовать анимационные иллюстрации. Интерактивность в данном случае проявляется в виде демонстрации дополнительной информации при подведении указателя к активированным областям. Интерактивные иллюстрации «по выбору» представлены в виде комбинаций, заранее подготовленных статических и динамических объектов. Создание комбинаций осуществляется в режиме диалога. Если описываются сложные процессы, которые определяются несколькими параметрами, то необходимо использование параметрических иллюстраций. С их помощью удается проиллюстрировать динамику изменения процесса либо свойства по одному, либо одновременно нескольким параметрам.
Гипермедиа относится к совершенно новым типам систем, возникновение которых произошло вследствие развития технологий гипертекста. Это принципиально новая технология интеллектуальной деятельности, благодаря которой осуществляется развитие мышления и культуры формирования, изложения мыслей.
С помощью гипермедиа осуществляется:
Методика проведения уроков информатики с использованием аудиовизуальных средств отображения информации
Обязательной чертой преподавания информатики является наглядность, что происходит за счет гибкости содержания понятия «наглядность»: одна и та же информация может быть представлена множеством графических образов. К примеру, блок-схемы, позволяющие наглядно представить структуру небольшого алгоритма и процесса его исполнения, таблицы, показ учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой.
На результат образовательного процесса значительное воздействие оказывает его обеспечение разнообразными средствами обучения. Практически каждый учитель в своей деятельности использует дополнительные методические пособия, помимо самого учебника.
Понятие дидактического принципа наглядности, который считается ведущим в обучении, должно пониматься шире, чем просто визуальное восприятие информации. При воздействии на органы чувств средства наглядности позволяют обеспечить более полное представление образа/понятия, благодаря чему материал прочнее усваивается. За счет наглядности у детей развивается эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям.
При выполнении самостоятельных заданий у учеников появляется возможность убедиться в реальности процессов и явлений, о которых рассказывал учитель. А это способствует формированию у обучающихся понятия об истинности полученных знаний, что способствует возрастанию осознанности и прочности знаний. Использование средств наглядности направлено на повышение интереса к знаниям, облегчение процесса их усвоения и поддержания внимания ребенка.
Особенностью использования наглядности в отношении предмета информатика является почти полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного оборудования. У школьных учителей возникает необходимость в самостоятельной разработке и изготовлении наглядного материала. За счет использования компьютеров осуществляется автоматизация и упрощение сложной процедуры, которая используется педагогами при разработке и создании методических наглядных пособий.
Педагогический процесс подразумевает использование множества возможностей современных информационных технологий в качестве средства наглядности. В таких условиях педагог должен творчески подходить к выбору альтернатив. В процессе подготовки урока следует обращать внимание на дидактические возможности применения мультимедиа, что позволяет:
У аппаратных и программных средств работы с мультимедиа имеется множество вариантов использования. В число доступных средств OC Windows входит пакет приложений MS Office. Он является общедоступным и простым в использовании, а также предоставляет много возможностей по его применению.
Составной частью пакета MS Office является программа MS PowerPoint, которая считается универсальным приложением, благодаря чему оно приобретает актуальность в ходе подготовки электронного сопровождения по всем дисциплинам.
Работа с программами для презентации осуществляется по такой методике:
Результатом становится появление слайд-шоу, где прослеживается ориентация на специфику изучаемой дисциплины с учетом интересов аудитории и личности учителя. Так возникает программный продукт, предназначенный для эмпирического процесса – обучения. Данный продукт состоит из возможности экранных технических средств обучения, эффективность которых для интенсификации учебного процесса давно обоснована.
При практическом использовании мультимедиа приложений требуется наличие TV-выхода в компьютере, видеопроектора или телевизора с большой длиной диагонали экрана совместно с хорошим по качеству аудио оборудованием.
Посредством MS PowerPoint происходит создание презентаций, которые состоят из слайдов. Число слайдов варьируется в пределах 30-70 штук, такая разбежка объясняется выбором изучаемой темы. В слайдах может быть представлена информация по теме и плану урока, основных положениях, кратких текстовых комментариях и иллюстрациях.
Оформление слайда осуществляется на основе эргономичных требований визуального восприятия информации. Рекомендуется выбирать единый дизайн слайдов для всего урока либо основных разделов. Анимацию следует настраивать в режиме реального времени. Обязательным условием является строгое соответствие изображений схем и рисунков логической последовательности изложения материала и темпу их построения мелом на доске.
Следует тщательно подходить к вопросу подбора содержания отдельных слайдов и их смены. Содержание урока должно быть распределено на все слайды, поэтому каждый из них становится отдельным информационным звеном. Нужно избегать одинакового содержательного наполнения слайдов, так как задачей слайд-шоу является активизация процесса передачи учебной информации.
Для этого рекомендуется активно выделять цветом и размерами основные звенья материала, а при необходимости – отдельные слова либо символы. На слайде может присутствовать солидная схема, одно слово может быть пустым. Максимальное содержательное наполнение слайда должно быть разумно подобрано для каждого отдельного случая.
При подборе следует рассматривать различные параметры, основными из которых являются:
Воспроизведение презентации рекомендуется проводить с использованием звуковых эффектов и видеоизображения. В MS PowerPoint предусмотрена возможность параллельного использования аудио записей, вставки отдельных аудиофрагментов в отдельные файлы и выбор звуковых сигналов при смене слайдов.
Благодаря использованию презентации на уроках происходит усовершенствование прямой и обратной связи. Наличие на слайдах ключевых фраз и вопросов способствует активизации восприятия слушателей и вызова их на дискуссию. Также посредством слайдов становится легкой организация быстрого контроля усвоения учебного материала при сохранении демонстрируемых вопросов на экран до того, как будет получен ответ.
Возможно проведение контрольного опроса в форме экспресс-тестирования, когда ответы, тестируемые дают на бумаге. Тестирование дает достоверный результат, а время смены слайдов ко времени ответа на вопрос минимизирует вероятность опоздания с ответом и его списывания.
Для повышения информативности занятия с использованием презентаций отлично зарекомендовало сочетание презентации с применением раздаточного материала, в том числе распечаток презентаций либо конспекта-организатора.
Для практического использования информационных технологий требуется, чтобы в учебных заведениях была современная аппаратная и программная база, а учителя находили дополнительное время и искали новые подходы к эстетике учебного процесса. Все данные затраты окупаются с лихвой, ведь за счет грамотного применения информационных технологий заметно повышение эффективности занятий, улучшение эмоционального состояния, восприятия учебного материала и, соответственно, повышения качества знаний обучающихся.
В школьной жизни наблюдается активное использование мультимедийных презентаций. Они используются почти каждым педагогом, у которого имеются практические навыки владения информационными технологиями. Презентация представлена различными формами, которые используются в зависимости от знаний, уровня подготовки автора и целевой аудитории. Наибольшая эффективность презентаций наблюдается при проведении самостоятельных и лабораторных работ, уроков, тестирований и практических занятий.
Применение подготовленного наглядного материала направлено на отказ от остальных видов наглядности и максимального сосредоточения внимания учителя на ходе урока. Вывод необходимого материала осуществляется поэтапно при рассмотрении основных вопросов данной темы. Если используется слайд-задание, то производится организация обсуждения поставленного вопроса и подведение его итогов. Если требуется, то учителем может осуществляться замена текста, рисунка, диаграммы или сокрытие ненужных слайдов. Благодаря таким возможностям программы получается максимально адаптировать имеющуюся презентацию под потребности конкретного урока в определенном классе.
Можно сопровождать уроки с помощью демонстрации презентаций совместно со звуковым сопровождением. Допускается использование на уроке материалов из Интернета.
Напомним, что условиями применения наглядности в обучении являются:
Оценка эффективности использования аудиовизуальных средств обучения при изложении нового материала по информатике
Для оценки эффективности технических средств обучения в информатике следует учитывать дидактические возможности разнообразных пособий, а также применять симплексный подход при разработке экранно-звуковых средств обучения и учитывать межпредметные связи.
Для этого в каждом разделе программы необходимо четко формулировать частные методические задачи, а все средства обучения, которые применяются в преподавании, должны иметь определенное содержание и обеспечивать достижение конкретной методической задачи.
Стоит учитывать, что усвоения фундаментальных теоретических положений невозможно добиться без активной мыслительной деятельности со стороны обучающихся. Различные экранные пособия являются отличным средством для организации такой работы и выступают в роли логической и методической основы для ее проведения. Они также способствуют накоплению информации, углублению связи изучаемого фактического материала с теоретическим.
С помощью аудиовизуальных средств обучения обучающиеся знакомятся с историческим развитием и процессом становления различных научных теорий, а благодаря экранно-звуковым пособиям обеспечивается формирование гуманизма, патриотизма, нравственных идеалов.
Кроме того, аудиовизуальные средства помогают развивать у обучающихся философские знания, знакомят их с ролью моделирования и формализации в развитии науки.
Обучающиеся с удовольствием принимают участие в мультимедийных уроках и благодаря новизне технологий, при этом в классе в ходе таких уроков создается обстановка реального общения, в которой ученики заинтересованы в выражении своих мыслей. У обучающихся также появляется дополнительный стимул в получении более высокого результата и желание выполнять дополнительные задания. Еще одно преимущество таких уроков – при выполнении практических действий у школьников проявляется самоконтроль.
Ключевыми особенностями данной технологии считаются:
Для того чтобы мультимедийные технологии позволили добиться более высоких результатов в процессе обучения, педагогу при их подготовке необходимо учитывать ряд моментов:
С учетом того, что визуальная информация, подаваемая с экрана, может вызвать утомление и привести к снижению остроты зрения, при разработке слайдов необходимо учитывать следующие требования:
В целях обеспечения эффективности учебного процесса также требуется:
Качество преподавания напрямую зависит от способности учителя сочетать живое слово с компьютерными технологиями и умением правильно подобрать технические средства обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.
![]()