Нормативные документы, регламентирующие инклюзивное образование
Оценка 4.9

Нормативные документы, регламентирующие инклюзивное образование

Оценка 4.9
Статья
13.11.2019
Нормативные документы, регламентирующие инклюзивное образование

Принято выделять две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями:

  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья (ВОЗ).

Согласно статье 1 Федерального закон от 24.11.1995 № 181-Ф3:

Дети-инвалиды – это дети в возрасте до 18 лет с ограничениями жизнедеятельности. У таких детей есть нарушения развития и роста, они не способны (полностью или частично) к самообслуживанию, передвижению, ориентации. Без посторонней поддержки не могут контролировать свое поведение, обучение, общение, а в будущем и трудовую деятельность. Статус ребенка-инвалида присваивают учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ). (Правовая политика в сфере образования. Словарь.)

Дети с ОВЗ – это дети с недостатками психического и/или физического здоровья, которые зафиксировала психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Такое определение следует из закона об образовании (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Чтобы лица с ОВЗ смогли получить качественное образование на любом уровне общего образования, среднего профессионального образования, высшего и дополнительного образования без дискриминации, для них создают необходимые условия (ст. 5 Закона № 273-ФЗ). Инклюзивное образование помогает особым детям успешно влиться в общество и эффективно себя реализовать.

Под особыми образовательными условиями понимают специальные адаптированные программы и методы воспитания, обучения и развития детей (ч. 3 ст. 79 Закона № 273-ФЗ). Это специальные учебники и учебные пособия, дидактические материалы, технические средства, коррекционные занятия и т. п. Дети с особыми образовательными потребностями вправе учиться совместно со сверстниками либо в отдельных классах или группах. Образовательные программы для детей с ОВЗ или инвалидностью ОО разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом рекомендаций ПМПК и учреждений МСЭ.

Адаптированная основная общеобразовательная программа – это образовательная программа, которая адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их развития, индивидуальных возможностей. Программа корректирует нарушения развития, помогает детям адаптироваться в обществе.

Индивидуальная программа ребенка-инвалида включает мероприятия психолого-педагогической реабилитации. В индивидуальной программе есть рекомендации о противопоказанных и разрешенных условиях обучения. ИПРА может содержать запись о том, в какой форме, в каких ДОО и при каких условиях ребенку нужно получать дошкольное образование и воспитание.

Инклюзивное образование обеспечивает всем детям одинаковый доступ к обучению с учетом потребностей и возможностей здоровья (ч. 27 ст. 2 Закона № 273-ФЗ). Дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут учиться совместно с другими учениками, в отдельных классах, группах или в отдельных ОО (бывшие специальные коррекционные школы). Такие дети вправе получать образование и дистанционно.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов может быть организовано:

  • в отдельных ОО (бывшие специальные коррекционные школы), которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам (АООП);
  • в ОО, которые имеют в своей структуре отдельные классы для детей с ОВЗ, где реализуются АООП;
  • в ДОО – в группах компенсирующей или комбинированной направленности, которые осуществляют образовательную деятельность по АООП;
  • в ОО (школах и детских садах), в которых ребенок с ОВЗ обучается совместно с детьми без нарушений здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе;
  • на дому или в медицинских организациях – для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам (ч. 4 статьи 79, части 5 статьи 41 Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Главный нормативный акт, который регулирует обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в России, – это Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». По правилам документа, государство обязано создавать условия для обучения особых детей. Дискриминация в сфере образования недопустима. Дети с ОВЗ и инвалидностью вправе получить необходимую педагогическую коррекцию, социальное развитие, в том числе через систему инклюзивного образования.

Документы, регламентирующие инклюзивное образование

Закон об образовании и другие российские нормативные документы содержат положения обучения детей с особыми образовательными потребностями. Положения этих документов соответствуют международным актам по правам человека. Остановимся подробнее на четырех основных документах.

Конвенция ООН о правах инвалидов (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006). Согласно этому документу, каждый человек вправе получить образование. Государства-члены ООН обязаны дать обычным гражданам и инвалидам возможность учиться. Для этого государство должно развивать инклюзивное образование. Конвенция – обязательный документ, который действует на территории России (ратифицирован 03.05.2012, ст. 15, 43 Конституции).

Джомтьенская декларация об образовании для всех (1990 г., Таиланд). Говорит о том, что учиться вправе все и на равных условиях. При этом государство должно уделять внимание образовательным потребностям инвалидов и принимать меры, чтобы эта категория людей стала частью системы образования.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г., резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН). Этот документ объясняет, как сделать образование доступным для инвалидов в рамках обычной школы. Из документа следует, что государство должно разрабатывать гибкие учебные программы, обеспечивать специальную подготовку педагогов. Для инвалидов можно предусмотреть специальное обучение, которое подготовит их к учебе в школе. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования.

Саламанкская декларация (1994 г.).Это нормативный акт в области инклюзивного образования. Правила этого документа требуют, чтобы государство уделяло особое внимание детям с серьезными умственными и физическими недостатками. У особых и обычных детей одинаковые права, в том числе на образование. Но особые дети вправе учиться на специальных условиях с учетом потребностей и возможностей здоровья. Любой ребенок с умственными и физическими недостатками должен посещать ближайшую школу или детский сад. Он вправе учиться с обычными детьми, без какой-либо дискриминации.

Документы, регулирующие зачисление детей с ОВЗ и инвалидностью в ОО.

- зачисление в дошкольные учреждения происходит на основании Приказа Минобрнауки от 08.04.2014 № 293, который гласит, что «Правила приема в образовательные организации должны обеспечивать прием в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования». Зачисление в учреждения начального основного и среднего образования происходит на основании Приказа Минобрнауки от 22.01.2014 № 32, в котором, в частности, отмечается «В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест».

Чтобы принять ребенка с ОВЗ в детский сад, руководитель образовательной организации берет с родителя личное заявление в свободной форме. Родителям необходимо предъявить:

  • оригинал документа, удостоверяющего личность родителя;
  • оригинал свидетельства о рождении ребенка;
  • документ о прописке ребенка;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

Также понадобится заключение и рекомендации ПМПК ребенка. На основании этих документов разрабатывается и утверждается образовательная программа для ребенка.

Руководитель образовательного учреждения не вправе отказаться принимать ребенка с ОВЗ в детский сад или школу из-за его психических или физических отклонений. Отказ возможен только в одном случае – когда в детском саду нет свободных мест.

Организация обучения детей с ОВЗ

Организацию дошкольного образования всех детей, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, регулирует приказ Минобрнауки от 08.04.2014 № 293 и приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014. Из приказа следует, что дошкольная образовательная организация должна:

  • обеспечить дошкольное образование, присматривать и ухаживать за детьми;
  • создавать общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные или комбинированные группы, если это необходимо;
  • обучать дошкольников с ОВЗ по адаптированным программам, а инвалидов по индивидуальным программам реабилитации;
  • создавать специальные образовательные условия для детей с ОВЗ.

Образовательные организации могут обучать детей с ОВЗ и инвалидностью дистанционно. Например, проводить развивающие и коррекционные занятия через интернет. Дистанционные занятия – право, а не обязанность ОО (ст. 16 Закона № 273-ФЗ). Как организовать такое обучение, сказано в приказе Минобрнауки от 09.01.2014 № 2.

Чтобы проводить инклюзивное обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, ОО должна организовать специальную безбарьерную среду. То есть обеспечить детям беспрепятственный доступ в здания и помещения ОО. До 2025 года Минобрнауки совместно с региональными властями реализует государственную программу «Доступная среда». Цель программы – стандартизировать в регионах инклюзивное образование. А именно:

  • создать в ОО универсальную безбарьерную среду для детей с ОВЗ и инвалидов;
  • оснастить ОО учебным, реабилитационным, компьютерным и другим оборудованием, чтобы обучать инвалидов по слуху, зрению, с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • научить специалистов ПМПК и педагогов разрабатывать индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов и внедрять их в ОО.

Для того чтобы организовать безбарьерный доступ в здание детского сада, необходимо хотя бы один вход в здание детского сада оснастить приспособлениями для маломобильных граждан. Это могут быть:

  • Пандусы, обеспечивающие свободное перемещение на колясках по ступеням. Пандусы могут быть как стационарными, так и мобильными.
  • Перила и поручни нужны для того, чтобы человек, в том числе с инвалидностью, мог безопасно передвигаться по пандусам и ступеням.
  • Противоскользящие плитки и полосы, контрастные ленты. Они делают передвижение удобным и безопасным.
  • Автоматические двери. Эти двери делают безопасным вход в здание, особенно для инвалидов по зрению.

Адаптированные программы для дошкольников с ОВЗ

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Дошкольное обучение регулирует федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.11.2013 № 1155). Для дошкольников с ОВЗ Стандарт требует составлять адаптированные образовательные программы. 

Примерные адаптированные программы для дошкольников с ОВЗ есть на сайте fgosreestr.ru. Адаптированная программа для конкретного ребенка с ОВЗ или инвалидностью разрабатывается в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ОО. За основу берется примерная программа с сайта fgosreestr.ru. Адаптированная программа для каждого ребенка с ОВЗ или инвалида утверждает руководитель ОО.

В адаптированной образовательной программе нужно рассмотреть:

  • какие предметы будет изучать ребенок;
  • какие знания по этим предметам ему даст ОО;
  • как будет проходить коррекционная работа с ребенком;
  • как ОО организует образовательную среду для ребенка с учетом его потребностей.

Коррекционную работу с «особым» ребенком должны проводить специалисты, которые владеют специальными методами обучения и воспитания. Таких специалистов нужно пригласить и в психолого-медико-педагогический консилиум. Консилиум – это основная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения, которые объединяются не только для соответствующего сопровождения детей, но и для того, чтобы создавать условия для реализации образовательных потребностей детей в ОВЗ.

Требования к кадровому составу ОО есть в приказе Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014. Из документа следует, что для лечебно-восстановительной и коррекционной работы ОО нужны:

  • учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог): одна штатная единица на каждые 6–12 детей с ОВЗ;
  • учитель-логопед: одна штатная единица на каждые 6–12 детей с ОВЗ;
  • педагог-психолог: одна штатная единица на каждые 20 детей с ОВЗ;
  • тьютор, ассистент (помощник): одна штатная единица на каждые 1–6 детей с ОВЗ.

Минтруда разработал профстандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержденный приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н). Стандарт вступает в силу с 1 сентября 2019 года и будет носить рекомендательный характер (приказ Минтруда от 15.12.2016 № 745н). С 1 января 2020 года педагоги будут обязаны соответствовать новому профстандарту (постановление Правительства от 27.06.2016 № 584). Он предусматривает набор методик и технологий, которыми должен владеть учитель или воспитатель для обучения детей с ОВЗ. Так, педагог должен:

  • использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить в образовательный процесс всех детей, в том числе с ОВЗ;
  • взаимодействовать с другими специалистами в рамках ПМПк;
  • освоить и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные).

Кроме того, согласно Приказу Минтруда от 24.07.2015 № 514н, носящего рекомендательный характер, существуют требования к умениям педагога-психолога. Также планируется разработка профстандарта «Педагога-дефектолога, логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога)». Оба профстандарта актуальны как для специалистов детских садов и школ.

Общие документы об инклюзивном образовании

Правила организации инклюзивного образования должны быть отражены в локальных актах ДОО. Локальные акты бывают организационными и распорядительными.

Организационные локальные акты – это документы, которые регламентируют организационные аспекты деятельности ОО. Например, объясняют, как ОО поступать в тех или иных ситуациях, взаимодействовать с теми или иными гражданами или организациями.

Организационные локальные документы включают:

  1. Устав.
  2. Программа развития.
  3. Образовательная программа.
  4. Положение о реализации инклюзивной практики.
  5. Положение об адаптированных образовательных программах.
  6. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
  7. Положение об индивидуальном учебном плане, который учитывает индивидуальные образовательные потребности детей.
  8. Положение о взаимодействии с центром психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, другими организациями.
  9. Договор с родителями дошкольника с ОВЗ.
  10. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме.
  11. Положение о системе оплаты труда в ОО.
  12. Договор оказания услуг, взаимодействия с учреждениями здравоохранения.

Устав ДОО

В Уставе ДОО необхъодимо предусмотреть порядок обучения детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью. В частности, надо отразить:

  1. Правила приема детей с ОВЗ.
  2. Порядок обучения детей по индивидуальному учебному плану и адаптированной образовательной программе.
  3. Способы создания специальных образовательных условий.
  4. Правила заключения договора с родителями ребенка.
  5. Порядок сетевого взаимодействия с другими ДОО.

Положение о реализации инклюзивной практики в ДОО

Из документа должно быть ясно, как в ОО организовано инклюзивное образование. Обучать детей с ОВЗ можно в отдельных группах или ОО, а можно совместно с детьми без ОВЗ (ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Конкретные способы надо закрепить в Положении.

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)

К этому документу нужно приложить приказы о создании и составе ПМПк, должностные инструкции членов консилиума (на основании Письма от 27.03.2000 г. N 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения).

Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

В Положении нужно отразить, кто из специалистов ОО вправе сопровождать детей с ОВЗ, какими компетенциями эти сотрудники должны обладать. Если работать с особыми детьми помогает ППМС-центр, стоит составить отдельное положение о взаимодействии, приложить к нему договор о сотрудничестве.

Распорядительные локальные акты – это документы, в которых руководство ОО фиксирует свои решения по тем или иным вопросам.

Распорядительные документы:

  1. Приказы директора по вопросам инклюзивного образования.
  2. Решения коллегиального совета.
  3. Правила и инструкции для участников инклюзивного образовательного процесса.
  4. Правила работы с предложениями по поводу разработки новых локальных актов или преобразования старых.

Локальные акты используются как самостоятельные документы. Регистрировать их в качестве приложений к уставу ОО не нужно. Но следует учитывать, что локальные акты не должны противоречить уставу ОО и действующему законодательству. 

В уставе должен быть отражен перечень локальных актов, которые регламентируют деятельность ОО. В этот список нужно включить:

  • должностные инструкции работников;
  • правила внутреннего распорядка;
  • правила поведения детей;
  • положения, которые охватывают все стороны деятельности ОО (в том числе в части обучения детей с ОВЗ).

Документы о специальных условиях образования

Чтобы создать ребенку с ОВЗ специальные условия, понадобятся:

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • копия индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) – это программа мероприятий, которую разрабатывает учреждение медико-социальной экспертизы с учетом состояния здоровья инвалида. Задача программы – восстановить или компенсировать нарушенные или утраченные функции организма, способность выполнять определенную деятельность. Исполнять предписания, которые есть в индивидуальной программе инвалида должны все организации, как государственные, так и частные. Существуют три способа финансирования мероприятий ИПРА:

  • за счет средств бюджета, которые государство выделяет на реабилитацию инвалидов;
  • за счет третьих лиц, например, благотворительных организаций;
  • за счет самого инвалида.

Мероприятия ИПРА, на которые инвалид вправе рассчитывать бесплатно, перечислены в специальном государственном перечне (утв. распоряжением Правительства от 30.12.2005 № 2347-р).

Индивидуальная программа ребенка-инвалида включает в себя мероприятия психолого-педагогической реабилитации. Она определяет, нужно ли ребенку-инвалиду дошкольное воспитание и обучение, общее образование. В индивидуальной программе также есть рекомендации о разрешенных условиях обучения и противопоказаниях. В ИПРА может быть указано, в какой форме и в каких ДОО ребенку необходимо получать дошкольное образование и воспитание. В этом случае ДОО, соответствующая всем критериям, обязана принять ребенка. При этом никто не вправе изменить условия обучения и воспитания ребенка инвалида, которые отражены в ИПРА.

Обычно ОО создают детям с ОВЗ особые условия по государственному или муниципальному заданию. Чтобы обеспечить общедоступное и бесплатное образование, региональные власти предоставляют субвенции местным бюджетам на оплату труда педагогов, покупку учебников и учебных пособий, игр, игрушек и т. п. (федеральные законы от 08.05.2010 № 83-Ф3, от 27.07.2010 № 210-ФЗ, от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Кроме того, есть специальные нормативы по финансированию услуг в сфере образования (психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ, созданию специальных образовательных условий и т. п.).

Субвенция – это вид денежного пособия местным властям со стороны государства. Такое пособие выделяют на определенный срок и конкретные цели. Местные власти обязаны возместить деньги государству, если потратят их не на заявленные цели или нарушат специальные сроки.

Есть еще один механизм, который позволяет создать детям с ОВЗ специальные условия. Это сетевое взаимодействие между ОО в рамках развития инклюзивного образования. Организации заключают договор и совместно разрабатывают образовательные программы для особых детей. Плюс этого механизма в том, что ОО могут распределить свои ресурсы, чтобы удовлетворить потребности детей с ОВЗ.

Список литературы:

  1. «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года.
  2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 2.07.2013 № 185-ФЗ.
  3. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями)
  4. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).
  5. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. [Электронный ресурс]: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
  6. Правовая политика в сфере образования. Словарь. Под ред. Малько А.В., Смирнова Д.А. «Проспект», 2016.
  7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
  8. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
  9. Приказ Минобрнауки России № 293 от 8 апреля 2014 г. «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования». [Электронный ресурс]: https://минобрнауки.рф/документы/6259/.
  10. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: https://минобрнауки.рф/документы/6261.
13.11.2019