Принято выделять две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями:
Согласно статье 1 Федерального закон от 24.11.1995 № 181-Ф3:
Дети-инвалиды – это дети в возрасте до 18 лет с ограничениями жизнедеятельности. У таких детей есть нарушения развития и роста, они не способны (полностью или частично) к самообслуживанию, передвижению, ориентации. Без посторонней поддержки не могут контролировать свое поведение, обучение, общение, а в будущем и трудовую деятельность. Статус ребенка-инвалида присваивают учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ). (Правовая политика в сфере образования. Словарь.)
Дети с ОВЗ – это дети с недостатками психического и/или физического здоровья, которые зафиксировала психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Такое определение следует из закона об образовании (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Чтобы лица с ОВЗ смогли получить качественное образование на любом уровне общего образования, среднего профессионального образования, высшего и дополнительного образования без дискриминации, для них создают необходимые условия (ст. 5 Закона № 273-ФЗ). Инклюзивное образование помогает особым детям успешно влиться в общество и эффективно себя реализовать.
Под особыми образовательными условиями понимают специальные адаптированные программы и методы воспитания, обучения и развития детей (ч. 3 ст. 79 Закона № 273-ФЗ). Это специальные учебники и учебные пособия, дидактические материалы, технические средства, коррекционные занятия и т. п. Дети с особыми образовательными потребностями вправе учиться совместно со сверстниками либо в отдельных классах или группах. Образовательные программы для детей с ОВЗ или инвалидностью ОО разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом рекомендаций ПМПК и учреждений МСЭ.
Адаптированная основная общеобразовательная программа – это образовательная программа, которая адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их развития, индивидуальных возможностей. Программа корректирует нарушения развития, помогает детям адаптироваться в обществе.
Индивидуальная программа ребенка-инвалида включает мероприятия психолого-педагогической реабилитации. В индивидуальной программе есть рекомендации о противопоказанных и разрешенных условиях обучения. ИПРА может содержать запись о том, в какой форме, в каких ДОО и при каких условиях ребенку нужно получать дошкольное образование и воспитание.
Инклюзивное образование обеспечивает всем детям одинаковый доступ к обучению с учетом потребностей и возможностей здоровья (ч. 27 ст. 2 Закона № 273-ФЗ). Дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут учиться совместно с другими учениками, в отдельных классах, группах или в отдельных ОО (бывшие специальные коррекционные школы). Такие дети вправе получать образование и дистанционно.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов может быть организовано:
Главный нормативный акт, который регулирует обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в России, – это Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». По правилам документа, государство обязано создавать условия для обучения особых детей. Дискриминация в сфере образования недопустима. Дети с ОВЗ и инвалидностью вправе получить необходимую педагогическую коррекцию, социальное развитие, в том числе через систему инклюзивного образования.
Документы, регламентирующие инклюзивное образование
Закон об образовании и другие российские нормативные документы содержат положения обучения детей с особыми образовательными потребностями. Положения этих документов соответствуют международным актам по правам человека. Остановимся подробнее на четырех основных документах.
Конвенция ООН о правах инвалидов (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006). Согласно этому документу, каждый человек вправе получить образование. Государства-члены ООН обязаны дать обычным гражданам и инвалидам возможность учиться. Для этого государство должно развивать инклюзивное образование. Конвенция – обязательный документ, который действует на территории России (ратифицирован 03.05.2012, ст. 15, 43 Конституции).
Джомтьенская декларация об образовании для всех (1990 г., Таиланд). Говорит о том, что учиться вправе все и на равных условиях. При этом государство должно уделять внимание образовательным потребностям инвалидов и принимать меры, чтобы эта категория людей стала частью системы образования.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г., резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН). Этот документ объясняет, как сделать образование доступным для инвалидов в рамках обычной школы. Из документа следует, что государство должно разрабатывать гибкие учебные программы, обеспечивать специальную подготовку педагогов. Для инвалидов можно предусмотреть специальное обучение, которое подготовит их к учебе в школе. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования.
Саламанкская декларация (1994 г.).Это нормативный акт в области инклюзивного образования. Правила этого документа требуют, чтобы государство уделяло особое внимание детям с серьезными умственными и физическими недостатками. У особых и обычных детей одинаковые права, в том числе на образование. Но особые дети вправе учиться на специальных условиях с учетом потребностей и возможностей здоровья. Любой ребенок с умственными и физическими недостатками должен посещать ближайшую школу или детский сад. Он вправе учиться с обычными детьми, без какой-либо дискриминации.
Документы, регулирующие зачисление детей с ОВЗ и инвалидностью в ОО.
- зачисление в дошкольные учреждения происходит на основании Приказа Минобрнауки от 08.04.2014 № 293, который гласит, что «Правила приема в образовательные организации должны обеспечивать прием в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования». Зачисление в учреждения начального основного и среднего образования происходит на основании Приказа Минобрнауки от 22.01.2014 № 32, в котором, в частности, отмечается «В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест».
Чтобы принять ребенка с ОВЗ в детский сад, руководитель образовательной организации берет с родителя личное заявление в свободной форме. Родителям необходимо предъявить:
Также понадобится заключение и рекомендации ПМПК ребенка. На основании этих документов разрабатывается и утверждается образовательная программа для ребенка.
Руководитель образовательного учреждения не вправе отказаться принимать ребенка с ОВЗ в детский сад или школу из-за его психических или физических отклонений. Отказ возможен только в одном случае – когда в детском саду нет свободных мест.
Организация обучения детей с ОВЗ
Организацию дошкольного образования всех детей, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, регулирует приказ Минобрнауки от 08.04.2014 № 293 и приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014. Из приказа следует, что дошкольная образовательная организация должна:
Образовательные организации могут обучать детей с ОВЗ и инвалидностью дистанционно. Например, проводить развивающие и коррекционные занятия через интернет. Дистанционные занятия – право, а не обязанность ОО (ст. 16 Закона № 273-ФЗ). Как организовать такое обучение, сказано в приказе Минобрнауки от 09.01.2014 № 2.
Чтобы проводить инклюзивное обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, ОО должна организовать специальную безбарьерную среду. То есть обеспечить детям беспрепятственный доступ в здания и помещения ОО. До 2025 года Минобрнауки совместно с региональными властями реализует государственную программу «Доступная среда». Цель программы – стандартизировать в регионах инклюзивное образование. А именно:
Для того чтобы организовать безбарьерный доступ в здание детского сада, необходимо хотя бы один вход в здание детского сада оснастить приспособлениями для маломобильных граждан. Это могут быть:
Адаптированные программы для дошкольников с ОВЗ
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дошкольное обучение регулирует федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.11.2013 № 1155). Для дошкольников с ОВЗ Стандарт требует составлять адаптированные образовательные программы.
Примерные адаптированные программы для дошкольников с ОВЗ есть на сайте fgosreestr.ru. Адаптированная программа для конкретного ребенка с ОВЗ или инвалидностью разрабатывается в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ОО. За основу берется примерная программа с сайта fgosreestr.ru. Адаптированная программа для каждого ребенка с ОВЗ или инвалида утверждает руководитель ОО.
В адаптированной образовательной программе нужно рассмотреть:
Коррекционную работу с «особым» ребенком должны проводить специалисты, которые владеют специальными методами обучения и воспитания. Таких специалистов нужно пригласить и в психолого-медико-педагогический консилиум. Консилиум – это основная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения, которые объединяются не только для соответствующего сопровождения детей, но и для того, чтобы создавать условия для реализации образовательных потребностей детей в ОВЗ.
Требования к кадровому составу ОО есть в приказе Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014. Из документа следует, что для лечебно-восстановительной и коррекционной работы ОО нужны:
Минтруда разработал профстандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержденный приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н). Стандарт вступает в силу с 1 сентября 2019 года и будет носить рекомендательный характер (приказ Минтруда от 15.12.2016 № 745н). С 1 января 2020 года педагоги будут обязаны соответствовать новому профстандарту (постановление Правительства от 27.06.2016 № 584). Он предусматривает набор методик и технологий, которыми должен владеть учитель или воспитатель для обучения детей с ОВЗ. Так, педагог должен:
Кроме того, согласно Приказу Минтруда от 24.07.2015 № 514н, носящего рекомендательный характер, существуют требования к умениям педагога-психолога. Также планируется разработка профстандарта «Педагога-дефектолога, логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога)». Оба профстандарта актуальны как для специалистов детских садов и школ.
Общие документы об инклюзивном образовании
Правила организации инклюзивного образования должны быть отражены в локальных актах ДОО. Локальные акты бывают организационными и распорядительными.
Организационные локальные акты – это документы, которые регламентируют организационные аспекты деятельности ОО. Например, объясняют, как ОО поступать в тех или иных ситуациях, взаимодействовать с теми или иными гражданами или организациями.
Организационные локальные документы включают:
Устав ДОО
В Уставе ДОО необхъодимо предусмотреть порядок обучения детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью. В частности, надо отразить:
Положение о реализации инклюзивной практики в ДОО
Из документа должно быть ясно, как в ОО организовано инклюзивное образование. Обучать детей с ОВЗ можно в отдельных группах или ОО, а можно совместно с детьми без ОВЗ (ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Конкретные способы надо закрепить в Положении.
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
К этому документу нужно приложить приказы о создании и составе ПМПк, должностные инструкции членов консилиума (на основании Письма от 27.03.2000 г. N 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения).
Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
В Положении нужно отразить, кто из специалистов ОО вправе сопровождать детей с ОВЗ, какими компетенциями эти сотрудники должны обладать. Если работать с особыми детьми помогает ППМС-центр, стоит составить отдельное положение о взаимодействии, приложить к нему договор о сотрудничестве.
Распорядительные локальные акты – это документы, в которых руководство ОО фиксирует свои решения по тем или иным вопросам.
Распорядительные документы:
Локальные акты используются как самостоятельные документы. Регистрировать их в качестве приложений к уставу ОО не нужно. Но следует учитывать, что локальные акты не должны противоречить уставу ОО и действующему законодательству.
В уставе должен быть отражен перечень локальных актов, которые регламентируют деятельность ОО. В этот список нужно включить:
Документы о специальных условиях образования
Чтобы создать ребенку с ОВЗ специальные условия, понадобятся:
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) – это программа мероприятий, которую разрабатывает учреждение медико-социальной экспертизы с учетом состояния здоровья инвалида. Задача программы – восстановить или компенсировать нарушенные или утраченные функции организма, способность выполнять определенную деятельность. Исполнять предписания, которые есть в индивидуальной программе инвалида должны все организации, как государственные, так и частные. Существуют три способа финансирования мероприятий ИПРА:
Мероприятия ИПРА, на которые инвалид вправе рассчитывать бесплатно, перечислены в специальном государственном перечне (утв. распоряжением Правительства от 30.12.2005 № 2347-р).
Индивидуальная программа ребенка-инвалида включает в себя мероприятия психолого-педагогической реабилитации. Она определяет, нужно ли ребенку-инвалиду дошкольное воспитание и обучение, общее образование. В индивидуальной программе также есть рекомендации о разрешенных условиях обучения и противопоказаниях. В ИПРА может быть указано, в какой форме и в каких ДОО ребенку необходимо получать дошкольное образование и воспитание. В этом случае ДОО, соответствующая всем критериям, обязана принять ребенка. При этом никто не вправе изменить условия обучения и воспитания ребенка инвалида, которые отражены в ИПРА.
Обычно ОО создают детям с ОВЗ особые условия по государственному или муниципальному заданию. Чтобы обеспечить общедоступное и бесплатное образование, региональные власти предоставляют субвенции местным бюджетам на оплату труда педагогов, покупку учебников и учебных пособий, игр, игрушек и т. п. (федеральные законы от 08.05.2010 № 83-Ф3, от 27.07.2010 № 210-ФЗ, от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Кроме того, есть специальные нормативы по финансированию услуг в сфере образования (психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ, созданию специальных образовательных условий и т. п.).
Субвенция – это вид денежного пособия местным властям со стороны государства. Такое пособие выделяют на определенный срок и конкретные цели. Местные власти обязаны возместить деньги государству, если потратят их не на заявленные цели или нарушат специальные сроки.
Есть еще один механизм, который позволяет создать детям с ОВЗ специальные условия. Это сетевое взаимодействие между ОО в рамках развития инклюзивного образования. Организации заключают договор и совместно разрабатывают образовательные программы для особых детей. Плюс этого механизма в том, что ОО могут распределить свои ресурсы, чтобы удовлетворить потребности детей с ОВЗ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.