Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
Оценка 4.8

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

Основным компонентом развивающей среды ребенка в дошкольном возрасте выступает предметно-пространственная среда. В настоящее время педагогическая наука понимает развивающуюпредметно-пространственную среду, как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития.

Такие предметы позволяют ребенку лучше познать самого себя, собственную личность, найти смысл в предметах культуры и во взаимоотношениях людей друг с другом. Психологи отмечают, что динамика развития ребенка во многом зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой он находится. При этом на процесс развития влияют изменения, происходящие как в самом ребенке, так и в окружающей его предметной среде. Качественно новые образования в структуре психики ребенка возникают при условии активности ребенка в данной среде.

Таким образом, психология толкует понятие «развивающая предметно-пространственная среда» как поле социальной и культурной деятельности, сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.

Развивающая предметно-пространственная и игровая среда дошкольного учреждения позволяет педагогам развивать широкий круг интересов и видов деятельности детей:

  • простейшие формы бытового труда и навыки самообслуживания;
  • конструктивная деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • ознакомление ребенка с явлениями природы и общественной жизни;
  • эстетическая и творческая деятельность;
  • простейшая учебная деятельность;
  • ролевая игра.

При этом специалисты отмечают, что среда, влияющая на содержание развития детей должна представлять собой единство социальных и предметных средств, при помощи которых будут обеспечены разнообразные формы деятельности ребенка. Кроме того, она должна быть создана с учетом возрастных и личностных особенностей воспитанников.

В связи с такими требованиями к развивающей предметно-пространственной и игровой среде воспитательного учреждения, можно выделить следующие отличительные черты для каждой возрастной группы детей:

  • дети в возрасте трех лет достаточно активны, поэтому в группе должны быть созданы условия для безопасного и активного перемещения, отведено просторное место для подвижных игр;
  • после четырех лет дети начинают интересоваться сюжетно-ролевыми играми, поэтому в группах для детей четвертого года жизни обязательно должно быть организовано место для таких игр, оснащенное атрибутами и специальными орудиями;
  • пространство для детей среднего дошкольного возраста должно быть организовано так, чтобы ребенок мог активно взаимодействовать со сверстниками, и при этом уединиться в случае возникновения такой потребности;
  • главная задача воспитания старших дошкольников – развитие их познавательных способностей, в частности восприятия, памяти, внимания, поэтому в группе должны быть созданы условия для простейшей учебной деятельности с необходимым оснащением.

Если на первоначальном этапе развивающая предметно-пространственная и игровая среда создается воспитателем, знающим специфику интересов детей трехлетнего возраста, то по мере взросления, воспитанники сами могут участвовать в формировании такой среды, заявляя о своих интересах педагогу. Воспитатель обязательно должен учесть психологические особенности детского возраста и опираться на зону ближайшего развития детей данной возрастной категории. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда должна включать в себя и объекты, обеспечивающие активизацию ведущего вида деятельности, и объекты, не совсем знакомые ребенку, направленные на организацию совместной деятельности со взрослым, и объекты, новые для воспитанников.

Зона ближайшего развития ребенка

Отечественный психолог Л.С. Выготский полагал, что обучение и развитие ребенка должно основываться на знании его возрастных особенностей. Для каждого возраста он определил ведущий вид деятельности ребенка, который способствует актуальному развитию психических функций. Л.С. Выготский выделяет две зоны умственного развития детей:

  • зона актуального развития, включает такие знания и умения, которыми ребенок успешно овладел и может осуществлять их самостоятельно;
  • зона ближайшего развития, включает в себя те виды деятельности, которые пока ребенку не доступны в полной мере, но он может осуществлять их с участием взрослого. Это зона потенциальных возможностей ребенка. Осуществление такой деятельности стимулирует дальнейшее развитие интеллекта ребенка.

Очевидно, что образование, направленное на всестороннее развитие подрастающего поколения, в первую очередь должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Оно на каждом этапе должно опережать развитие ребенка и стимулировать его к овладению новыми навыками и знаниями. По мере того, как дети будут овладевать предложенными умениями, им могут предлагаться новые виды информации, заставляющие по-другому работать психические функции. Именно при такой организации образовательного и воспитательного процесса возможно непрерывное развитие интеллекта и всех функций психики.

Опираясь на теорию Л.С. Выготского, можно выделить следующие типы взаимодействия ребенка и предметной среды:

  • Неадекватный тип взаимодействия возникает тогда, когда развивающая среда предъявляет к ребенку неадекватные требования, не соответствующие уровню его развития. Например, предметная среда является слишком бедной, не учитывает даже зону актуального развития личности. Еще один случай развития неадекватного типа взаимодействия возникает тогда, когда среда настолько превосходит уровень развития ребенка, что он просто ей подчиняется и не проявляет познавательной активности.
  • Адекватный тип взаимодействия возможен только в таком случае, когда содержание среды отвечает потребностям личности ребенка, удовлетворяет его познавательные интересы, позволяет творчески осваивать новые способы деятельности.

Именно поэтому, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна быть создана так, чтобы не ограничивать свободу ребенка в освоении новых видов деятельности.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной и игровой среды

Опираясь, на вышесказанное, специалисты отмечают, что предметно-развивающая и игровая среда в дошкольном учреждении должна быть организована с опорой на следующие принципы:

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  • принцип стимулирования активности;
  • принцип стабильности среды и ее динамичности;
  • принцип гибкого зонирования;
  • принцип эмоциональности среды и индивидуальной комфортности;
  • принцип открытости;
  • принцип возрастных и половых различий;
  • принцип комфортности;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • принцип полифункциональности.

Основные функции развивающей предметно-пространственной и игровой среды детского сада

Развивающая среда в группах детского сада является носителем информации об окружающем мире, создает условия для обучения ребенка, обеспечивает активность и самостоятельную деятельность детей, стимулирует их на проявления инициативности и самостоятельное принятие решений.

Специалисты выделяют следующие ведущие функции развивающей среды в дошкольном учреждении:

  1. Информационная функция. Любой из предметов, находящийся в группе позволяет детям получить информацию об окружающем мире, социальный опыт предыдущих поколений. Продукты творческой деятельности способствуют познанию мира людей. Различные художественные объекты формируют художественное восприятие ребенка. Предметы для организации музыкальной и образовательной деятельности способствуют развитию творческих способностей малышей. Игрушки, позволяющие проводить всевозможные физические опыты (изучать свойства воды, теста, воздушных шаров, манипулировать с предметами обихода), способствует интеллектуальному развитию, освоению законов организации действительности. Современные электронные и механические игрушки помогают детям развивать технический кругозор.
  2. Стимулирующая функция. Развитие ребенка невозможно без интереса к среде, в которой он находится. Таким образом, развивающая среда дошкольного учреждения призвана направлять деятельность детей, побуждать исследование реальности. Она не должна быть «застывшей» и неизменной. Напротив, предметная среда должна быть мобильной, легко изменяемой в зависимости от воспитательной задачи, ориентированной на зону ближайшего развития воспитанников. Побуждению к физической активности способствует наличие спортивного инвентаря. Отражение творческих способностей и художественного восприятия возможно при условии манипулирования ребенком различными принадлежностями: карандашами, красками, кистями, глиной, тканью и др. Пониманию эмоциональных категорий в жизни человека, таких как грусть, печаль, гнев, доброта, радость, способствует игра со «сказочными героями». Развитие познавательных способностей невозможно без разнообразных дидактических, настольных игр. Таким образом, конкретное содержание предметно-развивающей среды направляет интерес ребенка и его деятельности, стимулирует активность.
  3. Развивающая функция. Для реализации данной функции необходимо сочетание традиционных и новых элементов. Одна должна соответствовать эргономическим требованиям жизнедеятельности ребенка. В частности, она должна быть развивающей, учитывать возрастные особенности, быть вариативной, безопасной и комфортной, обеспечивать адекватные гигиенические условия.

Таким образом, развивающая среда рассматривается представителями психологической науки как условие и процесс развития личности, а также как результат. Ученые в области педагогики рассматривают среду как условие жизнедеятельности ребенка, усвоения социального опыта и развития его личностных качеств.

Еще выдающиеся психологи прошлого столетия – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин в своих работах отмечали необходимость и важность создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении как неотъемлемой части образования. Современные ученые обращают внимание на необходимость реализации развивающего образования в детских садах, основанного на продуктивном взаимодействии между воспитанниками и педагогами. Этого невозможно добиться без принципиально иных подходов к проектированию зданий и помещений детских садов, оборудования их соответствующей мебелью и инвентарем.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Мы уже отмечали выше, что целостный педагогический процесс, направленный на развитие личности ребенка и его интеллекта невозможно организовать без такого элемента, как развивающая предметно-пространственная среда. Ее главными задачами являются:

  • обеспечение удовлетворения потребности ребенка в разнообразной и активной деятельности;
  • охват видов деятельности, являющихся зоной ближайшего развития ребенка, стимулирование развития познавательных способностей;
  • предоставление возможностей для реализации индивидуальных интересов ребенка, накопления личного опыта;
  • организация условий для проявления творческих способностей ребенка, осваивания новых форм деятельности;
  • формирование индивидуально-личностных и интеллектуальных способностей ребенка.

Опираясь на задачи развивающей предметно-пространственной среды можно определить условия ее организации.

  1. Ребенку должно быть обеспечено право на игру. Специалисты отмечают, что в последнее время в детских садах наблюдается тенденция к увеличению времени, которое отводится на обучение. А время для игр, естественно, сокращается. Вместе с тем, у детей должны оставаться возможности для выбора темы для игры, сюжета и игрушек. Педагогами должно быть обеспечено время и место для игры.
  2. Среда должна быть универсальной. При необходимости у ребенка и педагога должна быть возможность изменять пространство в группе в зависимости от замысла игры, моделировать и насыщать саму игровую деятельность.
  3. Все элементы игровой среды должны составлять целостную систему. Она не должна быть слишком насыщена и разнообразна, иначе не обеспечит нужного уровня активности ребенка. Пополнять предметную среду стоит периодически, ориентируясь на игры, которые чаще выбирают сами воспитанники, соответствующие возрасту и воспитательной задаче. Предпочтение можно отдать играм-экспериментам, сюжетно-ролевым играм, режиссерским играм, которые поощряют самостоятельность и направленную активность детей.

Специалисты также выдвигают ряд требований к созданию игровой среды.

  1. В первую очередь необходимо ответственно подходить к отбору игрушек. Для этого педагог должен учитывать санитарно-гигиенические требования, психолого-педагогические особенности воспитательной деятельности в детском саду. Так, С.Л. Новоселова отмечает, что основными элементами предметной среды дошкольного образовательного учреждения должны быть:
  • спортивные и игровые площадки;
  • архитектурные и экологические объекты;
  • крупные конструкторы или модули;
  • наборы игрушек определенной тематической направленности;
  • современные аудио и визуальные информационные средства обучения.

Кроме того, отбирая игрушки необходимо знать требования Министерства образования РФ и Художественно-технического совета по игрушке, которые регламентируют педагогическую оценку игрушки. Согласно нормативным документам, игрушки не могут:

  • провоцировать проявление агрессивности в поведении ребенка;
  • провоцировать жестокое поведение по отношению к участникам и героям игры (людям, а также животным);
  • поощрять ребенка на создание таких игр, которые сопряжены с насилием или аморальным поведением;
  • вызывать преждевременный интерес к вопросам пола и сексуальных взаимоотношений между людьми.

Напротив, особую ценность имеют игрушки со следующими характеристиками:

  • возможность разнообразного применения в зависимости от сюжета игры;
  • активизация воображения и символической функции мышления;
  • возможность знакомить ребенка с формой и цветом, принципами работы механизмов, элементарными законами физики, математическими понятиями;
  • возможность коллективного использования, как детьми, так и взрослыми для организации воспитательной и образовательной деятельности;
  • возможность приобщить детей к различным видам искусства.
  1. Игрушки, оборудование и инвентарь в группе должны быть расположены таким образом, чтобы дети могли самостоятельно их взять в случае необходимости.
  2. По мере изменения и обогащения жизненного опыта детей, у них должна быть возможность менять предметную среду. Воспитатель, заметив, что содержание игры поменялось, а уровень игровых умений воспитанников стал выше, может дать им возможность самостоятельно составить игровую среду. Для этого хорошо подходят ширмы, модули, спортивные комплексы и другие элементы.
  3. В помещениях детского сада и в самой группе предметно-игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы внутри нее были отдельные зоны для деятельности детей: образовательная, театрально-игровая, конструктивная, зона подвижных игр, зона сюжетно-ролевой игры. Это необходимо для того, чтобы дети могли осуществлять деятельность в соответствии с интересами и, не мешая друг другу. Кроме того, воспитанники должны иметь возможность выбирать для себя занятие из широкого круга игр.
  4. Игровая среда должна обеспечить возможность для индивидуальных, коллективных или подгрупповых занятий детей. Важно, чтобы каждый воспитанник мог найти для себя комфортное место.
  5. Содержание игровой среды должно соответствовать в равной степени интересам мальчиков и девочек. С этой целью оборудование удобно размещать без жесткого центрирования. В таком помещении ребята могут объединяться в группы по интересам.

Педагоги должны понимать, что дети не только должны осваивать ту предметную среду, которую им предлагают взрослые, но сами менять ее и создавать отдельные объекты совместно с родителями.

Современные требования к предметно-игровой среде

Развивающая предметно-пространственная и игровая среда в дошкольном учреждении находится в постоянном взаимодействии с детьми и взрослыми (педагогами и родителями), которые, опираясь на свои интересы и цели, вносят в ее содержание определенные изменения. Для того чтобы предметная среда в детском саду была организована наиболее эффективно, стоит проанализировать условия, которые могли бы способствовать активности и свободному выбору деятельности со стороны воспитанников.

Познакомимся с критериями, опираясь на которые педагогический коллектив может провести анализ имеющейся игровой среды в дошкольном образовательном учреждении.

Критерии оценки развивающей и игровой среды детского сада

  1. Насыщенность предметной среды. Группы детского сада должны быть укомплектованы разнообразными наглядными пособиями на различную тематику. В наличии обязательно должны быть детская художественная литература и оборудование для занятия физкультурой; природные материалы, приспособления для ручного труда и изобразительной деятельности; предметы и оснащение для конструктивной деятельности. Кроме того, желательно наличие настольных и дидактических игр, тематических игрушек.
  2. Соответствие требованиям. Как было отмечено выше, игрушки и оборудование должны в первую очередь соответствовать возрастным особенностям воспитанников, а не оставаться в группе по мере взросления детей. Внешний вид оборудования и его состояние не должны вызывать у детей неприятных эмоций, они должны быть целыми, новыми, яркими, привлекательными для ребенка. Недопустимо пользоваться потрепанными книгами и старыми, сломанными игрушками, у которых не достает некоторых деталей. Особое внимание стоит уделить тому, в каком состоянии находятся коробки от настольных и дидактических игр. 
  3. Доступность оборудования для детей. Воспитанники должны иметь возможностьсамостоятельно доставать нужные игрушки или оборудование в зависимости от замысла игры. На деле же часто в детских садах новые игрушки детям не доступны, воспитатель либо вовсе не разрешает их брать, либо только на небольшой срок, что ограничивает право выбора детей.

В ходе анализа, который проводится в дошкольном учреждении, к сожалению, достаточно часто обнаруживаются следующие недостатки:

  • недостаточное количество материалов для изобразительной и экспериментальной деятельности;
  • нарушается свобода детей на выбор деятельности в соответствии с интересами, а также свобода выбора средств осуществления игровой деятельности.

Почему в детских садах нарушается свобода выбора воспитанников?

Большинство педагогов либо не могут организовать воспитательный процесс в соответствии с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде, в силу недостатка игрушек и оборудования, либо не хотят тратить дополнительные усилия для организации разнообразной деятельности своих воспитанников. Как правило, свои поступки воспитатели аргументируют тем, что:

  • детям достаточно оборудования и игрушек;
  • некоторые из видов экспериментальных игр могут привести к возникновению опасной ситуации;
  • дети не способны самостоятельно наполнить свое свободное время интересной и полезной деятельностью;
  • воспитатель должен во всем контролировать деятельность воспитанников и направлять ее;
  • детям не интересны те игрушки, которые находятся в группе.

Опираясь на сказанное выше, можно отметить, что необходимо обучать педагогов ДОО демократическому взаимодействию с детьми, создавать такую предметно-развивающую среду, которая бы в полной мере соответствовала интересам воспитанников и стимулировала проявление активности по познанию окружающей действительности. Дети должны стать активными участниками преобразования игровой среды в группе. 

Чтобы дети с ОВЗ, могли адаптироваться в ДОО и успешно освоить учебную программу, для них должна быть создана комфортная предметно-пространственная среда. Во всех примерных адаптированных программах ДО есть параграф «Организация развивающей предметно-пространственной среды».

Предметная развивающая среда должна создаваться и подбираться с учетом принципа коррекционно-компенсаторной направленности для удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе, должны учитываться индивидуально–типологические особенности и особые образовательные потребности дошкольника с ОВЗ.

Предметно-пространственная среда должна обеспечить ребенку с ОВЗ возможность разнообразного предметно-объектного окружения с учетом особенностей его развития. 

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка с ОВЗ, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих, коррекционно-развивающих, коррекционно-компенсаторных задач в образовательной деятельности в пяти образовательных областях и в коррекционной деятельности специалиста.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом потребностей различных категорий детей с ОВЗ

Предметно-пространственная среда для слабовидящих детей 

Для того чтобы включить слабовидящих детей в процесс обучения, необходимо создать соответствующую материально-техническую базу.

Архитектурная среда

Предметно-пространственную среду в ДОО надо организовать так, чтобы ребенок оставался мобильным, уверенно себя чувствовал и безбоязненно передвигался.

Есть два основных требования к предметно-пространственной среде в ДОО для слабовидящих детей.

1. Целесообразность. Необходимо наполнить пространство ДОО предметами с учетом особых образовательных потребностей ребенка.

2. Стабильность. Образовательная среда должна быть стабильной. Предметы, которые необходимы слабовидящим детям, должны быть постоянно на своих местах. Двери помещений либо всегда должны быть оставлены открытыми, либо постоянно плотно закрытыми.

Пространство ДОО должно соответствовать строительным, санитарным, гигиеническим и противопожарным нормам.

  1. Нижнюю и верхнюю ступени лестниц надо выделить контрастным цветом. Промаркировать контрастным цветом следует также крыльцо, окончание перил, дверные проемы, опасные зоны на полу.
  2. На центральный вход ДОО нужно повесить рельефный план помещений в здании. Надписи на плане надо продублировать рельефно-точечным шрифтом.
  3. Нужны зрительные ориентиры для лестниц, коридоров, на стенах и дверях.
  4. В кабинетах и помещениях основную визуальную информацию дублируйте шрифтом Брайля.
  5. В коридорах здания, возле помещений и кабинетов нужны специальные ориентирующие панели с рельефно-точечными надписями (маркировкой).
  6. Прилегающую территорию и коридоры здания нужно оснастить ориентирующим рельефно-контрастным покрытием.
  7. Перила на лестничных пролетах должны быть сплошными по обеим сторонам.

Тифлотехнические ориентиры

Помещения в здании нужно оснастить системой тифлотехнических ориентиров. Рассмотрим их подробно.

Система тифлотехнических ориентиров – это различные устройства и приспособления, которые помогают инвалидам по зрению определять свое местоположение в пространстве и быстро, безопасно и безошибочно передвигаться в нужном направлении.

Цветовые указатели. Если входные двери в здание стеклянные, их обозначают двумя горизонтальными полосами шириной 400 мм каждая. Верхняя полоса красного цвета, нижняя – желтого. Нижняя кромка желтой полосы должна быть на высоте 500 мм от уровня пола.

Световые указатели. Чтобы обозначить вход в здание, в качестве зрительного ориентира можно использовать мигающую лампочку. Но световое излучение от нее должно быть отраженным, а не прямым, иначе оно будет раздражающе действовать на глаза.

Зрительные ориентиры. Таблички с номерами и названиями аудиторий, кабинетов сотрудников ДОО крепите на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6–1,7 м. Таблички лучше заказывать одинаковых размеров – 500 × 150 мм. Требования к тексту: черные буквы на белом фоне, толщина линий 10 мм. Текст вставлен в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм.

На лестничных маршах первая и последняя ступени должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом. Поручни нужны по обеим сторонам лестницы. Они должны быть сплошными и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30–40 см до дверной коробки.

Специальное оборудование

Предметно-пространственная среда ребенка с тяжелым слабовидением должна включать предметы-ориентиры:

  • коврики разной фактуры перед каждой дверью помещения;
  • напольные покрытия разной фактуры для обозначения зон;
  • настенные предметы, размещенные на уровне рук детей;
  • контрастная окантовка дверных наличников и полотен;
  • визуально тактильные ориентиры, которые выделены контрастным цветом на объектах препятствия;
  • визуально тактильные ориентиры на личной мебели ребенка.

Стенды и другие настенные предметы, которые дети не используют, должны быть расположены выше 130 см от пола. Иначе слабовидящий ребенок может столкнуться с этими объектами.

В спортивном зале и в коридорах должны быть проложены визуальные и тактильные направляющие. Тогда слабовидящим детям будет легче ориентироваться в пространстве.

Стоит выбирать мебель с закругленными углами. Углы ковриков и другого напольного покрытия не должны загибаться и скатываться. Иначе слабовидящий ребенок может упасть и получить травму.

Дидактические материалы

Предметы, которые приобретаются для демонстрации на занятиях, должны быть:

  • удобными для зрительного и осязательного восприятия;
  • традиционной, легко узнаваемой формы, с четкими основными деталями;
  • яркими, с цветными основными деталями.

Подробнее о требованиях, которые предъявляют к дидактическим материалам, написано в таблице ниже.

Требования к дидактическим материалам для слабовидящих детей

Вид дидактического материала

Требования

Объемные наглядные материалы

Должны передавать характерные признаки изображаемых предметов. Например, модель машины, макет комнаты. Важно соблюдать правильные пропорции и соотношение частей предмета в модели или макете.

Дидактические игрушки

Игрушечные предметы быта, например, кукольная мебель или техника, должны быть с четко выделенными основными деталями. Например, игрушечной плите нужны ручки, конфорки и духовка.

Игрушечные люди или животные должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; игрушки, которые изображают животных – особенности строения этого животного, его реальный окрас.

Раздаточный иллюстративный материал

Должен быть оптимальных размеров: 10 × 10, 20 × 30.

Учитывайте особенности проблем со зрением каждого ребенка и его зрительную нагрузку.

Слайды, диа-, кино-

и видеоматериалы

Выбирайте те, которые наиболее комфортны детям для зрительного восприятия. Такие дидактические материалы должны давать детям правильное представление об изображенных объектах и явлениях.

Графические пособия

Должны быть с четкими линиями и минимальным количеством деталей, но понятными детям. Условные изображения должны быть простыми и точными, легко узнаваемыми. Придерживайтесь единой системы условных изображений в разных графических пособиях.

Предметно-пространственная среда для работы со слабослышащими детьми

Для того чтобы включить детей с нарушениями слуха в образовательный процесс, необходимо соответствующее оснащение.

Архитектурная среда

Информационное пространство для слабослышащих детей должно быть правильно организовано. Групповые комнаты необходимо акустически подготовить, создать специальные кабинеты для отдыха и коррекционно-развивающих занятий.

Слабослышащие дети вправе учиться в безбарьерной среде. Важно отметить, что серьезная проблема для детей с нарушенным слухом – получение информации. В первую очередь нужно создать пространство, которое позволит детям воспринимать максимальное количество информации с помощью зрения:

  • удобно расположенные стенды о правилах поведения, безопасности, режиме работы ДОО, мероприятиях и т. п.;
  • табло с бегущей строкой или мониторы на этажах, которые будут транслировать актуальную информацию;
  • доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС-сообщений для контактов с родителями, воспитателями.

Важно нормализовать акустику в групповой комнате, где будет находиться ребенок со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом. В большинстве помещений присутствует эффект эха. Из-за этого слабослышащий ребенок хуже воспринимает речь воспитателя и других детей. Помещения должны быть оборудованы специальными звукопоглощающими панелями и шторами из плотного материала, чтобы решить проблему.

Также необходимо создать специальные кабинеты для отдыха и коррекционно-развивающих занятий. Стоит предусмотреть как минимум два отдельных кабинета: комнату релаксации и звукоизолированный кабинет для коррекционно-развивающих занятий сурдопедагога, психолога и логопеда (не менее 15 кв. м).

Комната релаксации – это специальное место для отдыха, где ребенок с нарушенным слухом может расслабиться и получить возможность «отключить» на время слуховой и зрительный анализаторы.

Специальное оборудование

Необходимо установить FM-системы для индивидуальной и групповой работы с детьми (в условиях группы, зала). Организовать в ДОО звукоизолированный кабинет сурдопедагога для индивидуальных занятий с ребенком (не менее 8–10 кв. м).

Оборудование кабинета сурдопедагога

  1. FM-система.
  2. Индикатор звучания (ИНЗ).
  3. Компьютерные программы HeartheWorld и др.
  4. Сурдологопедические тренажеры.
  5. Компьютер с колонками.
  6. Магнитная доска.
  7. Фланелеграф.
  8. Наборные полотна разного размера.
  9. Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой природы.
  10.  Зеркало и освещение.

Также для работы со слабослышащими дошкольниками понадобятся дидактические материалы:

  • диагностический набор для определения уровня слухового восприятия;
  • таблички, тексты, иллюстрации по изучаемым темам;
  • набор игрушек и настольно-печатных игр;
  • набор музыкальных инструментов;
  • специальная литература по сурдопедагогике.

Предметно-пространственная среда для работы с детьми-аутистами

Чтобы включить детей с расстройствами аутистического спектра в процесс обучения, ДОО должно иметь соответствующую материально-техническую базу.

Архитектурная среда

Материально-техническая база, которая нужна ДОО для обучения детей-аутистов, не обширна. Так как дошкольники-аутисты не имеют явных физиологических проблем, необходимо организовать образовательное пространство с учетом их психологических особенностей.

Чтобы обустроить архитектурную среду для детей-аутистов, можно создать дополнительное пространство:

  • комнату для отдыха ребенка;
  • специальное место для родителей, где они смогу ожидать ребенка;
  • игровую комнату;
  • двигательную зону.

Специальное оборудование

Необходимо приобрести:

  • оснащение для комнаты отдыха: мягкую мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование (с набором дисков с записями музыки и звуков природы);
  • ширмы;
  • мягкие маты и модули;
  • наборы игр для театральных представлений;
  • стенды с правилами поведения в группе, таблицы с распорядком дня и сменой видов деятельности;
  • учебные схемы, диаграммы.

Предметно-пространственная среда для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Для того чтобы включить в детей с тяжелыми нарушениями речи в образовательный процесс, необходимо соответствующим образом оснастить образовательное учреждение.

Архитектурная среда

Важно создать в ДОО безбарьерную среду. Взрослые должны помнить, что для детей с ТНР получение информации – серьезная проблема. В первую очередь необходимо создать доступное для этих дошкольников пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио- и видеоисточники. Для этого нужно установить:

  • удобно расположенные и доступные стенды с наглядным материалом о правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования ДОО, последних событиях в детском саду и т.д.;
  • табло с бегущей строкой на этажах, где может быть представлена актуальная информация;
  • доступный интернет и телефон для контактов с родителями, сверстниками, педагогами.

Можно создать специальные кабинеты для отдыха, релаксации и коррекционно-развивающих занятий. Это могут быть:

  • комната релаксации (специальное место для отдыха, в котором ребенок с ТНР может расслабиться и «отключиться» от многолюдной среды, а также снизить слуховую и зрительную нагрузку);
  • кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий специалистов.

Специальное оборудование

Специалисты ДОО должны оснастить группу наглядным материалом, мультимедийной аппаратурой и телевизором. Мультимедийная аппаратура – это интерактивная доска, проектор, компьютер c выходом в интернет; средства для хранения и переноса информации – USB накопители, принтер, сканер. 

Дидактические пособия. Они должны обладать зрительной и слуховой наглядностью и пробуждать познавательный интерес ребенка.

Обучающие компьютерные игры. Позволяют отрабатывать умения и навыки. Кроме того, позволяют детям многократно повторять материал в разных вариациях.

Подбирать стоит такие учебные материалы, которые позволяют эффективно обучать детей по всем образовательным областям. Чтобы ребенок с ТНР практиковался общаться с окружающими людьми, можно использовать:

  • наглядные иллюстрированные материалы, речевые упражнения в сочетании с пояснениями, указаниями, вопросами;
  • знаково-символическое моделирование, то есть создание моделей;
  • вербальные средства коммуникации.

Нужно применять в работе невербальные и вербальные средства коммуникации:

  • специально подобранные предметы;
  • графические или печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, индивидуальные альбомы);
  • электронные средства (устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, речевые тренажеры, планшетный или персональный компьютер с развивающими программами).

Важно сформировать у ребенка верные представления о мире, научить взаимодействию с ним. Для этого можно использовать традиционные средства обучения, видео- и проекционное оборудование, Интернет-ресурсы, печатные материалы.

Предметно-пространственная среда для обучения детей с ЗПР

Чтобы включить детей с ЗПР в образовательный процесс, необходимо соответствующим образом организовать предметно-развивающую среду детского сада.

В детском саду должны быть:

  • мебель, техническое оборудование, материалы для художественного творчества, музыкальные инструменты, спортивный и хозяйственный инвентарь;
  • помещения для игры и общения, занятий различными видами дошкольной деятельности (трудовой, конструктивной, продуктивной, театрализованной, познавательно-исследовательской, двигательной и др.);
  • учебно-методические материалы для обучения детей, дополнительную литературу о том, как работать с особыми детьми (в том числе с ЗПР);
  • развивающие игры и игрушки.

Необходима информатизация образовательного процесса. Желательно оборудовать рабочие места специалистов стационарными или мобильными компьютерами, принтерами. Это необходимо для того, чтобы:

  • показывать детям художественные, мультипликационные фильмы;
  • сопровождать праздники, дни открытых дверей, комплексные занятия;
  • включать в образовательный процесс обучающие презентации;
  • проводить методические мероприятия, участвовать в видеоконференциях;
  • общаться с родителями через интернет, обсуждать образовательные вопросы;
  • предоставлять информацию об образовательной программе семьям детей и другим заинтересованным лицам;
  • искать в интернете материалы, которые помогут реализовать адаптированную образовательную программу.

Чтобы обеспечить условия для физического и психического развития детей стоит соблюдать норматив наполняемости групп. В помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей. Необходимо выделить помещения или зоны для разных видов двигательной активности: бега, прыжков, метания и др. В физкультурном зале и группах должно быть установлено соответствующее оборудование – инвентарь для развития крупной моторики и двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

Предметно-пространственная среда для работы с глухими детьми

Для того чтобы включить глухих детей в образовательный процесс, необходимо соответствующим образом оснастить дошкольную образовательную организацию.

Архитектурная среда

Необходимо правильно организовать информационное пространство для глухих детей. Групповые комнаты должны быть подготовлены акустически, нужно создать специальные кабинеты для отдыха и коррекционно-развивающих занятий.

Глухие дети вправе учиться в безбарьерной среде. Специалисты должны помнить, что серьезная проблема для них – получение информации. В первую очередь важно создать пространство, которое позволит детям воспринимать максимальное количество информации с помощью зрения:

  • удобно расположенные стенды о правилах поведения, безопасности, режиме работы ДОО, мероприятиях и т. п.;
  • табло с бегущей строкой или мониторы на этажах, которые будут транслировать актуальную информацию;
  • доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС-сообщений для контактов с родителями, воспитателями.

Важно нормализовать и акустику в групповой комнате, где будет находиться ребенок со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом. В большинстве помещений присутствует эффект эха. Из-за этого глухой ребенок хуже слухо-зрительно воспринимает речь воспитателя и других детей. Стоит оборудовать помещения специальными звукопоглощающими панелями и шторами из плотного материала, чтобы решить проблему.

В детском саду для работы с глухими детьми необходимы специальные кабинеты для коррекционно-развивающих занятий. Например, специальный кабинет со звукоизоляцией и оборудованием для занятий.

Специальное оборудование

В ДОО должны быть установлены FM-системы для индивидуальной и групповой работы с детьми. Для работы с произношением глухих детей понадобятся специальные визуальные приборы. Также нужны обучающие компьютерные программы, которые позволят глухим детям воспринимать информацию зрительно.

Кабинеты для занятий по развитию слуха и произношения, для музыкально-ритмических занятий необходимо оборудовать звукоусиливающей аппаратурой. Стоит продумать систему освещения: дети должны хорошо видеть лицо говорящего педагога фон за ним. Лучше использовать современную электроакустическую аппаратуру, которая позволяет лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирует на большой экран).

Также для работы с глухими дошкольниками понадобятся дидактические материалы:

  • диагностический набор для определения уровня слухового восприятия;
  • таблички, тексты, иллюстрации по изучаемым темам;
  • набор игрушек и настольно-печатных игр;
  • набор музыкальных инструментов;
  • специальная литература по сурдопедагогике.

Организация предметно-пространственной среды ДОО для работы со слепыми детьми

Чтобы включить слепых детей в процесс обучения, необходимо соответствующим образом оснастить материально-техническую базу детского сада.

Архитектурная среда

Когда в детский сад приходит ребенок с нарушениями зрения, первая трудность, с которой он столкнется, – ориентация в пространстве. Уделите этому особое внимание.

Вход в здание. Обязательно нужны перила. Они должны быть по обеим сторонам лестницы на высоте 50 см. Удобнее всего перила круглого сечения с диаметром не менее 3–5 см. Длина перил должна быть больше длины лестницы на 30 см с каждой стороны. Начало и окончание перил надо пометить тактильными ориентирами.

Внутреннее пространство. Основные требования к предметно-пространственной среде как месту жизнедеятельности ребенка – в таблице ниже.

Организация предметно-пространственной среды для слепых детей

Сфера

Условие

Предметное наполнение пространства

Должно соответствовать особым образовательным потребностям слепых детей.

Предметно-пространственная среда

Должна быть стабильной: предметы окружения нужно постоянно держать на своих местах. Двери помещений должны быть постоянно открыты или постоянно плотно закрыты.

Предметы-ориентиры

Нужны коврики разной фактуры перед каждой дверью помещения; напольные покрытия разной фактуры для обозначения зон; настенные предметы, которые следует размещать на панелях на уровне рук детей.

Предметы мебели личного пользования

Должны иметь тактильно-осязательные ориентиры. Объекты-препятствия, например, детали лестничных пролетов, должны иметь тактильные ориентиры контрастного цвета. Важна фактурная поверхность стен, фактурная и контрастная фону окантовка дверных наличников и полотен, дверных ручек.

Стенды и другие предметы на стенах (не редназначенные для детей)

Расположите выше 130 см от пола, чтобы слепой ребенок избежал столкновения с ними.

Двери

Установите таким образом, чтобы они открывались внутрь помещения либо были раздвижными.

Спортивный зал и коридоры

Проложите тактильные направляющие, чтобы облегчить ориентировку в пространстве.

Стол, кровать незрячего ребенка

Расположите с краю, чтобы ребенок мог самостоятельно находить свою мебель.

Мебель

Должна быть с закругленными углами. Если углы острые, задрапируйте их войлоком или другим мягким материалом.

Углы ковриков и другого напольного покрытия

Не должны загибаться и скатываться. Это неизбежно приведет к падению и травмам незрячего ребенка.

Для того чтобы облегчить передвижение слепого ребенка по детскому саду, необходимо не ставить мебель вдоль стен, особенно в коридорах. Тогда слепой ребенок сможет передвигаться самостоятельно, ориентируясь на стену тростью или рукой.

Раздевалка. Выделите в раздевалке слепому ребенку отдельный шкафчик, в стороне от проходов. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.

Групповая комната. Здесь тоже важно учесть, что слепым детям нужны условия для ориентации в пространстве. Оборудуйте для слепых детей в группе индивидуальные места. Выделите их из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.

Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условия для полноценного обучения. Например, индивидуальный стол с бортиками и выдвижным ящиком, минимальное количество предметов, специальные устройства для закрепления предметов на поверхности стола.

При приеме пищи у ребенка с нарушениями зрения должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Но в то же время нежелательно детей с ОВЗ размещать отдельно от остальных детей.

Все зрительные ориентиры необходимо озвучивать, чтобы слепой ребенок смог получить информацию. На занятиях ребенок должен находиться рядом с воспитателем, но при этом включайте его в коммуникацию с другими детьми.

Желательно, чтобы пособия для всех детей были не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ребенок смог их потрогать.

Специальное оборудование

В ДОО необходимо приобрести:

  • индивидуальную трость для передвижения по зданию;
  • оборудование для спортивного зала с тактильной поверхностью;
  • оборудование общего назначения (аудиоаппаратуру, магнитную доску и доску для рисования маркером).

Дидактические материалы

Обеспечьте ДОО специальными дидактическими материалами для слепых детей. В первую очередь, речь идет о тактильных книжках.

Тактильная книжка – это книга на текстильной основе с объемными или рельефными изображениями, которые легко воспринимать на ощупь.

Приобретите разные виды тактильных книжек:

  • книжки-игрушки (книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-фигура, книжка-ширма);
  • дидактические книжки;
  • тактильные рукодельные издания (с учетом рекомендаций Российской государственной библиотеки для слепых);
  • рельефно-графический иллюстративный материал: книги, панно, карточки, предметные картинки;
  • барельефные изображения.

Во-вторых, пригодится прибор «Ориентир». Он позволит в игровой форме изучать маршруты, расположение объектов в пространстве.

В-третьих, приобретите материалы-объекты исследования в реальном времени для сенсорного развития:

  • объемные геометрические тела, деревянные наборы шаров и кубов разных величин, наборы геометрических фигур, вкладыши-формы и т. п.;
  • природные объекты;
  • искусственные материалы для развития мелкой моторики рук (мозаика, наборы для нанизывания, плетения, шнуровки).

Нужны детям и наглядные пособия. Они представляют слепым детям мир вещей и событий. Например, модели, звуко-наглядный ряд «Мир. Звуки и шумы», предметно-объектный ряд из разных материалов, веществ, наглядный ряд ароматов и запахов, рельефные картинки.

Приобретите разнообразные тифлографические пособия, которые подготовят слепого ребенка к изучению рельефно-точечной системы Брайля. Рельефно-точечная система Брайля – это шрифт Брайля. Представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими. В его основе лежит комбинация из шести точек.

Пособия:

  1. Азбука для дошкольников в двух частях издательства «Логос ВОС». Изготовлена на полимерной пленке и содержит большое количество иллюстраций.
  2. Магнитная азбука для параллельного знакомства слепого ребенка с плоскопечатной буквой и ее рельефно-точечным аналогом.
  3. Небольшой кубик-шеститочие с подвижными элементами. На каждой грани изображено определенной количество точек. Перемещая грани, можно составлять различные точечные комбинации.
  4. Тактильные карточки с различными сочетаниями линий, отдельно расположенными точками, лабиринтами для пальцев.
  5. Грифели для письма по Брайлю разного размера и формы.
  6. Мозаика-шеститочие для выкладывания отдельных букв и слогов.
  7. Прибор для письма по Брайлю 18 строчный.
  8. Колодка-шеститочие для изучения системы Брайля.

Для развития двигательной активности слепых детей нужны:

  • материалы для развития моторики рук;
  • предметы на колесиках, предвестник трости, детские трости, звучащие мячи для повышения мобильности в пространстве;
  • инвентарь для занятий с детьми адаптированной физической культурой;
  • оборудование для ходьбы с преодолением препятствий;
  • массажные подушки;
  • объемные фактурные мягкие модули.

Материалы и оборудование для развития ощущений должны включать:

  • бассейны;
  • тактильные панели,
  • тактильно-развивающие панели, текстурные тактильно-развивающие панели;
  • тактильные игровые панно;
  • тактильную панель акустическую;
  • тактильные ячейки;
  • кистевой тренажер;
  • лабиринты ручные;
  • тактильные дорожки;
  • сенсорную тропу, сухой дождь;
  • волшебный шатер и волшебную нить.

Список литературы:

  1. Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении [Тескт]: метод. рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Тольятти: изд. Инф.-техн. Центра, 1994. – 54 с.
  2. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в воспитании личности [Тескт] / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4. – с. 40 – 41.
  3. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений [Тескт] / под Ред. Р.Б. Стеркиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М: АСТ, 1997. – 124с.
  4. Выготский Л.С. Детская психология [Тескт] / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Тескт] / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 479 с.
  6. Дошкольное образование в России. сб. дейчтвующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М : АСТ , 1997. 
  7. Епанчинцева Н.Д. Организация развивающей среды в ДОУ [Тескт]: автореф. дис. Канд. пед. наук. – Белгород: БГУ, 2001. – 23с.
  8. Зайцев С.В. Шкала оценки дошкольной среды (разработана в соответствии с программой «Сообщество») [Тескт]. – М., 2000.
  9. Колесник Н.П. Самовоспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой сюжетно-ролевой игре [Тескт].: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. – М.: МПГУ, 2000. – 18 с.
  10. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка [Тескт] / под ред. С.Л. Новоселовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 78с.
  11. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании [Тескт] / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. – 2000. – №7. – С. 11-16.
  12. Эльконин Д.Б. Психология игры [Тескт]. 2-еизд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 358с.
13.11.2019