Основным компонентом развивающей среды ребенка в дошкольном возрасте выступает предметно-пространственная среда. В настоящее время педагогическая наука понимает развивающуюпредметно-пространственную среду, как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития.
Такие предметы позволяют ребенку лучше познать самого себя, собственную личность, найти смысл в предметах культуры и во взаимоотношениях людей друг с другом. Психологи отмечают, что динамика развития ребенка во многом зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой он находится. При этом на процесс развития влияют изменения, происходящие как в самом ребенке, так и в окружающей его предметной среде. Качественно новые образования в структуре психики ребенка возникают при условии активности ребенка в данной среде.
Таким образом, психология толкует понятие «развивающая предметно-пространственная среда» как поле социальной и культурной деятельности, сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
Развивающая предметно-пространственная и игровая среда дошкольного учреждения позволяет педагогам развивать широкий круг интересов и видов деятельности детей:
При этом специалисты отмечают, что среда, влияющая на содержание развития детей должна представлять собой единство социальных и предметных средств, при помощи которых будут обеспечены разнообразные формы деятельности ребенка. Кроме того, она должна быть создана с учетом возрастных и личностных особенностей воспитанников.
В связи с такими требованиями к развивающей предметно-пространственной и игровой среде воспитательного учреждения, можно выделить следующие отличительные черты для каждой возрастной группы детей:
Если на первоначальном этапе развивающая предметно-пространственная и игровая среда создается воспитателем, знающим специфику интересов детей трехлетнего возраста, то по мере взросления, воспитанники сами могут участвовать в формировании такой среды, заявляя о своих интересах педагогу. Воспитатель обязательно должен учесть психологические особенности детского возраста и опираться на зону ближайшего развития детей данной возрастной категории. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда должна включать в себя и объекты, обеспечивающие активизацию ведущего вида деятельности, и объекты, не совсем знакомые ребенку, направленные на организацию совместной деятельности со взрослым, и объекты, новые для воспитанников.
Зона ближайшего развития ребенка
Отечественный психолог Л.С. Выготский полагал, что обучение и развитие ребенка должно основываться на знании его возрастных особенностей. Для каждого возраста он определил ведущий вид деятельности ребенка, который способствует актуальному развитию психических функций. Л.С. Выготский выделяет две зоны умственного развития детей:
Очевидно, что образование, направленное на всестороннее развитие подрастающего поколения, в первую очередь должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Оно на каждом этапе должно опережать развитие ребенка и стимулировать его к овладению новыми навыками и знаниями. По мере того, как дети будут овладевать предложенными умениями, им могут предлагаться новые виды информации, заставляющие по-другому работать психические функции. Именно при такой организации образовательного и воспитательного процесса возможно непрерывное развитие интеллекта и всех функций психики.
Опираясь на теорию Л.С. Выготского, можно выделить следующие типы взаимодействия ребенка и предметной среды:
Именно поэтому, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна быть создана так, чтобы не ограничивать свободу ребенка в освоении новых видов деятельности.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной и игровой среды
Опираясь, на вышесказанное, специалисты отмечают, что предметно-развивающая и игровая среда в дошкольном учреждении должна быть организована с опорой на следующие принципы:
Основные функции развивающей предметно-пространственной и игровой среды детского сада
Развивающая среда в группах детского сада является носителем информации об окружающем мире, создает условия для обучения ребенка, обеспечивает активность и самостоятельную деятельность детей, стимулирует их на проявления инициативности и самостоятельное принятие решений.
Специалисты выделяют следующие ведущие функции развивающей среды в дошкольном учреждении:
Таким образом, развивающая среда рассматривается представителями психологической науки как условие и процесс развития личности, а также как результат. Ученые в области педагогики рассматривают среду как условие жизнедеятельности ребенка, усвоения социального опыта и развития его личностных качеств.
Еще выдающиеся психологи прошлого столетия – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин в своих работах отмечали необходимость и важность создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении как неотъемлемой части образования. Современные ученые обращают внимание на необходимость реализации развивающего образования в детских садах, основанного на продуктивном взаимодействии между воспитанниками и педагогами. Этого невозможно добиться без принципиально иных подходов к проектированию зданий и помещений детских садов, оборудования их соответствующей мебелью и инвентарем.
Мы уже отмечали выше, что целостный педагогический процесс, направленный на развитие личности ребенка и его интеллекта невозможно организовать без такого элемента, как развивающая предметно-пространственная среда. Ее главными задачами являются:
Опираясь на задачи развивающей предметно-пространственной среды можно определить условия ее организации.
Специалисты также выдвигают ряд требований к созданию игровой среды.
Кроме того, отбирая игрушки необходимо знать требования Министерства образования РФ и Художественно-технического совета по игрушке, которые регламентируют педагогическую оценку игрушки. Согласно нормативным документам, игрушки не могут:
Напротив, особую ценность имеют игрушки со следующими характеристиками:
Педагоги должны понимать, что дети не только должны осваивать ту предметную среду, которую им предлагают взрослые, но сами менять ее и создавать отдельные объекты совместно с родителями.
Развивающая предметно-пространственная и игровая среда в дошкольном учреждении находится в постоянном взаимодействии с детьми и взрослыми (педагогами и родителями), которые, опираясь на свои интересы и цели, вносят в ее содержание определенные изменения. Для того чтобы предметная среда в детском саду была организована наиболее эффективно, стоит проанализировать условия, которые могли бы способствовать активности и свободному выбору деятельности со стороны воспитанников.
Познакомимся с критериями, опираясь на которые педагогический коллектив может провести анализ имеющейся игровой среды в дошкольном образовательном учреждении.
Критерии оценки развивающей и игровой среды детского сада
В ходе анализа, который проводится в дошкольном учреждении, к сожалению, достаточно часто обнаруживаются следующие недостатки:
Почему в детских садах нарушается свобода выбора воспитанников?
Большинство педагогов либо не могут организовать воспитательный процесс в соответствии с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде, в силу недостатка игрушек и оборудования, либо не хотят тратить дополнительные усилия для организации разнообразной деятельности своих воспитанников. Как правило, свои поступки воспитатели аргументируют тем, что:
Опираясь на сказанное выше, можно отметить, что необходимо обучать педагогов ДОО демократическому взаимодействию с детьми, создавать такую предметно-развивающую среду, которая бы в полной мере соответствовала интересам воспитанников и стимулировала проявление активности по познанию окружающей действительности. Дети должны стать активными участниками преобразования игровой среды в группе.
Чтобы дети с ОВЗ, могли адаптироваться в ДОО и успешно освоить учебную программу, для них должна быть создана комфортная предметно-пространственная среда. Во всех примерных адаптированных программах ДО есть параграф «Организация развивающей предметно-пространственной среды».
Предметная развивающая среда должна создаваться и подбираться с учетом принципа коррекционно-компенсаторной направленности для удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе, должны учитываться индивидуально–типологические особенности и особые образовательные потребности дошкольника с ОВЗ.
Предметно-пространственная среда должна обеспечить ребенку с ОВЗ возможность разнообразного предметно-объектного окружения с учетом особенностей его развития.
Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка с ОВЗ, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих, коррекционно-развивающих, коррекционно-компенсаторных задач в образовательной деятельности в пяти образовательных областях и в коррекционной деятельности специалиста.
Для того чтобы включить слабовидящих детей в процесс обучения, необходимо создать соответствующую материально-техническую базу.
Архитектурная среда
Предметно-пространственную среду в ДОО надо организовать так, чтобы ребенок оставался мобильным, уверенно себя чувствовал и безбоязненно передвигался.
Есть два основных требования к предметно-пространственной среде в ДОО для слабовидящих детей.
1. Целесообразность. Необходимо наполнить пространство ДОО предметами с учетом особых образовательных потребностей ребенка.
2. Стабильность. Образовательная среда должна быть стабильной. Предметы, которые необходимы слабовидящим детям, должны быть постоянно на своих местах. Двери помещений либо всегда должны быть оставлены открытыми, либо постоянно плотно закрытыми.
Пространство ДОО должно соответствовать строительным, санитарным, гигиеническим и противопожарным нормам.
Тифлотехнические ориентиры
Помещения в здании нужно оснастить системой тифлотехнических ориентиров. Рассмотрим их подробно.
Система тифлотехнических ориентиров – это различные устройства и приспособления, которые помогают инвалидам по зрению определять свое местоположение в пространстве и быстро, безопасно и безошибочно передвигаться в нужном направлении.
Цветовые указатели. Если входные двери в здание стеклянные, их обозначают двумя горизонтальными полосами шириной 400 мм каждая. Верхняя полоса красного цвета, нижняя – желтого. Нижняя кромка желтой полосы должна быть на высоте 500 мм от уровня пола.
Световые указатели. Чтобы обозначить вход в здание, в качестве зрительного ориентира можно использовать мигающую лампочку. Но световое излучение от нее должно быть отраженным, а не прямым, иначе оно будет раздражающе действовать на глаза.
Зрительные ориентиры. Таблички с номерами и названиями аудиторий, кабинетов сотрудников ДОО крепите на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6–1,7 м. Таблички лучше заказывать одинаковых размеров – 500 × 150 мм. Требования к тексту: черные буквы на белом фоне, толщина линий 10 мм. Текст вставлен в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм.
На лестничных маршах первая и последняя ступени должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом. Поручни нужны по обеим сторонам лестницы. Они должны быть сплошными и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30–40 см до дверной коробки.
Специальное оборудование
Предметно-пространственная среда ребенка с тяжелым слабовидением должна включать предметы-ориентиры:
Стенды и другие настенные предметы, которые дети не используют, должны быть расположены выше 130 см от пола. Иначе слабовидящий ребенок может столкнуться с этими объектами.
В спортивном зале и в коридорах должны быть проложены визуальные и тактильные направляющие. Тогда слабовидящим детям будет легче ориентироваться в пространстве.
Стоит выбирать мебель с закругленными углами. Углы ковриков и другого напольного покрытия не должны загибаться и скатываться. Иначе слабовидящий ребенок может упасть и получить травму.
Дидактические материалы
Предметы, которые приобретаются для демонстрации на занятиях, должны быть:
Подробнее о требованиях, которые предъявляют к дидактическим материалам, написано в таблице ниже.
Требования к дидактическим материалам для слабовидящих детей
Вид дидактического материала |
Требования |
Объемные наглядные материалы |
Должны передавать характерные признаки изображаемых предметов. Например, модель машины, макет комнаты. Важно соблюдать правильные пропорции и соотношение частей предмета в модели или макете. |
Дидактические игрушки |
Игрушечные предметы быта, например, кукольная мебель или техника, должны быть с четко выделенными основными деталями. Например, игрушечной плите нужны ручки, конфорки и духовка. Игрушечные люди или животные должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; игрушки, которые изображают животных – особенности строения этого животного, его реальный окрас. |
Раздаточный иллюстративный материал |
Должен быть оптимальных размеров: 10 × 10, 20 × 30. Учитывайте особенности проблем со зрением каждого ребенка и его зрительную нагрузку. |
Слайды, диа-, кино- и видеоматериалы |
Выбирайте те, которые наиболее комфортны детям для зрительного восприятия. Такие дидактические материалы должны давать детям правильное представление об изображенных объектах и явлениях. |
Графические пособия |
Должны быть с четкими линиями и минимальным количеством деталей, но понятными детям. Условные изображения должны быть простыми и точными, легко узнаваемыми. Придерживайтесь единой системы условных изображений в разных графических пособиях. |
Для того чтобы включить детей с нарушениями слуха в образовательный процесс, необходимо соответствующее оснащение.
Архитектурная среда
Информационное пространство для слабослышащих детей должно быть правильно организовано. Групповые комнаты необходимо акустически подготовить, создать специальные кабинеты для отдыха и коррекционно-развивающих занятий.
Слабослышащие дети вправе учиться в безбарьерной среде. Важно отметить, что серьезная проблема для детей с нарушенным слухом – получение информации. В первую очередь нужно создать пространство, которое позволит детям воспринимать максимальное количество информации с помощью зрения:
Важно нормализовать акустику в групповой комнате, где будет находиться ребенок со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом. В большинстве помещений присутствует эффект эха. Из-за этого слабослышащий ребенок хуже воспринимает речь воспитателя и других детей. Помещения должны быть оборудованы специальными звукопоглощающими панелями и шторами из плотного материала, чтобы решить проблему.
Также необходимо создать специальные кабинеты для отдыха и коррекционно-развивающих занятий. Стоит предусмотреть как минимум два отдельных кабинета: комнату релаксации и звукоизолированный кабинет для коррекционно-развивающих занятий сурдопедагога, психолога и логопеда (не менее 15 кв. м).
Комната релаксации – это специальное место для отдыха, где ребенок с нарушенным слухом может расслабиться и получить возможность «отключить» на время слуховой и зрительный анализаторы.
Специальное оборудование
Необходимо установить FM-системы для индивидуальной и групповой работы с детьми (в условиях группы, зала). Организовать в ДОО звукоизолированный кабинет сурдопедагога для индивидуальных занятий с ребенком (не менее 8–10 кв. м).
Оборудование кабинета сурдопедагога
Также для работы со слабослышащими дошкольниками понадобятся дидактические материалы:
Чтобы включить детей с расстройствами аутистического спектра в процесс обучения, ДОО должно иметь соответствующую материально-техническую базу.
Архитектурная среда
Материально-техническая база, которая нужна ДОО для обучения детей-аутистов, не обширна. Так как дошкольники-аутисты не имеют явных физиологических проблем, необходимо организовать образовательное пространство с учетом их психологических особенностей.
Чтобы обустроить архитектурную среду для детей-аутистов, можно создать дополнительное пространство:
Специальное оборудование
Необходимо приобрести:
Для того чтобы включить в детей с тяжелыми нарушениями речи в образовательный процесс, необходимо соответствующим образом оснастить образовательное учреждение.
Архитектурная среда
Важно создать в ДОО безбарьерную среду. Взрослые должны помнить, что для детей с ТНР получение информации – серьезная проблема. В первую очередь необходимо создать доступное для этих дошкольников пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио- и видеоисточники. Для этого нужно установить:
Можно создать специальные кабинеты для отдыха, релаксации и коррекционно-развивающих занятий. Это могут быть:
Специальное оборудование
Специалисты ДОО должны оснастить группу наглядным материалом, мультимедийной аппаратурой и телевизором. Мультимедийная аппаратура – это интерактивная доска, проектор, компьютер c выходом в интернет; средства для хранения и переноса информации – USB накопители, принтер, сканер.
Дидактические пособия. Они должны обладать зрительной и слуховой наглядностью и пробуждать познавательный интерес ребенка.
Обучающие компьютерные игры. Позволяют отрабатывать умения и навыки. Кроме того, позволяют детям многократно повторять материал в разных вариациях.
Подбирать стоит такие учебные материалы, которые позволяют эффективно обучать детей по всем образовательным областям. Чтобы ребенок с ТНР практиковался общаться с окружающими людьми, можно использовать:
Нужно применять в работе невербальные и вербальные средства коммуникации:
Важно сформировать у ребенка верные представления о мире, научить взаимодействию с ним. Для этого можно использовать традиционные средства обучения, видео- и проекционное оборудование, Интернет-ресурсы, печатные материалы.
Чтобы включить детей с ЗПР в образовательный процесс, необходимо соответствующим образом организовать предметно-развивающую среду детского сада.
В детском саду должны быть:
Необходима информатизация образовательного процесса. Желательно оборудовать рабочие места специалистов стационарными или мобильными компьютерами, принтерами. Это необходимо для того, чтобы:
Чтобы обеспечить условия для физического и психического развития детей стоит соблюдать норматив наполняемости групп. В помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей. Необходимо выделить помещения или зоны для разных видов двигательной активности: бега, прыжков, метания и др. В физкультурном зале и группах должно быть установлено соответствующее оборудование – инвентарь для развития крупной моторики и двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
Для того чтобы включить глухих детей в образовательный процесс, необходимо соответствующим образом оснастить дошкольную образовательную организацию.
Архитектурная среда
Необходимо правильно организовать информационное пространство для глухих детей. Групповые комнаты должны быть подготовлены акустически, нужно создать специальные кабинеты для отдыха и коррекционно-развивающих занятий.
Глухие дети вправе учиться в безбарьерной среде. Специалисты должны помнить, что серьезная проблема для них – получение информации. В первую очередь важно создать пространство, которое позволит детям воспринимать максимальное количество информации с помощью зрения:
Важно нормализовать и акустику в групповой комнате, где будет находиться ребенок со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом. В большинстве помещений присутствует эффект эха. Из-за этого глухой ребенок хуже слухо-зрительно воспринимает речь воспитателя и других детей. Стоит оборудовать помещения специальными звукопоглощающими панелями и шторами из плотного материала, чтобы решить проблему.
В детском саду для работы с глухими детьми необходимы специальные кабинеты для коррекционно-развивающих занятий. Например, специальный кабинет со звукоизоляцией и оборудованием для занятий.
Специальное оборудование
В ДОО должны быть установлены FM-системы для индивидуальной и групповой работы с детьми. Для работы с произношением глухих детей понадобятся специальные визуальные приборы. Также нужны обучающие компьютерные программы, которые позволят глухим детям воспринимать информацию зрительно.
Кабинеты для занятий по развитию слуха и произношения, для музыкально-ритмических занятий необходимо оборудовать звукоусиливающей аппаратурой. Стоит продумать систему освещения: дети должны хорошо видеть лицо говорящего педагога фон за ним. Лучше использовать современную электроакустическую аппаратуру, которая позволяет лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирует на большой экран).
Также для работы с глухими дошкольниками понадобятся дидактические материалы:
Чтобы включить слепых детей в процесс обучения, необходимо соответствующим образом оснастить материально-техническую базу детского сада.
Архитектурная среда
Когда в детский сад приходит ребенок с нарушениями зрения, первая трудность, с которой он столкнется, – ориентация в пространстве. Уделите этому особое внимание.
Вход в здание. Обязательно нужны перила. Они должны быть по обеим сторонам лестницы на высоте 50 см. Удобнее всего перила круглого сечения с диаметром не менее 3–5 см. Длина перил должна быть больше длины лестницы на 30 см с каждой стороны. Начало и окончание перил надо пометить тактильными ориентирами.
Внутреннее пространство. Основные требования к предметно-пространственной среде как месту жизнедеятельности ребенка – в таблице ниже.
Организация предметно-пространственной среды для слепых детей
Сфера |
Условие |
Предметное наполнение пространства |
Должно соответствовать особым образовательным потребностям слепых детей. |
Предметно-пространственная среда |
Должна быть стабильной: предметы окружения нужно постоянно держать на своих местах. Двери помещений должны быть постоянно открыты или постоянно плотно закрыты. |
Предметы-ориентиры |
Нужны коврики разной фактуры перед каждой дверью помещения; напольные покрытия разной фактуры для обозначения зон; настенные предметы, которые следует размещать на панелях на уровне рук детей. |
Предметы мебели личного пользования |
Должны иметь тактильно-осязательные ориентиры. Объекты-препятствия, например, детали лестничных пролетов, должны иметь тактильные ориентиры контрастного цвета. Важна фактурная поверхность стен, фактурная и контрастная фону окантовка дверных наличников и полотен, дверных ручек. |
Стенды и другие предметы на стенах (не редназначенные для детей) |
Расположите выше 130 см от пола, чтобы слепой ребенок избежал столкновения с ними. |
Двери |
Установите таким образом, чтобы они открывались внутрь помещения либо были раздвижными. |
Спортивный зал и коридоры |
Проложите тактильные направляющие, чтобы облегчить ориентировку в пространстве. |
Стол, кровать незрячего ребенка |
Расположите с краю, чтобы ребенок мог самостоятельно находить свою мебель. |
Мебель |
Должна быть с закругленными углами. Если углы острые, задрапируйте их войлоком или другим мягким материалом. |
Углы ковриков и другого напольного покрытия |
Не должны загибаться и скатываться. Это неизбежно приведет к падению и травмам незрячего ребенка. |
Для того чтобы облегчить передвижение слепого ребенка по детскому саду, необходимо не ставить мебель вдоль стен, особенно в коридорах. Тогда слепой ребенок сможет передвигаться самостоятельно, ориентируясь на стену тростью или рукой.
Раздевалка. Выделите в раздевалке слепому ребенку отдельный шкафчик, в стороне от проходов. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.
Групповая комната. Здесь тоже важно учесть, что слепым детям нужны условия для ориентации в пространстве. Оборудуйте для слепых детей в группе индивидуальные места. Выделите их из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.
Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условия для полноценного обучения. Например, индивидуальный стол с бортиками и выдвижным ящиком, минимальное количество предметов, специальные устройства для закрепления предметов на поверхности стола.
При приеме пищи у ребенка с нарушениями зрения должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Но в то же время нежелательно детей с ОВЗ размещать отдельно от остальных детей.
Все зрительные ориентиры необходимо озвучивать, чтобы слепой ребенок смог получить информацию. На занятиях ребенок должен находиться рядом с воспитателем, но при этом включайте его в коммуникацию с другими детьми.
Желательно, чтобы пособия для всех детей были не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ребенок смог их потрогать.
Специальное оборудование
В ДОО необходимо приобрести:
Дидактические материалы
Обеспечьте ДОО специальными дидактическими материалами для слепых детей. В первую очередь, речь идет о тактильных книжках.
Тактильная книжка – это книга на текстильной основе с объемными или рельефными изображениями, которые легко воспринимать на ощупь.
Приобретите разные виды тактильных книжек:
Во-вторых, пригодится прибор «Ориентир». Он позволит в игровой форме изучать маршруты, расположение объектов в пространстве.
В-третьих, приобретите материалы-объекты исследования в реальном времени для сенсорного развития:
Нужны детям и наглядные пособия. Они представляют слепым детям мир вещей и событий. Например, модели, звуко-наглядный ряд «Мир. Звуки и шумы», предметно-объектный ряд из разных материалов, веществ, наглядный ряд ароматов и запахов, рельефные картинки.
Приобретите разнообразные тифлографические пособия, которые подготовят слепого ребенка к изучению рельефно-точечной системы Брайля. Рельефно-точечная система Брайля – это шрифт Брайля. Представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими. В его основе лежит комбинация из шести точек.
Пособия:
Для развития двигательной активности слепых детей нужны:
Материалы и оборудование для развития ощущений должны включать:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.