Общие приемы наглядного обучения на уроках обществознания
Оценка 4.8

Общие приемы наглядного обучения на уроках обществознания

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Общие приемы наглядного обучения на уроках обществознания

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей, понятия и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются конкретными фактами и образами.

Наглядность ― это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.

Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.

Существуют также образы воображения ― образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда, и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий.

Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов. Значение наглядности в преподавании обществознания не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений, использование средств наглядности облегчает познание сложных понятий.

Наглядные материалы на уроках обществознания могут выполнять ряд функций.

  • Наглядность как самоценность. Учебники по обществознанию практически лишены иллюстраций; задача учителя – восполнить этот недостаток на уроке. Речь идет не только портретах политических деятелей и авторов теорий, но и картинках (фотографии, живопись, карикатуры и т.д.), которые иллюстрируют ту или иную проблему, понятие либо явление.Например, понятие «безработица» можно представить следующим образом:
Безработица
  • Средство формирования критического мышления. Для того, чтобы работа на уроке была продуктивной, очень важно вызвать интерес у обучающихся еще в начале урока. Наглядность в этой ситуации позволяет создать условия для озвучивания учебных целей урока самими учениками, т.е. организовать момент «вызова» в соответствии с терминологией теории критического мышления. Например, варианты визуального выражения понятия «социальное неравенство» представлены ниже.
Социальное неравенство
  • Источник информации. При обсуждении вопроса о распределении ролей в семье (ответственный за материальное обеспечение семьи, хозяин – хозяйка, ответственный по уходу за младенцем, воспитатель, социальный партнер и т.п.) педагог может подобрать фотографии, которые иллюстрируют разнообразие подходов к решению этой проблемы:
Распределение ролей в семье
  • Средство привлечения внимания. В частности, при изучении темы «Моральный выбор», обучающимся можно предложить рассмотреть скандальную историю в Великобритании, которая привлекла внимание СМИ во многих странах мира в 2017 г. В центре ее оказался десятимесячный ребенок. Малышу с множеством патологий медики фактически вынесли смертный приговор, решив отключить его от систем жизнеобеспечения. Мнение родителей учитывать не стали. Лекарства от этой болезни нет, но есть экспериментальная терапия, которую проводят в клиниках США. Родители Чарли собрали более миллиона фунтов стерлингов на лечение. В социальных сетях неравнодушные люди со всего мира запустили кампанию в поддержку ребенка. Однако Чарли никуда так и не поехал – британские врачи не разрешили. Оспорить решение докторов родители пытались в судах, однако британское правосудие встало на сторону медиков. Те утверждают: ребенку в его нынешнем состоянии уже нельзя помочь. Более того, его следует отключить от всех систем жизнеобеспечения, чтобы не мучился. Последняя надежда родителей была на Суд по правам человека в Страсбурге. Однако и он фактически вынес мальчику смертный приговор. Ситуация неожиданно вышла на политический уровень: представители администрации Президента США связались с родителями Чарли по телефону.Обсуждение в рамках обозначенной темы, будет касаться морального выбора родителей, врачей, суда, политиков.
  • Средство актуализации. Обществознание как учебная дисциплина отличается, прежде всего, своей практической направленностью, поэтому обучающиеся должны понимать каким образом полученные ими знания могут быть применены в повседневной жизни. Рассматривая в рамках темы «Социальные нормы и правила общественной жизни», эстетические нормы можно предложить учащимся рассмотреть фото моделей начала, середины и конца ХХ в., а также начала XXI в. При этом предложить учащимся порассуждать, каким образом возникают стандарты красоты и что влияет на их формирование.
  • Способ закрепления материала через художественный образ. Размещение неожиданного, метафоричного изображения в конце темы, позволяет использовать ассоциативное запоминание. Работа над темой «Социальные роли и статусы» может закончиться анализом картины «Неравный брак» В. Пукирева, цель – определение социального статуса и роли героев картины.
Неравный брак
  • Средство раскрытия теоретического материала. Наука создаёт теорию, на основе эмпирических данных. Оперируя абстрактными терминами, можно упустить из виду, что в сознании аудитории, они не находят опытного подтверждения. В данном случае, недостаточно упомянуть соответствующий пример из истории, важно показать конкретно-историческое воплощение понятия в жизни. Например, при изучении темы «Нации и межнациональные отношения» понятие геноцид может рассматриваться с опорой на фото, которые иллюстрируют политику властей в нацистской Германии
Политика властей в нацистской Германии
  • Средство создания игровой ситуации. В данном случае с помощью средств мультимедиа можно создать имитацию телевизионного шоу или подготовить задания для викторины.

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.

Факторы наглядности обучения обществознанию

  1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.
  2. Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Чем больше органов чувств принимает участие в познании, тем больше в сознании появляется впечатлений, которые потом ложатся в механическую память и в дальнейшем легче вспоминаются.
  3. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами. Однако и на более высоких стадиях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов.
  4. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.

Разновидности наглядности в процессе обучения обществознанию

Еще в XVII веке Я.Коменский сформулировал принцип наглядности, под которым он понимал следующее: «…все, что можно воспринять чувствами, то есть: видимое – для восприятия зрением, запахи – обонянием, слышимое – слухом, что доступно осязанию – при помощи осязания, подлежащее вкусу – вкусом. Если одновременно один предмет можно воспринять несколькими чувствами, то необходимо все чувства и использовать».

Этот подход сохраняет свою актуальность и сейчас и проявляется в значительном количестве видов наглядности и способах их классификации. Если проводить классификацию по внешним признакам, то разделение происходит на экранные, печатные и звуковые средства обучения. Однако наиболее распространенным вариантом является классификация по содержанию и характеру передаваемого образа, где выделяется предметная, изобразительная и условно-графическая наглядность.

Рассмотрим, что представляет собой каждый из видов наглядности.

Предметная наглядность

Предметная наглядность может быть обеспечена учебными экскурсиями в суд, нотариальную контору, любое другое учреждение, деятельность которого имеет отношение к теме урока. Однако учителю следует основательно продумать форму проведения занятия за пределами школы. Нельзя проводить экскурсию спонтанно, без предварительной договоренности со специалистами. Перед началом экскурсии целесообразно сформулировать задания каждому ученику или по группам. Задания можно выполнять в процессе экскурсии.В случае, если попасть в то или иное госучреждение невозможно, можно пригласить его представителей на урок, при этом предварительно необходимо продумать форму урока, вопросы к гостю, вопросы к дискуссии и т.п.

Изобразительная наглядность

Под изобразительными наглядными пособиями имеется в виду те средства, которые воспроизводят людей, предметы, события и явления с помощью изобразительных средств: макетирования, скульптуры, фотографии, живописи и т.п.Внутри этой группы выделяют несколько видов: объёмные и плоскостные, учебные и документальные, динамические и статичные, демонстрационные и раздаточные и т.д.

Большое место среди изобразительной наглядности занимаютучебные картины − наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях и, как правило, требуют сюжетного рассказа. Содержание таких картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.

Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся факты, события, явления.

Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта͵ памятниками материальной культуры. На них бывают изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

Картины-портреты помогают воссоздать образы выдающихся личностей.

Средством наглядности, всегда находящимся под рукой у ученика, являются иллюстрации в учебнике. Οʜᴎ органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ. Учителю крайне важно продумать, какие из иллюстраций к данному уроку будут рассмотрены в классе, а какие учащиеся будут анализировать, выполняя домашнее задание. Разъясняя домашнее задание, крайне важно дать указания и к работе с иллюстрациями.

Одним из наглядных средств обучения является карикатура. Она доступна, художественно выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. По этой причине карикатура легко воспринимается. Карикатура-иллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения слов учителя. Карикатура-характеристика требует разъяснения сущности, комментария учителя. На уроке может использоваться как портретная карикатура, так и символическая. В ходе анализа карикатуры нужно узнать: кто изображен или что изображено? Какие общественные явления олицетворены изображенными людьми, фигурами животных или предметами? Какие черты людей или общественных явлений характеризует карикатура, какова их оценка? Какова общая идея карикатуры? Взгляды какого класса (партии, организации, группы) она выражает? Какую роль в общественной жизни она играла или играет в настоящее время?

Условно-графическая наглядность

Условно-графическая наглядность — вид наглядных средств обучения, способствующих зрительному восприятию школьниками учебной информации посредством символических изображений.

К условно-графической наглядности, используемой в процессе обучения обществознанию, относятся: графики, диаграммы, схемы, таблицы и т.п. Эти средства могут отражать количественные и качественные стороны общественных процессов, тенденции развития общественных явлений, их причинно-следственные связи. Так, например, графики являются очень эффективным средством для наглядного представления экономических явлений и источником для формирования у учащихся новых обществоведческих знаний. Диаграммы используются для формирования у учеников умений видеть развитие общественных явлений, для сравнения изучаемых процессов. На уроках обществознания могут использоваться и статичные и динамичные диаграммы.

В процессе обучения обществознанию широко используются различные схемы. Схемы могут быть логические (отражают причинно-следственные связи явлений) и структурные (отражают структуру, признаки явлений, понятий). Особенно эффективным является оформление учителем схемы в виде схематического рисунка на классной доске. С помощью схематического рисунка учитель может осуществить анализ и синтез изучаемого объекта, явления.

Учителю важно научиться чертить схему по мере объяснения учебного материала. В этом случае учитель может показать изучаемое явление в динамике, обеспечит одновременность восприятия школьниками образа и слова. Так, например, при объяснении сущности социологического понятия «государство», учитель, раскрывая очередной признак этого понятия, одновременно чертит на доске блоки схемы: «территория», «суверенитет», «система права» и т.д. При разработке подобных методических приемов учителю важно заранее продумать и структуру схемы, которая будет предъявляться на уроке, и словесное изложение материала, которое будет сопровождать появление каждого структурного компонента данной схемы.

Готовые схемы учитель может использовать на таких этапах урока, как первичное закрепление, систематизация и обобщение учебного материала, при опросе домашнего задания. При опросе можно предъявлять школьникам задания на восстановление изученных на предыдущем уроке схем.

В целом, для грамотного применения условно-графической наглядности на уроках учителю необходимо использовать систему заданий к различным видам этой наглядности. Подобные задания могут быть направлены:

  • на поиск и анализ информации в источниках знаний;
  • систематизацию обществоведческого материала (один из традиционных видов заданий на систематизацию материала — составление таблиц);
  • сравнение учебного материала из разных источников;
  • работу с условной наглядностью в составе комплекса источников (например, совместно с текстами).

Необходимо отметить, что предложенная классификация будет не совсем полной, если к ней не добавить технические средства обучения, которые давно выделяют как отдельный вид наглядности.

Технические средства обучения

Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные.

Кроме компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на практике реализовать знания учащихся, это:

  • цифровые проекторы - для отображения компьютерной информации и видео;
  • проекционные экраны - разнообразных моделей;
  • оверхед-проекторы (оптическое устройство, позволяющее проецировать на большой экран изображение с прозрачной пленки);
  • слайд-проекторы;
  • копи-доски (для тиражирования, записанного на доске);
  • интерактивные доски (возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы);
  • документ-камеры (настольные видеокамеры для демонстрации объектов и слайдов с помощью цифрового проектора);
  • видеоконференционные системы (для эффективного общения на расстоянии);
  • маркерные и текстильные доски;
  • проекционные столики и т.д.

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Эффективность ТСО в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном процессе. Учитель в учебно-воспитательном процессе применяет ТСО и аудиовизуальные средства обучения на трёх уровнях:

  • эпизодически;
  • систематически;
  • синхронно.

Основные требования к ТСО можно разделить на пять групп:

  1. Функциональные.Способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.
  2. Педагогические.Соответствие возможностей технических средств тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями к обучению и воспитанию учащихся.
  3. Эргономические.Удобства и безопасность эксплуатации ТСО, уровень шума, удобства транспортировки, ремонта, минимальное количество операций при подготовке их к работе.
  4. Эстетические.Товарный вид, гармония формы, масштаб, соразмерность, целостность композиции.
  5. Экономические.Относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.

Выделяют четыре основные функции ТСО:

  1. Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.
  2. Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.
  3. Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
  4. Кумулятивная − функция объединения, систематизации, хранения документализированной учебной и учебно-методической информации в технических комплексах и устройствах. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, через накопление, сохранение им передачу информации с помощью современных информационных технологий.

Дидактические возможности ТСО заключаются в следующем:

  • являются источником информации;
  • рационализируют формы преподнесения учебного материла;
  • повышают степень наглядности;
  • конкретизируют понятия, явления и события;
  • организуют и направляют восприятие;
  • удовлетворяют запросы учащихся по различным направлениям и интересам;
  • позволяют сделать более доступным для учащихся тот материал, который без них не доступен;
  • усиливают интерес учащихся к учёбе;
  • являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
  • активизируют познавательную деятельность учащихся;
  • способствуют сознательному усвоению учебного материала, развитию мышления, воображения, наблюдательности.

Преимуществом использования ТСО является также экономия учебного времени, сил преподавателя и учащихся за счёт уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Все выше перечисленные возможности исходят из дидактических особенностей ТСО, к которым относятся:

  • информационная насыщенность;
  • возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
  • возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
  • показ изучаемых явлений в развитии и динамике;
  • реальность отображения действительности.

Приемы и средства наглядного обучения на уроках обществознания

Методические приёмы работы с наглядностью, используемые на уроках обществознания представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся.

Методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Методический прием − это действия учителя, которые направленны на создание условий для решения учащимся конкретной задачи в рамках используемого учителем метода.

Для того что бы принцип наглядности был реализован эффективно, педагог может использовать целый комплекс приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний.

При этом учителю необходимо придерживаться определенных принципов, в частности:

  • использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме;
  • используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий;
  • при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;
  • тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;
  • в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.

В современных условиях в школьной практике преподавания обществознания наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности. При этом нельзя не забывать о таких средствах наглядности как доска и мел. Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий. Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией.

Одним из видов условно-графических наглядных средств являются таблицы, которые существенно облегчают восприятие текста, поэтому достаточно часто используются на уроках обществознания.

Таблица− это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создать, и они просты в использовании.
Таблицы разноформатны: они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц). Располагая разнообразным компьютерным арсеналом графических мощных средств (при переводе таблиц в электронный учебник), таблицы можно дооформить с помощью, например:

  • разнообразной палитры цветов;
  • рисунков (здесь рисунок как элемент оформления таблицы);
  • набора шрифтов;
  • различных средств обрамления таблиц;
  • установления определенного количества столбцов и строк;
  • реализации эффекта движения таблиц (анимация) и др.

Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Текстовая и числовая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается. Главный признак и критерий создания таблиц − это использование их в тех местах текста, где требуется: повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста; осуществить определенное сравнение двух и более объектов; осуществить группировку ряда объектов; произвести систематизацию тех или иных объектов.

Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования наглядного разъяснения смысла в определенном месте текста; приема сравнения двух или более элементов, раскрытия отношений противопоставленности или аналогии. Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида:

  1. Разъяснительные − в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют сознательному его усвоению и запоминанию.
  2. Сравнительные − осуществляют сопоставление и противопоставление материала и являются одним из видов группировки его, то есть отражают специфику табличной формы. Сравниваться могут любые элементы. При сравнении выделяется общее, особенное, единичное и т.д.
  3. Обобщающие или тематические − подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий.

Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают возвращение к ранее пройденному материалу и могут быть размещены в форме выводов в конце параграфа или темы.

Таблицы являются простым, но очень эффективным средством иллюстрации в том или ином месте текста. С помощью таблиц можно выделить основное в изучаемом фрагменте текста или всей темы, облегчить понимание учебного материала, способствовать запоминанию выделенной мысли, понятия и определения, произвести сравнение разных объектов, систематизировать или обобщить изученное и т.д.

Часто на уроках обществознания учителя используют схемы как вариант условно-графической наглядности. Схема − это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи − взаимным расположением частей и использованием двунаправленных стрелок.

Не только таблицы, но и схемы, блок-схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят их к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, а требуют определенной мыслительной активности, самостоятельности, развивают абстрактное мышление учащихся.

При разработке схем и блок-схем необходимо соблюдать следующие требования:

  • как можно меньше комментирующих слов в схеме;
  • верхние, нижние и боковые поля должны иметь отступы;
  • цветная палитра цветов не должна приводить к пестроте, так как это будет утомлять глаза;
  • количество выбранных составных частей схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста.

Различают следующие типы схем: статичные (схемы, блок-схемы, текстовые схемы, текстовые блок-схемы, схемы-таблицы, схемы-рисунки, блок-схемы-круги, схемы-рисунки-таблицы-круги) и подвижные или анимационные (схемы, блок-схемы, текстовые схемы, текстовые блок-схемы, схемы-таблицы, схемы-рисунки, блок-схемы-круги, схемы-рисунки-таблицы-круги).

Кроме того, к условно-графической наглядности относятся не только схемы, но и графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки и т.п.

Приведем пример работы с динамичной диаграммой, которая представлена ниже.Учащимся предъявляются вводная информация о диаграмме и система вопросов и заданий к ней.

В 1993 и в 2013 гг. в стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?». Результаты двух опросов (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.

Результаты социлогических опросов в городе Z в 1993 и в 2013гг.

Вопросы и задания для обучающихся:

  1. Какой ответ был наиболее популярен среди опрошенных в 1993 г.?
  2. Какой ответ был наиболее популярен среди опрошенных в 2013 г.?
  3. Определи, какие изменения произошли с каждым показателем в 2013 г. по сравнению с 1993 г.: полное (среднее) образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, успех в жизни не зависит от образования.
  4. Сделай два-три вывода, опираясь на данные диаграммы.
  5. Предположи, какие перемены в жизни общества могли повлиять на изменение отношения граждан к образованию.

Представленный методический прием обучения в целом направлен на тренировку умения (предполагается, что школьники уже работали с диаграммами в данном курсе обществознания) извлекать информацию из условно-графического источника, делать выводы, на развитие умений связывать статистические данные с изучаемыми общественными процессами (школьниками изучается тема «Образование»).

Необходимо подчеркнуть, что в конструировании данного приема обучения можно выделить несколько основных этапов:

  1. Поиск, отбор (или создание) учителем условно-графического источника, причем источник должен быть доступен учащимся, понятен; при необходимости нужно осуществить его адаптацию в соответствии с возрастными возможностями школьников.
  2. Этап разработки системы вопросов и заданий к источнику знаний, с помощью которых проводится беседа с учащимися.

Прием будет эффективен тогда, когда методическая система будет направлена на то, чтобы источник знаний (в нашем случае — диаграмма) стал объектом для организации самостоятельной познавательной деятельности школьников, при этом деятельности не только репродуктивного характера, но и преобразующего.

Например, при работе с графиком «Изменение покупательной способности зарплат граждан России», обучающимся может быть предложена следующая система заданий и вопросов:

  1. Как называется предложенное изображение?
  2. Что отмечено по оси X?
  3. Что отмечено по оси У?
  4. Объясните, какими историческими событиями вызваны пять самых значительных падений покупательной способности населения?
Изменение покупательной способности зарплат граждан России

Данный методический прием ориентирован на актуализацию предшествующих знаний (межпредметные связи с историей), на формирование экономических знаний у школьников и на развитие у них умений читать график — извлекать из графика учебную информацию.

Для организации работы с текстами, в том числе учебника, предлагается методический прием, известный как «пометки на полях». С этой целью используются специальные маркировочные знаки, которыми ученики помечают отдельные абзацы или предложения в тексте.

  • знаком «галочка» отмечается информация, уже известная ученику;
  • знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация;
  • знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями (он думал иначе);
  • знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.

«Пометки на полях» методический прием, помогающий ученику активно отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Известно, что пассивные ученики просто пропускают то, чего не поняли. Они даже не пытаются разобраться в путанице, которая, возможно, есть в понимании того или иного вопроса. А специальный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Успешные ученики, пользуясь маркировочными знаками, постоянно соотносят новую информацию с имеющимися представлениями.

Чаще всего художественные картины используют на уроках истории, но не менее эффективно они могут быть использованы на уроках обществознания. Последовательность работы по картине на уроке выглядит следующим образом:

  1. Вывешивание и открытие картины осуществляется в тот момент, когда учитель по ходу своего объяснения подходит к описанию событий, изображенных на картине;
  2. В течение определенного времени ученики изучают и оценивают картину;
  3. Возобновляя свой рассказ, учитель сообщает время и место действия;
  4. Первоначально дается общее описание обстановки и фона, на котором разворачивается действия, а затем учитель переходит к главному;
  5. Выявление деталей и мелких подробностей;
  6. В заключении делается общий вывод, а также учитель указывает существенные признаки явления.

В качестве приема, который позволяет не просто рассмотреть и проанализировать картину, но и прочувствовать ее с точки зрения восприятия разных органов чувств, может быть предложена «визуальная встреча».

При этом ни название картины, ни сама тема урока учащимся первоначально неизвестны. Учащимся предлагается описать только то, что конкретно изображено на картине с помощью вопросов: Что вы видите? Что бы вы могли спросить у себя? На что вы надеетесь? Какие звуки, запахи вы можете почувствовать? Не допускаются варианты высказывания собственного мнения по поводу того или иного момента, которого нет на картине, но он предполагается. Ответы учащихся могут быть следующими:

  • Я вижу …
  • Я спрашиваю себя …
  • Я надеюсь…
  • Я слышу…
  • Я чувствую …

Лишь после визуального «знакомства» целесообразно использование в качестве методического приёма интерпретации, которая предполагает анализ учащимися увиденного на картине с помощью уточняющих вопросов, предложенных учителем.

Список литературы:

  1. Аппарович, Н.И. Наглядные пособия в сегодняшней школе / Н.И. Аппарович. - М., 1994.
  2. Данилов М.А. Процесс обучения/Основы дидактики/Ред. Занков Б.П. -М., 1967. – 318 с.
  3. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // Преподавание истории в школе. – 198– № 4.
  4. Коменский Я А. Великая дидактика / Избранные Педагогические сочинения. – М., 1982.
  5. Боголюбов, Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. Заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 200– 304с.
  6. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
  7. Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М. : Новый учебник, 2007.
  8. Кацубо, С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
  9. Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.
13.11.2019