Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей, понятия и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются конкретными фактами и образами.
Наглядность ― это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.
Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.
Существуют также образы воображения ― образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда, и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий.
Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов. Значение наглядности в преподавании обществознания не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений, использование средств наглядности облегчает познание сложных понятий.
Наглядные материалы на уроках обществознания могут выполнять ряд функций.
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.
Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.
Еще в XVII веке Я.Коменский сформулировал принцип наглядности, под которым он понимал следующее: «…все, что можно воспринять чувствами, то есть: видимое – для восприятия зрением, запахи – обонянием, слышимое – слухом, что доступно осязанию – при помощи осязания, подлежащее вкусу – вкусом. Если одновременно один предмет можно воспринять несколькими чувствами, то необходимо все чувства и использовать».
Этот подход сохраняет свою актуальность и сейчас и проявляется в значительном количестве видов наглядности и способах их классификации. Если проводить классификацию по внешним признакам, то разделение происходит на экранные, печатные и звуковые средства обучения. Однако наиболее распространенным вариантом является классификация по содержанию и характеру передаваемого образа, где выделяется предметная, изобразительная и условно-графическая наглядность.
Рассмотрим, что представляет собой каждый из видов наглядности.
Предметная наглядность может быть обеспечена учебными экскурсиями в суд, нотариальную контору, любое другое учреждение, деятельность которого имеет отношение к теме урока. Однако учителю следует основательно продумать форму проведения занятия за пределами школы. Нельзя проводить экскурсию спонтанно, без предварительной договоренности со специалистами. Перед началом экскурсии целесообразно сформулировать задания каждому ученику или по группам. Задания можно выполнять в процессе экскурсии.В случае, если попасть в то или иное госучреждение невозможно, можно пригласить его представителей на урок, при этом предварительно необходимо продумать форму урока, вопросы к гостю, вопросы к дискуссии и т.п.
Под изобразительными наглядными пособиями имеется в виду те средства, которые воспроизводят людей, предметы, события и явления с помощью изобразительных средств: макетирования, скульптуры, фотографии, живописи и т.п.Внутри этой группы выделяют несколько видов: объёмные и плоскостные, учебные и документальные, динамические и статичные, демонстрационные и раздаточные и т.д.
Большое место среди изобразительной наглядности занимаютучебные картины − наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях и, как правило, требуют сюжетного рассказа. Содержание таких картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.
Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся факты, события, явления.
Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта͵ памятниками материальной культуры. На них бывают изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.
Картины-портреты помогают воссоздать образы выдающихся личностей.
Средством наглядности, всегда находящимся под рукой у ученика, являются иллюстрации в учебнике. Οʜᴎ органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ. Учителю крайне важно продумать, какие из иллюстраций к данному уроку будут рассмотрены в классе, а какие учащиеся будут анализировать, выполняя домашнее задание. Разъясняя домашнее задание, крайне важно дать указания и к работе с иллюстрациями.
Одним из наглядных средств обучения является карикатура. Она доступна, художественно выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. По этой причине карикатура легко воспринимается. Карикатура-иллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения слов учителя. Карикатура-характеристика требует разъяснения сущности, комментария учителя. На уроке может использоваться как портретная карикатура, так и символическая. В ходе анализа карикатуры нужно узнать: кто изображен или что изображено? Какие общественные явления олицетворены изображенными людьми, фигурами животных или предметами? Какие черты людей или общественных явлений характеризует карикатура, какова их оценка? Какова общая идея карикатуры? Взгляды какого класса (партии, организации, группы) она выражает? Какую роль в общественной жизни она играла или играет в настоящее время?
Условно-графическая наглядность — вид наглядных средств обучения, способствующих зрительному восприятию школьниками учебной информации посредством символических изображений.
К условно-графической наглядности, используемой в процессе обучения обществознанию, относятся: графики, диаграммы, схемы, таблицы и т.п. Эти средства могут отражать количественные и качественные стороны общественных процессов, тенденции развития общественных явлений, их причинно-следственные связи. Так, например, графики являются очень эффективным средством для наглядного представления экономических явлений и источником для формирования у учащихся новых обществоведческих знаний. Диаграммы используются для формирования у учеников умений видеть развитие общественных явлений, для сравнения изучаемых процессов. На уроках обществознания могут использоваться и статичные и динамичные диаграммы.
В процессе обучения обществознанию широко используются различные схемы. Схемы могут быть логические (отражают причинно-следственные связи явлений) и структурные (отражают структуру, признаки явлений, понятий). Особенно эффективным является оформление учителем схемы в виде схематического рисунка на классной доске. С помощью схематического рисунка учитель может осуществить анализ и синтез изучаемого объекта, явления.
Учителю важно научиться чертить схему по мере объяснения учебного материала. В этом случае учитель может показать изучаемое явление в динамике, обеспечит одновременность восприятия школьниками образа и слова. Так, например, при объяснении сущности социологического понятия «государство», учитель, раскрывая очередной признак этого понятия, одновременно чертит на доске блоки схемы: «территория», «суверенитет», «система права» и т.д. При разработке подобных методических приемов учителю важно заранее продумать и структуру схемы, которая будет предъявляться на уроке, и словесное изложение материала, которое будет сопровождать появление каждого структурного компонента данной схемы.
Готовые схемы учитель может использовать на таких этапах урока, как первичное закрепление, систематизация и обобщение учебного материала, при опросе домашнего задания. При опросе можно предъявлять школьникам задания на восстановление изученных на предыдущем уроке схем.
В целом, для грамотного применения условно-графической наглядности на уроках учителю необходимо использовать систему заданий к различным видам этой наглядности. Подобные задания могут быть направлены:
Необходимо отметить, что предложенная классификация будет не совсем полной, если к ней не добавить технические средства обучения, которые давно выделяют как отдельный вид наглядности.
Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные.
Кроме компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на практике реализовать знания учащихся, это:
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Эффективность ТСО в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном процессе. Учитель в учебно-воспитательном процессе применяет ТСО и аудиовизуальные средства обучения на трёх уровнях:
Основные требования к ТСО можно разделить на пять групп:
Выделяют четыре основные функции ТСО:
Дидактические возможности ТСО заключаются в следующем:
Преимуществом использования ТСО является также экономия учебного времени, сил преподавателя и учащихся за счёт уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Все выше перечисленные возможности исходят из дидактических особенностей ТСО, к которым относятся:
Методические приёмы работы с наглядностью, используемые на уроках обществознания представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся.
Методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Методический прием − это действия учителя, которые направленны на создание условий для решения учащимся конкретной задачи в рамках используемого учителем метода.
Для того что бы принцип наглядности был реализован эффективно, педагог может использовать целый комплекс приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний.
При этом учителю необходимо придерживаться определенных принципов, в частности:
В современных условиях в школьной практике преподавания обществознания наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности. При этом нельзя не забывать о таких средствах наглядности как доска и мел. Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий. Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией.
Одним из видов условно-графических наглядных средств являются таблицы, которые существенно облегчают восприятие текста, поэтому достаточно часто используются на уроках обществознания.
Таблица− это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создать, и они просты в использовании.
Таблицы разноформатны: они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц). Располагая разнообразным компьютерным арсеналом графических мощных средств (при переводе таблиц в электронный учебник), таблицы можно дооформить с помощью, например:
Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Текстовая и числовая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается. Главный признак и критерий создания таблиц − это использование их в тех местах текста, где требуется: повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста; осуществить определенное сравнение двух и более объектов; осуществить группировку ряда объектов; произвести систематизацию тех или иных объектов.
Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования наглядного разъяснения смысла в определенном месте текста; приема сравнения двух или более элементов, раскрытия отношений противопоставленности или аналогии. Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида:
Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают возвращение к ранее пройденному материалу и могут быть размещены в форме выводов в конце параграфа или темы.
Таблицы являются простым, но очень эффективным средством иллюстрации в том или ином месте текста. С помощью таблиц можно выделить основное в изучаемом фрагменте текста или всей темы, облегчить понимание учебного материала, способствовать запоминанию выделенной мысли, понятия и определения, произвести сравнение разных объектов, систематизировать или обобщить изученное и т.д.
Часто на уроках обществознания учителя используют схемы как вариант условно-графической наглядности. Схема − это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи − взаимным расположением частей и использованием двунаправленных стрелок.
Не только таблицы, но и схемы, блок-схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят их к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, а требуют определенной мыслительной активности, самостоятельности, развивают абстрактное мышление учащихся.
При разработке схем и блок-схем необходимо соблюдать следующие требования:
Различают следующие типы схем: статичные (схемы, блок-схемы, текстовые схемы, текстовые блок-схемы, схемы-таблицы, схемы-рисунки, блок-схемы-круги, схемы-рисунки-таблицы-круги) и подвижные или анимационные (схемы, блок-схемы, текстовые схемы, текстовые блок-схемы, схемы-таблицы, схемы-рисунки, блок-схемы-круги, схемы-рисунки-таблицы-круги).
Кроме того, к условно-графической наглядности относятся не только схемы, но и графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки и т.п.
Приведем пример работы с динамичной диаграммой, которая представлена ниже.Учащимся предъявляются вводная информация о диаграмме и система вопросов и заданий к ней.
В 1993 и в 2013 гг. в стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?». Результаты двух опросов (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.
Вопросы и задания для обучающихся:
Представленный методический прием обучения в целом направлен на тренировку умения (предполагается, что школьники уже работали с диаграммами в данном курсе обществознания) извлекать информацию из условно-графического источника, делать выводы, на развитие умений связывать статистические данные с изучаемыми общественными процессами (школьниками изучается тема «Образование»).
Необходимо подчеркнуть, что в конструировании данного приема обучения можно выделить несколько основных этапов:
Прием будет эффективен тогда, когда методическая система будет направлена на то, чтобы источник знаний (в нашем случае — диаграмма) стал объектом для организации самостоятельной познавательной деятельности школьников, при этом деятельности не только репродуктивного характера, но и преобразующего.
Например, при работе с графиком «Изменение покупательной способности зарплат граждан России», обучающимся может быть предложена следующая система заданий и вопросов:
Данный методический прием ориентирован на актуализацию предшествующих знаний (межпредметные связи с историей), на формирование экономических знаний у школьников и на развитие у них умений читать график — извлекать из графика учебную информацию.
Для организации работы с текстами, в том числе учебника, предлагается методический прием, известный как «пометки на полях». С этой целью используются специальные маркировочные знаки, которыми ученики помечают отдельные абзацы или предложения в тексте.
«Пометки на полях» методический прием, помогающий ученику активно отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Известно, что пассивные ученики просто пропускают то, чего не поняли. Они даже не пытаются разобраться в путанице, которая, возможно, есть в понимании того или иного вопроса. А специальный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Успешные ученики, пользуясь маркировочными знаками, постоянно соотносят новую информацию с имеющимися представлениями.
Чаще всего художественные картины используют на уроках истории, но не менее эффективно они могут быть использованы на уроках обществознания. Последовательность работы по картине на уроке выглядит следующим образом:
В качестве приема, который позволяет не просто рассмотреть и проанализировать картину, но и прочувствовать ее с точки зрения восприятия разных органов чувств, может быть предложена «визуальная встреча».
При этом ни название картины, ни сама тема урока учащимся первоначально неизвестны. Учащимся предлагается описать только то, что конкретно изображено на картине с помощью вопросов: Что вы видите? Что бы вы могли спросить у себя? На что вы надеетесь? Какие звуки, запахи вы можете почувствовать? Не допускаются варианты высказывания собственного мнения по поводу того или иного момента, которого нет на картине, но он предполагается. Ответы учащихся могут быть следующими:
Лишь после визуального «знакомства» целесообразно использование в качестве методического приёма интерпретации, которая предполагает анализ учащимися увиденного на картине с помощью уточняющих вопросов, предложенных учителем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.