Документы, регламентирующие процесс физического воспитания в дошкольной образовательной организации
Оценка 5

Документы, регламентирующие процесс физического воспитания в дошкольной образовательной организации

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Документы, регламентирующие процесс физического воспитания в дошкольной образовательной организации

Нормативно–правовое обеспечение – это совокупность документов инструктивно–методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации.

В процессе физического воспитание детей дошкольного возраста педагог в своей деятельности обязан руководствоваться нормативно-правовыми документами разного уровня: федерального, регионального, муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними локальными актами, регулирующими деятельность учреждения.

Уровень Наименование документов
Международный
  • Декларация прав ребенка. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
  • Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20 ноября 1989 года.
  • Всеобщая декларация о культурном разнообразии. Принята 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Федеральный
Конституция, Кодексы РФ, Федеральные законы Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве и др.
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 г. «Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)
  • Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655) (введен с 16.03.2010 г)
  • Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151) (вступило в силу с 02.12.2011г.)
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302);
  • Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Отраслевой
Организационно-распорядительные документы Министерств.
  • Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями от августа 2015г.);
  • Приказ Минобразования РФ «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» от 15 мая 2000 г. №1418;
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной МО РФ 17.06.2003
  • Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 14 марта 2000 г. № 65/23-16;
  • Инструктивно-методическое письмо МоРФ от 14 марта 2000 г № 65/23-16. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Министерство образования РФ № 2715
  • Министерство здравоохранения РФ № 227
  • Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту № 166
  • Российская академия образования № 19 ПРИКАЗ от 23 мая.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»
Региональный Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти регионального самоуправления
Муниципальный Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти муниципального самоуправления
Учреждения Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения, Программа развития дошкольного образовательного учреждения, инструкции по охране труда и пожарной безопасности, охране жизни и здоровья детей и т.п.
Рабочего места Должностная инструкция, трудовое соглашение и др.

Обзор программ по физвоспитанию дошкольников

Программа – это содержание и план деятельности, изложение основных положений деятельности организации или отдельного деятеля, а также краткое изложение учебного предмета.

Образовательная программа – нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания организации, методическое обеспечение образовательного процесса.

Программа по физическому воспитанию – это документ планирования, в котором определяются:

  1. целевые установки и задачи физического воспитания;
  2. объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень освоенных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;
  3. уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженной в зачетных требованиях и учебных нормативах, которых должны достигнуть занимающиеся на каждом году обучения.

Современные программы дошкольного образования подразделяют на комплексные и парциальные.

Комплексные (общеразвивающие) программы охватывают все разделы воспитания, в том числе – физическое. К ним отнесены:

«Программа воспитания и обучения в детском саду»;

«Детство»;

«Радуга»;

«Истоки» и др.

Парциальные (специализированные) программы по физическому воспитанию имеют различную направленность:

Физкультурно-оздоровительную:

«Физическая культура – дошкольникам» (Л.Д. Глазырина);

«Развивающая педагогика оздоровления» (В.Т. Кудрявцев);

«Здоровье» (В.Г. Алямовская);

«Театр физического воспитания дошкольников» (Н.Н. Ефименко);

«Программа по физической культуре от 3 до 17 лет» (В.П. Щербаков);

«Воспитание здорового ребенка» (М.Д. Маханева).

Валеологическую:

«Здоровье с детства» (Т.С. Казаковцева);

«Здравствуй» (М.Л. Лазарев).

Узкоспециализированную:

«Старт» (Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина);

«Са-Фи-Дансе» (Ж.Е. Фирмлева, Е.Г. Сайкина).

Практически все программы предлагают стандартный набор средств физического воспитания, включая гимнастику, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные упражнения. Новые программы отличаются друг от друга по структуре и содержанию. Раздел «Физическое воспитание» базируется на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду». Эта программа, бывшая на протяжении многих лет основным и обязательным документом для всех ДОУ, сегодня является одной из альтернативных программ, которые рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации.

Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры, обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка.

В связи с этим перед педагогами детского дошкольного учреждения возникает ответственная задача – выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Поэтому педагоги дошкольных образовательных учреждений должны иметь представление о разнообразных образовательных программах, которые используются в настоящее время, уметь самостоятельно проанализировать программу, выделить в ней ключевые положения, понять особенности педагогических технологий физического воспитания.

Выбор программы целесообразно начинать с изучения информации о ней.

  1. Поиск наиболее доступного источника, которым чаще всего становятся статьи в специальных периодических журналах. Кроме этого существенную помощь могут оказать информационные сборники и справочники, выпускаемые районными и городскими управлениями дошкольного образования, а также презентации и научно-практические конференции, на которых авторы популяризируют концепцию программы и методические подходы к ее реализации.
  2. более пристальный, аналитический взгляд: посещение мастер-класса, тематического семинара, круглого стола, реального дошкольного учреждения, где имеется возможность увидеть предметно-развивающую среду, открытое занятие по физическому воспитанию, задать вопрос, поговорить с педагогами, которые имеют опыт работы по той или иной программе.
  3. знакомство с программно-методическим сопровождением программы, анализ предлагаемого программно-методического пакета. Его важнейшую часть составляют философско-концептуальные основы программы, где излагается взгляд авторов на ребенка, его развитие, на создание условий, способствующих становлению личности, сохранению самобытности и раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника.

Центральной составляющей комплекта является собственно программа, в которой образовательные и воспитательные задачи выстроены в определенной логике и снабжены необходимыми комментариями и ссылками.

Методические материалы (рекомендации) помогают раскрыть суть педагогической технологии. Их использование позволяет реализовать идеи авторов и кратчайшим путем достигнуть высоких педагогических результатов.

Авторы программ и методической литературы сами избирают форму преподнесения материала, раскрывающего основы педагогических технологий. В настоящее время нет обязательных требований к развернутости методических материалов и детализации содержащейся в них информации. Поэтому практикам в рамках разных программ предлагаются различные варианты пособий: общие методические рекомендации, где раскрываются принципы работы, или более подробные комментарии, в которых рассматриваются особенности методики и подходы к организации детской деятельности. По усмотрению авторов может предлагаться перспективное или календарное планирование, излагаться не только методы, но и содержание познавательного материала, используемые игры или организация игровой деятельности в целом: примерные планы или подробные конспекты занятий, сценарии бесед, проблемных ситуаций, праздников, досугов и других мероприятий.

Важным является также гриф программы и методических пособий к ней, который присваивается Министерством, муниципальными или региональными экспертными советами при департаментах образования. Информация о Федеральном перечне программно–методических материалов ежегодно публикуется для широкого использования в справочнике Министерства просвещения, журнале «Дошкольное воспитание».

Наличие или отсутствие полного пакета программно – методических материалов не означает высокого или низкого качества самой программы. Комплектность указывает лишь на степень разработанности программы и предполагает перспективу дальнейшего совершенствования программно-методического пакета.

Не все программы, используемые в современном дошкольном образовании, на сегодняшний день снабжены полными комплектами методических материалов. В связи с этим педагогам приходится определять, какая программа и сопровождение к ней удовлетворяют интересам и квалификации данного педагогического коллектива.

Образование дошкольников в области физической культуры складывается из основного образования и дополнительных образовательных услуг. Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного образовательного учреждения и проводится в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования, которую реализует муниципальное дошкольное образовательное учреждение. По разделу «Физическое развитие детей» дошкольное образовательное учреждение имеет право реализовывать комплексную общеобразовательную программу, которая содержит раздел «Физическое развитие детей» или парциальную программу по физической культуре.

К комплексным программам, прошедшим экспертизу и получившим гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации» относятся: «Радуга», «Детство», «Истоки», «Преемственность», «Из детства в отрочество», «Программа обучения и воспитания в детском саду», «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста». Одним из разделов данных комплексных программ, включающих все основные направления формирования личности ребёнка, является раздел, посвящённый физической культуре.

Список литературы:

  1. Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ. Дошкольное образование. Нормативные документы. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29775
  2. ПЕДКАБИНЕТ. Нормативно-правовая база дошкольного образования. – [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://www.pedkabinet.ru/index/normativno_pravovaja_baza_doshkolnogo_obrazovanija/0-4
  3. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения: учебное пособие. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999.
  4. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
  5. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ВУЗов/ Ю.В.Виноградов [и др.] под ред. Б.А.Ашмарина. – М: Просвещение, 1990. – 288с.
  6. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Шебеко. – Минск: «Вышэйшая школа», 2010. – 288 с.
13.11.2019