Методы физического воспитания дошкольников
Оценка 4.8

Методы физического воспитания дошкольников

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Методы физического воспитания дошкольников

Метод (от др. греч. Metodos – путь) – это осознанная, упорядоченная определенным образом деятельность, направленная для достижения намеченной цели.

Методы обучения – это осознанные, целенаправленные взаимодействия между педагогом и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Все методы обучения находятся в тесной взаимосвязи и обеспечивают полноценный процесс физического воспитания детей. Метод не может быть неправильным, неправильным может быть его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели. Метод должен обязательно соответствовать цели и задачам занятия, если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов. Достижение цели выступает как критерий эффективности метода, правильности и четкости его реализации.

Методы, используемые в практике физического воспитания, делятся на три группы: наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы

В физическом воспитании наглядные методы способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию детей для возникновения у них наиболее полного и конкретного представления о движении. Данные методы способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению, повышая интерес к изучаемым двигательным действиям. При обучении детей важна наглядность, в виду сильно развитой способности к подражанию.

К группе наглядных методов относятся: показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитации (подражания), зрительных и звуковых ориентиров, помощи.

Показ упражнений (двигательных действий). Среди наглядных методов показ упражнений является ведущим и наиболее часто используемым. Показ двигательных действий осуществляется самим педагогом или, по заданию педагога, ребёнком, правильно и хорошо усвоившим данное двигательное умение. В основе обучения с помощью показа лежит подражание. Эффективность подражания зависит от:

  • правильного выбора способа показа двигательного действия: зеркального или не зеркального. При показе сложных действий зеркальное исполнение приводит, как правило, к нарушению естественности, легкости подражания;

  • способности ребенка анализировать увиденное действие;

  • уровня знаний, полнотой представления ученика о подражаемом действии;

  • психической и физической готовности ребенка к выполнению показываемого упражнения при условии проявления им достаточно высокой степени усилий;

  • наличия своевременного и качественного контроля и самоконтроля за подражанием.

Показ всегда должен сочетаться с методами использования слова. Это поможет избежать слепого копирования и развить способность к творческому воспроизведению изучаемого действия.

Чтобы показ был эффективным, необходимо хорошо организовать детей и создать условия для наблюдения. Когда упражнение демонстрируется перед разомкнутой колонной, то впереди должны стоять дети меньшего роста. Если педагог демонстрирует упражнение во время движения детей, то он должен идти им навстречу, а если в кругу – то стоять рядом с детьми. Обычно упражнения демонстрируется несколько раз. Первый показ дает общее представление об упражнении. По мере его усвоения демонстрируются отдельные элементы, детали, т.е. используется частичный показ. Перед показом детям сообщают, на какой элемент им нужно обратить особое внимание. Наиболее сложные упражнения следует показывать в различном положении по отношению к детям (лицом, спиной, боком).

Поручать показ физического упражнения ребенком можно в случаях:

  • если педагог по состоянию здоровья не в состоянии хорошо выполнить действие;

  • если при показе учитель вынужден принять положение неудобное для объяснения;

  • когда необходимо у детей снять сомнения в своих возможностях для выполнения того или иного двигательного действия;

  • когда на примере ученика можно нагляднее показать индивидуализацию техники исполнения ребенком.

Наглядные пособия помогают сформировать более четкие представления о двигательном действии, т.к. дают возможность акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений. Наглядные пособия должны отражать те моменты в действии, которые трудно акцентировать при показе, тем более доходчиво объяснить. Во время демонстрации внимание детей необходимо направлять на элементы изображения, которые являются ведущими для решения задачи обучения. Рассматривая и анализируя конкретные явления в движении, дети учатся дифференцировать и обобщать, а затем применять на практике.

К наглядным пособиям относятся: видеофильмы; плакаты; рисунки; фотографии; слайды и др.

С помощью видеофильмов, например, демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки мелом на доске или рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в подвижных играх. Этот способ продуктивен в том случае, если педагог способен их выполнить достаточно эстетично. Этот способ обладает некоторыми преимуществами, заключающимися в следующем:

  • последовательно изображая и сосредоточивая внимание детей на отдельных элементах действия, создается более запоминающееся представление о последовательности фаз движений, об основе и деталях техники;
  • рисунки на доске (в соответствии с возрастом) – оперативный метод демонстрации в любой необходимый момент занятия.

Подчиняясь требованиям, предъявляемым к методам наглядного восприятия, демонстрация должна еще учитывать принципы восприятия ребенком графических изображений. В связи с этим наглядные пособия должны соответствовать определенным требованиям: размерам, форме, цвету, насыщенности и расположению элементов.

Работа с использования наглядных пособий ведется в основном в свободное от физкультурных занятий время.

Имитация. Имитировать – значит подражать. У детей дошкольного возраста доминирует наглядно–образное мышление. Это является основным посылом для использования на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста именно имитационно-подражательных упражнений.

Простые и знакомые для детей образы животных, насекомых, растений и т.д., их движения делают выполнение основных движений интересными и привлекательными, что стимулирует ребенка к активным действиям и старанию выполнять упражнение правильно и точно. Все эти образы помогают детям создавать правильное зрительное представление о движении. Например, чтобы научить ребенка правильно ходить, делать соизмеримый шаг, избегать шлепанья, проводятся упражнения в ходьбе и беге с использованием таких имитационно–подражающих упражнений, как «Пойдем легко, как кошечки», «Пойдем тихо, как мышки», «Лиса», «Медведь» и т.п. При обучении ползанью по скамейке, используются такие имитационные упражнения, как «проползи, как собачка». При формировании навыков метания используются упражнения «Запускаем ракету», «Снежки» и т.д..

Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми.

Имитационная форма проведения физических упражнений помогает развивать у ребёнка инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения движения.

Зрительные ориентиры – это хорошо видимые и неподвижные предметы или разметки, помогающие ориентироваться в пространстве и определять направление и качество движения. К ним относятся любые яркие предметы, игрушки, разметка на полу и т.д.

Зрительным ориентирам, при проведении физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста, необходимо уделять должное внимание. Использование данных ориентиров помогает детям овладеть наиболее трудными элементами техники движений. Например, при обучении прыжку, чтобы увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту, детям дается задание коснуться предмета подвешенного выше поднятых рук. Для отработки конкретных элементов бега или ходьбы – движение через линии, из кружка в кружок (начерченные на полу или положенные ленты и плоские обручи) и т.д. Широко используются зрительные ориентиры при обучении детей строевым упражнениям. Например, на одной стороне площадки красный флажок, на другой - синий. Дети образуют колонну у соответствующего флажка и т.д.

Звуковые ориентиры – это звуки, издаваемые предметами или другими действиями, используемые для ориентирования в пространстве и правильного выполнения движения, регулирования темпа движений, освоения ритма, а также как сигнал для начала и окончания действия. Например, подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже.

В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, колокольчики, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и т.д.

Помощь и страховка при выполнении физических упражнений позволяют успешно решать задачи овладения техникой движений и избегать травм. Под страховкой понимается готовность педагога своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки, а так же при таких видах двигательной деятельности, как, например, лазанье по гимнастической стенке, прыжках в длину и в высоту и др.. Помощь детям предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» ребенка по траектории исполняемого движения. Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает детям преодолевать психологический барьер (страх).

Наглядное восприятие лишь тогда действенно, когда воспринимаемое понято, осознанно детьми и побуждает их к активным действиям. В противном случае, наглядность может оказаться лишь занимательной иллюстрацией, превращая учеников в пассивных зрителей.

Словесные методы

С помощью слова педагог осуществляет весь педагогический процесс. Слово несет не только смысловую функцию, при помощи которой выражается содержание обучения и воспитания, в том числе и физического, но также и эмоциональную функцию, позволяющую воздействовать на чувства ребенка. Особенностью словесного метода является воздействие через вторую сигнальную систему, опосредованное воссоздание действительности в понятиях, умозаключениях ребенка.

Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физическом воспитании. Терминология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Это позволяет ученикам различать знакомые понятия, а учителю уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между учителем и учениками возникает взаимопонимание на основе очень кратких, но емких по смыслу слов.

К словесным методам относятся: название упражнения, описание, объяснение, указание, подсчет, распоряжение, команда, рассказ и др.

Название упражнения. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения. Когда детьми упражнение освоено, то педагогу, вместо длинного словесного описания достаточно назвать упражнение и дети отчетливо представляют, как его выполнять.

Описание используется при создании первоначального представления о разучиваемом движении. С помощью описания дается перечень характерных признаков движения, его структуры и подробным изложением деталей техники выполнения, опираясь на знания и двигательный опыт детей. Описание, как правило, сопровождается показом описываемого движения.

Объяснение – это краткое, точное, понятное изложение учебного материала, при котором раскрывается сущность нового движения, дается основа техники выполнения, поясняется, почему надо выполнять именно так, а не иначе, формируется представление о каждом элементе.

При объяснении следует ссылаться на уже известные детям упражнения.

Объяснение является важнейшим способом развития сознательного отношения детей к действиям,

Пояснения применяются с целью уточнить, помочь понять суть разных сторон разучиваемых движений. Разобраться в ошибках, допускаемых при выполнении данных движений. Пояснение всегда сопровождается словом и показам физических упражнений, или тех его частей, на которые необходимо направить внимание детей.

Указания – это любая информация в виде короткой фразы, позволяющая вносить корректировку в процесс обучения физическим упражнениям и двигательной деятельности. С помощью указаний педагог уточняет задания; напоминает, как действовать; советует; делает замечания; предупреждает и исправляет ошибки у детей и т.д.

Подсчет используется для того, чтобы:

  • задавать ученикам необходимый темп выполнения движений.

  • научить отличать один темп от другого,

  • видоизменять темп по ходу движения.

Подсчет осуществляется самостоятельно, например, при ходьбе: «раз-два-три…». А так же в сочетании с указаниями, например, «раз-два-левой» или «раз-два-выдох-вдох» и т.д.

Нельзя счет применять постоянно, так как это лишает детей возможности научится самостоятельно ориентироваться во времени и сохранять необходимый темп движения.

Команды. Под командой понимается произносимый педагогом устный приказ к исполнению действия, к его окончанию или к изменению темпа движений. Команда обычно имеет определенную форму, краткое точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т.д.) и произносится повелительным тоном.

Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной.

Например, подавая команду «На месте шагом марш!», сначала произносят слова «На месте шагом…» (предварительная команда), а затем – «Марш!» (исполнительная команда).

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы дети поняли, каких действий от них требует педагог и каким способом их выполнять. С целью привлечь внимание отдельного ребенка в предварительной команде называется имя или фамилия этого ребенка.

Исполнительная команда подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

При использовании музыки при выполнении упражнений, предварительная часть команды называется словами, а исполнительную часть (сигнал к исполнению) заменяет первый музыкальный аккорд.

Распоряжения используются в основном указания действий, связанных с подготовкой места для занятий, раздачей и сбором физкультурного инвентаря и т.д. Подаются распоряжения в повелительном тоне.

Рассказ – повествовательная форма изложения, которая применяется педагогом при организации физкультурной деятельности. Действенность применения рассказа заключается в том, что дети осмысляют услышанные и воплощают текст рассказа в движениях.

На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.

Практические методы

Практические методы основаны на активной двигательной деятельности детей, способствуют созданию мышечных представлений о движении, осознанному закреплению двигательных умений и навыков, активизируют двигательную память.

Практические методы характеризуются полной (строгой) или частичной регламентацией.

Метод строго регламентированного упражнения при обучении движениям применяют в виде метода разучивания по частям; метода разучивания в целом; метод повторения упражнений.

К методам частично регламентированного упражнения относятся игровой и соревновательный методы.

В методе частично регламентированного упражнения допускается относительно свободный выбор двигательных действий, не обязывающий к строгому дозированию нагрузки. Игровой и соревновательный методы, существенно различаясь между собой, имеют общее в одном – в них присутствует элемент соперничества.

Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей движения с последующим соединением их в необходимое целое. Этот метод используется только на первоначальном этапе изучения нового упражнения или движения. По мере изучения, части объединяются и движение осваивается в целом. Если упражнение достаточно простое и дети хорошо подготовлены, то метод разучивания по частям можно не использовать, а сразу приступать к методу разучивания в целом.

Метод разучивания в целом предусматривает изучение движения в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Этот метод применяется на любом этапе обучения, так как без него невозможно совершенствование техники физического упражнения.

Повторение упражнений. Метод повторения упражнений – это выполнение действия определенное число раз, добиваясь совершенствования в них. Для повышения качества движения, с каждым повторением можно изменять темп, амплитуду, добавлять усложняющие элементы.

Проведение упражнений в игровой форме – это организация двигательной деятельности детей на основе содержания сюжетного, образного или условного замысла, условий и правил игры. Использование упражнений в игровой форме в процессе физического воспитания создает возможности для комплексного развития, совершенствования и закрепления двигательных навыков, качеств, координации, умения решать внезапно возникающие задачи, незамедлительно входить в нужный темп работы.

Игровой метод. Являясь для детей ведущим видом деятельности, вызывает глубокий эмоциональный отклик, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных задач, и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся.

У этого метода есть и слабая сторона: ограниченная возможность для формирования нового, особенно сложного двигательного навыка.

Проведение упражнений в соревновательной форме – это такая организация двигательной деятельности, при которой действия детей подчинены задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами. Реализация данного метода возможна лишь при достаточно высоком уровне развития физических и психических качеств детей в их комплексном проявлении и требует большой самостоятельности в решении возникающих по ходу выполнения действия задач.

Соревновательная форма проведения упражнений создает условия не только для проявления максимальных функциональных возможностей и психических сил детей, но и для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.

В младших группах элементы соревнования нужно ограничить подвижными играми, имеющими соревновательный характер.

Соревновательный метод оправдывает свою роль в воспитании детей лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства. Если педагог в процессе использования данного метода будет игнорировать переутомление, психическую нагрузку и отрицательные проявления в поведении детей, то их нравственному, психическому и физическому состоянию может быть нанесен непоправимый вред.

Соотношение в использовании методов в процессе физического воспитания дошкольников

Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений.

 На первом этапе ставятся задачи первоначального обучения детей новым двигательным действием; создания целостного представления о движении; его выполнения с устранением ненужных движений и излишнего мышечного напряжения.

На данном этапе широко используются все группы методов обучения.

  1. Показ педагогом образца движения (наглядный метод).

Показ образца физического упражнения осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе.

  1. Детальный (по частям) показ движения, сопровождаемый словом (наглядный метод + словесный метод)

Расчлененный (по частям) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Такое сочетание наглядного и словесного методов создает для детей предварительную ориентировку в движении и способствует усвоению терминологии (пространственной, об исходном положении, положении рук/ног и т.д.).

  1. Выполнение показываемого движения самим ребенком с комментированием педагога с целью уточнить, помочь понять, разобраться в ошибках и т.д. (наглядный метод + практический метод + словесный метод).

После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания педагога, который следит за правильностью выполнения этого движения. Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет или показывает их.

На втором этапе происходит более углубленное разучивание движения, уточняется правильность выполнения деталей техники упражнения, исправляются ошибки. На данном этапе обучения особенно важно предупредить и исправить двигательные ошибки, уточнить движения настолько, чтобы умение в дальнейшем перешло в навык владения совершенным действием.

На этом этапе широко используются имитация, зрительные и звуковые ориентиры, короткие указания, повторение упражнений.

Осознанию причины и характера ошибки способствуют: повторные объяснения, описания и показ упражнения, проговаривание и зарисовки двигательного действия.

Задача третьего этапа – закрепить и совершенствовать сформированный двигательный навык в основном варианте и создать основу для формирования умения пользоваться им в различных условиях.

На третьем этапе обучения применяется весь комплекс методов, однако ведущее значение приобретают методы разучивания в целом, а затем – игровой и соревновательный. Одновременно сужается объем методических приемов использования зрительных и слуховых ориентиров, но возрастает роль двигательных ощущений. На этом этапе педагог может использовать счет, музыку, творческие задания.

В разных возрастных группах соотношение методов обучения физическим упражнениям изменяется.

Чем дети младше, тем меньшим запасом двигательных представлений владеют. Кроме того в младшем дошкольном возрасте дети еще не обладают достаточной концентрацией внимания и получают удовлетворение от простого подражания конкретному образцу. Поэтому в младших группах наиболее продуктивно стимулируют детей в процессе изучения действий наглядные методы (показ, помощь, имитация…), сопровождающие словесными, уточняющими технику упражнения, дающими позитивную оценку выполненному действию и т.д.. Часто используется метод рассказа, содержание которого дети воплощают в движения. Из практических методов используется игровой. Широко применяются зрительные и звуковые ориентиры.

У детей среднего и старшего возраста двигательный опыт расширяется, возрастает умение понимать содержание материала в словесном изложении. В работе с детьми этого возраста увеличивается роль словесного метода (объяснения, указания, приказы, подсчет и т.д.), использования соответствующей терминологии. Чем старше дети, тем реже словесные методы сопровождаются показом. Более широко используются более сложные наглядные методы, такие как видеофильмы, плакаты рисунки и т.д. Усложняются и практические методы. Делается упор на самостоятельность. Чаще применяется соревновательный метод.

Ни один из методов не может быть признан единственным и основным. При разнообразных методах достигается больший успех в обучении.

Список литературы:

  1. Медведев С. Б. Физическая культура и спорт как средство развития умственной деятельности //Научный потенциал регионов на службу модернизации/Межвуз. сб. науч. ст./под общ. ред. ВА Гутмана, АЛ Хаченьяна.–Астрахань: ГАОУ АО ВПО «АИСИ. – 2013. – №. 1. – С. 4
  2. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
  3. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ВУЗов/ Ю.В.Виноградов [и др.] под ред. Б.А.Ашмарина. – М: Просвещение, 1990. – 288с.
  4. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Шебеко. – Минск: «Вышэйшая школа», 2010. – 288 с.
13.11.2019