Медийная и информационная грамотность как одна из современных компетенций
Оценка 4.9

Медийная и информационная грамотность как одна из современных компетенций

Оценка 4.9
Статья
13.11.2019
Медийная и информационная грамотность как одна из современных компетенций

Современное общество – это общество информации и знаний, поэтому повсеместное распространение медиа просто невозможно игнорировать, как невозможно отказаться от использования различных информационных и коммуникационных технологий, влияющих на нашу экономическую, общественную и политическую жизнь.

Для того чтобы быть успешным в современном информационном обществе, необходимо обладать новыми видами компетенций. Одна из них – «грамотность» в широком смысле слова, которая дополняется различными определениями: «компьютерная», «цифровая», «технологическая», «медийная», «информационная». Это означает, что современная молодежь должна эффективно разбираться в медиапространстве, уметь анализировать значительные объемы информации, оценивать их и выбирать нужные сведения для достижения своих личных, профессиональных и образовательных целей.

Соответствующие направления нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах в части позиций, которые должны отражать метапредметные результаты освоения обучающимися образовательной программы:

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Медиаустройства постоянно совершенствуются, расширяется сфера и способы их использования. Для медиапространства характерным явлением является глобализация, широкое разнообразие и сетевое взаимодействие. И если родители современного поколения детей выросли в условиях, когда радио считалось важным источником информации, то сейчас оно играет только развлекательную роль. При этом значительное влияние на молодежь оказывают интернет, телевидение и компьютерные игры.

Приобретение навыков медийной и информационной грамотности открывает перед педагогами и обучащимися намного больше перспектив и возможностей, которые позволяют обогатить образовательную среду и сделать процесс преподавания и обучения более динамичным.

Индивидуальные информационные потребности и оценка источников информации

Для того чтобы адекватно оценить полученную из медиа информацию, необходимо еще обладать способностью анализировать индивидуальные информационные потребности, а также уметь самостоятельно искать нужные источники информации.

Термин «информация» обладает множеством определений, которые корректируются в зависимости от дисциплины, в которой используется термин. Если использовать общее определение, то информация – это данные, которые были собраны, обработаны и представлены в удобной для использования форме. Еще одно популярное определение – знание, представленное в доступной для понимания форме.

Практически все поставщики информации стараются сделать так, чтобы потребители были заинтересованы в ее получении. А с учетом существования значительного количества источников информации (интернет, телевидение, различные СМИ) и различного уровня предоставления ими информации достаточно сложно ориентироваться в медийном пространстве.

Передача информации может осуществляться с помощью разнообразных технологий, а также при личном общении. Стоит отметить, что информация существует в самых разных формах (текстовые данные, электронный и бумажный формат, изображения), которая находится на онлайн-ресурсах, реальных и виртуальных библиотеках, музеях, архивах, базах данных и т.д.

Однако качество информации может иметь различный уровень и оцениваться как «очень хорошая», так и «очень плохая». По этой причине перед поиском информации необходимо четко представлять, какую информацию надо найти, то есть надо определить свои информационные потребности. Под ними понимается потребность определенного пользователя (группы пользователей) в информации на конкретную тему.

Перед проведением оценки источников информации следует определить цель ее получения, что позволит выявить более надежные источники информации. Для этого можно перед собой поставить следующие вопросы:

  • какой источник можно считать более надежным в конкретном случае;

  • какие источники не содержат скрытых мотивов и являются более объективными.

Источники информации

Их разделяют на три основные категории:

  1. Первичные. Под ними понимаются оригинальные источники, которые не предполагают интерпретацию информации. К ним относят тексты речей, различные исследовательские отчеты, фотографии, дневники, дипломатические документы, оригинальные произведения искусства и т.п.

  2. Вторичные. Их уже предоставляют поставщики информации, то есть информация проходит предварительную обработку и подвергается интерпретации. Наиболее типичные примеры – научные книги и журналы, которые часто содержат более авторитетную и объективную информацию, чем первичные источники. Для того чтобы скорректировать предвзятое изложение информации, можно произвести рецензирование источников.

  3. Третичные. К ним относятся компиляции, указатели и другие разнообразные организованные источники. Это могут быть пособия, энциклопедии, рефераты, базы данных, в которых содержится тщательно отобранная информация из вторичных и первичных источников.

Сравнительная таблица источников информации

Дисциплина Первичные Вторичные Третичные
Искусство
и архитектура
Живопись Мане Критическая статья о произведении искусства База данных ArtStor
Гуманитарные науки Письма Мартина Лютера Кинга Веб-сайт о сочинениях Кинга Энциклопедия по движению за гражданские права
Общественные науки Заметки врача-терапевта Статья из журнала по медицине Учебник по медицине
Химия/Естественные науки Дневник Менделеева Монография о жизни Менделеева Энциклопедия по химии
Инженерное дело/Физика Патент База данных NTIS Инструкция по использованию изобретения
Театр и кино Фильм, снятый в 1967 г. Биография режиссера Указатель к фильму

Информационная грамотность

Под ней понимается набор компетенций, который необходим для получения, понимания, проведения оценки, адаптации, генерирования, организации хранения и представления информации, используемой для выполнения анализа проблем и принятия итогового решения.

Считается, что человек, который обладает информационной грамотностью, владеет следующими навыками:

  • умение проводить анализ информации и применять ее в дальнейшем для самовыражения;

  • критическое мышление;

  • способность самостоятельно обучаться и создавать информацию;

  • готовность воспринимать новую информацию;

  • активное участие в государственной деятельности и процессах, проходящих в обществе.

Информационно грамотные люди знают, как получать информацию, синтезировать ее и получать новый продукт в соответствии с этическими стандартами. Это утверждение относится и к образовательной сфере.

Информационная грамотность включает в себя следующие навыки:

  • выявление собственных информационных потребностей, то есть человек точно должен представлять, что он хочет найти и какую проблему планирует решить;

  • выявление источников информации. Это предполагает выбор оптимального источника информации (телевидение, книги, интернет) и стоит ли использовать первичные, вторичные или третичные источники;

  • определение места, где стоит искать информацию;

  • проведение анализа и оценки качества информации, то есть нужно определить, насколько надежной является найденная информация;

  • организация, хранение и архивирование полученных данных;

  • применение информации в соответствии с принятыми этическими нормами, что предполагает использование информации при соблюдении авторского права;

  • обмен новыми знаниями. Это предполагает определение способа представления информации заинтересованной аудитории.

Кроме того, информационно грамотный человек должен уметь вовремя остановиться с поиском информации, так как весь объем доступных данных все равно невозможно изучить и крайне сложно переработать.

Характеристика современных медиапользователей

Современные технологии глубоко проникли во все сферы жизни общества, в результате чего школа уже не является основным источником формирования взглядов детей на окружающий мир. Сейчас большинство информации школьники получают из интернета и телевидения. Молодые люди самостоятельно производят контент и распространяют его, а также часто не разделяют свою жизнь на режим онлайн и офлайн.

Характерная тенденция современности – это более активное использование медиа молодежью, чем людьми старшего поколения. Так, подростки и люди в возрасте до 25-30 лет активно общаются в виртуальном пространстве, выступают в роли комментаторов на сайте, размещают фотографии в социальных сетях и ведут в них переписку. Многие интернет-пользователи забывают, что на них распространяются законы, регулирующие размещение информации в средствах массовой информации и интернете.

Особенностью современной молодежи, рожденной в начале 21 века, является и то, что они уже не могут представить себя и окружающий мир без медиа, поэтому молодых людей крайне сложно удивить инновациями.

Доступ к технологиям и уровень их использования в повседневной жизни позволяет провести границу между двумя поколениями. Так, людей старшего возраста называют «цифровыми иммигрантами», «аборигенами цифрового мира», так как они осторожно подходят к применению различных технологий.

Юные медиапользователи уже относятся к новому типу коммуникативной и визуальной культуры. Для них вполне нормальным является тот факт, что какой-нибудь подросток, ведущий блог о моде, может оказать влияние на формирование модных тенденций, или что музыкант может стать известным во всем мире благодаря социальным сетям.

Использование медиа для молодежи имеет и четко выраженный социальный характер, так как через социальные медиа молодые люди общаются не только со своими друзьями и родственниками, но и находят новых знакомых во всех уголках мира.

При этом они могут примерить на себя различные социальные роли. Так, застенчивый и тихий в обычной жизни человек в сети может показать себя открытым и разговорчивым, а отстающий ученик проявить себя в качестве выдающегося стратега в мире онлайновых игр. Кроме того, если в реальной жизни не удается найти настоящих друзей, то социальные сети и различные форумы предоставляют уникальную возможность отыскать своих единомышленников.

Молодежь как мировая медиааудитория

Современную молодежь часто называют «акробатами коммуникации», то есть молодые люди в зависимости от своих потребностей и складывающихся ситуаций выбирают различные медиаустройства и контенты. Также для них свойственна тенденция объединения полученных из различных источников сведений в один фрагмент информации, что часто приводит к разрушению общей картины.

Признаками того, что молодежь является мировой медиааудиторией, являются:

  • рекомендации понравившегося контента своим друзьям, подписчикам. В результате каждый человек может выступить в роли центрального источника информации или авторитетным лидером;

  • молодежь одновременно использует несколько медиа. Например, многие молодые люди одновременно могут одновременно общаться в социальной сети, слушать радио и при этом читать новости на каком-нибудь интернет-сайте;

  • молодежь постоянно имеет при себе какое-либо медиаустройство.

В этой связи педагогу целесообразно не отставать от актуальных медиатенденций и использовать их в образовательном процессе. Для того чтобы понять, чем «живут» и «дышат» школьники, достаточно ответить на ряд вопросов:

  • как можно использовать медиапривычки обучающихся в обучении;

  • как можно использовать развлекательные медиа для развития академических навыков обучающихся;

  • в каких целях преимущественно используют обучающиеся интернет, какие ресурсы они чаще всего посещают, какие проблемы решают.

Медиа и развитие молодежи

Медиа оказывают значительное влияние на формирование современного человека, но реальное их влияние достаточно трудно ощутить, так как оно накапливается постепенно. Однако именно через медиамолодежь проецирует себя и свои отношения с миром, ведь медиа предлагают им различные идеалы, ценности, модели поведения.

В то же время для дальнейшего психологического благополучия ребенка важно самостоятельно определить свою идентичность, а также самостоятельно сформировать свое сознание, а не пользоваться готовыми решениями. Ведь чем хуже развито самосознание, тем более расплывчатым является представление человека о своей автономности и тем больше он начинает зависеть от внешних источников при самооценке. Соответственно, на человека начинают оказывать влияние стереотипы, которые навязывают ему медиа.

В этой связи крайне важно воспринимать информацию, получаемую из различных источников, включая рекламу успеха, сексуальности, счастья и т.д. Особенно сильное влияние оказывают социальные сети на формирование понятий о внешности и сексуальности. Подростки начинают имитировать поведение поп-звезд, считая, что именно таким образом можно добиться успеха и стать привлекательным в глазах противоположного пола.

Кроме того, сейчас медиа являются причиной и более раннего сексуального пробуждения, так как интернет переполнен информацией сексуальной направленности. А получение первых сведений не от родителей, а из порнографических материалов способно нанести серьезный удар по психике ребенка.

Конечно, для развития образа собственного «я» должны присутствовать герои и идолы, но их влияние не должно быть тотальным. Это связано с тем, что чрезмерная подверженность влиянию героев ведет к ограничению развития собственного образа молодого человека, который начинает сравнивать свои достижения с достижениями своего кумира.

«Супергерои» часто становятся причинами появления проблем с самооценкой, что в определенных случаях приводит к депрессиям. Если же у ребенка здоровая самооценка, то он сможет фильтровать поступающую информацию и самостоятельно ограничивать влияние медиа.

Однако стоит учитывать, что через идентификацию себя с каким-либо медиаперсонажем подросток может взглянуть на мир через призму различных ролей. Выбор медиаперсонажа также оказывает серьезное влияние на личность ребенка, ведь через него ребенок выражает свое мнение, вкусы, разделяет с ним общие ценности.

При помощи медиа подростки также приобретают эмоциональный опыт, при этом этот опыт может быть, как положительным, так и отрицательным. Для того чтобы медиа оказывали положительное эмоциональное воздействие, необходимо чтобы ребенок был в состоянии переживать эмоции в соответствии с особенностями своего возраста.

Посредством различных историй, которые вызывают определенные эмоции, ребенок учится преодолевать схожие ситуации, в результате чего формируются навыки общения и взаимодействия с социумом. Ребенок также понимает, что жизнь состоит не только из приятных переживаний, но в ней присутствуют печаль, страх, опасения.

Эмоциональный фон подростка усиливается, если его точка зрения совпадает с чувствами и поведением героя медиаистории.

В то же время в медиа присутствует значительная доля насилия, что вызывает оправданные опасения у старшего поколения. Однако сцены насилия в кино и интернете по-разному воздействуют на каждого человека. Так, одних сцены насилия побуждают к агрессии, других – расстраивают, а третьи спокойно воспринимают происходящую картинку.

Стоит учитывать, что сами по себе медиа не могут сформировать агрессивное поведение. В основном они являются способствующим фактором и влияют на тех детей, которые находятся в дурном окружении. В то же время через игры, где присутствует насилие, можно значительно снизить агрессивность ребенка в реальной жизни.

Таким образом, насилие в медиа способны оказывать как негативное, так и положительное воздействие. Однако задачей педагогов и родителей является соблюдение сбалансированного подхода к демонстрации ребенку сцен насилия. В частности, следует избегать показа материалов, которые способны вызвать страхи, апатию, раздражение.

Для того чтобы более эффективно оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников, педагогу рекомендуется выполнить следующее:

  1. Составить список причин, по которым эмоции, представленные в телевизионных реалити-шоу, кажутся более реалистичными, чем эмоции, которые показаны в художественных фильмах.

  2. Просмотреть блоги о жизни молодых людей и определить, какие ролевые модели чаще всего используются при общении членов определенного сообщества.

  3. Выяснить, по каким причинам многие родители разрешают своим детям смотреть медиаконтент, не соответствующий их возрасту.

Выделяют два основных способа изучения медиааудитории:

  • изучение всех потребителей медиапродукции либо т.н. целевой аудитории;

  • использование теории «восприятия». Она предполагает включение в состав аудитории наиболее активных ее участников, а также рассматривает способы интерпретации информации.

Под целевой аудиторией принято понимать группу людей (зрителей, читателей, слушателей), которые обладают определенными общими признаками. Это может быть возраст, пол, круг интересов. В зависимости от особенностей таких групп под них производители и разрабатывают свой контент и формируют понятия.

Любой человек в той или иной степени относится к определенной целевой аудитории, так как при чтении, просмотре видео пропускает информацию через себя и оценивает ее. В зависимости от личного восприятия человек положительно, негативно или нейтрально оценивает полученные сведения.

Актуальной тенденцией является тот факт, что распространение контента сейчас происходит по принципу «равный – равному», тогда как ранее использовалась модель «один многим», то есть передача информации осуществлялась только от одного источника. Широкое же распространение цифровых технологий позволяет каждому пользователю самостоятельно создавать контент и делится им по-своему собственному усмотрению.

Это означает, что теперь любой пользователь может формировать свою аудиторию, оказывать на нее влияние и призывать к каким-либо действиям.

Каждый человек является потребителем медиапродукции. Так, мы используем медиа для поиска информации, обучения, релаксации, отдыха.

В зависимости от характера медиапотребители образуют определенные сообщества (слушатели, зрители, читатели). При этом вокруг конкретных медиа формируется своя определенная аудитория. Благодаря технологическому развитию современная аудитория является интерактивной и более активной, так как включает в себя не только пассивных зрителей/читателей, но и тех пользователей, которые оставляют свои комментарии на форумах, блогах и др. информационных ресурсах.

Отношения человека с медиа предполагают проведение дискуссий о частоте использования медиа, выбора контента, мнениях людей о медиа. Под индивидуальными отношениями с медиа понимается диалог между человеком и медиатекстом. В таком случае человек сравнивает содержание текста со своим личным опытом и собственными взглядами. И, как показывают различные исследования, человек на подсознательном уровне выбирает ту информацию, которая в большей степени соответствует его взглядам, идеям, ценностным ощущениям.

В большинстве случаев человек использует медиа (смотрит, слушает, читает), когда рядом нет других людей, но при этом создается ощущения единства, наличия воображаемого сообщества. Такая особенность поведения человека позволяет даже укреплять ощущение национального единства, например, при просмотре спортивных состязаний.

Кроме того, глобальные новостные программы при сообщении информации способны объединить людей из различных стран в одну общую аудиторию.

Принадлежность к определенной группе особенно важна для детей. Формирование групп осуществляется под воздействием медиаконтента и продукта различных субкультур. Так, подростки обмениваются ссылками на вебсайты, сериалы. При этом часто возникают ситуации, когда ребенок, не посмотревший какое-то видео, чувствует себя некомфортно среди других детей, видевших его.

Современный молодой человек ведет активную жизнь в интернете, повсюду оставляя «следы» своего пребывания. Наиболее распространенные варианты – публикация текстовых сообщений, фотографий, размещение видео. И очень часто, увлечение, которому посвящал свое свободное время человек, через интернет трансформируется в совместную деятельность.

Участие в жизни общества при помощи медиа

Интернет является отличной площадкой для выражения своих взглядов, организации дискуссий на различные темы. В результате каждый человек способен использовать медиатехнологии для привлечения внимания к каким-либо острым политическим и социальным проблемам. И если в традиционных медиа ведущая роль принадлежит старшему поколению, то в виртуальном пространстве «хозяевами» являются люди в возрасте до 25 лет.

Возможность почувствовать себя активным членом общества даже в несовершеннолетнем возрасте способствует формированию осознанной гражданской позиции, а также воспринимать себя в качестве реальной силы, к которой прислушиваются различные слои общества.

В то же время взрослые должны выступать для детей в качестве наставников, которые готовы помочь с поиском информации, нужной для принятия решений или опровержений каких-либо мнений. Медиаканалы также должны способствовать молодым людям в поиске ответов на важные вопросы и позволять участвовать в гражданских дискуссиях.

Как показывают исследования, молодежь использует медиа в основном для отдыха, поэтому задачей школы является создание таких условий, которые позволили бы детям познакомиться с контентом, побуждающим к общественной деятельности, пробудить в них интерес к учебе, политике и общественным проблемам.

Один из аспектов, которым также должна учить школа, является медийная грамотность. Она предполагает умение ясно излагать свою точку зрения, аргументировать ее и при этом грамотно оформлять ее в письменном виде. Один из вариантов обучения медийной грамоте – ведение интернет-дневника школы, куда будет выкладывать актуальная информация, публиковаться видео контент, подниматься важные для школы и детей вопросы.

Образование в сфере медийной грамотности

В современном обществе медиа преимущественно ассоциируется со средствами массовой информации, а также термин применяется для обозначения различного контента, включая новости, фильмы, рекламные объявления и т.д.

Медиа выполняют как образовательную, так и развлекательную функции и предоставляет пользователям различные варианты взаимодействия, включая виртуальную сферу. Обучение в области медиаграмотности всегда находится на стыке различных дисциплин, поэтому подходы выбираются в зависимости от ситуации и образовательных целей.

В частности, можно обучать навыкам, связанным с культурными и технологическими аспектами медийной грамотности, или навыкам, касающихся безопасности.

В процессе обучения медийной грамотности, обучающиеся постепенно приобретают навыки безопасного применения медиа, у них также формируется независимый взгляд на участие в жизни гражданского общества. Стоит отметить, что обучение медиаграмотности закреплено в Конвенции ООН по правам ребенка.

Однако взгляды ребенка на медиа формируются не только в школе или при непосредственном влиянии самих медиа, но также и в семье. Так, семья в значительной степени влияет на способы, которые применяются обучающимися для обработки информации. В задачи же педагога входит обучение детей правильным действиям, когда они сталкиваются с противоречивой информацией. Для этого учителя должны поощрять детей проверить данные найденных ими в источниках, что в итоге побуждает обучающихся к критическому мышлению и освоению информации с другой точки зрения.

Кроме, того учителя должны объяснить обучающимся, что вполне может существовать несколько правильных ответов на один и тот же вопрос. А с учетом того, что навыки взаимодействия с медиа не могут развивать сами по себе, то в задачи педагога входит и систематическое формирование навыков медийной грамотности.

Медийная грамотность

Для понятия существует несколько основных определений, однако ключевым аспектом медийной грамотности является способность критически воспринимать медиа, а также стремление выражать себя через медиа.

К основным компонентам медийной грамотности относят:

  • креативные и эстетические навыки, то есть способность распознавать, понимать, создавать и интерпретировать медиаконтент;

  • интерактивные навыки. К ним относят способность организовать общение через медиа и примерять на себя различные медиароли. Такие навыки развиваются в ходе коллаборативных практик и обучения;

  • навыки выполнения критического анализа, которые заключаются в способности понимать и интерпретировать значения разного медиаконтента. Развитие навыка обеспечивается за счет изучения всевозможных медиа жанров и контента;

  • навыки безопасности, что предполагает умение избегать затруднительных ситуаций, а при необходимости уметь из них выйти. В виртуальном пространстве важнейшими навыками является защита частного пространства, а также умение избегать вредоносного контента и потенциально опасных контактов.

Ключевые элементы медийной и информационной грамотности

Оба понятия предполагают владение значительным количеством навыков, без которых в современном обществе невозможно понять окружающий мир.

Информационная и медийная грамотность весьма тесно переплетена с ролью и функциями медиа, а также другими поставщиками информации (библиотеки, интернет, архивы и т.д.). Грамотность позволяет реализовать права человека на самовыражение, коммуникацию, а также получение и поиск новой информации и идей, а также возможность обмениваться информацией. Наличие необходимых навыков позволяет оценивать медиа и другие источники информации на основании сведений об их информационных продуктах, целевой аудитории.

Люди, которые обладают навыками информационной и медийной грамотности, способны:

  • получать объективную информацию о развитии окружающего мира;

  • понимать медиа, а также формы и способы представления в них информации;

  • обучаться на протяжении всей своей жизни;

  • самостоятельно создавать информацию;

  • критически мыслить;

  • безопасно для себя и других пользователей использовать медиа;

  • применять медиа для творчества и самовыражения;

  • активно участвовать в жизни общества и мировой информационной сети.

В связи с тем, что медиа активно развиваются, то и навыки информационной и медийной грамотности должны постоянно совершенствоваться. Одним из лучших способов развития индивидуальных навыков медийной грамотности – постоянно делиться своей точкой зрения насчет медиа с другими людьми.

Для того чтобы научиться анализировать контент, произведенный другими людьми, надо пробовать выпускать свой медиаконтент.

Медийная и информационная грамотность в школьной программе

В большинстве случаев обучение информационной и медийной грамотности происходит спонтанно и носит несистемный характер, то есть часто отсутствует формальный образовательный посредник. При таком подходе отсутствует специальный учебный план, а обучение преимущественно проходит на собственных ошибках и подражанию действиям других людей. И крайне редко получить нужную информацию удается из учебников или пособий.

В этой связи включение информационной и медийной грамотности в образовательный процесс является уже необходимостью. Решение данного вопроса может осуществляться несколькими способами:

  1. Ограничиться наличием учебного предмета «Информатика», который в той или иной мере связан с медийной, цифровой и информационной грамотностью;

  2. Школа выбирает для себя стратегию наложения учебных планов, то есть развитие навыков медийной и информационной грамотности должно происходить одновременно при изучении стандартных школьных предметов, то есть каждый педагог добавляет что-то свое в общую «копилку знаний»;

  3. Проводится интеграция медиаобразования неформальным путем, то есть навыки информационной грамотности могут развиваться в ходе изучения конкретных предметов или в их дополнять в виде внеклассных занятий.

Основой всех трех моделей является тот факт, что информационная и медийная грамотность считается базовым навыком, поэтому ее не надо выделять в отдельный предмет. В то же время правильнее рассматривать ее в качестве систематической интеграции всего перечисленного и поэтому включать в нее систему ценностей, способность использования творческого подхода и критического восприятия.

Преподавание медийной и информационной грамотности

Для педагога в области преподавания медийной и информационной грамотности практически нет никаких ограничений, ведь он способен передавать школьникам свои собственные навыки и выбирать наиболее подходящий вариант построения обучения. Ведь, чем разнообразнее медиа, с которыми педагог знакомит своих учеников, тем глубже и богаче становится медиаобразование.

Формирование медийной и информационной грамотности предполагает погружение обучающихся в производство медиаконтента, при этом экспериментирование является одной из ключевых точек в процессе обучения. Так, крайне важным считается предоставление обучающемуся шанса на приобретение нового знания посредством примерки на себе различных ролей участников процесса производства медиа. Однако важным является и то обстоятельство, чтобы экспериментальные медиауроки должны включать в себя рефлексию, то есть надо обучать детей уметь находить ответ на вопрос: «Что я узнал о медиа при выполнении определенного упражнения».

Один из лучших способов развития медийной и информационной грамотности – применение разнообразных медиа, однако простого автоматического и многократного использования недостаточно для приобретения навыков. Для этих целей нужен преподаватель, способный научить ставить правильные вопросы о ценностях, размышлять о выборе нужного медиаресурса и направить обучающегося к надежной информации.

В большинстве случаев компетенции преподавателя медийной грамотности строятся на его личных медианавыках, личном опыте, интересе к медиа и готовности участвовать в различных образовательных мероприятиях.

Особенностями преподавания медийной грамотности являются:

  • учитель не делает каких-либо суждений о правильности мнений обучающихся, а использует их в качестве отправной точки для организации дискуссии;

  • педагог не обращает внимания на опыт своих обучающихся в области медийной грамотности;

  • учитель предлагает к изучению различную информацию в области защиты себя от опасного влияния медиа.

Преподавание информационной грамотности предлагается осуществлять на трех уровнях:

  1. Элементарный, который характеризуется следующими подходами:

  • применение в классе преимущественно печатных материалов;

  • обучающиеся не пользуются компьютерами, а весь материал излагается устно;

  • периодически педагог использует простые медиапрезентации;

  • во время обсуждения медиа дети опираются на свой индивидуальный эмоциональный уровень;

  • дети практически не знакомы с компьютером, а только умеют его включать/выключать, запускать различные программы;

  • обучающимся ограничен доступ к библиотечным услугам;

  • в ходе медиаобразования основной упор делается на стратегии безопасного поведения, а не на осуществление анализа медиаконтента.

  1. Базовый уровень. Для него характерно:

  • применение печатных и электронных материалов;

  • обучающимся предоставляется возможность часто работать с компьютером;

  • учитель поощряет школьников к активным действиям с медиа, что предполагает написание медиа текстов, создания иллюстраций;

  • обучающимся демонстрируется видео контент, а также происходит знакомство с простыми методами анализа медиа;

  • обучающиеся приобретают простые навыки изготовления медиа;

  • медиа контент часто обсуждается в ходе дискуссий;

  • обучающиеся знакомятся с более сложными технологиями, например, создание коротких фильмов или анимации;

  • школьникам предоставляется доступ к библиотечным ресурсам;

  • при обучении основной акцент делается на ответственное применение медиа и преимущества их использования.

  1. Продвинутый уровень. Для него характерны следующие признаки:

  • ежедневное использование обучающимися компьютеров;

  • регулярное применение разнообразных медиа технологий;

  • применение сложных медиа презентаций, в том числе созданных на иностранном языке;

  • обучающиеся способны самостоятельно работать с разнообразными медиапродуктами и активно участвуют в создании школьного медиаконтента;

  • школьники участвуют в дискуссиях на тему медиатехнологий;

  • разработка обучающимися собственных проектов, связанных с школьной медиасредой;

  • неограниченный доступ к библиотечным ресурсам;

  • в ходе образования акцент уже делается на производство медиа, юридические аспекты их применения и критическое отношение к информации.

Оценка медийной и информационной грамотности

Во время оценки информационной и медийной грамотности повышенное внимание обычно уделяется индивидуальным навыкам критического мышления, а также ответственному отношению к производству медиаконтента и уважительного отношения к точке зрения других пользователей. Обращается внимание и на важность социокультурных факторов, которые имеют связь с уровнем компетенции конкретного индивидуума.

При повседневном обучении оценка уровня формирования навыков медийной и информационной грамотности должна сопровождаться сравнением приобретенных навыком с первоначальным уровнем. Уровень грамотности обучающихся может существенно варьироваться, исходя из наличия возможностей применять медиа и определенной поддержки со стороны взрослых.

Классификация стартового уровня медийной и информационной грамотности может быть организована следующим образом:

  1. Элементарный уровень, который предполагает:

  • отсутствие у обучающихся навыков письма и чтения, языковые навыки слабо развиты;

  • наличие только базовых знаний по использованию медиа;

  • практически полное отсутствие возможностей использования медиа в домашних условиях.

  1. Базовый уровень:

  • умеренное развитие навыков письма и чтения;

  • наличие опыта по применению медиатехнологий (например, общение онлайн, простая навигация в интернете, пользование электронной почтой);

  • возможность применения разнообразных медиа в домашних условиях.

  1. Продвинутый уровень:

  • хорошо развиты навыки чтения и письма;

  • присутствует опыт самостоятельного применения медиа;

  • значительный опыт по применению различных технических устройств;

  • возможность применения медийных технологий в домашних условиях.

Если педагогу неизвестен первоначальный уровень обучающегося, то сравнение его компетенций можно производить с общим уровнем информационной и медийной грамотности, критерии которого приводятся ниже.

Творческие и эстетические навыки:

  • обучающийся способен сочинить и рассказать историю, а также имеет представление о принципах построения сюжета и умеет сравнивать личный опыт и чувства героя со своими собственными переживаниями и опытом;

  • обучающийся умеет выражать свои чувства не только словами, но музыкой и образами, а использование медиа доставляет ему удовольствие;

  • обучающийся имеет четкое представление о своих медиапотребностях и стремится развивать свое понимание медиа;

  • обучающийся способен проводить анализ медиасообщений и справляется с задачей по сопоставлению своих ценностей с теми, которые предлагают медиа;

  • в процессе создания медиаконтента обучающийся способен выразить свою индивидуальность;

  • обучающийся имеет представление об основных принципах авторского права.

Интерактивные навыки:

  • обучающийся способен понять и принять чужую точку зрения;

  • обучающийся умеет идентифицировать и применять на себя различные роли, а также способен сочувствовать другим людям;

  • обучающийся знает, что такое свобода слова и понимает разницу между публичным и частным пространством в медиа;

  • обучающийся оказывает помощь своим товарищам и активно с ними сотрудничает;

  • обучающийся чувствует в себе силы повлиять на ситуацию.

Навыки безопасности:

  • у обучающихся есть представление о существовании возрастных ограничений на медиа контент;

  • обучающийся знает основы безопасного пользования интернетом и знает, как надо защищать информацию в виртуальном пространстве;

  • обучающийся знает этические нормы общения и поведения в интернете;

  • обучающийся знает и соблюдает юридические права и обязанности медиа пользователей;

  • обучающийся знает различные способы применения медиа.

Навыки критического мышления:

  • обучающийся знает разницу между вымыслом и фактом, способен различать различные виды медиаконтента;

  • обучающийся прекрасно понимает, что содержание медиа напрямую зависит от его видения автора и заказчика контента;

  • обучающийся способен анализировать и контролировать информацию и знает, как работают медиа;

  • обучающийся знает структуру медиа и способен понять, какой истинный смысл скрыт в том или ином медиа контенте;

  • обучающийся подвергает критическому осмыслению сообщения медиа;

  • обучающийся имеет четкие представления о политических, коммерческих и идеологических целях медиа;

  • обучающийся умеет определять ценность источников, способен определять целевую аудиторию и степень нейтральности или открытости представленной информации.

Навыки по управлению информацией:

  • обучающийся для удовлетворения своих потребностей в информации использует разнообразные источники;

  • обучающийся знает свои информационные потребности и знает, как их ограничивать или видоизменять;

  • у обучающегося есть понимание того, что полученная новая информация может дополнить или опровергнуть его знания, в результате чего возникнут новые знания;

  • обучающийся пользуется различными источниками информации для получения интересующих его сведений;

  • для обработки информации применяются разнообразные методики;

  • обучающийся знает о слабых и сильных сторонах использования того или иного источника, поэтому способен выбрать наиболее актуальную информацию;

  • в процессе поиска информации обучающийся опирается на юридические и этические нормы работы с информацией.

Критерии качества школьного медиаобразования

В качестве примера критериев оценки качества школьного медиаобразования приводятся наработки министерства образования и культуры Финляндии.

Преподавание

  • ученики обладают равными возможностями по освоению медийной и информационной грамотности;

  • преподаватели учитывают индивидуальные особенности учеников и уровень их первоначальной подготовки;

  • поощряется независимое мышление учеников и применяются разнообразные методы обучения;

  • образование осуществляется на основе согласованных подходов и при активном сотрудничестве преподавателей различных дисциплин;

  • обновление учебных материалов производится на регулярной основе и при этом учитываются интересы учеников в неформальном обучении.

Программа

  • медиа образование включено в общую школьную программу;

  • процесс образования осуществляется при реализации практической деятельности учителей-предметников.

Лидерство:

  • поощряется применение партисипативных методов в медиаобразовании;

  • школа всячески поощряет развитие медиаобразования, при этом особая роль отводится проектно-ориентированному методу обучения;

  • в школе работает педагог, который курирует медиаобразование и при необходимости осуществляет посредничество между учителями различных специальностей;

  • при приеме на работу новых учителей учитывается их готовность осуществлять медиаобразование.

Персонал:

  • повышение квалификации учителей осуществляется постоянно, что достигается за счет организации тренингов, курсов и взаимодействия между учителями;

  • учителям предоставлена полная свобода для экспериментирования и применения новых технологий и подходов в медиаобразовании;

  • все учителя являются активными участниками процесса медиаобразования.

Экономические ресурсы:

  • постоянно выделяются средства для приобретения в интересах школы медиаустройств и медиаконтента;

  • в общем расписании занятий медиаобразованию уделено значительное внимание;

  • в преподавании активно используются различные медиа материалы, включая Интернет-ресурсы, игры, фильмы и т.д.

Оценка

На регулярной основе проводится оценка качества преподавания медийной и информационной грамотности, а также мониторятся последние достижения в медиаобразовании.

Для того, чтобы научить обучающихся осознавать, что медиа — это неотъемлемая часть их повседневной жизни, обучающимся могут быть предложены следующие задания:

  1. обучающимся предлагается проанализировать как они используют медиа в течение какого-то определенного времени. Ежедневно регистрируется время, сколько они провели в медиа. Данные заносятся в таблицу, где предполагается наличие ответов на следующие вопросы:

  • когда вы используете медиа;

  • какой вид медиа используется больше всего;

  • какой медиаконтент используется;

  • ваша деятельность является активной или пассивной;

  • каким образом происходит взаимодействие с медиа.

  1. обучающиеся предлагается написать небольшое эссе, в котором осветить ряд аспектов:

  • как изменилось время использования медиа в процессе работы над первым заданием;

  • удивились ли вы тому, сколько времени вы уделяете медиа и почему;

  • какого рода медиаконтент вы предпочитаете и почему;

  • что определяет ваш выбор медиаконтента;

  • проведите сравнение различных медиа и определите, какие из них являются вашими любимыми и почему;

  • какие медиа используются для развлечения, а какие для образования.

Список литературы:

  1. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. – Киев: Next, 1994. – 384 с.
  2. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
  3. Бондаренко, Е. А. Медиаобразование: шаг в будущее. Исследования лаборатории медиаобразования ИСМО РАО / Е. А. Бондаренко // Ученый совет. - 2013. - № 8. - С. 57-64; То же [Электронный ресурс] : [презентация] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”. - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil/bondarenko.pdf.
  4. Гендина Н. И. Информационная и медиаграмотность в России [Электронный ресурс]: результаты исследования, выполненного по заказу ЮНЕСКО / Н. И. Гендина // Медиа. Информация. Коммуникация. – 2013. – N6. - Режим доступа: http://mic.org.ru/6-nomer2013/218-informatsionnaya-i-mediagramotnost-v-rossii-rezultaty-issledovaniya-vypolnennogopo-zakazu-yunesko.
  5. Гендина Н. И. Информационная и медиаграмотность, информационная культура личности: ведущие международные и российские тенденции подготовки человека к жизни в информационном обществе [Электронный ресурс] / Н. И. Гендина //Библиотека и формирование информационной культуры общества. – Екатеринбург, 2013. — Режим доступа: http://conference.uraic.ru/UploadFiles/ckfinderFiles/files/Belinka_Konferens.pdf.
  6. Гендина Н. И. Информационная подготовка и медиаобразование в России [Электронный ресурс]: результаты анализа потока научных публикаций (1990 – 2010) /Н. И. Гендина // Медиатека и мир. – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://www.den-zadni.ru/files-00003/Gendina-2012.doc.
  7. Гендина, Н. И. Продвижение идей информационной и медиаграмотности ЮНЕСКО и ИФЛА: обсуждение в столице и регионе / Н. И. Гендина // Библиосфера. - 2012. - № 2. -С. 23-26.
  8. Гильмиянова Р.А. О месте библиотек в информационном обществе [Электронный ресурс] / Р. А. Гильмиянова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - № 2 (45). - Доступ из науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – Режим доступа: http://elibrary.ru.
  9. Жилавская И. В. Медиаинформационная грамотность как новая грамотность информационного общества [Электронный ресурс] / И. В. Жилавская // МГГУ. Факультет журналистики. – Режим доступа: http://mggu-sh.ru/journ/nauka-0.
  10. Жилавская И. В. Медиаинформационная грамотность: новый концепт / И. В.Жилавская // Ученый совет. - 2013. - № 8. - С. 40-48.
  11. Жилавская, И. В. Медийно-информационная грамотность: подмена понятий [Электронный ресурс] / И. В. Жилавская // Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil/zhilavskaya.pdf.
  12. Зазнобина Л.С. Школа и СМИ. // Педагогика. -1999. -№5. -С.72-75.
  13. Казаченкова Л. А. Медиа и инфограмотность: заседание начинается... / Л.А.Казаченкова // Современная библиотека. - 2012. - № 2. - С. 46-50.
  14. Калинкина, А. В. «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе»: всероссийская научно-практическая конференция / А. В. Калинкина// Библиотековедение. - 2013. - № 3. - С. 128-131.
  15. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений М.: Академия, 2001.
  16. Конакова А. К. Не быть «Митрофанушкой» / А. К. Конакова // Современная библиотека. - 2013. - № 7. - С. 66-71.
  17. Косолапова Е. В. Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е. В. Косолапова // Научный диалог. Серия: "Педагогика. Психология". – Екатеринбург, 2012. - № 1. – Доступ из науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. – Режим доступа: http://elibrary.ru.
  18. Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. –Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. – 284 с.
  19. Кузьмин Е. И. Медиа- и информационная грамотность в современном мире / Е.И.Кузьмин // Ученый совет. - 2013. - № 8. - С. 17-23.
  20. Медиа- и информационная грамотность // Университетская книга. - 2013. - № 6. - С.41-45.
  21. Медиа- и информационная грамотность // Университетская книга. - 2012. - № 9. - С.58-61.
  22. Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной. - М.: МИПКРО, 1996. - 80 с.
  23. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания [Электронный ресурс]: [материалы конференции (Москва, 24–28 июня 2012 г.)] / сост. Е. И. Кузьмин, А.В.Паршакова. – Москва: МЦБС, 2013. – Режим доступа: http://ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil_int_rus.pdf.
  24. Медийная и информационная грамотность [Электронный ресурс]: программа обучения педагогов / К. Уилсон [и др.]; науч. ред. Н.И.Гендина, С.Г.Корконосенко; пер. Е.Малявская; Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – Париж: ИИТО ЮНЕСКО, 2012. - Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214706.pdf.
  25. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. – 406 с.
  26. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. –Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 168 с.
  27. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998.
  28. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997.
  29. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. – Курган: Изд-во Ин-та пов. Квалификации и переподготовки работников образования, 1999. – 114 с.
  30. Терин В.П. Массовая коммуникация. – М.: Изд-во МГИМО, 2000. – 224 с.
  31. Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации.
  32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
  33. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, от 29.12.2014 № 1644)
  34. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 06.10.2009 № 413, от 29.12.2014 № 1645)
  35. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР, 2001. –708 с.
  36. Федоров А.В. Медиаобразование в контексте теории диалога культур//Школьные технологии. – 2003. - № 3. – С.212-216.
  37. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня [Электронный ресурс]: [монография]/ А. В. Федоров. – Москва: Издательство МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book430.pdf.
  38. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. -М., 1996.
  39. Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура. Словарь. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. –149 с.
  40. Чудинова В. П. Повышение читательской, медиа- и информационной грамотности населения (зарубежный опыт) / В. П. Чудинова // Библиотековедение. - 2013. - № 4. –С. 87-92.
  41. Шибаева Е. А. Концептуализация основных тенденций развития информационного общества. Информационная грамотность в центре внимания экспертов ЮНЕСКО / Е. А.Шибаева // Библиотековедение. - 2012. - № 4. - С. 89-94.
  42. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. - 66 с.
  43. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения. Перспектива, 2003. – 248 с.
  44. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникационных процессов. –М..: Мысль, 1973. – 213 с.
13.11.2019