Техника и методика обучения выполнению прыжка
Оценка 4.6

Техника и методика обучения выполнению прыжка

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Техника и методика обучения выполнению прыжка

Прыжки – один из видов основных движений – относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям. Каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение. Характерной его особенностью является полет.

Принято различать четыре фазы прыжка:

  • подготовительная фаза: разбег (при прыжках с разбега) или замах (при прыжках с места) и подготовка к отталкиванию (действие, совершаемое от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания);

  • первая основная фаза: отталкивание (действие, совершаемое с момента постановки толчковой ноги на опору до момента отрыва ее от места отталкивания);

  • вторая основная фаза: полет (действие, совершаемое с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления);

  • заключительная фаза: приземление (действие, совершаемое с момента соприкосновения с землей до полной остановки движения тела).

Каждый прыжок представляет собой многофазный процесс, в котором предшествующая фаза подготавливает и обусловливает последующую:

  • исходное положение помогает правильно выполнить подготовительную фазу (разбег или замах);

  • подготовительная фаза (замах или разбег), в свою очередь, создает наиболее благоприятные условия для толчка от земли (пола). При разбеге (если выполняется прыжок с разбега) развивается большая скорость горизонтального движения, что дает силу для толчка. От амплитуды замаха (если выполняется прыжок с места), также зависит сила толчка.

  • сила толчка (первая основная фаза), в результате, создает необходимую для полета (вторая основная фаза) начальную скорость и правильное направление, обеспечивает большую дальность полета и создает условия для выполнения прыжка в целом.

  • скорость и направление движения в полете изменить нельзя, но важно создать наиболее выгодное положение тела при преодолении препятствия и подготовиться к приземлению (заключительная фаза). Основная задача при приземлении – погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие.

Прыжки выполняют слитно, единым движением. Во всех прыжках приземление должно быть мягким, пружинистым, для чего необходимо согнуть колени – этот навык нужно формировать в первую очередь.

Требования к технике выполнения разных прыжков конкретизируются в зависимости от возраста. Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне развития двигательного анализатора и 

подготовленности опорно–двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо–физиологических возможностей и возрастных особенностей.

Особенности выполнения прыжка детьми 2–3 лет

  • умение прыгать и подпрыгивать выражено слабо;

  • прыжковые движения сводятся к ритмичным приседаниям, сгибанием и выпрямлением туловища.

Положительные тенденции в навыках прыжка

Дети данного возраста могут:

  • самостоятельно спрыгивать с высоты (прыжок в глубину) 1–15 см, но приземление они осуществляют на прямые ноги и всю ступню;

  • некоторые дети подпрыгивают на месте, слегка отрывая ноги от почвы.

Упражнения для формирования навыка выполнения прыжка

В 2-3 года основное внимание уделяется подпрыгиванию на двух ногах. Детям предлагают достать игрушку, до которой надо допрыгнуть, попрыгать, «как мячики», «как зайчики».

Разучивание прыжков с места в длину начинается с простых заданий. Вводятся зрительные ориентиры, которые помогают понять суть упражнения. Дети перепрыгивают через линию, начерченную на полу, через веревку, положенную на пол, затем перепрыгивают через две линии, начерченные параллельно (на расстоянии 10–15 см друг от друга).

В этом возрасте ребенок осваивает движение в целом.

Методические рекомендации по обучению технике прыжка

При обучении подпрыгиванию используется показ, применяются игровые приемы и упражнения имитационного характера. Подскоки можно регулировать ударами в бубен, хлопками, музыкальным сопровождением.

При выполнении спрыгивания можно поддерживать ребенка за одну руку, показывать, как следует приземляться сразу на обе ноги и на всю ступню.

Обучение детей прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед. Активно вводятся зрительные ориентиры, которые помогают понять суть упражнения. 

При обучении прыжкам используется показ, применяются игровые приемы и упражнения имитационного характера.

В связи с тем, что в этом возрасте ребенок осваивает движение в целом, действия не ограничиваются никакими требованиями педагога.

Педагогу важно помнить, что выполнение прыжков требует согласованной работы многих групп мышц, сложной координации движений. На 3–м голу жизни эти качества развиты у ребенка еще очень слабо. Продолжается формирование костей, мышц и связок нижних конечностей. Стопа не обладает достаточной эластичностью, поэтому ребенок приземляется тяжело, на всю ступню, на прямые ноги. Такое жесткое приземление сопровождается неприятными для него ощущениями и может привести к образованию плоскостопия.

Особенности выполнения прыжка детьми 3–4 лет

  • многие дети подпрыгивают еще тяжело, на всей ступне;

  • продвигаясь подскоками вперед, малыши нередко выполняет это на жестких прямых ногах;

  • с высоты дети спрыгивают неуверенно и тяжело, на прямые ноги и всю ступню;

  • в длину с места у некоторых детей еще встречается отталкивание одной ногой или даже просто шаг вперед;

  • отталкивание слабое, вялое;

  • траектория полета низкая и короткая;

  • недостаточное участие в прыжках принимают руки.

  • встречаются случаи движения рук в направлении, противоположном перемещению тела, только постепенно намечается взмах руками вперед–вверх;

  • голова ребенка при прыжке чаще всего опущена;

  • туловище согнуто вперед;

  • координация движений при приземлении далеко не совершенна;

  • малыши опускаются на жесткие прямые ноги, неодновременно ставят их на землю, приземляются на всю стопу сразу без эластичного перехода с пятки на носок;

  • у многих при попытках прыгнуть вперед наблюдается стремление просто шагнуть, подняв одну ногу и оттолкнувшись другой;

Положительные тенденции в навыках прыжка

  • дети умеют подпрыгивать на месте: отрыв ног от почвы становится более заметным;

  • малыши, прыгая слегка, продвигаются вперед;

  • прыжок вперед с места формируется у всех детей, в основном дети уже прыгают путем одновременного разгибания обеих ног, но одновременное отталкивание обеими ногами удается не каждому;

  • на данном возрастном этапе для прыжка в длину характерно появление подготовительной фазы движения, которая еще носит черты общей двигательной реакции, а не целенаправленной подготовки к прыжку. Например, подражая взрослым, ребенок покачивает руками вперед–назад, а затем прыгает независимо от движений рук или с опущенными вниз руками.

Упражнения для формирования навыка выполнения прыжка

В данном возрасте совершенствуют навыки подпрыгивания. Дети:

  • подпрыгивают на месте;

  • подпрыгивая, слегка продвигаются вперед;

  • во время подпрыгивания касаются головой поднятой руки педагога, пытаются позвонить в колокольчик, ударить в бубен.

Эти упражнения учат ребенка подпрыгивать повыше, взмахивать руками в прыжке.

Параллельно с подпрыгиванием на месте вводится подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперед (1,5–2 м).

Самостоятельное спрыгивание начинается с невысоких кубов (10–15 см), затем дети спрыгивают с невысокой скамейки (10–15 см). При спрыгивании четырехлетний ребенок фиксирует исходное положение (полусгибает ноги). Основной задачей при обучении спрыгиванию является мягкое приземление.

В длину с места дети прыгают путем одновременного разгибания обеих ног. Важно упражнять малышей в энергичном отталкивании двумя ногами одновременно. С этой целью дети учатся перепрыгивать через «ручеек», «дорожки», ширина которых постепенно увеличивается до 40 см. Выполняя упражнение, дети подходят к линии как можно ближе, немного сгибают колени, оттолкнувшись ногами, перепрыгивают через две линии и мягко приземляются, стараясь удержать равновесие. Следует избегать глубокого приседания: оно может привести к падению.

При обучении активно используют игры. Например, прыжки в длину с места используются в подвижной игре «С кочки на кочку» и т.д.

Методические рекомендации по обучению технике прыжка

Во второй младшей группе основная задача при выполнении всех видов прыжков – приучать детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая и тотчас снова выпрямляясь. На другие элементы прыжка – исходное положение, толчок и взмах руками в младших группах обращают меньше внимания.

При обучении отталкиванию, следить за тем, чтобы дети подпрыгивали, сильнее отталкивались, не сгибая колени.

Спрыгивание не должно занимать много места в работе с малышами, так как стопа детей еще не окрепла. Педагог напоминает детям, что, спрыгивая с высоты, надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носочки, и сгибать колени, смотреть вперед, а не под ноги. Прыгать надо тихо-тихо, чтобы «неслышно было».

При приземлении следует избегать чрезмерно глубокого приседания: оно может привести к падению на спину. Во избежание травматизма, обращать внимание на то, чтобы дети не спрыгивали с высоты более 10–15 см. Важно следить за тем, чтобы дети не задерживали дыхание, дышали ровно, ритмично, чередовать физические нагрузки с отдыхом.

При обучении прыжкам, как и в первой младшей группе, используется наглядный метод обучения со словесным сопровождением, применяются игровые приемы и упражнения имитационного характера, зрительные и звуковые ориентиры.

Особенности выполнения прыжка детьми 4–5 лет

У детей в 4-5 лет ещё нет понимания взаимозависимости двигательных действий; многие дети начинают прыжок почти с ходу, не фиксируя исходное положение, чрезмерно или недостаточно сгибают ноги в подготовительной фазе; часто наблюдается плотная постановка стоп или параллельное их расположение, отведение рук далеко назад–вверх; у детей еще не всегда получается энергичное отталкивание, т. к. развитие силы отталкивания происходит в более старшем возрасте; недостаточна координация движений.

Положительные тенденции в навыках прыжка:

  • спрыгивают дети с высоты 20 см. При приземлении произвольно сгибают ноги и сохраняют устойчивое равновесие;

  • прыжок в длину с места у детей пятого года жизни имеет более четкую структуру, однако его выполнение характеризуется рядом особенностей.

Упражнения для формирования навыка выполнения прыжка

В средней группе по–прежнему сохраняются только простые прыжки: подскоки, спрыгивания и прыжки в длину с места.

Подпрыгивание усложняется разнообразными заданиями:

  • подскоки с поворотом налево, направо, вокруг себя;

  • подскоки в положении ноги вместе, ноги врозь;

  • подскоки на двух ногах с продвижением вперед и т.д.

Вводится обучение техники подпрыгивания на одной ноге: каждый подпрыгивает на одной ноге столько, сколько сможет.

Для уточнения техники прыжка используются следующие упражнения:

  • из полуприседа выпрямиться, подняться на носки – для отработки правильного исходного положения в подготовительной фазе прыжка;

  • подняться на носки со взмахом рук вперед – умение сочетать с отталкиванием взмах руками вперед-вверх;

  • прыжки через препятствие (плоский обруч, кубик) – для освоения оптимальной траектории прыжка;

К концу года в занятие можно вводить прыжки на результат (как можно дальше).

Техника прыжков совершенствуется в играх. Например, в игре «Птички и кошка» используется спрыгивание и т.д.

Методические рекомендации по обучению технике прыжка

При показе и объяснении движений воспитатель обращает внимание детей на некоторые элементы прыжков, например, правильное исходное положение в прыжках. Наиболее частыми недочетами исходной позы являются плотная постановка стоп или непараллельное их расположение, разведенные наружу носки, а также слишком глубокое приседание и отведение рук далеко назад–вверх. На 5–м году почти все дети отталкиваются одновременно двумя ногами. Появляется и взмах руками. Однако полной согласованности в замахе, выносе рук вперед и отталкивании еще нет. Ее и не следует добиваться. Детей обучают в этом возрасте только взмаху рук вперед-вверх во время отталкивания. Обращать внимание на сильный толчок и резкий взмах руками.

Педагогу необходимо обращать внимание на глубину приседа при приземлении – он не должен быть глубоким. При спрыгивании необходимо следить за тем, чтобы дети спрыгивали вниз и только чуть–чуть вперед. Перед спрыгиванием слегка сгибали ноги. Во время подпрыгивания педагог напоминает детям, что туловище следует держать прямо, смотреть вперед, при приземлении не наклоняться. Следить за дыханием детей: дети должны дышать ровно, ритмично.

Особенности выполнения прыжка детьми 5–6 лет

Старшие дошкольники более качественно выполняют прыжки. Однако несмотря на неплохую согласованность движений рук с отталкиванием, движения эти недостаточно энергичны и активны; у детей есть стремление прыгать далеко, умение оттолкнуться, но они не умеют рассчитать силу толчка; дети недостаточно хорошо выносят в полете ноги вперед, в результате чего у многих еще получается приземление на прямые ноги; некоторые дети во время прыжка сильно наклоняют голову; дети не умеют рассчитывать точность приземления в определённое место.

Положительные тенденции в навыках прыжка:

  • дети начинают понимать взаимозависимость двигательных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем выше/дальше прыгнешь;

  • самостоятельно занимают удобное исходное положение: исходное положение становится выраженным;

  • взмахивают руками во время отталкивания;

  • могут принимать в полете более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением;

  • сохраняют равновесие в полете;

  • устойчиво приземляются.

Упражнения для формирования навыка выполнения прыжка

Дети выполняют знакомые, с усложнёнными элементами и новые виды прыжков. Виды подпрыгивания становятся более разнообразными. Дети совершают во время подпрыгивания дополнительные движения ногами; с ноги на ногу; с поворотом в прыжке; с разнообразными движениями рук.

Им также доступны разные виды прыжков на одной ноге:

  • на месте;

  • с продвижением вперед, назад, влево, вправо.

Многократное выполнение подскоков применяется как упражнение на выносливость – дети подпрыгивают подряд 30–40 раз.

Упражнения в спрыгивании сочетается в этом возрасте с другими упражнениями, чаще всего на равновесие при ходьбе по скамейке, бревну. Высота предметов для спрыгивания увеличивается до 30 см. Кроме того, дети учатся спрыгивать в определенное место (за линию, в круг, обруч), выполнять прыжок-отскок в момент приземления. Это требует от ребенка точности движений, определенного уровня развития скоростно-силовых способностей. Продолжается работа над совершенствованием прыжка в длину с места.

Новыми видами прыжков в старшем дошкольном возрасте выступают прыжки в длину и в высоту с разбега, прыжки через вращающую скакалку.

Прыжок в длину с разбега относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5–6 лет. Формирование навыка в этом движении осуществляется в такой последовательности:

  1. прыжок с одного, двух, четырех, шести шагов;

  2. совершенствование отталкивания одной и приземления на две ноги;

  3. энергичного маха руками в момент отталкивания;

  4. полет (согнув ноги) и устойчивое приземление.

Когда дети освоят правильное отталкивание и приземление с ускоренного разбега (6–8 шагов), совершенствуют отдельные элементы прыжка с полного разбега до 10 м.

В данном возрасте также вводится прыжок в высоту с разбега. По своей структуре данное движение сходно с прыжком в длину с разбега. Его выполняют также способом, согнув ноги. Некоторая разница заключается лишь в характере отталкивания.

Детей обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности:

  1. прыжок через веревочку высотой 10–15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги;

  2. то же с двух–трех шагов с одновременным махом рук вверх;

  3. прыжок с 3–5-метрового разбега с правильным выполнением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет, согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30–35 см с 6–метрового разбега.

На начальном этапе обучения ставится задача – научить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи препятствия и приземляться на обе ноги.

Для увеличения скорости разбега детям предлагается бег с ускорением; наперегонки; сбегание с невысоких склонов и т.д.

Прыжки через вращающуюся скакалку дети осваивают постепенно. Обучение начинается с прыжков через длинную скакалку. Упражнения состоят из пробеганий вслед за вращающейся скакалкой и перепрыгиваний через неподвижную, качающуюся, а затем вращающуюся скакалку. Наряду с этими упражнениями дети обучаются прыжкам через короткую скакалку. Вначале они учатся перебрасывать скакалку руками вперед-назад и перешагивать через нее, затем переходят на прыжки с вращением скакалки вперед-назад [7].

Для совершенствования навыков прыжков и их закрепления проводятся такие подвижные игры, как «Не оставайся на полу», где используется впрыгивание на предмет, или «Классы» — прыжки на одной ноге с продвижением и т.д.

Методические рекомендации по обучению технике прыжка

На начальном этапе разучивания прыжков с разбега важно учить детей:

  • совмещать разбег с энергичным отталкиванием;

  • быстрому подтягиванию толчковой ноги к маховой;

  • устойчивому приземлению.

Начальные попытки прыжков с разбега необходимо выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться). Разбег не должен превышать 4–5 м, т.к. при большом разбеге детям трудно рассчитывать расстояние, правильно сделать толчок и приземлиться.

Важным моментом в методике обучения прыжку является определение толчковой ноги. Это можно сделать следующим образом: предложить ребенку с разбега ударить ногой по мячу. Упражнение выполняется несколько раз. Большинство детей удар производят одной и той же ногой, которая и является толчковой.

В выполнении прыжка с разбега детей затрудняет отталкивание в точно обозначенном месте, поэтому место отталкивания увеличивается, используется не доска, а зона отталкивания шириной 40–50 см. Она может быть обозначена двумя линиями.

Необходимо обучать детей маховым движениям, объясняя и показывая, что это действие увеличивает дальность полета. Для этого детям даются упражнения с дополнительными движениями: ноги вместе, врозь, скрестно и т.д.

При прыжке в длину с разбега важно учить группироваться в полете и выбрасывать ноги вперед. Положительный эффект дает введение ориентира, размещенного на 5–7 см дальше предыдущего прыжка.

Необходимо обращать внимание на технику приземления:

  • на глубину приседа (детям трудно удержать равновесие при глубоком приседе);

  • на мягкое эластичное приземление с носка на всю ступню;

При прыжке в высоту с разбега не следует добиваться большой высоты прыжка. Вначале высота прыжка должна быть небольшой (15–20 см), затем больше (30–40см). Для прыжков в высоту используется верёвка длиной 3 – 3,5 м

При обучении детей прыжкам через скакалку необходимо выбрать правильную скакалку. В диаметре скакалка должна быть не тоньше 0,8 или 0,9 см. Если она будет тоньше – она будет слишком легкой и ее будет трудно крутить; если толще – то наоборот, тяжело. Ручки у скакалки должны быть эргономичными и нескользящими, чтобы скакалка во время занятий не выпадала из рук ребёнка. Скакалка должна быть достаточно длинной, чтобы касаться каждый раз пола в тот момент, когда туловище выпрямлено и руки находятся на уровне бедер. Для того чтобы определить правильную длину скакалки, ребенок должен взять ее за ручки и наступить в середине стопой. Когда ребенок ее натянет, концы должны касаться подмышек. Остальную длину необходимо срезать. Когда скакалка слишком длинная, то трудно контролировать движения. Если скакалка слишком длинная, и вы завязали на ней узлы, чтобы укоротить, может произойти удар по телу тот же, что и от удара камнем. Ребенок в этом случае никогда не возьмет скакалку в руки.

Педагог в процессе занятия неоднократно показывает и объясняет правильную технику движения, стараясь, чтобы каждый понял свою ошибку.

Особенности выполнения прыжка детьми 6–7 лет

В подготовительной группе у детей значительно улучшаются согласованность и энергичность движений рук и ног при отталкивании; увеличиваются полётность и дальность прыжка.

 Для некоторых детей 6–7 лет наиболее сложным элементом является приземление: стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.

Упражнения для формирования навыка выполнения прыжка

На данном возрастном этапе совершенствуются все виды прыжков. Прыжки вверх у детей достаточно мощные, и поэтому усложняются задания:

  • повернуться во время прыжка кругом,

  • выполнить прыжок из глубокого приседа и т.д. 

Чтобы прыжок был как можно выше, детям предлагают в высшей точке полёта максимально подтянуть к груди колени согнутых ног, затем быстро разогнуть ноги и мягко приземлиться.

Такие же требования ставятся и при прыжке в глубину: спрыгнуть спиной вперёд; спрыгивая с высоты, попадать в определенное место, например, за линию, начерченную перед скамейкой или другим предметом, с которого дети спрыгивают, на расстоянии 15–20 см. Такие задания требуют от детей умения соразмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитав точность приземления в определенное место. Высота предметов, с которых дети спрыгивают, не должна превышать 30–40 см.

Усложняются прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. Даются прыжки по доске или скамейке:

  • с зажатым между ног предметом;

  • боком через линию, продвигаясь вперёд;

  • змейкой; вверх и вниз по доске, положенной наклонно.

Чтобы приучить детей отталкиваться сильнее и прыгать дальше, применяются разнообразные ориентиры: черта или флажок, до которых ребенок должен постараться допрыгнуть или перепрыгнуть через них.

Помогает акцентировать внимание на достаточной высоте взлета преодоление в прыжке невысокого (10–15 см) препятствия, впрыгивания обеими ногами одновременно или одной на два положенных друг на друга мата или другое возвышение.

В качестве дополнительных упражнений целесообразны прыжки через разложенные на полу, примерно на расстоянии 60–80 см друг от друга (а при беге 100 см) малые набивные мячи или большие мешочки с песком. Дети прыгают через 4–5 мячей последовательно на двух ногах вместе либо шагами с ноги на ногу.

Методические рекомендации по обучению технике прыжка

При прыжках в высоту и в длину с разбега, учитывая накопленный детьми опыт, повышаются требования к более точному попаданию ногой на место отталкивания и к слитности отталкивания с разбегом. Важно научить детей в полете принимать более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением. За счет этого приземление становится более устойчивым. 

Прыжки с разбега, как в высоту, так и в длину являются технически сложными упражнениями. Качества, необходимые для эффективных прыжков с разбега, недостаточно хорошо еще развиты у дошкольников. Они формируются только в школьные годы. Поэтому в детском саду не следует добиваться полной отработки техники этих движений. Не следует стремиться и к достижению максимальных результатов прыжков в повседневных занятиях. В детском саду важно лишь заложить правильные основы техники выполнения прыжков.

Педагог, с помощью правильно подобранных упражнений, должен добиться, чтобы дети в разных видах прыжков достигли легкости и ритмичности движений.

Список литературы:

  1. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя дет. сада/ Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
  2. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. ин–тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ А. В. Кенеман, Д.В.Хухлаева – изд. 2–е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
  3. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду 3–е изд., перераб/ Т. И. Осокина Т.И. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
  4. Осокина, Т.И. Физические упражнения для дошкольников / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. – Издание 2–е, дополненное. – Москва: Просвещение, 1971. – 159 с.
  5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
  6. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. для пед. уч–щ по спец. 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и 2002 "Дошк. воспитание" / Д. В. Хухлаева. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с
  7. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Шебеко. – Минск: «Вышэйшая школа», 2010. – 288 с.
13.11.2019