Техника и методика обучения метанию
Оценка 4.6

Техника и методика обучения метанию

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Техника и методика обучения метанию

Метание – один из видов основных движений – относится к ациклическим упражнениям, представляет собой координационно–сложное двигательное действие. Выделяют 4 фазы метания:

  1. Подготовительная фаза – исходное положение, в зависимости от вида броска:

  • от груди – параллельность постановки ног на ширине ступни, руки перед грудью;

  • из-за головы – параллельность постановки ног на ширине ступни, руки вверху, отведены за голову;

  • одной рукой от плеча – перекрестная координация, предмет метания в правой руке, левая нога на шаг впереди, вес тела равномерно распределен.

  1. Фаза прицеливания.

  2. Фаза замаха.

  3. Фаза бросания.

Метание – это технически сложное движение, в процессе выполнения которого участвует большое количество двигательных звеньев тела. При этом, при выполнении этого движения требуется проявления таких физических качеств, как ловкость, согласованность действий рук, туловища и ног, глазомера, равновесия, навыков пространственной ориентировки, а также соответствующей реакции мелкой мускулатуры.

По технической характеристике упражнения этого вида делятся на собственно метание и подготавливающие к метанию – катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мячей, шаров, мешочков с песком, обручей, а также природного материала и т.д.

В дошкольном возрасте детей обучают метанию предметов на дальность и в цель с места. Обычно первое предшествует второму.

В метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами. Дошкольники упражняются в силе броска в соответствии с расстоянием.

При метании в цель дети сосредоточивают свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия.

Дошкольников обучают разнообразным способам метания: из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку.

Метание из-за головы. Ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке; если метание выполняется правой рукой, то мяч держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согнутой в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, левая — прямая, в упоре на пятку.

При броске, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести (а не массу) вперед на левую ногу. При этом ребенок, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натянутого лука». Не задерживаясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для броска. Движение руки должно быть хлещущим, напоминать удар кнутом. Сначала вперед выдвигается плечо, потом предплечье, затем кисть с мячом.

Метание из-за спины через плечо правой рукой. Исходное положение — правая нога отставляется назад, немного шире плеч; туловище слегка повернуто в сторону бросающей руки; правая рука полусогнута в локте, находится перед грудью; левая рука — вдоль туловища. При замахе туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад. Тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука оттянута назад. При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед. В заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди. Правая нога приставляется к левой. Метание левой рукой проводится по такой же схеме.

Метание прямой рукой сверху. Исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука с предметом (мешочком или мячом) — вдоль туловища. При замахе правая рука идет вверх—назад, затем направляется вперед и кистью выбрасывает предмет.

Метание прямой рукой снизу. Исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука полусогнута в локте перед грудью. При замахе правая рука отведена вниз-назад, бросок выполняется движением руки вперед - вверх.

Метание прямой рукой сбоку. Исходное положение: ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом вдоль тела. Во время замаха туловище отклоняется, правая рука отводится назад до предела, тяжесть тела переносится на правую ногу, согнутую в колене. При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается налево—вперед, а правая рука переносится вперед и кистью выбрасывает предмет.

Особенности выполнения метания детьми 2–3 лет

У детей 2–3 лет еще не складывается настоящий навык метания, хотя потребность в катании, перекладывании и бросании предметов у них велика. Для овладения техникой метания необходим глазомер, сила, ловкость, согласованность движений рук, ног и туловища. В раннем возрасте данные качества развиты недостаточно. По этой причине малыши:

  • не умеют принять исходную позу и не стремятся к этому;

  • плохо замахиваются и отталкивают предмет;

  • не могут оттолкнуть предмет в заданном направлении;

  • бросают предметы слабо и на небольшие расстояния.

Упражнения для формирования навыка метания

Метанию начинают обучать тогда, когда дети приобретут некоторые навыки владения мячом. Поэтому, прежде чем приступить к специальным обучающим упражнениям, ребенка необходимо научить брать, держать и переносить мяч двумя, а затем одной рукой.

При первоначальном обучении бросанию и ловле большое значение имеют индивидуальные действия с мячом. В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из–за головы. Основная цель этих упражнений – научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении. Когда дети научатся энергично отталкивать мяч от себя, дети начинают осваивать бросок мяча вперед–вверх и бросок мяча педагогу. Чтобы научить малышей умению оценивать направление движения мяча и проявить необходимые при этом мышечные усилия дается упражнение по скатыванию мяч с невысокой горки.

Регулярное выполнение разнообразных заданий одной и двумя руками подготавливает малышей к усвоению разных способов метания.

Содержание упражнений для детей первой младшей группы (2–3 лет):

  • катание мяча с горки или ската и бег за ним;

  • катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя;

  • катание мяча друг другу с расстояния 1–1,5 м;

  • бросание мяча двумя руками снизу вперед и вверх;

  • бросание мяча педагогу;

  • бросание большого мяча двумя руками через веревку;

  • бросание маленького мяча одной рукой (правой и левой) через веревочку, натянутую на уровне поднятой руки ребенка с расстояния 1–1,5 м.

Методические рекомендации по обучению технике метания

Большое место в работе с малышами занимает катание мяча. Дети должны научиться энергично отталкивать мяч в любом, затем в определенном направлении. Педагог должен добиваться от детей одновременного отталкивания мяча обеими руками, особенно активны при этом должны быть пальцы рук и кисти, при необходимости неоднократно показывая это движение тем, кто затрудняется.

При обучении владения мячом необходимо иметь достаточное количество мячей, чтобы обеспечить ими всех желающих поиграть.

При скатывании мяча с горки, доски с бортиком по краям можно большие и маленькие мячи.

Так же, как и в катании, необходимо показывать и учить детей бросать мяч одновременным толчком обеих рук. В первое время детям легче бросать мяч, держа его снизу, затем они пробуют бросать согнутыми руками от груди, подняв мяч над головой или опустив его за голову на согнутых руках. Педагоги показывает детям эти разнообразные способы броска, но не настаивает на непременном выполнении какого–либо из них. При обучении владеть мячом показ движений педагогом занимает ведущее место.

Особенности выполнения метания детьми 3–4 лет

Для детей 3–4 лет упражнения в метаниях еще представляют значительную трудность. К 3–м годам дети постепенно усваивает правильную технику движения при броске на дальность. Умение бросать малые мячи в цель детьми данного возраста усваивается труднее.

Особенности метания детей 3–4 лет:

  • исходная поза ребенка при бросании чрезвычайно обобщенная, безразличная по отношению к дальности и направленности броска;

  • неумение развернуть туловище в сторону бросающей руки;

  • неумение хорошо координировать свои движения;

  • замах рукой вялый, не сливается по времени с последующим броском;

  • между замахом и броском нередко отмечается довольно длительная пауза, когда ребенок стремится подойти ближе к цели броска;

  • из-за слабого размаха не могут рассчитать силу броска и расстояние, соблюсти точность направления броска (бросок резкий, с направлением вниз);

  • бросание предметов вдаль производится не столько вперед-вверх, сколько вниз-вперед: это получается оттого, что выбрасывание (выпускание) предмета из руки происходит с запаздыванием;

  • прицеливание у ребенка заключается всего лишь в устремленном взоре в нужную сторону (при броске в цель);

  • метание осуществляют согнутой рукой от плеча, не выпрямляя ее при броске;

Ловят мячи дети данного возраста очень неуверенно из–за неумения определить направление и скорость летящего на встречу мяча, слабой координации движений вообще. При этом дети:

  • заранее выпрямляют сведенные вмести руки навстречу мячу;

  • напрягают руки и плечи, сжимают крепко пальцы или широко расставляет их;

  • стоят без движений и ждут, когда мяч окажется у них в руках.

При прокатывании мяча в прямом направлении, у детей возникают трудности в энергичном отталкивании мяча от себя, а также выполнения отталкивания в нужном направлении – прямо.

Упражнения для формирования навыка метания

Для детей 3–4 лет упражнения в метаниях ещё представляют значительную трудность. К наиболее простым и доступным упражнениям с мячом для детей 3-4 лет относится прокатывание мяча. Дети учатся прокатывать мяч в прямом направлении, друг другу, в ворота. Прокатывание из различных исходных положений сидя ноги врозь, сидя на пятках, стоя ноги врозь. Упражнения для обучения прокатыванию мяча в прямом направлении:

  • прокатывание мяча прямо от ориентира;

  • прокатывание мяча, по скамейке придерживая его рукой;

  • скатывание мяча по наклонной скамейке;

  • прокатывание мяча в ворота;

  • прокатывание мяча между предметами, поставленными на ширине 60 см.

  • прокатывание мяча в цель (боулинг) и т.д.

Наиболее сложные упражнения для детей 3–4 лет являются бросание мяча вверх, вперед–вверх, педагогу, в стену, о землю (в пол) и т.д.

Самые сложные упражнения для детей 3–4 лет – это метание мячей в цель и на дальность. Метание в цель горизонтальную и вертикальную широко используется во второй младшей группе, причем цель находится от детей на расстоянии 1,5–2 м, высота центра мишени 1,2 м. С этой целью в работе с младшими дошкольниками применяются такие упражнения, как:

  • попадание мячом в корзину,

  • попадание мячом обруч,

  • сбивание кеглей и др.

При прокатывании, бросании и ловле мяча вводится выполнение упражнений в парах. Детей учат бросанию мяча двумя руками разными способами: от груди, из–за головы, добивается выполнения броска указанным способом. Проводятся подвижные игры с мячом.

Методические рекомендации по обучению технике метания

При выполнении прокатывания желательно, чтобы малыши не присаживались на корточки, а стояли, наклонившись вперед. Для проведения упражнений парами педагог должен составлять пары детей так, чтобы упражнение было наиболее эффективным. Более правильное сочетание следующее: уверенно катающий мяч ребенок с тем, кто еще плохо выполняет задание, не может точно послать мяч в нужном направлении. Если у обоих детей плохие навыки в прокатывании мяча, то они быстро теряют интерес к упражнению.

Метание вдаль дети выполняют произвольно. При метании вдаль педагог учит детей придавать мячу правильную траекторию метания.

При выполнении броска вверх педагог постоянно напоминает детям, что сначала надо невысоко подбрасывать, а когда упражнение получится, можно бросить и повыше. При ловле мяча, обращает внимание детей на то, что при броске вверх удобнее ловить мяч снизу, в подставленные ладони, с расставленными (свободно) в стороны пальцами; мяч, брошенный вниз, легче поймать, обхватывая его с обеих сторон. Если мяч подскочил слишком высоко, то его можно поймать, подставляя ладони снизу.

Во время обучения метанию необходимо постоянно прибегать к помощи зрительных ориентиров. Педагог должен своевременно усложнять задание.

Особенности выполнения метания детьми 4–5 лет

Возможности детей в бросании и ловле предметов на 5–м г. жизни повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. У них улучшается умение придать силу броску. С развитием силы мышц, в том числе плечевого сустава, растет дальность броска ребенка.

Дети 4–5 лет более уверенно и точно:

  • бросают мяч друг другу и ловят его, что позволяет чаще включать это движение в игры;

  • могут перебрасывать мяч по кругу, стоя на расстоянии 1,5 друг от друга;

  • могут бросить мяч о стену и поймать его (иногда им трудно соразмерить силу толчка с возможностью поймать отскочивший мяч: то бросают слишком вяло, и мяч падает у стены; то бросают сильно и резко, и мяч отскакивает через голову).

Дети данного возраста делают некоторые успехи в ловле предметов, не так напряженно встречают летящий мяч, стараются поймать его кистями. Но по-прежнему дети спешат обхватить мяч всей рукой и прижать к груди.

Упражнения для формирования навыка метания

В средней группе детьми уже накоплен опыт обращения с мячом, поэтому двигательные задания усложняются. Содержание упражнений для детей средней группы (4–5 лет).

Прокатывание мяча:

  • друг другу с расстояния 1,5–2 м;

  • в ворота (ширина 50–40 см) с расстояния 1,5–2 м;

  • с попаданием в предметы (расстояние 1,5–2 м);

  • между палками, линиями, шнурами (длина дорожки 2–3 м).

Бросание мяча:

  • вверх и ловля (не менее 3–4 раз подряд);

  • о землю и ловля;

  • друг другу и ловля его с расстояния 1–1,5 м.;

  • двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2 м);

  • двумя руками из-за головы в положении стоя и сидя;

  • о стену и ловля (в индивидуальных играх).

Отбивание мяча:

  • о землю двумя руками, стоя на месте;

  • о землю одной рукой.

Метание:

  • вдаль правой и левой рукой (к концу года на расстояние не менее 3,5–6,5 м);

  • в горизонтальную цель с расстояния 2–2,5 м правой и левой рукой;

  • в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5–2 м правой и левой рукой.

Методические рекомендации по обучению технике метания

Бросание мяча вверх дети должны выполнять более свободно, ненапряженными, мягкими движениями кисти. Необходимо напоминать детям, что при ловле мяча следует вытягивать руки вперед, как бы встречать летящий мяч, а затем, поймав, мягким движением сгибать руки, подтягивая мяч к себе, но не прижимать его к груди. Хорошо овладевшие этим движением можно считать того, кто сумеет без остановки и потери мяча бросить и поймать его не менее 3–4 раз.

После того как дети научились бросать мяч о землю и ловить его, педагог предлагает стоя отбивать мяч о землю несколько раз подряд без остановки двумя, а затем и одной рукой. В этом движении надо объяснить и показать детям, что мяч следует встречать ладонью с разведенными пальцами, как бы обхватывая и несколько задерживая мяч, мягко давить на него сверху. Дети часто допускают ошибку, хлопая по мячу напряженной ладонью с сомкнутыми напряженными пальцами.

При обучении дошкольников ловли мяча после отскока его от пола необходимо показывать, как держать руки во время ловли мяча: пальцы слегка согнуты "чашечкой", руки полусогнуты, перед грудью.

У детей средней группы улучшается координация движений, умение придать силу броску. Это позволяет педагогу уточнить некоторые элементы техники. Обучая метанию, педагог объясняет и показывает детям правильную позу при метании, обращает внимание на положение туловища, параллельность постановки ног на ширине ступни, бросок мяча вперед-вверх.

Педагог внимательно следит, чтобы метание дети выполняли как правой, так и левой рукой – это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки. Если детей специально не обучать бросать левой рукой, то большинство из них преимущественно будут бросать правой рукой.

В дальнейшем навыки в метаниях предметов на дальность и в цель совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении интересных для детей заданий игрового характера.

Особенности выполнения метания детьми 5–6 лет

В старшей группе навыки метания получают дальнейшее развитие. У детей 5–6 лет уже сформировались определённые навыки в метании, но некоторые из них ещё недостаточно устойчивы. Дети в большинстве случаев умеют:

  • принимать правильное исходное положение;

  • делать правильный замах рукой;

  • разворачивать туловище в сторону бросающей руки;

  • соблюдать точное направление;

  • целенаправленно целиться;

  • соразмерять свои движения с силой и направлением броска;

  • попадать в цель менее случайно;

  • метать с расстояния 2–3 м от цели.

У детей данного возраста нарастает длина броска вдаль.

Большинство детей предпочитают метать предметы более сильной рукой (обычно правой), вследствие чего отмечается значительная разница в результатах бросков правой и левой рукой. Движения бросания и ловли у детей 5 лет более непринужденные, свободные, без лишнего напряжения, в какой–то степени, автоматизированные. Гораздо непринужденнее дети 5 лет бросают мяч вверх, о землю и ловят.

Упражнения для формирования навыка метания

Прежде всего, закрепляются навыки, полученные в предыдущей возрастной группе.

Содержание упражнений для детей старшей группы (5–6 лет)

Прокатывание мяча:

  • с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.);

  • «змейкой» между предметами.

Бросание мяча:

  • вверх, и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд);

  • вверх, и ловля его одной рукой (не менее 4–6 раз подряд);

  • друг другу с хлопком;

  • друг другу и ловля из положения сидя;

  • друг другу и ловля с поворотом кругом;

  • друг другу и ловля с отскоком от земли;

  • друг другу и ловля в движении;

  • набивного мяча (вес до 1 кг) двумя руками от груди и из-за головы.

Отбивание мяча:

  • о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд);

  • о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5–6 м.;

  • о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед;

  • о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.

Метание:

  • в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3–4 м.;

  • в вертикальную цель (цель которой на высоте 2 м от земли) правой и левой руки;

  • вдаль предметов разного веса правой и левой рукой.

Забрасывание мяча:

  • в баскетбольную корзину.

В старшем возрасте дети учатся выполнять:

  • броски разными способами: снизу, от груди, от головы, из-за головы одной рукой, под углом и т.д.;

  • разные виды замаха (круговой замах рукой с поворотом туловища, круговой замах перед грудью и др.).

Методические рекомендации по обучению технике метания

Упражнения с мячами выполняются детьми:

  • одновременно всей группой (бросание вверх, о землю и ловля, отбивание);

  • половиной группы (катание, перебрасывание, метание вдаль) или колоннами (метание в цель).

Используя полученные детьми в предыдущих группах навыки катания, педагог добивается, чтобы дети точно придерживались направления и дифференцировали свои усилия в зависимости от того, на каком расстоянии расположены предметы, между которыми необходимо прокатить мяч. Дети должны понять, что успех упражнения обеспечивается не столько сильным и энергичным толчком, сколько частыми несильными толчками. Мяч или шарик не должен укатываться далеко в сторону.

В подготовительной группе процесс формирования метания приобретает законченную форму, происходит работа над техникой выполнения метания, слитностью.

Добиваясь сознательного овладения тем или иным способом метания, педагог предлагает ребенку рассказать, как он намерен бросить предмет. По мере освоения упражнений дети играют в игры, основанные на различных видах метания (кольцеброс, городки и т.д.)

Педагог напоминает, чтобы дети были внимательны при приеме мяча, объясняет, что тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Он должен следить за направлением летящего мяча, правильно рассчитывать и выполнять движение – сделать шаг вперед или, наоборот, отойти дальше, сместиться в сторону, присесть, подпрыгнуть.

Педагог продолжает следить за тем, чтобы дети упражнялись как правой, так и левой рукой.

С расширением возможностей детей им предлагаются задания творческого порядка – придумать новые комбинации игры с мячом. Навыки в метаниях предметов на дальность и в цель совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении интересных для детей заданий игрового характера.

Метание на дальность и в цель совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении интересных для детей заданий игрового характера.

Особенности выполнения метания детьми 6–7 лет

На седьмом году жизни движения детей становятся более точными и координированными. У детей 6–7 лет при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Дошкольники в этом возрасте:

  • свободно держат мяч, передают его и бросают;

  • умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его;

  • становятся правильнее и свободнее, достигая определенного уровня совершенства в таких движениях с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель.

Ребенок седьмого года жизни в состоянии понять сущность упражнений с мячом:

  • во время таких упражнений он должен уметь определить расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость;

  • уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры.

Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных взаимодействий играющих в коллективе детей.

В этом возрасте ещё наблюдается значительная разница в качестве выполнения метания и в количественных показателях при метании правой и левой рукой (худшие показатели при метании левой рукой). В развитии навыка метания у детей более четко выявляются половые различия: лучшие показатели у мальчиков, чем у девочек.

Упражнения для формирования навыка метания

Упражнения в метаниях предметов для детей 6–7 лет значительно усложняются. На базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами.

Прокатывание мяча:

  • друг другу набивного мяча.

Бросание мяча:

  • вверх, и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд);

  • вверх, и ловля одной рукой (не 10 раз подряд);

  • друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении;

  • друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа;

  • набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.

Отбивание мяча:

  • о землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд;

  • о землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстояние 6–8 м;

  • о землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении;

  • о землю, продвигаясь по кругу;

  • о землю, двигаясь «змейкой»;

  • через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола).

Метание:

  • в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 4–5 м;

  • вдаль на расстояние 6–12 м правой и левой рукой;

  • в вертикальную цель правой и левой рукой;

  • в цель из исходных положений стоя на коленях, сидя, лежа;

  • в движущую цель правой и левой рукой;

  • даль с нескольких шагов;

  • вдаль и вверх предметов разного веса и формы.

Забрасывание мяча:

  • в баскетбольную корзину с места и с2-3 шагов.

Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями:

  • с отскоком от земли;

  • с поворотом кругом;

  • по косому направлению;

  • с перепрыгиванием через отскочивший мяч.

В данном возрасте совершенствуется техника бросков разными способами и разные виды замаха. Активно используются подвижные игры и игры с элементами спортивных игр.

Методические рекомендации по обучению технике метания

В подготовительной группе педагог старается закрепить правильные способы выполнения детьми катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль. Значительно возрастает при этом роль самостоятельных действий с мячом. Хорошее владение мячом, позволяет предложить детям более сложные задания. Обязательно предусматривается обучение ведению мяча правой и левой рукой. Закрепляются навыки бросания и метания в играх, объединяющих подгруппы детей. Шире следует применять и спортивные упражнения. У игровой стенки дети совершают свои движения, сами могут придумать интересные способы отбивания и ловли мяча: из–под руки, стоя спиной и т.п.

У детей 6–7 лет ведущее место занимают объяснения и указания. От них уже можно требовать сознательного выполнения движения.

Список литературы:

  1. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя дет. сада/ Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
  2. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. ин–тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ А. В. Кенеман, Д.В.Хухлаева – изд. 2–е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
  3. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду 3–е изд., перераб/ Т. И. Осокина Т.И. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
  4. Осокина, Т.И. Физические упражнения для дошкольников / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. – Издание 2–е, дополненное. – Москва: Просвещение, 1971. – 159 с.
  5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
  6. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. для пед. уч–щ по спец. 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и 2002 "Дошк. воспитание" / Д. В. Хухлаева. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с
  7. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Шебеко. – Минск: «Вышэйшая школа», 2010. – 288 с.
13.11.2019