Средство – это разнообразные действия, с помощью которых достигается поставленная цель.
Средствами в физическом воспитании называют совокупность двигательных действий и их комплексов, факторы, предметы, которые используются с целью достижения гармоничного физического развития человека.
К средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.
Гигиенические факторы содействуют укреплению здоровья и повышают эффект воздействия физических упражнений на организм детей, стимулируют развитие адаптивных свойств организма. К гигиеническим факторам относятся:
режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания;
гигиена личная, одежды, обуви;
гигиена участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов, инвентаря и пособий;
правильное освещение.
Использование гигиенических факторов в физическом воспитании можно разделить на две группы:
Средства, включаемые в процесс занятия физическими упражнениями: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, создание внешних условий для занятий физическими упражнениями. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение упражнений и развитие физических качеств. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний.
Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность ребенка вне процесса занятий по физическому воспитанию, и создают предпосылки для полноценных занятий физическими упражнениями. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребёнка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Соблюдение режима приучает детей к организованности, дисциплинированности.
Естественные силы природы воздействуют на саму природу человека и приводят к различным функциональным изменениям в его организме, поэтому являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. К естественным силам природы относятся:
солнце;
воздух;
вода.
В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям.
Как сопутствующие факторы. Занятия на свежем воздухе, в лесу, на солнце вызывают у детей положительные эмоции, больше поглощается кислорода, активизируются биологические процессы, повышаются функциональные возможности всех органов и систем, что, в свою очередь, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.
Как относительно самостоятельные средства. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды и т.д.) вызывают определенные биохимические изменения в организме. Это имеет огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. В результате такого закаливания организм ребенка приобретает способность своевременно реагировать на разнообразные изменения метеорологических факторов. Кроме этого, солнце, например, стимулирует выработку необходимого количества витамина D; инфракрасное излучение солнца стимулирует работу головного мозга и зрительного аппарата и т.д. Фитонциды, содержащиеся в воздухе лесов и парков, обладают выраженным антимикробным действием (подавляют размножение болезнетворных бактерий) и т.д.
Физические упражнения – это двигательные действия и их комплексы, систематизированные для развития физических способностей (качеств), органов и систем человека, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
По классификации Т.И. Осокиной к физическим упражнениям относятся: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.
Игры:
подвижные (сюжетные, бессюжетные);
элементы спортивных игр (городки, баскетбол, настольный теннис, хоккей, бадминтон).
Спортивные упражнения:
летние (катание на велосипеде, самокате, плавание);
зимние (катание на коньках, санках, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам).
Простейший туризм:
пеший;
лыжный.
Гимнастика:
В системе физического воспитания дошкольника широко применяется гимнастика. Она направлена на укрепление здоровья, общую физическую подготовленность, закаливание организма детей.
Содержание гимнастики составляют:
основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие);
общеразвивающие упражнения;
построения и перестроения;
танцевальные упражнения.
Основные движения – это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной жизнедеятельности. К основным движениям относятся: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие. Причем равновесия является постоянным и необходимым компонентом всех движений, т.к. характеризуется устойчивым положением человеческого тела.
Все формы движения взаимосвязаны между собой: более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения, которые связаны с перемещением тела и его частей в пространстве, им присущ динамический характер.
В нервной регуляции основных движений принимают участие различные отделы центральной нервной системы, включая и кору больших полушарий головного мозга. Все основные движения включают в работу очень большое число мышц и за счет этого активизируют все функции организма, что способствует физическому развитию ребенка и оказывает оздоровительный эффект.
Разнообразие основных движений дает возможность развивать и совершенствовать двигательные способности: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость.
Развитие и совершенствование основных движений влияет на формирование различных ориентировок:
в пространстве (направление движения, удаленности и месторасположения предметов, глазомер);
во времени (длительность упражнений, последовательность его фаз, выполнение движений в определенном темпе);
при движении в коллективе (нахождение своего места в движении, при построении и перестроении);
при изменяющихся условиях.
Каждое средство физического воспитания влияет на организм ребенка по–разному, согласно своей специфике, а также оказывает неповторимое воздействие на умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание личности. Поэтому, полноценное физическое воспитание достигается только при комплексном применении всех средств.
Формирование основных движений – одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры.
Ходьба – циклический вид движения. Главным элементом техники ходьбы являются шаги, с помощью которых человек передвигается. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов правой и левой ногой.
Последовательность этих движений следующая:
перенос вперед одной ноги, в то время как другая опирается на почву;
опора о почву обеими ногами;
перенос вперед другой ноги; опора о почву обеими ногами.
Затем начинается новый цикл в той же последовательности. Чередующиеся шаги левой и правой ногой многократно повторяются. Такие повторяющиеся движения называют циклическими. Двойной шаг (шаг с правой ноги и с левой) составляет один цикл движений.
При ходьбе сокращение мышц чередуется с относительно продолжительным их расслаблением. Это позволяет ходить достаточно длительное время без утомления.
Движения плечевого пояса и рук способствуют сохранению равновесия при ходьбе. Их движения должны согласовываться с движениями ног следующим образом: при выносе правой ноги вперед правая рука отводится назад и, наоборот, при выносе левой ноги вперед левая рука отводится назад.
Правильная обычная походка характеризуется следующими признаками: туловище сохраняет вертикальное положение, плечи развернуты, живот подобран, голова слегка приподнята (зрительный контроль пути на 2–3 м. от ног). Дыхание ритмичное, спокойное через нос. Шаги равные, в определенном направлении и ритме, координация движений рук и ног правильная.
Умение ходить формируется у ребенка к концу первого года жизни. В этот период малышу трудно сохранять равновесие из–за колебаний общего центра тяжести (он раскачивается, туловище излишне наклоняется вперед). Шаги неуверенные, неравномерные, стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, руки мало участвуют в движении. Но постепенно навык ходьбы совершенствуется.
В возрасте 2–3 лет пропорции тела ребёнка и расположение его центра тяжести не обеспечивают достаточной устойчивости при перемещении. По этой причине, ходьба детей этого возраста имеет следующие характерные особенности:
во время ходьбы дети широко расставляют ноги для увеличения площади опоры;
широкая постановка стоп сопровождается зачастую поворотом их внутрь, косолапостью;
часто наблюдается параллельная постановка стоп;
постановка стопы на землю, по причине недостаточной гибкости, производится без переката с пятки на носок: ребенок наступает всей ступней, шлепает ею;
в коленях ноги согнуты;
недостаточный вынос конечностей вперёд во время ходьбы: слабый вынос ноги вперед, чем обусловлен короткий шаг;
неравномерность длины шагов;
шаркают ногами;
для удержания равновесия делают вспомогательные движения рук: разводят в стороны, заводят за спину, поднимают вверх;
несогласованность в движениях рук и ног: ходят, вынося вперед одноименные руку и ногу, у многих руки просто не принимают участия в движении;
передвигаются быстро, так как при быстром перемещении легче удерживать устойчивость тела;
неравномерный темп передвижения;
при ходьбе наблюдается некоторый наклон туловища вперед;
раскачиваются из стороны в сторону;
отсутствует умения соблюдать указанные направления.
При этом дети уже умеют:
перешагивать через невысокие предметы;
ходить по ограниченной площади (по узкой дорожке, доске и т.д.);
удерживать правильную осанку.
Ходьба:
группкой (стайкой) за воспитателем в определенном направлении;
по кругу;
врассыпную;
обходя предметы;
парами друг за другом;
с перешагиванием линии, палки и т.д.;
приставными шагами вперёд;
на носках;
с ускорением;
держа в руках ленточку, флажок и т.д.
В обучении ходьбе большое место занимают имитационно–подражающие упражнения, такие как:
«пойдем тихо, как мышки»;
«пойдем легко, как кошечки».
упражнения двигательно-игрового характера:
«пойдем к кукле в гости»;
«принеси игрушку»;
«маршируем с флажком» и т.д.
Такие упражнения привлекают детей своей эмоциональностью и лёгкостью понимания и исполнения.
Важно детей данного возраста учить во время ходьбы:
сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку;
не опускать голову вниз (при правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка);
не смотреть под ноги;
выше поднимать ноги и не шаркать ногами;
ходить легко;
соблюдать координацию движения рук и ног;
свободно двигать руками;
ориентироваться в пространстве: не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.
В данной возрастной группе широко используется метод показа с методами использования слова. Педагог сам показывает упражнение, сопровождая словами, уточняющими технику движения, или использует метод рассказа, содержание которого педагог воплощает в движения, которые он демонстрирует. Дети подражают ему и стараются выполнить упражнение так же. Но не следует показывать то, что дети могут выполнить самостоятельно.
В данном процессе важны комментарии педагога, его подсказки детям, как нужно идти (смотреть вперед, не шаркать ногами и т.п.). Необходимо добиваться точного выполнения детьми задания, так как, стараясь выполнить упражнения, малыши увлекаются, и в процессе действия забывают о поставленной задаче. Необходимо напоминать им, что они должны сделать, сопровождая его действия словами: «Высоко подними ножку, перешагни через кирпичик и т.д.» Для большего понимания, что от ребёнка требуется, педагог движением руки может обозначить то место, куда ребенок, например, должен поставить ногу (похлопать рукой по полу).
При выполнении задания малыши проявляет старательность, они должны знать не только то, какое движение выполняют, но и как это делают, каким должен быть результат. Поэтому в процессе выполнения движений надо оценивать каждого ребенка индивидуально.
Развитию пространственной ориентировки служат зрительные ориентиры (игрушки, ленточки и т.д.).
В возрасте 3–4 лет дети еще сохраняют многие черты ходьбы детей первой младшей группы. А именно:
ноги остаются в ходьбе полусогнутыми;
постановка стоп остается параллельной;
не сформирована ступня, малыши опускают на почву всю стопу, шлепают ею, слабо отталкиваются носком в конце шага, походка остается тяжелой;
шаркают ногами;
остаются вспомогательные движения: боковые раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия;
у части детей ещё отмечается несогласованность в движениях рук и ног;
длина шагов и темп движения продолжают оставаться неравномерными;
при ходьбе ребёнок опускает голову и плечи, смотрит себе под ноги;
туловище наклонено вперёд;
недостаточная четкость движений;
трудности при соблюдении указанного направления;
плохо используется пространство зала.
ходьба становится уверенней и четче;
уменьшаются боковые раскачивания и повороты плеч в сторону шага;
свободнее делаются движения рук;
согласованное движение рук и ног при ходьбе у детей 3 лет отмечается уже в 25%, к 4 годам оно отмечается более чем у половины детей;
некоторые изменения наблюдаются и в постановке ног – стопы располагаются уже ближе к линии направления движения;
темп начинает стабилизироваться;
несколько возрастает скорость ходьбы;
значительно улучшается пространственная ориентировка в ходьбе;
дети свободнее двигаются в коллективе, но еще плохо используют пространство комнаты, площадки, теснятся, вместо того чтобы разойтись подальше друг от друга.
В данном возрасте детям для выполнения дают разнообразные задания, которые укрепляют мышцы ног, развивают умение сохранять равновесие, координировать движения рук и ног. К упражнениям, используемым в первой младшей группе, добавляется ходьба:
обычным шагом небольшими группами в указанном направлении, без сопровождения воспитателем;
друг за другом в колонне;
по периметру зала с разным положением рук;
на носках с различной шириной шага;
приставными шагами вперёд и в стороны
с выведением прямых ног вперед-вверх;
на прямых ногах;
змейкой;
высоко поднимая колени и т.д.
в процессе выполнения заданного упражнения быстро останавливаться по сигналу и т. д.
К ходьбе детей этого возраста требования становятся более четкими и конкретными.
В обучении ходьбе большое место, как и в первой младшей группе, занимают имитационно–подражающие упражнения и упражнения двигательно–игрового характера. Однако необходимо помнить, что имитация движений имеет и свои отрицательные стороны: движение при этом выполняется обычно не точно, соблюдается лишь общая его схема и поэтому нужно постоянно исправлять замеченные ошибки.
Детям дается больше самостоятельности в выполнении уже изученных упражнений.
Развитию пространственной ориентировки служат зрительные ориентиры и ходьба в заданном направлении.
Вводится специальная терминология: название упражнений, движений, исходных положений, направлений в пространстве и т.д., для дальнейшего сотрудничества педагога и детей на основе кратких и понятных по смыслу слов.
Положительную роль играет музыкальное сопровождение, вызывающее у малышей эмоциональный подъем, помогающий им регулировать ритм, темп, амплитуду движений.
Учитывая, что естественные силы природы усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, то в данном возрасте целесообразно проводить занятия на свежем воздухе, используя такие упражнения, как ходьба босиком по траве, песку, гравию, воде разной температуры и т.д.
В целом ходьба ребенка данного возраста еще недостаточно совершенна:
туловище недостаточно выпрямлено;
плечи все еще чрезмерно напряжены или опущены;
часто наблюдается отсутствие правильной, непринужденной осанки;
как и в предыдущем возрасте, наблюдается параллельная постановка ног;
неполное выпрямление ног, особенно толчковой;
часть детей шаркают ногами;
движения рук ещё скованные, неритмичные, выполняются с маленькой амплитудой;
дети ещё не умеют придерживаться определенной дистанции в ходьбе друг за другом и часто отстают от впереди идущего;
наблюдается неравномерный темп передвижения.
увеличивается длина шага, устанавливается определенная ритмичность шагов, продолжает нарастать скорость ходьбы;
у многих впервые появляется перекат с пятки на носок, что, в свою очередь, способствует отталкиванию носком от почвы (пола);
можно отметить сравнительно хорошее соотношение между движениями рук и ног;
голова при ходьбе приподнята, поставлена ровно, ребенок во время ходьбы смотрит вперед;
походка становится легче;
ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления.
уже достаточно непринужденно и свободно дети ориентируются в коллективе во время ходьбы;
дыхание ритмичное, спокойное;
детям уже знакомы разные способы ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, ходьба приставным шагом и др.), они умеют ими пользоваться в быту и играх.
В данном возрасте важно закреплять и совершенствовать уже полученные умения и навыки ходьбы, а также осваивать новые виды ходьбы. В этой группе вводится ходьба:
мелким и широким шагом;
с разным положением рук;
с изменением темпа и направления (по указанию педагога);
на носках, пятках, внешней или наружной стороне стопы и т.п. с изменением положения рук;
с мешочком на голове (руки на поясе или в стороны);
«змейкой» между расставленных предметов и т.д.;
в полуприседе;
приставным шагом в разных направлениях;
по наклонной плоскости, на уменьшенной площади (по узкой дорожке, по гимнастической скамейке и т.д.);
спиной вперед;
ходьба врассыпную с нахождением своего места в колонне;
ходьба в колонне по одному с обозначением поворотов на углах зала (площадки);
ходьба в чередовании с бегом;
с переступанием через более высокие предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35–45 см и т.д.
Путем систематических упражнений педагог пытается устранить ошибки, которые дети допускают при ходьбе.
Показ и объяснение на разных этапах обучения имеют различное соотношение. Вначале добиваются, чтобы у детей создалось правильное представление о выполняемом движении. Впоследствии в процессе совершенствования движения показ применяется эпизодически, а объяснения приобретают характер указаний о его выполнении в лаконичной и доступной форме. В дальнейшем, с обогащением двигательного опыта детей, слово приобретает все большее значение. При этом надо помнить, что нечеткие, непонятные объяснения, требования и задания дети выполняют с грубыми ошибками.
В процесс обучения постоянно вводится новая спортивная терминология. Предъявляются более высокие требования к координации движений.
Навыки правильной ходьбы еще недостаточно прочные и легко могут нарушаться:
при фиксации внимания ребенка на те или иные ее детали;
дети теряются во время выполнения индивидуальных заданий, движения их становятся скованными, неритмичными;
в ряде случаев отсутствует согласованность в движениях рук и ног;
еще отмечается неравномерность в темпе движения.
координация движений улучшается;
согласованное движение рук и ног отмечается более чем у 70% детей;
уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом;
хорошая ориентировка при передвижениях группой;
большинство детей ходят ритмично, четко, с хорошей осанкой и координацией движений.
В старшем дошкольном возрасте движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. В данном возрасте следует формировать прочные двигательные навыки, стремиться к полному автоматизму в их выполнении. Все элементы ходьбы быстро и правильно только в том случае, когда ребенок периодически упражняется в их выполнении.
Упражнения в старшем дошкольном возрасте усложняются и вводятся новые, такие, как:
в полуприседе с разным положением рук и туловища;
в приседе;
ходьба гимнастическим шагом;
скрестным шагом;
с ритмическим притопыванием во время ходьбы;
с выпадами;
с закрытыми глазами;
ходьба с различными заданиями, выполняемыми по сигналу: на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами (например, гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью, с мешочком на голове (массой 500 г и т.д.);
с дополнительными движениями рук, с предметами;
ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна) и т.д.
Педагог добивается правильной техники ходьбы во всех освоенных и новых движениях и постоянно напоминает детям о необходимости соблюдать:
правильную осанку;
энергичное движение руками;
координацию рук и ног;
правильное дыхание (3 шага – глубокий вдох через нос; 4 шага – длительный выдох).
В обучении ходьбе старших дошкольников уже большее место занимает объяснение правильных навыков, сознательное стремление детей двигаться красиво, легко, ритмично, с хорошей осанкой. Правильное выполнение ходьбы в значительной степени обусловлено четким руководством воспитателя, его умением задать правильный темп, предвидеть возможности появления ошибок и вовремя устранить их. Темп ходьбы чаще всего регулируется хлопками, ударами в бубен, барабан, подсчетом. По возможности можно использовать музыкальное сопровождение. Музыка способствует равномерному, легкому и красивому передвижению детей. Ускоряя или замедляя темп, увеличивая или уменьшая громкость звучания, педагог обучает детей быстрой и медленной ходьбе, различным ее видам (на носках, на пятках, в приседе и т. п.). Для детей данного возраста полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д.
Только у некоторых детей наблюдаются отдельные недостатки в ходьбе. Основными из них являются:
небрежное, расслабленное положение корпуса;
вялые движения рук;
неправильная постановка стоп (одни дети косолапят, другие чрезмерно разводят носки наружу);
очень редко встречается несогласованные движения рук и ног.
Ходьба ребенка 7-го года жизни достаточно экономична и красива
К 7 годам почти у 100% детей отмечается:
согласованное движение рук и ног;
увеличивается длина шага;
замедляется темп ходьбы;
увеличивается скорость ходьбы на расстояние.
В целях совершенствования ходьбы детям 6–7 лет предлагаются выполнять все виды ходьбы с более усложненными элементами. Например, ходьба в колонне по одному, по два, по три, в шеренге; ходьба в сочетании с другими видами движения и т.д.
К большинству детей можно предъявить высокие требования:
положение тела должно быть ненапряженным;
туловище и голова держатся прямо;
плечи слегка отведены назад;
движения рук и ног свободны и естественны, чередуются они перекрестно;
толчковая нога сзади выпрямляется, после отталкивания нога сгибается в колене, выносится вперед и мягко «шагает» на пятку с последующим перекатом на всю ступню и носок, в момент постановки ноги на почву колено слегка сгибается, амортизируя толчок;
все движения легкие, точные и энергичные.
У детей 6–7 лет ведущее место занимают объяснения и указания. От них уже можно требовать сознательного выполнения движения. Дети, которые понимают, что от них требуется, могут правильно объяснить выполнение движения, быстрее овладевают им и меньше допускают ошибок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.