Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, развитие в ребёнке его лучших качеств, учитывая особенности его личности. Одним из важнейших направление работы учителя является развитие критического мышления учащихся. Педагог должен так спроектировать учебное занятие, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, представить условия для осмысления нового материала.
Одним из приемов развития критического мышления является шестиугольное обучение. Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.
Целью этого метода является формирование у учащихся мотивации к обучению, пробуждение исследовательской, творческой активности, самостоятельности. Этот метод позволяет задействовать уже имеющиеся у учащихся знания, создать условия для осмысления нового материала в активной форме, что приводит к повышению эффективности занятий. Ученики намного лучше воспринимают новые учебные идеи, если они связывают их с прошлыми знаниями. Доказательством прочного усвоения учебного материала учащимися является оперирование прошлыми знаниями, их применение в новых условиях, выполнение операций сравнения, анализа, синтеза полученных знаний.
Знакомство российского педагогического сообщества с данной методикой началось со статьи кандидата исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология».
История возникновения метода восходит к математической игре «Гекс». Это математическая игра на ромбической доске, имеющей гексагональную сетку.
Её придумали независимо друг от друга 2 человека— Пит Хейн в Дании (1942) и Джон Нэш в США (1948). В 1942 году Пит Хейн размышлял над одной из важнейших математических проблем, и ему пришла в голову идея игры в гекс. Идея игры так его увлекла, что Пит Хейн рассказал о ней своим слушателям во время лекции. Игра заинтересовала не только автора, и вскоре её правила опубликовала газета «Политикен».
Постепенно игра завоёвывала интерес в стране, и гекс стал очень популярным в Дании. Гекс в то время называли «Многоугольники» и играли в эту игру ещё не на досках, а на бумаге. Для того чтобы облегчить создание игрового поля, многие фирмы стали изготавливать специальные блокноты для игры с заранее напечатанными изображениями досок и продавать их любителям игры.
Автор методики шестиугольного обучения, учитель истории Рассел Тарр, для того, чтобы облегчить распечатку шестиугольников, создал шаблон, которым может воспользоваться каждый учитель (https://www.classtools.net/hexagon/).
Использование данной методики в работе позволяет:
Каждый учитель хочет видеть результат своей работы: что учебный материал хорошо усвоен учениками, что они уверенно оперируют изученным материалом, могут применять знания в новых условиях.
В основе метода шестиугольного метода обучения лежит использование шестиугольных карточек. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям.
Эта форма позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Способность выбирать, определять приоритеты, классифицировать и связывать доказательства — ценные навыки для человека. Использование шестиугольников является особенно простым и эффективным способом развития этих навыков. Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся.
Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы
Есть несколько вариантов использования данной технологи:
Вариант 1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику (текстовая, картинка, фото).
Вариант 2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой.
Это тот случай, когда можно дать ученикам время для углубленного изучения материала, для погружения в учебную проблему. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
Вариант 3. Часть шестиугольников оставить пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выделить главное, сопоставить и проанализировать изученный материал. Здесь можно предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.
Вариант 4. Работа в группах, парах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются ими и стараются собрать мозаику своих товарищей.
Вариант 5. Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
Вариант 6. Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.
Вариант 7. Учащиеся выделяют наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и объясняют свой выбор.
Вариант 8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.
Ученики должны соединить шестиугольники. Здесь может возникнуть много различных связей. Возможно использование в шестиугольниках не только текста, но и изображений.
Таким образом, ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Ученики обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Целесообразно собирать шестиугольники на клейкой бумаге.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой:
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ → ПОЛУЧЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ → ОСМЫСЛЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ СВЯЗЕЙ → РЕФЛЕКСИЯ
Первая стадия – актуализация имеющихся знаний. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
Вторая стадия–– получение новой информации на основе имеющихся знаний. Эта стадия позволяет ученику:
Третья стадия –– осмысление, установление понятийных связей. На этой стадии происходит:
Четвертая стадия – рефлексия. Здесь основным является:
Плюсы и минусы шестиугольного обучения
Каждый учитель получает наибольшее наслаждение тогда, когда он видит результаты своей работы. При использовании технологии шестиугольного обучения учебный материал усваивается учениками, они оперируют прошлыми знаниями, применяют их в новых условиях, свободно выполняют операции сравнения, анализа, синтеза новых знаний.
Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.
Плюсы шестиугольного обучения:
Минусы:
Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.