Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках информатики
Оценка 5

Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках информатики

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках информатики

Критическое мышление – мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность обучающихся для достижения поставленных учебных целей.

Метод шестиугольного обучения можно широко использовать на уроках математики при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а также во внеурочной деятельности. Варианты использования метода разнообразны. Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать обучающегося, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Варианты использования технологии шестиугольного обучения

Вариант 1.

Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить обучающимся собрать мозаику, т.е. дети получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать слова, текст формулы. Обучающиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, обучающимся надо собрать единое целое.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Информация. Виды информации».

Поставим следующие задачи: личные единицы

  • усвоить, что такое информация, как представляется и передается информация.

Набор №1.

  • два шестиугольника с надписью «информация»;
  • один шестиугольник с надписью «базовое понятие информатики»;
  • пять шестиугольников с элементами определения информации;
  • четыре шестиугольника с формами представления и передачи информации.

Обучающиеся должны распределить шестиугольники на две группы по какому-то признаку и выложить их к граням нужных шестиугольников. В процессе изучения нового материала, обучающиеся группируют предложенные гексы: определение информации и форма передачи информации. Сначала соединяют гексы с надписями «информация» и «базовое понятие информатики». Затем вокруг гекса «информация» выкладывают элементы определения: «сведения о», «предметах», «событиях», «явлениях». Затем дети подбирают гексы, на которых записаны формы передачи информации, и выкладывают их к соответствующим шестиугольникам. После того как гекс составлен, обучающиеся защищают свою работу.

Это задание можно предложить при изучении новой темы, а также для закрепления материала. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах.

Обучающиеся получают хаотично расположенные шестиугольники.

Обучающиеся получают хаотично расположенные шестиугольники

Вариант составленного обучающимися гекса.

Пример составленного учениками гекса.

Набор №2.

  • один шестиугольник с надписью «информация»;
  • один шестиугольник с надписью «по способам восприятия»;
  • один шестиугольник с надписью «по форме представления»;
  • один шестиугольник с надписью «зрительная»;
  • один шестиугольник с надписью «звуковая»;
  • один шестиугольник с надписью «вкусовая»;
  • один шестиугольник с надписью «тактильная»;
  • один шестиугольник с надписью «информация о запахах»;
  • один шестиугольник с надписью «текстовая»;
  • один шестиугольник с надписью «графическая»;
  • один шестиугольник с надписью «слух»;
  • один шестиугольник с надписью «зрение»;
  • один шестиугольник с надписью «обоняние»;
  • один шестиугольник с надписью «осязание»;
  • один шестиугольник с надписью «вкус».

Ученики должны сгруппировать гексы и выложить их к граням нужных шестиугольников.

В процессе изучения нового материала, обучающиеся замечают, что часть гексов содержит виды информации по способам восприятия, а часть – по форме представления. Определяют две группы, на которые можно разбить предложенные гексы: «По способам восприятия» и «По форме представления» выкладывают гексы с названиями многоугольников вокруг гекса «информация»; гексы с видами информации по способам восприятия – вокруг гекса с названием «по способам восприятия» и гексы с видами информации по форме представления – вокруг гекса с названием «по форме представления». После того как гекс составлен, обучающиеся защищают свою работу.

Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по теме «Информация. Виды информации». Задание можно выполнить по вариантам, в группах.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы

Пример составленного обучающимися гекса

Пример составленного учениками гекса.

Набор №3 (гексы из набора 1 и 2).

  • два шестиугольника с надписью «информация»;
  • один шестиугольник с надписью «базовое понятие информатики»;
  • пять шестиугольников с элементами определения информации;
  • один шестиугольник с надписью «по способам восприятия»;
  • один шестиугольник с надписью «по форме представления»;
  • один шестиугольник с надписью «зрительная»;
  • один шестиугольник с надписью «звуковая»;
  • один шестиугольник с надписью «вкусовая»;
  • один шестиугольник с надписью «тактильная»;
  • один шестиугольник с надписью «информация о запахах»;
  • один шестиугольник с надписью «текстовая»;
  • один шестиугольник с надписью «графическая»;
  • один шестиугольник с надписью «слух»;
  • один шестиугольник с надписью «зрение»;
  • один шестиугольник с надписью «обоняние»;
  • один шестиугольник с надписью «осязание»;
  • один шестиугольник с надписью «вкус».

Обучающиеся должны распределить названия и выложить их к граням нужных шестиугольников. В пустые гексы обучающиеся вписывают названия, фразы, которые считают необходимыми в данном случае или изображают необходимые фигуры. После того как гекс составлен, обучающиеся защищают свою работу.

Это задание можно предложить для закрепления материала по указанной теме и на обобщающих уроках. В классе с высоким уровнем обученности по предмету данное задание можно предложить при изучении новой темы. Задание можно выполнить по вариантам, в группах. В ходе выполнения задания могут быть использованы не все гексы.

Вариант 2.

Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы обучающиеся могли выразить своё мнение по заданным вопросам. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать обучающимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Основные устройства компьютера».

Поставим следующие задачи:

  • выяснить название и назначение основных устройств компьютера;
  • научиться различать основные устройства компьютера.

Набор №1

- пустые шестиугольники.

Обучающиеся должны изучить основные устройства компьютера, их назначение и вписать в шестиугольники названия и назначение устройств. Когда работа по составлению гекса закончена - объяснить свой выбор. Шестиугольники выкладываются постепенно, по мере изучения теоретического материала. Данный вид работы уместен при изучении нового материала.

Ученики получают пустые гексы.

Обучающиеся получают пустые гексы

Пример составленного обучающимися гекса.

Пример составленного учениками гекса.

Набор №2.

  • пустые шестиугольники и карточки с названиями действий;
  • пять шестиугольников с названиями дополнительных устройств, в которых пропущены буквы.

Обучающиеся должны изучить теоретический материал, вписать в пустые шестиугольники названия устройств, изображение устройств. Выложить гексы с названиями к гексу, на котором указано соответствующее действие. В результате обучающиеся объясняют свой выбор, рассказывают правило. Данный вид работы уместен при закреплении и обобщении изученного. Работу можно выполнять в группах, индивидуально. (курсивом выделены записи, которые должны сделать обучающиеся). Задание можно усложнить, предложив обучающимся найти соответствующие изображения названных устройств и вставить изображения в пустые гексы.

Аналогичную работу с гексами можно предложить по работе с дополнительными устройствами вывода информации (принтер, колонки, наушники).

Обучающиеся получают хаотично расположенные пустые гексы и гексы с примерами.

Обучающиеся получают хаотично расположенные пустые гексы

Пример составленного обучающимися гекса.

Пример составленного учениками гекса.

Вариант 3.

Работа может быть, как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются информацией и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые обучающиеся сделают самостоятельно.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Клавиатура».

Поставим следующие задачи:

  • изучить группы клавиш;
  • научиться работать с клавиатурой.

Набор №1 (группа 1).

  • одиннадцать шестиугольников желтого цвета: «для ввода текста и чисел»; «меняют действие других клавиш», «пробел», «Caps Lock», «Shift», «Enter», «в разных программах действие разное», «перемещают курсор», «действие клавиш», «группы клавиш», «ввод чисел и знаков арифм. действий»;
  • девять шестиугольников синего цвета: «разделение слов», «алфавитно-цифровые», «режим только прописных (строчных) букв», «управляющие», «управления курсором», «регистр», «цифровые», «функциональные», «перевод строки «ввод)».

Гексы располагаются хаотично. Обучающиеся должны изучить группы клавиш, их назначение и выложить шестиугольники так, чтобы одна группа гексов определяла группы клавиш. Вторая группа гексов будет посвящена практическим действиям с клавиатурой. Систематизируя и складывая гексы, дети заметят, что пара «вопрос-ответ» всегда разного цвета. Работа осложняется тем, что остается один «лишний» гекс - «регистр». Обучающимся предлагается объяснить, почему данное выражение оказалось неиспользованным. После завершения составления гекса, обучающиеся защищают свою работу. Это задание можно предложить при изучении нового материала.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы

Пример составленного обучающимися гекса.

Пример составленного учениками гекса.

Набор №2 (группа 2).

  • пять шестиугольников синего цвета: «алфавитно-цифровые», «управляющие», «управления курсором», «цифровые», «функциональные»;
  • четырнадцать шестиугольников синего цвета с названиями клавиш;
  • пять шестиугольников синего цвета с примерами;
  • пять пустых шестиугольников синего цвета.

Гексы располагаются хаотично. Обучающиеся должны изучить клавиатуру и выложить шестиугольники таким образом, чтобы каждый гекс был посвящен конкретной группе клавиш. В пустые гексы обучающиеся должны вписать свои примеры. Работа осложняется тем, что обучающиеся должны самостоятельно подобрать примеры и показать знание и умение работать с клавиатурой. По завершении работы следует защита. Это задание можно предложить при изучении нового материала.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы

Пример составленного обучающимися гекса.

Пример составленного учениками гекса.

Набор №3 (группа 1).

  • пять шестиугольников желтого цвета с вписанными названиями клавиш;
  • пять пустых шестиугольников синего цвета, в которые обучающиеся должны дописать названия группы клавиш;
  • пять пустых желтых шестиугольников, в которые нужно вписать свои примеры названий клавиш.

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны вспомнить названия групп клавиш, дописать их в синие шестиугольники и составить гекс. Объяснить выбор и защитить работу. Это задание можно предложить при обобщении материала. В классах с высоким уровнем подготовки это задание можно использовать при изучении нового материала.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы

Пример составленного обучающимися гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать обучающиеся).

Пример составленного учениками гекса.

Набор №4 (группа 2)

  • один шестиугольник «действие клавиш»;

  • шестиугольников желтого цвета с названием клавиш;

  • шесть шестиугольников синего цвета с формулировкой действий;

  • шестиугольник желтого цвета «К О Д».

Гексы располагаются хаотично. Обучающиеся должны по названию действия, определить какую клавишу необходимо применить для его выполнения. Вписать название группы клавиш в синие шестиугольники, название клавиши – в желтые. Объяснить выбор и защитить работу. Это задание можно предложить при обобщении материала. В классах с высоким уровнем подготовки это задание можно использовать при изучении нового материала.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы

Пример составленного обучающимися гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать обучающиеся).

Пример составленного учениками гекса.

Вариант 4. Маркированные шестиугольники.

Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Обучающиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Обработка текстовой информации».

Поставим следующие задачи:

  • познакомиться с компьютерными инструментами, используемыми для обработки текстовой информации;

  • познакомиться с основными операциями работы с текстом.

Набор №1.

  • один желтый шестиугольник «компьютерные инструменты»;
  • желтый шестиугольник «текстовые редакторы»;
  • желтый шестиугольник «текстовые процессоры»;
  • желтый шестиугольник «издательские системы»;
  • желтый шестиугольник «работа с текстом»;
  • желтый шестиугольник «проверка правописания»;
  • желтый шестиугольник «создание»;
  • желтый шестиугольник «редактирование»;
  • желтый шестиугольник «копирование»;
  • желтый шестиугольник «удаление»;
  • желтый шестиугольник «вырезка»;
  • синий шестиугольник «блокнот»;
  • синий шестиугольник «выпуск газет, журналов, книг»;
  • синий шестиугольник «Word»;
  • пустые синие шестиугольники.

Гексы располагаются хаотично. Обучающиеся должны выложить шестиугольники к граням одного цвета. Синие шестиугольники с надписями программ или пояснений соединить с соответствующими гексами. В пустые синие шестиугольники обучающиеся вписывают, то, как они понимают конкретную операцию. В результате, должны получиться гексы, посвященные компьютерным инструментам и операциям работы с текстом. Это задание можно предложить обучающимся при изучении новой темы. Задание можно выполнять в группах и индивидуально.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы

Пример составленного обучающимися гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать обучающиеся).

Пример составленного учениками гекса.
  • синий шестиугольник «компьютерные инструменты»;
  • синие шестиугольники «Word», «Блокнот», «выпуск газет, журналов, книг»;
  • желтый шестиугольник «Работа с текстом»;
  • пустые желтые шестиугольники.

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны в пустые желтые шестиугольники названия компьютерных инструментов, операции работы с текстом. Задание усложняется тем, что предлагается достаточно много пустых шестиугольников, в которые надо вписать свои варианты ответов. Обучающиеся должны объяснить свой выбор. Задание можно выполнять в группах, по вариантам, индивидуально. Это задание можно предложить пятиклассникам при закреплении материала.

Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса.

Пример неправильно составленного гекса. Иногда обучающиеся путают текстовый редактор и текстовый процессор.

Пример неправильно составленного учениками гекса.

Вариант 5. Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Создание веб-сайтов».

Поставим следующие задачи:

  • усвоить определение и назначение электронный таблиц;
  • научиться различать основные структурные элементы электронной таблицы.

Набор №1.

  • шестиугольник «система управления содержимым»;
  • шестиугольник «Veb-страница»;
  • шестиугольник «статическая»;
  • шестиугольник «динамическая»;
  • шестиугольник «программный код»;
  • шестиугольник «файл»;
  • шестиугольник «для автоматизации»;
  • шестиугольник «гиперссылка»;
  • шестиугольник «скрипт»;
  • шестиугольник «операции пользователем»;
  • шестиугольник «документ»;
  • пустые шестиугольники.

Ученики должны, изучив теоретический материал, составить гекс, показывающий основные начальные понятия работы с веб-страницей. В пустые шестиугольники вписать дополнительные фразы, понятия и т.п. Итогом выполнения, должны стать гексы, по которым можно проговорить что такое веб-страница, виды веб-страниц. Это задание лучше выполнять в парах. Его можно предложить при изучении нового материала, при закреплении изученного, во внеклассных мероприятиях.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса.

Вариант 6.

Предложить обучающимся (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Системы счисления».

Поставим следующие задачи:

  • выяснить назначение текстового редактора и текстового процессора;
  • выяснить операции, которые можно выполнять с текстовым документом.

Набор №1.

  • шестиугольник «палочка, камушек и т.п.»;
  • шестиугольник «для записи чисел используются»;
  • два шестиугольника «от положения в записи числа»;
  • шестиугольник «один символ»;
  • шестиугольник «римские числа»;
  • шестиугольник «зависит»;
  • шестиугольник «не зависит»;
  • шестиугольник «унарная»;
  • шестиугольник «позиционная»;
  • шестиугольник «непозиционная»;
  • два шестиугольника «количественное значение цифры»;
  • шестиугольник «система счисления»;
  • шестиугольник «приняты правила»;
  • шестиугольник «десятичная система счисления»;
  • шестиугольник «знаковая система»;
  • шестиугольник «записи чисел»;
  • шестиугольник «знаки-цифры»;
  • шестиугольник «алфавит».

Ученикам предлагается шесть вертикально прикрепленных шестиугольников (пять шестиугольников, на которых указано, что обозначают качественные прилагательные и один пустой шестиугольник). Ученики должны изучить правило, выложить примеры к граням нужных шестиугольников, вписать понятие в пустой шестиугольник. После этого к гексу с надписью «качественные» присоединяются гексы, на которых указаны признаки качественных прилагательных, а к ним гексы с примерами. Это задание можно предложить при изучении новой темы. Задание можно выполнять в прах, группах. Каждая группа получает набор одного разряда. Результаты работы должны быть объяснены в группах, парах. Затем можно обменяться информацией с другими группами или выступить перед классом.

Ученики получают хаотично расположенные гексы и шесть прикрепленных.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы и шесть прикрепленных

Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).

Пример составленного учениками гекса.

Набор №2.

  • пять шестиугольников «система счисления», «знаковая система», «позиционная», «непозиционная», «унарная»;
  • пятнадцать пустых шестиугольников.

Ученики должны изучить теоретический материал, вписать, определения различных систем счисления, в пустые шестиугольники, выложить к граням нужных шестиугольников. После этого к гексу с надписью «знаковая система» присоединяются гексы, на которых записаны элементы определения системы счисления. Это задание можно предложить при изучении новой темы, при закреплении и обобщении материала. Задание можно выполнять в группах. Каждая группа получает набор одного разряда. Результаты работы должны быть объяснены в группах, парах. Затем можно обменяться информацией с другими группами или выступить перед классом.

Ученики получают хаотично расположенные гексы и семь прикрепленных.

Обучающиеся получают хаотично расположенные гексы и семь прикрепленных

Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).

Пример составленного учениками гекса.

Вариант 7.

Предложить обучающимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.

Рассмотрим составление гексов в ходе обобщения темы «Электронные таблицы».

Поставим следующие задачи:

  • изучить назначение электронных таблиц;
  • изучить направления использования электронных таблиц;
  • изучить структурные элементы электронных таблиц.

Набор №1.

  • шестиугольник «электронная таблица»;
  • шестиугольник «для организации»;
  • шестиугольник «основные элементы»;
  • шестиугольник «строка»;
  • шестиугольник «столбец»;
  • шестиугольник «текст»;
  • шестиугольник «число»;
  • шестиугольник «формула»;
  • шестиугольник «информация в ячейке».

Ученики должны вставить пропущенные буквы в примеры, вписать объяснение написания в пустые шестиугольники, выложить парные гексы в порядке возрастания их значимости к соответствующему условию написания одной буквы н. Свой выбор объяснить. Это задание можно предложить при закреплении, обобщении материала. Задание можно выполнять в группах. Можно усложнить задание, оставив гексы, на которых указано количество н, пустыми. При этом ученики сами определяют правило.

Это задание можно предлагать при изучении разных орфографических правил. Использовать задание можно при проведении орфографической разминки, повторении, закреплении и обобщении материала.

Ученики получают хаотично расположенные парные гексы.

Обучающиеся получают хаотично расположенные парные гексы

Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).

Пример составленного учениками гекса.

Вариант 8.

Составить по гексу рассказ или короткое эссе.

Рассмотрим использование гексов в ходе работы по подготовке выступления «Электронные таблицы».

Поставим следующие задачи:

  • обучить детей умению систематизировать информацию;
  • выработать умение создавать текст для выступления.

Набор №1

  • шестиугольники с опорными словами по теме «Электронная таблица»;
  • пустые шестиугольники для записи дополнительных слов, предложений.

В ходе беседы по картине учитель постепенно составляет план, вместе с учениками распределяет опорные слова и словосочетания к соответствующим пунктам плана. После того как гекс составлен, дети устно составляют рассказ по частям, соответствующим плану. Затем, используя гекс, готовят доклад.

Ученики получают хаотично расположенные гексы и прикрепленные гексы с вписанными пунктами плана.

Ученики получают хаотично расположенные гексы и прикрепленные гексы с вписанными пунктами плана.

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса.
13.11.2019