Общая характеристика педагогических программных средств
Оценка 4.6

Общая характеристика педагогических программных средств

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Общая характеристика педагогических программных средств

Описание средств информатизации осуществляется на основании различных подходов, где используются разные термины и понятия. Многие научные и учебно-методические издания называют средства информатизации в качестве педагогических программных средств, педагогических средств учебного назначения, компьютерных учебных средств, учебных компьютерных программ. На этом список терминов не заканчивается.

Педагогическое программное средство (ППС) – это прикладная программа, назначение которой заключается в организации и поддержке учебного диалога пользователя с компьютером.

У ППС имеется функциональное предназначение, которое проявляется в виде предоставления учебной информации и направления обучения с учетом индивидуальных возможностей и предпочтений обучаемого. При работе с ППС должна усваиваться новая информация при обеспечении обратной связи пользователя с программным средством.

ЭСО: понятие, типология, классификация. Обзор ЭСО для поддержки образовательного процесса

Электронное средство обучения (ЭСО) – относится к программно-методическому обеспечению, которое необходимо для применения обучающимися в образовательном процессе для конкретного предмета на любом этапе образовательного процесса.

Под электронными средствами обучения понимаются программные средства, где происходит отражение определенной предметной области с реализацией в той либо иной степени технологии ее изучения посредством использования информационно-коммуникационных технологий и обеспечения условий для проведения разных видов учебной деятельности.

Для современных ЭСО свойственно достижение высокого уровня в сфере модальности предъявляемой информации. Речь идет о:

  • способах организации и управления учебной деятельностью;

  • имитации процессов и явлений, дизайна, графики;

  • стимулировании познавательной активности обучающихся.

Электронные средства обучения представляют собой интерактивные программные продукты, для которых свойственна сложная архитектура.

Интерактивность – это свойство компьютерной программы по определенному взаимодействию с пользователем. Взаимодействие может осуществляться посредством ввода символов с клавиатуры, использованием системы экранного меню, возможности постановки вопросов в произвольной форме, с «ключевым» словом или в виде ограниченного набора символов, а также перемещения объектов на дисплее. Обязательным условием является обеспечение возможности выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы с ним.

Характерной чертой интерактивного режима взаимодействия пользователя с электронными средствами обучения является вызов ответного действия программы вследствие каждого запроса пользователя и последующего ответа пользователя на реплику программного средства.

Благодаря использованию ЭСО заметно улучшается визуальная информация и аудиоинформация, ведь они подаются ярко, красочно и эффектно.

Вследствие применения ЭСО происходит кардинальное изменение способов формирования визуальной и аудиоинформации. При традиционной наглядности необходимым условием была конкретность изучаемого объекта. Сейчас посредством ЭСО осуществляется динамическая интерпретация важных свойств как реальных объектов, так и научных понятий, закономерностей и теорий.

В качестве основных видов компьютерных средств учебного назначения, которые являются компонентами ОЭИ либо ЭСО, выступают:

  • программные средства, предназначенные контролировать и измерять уровень знаний, навыки и умения обучающихся с учетом предъявленных квалификационных требований;

  • сервисные программные средства общего назначения, которые позволяют автоматизировать рутинные вычисления, оформить учебную документацию, обработать результаты экспериментов. Их использование актуально для лабораторных и практических занятий, а также в проектной и самостоятельной работе обучающихся;

  • программные средства лабораторий удаленного доступа, в том числе виртуальных лабораторий;

  • электронные тренажеры, с помощью которых вырабатываются практические умения и навыки;

  • информационно-поисковые справочные системы, посредством которых вводится, хранится и предъявляется учителям и обучающимися различная информация в виде гипертекста и баз данных;

  • программные средства, задачей которых является математическое и имитационное моделирование. Они направлены на моделирование объектов исследования либо измерительных установок для проведения теоретических и экспериментальных исследований;

  • электронные учебники (ЭУ), позволяющие провести базовую подготовку по конкретному курсу. Для их содержания свойственна относительная полнота. ЭУ представлены в виде учебника/книги, а при взаимодействии наблюдается наличие интерактивной обратной связи. При редукции электронного учебника к бумажной форме теряются специфические дидактические свойства;

  • экспертные обучающие системы (ЭОС). Их задачей является моделирование деятельности экспертов для решения довольно сложных задач. Для них свойственна способность приобретения новых знаний и обеспечения ответа на запросы обучающегося с предоставлением решения задач из конкретной предметной области. Посредством ЭСО становится возможным пояснить стратегию и тактику решения задач в процессе диалоговой поддержки процесса решения;

  • автоматизированные обучающие системы (АСО). К ним относятся обучающие программные средства, довольно небольшие по объему, с помощью которых обучающиеся знакомятся с теоретическим материалом с последующей тренировкой и контролем уровня знаний;

  • интеллектуальные обучающие системы (ИСО), благодаря которым осуществляется управление на каждом этапе решения учебой задачи, от постановки и до оценки оптимальности найденного решения. При этом учитываются особенности деятельности обучающегося. Для таких систем свойственно обеспечение диалогового взаимодействия на языке, который обычно близок к естественному. В ходе диалога может происходить обсуждение правильности определенных действий, выбранной стратегии поиска решения, планирования действий, выбор приемов контроля и пр. Для ИСО характерно отсутствие в их содержании вспомогательных и основных обучающих воздействий в уже готовом виде, так как происходит их генерация;

  • средства автоматизации профессиональной деятельности. Речь идет о промышленных системах либо их учебных аналогах.

Так как происходит совершенствование технологий проектирования и создаются новые программные продукты, то предоставленный выше перечень может расширяться и уточняться. Для каждого вида ЭСО свойственны свои индивидуальные черты, поэтому различие между ними проявляется преимущественно в структурных компонентах.

Может осуществляться объединение разных видов ЭСО в целостную систему, которая основывается на базе программы и учебного пособия по определенному предмету с последующим составлением электронного учебно-методического комплекса для реализации дидактических возможностей средств информационных компьютерных технологий в каждом звене процесса обучения.

Вследствие многообразия и специфических черт применения ЭСО в различных областях образования возникают затруднения с выработкой единой классификации. Они могут быть отнесены к учебным изданиям по функциональному назначению, а если рассматривать их по технической реализации, то их следует относить к электронным изданиям. Основываясь на технологии создания, ЭСО входят в число программных продуктов.

Самая востребованная классификация ЭСО – по методическому назначению. Речь идет о классификации на:

  1. Обучающие программные средства, чьим методическим назначением является сообщение суммы знаний и/или навыков учебной и/или практической деятельности с тем, чтобы обеспечить нужный уровень усвоения, который устанавливается обратной связью, чья реализация происходит посредством средств программы.

  2. Программные средства/системы. Представлены в виде тренажеров, которые направлены на отработку умений и навыков учебной деятельности и проведения мероприятий по самоподготовке. Преимущественно востребованы для повторения и/или закрепления пройденного материала.

  3. Программы, предназначенные для самоконтроля и контроля уровня овладения учебным материалом.

  4. Информационно-справочные и информационно-поисковые программные средства, которые дают возможность выбрать и вывести нужную для пользователя информацию. Методическое назначение заключается в формировании умений и навыков по систематизации данных.

  5. Имитационные программные средства/системы. Они представляют конкретный аспект реальности для того, чтобы изучить основные структурные либо функциональные свойства посредством определенного и ограниченного количества параметров.

  6. Моделирующие программные средства произвольной композиции, благодаря которым в распоряжении обучаемых предоставляются основные элементы и типы функций для того, чтобы смоделировать определенную реальность. С их помощью создают виртуальные и реальные модели явлений, объектов, ситуаций и процессов с последующим их изучением и исследованием.

  7. Демонстрационные программные средства, с помощью которых обеспечивается наглядное представление учебного материала с визуализацией изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

  8. Учебно-игровые программные средства, которые направлены на «проигрывание» учебных ситуаций, в том числе для формирования навыком по принятию оптимальных решений или выработки оптимальной стратегии действий.

  9. Досуговые программные средства, которые применяются для того, чтобы организовать деятельность обучающихся во внешкольной и внеклассной работе с целью развития памяти, реакции, внимания и пр.

Критерии оценки ЭСО

Вследствие развития компьютерных технологий и программных средств (ПС) происходит интенсивное развитие компьютерных средств обучения. Характерной чертой является рост количества IT-продуктов образовательного назначения. При этом множество IT-компаний занимаются собственными инициативными разработками. Соответственно, преподаватели и обучающиеся сталкиваются с достаточно сложной проблемой по поиску оптимальных программных средств.

При оценке качества обучающих компьютерных учебных материалов возникают сложности в необходимость привлечения междисциплинарного подхода к информации, представляемой педагогикой, эргономикой, информатикой, психологией и иными науками.

В число самых важных условий для эффективной интеграции компьютерных технологий в образовательный процесс входит качество компьютерных средств обучения (КСО). В практической деятельности оценка качества программного обеспечения (ПО) может происходить в виде:

  • требований, которые предъявляются в отношении учебных компьютерных материалов;

  • вопросников и анкет;

  • рекомендаций для разработчиков КСО;

  • рекомендаций для приобретения программ;

  • критических обзоров ПО;

  • описания «идеальных» программ;

  • рекламных описаний ПО;

  • рейтингов программ.

При оценке вышеописанных вариантов следует проводить различия между:

  • оценками пользователей;

  • профессиональными оценками;

  • рекламными и коммерческими описаниями программного продукта.

Наибольшая значимость принадлежит профессиональной оценке программ экспертами с высоким уровнем квалификации в определенной области компьютерного обучения. Предоставляемые ими рекомендации по разработке обучающих программ и компьютерных учебных материалов основываются обычно на проведенных теоретических исследованиях и собственном опыте авторов в данной сфере.

Пользователи предоставляют оценку, которая ориентируется преимущественно на то, как реализуются практические потребности в изучении определенной дисциплины. В число пользователей образовательных программных продуктов входят педагоги, обучающиеся, администрация образовательного учреждения и родители. На оценку пользователей во многом влияет их уровень владения компьютерными технологиями, индивидуальные вкусы и степень знакомства с компьютерными учебными материалами. Несмотря на индивидуальность оценки, она нужна для выявления запросов тех потребителей, на которые ориентируются компьютерные средства обучения.

Коммерческая оценка важна для того, чтобы получить представление о внешних технологических и количественных характеристиках. Рекламные описания и рейтинги программ акцентируют внимание на число упражнений, качество иллюстраций и озвучивания роликов, общая продолжительность работы с приложениями и пр. Следует учитывать, что предоставленные характеристики не всегда являются отражением настоящей образовательной ценности КСО.

Существование множества моделей и методик оценки не позволяют пока выработать стандартизированные подходы.

Типы критериев:

  • количественные. К ним относятся критерии, определение которых осуществляется методом интервальной шкалы с возможностью обработки статистическими методами;

  • качественные. Их характерной чертой является невозможность непосредственного измерения в интервальной шкале. Они востребованы для анализа состояния систем, характера и содержания педагогических процессов.

Использование количественных критериев актуально при оценке результатов педагогических экспериментов. К примеру:

  1. Объем усвоенных знаний (Uуз). Особенностью данного критерия является его значительная зависимость от времени обучения.
  2. Коэффициент усвоения учебного материала (K). Является равным отношению объема учебного материала, который усвоен обучающимся на протяжении определенного отрезка времени (урок, несколько уроков) (U0), к материалу который был сообщен обучающемуся за аналогичную единицу времени (Ua):

К = U0/ Ua.

Необходимо использовать незначительный временной отрезок (максимум 2-3 урока), ведь при увеличении времени в действие вступает факторы забывания и домашней подготовки. Стоит отметить, что наличие данного условия является свидетельством зависимости данного критерия от времени.

  1. Скорость усвоения учебного материала (V) или соотношение коэффициента усвоения материала (K) и времени, затраченного на его усвоение (t)

К = U0 / t,

где под k понимается коэффициент усвоения учебного материала, где U0 – объем усвоенных знаний, а t – время, затраченное обучающимся на усвоение учебного материала. Присутствует очевидность зависимости этого критерия от фактора времени.

  1. Коэффициент прочности усвоения учебного материала (A). Подразумевает соотношение запомнившегося материала (U0) и учебного материала, который был сообщен обучающимся в процессе обучения (Um) за определенный период.

А = U0/Um

В число качественных критериев входят:

  1. Уровень понимания учебного материала.

  2. Уровень знания учебного материала.

  3. Уровень овладения учебным материалом совместно с умением фактического использования усвоенного при решении практических задач.

  4. Уровень овладения интеллектуальными навыками.

Критерии для оценки педагогического качества ЭСО

Существует ряд критериев, позволяющих оценить соответствие ЭСО санитарным нормам работы с вычислительной техникой и возрастным особенностям обучающимся:

  • ЭСО должны развивать образное и логическое мышление;

  • учебный материал ЭСО должен излагаться с ориентацией на тезаурус и лингвистическую композицию конкретного возрастного контингента обучающихся;

  • время работы обучающихся с ЭСО должно соответствовать времени, которое регламентировано санитарными нормами и требованиями;

  • ЭСО, которые разработаны под младших школьников, должны ориентироваться на формирование образного восприятия информации, а для старших школьников – преимущественно на логическое восприятие информации.

Критерии индивидуализации обучения с использованием ЭСО

  • для учебной информации должна быть свойственна определенная избыточность, а у обучающегося должен быть доступ к поясняющей информации;

  • информация в ЭСО должна подаваться пошагово, поэтому должна быть предусмотрена возможность возврата обучающегося к ранее изученной информации;

  • с помощью ЭСО должен быть организован периодический контроль над усвоением учебного материала и формированием умений и навыков;

  • качественные обучающие программы должны создаваться с блоком тестирования, который выполняется на основе биологических законов функционирования нейронных систем, иначе на результаты тестирования будет оказывать воздействие субъективная точка зрения специалистов/группы специалистов, которые занимались разработкой данного блока компьютерного тестирования;

  • в ЭСО должны быть представлены разные уровни сложности, что обеспечивает ориентацию как на разные по успеваемости группы обучающихся, так и на разный уровень усвоения в процессе обучения учебного материала.

Критерии организации информации

  • диалог следует организовать так, чтобы обучающиеся в любое время знали или имели возможность узнать, что им делать в дальнейшем. Для этого требуется неявное или явное содержание в постановке вопроса, инструкции по управлению деятельностью обучающихся;

  • организация звуковой и визуальной информации должна находиться в соответствии с эргономическими требованиями;

  • вопрос и инструкция по вводу ответа должны ставиться так, чтобы обучающийся не размышлял о формальной стороне вопроса, а только о его содержании;

  • обучающийся должен взаимодействовать с ЭСО в психологически комфортной и доброжелательной обстановке.

Критерии педагогической целесообразности использования ЭСО в образовательном процессе

  • у ЭСО должна быть довольно высокая эффективность применения в образовательном процессе, которая определяется с привлечением методов математической статистики;

  • ЭСО должны быть наполнены таким содержанием, эффективное усвоение которого происходит с помощью применения той информационной технологии, которая им поддерживается;

  • обязательным условием является соответствие информационных и коммуникационных технологий, поддерживаемых данным ЭСО, целям и задачам обучения с органическим «вписыванием» в учебный процесс.

Методы оценки качества программных средств образовательного назначения (ПС ОН):

  • экспертная оценка качества ПС ОН;

  • экспериментальная оценка эффективности ПС ОН в образовательном процессе;

  • комплексная оценка качества ПС ОН, представляющая собой интеграцию первых двух подходов.

В ходе проведения педагогического эксперимента производится оценивание экспериментальной оценки эффективности ПС ОН в образовательном процессе.

Для того чтобы оценить ПС ОН, чаще всего применяется сравнительный эксперимент, предполагающий проведение одновременной работы в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе используется новая методика (ПС ОН), а в контрольной – классическая схема.

Получение точных результатов об эффективности ПС ОН возможно лишь в случае проведения педагогического эксперимента независимыми специалистами с высоким уровнем квалификации.

Экспертные методы оценки предполагают использование эвристических возможностей человека, с помощью которых, основываясь на знаниях, опыте и интуиции специалистов конкретной области, формируется оценка исследуемых явлений. Эксперт выступает в качестве своеобразного датчика исходной количественной информации тогда, когда нет иных вариантов ее получения.

Самым оптимальным считается комплексный подход, основой которого является метод групповых экспертных оценок, который предусматривает организацию педагогического эксперимента на конкретном этапе. Он называется «экспертно-аналитическим методом оценки качества программных средств образовательного назначения».

Дидактические возможности ЭСО

Принципы использования ЭСО в образовательной среде

Основываясь на исследовании Москалевой О.Н., современный этап характеризуется прагматическим подходом к использованию компьютерных технологий в процессе обучения. Это выражается в виде стремления произвести реальную оценку собственных возможностей применения потенциала информационных технологий.

Прагматический подход основывается на 2 основных положениях:

  1. Использование компьютеров, как и иных дополнительных средств обучения, необходимо тогда, когда они будут выполнять конкретную и обоснованную методическую функцию.

  2. Перед началом разработки материалов для компьютерной формы обучения следует заняться проработкой самой методики обучения с помощью компьютерных средств.

Принципы использования ЭСО в образовательной сфере:

  1. Принцип научности. Средства программы должны предоставлять научно-достоверные сведения.
  2. Принцип доступности. Формы и методы, с помощью которых предоставляется предусмотренный программой материал, должны находиться в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их возрастными особенностями.
  3. Принцип систематичности и последовательности. Обучающиеся должны усваивать системы способов деятельности, фактов и понятий с обеспечением логической связи для того, чтобы гарантировать последовательность и преемственность в процессе овладения умениями, навыками и знаниями.
  4. Принцип прочности усвоения результатов. Необходимо обеспечить осознанный уровень усвоения обучающимися внутренней логики, содержания и структуры учебного материала, который предоставляется посредством программных средств.
  5. Принцип компьютерной визуализации/наглядности. Означает необходимость реализации возможностей современных средств визуализации, в том числе средств компьютерной графики и мультимедийной технологии, виртуальных и реальных объектов, явлений и процессов с их представлением динамики их развития, временного пространственного и временного движения и возможности общаться с программой в форме диалога.
  6. Принцип адаптивности. Означает необходимость реализовать индивидуальный подход к обучающемуся с учетом его индивидуальных возможностей по восприятию предложенного ему учебного материала.
  7. Принцип развития интеллектуального потенциала. Направлен на развитие мышления, в том числе алгоритмического, теоретического, программистского, наглядно-образного стилей. Направлен на формирование умений по принятию оптимального решения или вариативных решений в сложных ситуациях, навыков по обработке информации (работе с системами обработки данных, информационно-поисковыми системами и базами данных).
  8. Принцип суггестивной обратной связи. Программа должна обеспечивать реакцию на действия пользователя, в том числе во время контроля с диагностикой ошибок по результатам учебной деятельности на всех логически завершенных этапах работы по программе с возможностью получения предлагаемого программой совета, рекомендаций по поводу последующих действий либо комментированного подтверждения/опровержения выдвинутого предположения/гипотезы.

ЭСО как эффективный педагогический инструмент

Основой эффективности педагогических инструментов ЭСО являются такие характеристики современного компьютера, как мультимедиа, моделинг, интерактив, производительность и коммуникативность.

А.В. Осиным в работе «Новый носитель или новое явление? Мультимедиа в образовании – что это такое?» предоставляются следующие определения вышеназванным инструментам:

  1. Мультимедиа. Объекты и процессы представляются посредством графики, фото, анимации, видео и звука, а не классическим текстовым описанием. Использование всех известных мультимедийных форм (multi – много, media – способы, средства) направлено на обеспечение комплексного и многоканального воздействия информации на обучающегося.
  2. Интерактив. Означает активное взаимодействие человека с информационной средой. Преимущественно речь идет о бинарных взаимодействиях. Рассматривая термин по существу, можно говорить о поочередных «высказываниях» каждой из сторон (в широком смысле – от выдачи информации до произведенного действия). Каждое высказывание должно осуществляется, учитывая предыдущие собственные высказывания, а также иной стороны.
  3. Коммуникативность. Подразумевается возможность непосредственного общения и оперативного предоставления информации с контролем над состоянием процесса. Для этого объединяются компьютеры в локальные и глобальные сети. Посредством коммуникативности происходит обеспечение быстрой доставки информации, дистанционного управления образовательным процессом и проведения консультаций с квалифицированными педагогами вне зависимости от их местонахождения.
  4. Моделинг. Позволяет моделировать реальные объекты и процессы на экране для того, чтобы их исследовать, а также различные среды обитания человека (социальная, культурная и естественная) и действия человека в них.
  5. Производительность. Речь идет об автоматизации рутинных и нетворческих процессов, на которые требуется много сил и времени, т.е. происходит рационализация труда и повышение производительности пользователя.

Новые концептуальные возможности появляются благодаря единению моделинга, интерактива и мультимедиа. Благодаря интеграции данных инструментов познание и представление мира осуществляется в новом качестве. С их помощью становится возможным получить вместо описания реальности посредством символьных абстракций (книга), аудио- и видеоотражений объектов и процессов принципиально полную модель окружающего мира, которая характеризуется адекватным представлением и, за счет совершенства компонентов, использованием термина «виртуальной реальности».

Особенности и возможности применения ЭСО в процессе обучения

Использование ЭСО в образовательном процессе состоит из ряда основных аспектов:

  1. Мотивационный. С помощью ЭСО создаются условия, позволяющие максимально учесть индивидуальные возможности и потребности обучающихся, выбрать содержание, формы, уровень подготовки. Мотивационный аспект направлен на удовлетворение образовательных потребностей с раскрытием творческого потенциала обучающихся.
  2. Содержательный.  ЭСО выступает в качестве дополнения к учебникам с помощью тех элементов, которые не могут быть им реализованы. ЭСО обеспечивают более быстрый поиск нужной информации, оперирования ею и работу с наглядными моделями тех процессов, которые труднообъяснимы.
  3. Учебно-методический аспект. Посредством ЭСО обеспечивается сопровождение учебного предмета в учебно-методическом плане. ЭСО востребованы при подготовке к уроку, на самом уроке с целью объяснения нового материала, закрепления полученных знаний и их контроля, при организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и пр. Так, обосновано использование информационных и электронных ресурсов с текстовой информацией в процессе объяснения нового материала или как основы для того, чтобы подготовить дифференцированный раздаточный материал на уроке. Использование ресурсов с аудио- и визуальной информацией актуально в процессе объяснения учителем материала на уроке и для организации самостоятельной работы обучающихся. Разные виды контроля и оценки знаний могут проводиться посредством компьютерных тестов и тестовых заданий. Проектирование авторского учебно-методического комплекса также может осуществляться педагогом с применением различных информационных и электронных ресурсов.
  4. Организационный. Аспект обусловлен возможностью использования ЭСО при организации разных вариантов обучения, в том числе классно-урочного, индивидуального, проектно-группового обучения и во внеклассной деятельности. На ЭСО могут быть частично возложены преподавательские функции, что достигается благодаря таким инструментам, как контроль, взаимодействие и интерактивность. Оно может выполнять частично и роль книг, так как им предоставляется информация, организуется ее поиск и самостоятельное изучение материала.
  5. Контрольно-оценочный. Направлен на организацию разнообразных видов контроля, в том числе тематического, поурочного, промежуточного и итогового. В качестве основного средства контроля и оценки результатов обучения выступают тестовые задания. Есть возможность проведения тестов в онлайн-режиме (используется компьютер в интерактивном режиме с автоматической оценкой результата системой) и офлайн-режиме (тест предлагается в электронном/печатном виде, результат оценивается педагогом, который также комментирует итоги и дает задание по работе над ошибками).

У педагогов появляются дополнительные дидактические возможности за счет применения ЭСО в образовательном процессе, среди которых:

  • индивидуализация учебно-познавательной деятельности, так как становится возможной дифференциация сложности учебного материала и выбора собственного темпа с учетом собственных индивидуальных способностей;

  • мгновенная обратная связь между обучающимся и ЭСО, что обеспечивается путем работы в диалоговом режиме, благодаря которому происходит активизация познавательного процесса, развитие самостоятельности, самоконтроля и самоуправления;

  • повышение мотивации обучения за счет возможности самостоятельного выбора темпа обучения и многократного повторения отдельных действий/операций;

  • компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов/явлений, которые являются реальными либо виртуальными, позволяет воссоздать в сознании обучающегося комплексное и целостное представление об изучаемом объекте с осмыслением сложной учебной информации;

  • формирование у обучающегося осознанной деятельности благодаря тому, что результаты его работы могут быть незамедлительно отслежены;

  • возможность оценки уровня знаний автоматизированным способом, вследствие чего управление учебным процессом становится гибким и происходит создание комфортной образовательной среды;

  • автоматизация процессов информационно-поисковой и вычислительной деятельности с обработкой результатов учебного эксперимента и многократным повтором самого эксперимента либо его фрагмента. Таким образом, осуществляется констатация результатов эксперимента, варьирование значений параметров в соответствии с условиями эксперимента, постановка гипотезы эксперимента с ее последующей проверкой, модификация исследуемой ситуации согласно результатам эксперимента.

  • компьютерное моделирование объектов, процессов и явлений, которые изучаются;

  • автоматизация процессов управления учебной деятельностью и различного контроля над результатами усвоения учебного материала. Подразумевается создание и организация рассылки организационно-методических материалов с последующей их загрузкой и передачей по сети и пр.

Организационные модели использования ЭСО в образовательном процессе

Основные цели и задачи применения ЭСО в школьном образовании:

  • формирование познавательной деятельности обучающегося, его умений, знаний и навыков;

  • интеллектуальное развитие обучающегося;

  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при обязательном сохранении его целостности.

В настоящее время выделены такие организационные модели взаимодействия обучающихся с информационными технологиями:

Классно-урочная модель.

Использование ЭСО возможно при проведении всех типов уроков, в том числе при изучении нового материала, совершенствования знаний и умений, для систематизации и обобщения знаний, контроля и коррекции знаний и умений, для комбинированного урока.

Преимуществом применения ЭСО является возможность использовать компьютерные средства с сохранением существующей классно-урочной модели.

Характерной чертой урока в компьютерном классе является необходимость оборудовать компьютерами все рабочие места обучающихся и педагога. Чаще всего обеспечивается объединение всех мест в локальную сеть с наличием дополнительного сервера. Каждый обучающийся выполняет те же однотипные/одинаковые действия, что и другие обучающиеся. Педагогом осуществляется постановка задачи, ее демонстрация, решение и контроль над процессом решения.

В классе может происходить обучение 25 обучающихся, при этом класс делится на группы. Имеется возможность использования одного компьютера попеременно двумя обучающимися.

Способы проведения занятия:

  1. Учителем осуществляется объяснение материала с использованием разнообразных наглядных средств (доска, экран компьютера учителя) с последующим предоставлением обучающимся задания. Уровень индивидуализации заданий определяется конкретными условиями. Затем обучающиеся работают в выбранном самим темпе.
  2. Проведение урока в довольно жестком темпе, при этом все действия совершаются обучающимся только по команде педагога. Данный режим наиболее сложен для слабых обучающихся ввиду их страха отставания от класса и является неинтересным для сильных обучающихся. Для учителя возникает сложность в поддержании высокого внимания обучающихся на постоянном уровне, что требует много сил. Данный способ эффективен в том случае, если обучение хорошо организовано и присутствует высокая дисциплина в классе.
  3. Педагогом проводится подготовка для обучающихся индивидуальных заданий, которые предлагаются на листах с элементами объяснения, упражнения и наличием свободных мест (граф, строк) для того, чтобы записывать результаты самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.

На таких уроках моменты фронтальной работы сводятся к минимуму, ведь фронтальной становится только дискуссия, которой открывается изучение новой темы или закрывается изучение старой.

Однако данный вариант организации деятельности имеет и определенные недостатки:

  • у обучающихся не формируются навыки совместной работы;

  • работа может быть эффективной, только если все обучающиеся легко воспринимают инструкции с печатного листа.

Для того чтобы организовать урок в классной комнате необходимо установить компьютер, к которому можно будет подключить переносной мультимедийный проектор либо же телевизор. В данной модели компьютер выступает в роли многофункциональной школьной доски, поэтому удается решить задачу по обеспечению принципа интерактивной наглядности.

При использовании данной модели наиболее востребованными являются коллекции информационных источников, а также модули построения демонстраций.

Если в рабочей зоне класса используется до 5 компьютеров, то такая модель уже позволяет в определенной степени применять индивидуальный подход при организации работы с обучающимися. Так, при работе с отстающими обучающимися осуществляется отработка определенных навыков, а с сильными обучающимися – для проведения индивидуальных исследований различных учебных моделей либо же создания мультимедиа сочинения.

Проектно-групповая модель

В процессе осуществления проектной деятельности каждый обучающийся и весь класс в целом формирует свое личное информационное пространство, в которое входит мультимедиа сочинения всех обучающихся и другие информационные объекты, включая результаты проектной работы.

Однако в такой модели роль учителя уже становится гораздо сложнее, ведь ему необходимо решать следующие задачи:

  • планирование изменение образовательного процесса и оценочных процедур;

  • решение всех сопутствующих педагогических вопросов;

  • проведение оценки учебных достижений всех обучающихся.

Проектный урок можно рассматривать в качестве творческого исследовательского урока, который включает в себя сочетание методов индивидуальной и групповой работы.

Реализация проектов может осуществлять только на компьютерах или же включать в себя предварительную бескомпьютерную работу. Для организации данного вида деятельности требуется наличие простых и удобных инструментов творческой проектной деятельности, к которым относятся редакторы текстов, презентаций, фотоизображений, звука и гипертекстовых страниц.

Модель индивидуальной деятельности

Данная организационная модель может использоваться в урочное и во внеурочное время.

При самостоятельной работе обучающегося на компьютере в классе удается обеспечить индивидуальный подход к обучению. Если компьютер используется в школьной библиотеке, то с его помощью можно организовать индивидуальную работу обучающихся при подготовке ими домашнего задания.

Обучающийся также может выполнять различные работы и на домашнем компьютере, что особенно актуально, если ребенок по каким-либо причинам не может посещать школу.

Юридические аспекты использования ЭСО

По юридическому статусу программы можно разделить на три основные группы:

  • лицензионные;

  • условно бесплатные;

  • программы, находящиеся в свободном доступе.

При использовании лицензионных программ их дистрибутивы распространяются на платной основе. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики гарантируют беспроблемное функционирование своего продукта в определенной операционной системе и несут за это ответственность.

Многие разработчики и компании предлагают пользователям условно бесплатные программы, которые содержат рекламу и используются для продвижения продукции на рынке. Обычно такие программы предлагаются на ограниченное время или имеют ограниченные функциональные возможности.

Кроме того, многие компании-разработчики программного обеспечения и различного компьютерного оборудования сами заинтересованы в распространении своей продукции на бесплатной основе. В первую очередь, бесплатно распространяются следующие программы:

  • бета-версии программ, что позволяет провести массовое их тестирование;

  • программные продукты, которые являются частью новых технологий, что позволяет им успешно выйти на рынок;

  • различные дополнения, которые выпускаются к ранее разработанным программам и предназначены для исправления выявленных ошибок или расширения возможностей программ;

  • драйверы к различным устройствам;

  • устаревшие версии программы.

В соответствии с законодательством автору программы принадлежат исключительные права по ее воспроизведению и распространению любыми способами, а также по проведению модификации программы. В свою очередь, пользователь либо организация, которые приобрели программу по лицензии, могут без какого-либо согласия разработчика проводить любые действия, которые касаются функционирования программы.

В то же время пользователи должны знать и выполнять законы, которые запрещают нелегальное использование и копирование лицензионных программ, исключают нарушение авторских прав разработчика.

Воздействие компьютера на мыслительную деятельность обучающихся

При изучении вопроса по оказанию воздействия компьютера на мыслительную деятельность человека выделяют три основных подхода. Это:

  1. теория замещения;

  2. теория преобразования;

  3. теория дополнения.

В соответствии с теорией замещения работа компьютерной программы сравнивается с процессом мыслительной деятельности человека, то есть считается, что компьютер способен заменить человека практически во всех сферах умственной деятельности.

Теория дополнения возникла на основе теории мышления. Она базируется на том, что компьютер существенно увеличивает возможности человека при переработке и восприятии им информации, в результате чего увеличивается скорость работы человека.

Теория преобразования противопоставляется двум другим теориям, так как в соответствии с ней компьютер не просто дополняет умственную деятельность, а полностью ее преобразует. Это означает, что происходит формирование новых форм опосредования, при которых компьютер, являясь орудием умственной деятельности, преобразует саму деятельность.

Основоположник теории преобразования О.К. Тихомиров считает, что с появлением компьютера происходят следующие изменения:

  • кардинальным образом происходит изменение формы хранения общественного опыта. Например, создается т.н. «электронный мозг», который способен заменить библиотеки;

  • в образовательном процессе, кроме учителя и обучающегося, присутствует третье «лицо» - компьютер, который оказывает влияние на процесс усвоения обучающимся нового материала.

Кроме того, с помощью компьютера удается разгрузить умственную деятельность человека от рутинных компонентов, при этом с умственной деятельностью происходят определенные изменения:

  • визуализация умственной деятельности. Так, при работе с графическим дисплеем удается мобилизовать ресурсы образного мышления, в том числе при работе со знаковым материалом;

  • существенное ускорение процесса экстериоризации замысла, включая его более быструю материализацию в виде рисунка или какой-либо схемы;

  • расширение возможностей по осуществлению поисковых действий, которые сейчас преимущественно выполняются машинами;

  • увеличение и ускорение полученных от компьютера результатов шаблонных преобразований ситуации;

  • наличие возможности вернуться к промежуточным этапам проводимой деятельности, так как любую информацию можно выгрузить из памяти компьютера;

  • возможность изучения объекта с различных точек зрения.

В своих работах П. Нортон отмечает, что природа средств передачи информации влияет на развитие и формирование мыслительных способностей индивида. В качестве примера он приводит текст как источник информации, который строится на принципах абстрагирования содержания от действительности. Текст обладает такими чертами, как последовательность, рациональность и предметность. С помощью этих черт формируется способ мышления, который по своей структуре имеет множество сходств со структурой печатного текста. В свою очередь компьютерные средства передачи информации характеризуются нелинейной структурой, а в ее основе лежит модель узнавания.

При этом процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ. И, как считает, П. Нортон, практически все формы визуализации информации содержат в себе элементы проблемности, разрешение которых происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания либо развертывания информации. И чем выше проблемность визуальной информации, тем выше будет интенсивность мыслительной деятельности обучающегося. В результате визуализация учебной информации, которая осуществляется с помощью информационных технологий, благоприятствует более углубленному усвоению материала и позволяет обучающемуся осуществлять поиск системных связей и закономерностей.

Заслуживает внимания и мнение С. Пейперта, который небезосновательно считает, что компьютер позволяет персонифицировать формальное мышление. Если придерживаться данной точки зрения, то информационные технологии выступают не только средствами обучения. Так, компьютер обладает уникальными возможностями, так как он позволяет конкретизовать знания, а их усвоение осуществляется посредством овладения формальными операциями. Такое конкретизированное знание уже будет включать все элементы, которые будут необходимы для овладения средствами формального мышления.

При интеграции информационных технологий в учебный процесс также обеспечивается развитие креативного фактора мыслительных способностей обучающегося, что достигается за счет реорганизации процесса познания, в процессе которого обучающийся становится созидателем, а также благодаря тому, что учебный материал начинает выступать в качестве средства достижения созидательной цели.

Использование информационных технологий в образовании способствует созданию феномена синергизма педагогического воздействия. Обычно он понимается как результат комбинированного действия, входящих в него факторов. При этом суммарный эффект будет превосходить действие, которое оказывает каждый из этих факторов по отдельности. Этот феномен оказывает на обучающегося педагогическое воздействие, которое ориентировано на следующие аспекты:

  • развитие различных видов мышления, включая наглядно-действенное, интуитивное, творческое, наглядно-образное, теоретическое и др.;

  • обучение учеников принятию ими оптимального решения в процессе умственной деятельности;

  • формирование «пространственного» видения, а также развитие умений осуществлять обобщение, анализ, абстрагирование и синтез;

  • формирование у обучающихся навыков и умений по осуществлению экспериментально-исследовательской деятельности;

  • обучение учеников самостоятельному представлению знаний и методикам их извлечения.

Основные концепции по использованию компьютерной техники при развитии детей

Выделяют два основных направления компьютеризации школьного образования. В одном из них компьютер рассматривается как объект изучения, а во втором – как средство обучения.

Концепция ЛОГО

Разработка языка Лого была осуществлена американским ученым С. Пейпертом еще в 1980-х гг. Данный язык использовался в качестве конструктивной среды обучения детей начальной школы.

Основная концепция Лого звучит следующим образом: ребенок изучает учебные предметы, обучая черепашку. При этом некоторые черепашки способны изменять свой внешний облик и могут по выбору их создателя превращаться во что угодно.  

В созданных средах Лого «проживает» множество черепашек, благодаря которым удается создавать сложные мультипликационные игры и картины. А язык программирования Лого представляет интерес не как язык программирования, а как средство для развития личности и познания ребенком мира. С его помощью ребенок учится анализировать различные проблемы, относится к различным ошибкам не как к какой-то катастрофе, а как к проблеме, причину которой следует найти и исправить.

В результате дети наиболее естественным образом осваивают движение, пространство, у них развиваются различные навыки и умения, которые нужны им для проведения анализа содержания и структуры исходных данных.

Обучающиеся, осваивая непосредственный и программный режимы работы с черепашками, получают представления о работе алгоритма, который они начинают воспринимать как организованную последовательность команд. Данная деятельность позволяет сформировать у детей умения и навыки, которые нужны им для решения задач, где требуется выполнять продуманные последовательные действия, а также проводить анализ содержания и структуры исходных данных.

Процесс обучения позволяет ребенку быстрее адаптироваться к компьютерной среде, изучить элементарные основы компьютерной грамотности.

Интегрированные пакеты «Роботландия» и «Компьютер и дети»

Среди программ, которые предназначены не только для развлечения, но и обучения детей, выделяют несколько программно-методических комплексов.

Первыми из таких комплексов появились пакеты «Роботландия» и «Компьютер и дети». Первая система предназначена для детей, которые только приступили к изучению компьютера. В процессе прохождения комплекса дети учатся осуществлять управление компьютером, у них развиваются простейшие умения и развивается алгоритмическое мышление.

В систему «Компьютер и дети» входят обучающе-развивающие игры, которые помогают детям выучить алфавит, освоить навыки счета и выполнение простейших математических операций.

Дидактические и методические требования к урокам с компьютерной поддержкой

Формы обучения, которые предполагают применение компьютерных программ, имеют существенные отличия от классических средств обучения. Различия заключаются как в организации учебного процесса, так и в применяемых методах обучения.

Основой данной формы обучения является собственная дидактическая концепция. В качестве ключевых ее положений можно выделить следующие:

  • построение процесса обучения осуществляется на самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;

  • познавательная деятельность школьника носит активный характер, который выражается в желании обучающегося учиться и определяется его внутренней мотивацией;

  • обучение является личностно-ориентированным, то есть осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения, исходя из психолого-педагогических особенностей обучающегося.

При организации уроков с применением компьютеров требуется соблюдать ряд требований:

  • программно-методические комплексы, которые используются в процессе обучения, должны быть предметно-ориентированными и соответствовать содержанию и логике изучения учебного предмета;

  • компьютерные программы должны соотноситься с дидактической целью урока и органично вписываться в его структуру и помогать рационально решать поставленные задачи;

  • занятия с применением компьютерных технологий должны организовываться и проводиться учителем, который обладает достаточным уровнем умений и знаний для выполнения данной работы;

  • применяемые программы технологически и операционно должны быть доступны обучающимся и быть более эффективными в сравнении с другими учебными средствами, используемыми на уроках;

  • комплексное применение средств обучения;

  • наличие у обучающихся достаточных навыков и умений по обращению с компьютером на уровне, который необходим для выполнения предлагаемых компьютерных заданий.

Кроме того, перед началом разработки компьютерной поддержки предмета требуется определить:

  • темы, под которые следует осуществлять разработку компьютерных заданий;

  • наиболее эффективные программные средства для создания и выполнения компьютерных заданий;

  • пользовательские навыки, которыми должны обладать дети, чтобы они могли решать компьютерные задания;

  • время, которое потребуется на выполнение разрабатываемых заданий, определить темп и объем работы, а также место использования программы на уроке.

Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения

Последствия компьютеризации на психику до сих пор не являются полностью изученными и носят противоречивый характер. Для некоторых ученых свойственно опасение, что использование людьми компьютера как модели приводит к развитию механического мышления. Иные ученые придерживаются такого мнения, что предельно конкретная модель определенного стиля мышления позволяет облегчить понимание стиля мышления.

Посредством ИКТ происходит существенная оптимизация процессов познания с ускорением темпов работы, увеличения объема информации, которая предлагается обучающимся в сжатые сроки, вследствие чего увеличиваются нагрузки на центральную нервную систему.

Благодаря ИКТ процесс обучения приобретает индивидуальный характер, при этом учитывается работа левого полушария (словесно-логическое мышление — аналитический тип) и правого полушария (наглядно-образное мышление — художественный тип) головного мозга. Вследствие того, что отсутствует обратная связь и речевое общение между обучающимися и педагогом, ЦНС начинает перегружаться. Для обучающегося важное значение имеет голос учителя, ведь с его помощью налаживается психологический контакт как между педагогом и обучающимся, так и между самими обучающимися.

Компьютеру может быть назначена роль как средства освоения действительности, так и средства для ухода в виртуальный мир от реальности. Вследствие чрезмерного увлечения компьютерными играми ребенок может погрузиться в виртуальный мир, что приведет к негативным изменениям в психике.

Если материал нагляден, демонстративен и красочно преподносится, то он оказывает положительный эффект на эмоциональное состояние обучающихся. Но наличие ярких эмоций и эйфории приводит к ухудшению усвоения материала, его анализу и обобщению, в результате чего урок проходит бездумно.

Негативными последствиями информатизации деятельности человека, по мнению психологов, являются:

  • персонификация, означающая осознанное и неосознанное уподобление внутреннего мира человека компьютерным системам;

  • отмирание ранее сформированных, но уже ненужных навыков, умений, разных видов и форм деятельности (например, некоторые математические действия).

Присутствуют опасения того, что будут происходить процессы редукции и деперсонификации общения, что обусловлено постепенным угасанием роли эмоций в классическом общении, что происходит вследствие косвенного и прямого воздействия информационных технологий (ИТ).

Из-за деперсонификации общения в результате воздействия ИТ образ коммуникативного партнера претерпевает изменения. Происходит его редукция до набора сообщений, которые были продуцированы им за конкретный временной промежуток. Среди подростков распространен принцип оценивания людей через список их умений в сфере ИТ, из-за чего наступает полная либо частичная деперсонификация.

Также присутствует феномен анимизма, который свидетельствует о применении детьми и взрослыми анимистических характеристик в отношении искусственных технологий. Это аргументируется тем, что у компьютеров будто бы есть мышление и они умеют действовать, а вот чувств у них нет, т.е. происходит своеобразный отрыв аффекта от интеллекта. В результате ИТ способствуют тому, что происходит анимистический способ интерпретации реальности.

По мнению ряда специалистов, если компьютерами пользуются дошкольники и обучающиеся младших классов, то:

  • они начинают дезориентироваться в окружающем мире, у них происходит срыв процессов ассимиляции в развитии детского мышления и путаница в интеллектуальном развитии;

  • чувственное мышление должно быть в приоритете, так как в этом возрасте у детей происходит его развитие, а работа с компьютером требует формального логического мышления;

  • наблюдается заметный разрыв между фантазиями и действительностью, между реальностью и желаемым;

  • текущее развитие детей подразумевает их неготовность извлекать пользу из непосредственного опыта работы с символами и информацией абстрактного характера, что предусматривается работой за компьютером;

  • наблюдается несоответствие дооперационным способностям ребенка тем навыкам, которые нужны для программирования.

В число самых больших минусов основного числа разрабатываемых программных приложений входит низкий уровень педагогической преемственности и методологической системности.

Недостатки в использовании ЭСО:

  • отсутствие возможности обеспечения развития письменной, графической и речевой культуры обучающихся;

  • отсутствие эмоциональности во время диалога с программой;

  • невозможность постоянного учета особенностей определенной группы обучающихся;

  • появление в дополнение к традиционным ошибкам, при изучении целевого предмета, дополнительных ошибок при работе с программным приложением;

  • необходимость наличия у педагога специальных знаний;

  • преимущественная подача информации в условной, сильно сжатой и достаточно однообразной форме;

  • ограничение контроля знаний тестами либо программированными опросами.

Педагоги-практики считают, что ряд аспектов применения ЭСО в обучении заслуживает пристального внимания:

  • оценка обучающегося компьютерной программой в автоматическом режиме;

  • отсутствие возможности у педагога отслеживать ход решения задачи.

На оценку влияет множество факторов, среди которых на первом месте стоят личностные качества и взаимоотношения обучающегося и педагога. Думающий учитель использует оценку в качестве стимула, одобрения либо неодобрения, для того, чтобы выразить эмоциональное состояние учителя в отношении обучающегося. Если оценка используется неразумно, то она воспринимается как незаслуженное и обидное наказание.

При выставлении оценок программой с последующим их записыванием учителем в журнал происходит потеря мощного средства взаимодействия с обучающимися. При объективном рассмотрении вопроса фиксируется наличие не только естественных ошибок, которые встречаются при изучении целевого предмета, но и технологических ошибок в виде ошибочного нажатия клавиши, непереключения регистра клавиатуры и пр.

Не все программы справляются с задачей по выявлению подобных ситуаций, поэтому учитель сталкивается с необходимостью правильной интерпретации причин некорректного выполнения того либо иного задания с точки зрения программного приложения.

Компьютерное обучение обладает рядом достоинств и недостатков, поэтому полный отказ от компьютеризации считается нецелесообразным. В качестве критерия полезности конкретной технологии в образовании считается ее целесообразность в получении таких результатов обучения, которые не могут быть получены без использований этой технологии.

Список литературы:

  1. Бабанский Ю. Педагогика / Г. Нойнер. - М.: 1984. - 378 с.

  2. Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Технология создания электронных средств обучения. (www.ido.rudn.ru/nfpk/).

  3. Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением. (http://ifets.ieee.org/russian/depository/)/

  4. Будникова Г.А. Вдовина Е.А., Ли И.Г. Методические рекомендации по созданию школьного сайта: Учебно-методическое пособие для учителей. — Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.

  5. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении модели процесса информатизации школы. —М.: Издатель, 2006.

  6. Власенко В.А. Взаимосвязь компонентов информационно-образовательной среды школы [Текст] / В.А. Власенко, Е.В. Якушина // Народное образование. – 2012. – №5. – С. 124–128.

  7. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. — Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. — 286 с.

  8. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

  9. Карлащук В.И. Обучающие программы. –М.: «СОЛОН-Р», 2001. - 528 с.

  10. Красильникова В.А. Электронные компоненты информационно-образовательной среды [Текст] / В.А. Красильникова, П.В. Веденеев, А.С. Заврихин, Т.Н. Казарина // Открытое и дистанционное образование. – 2002. – Выпуск 4(8). – С. 54–56. С.В. Журавлева

  11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001.

  12. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. — М.: Академия АйТи, 2011.

  13. Махмутова М.И. Современный урок / М.И. Махмутова. - М.: 1981. - 231 с.

  14. Мясоедова Е.А., Томилина Н.В. Реструктуризация сети образовательных учреждений: Методические рекомендации по формированию территориальных целевых программ с комментариями и приложениями / Под общ. ред. Н.В. Томилиной. — Астрахань: АИПКП, 2006.

  15. Новосельцева О.Н. Возможности применения современных средств мультимедиа в образовательном процессе / О.Н. Новосельцева // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом. - Таганрог: ГОУ НПО ПУ, 2006. - №2. - С 34-38.

  16. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н. Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004. - 173 с.

  17. Основы открытого образования [Текст]: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. В.И. Солдаткин. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 680 с.

  18. Плосковитинов А.Б. Методико-технические проблемы преподавания естественно-научных дисциплин с использованием элементов открытого образования.(www.engineer.bmstu.ru).

  19. Пидкасистый П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. - М.: 2000. -457 с.

  20. Попов Д.И., Попова Е.Д., Певцов К.С. Обзор стандартов и спецификаций в электронном обучении и тестировании. (www.ast-centre.ru).

  21. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

  22. Семенов А.Л. Качество информатизации школьного образования [Текст] / А.Л. Семенов // Вопросы образования: научно-образовательный журнал. – 2005. – № 3. – С. 248–270.

  23. Туманов Р.В. Использование компьютерных технологий и телекоммуникационных систем в учебном процессе: проблемы и перспективы / Р.В. Туманов. - Петрозаводск: ПГУ, 2005. - 164 с.

  24. ФГОС ООО Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / ФГОС ООО. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с

  25. Урсова О.В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Великий Новгород, 2006.

13.11.2019