Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках истории
Оценка 4.6

Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках истории

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках истории

Критическое мышление – мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Отбор материала для гексов лучше осуществлять в определенной системе. В ее основу может быть положена структура исторического знания: факт, событие, явление, процесс или его содержание, связанное с деятельностью определенной исторической личности, характеристикой понятия, хронологическими рамками события. Можно отбирать материал с учетом основных вопросов:

- Что произошло?

- Кто участник событий?

- Где они произошли?

- Когда?

- Почему? (причины, результаты, выводы и т.п.)

Метод шестиугольного обучения можно широко использовать на уроках истории при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а также во внеурочной деятельности. Варианты использования метода разнообразны. Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Варианты использования технологии шестиугольного обучения

Вариант 1.

Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое. Критериев отбора может быть несколько, как правило в старших классах, и один – в младших классах.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения тем, связанных с религиями Древней Греции и Рима, Индии, Арабского государства.

Поставим следующие задачи:

- усвоить, что такое политеизм и монотеизм; признаки мировых религий;

- научиться отличать богов Древней Греции и богов Древнего Рима, атрибутику мировых религий: ислама, христианства и буддизма.

Набор №1.

- одиннадцать шестиугольников с именами богов Древнего Рима;

- одиннадцать шестиугольников с именами богов Древней Греции.

Отбор осуществляется только по одному критерию. Ученики должны распределить имена богов и выложить их к граням нужных шестиугольников. В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают одиннадцать гексов к шестиугольнику «Боги Древнего Рима» и одиннадцать гексов к шестиугольнику «Боги Древней Греции». Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по распознаванию. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах.

При изучении новой темы выбираем имена уже известных греческих богов постепенно дополняем их именами аналогичных представителей римского пантеона.

При закреплении материала учащиеся после распределения могут попытаться объединить имена богов, которые выполняли аналогичные функции, например, Сомн-Гипнос (боги сна), Гелиос-Сол (боги солнца) и т.д. Если обучающимся знакомы изображения богов, задание можно усложнить: их имена можно заменить картинками, а учащимся предложить вспомнить – кто изображен, где ему (ей) поклонялись.

Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.

Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.

Вариант составленного учениками текста.

Пример составленного учениками гекса
Пример составленного учениками гекса

Набор №2.

- два шестиугольника с понятиями «монотеизм» и «политеизм»;

- пять шестиугольников с названиями религий;

- семнадцать шестиугольников с именами богов;

Ученики должны распределить гексы по нескольким критериям (монотеистическая или политеистическая религия, соотнести название и имя божества) и выложить их к граням нужных шестиугольников.

В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают два кекса «монотеизм» и «политеизм», а вокруг них шестиугольники с соответствующими названиями религий. Затем дети подбирают имена богов и выкладывают их к соответствующим шестиугольникам. После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.

Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса

Это задание можно предложить при знакомстве с новыми понятиями «монотеизм» и «политеизм», для закрепления материала по соответствующей теме. Задание можно выполнить по вариантам, в группах. В ходе выполнения свободных гексов не останется.

Набор №3.

- восемнадцать шестиугольников с примерами атрибутики мировых религий;

- три шестиугольника с названиями мировых религий;

- три шестиугольника с критериями.

Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. Сначала выкладывается три шестиугольника с названиями мировых религий и три с критериями их характеристик «Время появления», «Источник», «Место происхождения». Затем к соответствующим шестиугольникам добавляются гексы с названиями атрибутики мировой религии.

Это задание можно предложить для закрепления материала на знание мировых религий, их атрибутики. В классе с высоким уровнем обученности по предмету данное задание можно усложнить, включив гексы не только с названиями мировых религий, но и локальных (синтоизм, конфуцианство и т.д.); предложить найти отличительные признаки мировой религии. Задание можно выполнить по вариантам, в группах. В ходе выполнения задания все гексы будут использованы.

Нужно отметить, что данный вариант конструирования гексов является универсальным, поскольку позволяет закрепить знания, умения и навыки учащихся, связанные с хронологией (соотнести век и событие, век и дату, дату и событие и т.п.), формированием понятийного аппарата (соотнести понятие и определение, явление и страну для которого оно было характерно), установлением синхронных связей, которые, как правило, вызывают больше всего сложностей, например XVI в. в истории России и XVI в. во Всемирной истории, Реформация в Германии и Реформация в Англии и т.д.

Ученики получают хаотично расположенные гексы

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса

Вариант 2.

Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен при изучении нового материала, при обобщении знаний, актуализации знаний, умений и навыков учащихся и создании мотива при организации работы над темой.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Внутренняя политика Петра I».

Поставим следующие задачи:

- выяснить основные направления внутренней политики Петра I;

-научиться отбирать наиболее важные мероприятия, которые соответствуют определенным направлениям внутренней политики;

Набор №1

- пустые шестиугольники.

Ученики должны изучить тему и объяснить свой выбор. Шестиугольники выкладываются постепенно, по мере изучения теоретического материала. Данный вид работы уместен при изучении нового материала, в том числе и при самостоятельной работе с учебником.

Ученики получают пустые гексы.

Ученики получают пустые гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса

Такой вариант составления гексов можно разнообразить заданиями, которые предполагают поиск и отражение в конструктах оценок современниками определенных событий и потомками (в том числе и реформ Петра I). Обучающимся предлагаем сравнить отношение к событию во время, когда они непосредственно проходили и в наше время; интересно будет проследить: насколько изменилось отношение, чем это обусловлено, какие последствия в дальнейшем имели место быть, как это повлияло на общий ход истории и т.п.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Япония в средние века».

Поставим следующие задачи:

- сформировать интерес к истории Японии;

- познакомить с особенностями внутренней и внешней политики Японии в средние века.

Набор №2.

- пустые шестиугольники.

- один шестиугольник со словом «Япония».

Это тот вариант задания, который может быть использован как вариант создания мотива к изучению темы. В частности, при изучении истории Японии, предлагаем обучающимся записать в шестиугольниках понятия, с которыми у них ассоциируется данная страна. Если история страны изучалась в предшествующих классах, в гексы предлагаем вписать уже известные факты, что будет способствовать актуализации знаний, умений и навыков по теме.

Ученики получают хаотично расположенные пустые гексы.

Ученики получают хаотично расположенные пустые  гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса

Вариант 3.

Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются информацией и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова».

Поставим следующие задачи:

- выяснить особенности внутренней и внешней политики Бориса Годунова;

- научиться ранжировать мероприятия в логической цепочке «проблема-решение-результат».

Одна группа получает набор гексов №1-2, содержание которых относится к внутренней политике Б. Годунова, вторая группа – набор гексов №3-4 – «Внешняя политика Б. Годунова».

Набор №1 (группа 1).

- двенадцать шестиугольников, где обозначены проблемы, решения и результаты внутренней политики Б. Годунова;

- один шестиугольник «Внутренняя политика Б. Годунова»;

- три шестиугольника: «Проблема», «Решение», «Результат»;

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны изучить материал учебника и выложить по четыре шестиугольника, которые обозначают проблемы с которыми столкнулся Годунов, решения, выбранные царем и их последствия. В результате учащиеся защищают свою работу. Это задание можно предложить при изучении нового материала.

Данный вариант гексов можно усложнить (набор №2), оставив несколько из них пустыми, варианты, которые предложат обучающиеся могут быть разными. Таким образом могут быть проведены понятийные и хронологические диктанты, которые одна группа готовит для другой.

Набор №3 (группа 2)

- двенадцать шестиугольников, где обозначены даты, события и значения внешней политики Б. Годунова;

- один шестиугольник «Внешняя политика Б. Годунова»;

- три шестиугольника: «Дата», «Событие», «Значение»;

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны изучить материал учебника и выложить по четыре шестиугольника, которые обозначают хронологию событий и их значение во внешней политике Б. Годунова . В результате учащиеся защищают свою работу. Это задание можно предложить при изучении нового материала.

Данный вариант гексов можно усложнить (набор №4), оставив несколько из них пустыми, варианты, которые предложат обучающиеся могут быть разными.

Ученики получают хаотично расположенные гексы (набор №1).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Ученики получают хаотично расположенные гексы (набор №2).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

>

Пример составленного учениками гекса (набор №1).

Пример составленного учениками гекса

Пример составленного учениками гекса (набор №2, курсивом выделены записи учащихся).

Пример составленного учениками гекса

Ученики получают хаотично расположенные гексы (набор №3).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Ученики получают хаотично расположенные гексы (набор №4).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы


Пример составленного учениками гекса (набор №3).

Пример составленного учениками гекса

Пример составленного учениками гекса (набор №4, курсивом выделены записи учащихся).

Пример составленного учениками гекса

Вариант 4.

Часть шестиугольников оставить пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выделить главное, сопоставить и проанализировать изученный материал. Здесь можно предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы. Данный вариант работы уместен при изучении нового материала, при обобщении знаний, актуализации знаний, умений и навыков учащихся.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Отмена крепостного права».

Поставим следующую задачу:

- определить основные этапы подготовки реформы по отмене крепостного права.

Набор №1

- четыре шестиугольника с датами;

- восемь шестиугольников с обозначенными этапами отмены крепостного права;

- шесть пустых шестиугольников;

- один шестиугольник «Подготовка отмены крепостного права».

Ученики должны изучить тему и объяснить свой выбор. Данный вид работы уместен при изучении нового материала, в том числе и при самостоятельной работе с учебником.

Такой вариант составления гексов весьма продуктивно использовать в качестве аналога хронологических или понятийных диктантов.

Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гекса (курсивом обозначены записи учащихся).

Пример составленного учениками гекса

Вариант 5. Маркированные шестиугольники.

Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

Рассмотрим составление гексов при обобщении материла по теме «СССР в 50-80-е гг.».

Поставим следующие задачи:

- вспомнить руководителей СССР в 50-80-е гг., особенности их политики;

- определить наиболее характерные черты внутренней и внешней политики И. Сталина, Н. Хрущева и Л. Брежнева.

Набор №1.

- четыре шестиугольника красного цвета;

- четыре шестиугольника синего цвета;

- четыре шестиугольника зеленого цвета;

- три шестиугольника с портретами лидеров;

- один шестиугольник «СССР в 50-80-е гг.».

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны выложить шестиугольники к граням одного цвета и объяснить:

- почему именно эти моменты обозначены в гексах;

- пояснить, что обозначают эти формулировки.

Задание можно выполнять в группах и индивидуально. К комплекту можно добавить пустые гексы, которые позволят обучающимся выразить свою точку зрения, добавить пояснения (даты, определения, основные понятия).

Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гекса.

Пример составленного учениками гекса

Варианты заданий, которые могут быть использованы при таком конструкте гексов:

- при организации работы с понятиями (особенно близких по значению), например, «революция», «мятеж», «переворот» − пояснить характеристики;

- при организации работы с датами предлагаем обратный вариант: оставить гексы с датами, а учащиеся должны заполнить пустой гекс, какое событие или явление характеризуют эти даты;

- аналогичный вариант возможен и при работе с историческими персоналиями: на гексы вынесены биографические данные, учащиеся в пустой гекс вписывают личность, которую они характеризуют.

Вариант 6.

Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.

Рассмотрим составление гексов в ходе обобщения тем, которые касаются периода второй половины ХХ века, в частности, биографии исторических персоналий.

Поставим следующие задачи:

- определить сферу реализации определенной исторической личности;

- выяснить, почему именно фотография этой личности включена в перечень предложенных.

Набор №1.

- шесть шестиугольников с изображением политиков;

- четыре шестиугольника с фотографиями общественных деятелей;

- пять шестиугольника с изображениями представителей культуры.

- четыре шестиугольника: «Политические деятели», «Общественные деятели», «Сфера культуры»;

- гексы с подписями к фотографиям.

Ученики получают гексы с фотографиями исторических личностей в соответствии со сферой их реализации. Их задача – соотнести фотографию с именем известного человека. Это задание можно выполнять в парах, в группах. Его можно предложить при закреплении изученного, на внеклассных мероприятиях.

Ученики получают группы гексов.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленных учениками гексов.

Пример составленного учениками гексаПример составленного учениками гекса

Пример составленных учениками гексов

Пример составленного учениками гекса

Набор №2.

- шесть шестиугольников с изображением политиков;

- четыре шестиугольника с фотографиями общественных деятелей;

- пять шестиугольника с изображениями представителей культуры.

- четыре шестиугольника: «Политические деятели», «Общественные деятели», «Сфера культуры»;

- гексы с подписями к фотографиям.

Ученики получают хаотично разложенные гексы с фотографиями исторических личностей. Их задача – соотнести фотографию со сферой реализации и с именем известного человека. Это задание можно выполнять в парах, в группах. Его можно предложить при закреплении изученного, на внеклассных мероприятиях.

Ученики получают хаотично разложенные гексы.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленных учениками гексов.

Пример составленного учениками гекса
Пример составленного учениками гекса

Набор №3.

- шесть шестиугольников с изображением политиков;

- четыре шестиугольника с фотографиями общественных деятелей;

- пять шестиугольника с изображениями представителей культуры.

- четыре шестиугольника: «Политические деятели», «Общественные деятели», «Сфера культуры»;

- пятнадцать пустых гексов.

Ученики получают группы гексов с фотографиями исторических личностей в соответствии со сферой их реализации.

Ученики получают группы гексов.

Ученики получают группы гексов

Их задача – подписать имена известных людей. В результате у них получается гекс как в наборе №2.

Это задание можно выполнять в парах, в группах. Его можно предложить при закреплении изученного, на внеклассных мероприятиях.

Рассмотрим составление гексов в ходе обобщения темы «Реформация в Европе».

Поставим следующие задачи:

- определить причины, особенности и результаты Реформации в Европе;

- синхронизировать: 1) события Реформации в Германии, Нидерландах и Швейцарии, Великобритании; 2) события XVI в.

Набор №1.

- шесть шестиугольников с изображениями, которые характеризую реформацию в Германии (событие);

- шесть шестиугольников с изображениями, которые характеризуют реформацию (явление);

- шесть шестиугольников с изображениями событий, которые произошли в 16 в. (синхронизация событий);

- три гекса: «Реформация», «Реформация в Германии», «XVI в.»;

- восемнадцать гексов с подписями.

Ученики получают хаотично расположенные гексы

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны собрать изображения событий и подписи к ним вокруг соответствующих шестиугольников. Важно при этом уметь объяснять свой выбор. Задание может быть предложено при закреплении изученного, на внеклассных мероприятиях. Выполняется учащимися в группах, парах, индивидуально.

Пример составленных учениками гексов

Пример составленного учениками гексаПример составленного учениками гекса

Вариант 7.

Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Хрущевская оттепель». Поставим следующие задачи:

- выяснить основные направления внутренней и внешней политики Н.С. Хрущева;

- определить, что является основой для понятия «хрущевская оттепель».

Набор №1.

- четыре шестиугольника по вопросу «Берлинский кризис» (1 цветной, 3 белых);

- четыре шестиугольника по вопросу «Реформы в сельском хозяйстве» (1 цветной, 3 белых);

- четыре шестиугольника по вопросу «Развитие промышленности» (1 цветной, 3 белых);

- четыре шестиугольника по вопросу «Освоение космоса» (1 цветной, 3 белых);

- четыре шестиугольника по вопросу «Карибский кризис» (1 цветной, 3 белых);

- четыре шестиугольника по вопросу «ХХ съезд КПСС» (1 цветной, 3 белых);

- по три пустых гекса каждого цвета.

Ученикам предлагается пять гексов, которые иллюстрируют одно из направлений политики Н.С. Хрущева. Учащиеся должны выбрать понятия (на белых гексах), которые это направление характеризуют. Пустые цветные гексы могут быть используются как дополнительные, в которые ученики вписывают какую-то дополнительную информацию (фото, цитату и т.д.). такой вариант задания может быть использован при изучении нового материала, при закреплении уже изученного, во внеклассной работе.

Задание можно выполнять в парах, группах. Каждая группа получает набор одного вопроса. Результаты работы должны быть объяснены в группах, парах. Затем можно обменяться информацией с другими группами или выступить перед классом.

Учащиеся получают хаотично расположенные гексы.

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гексов.

Пример составленного учениками гекса
Пример составленного учениками гекса
Пример составленного учениками гекса

Вариант 8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.

Рассмотрим использование гексов при подготовке к ответу по теме «Война за независимость США».

Поставим следующие задачи:

- развивать умение строить рассказ по опорным блокам (причины-ход событий-итоги);

- обучить детей умению перевода информации из одной знаковой системы в другую (из визуальной картинки в текст и др.).

Набор №1.

- шесть пустых шестиугольников;

- пять шестиугольников с картинками;

- три шестиугольника с опорными словами;

- три шестиугольника с пояснениями.

В ходе беседы учитель определяет опорные блоки, вместе с учениками распределяет опорные слова, даты и картинки к соответствующим блокам. Учащимся предлагается заполнить пустые гексы. После того как гекс составлен, дети готовят рассказ по опорным блокам, соответствующим плану. Задание может быть выполнено и в письменном виде.

Набор №2.

- - пять шестиугольников с картинками;

- три шестиугольника с опорными словами;

- три шестиугольника с пояснениями;

- восемь гексов с датами

В ходе беседы учитель определяет опорные блоки, вместе с учениками распределяет опорные слова, даты и картинки к соответствующим блокам. Учащимся предлагается дописать события к датам. После того как гекс составлен, дети готовят рассказ по опорным блокам, соответствующим плану. Задание может быть выполнено и в письменном виде.

Ученики получают хаотично расположенные гексы

(Набор №1).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

(Набор №2).

Ученики получают хаотично расположенные  гексы

Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи учащихся).

Пример составленного учениками гекса
13.11.2019