ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
Оценка 4.9

ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Оценка 4.9
Статья
13.11.2019
ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

С первых дней своей педагогической деятельности каждому педагогу рекомендуется начинать формировать свое «Портфолио учителя», в которое надо собирать полезные материалы, различные советы и рекомендации.

Под портфолио принято понимать набор материалов, которые демонстрируют умения педагога решать различные задачи в ходе осуществления своей педагогической деятельности, правильно выбирать стратегию и тактику своего профессионального поведения. Портфолио также служит для оценки уровня профессионализма педагога.

Портфолио считается методом «аутентичного оценивания», то есть происходит объективная оценка реально достигнутых результатов. Преимущество метода портфолио состоит и в том, что он позволяет оценить, как собственную деятельность, так и деятельность другого педагога.

За счет того, что с помощью портфолио можно более глубоко и разнообразно представить собственные достижения, умения и направления деятельности, обеспечивается более прозрачный подход к оценке деятельности педагога.

Однако учителю следует учитывать, что сбор портфолио – длительный и кропотливый процесс, так как его обновление осуществляется на протяжении всей педагогической деятельности учителя. С помощью портфолио обеспечивается и преемственность различных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, а также оказывает поддержку при планировании, отслеживании и корректировке образовательной и карьерной траектории обучающегося.

Идея применения портфолио в системе образования постепенно становится все более популярной. При этом портфолио обладает своей собственной педагогической философией, в основе которой лежит мысль о том, что акцент надо делать на том, что умеет и что уже знает учитель, а не обращать внимание на то, чего он не знает и не умеет. В результате такого подхода поощряется активность и самостоятельность педагогов, развиваются навыки по рефлексивной и оценочной деятельности учителя, а также расширяет возможности по повышению уровня собственной квалификации.

На портфолио возлагаются следующие основные функции:

  • целеполагающая, что предполагает поддержание цели образования и самообразования;
  • диагностическая. Фиксирование изменений и профессионального роста педагога за определенный период времени;
  • мотивационная. Выражается в поощрении результатов работы учителя;
  • содержательная. Позволяет раскрыть весь объем выполняемой педагогом работы;
  • рейтинговая. Позволяет продемонстрировать уровень овладения профессией;
  • развивающая. Обеспечивает непрерывность процесса самообразования.

Портфолио в отечественной и мировой практике одновременно рассматривается как средство педагогической диагностики и как метод для проведения оценки профессиональной компетенции педагога. В этой связи портфолио учителя является набором материалов, который способен продемонстрировать его умения решать задачи своей профессиональной деятельности и выбирать тактику и стратегия профессионального поведения.

В итоге портфолио позволяет обеспечить учет различных достижений педагога, фиксировать его промежуточные и конечные результаты в самых разных видах его деятельности (образовательной, социальной, творческой, коммуникативной).

Одновременно портфолио помогает успешно решать следующие важные задачи:

  • поддержка высокого уровня мотивации;
  • расширение возможностей обучения и самообучения;
  • поощрение активности и самостоятельности;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.

Портфолио также является отражением индивидуального стиля работы педагога и его таланта.

С учетом того, что важным моментом, как для учителя, так и директора школы является доказательная составляющая портфолио, то одна из целей портфолио – это представление подробного отчета о работе педагога по теме самообразования, характере его деятельности с возможностью отследить творческий и профессиональный рост учителя.

Для достижения этих целей портфолио должно быть не только богатым, но и наглядным, то есть оно должно позволять устанавливать связь между прошлым и настоящим опытом педагогами, текущими достижениями и потенциальными «точками роста».

В результате можно констатировать, что портфолио собирается в целях обеспечения накопительной и модельной функций. Накопительная функция проявляется в наборе различных разработок учителя, которые связывают отдельные аспекты его деятельности в полную картину. Одновременно портфолио – это больше, чем просто папка с наработками педагога, ведь это заранее спланированная индивидуальная подборка достижений учителя, которая призвана продемонстрировать его успешность как педагога.

Модельная функция портфолио заключается в том, что оно способно показать динамику развития учителя, продемонстрировать стиль его работы и обеспечить рефлексию собственной работы.

Структура портфолио и требования к нему

В большинстве случаев портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую складываются материалы на бумажном носителе. С учетом положений «Профессионального стандарта педагога» можно выделить несколько видов портфолио:

  • документальное портфолио, где содержатся материалы, способные отразить успехи учителя в профессиональной деятельности (звания, награды, грамоты, благодарственные письма, гранты, дипломы и т.д.);
  • презентационное портфолио. В него складываются отзывы, рекомендательные письма, характеристики, патенты, свидетельства о повышении квалификации;
  • демонстрационное. Оно включает в себя два вида портфолио – документальное и презентационное. Его можно назвать документальным парадным портретом педагога, так как, кроме доказательств профессиональной успешности, оно сопровождается фотографиями, видеоматериалами. Именно данный вид портфолио используется при устройстве на новое место работы, при выдвижении кандидатуры на какой-либо профессиональный конкурс;
  • рефлексивное портфолио. Призвано продемонстрировать динамику личностного роста педагога и позволяет отследить эффективность его деятельности. В таком портфолио обычно содержится индивидуальный план самообразования, результаты самоанализа, рефлексивно-аналитическая записка (самооценка профессиональных норм поведения), а также педагогическое эссе и позитивная оценка своей педагогической деятельности со стороны образовательного заведения, родителей;
  • тематическое портфолио. Создается в процессе выполнения работу по конкретному проекту, проработке определенного раздела или темы, входящих в рамки образовательной школьной программы;
  • проблемно-исследовательское. Составляется в тех случаях, когда педагог занимается научно-исследовательской деятельностью и стремиться выявить и решить возникающие научные проблемы в практической педагогике. В таком портфолио следует хранить документы, подтверждающие наличие ученой степени, факты обучения в аспирантуре, докторантуре и т.д. Также в портфолио помещаются материалы, подтверждающие руководство учителем проектной деятельности своих учеников;
  • отчетное портфолио. Содержит в себе доказательства о достижении педагогом каких-либо результатов при завершении определенного этапа работы. В него могут включаться отчетные материалы о деятельности учителя, совместной деятельности педагога и учеников (например, результаты аттестаций учеников, документы, подтверждающие участие школьников в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Основное требование к данному виду портфолио – наличие материалов, способных продемонстрировать динамику результатов педагогической деятельности учителя за какой-то отчетный отрезок времени;
  • аттестационное портфолио. Это комплект материалов учителя, который он предоставляет экспертам в целях установления его соответствия требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории. В портфолио содержится информация о профессиональном статусе, образовательном цензе, также включается характеристика деятельности педагога, его результативность в области воспитания и обучения, применения информационных коммуникационных технологий. В портфолио должны находиться и рефлексивно-аналитическая справка, сведения о повышении квалификации педагога;
  • методическое портфолио. Данное портфолио предназначено для демонстрации уровня методической компетентности учителя. Для этого в него включаются паспорт учебного кабинета (отображаются результаты систематизации средств обучения, информация о раздаточном и дидактическом материале, проекты обучающихся и др.), обоснование выбора тех или иных применяемых программ и комплектов учебно-методической литературы, образовательных технологий, включая технология обучения детей с инклюзией, выбора средств педагогической диагностики образовательных результатов учеников. Также в портфолио должны быть представлены результаты о деятельности педагога в рамках различных профессиональных и творческих конкурсах, экспериментально-методических площадок, методических и предметных неделях, семинаров, круглых столов и т.д.;
  • комбинированное портфолио. В него, исходя из стоящих задач, могут включаться другие виды портфолио.

Профессиональный стандарт невозможен без развития профессиональных компетенций педагога. Основными путями развития профессиональной компетенции учителя являются:

  1. Обучение на различных курсах повышения квалификации, включая участие в онлайн-конференциях, вебинарах и семинарах.
  2. Регулярная работа в методических объединениях, предметных кафедрах, творческих группах.
  3. Самообразование. Этот вид деятельности учителя направлен на:
  • готовность к педагогическому творчеству;
  • повышение уровня преподавания предмета;
  • профессиональный и карьерный рост;
  • соответствие педагога существующим требованиям государства и общества;
  • создание имиджа как учителя-новатора, мастера и учителя-наставника.
  1. Участие в различных конкурсах и проектах.
  2. Обобщение и распространение своего опыта посредством проведения семинаров, выступлений на конференциях, публикаций в тематических журналах и средствах массовой информации.
  3. Стремление использовать современные методики, формы и технологии обучения.

Методические рекомендации по формированию портфолио профессиональных достижений

Благодаря портфолио педагог может проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей деятельности за определенный промежуток времени, а также объективно выполнить оценку своих возможностей и спланировать работу по преодолению возникающих трудностей, достижению более высоких результатов.

Материалы, которые собирает педагог в портфолио, используются в качестве демонстрации его профессионализма и эффективности работы, поэтому часто используются при проведении аттестации педагога. Однако для этого портфолио должно содержать субъектную позицию аттестуемого как профессионала. Данная позиция выражается в умении педагога успешно решать возникающие профессиональные задачи с применением профессиональных знаний, умений и различных освоенных способов деятельности. 

При аттестации педагога эксперты в первую очередь обращают внимание на разделы, которые позволяют оценить следующую информацию:

  • результативность педагогической деятельности;
  • характеристики профессиональной деятельности педагога (рассматриваются показатели владения педагогом современными технологиями, уровень методического мастерства, результаты научной и исследовательской деятельности).

Дополнительно в портфолио могут включаться сведения о педагогическом работнике, копии различных документов и оглавление. В целом же структура и содержание портфолио включает следующие обязательные разделы:

  1. Раздел «Ориентиры и основания», состоящий из:
  • оглавления;
  • общих сведений о педагоге;
  • копий документов.
  1. Раздел «Результативность и качество – динамика обучающихся». Включает в себя показатели результативности педагогической деятельности.
  2. Раздел «Средства и методы достижения качества и результатов». Состоит из:
  • результатов научно-методической деятельности;
  • описания учебно-материальной и технической базы.

Содержательное наполнение данных разделов определяется спецификой деятельности педагога и заполняется материалами по его личному усмотрению. При этом желательно, чтобы представленные материалы были заверены копиями документов или подписями руководителей. Однако в портфолио не рекомендуется вкладывать полные тексты авторских методических разработок и программ, так как это может сильно «раздуть» портфолио, и оно станет сложным для восприятия.

Примерная структура и содержательное наполнение портфолио может выглядеть следующим образом:

  1. Оглавление. Основными требованиями к нему являются:
  • перечисление всех представленных в портфолио материалов, составленное на отдельном листе, который в обязательном порядке заверяется руководителем образовательного учреждения. Если составляется электронное портфолио, то необходимо поместить отсканированный документ с подписью и печатью руководителя образовательного учреждения.
  1. Общие сведения о педагогическом работнике. Этот раздел содержит следующую информацию:
  • фамилия, имя, отчество и дата рождения педагога;
  • сведения об образовании;
  • стаж работы, включая трудовой, педагогический и стаж работы в указанном в портфолио образовательном учреждении;
  • квалификационная категория. Указывается дата присвоения и срок действия;
  • занимаемая должность в образовательном учреждении с указанием времени назначения на эту должность;
  • полное название образовательного учреждения (указывается также электронный и почтовый адрес, все контактные телефоны);
  • награды, благодарственные письма, грамоты, документы, которые подтверждают наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий;
  • членство в экспертных группах и различных комиссиях;
  • документы, подтверждающие прохождение курсов по повышению квалификации;
  • контактный телефон и электронный адрес.
  1. Копии документов. Этот раздел создается, если у педагога имеется множество официальных документов, накопленных за время учебы и преподавательской деятельности. В портфолио рекомендуется помещать копии следующих документов:
  • дипломы об образовании (вкладыш не обязателен);
  • аттестационный лист;
  • государственные награды и звания, благодарственные письма, почетные грамоты;
  • удостоверения, сертификаты и свидетельства о повышении квалификации;
  • свидетельства об обобщении опыта работы;
  • приказы о включении в экспертные группы и комиссии.
  1. Результативность педагогической деятельности и положительная динамика педагогического воздействия. Материалы, которые включаются в этот раздел, должны давать представление о динамике результатов как учебной, так и внеурочной деятельности педагога за последние 3-5 лет. Также данный раздел должен демонстрировать достижения учеников, включая их внеучебные достижения (участие в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах).
  2. Научно-методическая деятельность педагога. Профессионализм педагога в выборе учебно-методических средств и технологий, научно-исследовательская работа, диссеминация опыта работы в рамках профессионального взаимодействия.

Данный раздел включает в себя различные документы и материалы, способные подтвердить профессионализм педагога в выборе им педагогических средств и технологий, результаты его научно-исследовательской деятельности.

В качестве таких документов могут выступать:

  • наличие авторских программ, которые получили экспертное заключение об авторстве;
  • обоснование выбора аттестуемым образовательной программы, комплекта используемой учебно-методической литературы, образовательных технологий;
  • список и описание информационных коммуникативных технологий, используемых в образовательном процессе и при работе с детьми с проблемами развития;
  • список программ спецкурсов, элективных курсов, факультативов, мастер-классов;
  • обоснование применения определенных средств педагогической и психологической диагностики для выполнения оценок образовательных результатов;
  • документы, способные подтвердить участие в экспериментальной и инновационной деятельности, проведение научных исследований;
  • рукописи кандидатской/докторской диссертации;
  • публикации в различных тематических журналах, средствах массовой информации;
  • документы, которые могут подтвердить участие педагога в творческих и профессиональных конкурсах, конференциях, методических и предметных неделях, чтениях, грантовых проектах и т.д.

Также в этот раздел включаются документы, которые свидетельствуют о работе педагога в различных методических объединениях (школьного, городского, районного уровня), сотрудничестве с районными методическим центром, высшими учебными заведениями и другими учебными учреждениями.

Целесообразно помещать в портфолио и документы, которые использовались для организации и проведения открытых уроков, мастер-классов, семинаров, «круглых столов» и тематических родительских собраний.

  1. Учебно-материальная и техническая база. Наличие и уровень владения современными информационно-коммуникационными технологиями. В данный раздел включается выписка из паспорта учебного кабинета, где указывается следующая информация:
  • наличие наглядных пособий (таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.), справочной литературы по предмету;
  • наличие видео- и аудиопособий;
  • оборудование кабинета техническими средствами обучения (телевизор, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.);
  • наличие компьютерных средств обучения;
  • другие документы (выбираются по желанию учителя).

Дополнительно в разделах портфолио могут создаваться отдельные рубрики. Наиболее часто встречаются следующие:

  1. «Портрет». Назначение этой рубрики – обеспечение полноценного представления автора портфолио. В нее включаются документы и материалы, способные отобразить особенности личности автора. Это могут быть разнообразные фотографии, описание собственных увлечений, мнения об авторе других людей и т.д.

Дополнительно «Портрет» может содержать подраздел «Мое педагогическое кредо», где учитель выражает свою профессиональную позицию и отражает основные ценности, которые определяют его отношение к ученикам и коллегам.

  1. «Коллектор». Сюда заносится любая новая для учителя информация, которая собирается в течение определенного времени, после чего она подлежит анализу и систематизации.
  2. «Рабочие материалы». Здесь размещаются материалы, которые могут продемонстрировать основные результаты деятельности педагога:
  • разработанные им в течение учебного года программы;
  • конспекты уроков;
  • контрольные работы;
  • образцы текстов;
  • модульные развертки и др.
  1. «Педагогическая матрешка». Рубрика предполагает включение наиболее удачных образцов каких-либо разработок педагога, например, конкретный учебный модуль, представленный в виде модульной развертки, фрагменты модульной программы, описание отдельных эффективных методических приемов и т.д.
  2. «Мои достижения». В рубрику помещаются любые материалы, которые, по мнению автора портфолио, способны продемонстрировать его достижения.

Педагог может самостоятельно выбирать, каким образом формировать свое портфолио, ведь главное, чтобы педагог мог проанализировать свою работу и объективно оценить свои успехи и неудачи, а также мог определить способы преодоления возникающих у него трудностей.

Экспертная оценка портфолио

При представлении портфолио на экспертную комиссию необходимо соблюсти ряд требований по его оформлению, в том числе:

  • наличие четко сформулированного оглавления, что предполагает название материалов, проставление страниц и т.д.;
  • оптимальный объем портфолио – до 70 страниц формата А4, шрифт – Times New Roman, размер – 12, интервал – междустрочный полуторный.

Для представления комиссии педагог самостоятельно отбирает материалы и документы, которые могут продемонстрировать результаты его работы.

Представление портфолио в экспертную комиссию производится не позднее, чем за две недели до квалификационного испытания. В течение этого времени 1-2 эксперта изучают представленные материалы и составляют экспертное заключение, то есть пишут рецензию.

В ходе экспертизы оцениваются профессиональные достижения педагога, а все результаты заносятся в экспертное заключение. Эксперты также выполняют следующие действия:

  • фиксируют соответствие представленного педагогом материала требованиям, которые предъявляются на заявленную квалификационную категорию;
  • производят оценку полноты раскрытия профессиональных достижений и эффективности работы аттестуемого педагога;
  • указывают положительные и слабые стороны профессиональной деятельности.

По завершению экспертизы составляются выводы и рекомендации членов экспертной комиссии, которые доводятся до педагога.

Для оценки портфолио педагога используются следующие критерии:

  1. Полнота и системность представленных профессиональных достижений, включая охват различных компонентов структуры портфолио.
  2. Эффективность осуществляемой профессиональной педагогической деятельности.
  3. Наличие позитивной динамики в профессиональной деятельности.
  4. Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ, а также показатели динамики их достижений, включая результаты учеников в различных конкурсах, соревнованиях и олимпиадах.
  5. Инновационная деятельность педагога.
  6. Применение педагогом в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, а также уровень методического мастерства учителя.
  7. Использование определенной системы при организации внеучебной деятельности и наличие высоких результатов внеучебной работы по предмету (участие и призовые места в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях).
  8. Участие педагога в экспериментальной и исследовательской деятельности.
  9. Участие в различных формах методической работы (круглые столы, конференции, семинары).
  10. Обобщение педагогом и распространение им собственного профессионального опыта, наличие публикаций.
  11. Проведение педагогом открытых уроков и мероприятий.
  12. Участие в профессиональных конкурсах, прохождение курсов по повышению квалификации.

Оценки:

  • 5 – очень высокая степень выраженности всех показателей;
  • 4 – высокая степень выраженности показателей, однако некоторые материалы не соответствуют критериям оценки;
  • 3 – средняя степень выраженности показателей. Около половины представленных материалов соответствуют критериям оценки;
  • 2 – слабая степень выраженности показателей. Большинство представленных материалов не соответствуют критериям;
  • 1 – показатели не представлены в профессиональной деятельности педагога, а все материалы не соответствуют критериям.

Для того чтобы обеспечить объективный подход к экспертизе материалов портфолио, экспертной группе следует опираться на критериальную основу. В ее качестве выступает комплекс наиболее общих и широкое используемые критериев и показателей.

В систему оценки профессиональной деятельности педагога могут входить следующие критерии:

  1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся оценивается по следующим пунктам:
  • качество знаний обучающихся (в процентах) за определенный период времени, для чего используются данные внешнего мониторинга (республиканский, муниципальный и школьный уровни). Подтверждение данного показателя осуществляется документально;
  • средний балл по результатам единого государственного экзамена за определенный период;
  • результаты итоговых аттестаций за курсы основной и средней школы;
  • количество учеников-участников, победителей и призеров олимпиад на республиканском, межрегиональном, всероссийском и международных уровнях. Данные следует подтверждать списками с указанием года и уровня олимпиады;
  • количество обучающихся, которые стали победителями, призерами или участниками конкурсов, конференций по итогам поисковой, исследовательской, проектной деятельности.
  1. Для оценки позитивных результатов внеурочной деятельности по учебным предметам учитывается организация и проведение учителем кружков, секций, факультативов и других мероприятий, а также результативность этих мероприятий.

Для этого используются следующие критерии:

  • организация и охват обучающихся различными формами внеучебной работы по предмету (проектная деятельность, факультативы, элективные курсы, индивидуальные занятия, студии, спортивные секции и др.). Сведения подтверждаются документально;
  • разработка педагогом программно-методического обеспечения как урочной, так и внеурочной деятельности, социально-значимых проектов;
  • проведение педагогом открытых внеурочных мероприятий за определенный промежуток времени на различных уровнях.
  1. Применение передовых образовательных технологий, включая технологии здоровьесбережения, информационно-коммуникационные технологии, развивающие образовательные технологии, различные инновационные разработки, а также результативность применения современных образовательных технологий.

Для оценки этого пункта обращается внимание на следующие критерии:

  • применение современных образовательных технологий в рамках учебно-воспитательного процесса;
  • результативность применения технологий, что должно подтверждаться соответствующими контрольно-измерительными, дидактическими и диагностическими материалами, учебными пособиями.
  1. Изучение и обобщение собственного педагогического опыта. Оценка производится на основе информации об уровне и формах изучения и обобщения педагогического опыта (собирается за определенный промежуток времени). К формам обобщения и распространения педагогического опыта относятся:
  • мастер-классы;
  • семинары;
  • научно-методические публикации в разнообразных изданиях.
  1. Участие в различных профессиональных конкурсах.

Здесь оцениваются показатели результативности педагога по итогам его участия в республиканских, муниципальных, межрегиональных и федеральных творческих и профессиональных конкурсах.

  1. Общественно-педагогическая деятельность. Для оценки используются следующие критерии:
  • участие в деятельности экспертных групп по проверке результатов единого государственного экзамена, аттестации образовательных учреждений;
  • работа в жюри в рамках конкурсов, олимпиад, конференций.

Также для оценки портфолио педагога и его профессиональной деятельности может использоваться другая система, которая более структурно дифференцирует критерии и показатели, но при этом обладает схожими подходами с предыдущим подходом.

Данная система предполагает использование следующих критериев:

  1. Результаты освоения учениками образовательных программ. Для этого критерия применяются такие показатели, как:
  • обоснованность планируемых результатов деятельности педагога;
  • демонстрация учениками стабильных результатов в освоении образовательных программ, при этом желательно, чтобы ученики показывали стабильно высокие результаты, которые превышают региональные показатели;
  • создание на уроках условий, которые положительно влияют на мотивацию учеников к освоению новых знаний.
  1. Результаты педагога по организацию им внеурочной деятельности по своему предмету. Основными показателями являются:
  • ведение факультативов и спецкурсов;
  • руководство проектной, исследовательской деятельностью учеников;
  • уровень динамики выполнения обучающимися творческих работ по предмету, который преподает педагог;
  • процент обучающихся от общего количества, которые участвуют в олимпиадах различного уровня;
  • процент победителей и призеров олимпиад, конкурсов различного уровня.
  1. Уровень владения современными педагогическими технологиями, информационно-коммуникационными технологиями. Используются следующие показатели:
  • наличие обоснования целесообразности применения современных технологий при преподавании предмета;
  • наличие разработок учебно-методических комплексов, учебно-методических разработок, учебных модулей, конспектов внеурочных занятий;
  • положительная динамика результативности применения современных педагогических технологий.
  1. Деятельность педагога в сфере здоровьесбережения. Используются такие показатели, как:
  • активное применение технологий, которые способствуют формированию у учеников потребности в ведении здорового образа жизни;
  • подтверждение применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • разработка и применение на практике программ по формированию навыков здорового образа жизни;
  • привлечение обучающихся к созданию здоровьесберегающей среды;
  • освоение новых учебно-методических комплексов, методик и технологий.
  1. Участие педагога в исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности, работе различных творческих коллективов. Используемые показатели:
  • наличие собственных методических разработок, которые способны продемонстрировать опыт педагога по совершенствованию методов обучения и воспитания;
  • наличие публикаций методического характера;
  • регулярные выступления на занятиях методических объединений, семинарах, научно-практических конференций, на которых педагог делится собственным опытом в сфере повышения качества образования.
  1. Участие педагога в мероприятиях по изучению и обобщению собственного опыта. Основные показатели:
  • участие в профессиональных и творческих конкурсах различного уровня;
  • организация систематической работы по созданию условий для изучения и обобщения своего педагогического опыта;
  • наличие публикаций, которые описывают индивидуальную методическую систему педагога;
  • наличие публикаций и докладов в рамках научно-практических конференций, семинаров, которые демонстрируют различные элементы методической системы педагога.

Во время разработки портфолио возникает необходимость установления временных сроков, в течение которых осуществляется систематизация материалов. В большинстве случаев для отражения реальных достижений учителя требуется период продолжительностью более двух лет, соответственно, при составлении портфолио следует проставлять дату на всех материалах. Также при разработке портфолио требуется соблюдать принципы доступности и научности изложенного содержания.

При проведении экспертизы (презентации) портфолио на муниципальном уровне создаются экспертные советы, куда в обязательном порядке включаются представители родительской общественности. Деятельность советов регулируется Положением об экспертном совете, в котором определяется его состав, сроки и порядок проведения экспертизы, а также порядок ее презентации, нормы и критерии оценки портфолио.

С учетом того, что размещенные в портфолио материалы выступают в качестве свидетельства профессионализма педагога, следует учитывать, какие профессиональные компетентности следует отражать в портфолио при прохождении аттестационного испытания.

Требования к профессиональным компетентностям учителя по квалификационным категориям

Требования к профессиональным компетентностям учителя

Вторая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

Обоснование учителем выбранной образовательной программы

Учитель пользуется методическими рекомендациями

Учитель используется результаты анализа альтернативы

Учитель ориентируется на цели, задачи, концепцию развития

Обоснование учителем выбора педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных результатов

Учитель используется методические рекомендации

Педагог учитывает психолого-педагогические особенности своих учеников

Учитель ориентируется на результаты апробации/адаптации технологий в условиях своего образовательного учреждения

Соответствие используемых средств педагогической диагностики образовательным результатам

Учитель осуществляет оценку таких образовательных результатов, как знания, умения и навыки учеников

Учитель оценивает уровень сформированности ключевых компетентностей учеников

Учитель оценивает индивидуальные образовательные результаты учеников

Реализация основных направлений региональной образовательной политики

Отдельные элементы деятельности педагога направлены на реализацию одного из направлений региональной образовательной политики

Одно из направлений региональной образовательной политики осуществляется учителем в системе

Учитель демонстрирует результаты реализации одного из направлений региональной образовательной политики

Ошибки при составлении и экспертизе портфолио

Ошибки, которые способны оказать негативное влияние на отношение к технологии портфолио, можно разделить на четыре группы:

  • ошибки, которые совершаются при сборе материалов;
  • ошибки, связанные с формированием объема портфолио;
  • ошибки, связанные с подменой идеи портфолио традиционными схемами;
  • ошибки, которые связаны с оценкой представленных в портфолио материалов.

Наиболее распространенными ошибками первой группы являются:

  1. Нарушение принципа добровольности при поиске материалов и формировании портфолио.
  2. Сбором материалов для портфолио педагога занимаются другие люди. Часто такая ошибка совершается, когда администрация образовательного учреждения «готовит» педагога к какому-либо конкурсу или очередной аттестации и для поднятия рейтинга учителя приписывает ему чрезмерные заслуги и успехи.
  3. Отказ администрации образовательного учреждения педагогу в содействии при формировании портфолио, обосновывая свой ответ тем, что портфолио – это исключительно сфера интересов самого учителя.
  4. Включение в портфолио ненужных материалов, которые не способны продемонстрировать уровень профессионализма педагога и отразить результаты его деятельности.

Ко второй группе ошибок относятся следующие:

  1. Включение в портфолио исключительно официальных документов, в результате чего портфолио выглядит весьма однобоко и не позволяет оценить творческие направления работы педагога.
  2. Сбор материалов за ограниченный период времени, ведь в итоге собранной информации может оказаться недостаточно для достижения поставленных целей.

В третью группу входят такие ошибки, как:

  1. Подмена портфолио зачетной книжкой, в которой уже все заранее разграфлено и педагогу остается только вписать свои показатели.
  2. Подмена портфолио обязательной характеристикой педагогического совета или администрации школы.
  3. Подмена систематической работы над портфолио разовой акцией.
  4. Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

Четвертая группа ошибок:

  1. Использование исключительно балльной системы для оценки материалов портфолио.
  2. Отсутствие единой системы оценок материалов портфолио, что объясняется отсутствием соответствующих нормативных документов.

Профессионально-личностное саморазвитие учителя

Портфолио также является одной из форм, которая позволяет педагогу произвести самооценку и определить дальнейший путь саморазвития. В целом профессионально-личностное саморазвитие педагога предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Поиск своей уникальной позиции. Этап начинается с того момента, когда учитель осознает, что эффективность его работы напрямую зависит от продуцирования собственных решений.
  2. Выполнение критического анализа разнообразных вариантов решения стоящих перед учителем педагогических проблем.
  3. Определение приоритета, то есть построение своей авторской системы обучения, которая формируется путем задействования классических схем обучения и внедрения инновационных средств обучения.
  4. Рефлексия собственного опыта с дальнейшим обоснованием и апробацией своей авторской методической системы.

В результате портфолио становится набором материалов и педагогических наработок, с которыми педагог может поделиться со своими коллегами и рассказать о своем опыте.

Методические основы управления процессом составления портфолио обучающегося

В соответствии с задачами государственных образовательных стандартов неотъемлемой частью школьного образовательного процесса должна стать внеурочная деятельность обучающихся. В такую деятельность включаются все виды деятельности за исключением урочной, при выполнении которой могут решаться задачи по развитию, воспитанию и социализации обучающихся.

Одним из видов внеурочной деятельности является задействование передовых образовательных технологий, одной из которой является проектная технология. Ее применение позволяет школьнику проявлять самостоятельность в организации, планировании и осуществлении контроля своей деятельности не только в урочное, но и внеурочное время. При осуществлении такой деятельности преподавателю отводится роль консультанта, эксперта и координатора.

У педагога, который работает с детьми в рамках проектной деятельности, могут возникнуть сложности при оценке результативности работы обучающихся. Именно для решения этой задачи и была разработана система инновационной оценки «Портфолио», которая позволяет:

  • формировать индивидуальную траекторию развития обучающегося, исходя из достигнутых им результатов;
  • выполнять объективную самооценку собственного познавательного творческого пути, а также выполнять рефлексию познавательной деятельности.

Педагогическая философия портфолио заключается в следующем:

  • акцент смещается с того, что обучающийся не умеет и не знает, на то, что умеет и знает по определенной теме, предмету, дисциплине или виду деятельности;
  • проведение интеграции качественной и количественной оценок;
  • педагогический акцент переносится с оценки на самооценку.

Основная задача портфолио заключается в предоставлении обучающемуся возможности продемонстрировать все свои навыки, умения и знания и тем самым создав стимул для дальнейшего творческого развития.

Портфолио обучающегося обычно наделяют следующими функциями, которые аналогичны функциям портфолио учителя:

  • целеполагания, которая заключается в поддерживании образовательных целей субъекта;
  • диагностическая. Позволяет фиксировать изменения и рост образовательных достижений ученика за определенный период времени;
  • развивающая. Обеспечивает непрерывность образовательного процесса;
  • содержательная, которая позволяет раскрыть весь спектр выполненных учеником работ;
  • мотивационная. Она направлена на поощрение результатов деятельности как обучающегося, так и педагога;
  • рейтинговая. С ее помощью определяются качественные и количественные индивидуальные достижения.

При этом портфолио является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода, дополняет классические контрольно-оценочные технологии и рассматривается как часть аутентичного оценивания образовательных результатов.

В зависимости от целей создания портфолио, особенностей его содержания выделяют несколько видов портфолио:

  • рабочее портфолио, то есть портфолио документов;
  • показательный портфолио;
  • портфолио процесса;
  • портфолио, предназначенное для учебного планирования;
  • портфолио развития;
  • портфолио подготовленности.

Исходя из цели, которую планируется достичь при подготовке портфолио, выделяют:

  • портфолио-отчет, которое собирается для педагога;
  • портфолио-собственность, сбор которого производится для себя.

Вне зависимости от вида портфолио в нем в любом случае содержится набор материалов, структурирование которых произведено определенным образом. Более крупные блоки в портфолио называются разделами, а внутри их выделяют отдельные рубрики.

Количество разделов и рубрик определяется в каждом конкретном случае, однако классическое портфолио включает в себя четыре раздела:

  1. «Портрет». В этом разделе собирается информация, которая позволяет получить представления об обучающемся. Школьник для самопредставления может выбрать любой понравившийся ему способ. Так, это может быть фотография, небольшое эссе. При этом представленная информация должна отражать особенности личности автора, поэтому в него часто включаются различные сертификаты, характеристики, история успеха.

В разделе должна присутствовать вступительная статья, с помощью которой обоснуется причина создания портфолио и предоставляются аргументы, почему в него были включены те или иные материалы.

Допускается и наличие авторских комментариев, в которых обучающийся отражает свои мысли в отношении собранных в портфолио работ.

  1. «Коллектор». В этот раздел обычно включаются материалы, которые не принадлежат автору. К таким материалам относятся сведения, предоставленные педагогом (различные схемы, памятки, списки литературы), информация, найденная самим обучающимся (иллюстрации, ксерокопии статей). Также в разделе могут находиться словарные и энциклопедические статьи и другие материалы, которые определенным образом связаны с тематикой портфолио.
  2. «Рабочие материалы». Сюда включаются материалы, которые были систематизированы или созданы автором портфолио.
  3. «Достижения». Этот раздел содержит материалы, которые, по мнению самого обучающегося, наилучшим образом демонстрируют его успехи и результаты.

Также обязательным пунктом является наличие в портфолио четко сформулированного содержания, где прописываются названия разделов и рубрик.

Разделы могут содержать рубрики, которые способствуют лучшей систематизации материала и формируют структуру раздела. При этом рубрики могут быть:

  • обязательными. Они содержат материал, который имеет принципиальное важное значение для данного портфолио. Количество таких рубрик оговаривается отдельно, и оно должно быть достаточным для отражения особенностей портфолио;
  • необязательными (свободными). С их помощью обучающийся индивидуализирует содержание, структуру и объем портфолио.

В то же время структура портфолио не является жесткой, поэтому обучающийся может ее менять исходя из задач, которые планируется достичь посредством портфолио, или по мере освоения новых способов организации портфолио.

Несомненным преимуществом портфолио является обеспечение систематизации и хранения практически всех материалов, которые использовал обучающийся во время осуществления проектной деятельности. К тому же портфолио процесса отражает все этапы работы и позволяет продемонстрировать весь процесс обучения, включая навыки и умения, которые освоил обучающийся в процессе работы.

Портфолио также позволяет отразить процесс рефлексии обучающимися собственного учебного опыта, так как оно содержит дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.

Портфолио как средство организации работы с различными информационными материалами позволяет упорядочить работу обучающихся над проектом. Для этого посредством рубрик задается такая структура разделов, которая позволяет перемещать по ним рабочие материалы в строгом соответствии с логикой работы над проектом.

Стоит учитывать, что конкретного списка материалов (артефактов), которые необходимо обязательно включать в портфолио, не существует. В данном случае поощряется инициатива обучающегося, ведь портфолио является динамической и открытой системой, информация в которой может быть обновлена в любой момент.

Методические рекомендации по конструированию и подготовке портфолио проекта

Разработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и включают в себя следующие разделы:

  • основные этапы разработки портфолио;
  • варианты основных блоков портфолио и бланков рабочих листов;
  • механизмы, которые планируется использовать для оценки портфолио;
  • алгоритм запуска портфолио, включая указания по его использованию во внеурочной деятельности.

В большинстве случаев портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую «подшиваются» все собранные и разработанные материалы. Каждый материал или группа материалов, которые сохраняются в портфолио, должны сопровождаться коротким рефлексивным комментарием ученика (как материал может использоваться, что с ним делать, какие ошибки были допущены и т.д.).

Для отслеживания динамики процесса необходимо датировать все элементы портфолио. Все материалы рекомендуется распределять по следующим разделам:

  • «Подготовка». Включает в себя рабочий лист «Цель и задачи проекта»;
  • «Планирование». Заполняется рабочий лист «График деятельности»;
  • «Исследование». Осуществляется заполнение рабочих листов «Анализ источников информации», «Мозговой штурм», «Консультация с руководителем проекта»;
  • Формулирование результатов или выводов. Предполагает заполнение рабочего листа «Презентация проекта»;
  • Защита проекта;
  • Оценка результатов и процесса проектной деятельности, для чего заполняются рабочие листы «Самоанализ» и «Критерии оценивания».

Алгоритм запуска портфолио может выглядеть следующим образом:

  • мотивация, то есть каждому обучающемуся понятно, для чего требуется разработка портфолио;
  • определение вида портфолио. Он выбирается либо педагогом, либо самим обучающимся;
  • постановка сроков сдачи портфолио и определение времени работы над ним (в классе, во время творческой, исследовательской или проектной деятельности);
  • разработка общей структуры портфолио;
  • определение критериев оценивания портфолио. При необходимости выделяются обязательные критерии;
  • разработка способов оценивания, что позволяет обучающемуся получить четкое представление о том, каким образом будет производиться оценка его работы.

Проработки требует и механизм оценки портфолио, в соответствии с которым можно будет проводить оценку процесса и характера работы над портфолио, отдельных рубрик, разделов и качества презентации портфолио.

В то же время, если портфолио проектной деятельности обучающегося предназначено для формирования различных компетенций, то должна производиться оценка именно этого результата образования.

Формирование и проявление компетенций происходит в деятельности, что и отличает их от других результатов образования, в частности, знаний, умений и навыков. Во время осуществления проектной деятельности обучающиеся могут проявить все основные компетентности: коммуникативную, информационную, компетентность решения проблем.

В качестве объектов оценки являются портфолио проектной деятельности, уровень презентации продукта и наблюдение за выполнением работы в группе или консультацией.

Портфолио проектной деятельности для обучающегося является средством организации его работы, оно также выступает в роли технологии и места сбора учебных материалов, анализа информации и инструмента для проведения самооценки и рефлексии.

Для учителя портфолио – это средство организации обратной связи и одновременно инструмент оценочной деятельности. Для объективной оценки деятельности обучающегося необходимо использовать понятные критерии оценки проекта, которых должно быть не более 7-10. В первую очередь оценке подлежит общее качество работы, а не ее презентация.

Пример оценки портфолио обучающегося

Ф.И.О. ученика

Образовательное учреждение

Класс:

Название проекта:

Ф.И.О. руководителя проекта

Дата оценивания портфолио работы:

Общее число баллов:

Ключ к шкале оценок:

2 балла – означает, что утверждение слева справедливо;

1 балл – означает, что утверждение слева/справа справедливо до определенной степени;

С (0 баллов) – означает, что утверждение справа справедливо

Проект направлен на освоение образовательных стандартов по выбранным предметам

 

 

 

Не устанавливается соответствие темы образовательным стандартам

Планируемые учебные цели ориентированы на предметные, метапредметные и личностные результаты

 

 

 

Планируемые цели не отражают деятельностного характера проекта и требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

Вопросы, направляюще проект, ориентированы на организацию учебно‑исследовательской деятельности и носят проблемный характер

 

 

 

Вопросы, направляющие проект, носят репродуктивный характер

Описаны мероприятия по реализации проекта: учебные практики, объем и последовательность заданий для учеников и др.

 

 

 

Мероприятия по реализации проекта: учебные практики, объем и последовательность заданий для учеников не детализированы

Описаны материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта

 

 

 

Отсутствует перечень материалов и ресурсов, необходимых для реализации проекта

Корректно указаны ссылки на информационные источники

 

 

 

Ссылки на информационные источники не указаны. Работа выполнена с нарушением авторских прав

Выбраны адекватные технологические средства представления результата исследования

 

 

 

Выбранные технологические средства представления результатов не соответствуют содержанию и логике исследования

В работе от имени ученика отражен ход исследования и анализируются его результаты

 

 

 

В работе не отражен ход проведения исследования учениками, результаты не анализируются

Результаты представлены в логической последовательности, характеризуются содержательной глубиной и отражают личное отношение к проблеме

 

 

 

Поверхностное отражение содержания исследования, не выражается личное отношение автора к проблеме

Таким образом, портфолио – важный мотивирующий фактор обучения, который позволяет нацелить обучающегося на достижение и демонстрацию своего прогресса. При условии грамотного составления портфолио оно позволяет:

  • создать удобный коллектор информации и подробный справочник для организации работы над проектом;
  • проводить объективную оценку хода работы над завершенным проектом;
  • оценивать личные достижения и прогресс каждого обучающегося;
  • существенно сократить время на поиск информации при разработке других проектов, близких по теме.

Кроме того, портфолио позволяет эффективно формировать ключевые компетентности, в первую очередь, компетентности решения проблем, компонентами которой являются сложные умения, напрямую связанные с самооценкой и самоорганизацией обучающегося.

Спиоск литературы:

  1. Абрамов Э.Н. Портфель профессиональных достижений учителя. //Физкультура в школе. -2007. -№3. -С.77.
  2. Болотина Г.К. Научно-методическое портфолио педагога. //Методист. -2006. -№9. -С.57.
  3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики. // Школьные технологии. -2005. -№2. -С.189.
  4. Горелова Т.И. Портфолио – альтернативный способ оценивания результатов обучения. // Управление начальной школой. -2009. -№6. -С.17.
  5. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты. (зарубежные источники). //   Психологическая наука и образование. -2004. -№4. -С.5.
  6. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. // Школьные технологии. -2004. -№3. -С.179.
  7. Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя. // Практика административной работы в школе. -2006. -№8. -С.29.
  8. Зеленко Н.В., Могилевская А.Г. Портфолио будущего педагога. // Стандарты и мониторинг в образовании. -2009. -№1. -С.61.
  9. Коллекция достижений. Рекомендации по построению различных моделей портфолио. // Учительская газета. -2004. -№15-16. -С.15.
  10. Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога. // Практика административной работы в школе. -2006. -№8. -С.31.
  11. Крепких О.В. Портфолио как инструмент самоанализа. // Управление школой. -2007. -№8. -С.31.
  12. Михайловский О.С. Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений. // Образование в современной школе. -2006. -№9. -С.19.
  13. Новикова Т. Оценивание с помощью портфолио. // Народное образование. -2006. -№7. -С.137.
  14. Новикова Т. Папка индивидуальных достижений «Портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт. - Директор школы. - 2004. -№8. -С.13.
  15. Новикова Т. Портфолио в профильной школе. // Оценка качества образования. -2008. -№3. -С.42-50.
  16. Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе. // Народное образование. -2005. -№1. -С.84.
  17. Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио. // Профильная школа. -2006. -№3. -С.27.
  18. Никитина С.И. Портфолио по информатике. // Информатика и образование. -2008. -№6. -С.29.
  19. Петренко А. Мониторинг, портфолио и электронные пособия. // Управление школой. -2008. -№14. -С.23-26.
  20. Пинская М.А. Место портфолио в современном образовании. // Оценка качества образования. -2008. -№2. -С.56.
  21. Пинская М.А. Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений. // Оценка качества образования. -2008. -№4. -С.52.
  22. Положение о портфолио учителя. // Юридический журнал. -2008. -№2. -С.8.
  23. Пономарёва Е.А. Педагогический совет на тему «Портфолио образовательного учреждения». // Методист. -2006. -№2. -С.26.
  24. Портфолио: за и против. //Педсовет. -2004. -№69. -19 октября. -С.6.
  25. Портфолио педагога. // Справочник руководителя ОУ. -2004. -№6. -С.43.
  26. Пронина Л. Портфолио учителя. // Воспитание школьника. -2009. -№4. -С.15.
  27. Прутченков А.С. Типичные ошибки и затруднения при формировании портфолио в практике российской школы. // Методист. -2004. -№6. -С.33.
  28. Сизова Л.М. Использование портфолио в педагогической деятельности. //Управление ДОУ. -2007. -№7. -С.96.
  29. Склюев В. Портфель достижений педагога. // ИКТ. -2008. -№5. -С.4-5.
  30. Федотова Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы. // Школьные технологии. -2005. -№3. -С.171.
  31. Федотова Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио. // Методист. -2005. -№5. -С.27.
  32. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания. // Практика административной работы. -2005. -№5. -С.20.
  33. Хацкевич Е. Портфолио на педсовете. Деловая игра. // Школьный психолог. -2006. -№18. -С.33-34.
13.11.2019