С первых дней своей педагогической деятельности каждому педагогу рекомендуется начинать формировать свое «Портфолио учителя», в которое надо собирать полезные материалы, различные советы и рекомендации.
Под портфолио принято понимать набор материалов, которые демонстрируют умения педагога решать различные задачи в ходе осуществления своей педагогической деятельности, правильно выбирать стратегию и тактику своего профессионального поведения. Портфолио также служит для оценки уровня профессионализма педагога.
Портфолио считается методом «аутентичного оценивания», то есть происходит объективная оценка реально достигнутых результатов. Преимущество метода портфолио состоит и в том, что он позволяет оценить, как собственную деятельность, так и деятельность другого педагога.
За счет того, что с помощью портфолио можно более глубоко и разнообразно представить собственные достижения, умения и направления деятельности, обеспечивается более прозрачный подход к оценке деятельности педагога.
Однако учителю следует учитывать, что сбор портфолио – длительный и кропотливый процесс, так как его обновление осуществляется на протяжении всей педагогической деятельности учителя. С помощью портфолио обеспечивается и преемственность различных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, а также оказывает поддержку при планировании, отслеживании и корректировке образовательной и карьерной траектории обучающегося.
Идея применения портфолио в системе образования постепенно становится все более популярной. При этом портфолио обладает своей собственной педагогической философией, в основе которой лежит мысль о том, что акцент надо делать на том, что умеет и что уже знает учитель, а не обращать внимание на то, чего он не знает и не умеет. В результате такого подхода поощряется активность и самостоятельность педагогов, развиваются навыки по рефлексивной и оценочной деятельности учителя, а также расширяет возможности по повышению уровня собственной квалификации.
На портфолио возлагаются следующие основные функции:
Портфолио в отечественной и мировой практике одновременно рассматривается как средство педагогической диагностики и как метод для проведения оценки профессиональной компетенции педагога. В этой связи портфолио учителя является набором материалов, который способен продемонстрировать его умения решать задачи своей профессиональной деятельности и выбирать тактику и стратегия профессионального поведения.
В итоге портфолио позволяет обеспечить учет различных достижений педагога, фиксировать его промежуточные и конечные результаты в самых разных видах его деятельности (образовательной, социальной, творческой, коммуникативной).
Одновременно портфолио помогает успешно решать следующие важные задачи:
Портфолио также является отражением индивидуального стиля работы педагога и его таланта.
С учетом того, что важным моментом, как для учителя, так и директора школы является доказательная составляющая портфолио, то одна из целей портфолио – это представление подробного отчета о работе педагога по теме самообразования, характере его деятельности с возможностью отследить творческий и профессиональный рост учителя.
Для достижения этих целей портфолио должно быть не только богатым, но и наглядным, то есть оно должно позволять устанавливать связь между прошлым и настоящим опытом педагогами, текущими достижениями и потенциальными «точками роста».
В результате можно констатировать, что портфолио собирается в целях обеспечения накопительной и модельной функций. Накопительная функция проявляется в наборе различных разработок учителя, которые связывают отдельные аспекты его деятельности в полную картину. Одновременно портфолио – это больше, чем просто папка с наработками педагога, ведь это заранее спланированная индивидуальная подборка достижений учителя, которая призвана продемонстрировать его успешность как педагога.
Модельная функция портфолио заключается в том, что оно способно показать динамику развития учителя, продемонстрировать стиль его работы и обеспечить рефлексию собственной работы.
В большинстве случаев портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую складываются материалы на бумажном носителе. С учетом положений «Профессионального стандарта педагога» можно выделить несколько видов портфолио:
Профессиональный стандарт невозможен без развития профессиональных компетенций педагога. Основными путями развития профессиональной компетенции учителя являются:
Благодаря портфолио педагог может проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей деятельности за определенный промежуток времени, а также объективно выполнить оценку своих возможностей и спланировать работу по преодолению возникающих трудностей, достижению более высоких результатов.
Материалы, которые собирает педагог в портфолио, используются в качестве демонстрации его профессионализма и эффективности работы, поэтому часто используются при проведении аттестации педагога. Однако для этого портфолио должно содержать субъектную позицию аттестуемого как профессионала. Данная позиция выражается в умении педагога успешно решать возникающие профессиональные задачи с применением профессиональных знаний, умений и различных освоенных способов деятельности.
При аттестации педагога эксперты в первую очередь обращают внимание на разделы, которые позволяют оценить следующую информацию:
Дополнительно в портфолио могут включаться сведения о педагогическом работнике, копии различных документов и оглавление. В целом же структура и содержание портфолио включает следующие обязательные разделы:
Содержательное наполнение данных разделов определяется спецификой деятельности педагога и заполняется материалами по его личному усмотрению. При этом желательно, чтобы представленные материалы были заверены копиями документов или подписями руководителей. Однако в портфолио не рекомендуется вкладывать полные тексты авторских методических разработок и программ, так как это может сильно «раздуть» портфолио, и оно станет сложным для восприятия.
Примерная структура и содержательное наполнение портфолио может выглядеть следующим образом:
Данный раздел включает в себя различные документы и материалы, способные подтвердить профессионализм педагога в выборе им педагогических средств и технологий, результаты его научно-исследовательской деятельности.
В качестве таких документов могут выступать:
Также в этот раздел включаются документы, которые свидетельствуют о работе педагога в различных методических объединениях (школьного, городского, районного уровня), сотрудничестве с районными методическим центром, высшими учебными заведениями и другими учебными учреждениями.
Целесообразно помещать в портфолио и документы, которые использовались для организации и проведения открытых уроков, мастер-классов, семинаров, «круглых столов» и тематических родительских собраний.
Дополнительно в разделах портфолио могут создаваться отдельные рубрики. Наиболее часто встречаются следующие:
Дополнительно «Портрет» может содержать подраздел «Мое педагогическое кредо», где учитель выражает свою профессиональную позицию и отражает основные ценности, которые определяют его отношение к ученикам и коллегам.
Педагог может самостоятельно выбирать, каким образом формировать свое портфолио, ведь главное, чтобы педагог мог проанализировать свою работу и объективно оценить свои успехи и неудачи, а также мог определить способы преодоления возникающих у него трудностей.
При представлении портфолио на экспертную комиссию необходимо соблюсти ряд требований по его оформлению, в том числе:
Для представления комиссии педагог самостоятельно отбирает материалы и документы, которые могут продемонстрировать результаты его работы.
Представление портфолио в экспертную комиссию производится не позднее, чем за две недели до квалификационного испытания. В течение этого времени 1-2 эксперта изучают представленные материалы и составляют экспертное заключение, то есть пишут рецензию.
В ходе экспертизы оцениваются профессиональные достижения педагога, а все результаты заносятся в экспертное заключение. Эксперты также выполняют следующие действия:
По завершению экспертизы составляются выводы и рекомендации членов экспертной комиссии, которые доводятся до педагога.
Для оценки портфолио педагога используются следующие критерии:
Оценки:
Для того чтобы обеспечить объективный подход к экспертизе материалов портфолио, экспертной группе следует опираться на критериальную основу. В ее качестве выступает комплекс наиболее общих и широкое используемые критериев и показателей.
В систему оценки профессиональной деятельности педагога могут входить следующие критерии:
Для этого используются следующие критерии:
Для оценки этого пункта обращается внимание на следующие критерии:
Здесь оцениваются показатели результативности педагога по итогам его участия в республиканских, муниципальных, межрегиональных и федеральных творческих и профессиональных конкурсах.
Также для оценки портфолио педагога и его профессиональной деятельности может использоваться другая система, которая более структурно дифференцирует критерии и показатели, но при этом обладает схожими подходами с предыдущим подходом.
Данная система предполагает использование следующих критериев:
Во время разработки портфолио возникает необходимость установления временных сроков, в течение которых осуществляется систематизация материалов. В большинстве случаев для отражения реальных достижений учителя требуется период продолжительностью более двух лет, соответственно, при составлении портфолио следует проставлять дату на всех материалах. Также при разработке портфолио требуется соблюдать принципы доступности и научности изложенного содержания.
При проведении экспертизы (презентации) портфолио на муниципальном уровне создаются экспертные советы, куда в обязательном порядке включаются представители родительской общественности. Деятельность советов регулируется Положением об экспертном совете, в котором определяется его состав, сроки и порядок проведения экспертизы, а также порядок ее презентации, нормы и критерии оценки портфолио.
С учетом того, что размещенные в портфолио материалы выступают в качестве свидетельства профессионализма педагога, следует учитывать, какие профессиональные компетентности следует отражать в портфолио при прохождении аттестационного испытания.
Требования к профессиональным компетентностям учителя по квалификационным категориям
Требования к профессиональным компетентностям учителя |
Вторая квалификационная категория |
Первая квалификационная категория |
Высшая квалификационная категория |
Обоснование учителем выбранной образовательной программы |
Учитель пользуется методическими рекомендациями |
Учитель используется результаты анализа альтернативы |
Учитель ориентируется на цели, задачи, концепцию развития |
Обоснование учителем выбора педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных результатов |
Учитель используется методические рекомендации |
Педагог учитывает психолого-педагогические особенности своих учеников |
Учитель ориентируется на результаты апробации/адаптации технологий в условиях своего образовательного учреждения |
Соответствие используемых средств педагогической диагностики образовательным результатам |
Учитель осуществляет оценку таких образовательных результатов, как знания, умения и навыки учеников |
Учитель оценивает уровень сформированности ключевых компетентностей учеников |
Учитель оценивает индивидуальные образовательные результаты учеников |
Реализация основных направлений региональной образовательной политики |
Отдельные элементы деятельности педагога направлены на реализацию одного из направлений региональной образовательной политики |
Одно из направлений региональной образовательной политики осуществляется учителем в системе |
Учитель демонстрирует результаты реализации одного из направлений региональной образовательной политики |
Ошибки, которые способны оказать негативное влияние на отношение к технологии портфолио, можно разделить на четыре группы:
Наиболее распространенными ошибками первой группы являются:
Ко второй группе ошибок относятся следующие:
В третью группу входят такие ошибки, как:
Четвертая группа ошибок:
Портфолио также является одной из форм, которая позволяет педагогу произвести самооценку и определить дальнейший путь саморазвития. В целом профессионально-личностное саморазвитие педагога предполагает прохождение следующих этапов:
В результате портфолио становится набором материалов и педагогических наработок, с которыми педагог может поделиться со своими коллегами и рассказать о своем опыте.
В соответствии с задачами государственных образовательных стандартов неотъемлемой частью школьного образовательного процесса должна стать внеурочная деятельность обучающихся. В такую деятельность включаются все виды деятельности за исключением урочной, при выполнении которой могут решаться задачи по развитию, воспитанию и социализации обучающихся.
Одним из видов внеурочной деятельности является задействование передовых образовательных технологий, одной из которой является проектная технология. Ее применение позволяет школьнику проявлять самостоятельность в организации, планировании и осуществлении контроля своей деятельности не только в урочное, но и внеурочное время. При осуществлении такой деятельности преподавателю отводится роль консультанта, эксперта и координатора.
У педагога, который работает с детьми в рамках проектной деятельности, могут возникнуть сложности при оценке результативности работы обучающихся. Именно для решения этой задачи и была разработана система инновационной оценки «Портфолио», которая позволяет:
Педагогическая философия портфолио заключается в следующем:
Основная задача портфолио заключается в предоставлении обучающемуся возможности продемонстрировать все свои навыки, умения и знания и тем самым создав стимул для дальнейшего творческого развития.
Портфолио обучающегося обычно наделяют следующими функциями, которые аналогичны функциям портфолио учителя:
При этом портфолио является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода, дополняет классические контрольно-оценочные технологии и рассматривается как часть аутентичного оценивания образовательных результатов.
В зависимости от целей создания портфолио, особенностей его содержания выделяют несколько видов портфолио:
Исходя из цели, которую планируется достичь при подготовке портфолио, выделяют:
Вне зависимости от вида портфолио в нем в любом случае содержится набор материалов, структурирование которых произведено определенным образом. Более крупные блоки в портфолио называются разделами, а внутри их выделяют отдельные рубрики.
Количество разделов и рубрик определяется в каждом конкретном случае, однако классическое портфолио включает в себя четыре раздела:
В разделе должна присутствовать вступительная статья, с помощью которой обоснуется причина создания портфолио и предоставляются аргументы, почему в него были включены те или иные материалы.
Допускается и наличие авторских комментариев, в которых обучающийся отражает свои мысли в отношении собранных в портфолио работ.
Также обязательным пунктом является наличие в портфолио четко сформулированного содержания, где прописываются названия разделов и рубрик.
Разделы могут содержать рубрики, которые способствуют лучшей систематизации материала и формируют структуру раздела. При этом рубрики могут быть:
В то же время структура портфолио не является жесткой, поэтому обучающийся может ее менять исходя из задач, которые планируется достичь посредством портфолио, или по мере освоения новых способов организации портфолио.
Несомненным преимуществом портфолио является обеспечение систематизации и хранения практически всех материалов, которые использовал обучающийся во время осуществления проектной деятельности. К тому же портфолио процесса отражает все этапы работы и позволяет продемонстрировать весь процесс обучения, включая навыки и умения, которые освоил обучающийся в процессе работы.
Портфолио также позволяет отразить процесс рефлексии обучающимися собственного учебного опыта, так как оно содержит дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.
Портфолио как средство организации работы с различными информационными материалами позволяет упорядочить работу обучающихся над проектом. Для этого посредством рубрик задается такая структура разделов, которая позволяет перемещать по ним рабочие материалы в строгом соответствии с логикой работы над проектом.
Стоит учитывать, что конкретного списка материалов (артефактов), которые необходимо обязательно включать в портфолио, не существует. В данном случае поощряется инициатива обучающегося, ведь портфолио является динамической и открытой системой, информация в которой может быть обновлена в любой момент.
Разработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и включают в себя следующие разделы:
В большинстве случаев портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую «подшиваются» все собранные и разработанные материалы. Каждый материал или группа материалов, которые сохраняются в портфолио, должны сопровождаться коротким рефлексивным комментарием ученика (как материал может использоваться, что с ним делать, какие ошибки были допущены и т.д.).
Для отслеживания динамики процесса необходимо датировать все элементы портфолио. Все материалы рекомендуется распределять по следующим разделам:
Алгоритм запуска портфолио может выглядеть следующим образом:
Проработки требует и механизм оценки портфолио, в соответствии с которым можно будет проводить оценку процесса и характера работы над портфолио, отдельных рубрик, разделов и качества презентации портфолио.
В то же время, если портфолио проектной деятельности обучающегося предназначено для формирования различных компетенций, то должна производиться оценка именно этого результата образования.
Формирование и проявление компетенций происходит в деятельности, что и отличает их от других результатов образования, в частности, знаний, умений и навыков. Во время осуществления проектной деятельности обучающиеся могут проявить все основные компетентности: коммуникативную, информационную, компетентность решения проблем.
В качестве объектов оценки являются портфолио проектной деятельности, уровень презентации продукта и наблюдение за выполнением работы в группе или консультацией.
Портфолио проектной деятельности для обучающегося является средством организации его работы, оно также выступает в роли технологии и места сбора учебных материалов, анализа информации и инструмента для проведения самооценки и рефлексии.
Для учителя портфолио – это средство организации обратной связи и одновременно инструмент оценочной деятельности. Для объективной оценки деятельности обучающегося необходимо использовать понятные критерии оценки проекта, которых должно быть не более 7-10. В первую очередь оценке подлежит общее качество работы, а не ее презентация.
Пример оценки портфолио обучающегося
Ф.И.О. ученика |
||||
Образовательное учреждение |
||||
Класс: |
||||
Название проекта: |
||||
Ф.И.О. руководителя проекта |
||||
Дата оценивания портфолио работы: |
||||
Общее число баллов: |
||||
Ключ к шкале оценок: 2 балла – означает, что утверждение слева справедливо; 1 балл – означает, что утверждение слева/справа справедливо до определенной степени; С (0 баллов) – означает, что утверждение справа справедливо |
||||
Проект направлен на освоение образовательных стандартов по выбранным предметам |
|
|
|
Не устанавливается соответствие темы образовательным стандартам |
Планируемые учебные цели ориентированы на предметные, метапредметные и личностные результаты |
|
|
|
Планируемые цели не отражают деятельностного характера проекта и требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения |
Вопросы, направляюще проект, ориентированы на организацию учебно‑исследовательской деятельности и носят проблемный характер |
|
|
|
Вопросы, направляющие проект, носят репродуктивный характер |
Описаны мероприятия по реализации проекта: учебные практики, объем и последовательность заданий для учеников и др. |
|
|
|
Мероприятия по реализации проекта: учебные практики, объем и последовательность заданий для учеников не детализированы |
Описаны материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта |
|
|
|
Отсутствует перечень материалов и ресурсов, необходимых для реализации проекта |
Корректно указаны ссылки на информационные источники |
|
|
|
Ссылки на информационные источники не указаны. Работа выполнена с нарушением авторских прав |
Выбраны адекватные технологические средства представления результата исследования |
|
|
|
Выбранные технологические средства представления результатов не соответствуют содержанию и логике исследования |
В работе от имени ученика отражен ход исследования и анализируются его результаты |
|
|
|
В работе не отражен ход проведения исследования учениками, результаты не анализируются |
Результаты представлены в логической последовательности, характеризуются содержательной глубиной и отражают личное отношение к проблеме |
|
|
|
Поверхностное отражение содержания исследования, не выражается личное отношение автора к проблеме |
Таким образом, портфолио – важный мотивирующий фактор обучения, который позволяет нацелить обучающегося на достижение и демонстрацию своего прогресса. При условии грамотного составления портфолио оно позволяет:
Кроме того, портфолио позволяет эффективно формировать ключевые компетентности, в первую очередь, компетентности решения проблем, компонентами которой являются сложные умения, напрямую связанные с самооценкой и самоорганизацией обучающегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.