Организация занятий по LEGO-конструированию с детьми дошкольного возраста
Оценка 4.9

Организация занятий по LEGO-конструированию с детьми дошкольного возраста

Оценка 4.9
Статья
13.11.2019
Организация занятий по LEGO-конструированию с детьми дошкольного возраста

Не стоит считать LEGO-конструирование простым видом игровой и учебной деятельности, так как его проведение требует от педагога и обучающихся пристального внимания и предварительной подготовки. В организации занятий по LEGO-конструированию есть свои особенности. По мнению Т.В. Лусса, перед тем, как начать использовать на занятиях LEGO, организовать несколько спонтанных игр с применением LEGO-элементов. Это объясняется тем, что у детей возникает закономерное желание потрогать и пощупать эти кирпичики конструктора, а также поиграть с ними.

Материально-технические требования к работе с конструкторами LEGO:

  • эргономичная мебель. Речь идет о столах и стульях с возможностью регулировки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, а также шкафах и стульях для хранения игровых пособий. Нужен еще и ковер;

  • удобное помещение, где могут проводится индивидуальные и игровые формы работы;

  • нужное игровое оборудование, т.е. наборы LEGO-конструкторов. Оптимальный вариант – два экземпляра, что позволяет одновременно показывать и собирать постройки.

Методические требования для организации LEGO-конструирования:

  • индивидуально-образовательные маршруты детей;

  • разработанная программа по LEGO-конструированию;

  • наличие квалифицированных специалистов;

  • учебно-методические планы реализации программы;

  • конспекты занятий для детей разного уровня развития и возраста.

Родители должны быть непременно лично заинтересованы в реализации коррекционных задач. Тесное и плодотворное сотрудничество позволяет отследить динамику развития детей, изменение отношения родителей к детям. На занятиях родители учатся правильному стилю общения с ребенком, осваивают основные приемы работы для того, чтобы проводить самостоятельные занятия дома.

Следует уделить внимание при организации занятий LEGO-конструирования возрастным особенностям детей. Они влияют на содержание занятий, а также временную ограниченность занятий. На временное ограничение оказывает воздействие и психическое/физическое состояние ребенка.

Отличительной чертой младшего дошкольного возраста является то, что конструирование представляет собой самостоятельную продуктивную деятельность. Обучение построению основных конструкций происходит под руководством педагога. Должно быть организовано обследование образцов по определенной схеме.

Для детей младшего дошкольного возраста свойственно овладение двумя вариантами решения самых простых конструктивных задач:

  • замена меньших по размеру деталей большими, что характерно и для работы с детьми, у которых имеются особенности психофизического развития;

  • надстраивание и пристраивание с применением таких же деталей.

В старшем дошкольном возрасте создаются условия, позволяющие обучиться основным формам конструирования:

  • по условиям;

  • по образцу;

  • по простейшим наглядным схемам;

  • по модели;

  • каркасное;

  • по теме;

  • по замыслу.

Разновидности работы, которая выполняется в ходе конструктивно-игровой деятельности с LEGO:

  • дети задают задания друг другу;

  • педагог задает задания с последующим их выполнением детьми;

  • педагог задает задания, а выполнением занимаются родители с ребенком;

  • задание задается ребенком и выполняется детьми с педагогом.

Личность педагога имеет большое значение в работе с детьми на занятиях по LEGO-конструированию. Педагог должен уметь расположить к себе детей, осуществить организацию коррекционно-педагогического процесса. От него требуются умения по использованию того оборудования, которое используется при обучении, т.е. LEGO-конструктор.

В процессе игры следует придерживаться тактичности в отношениях. Не допускается высказывание неприятных слов и фраз в отношении ребенка, даже если ребенок, на взгляд педагога, действует неправильно. Нужно научиться приносить извинения и спрашивать разрешения у детей. Это позволит воспитать доброжелательное отношение детей друг к другу и к педагогу.

Общедидактические принципы построения занятий с использованием LEGO-конструирования:

  1. Принцип доступности;

  2. Принцип индивидуального подхода к обучающимся, который реализуется в условиях коллективной работы;

  3. Принцип наглядности;

  4. Принцип систематичности и последовательности;

  5. Принцип активности и сознательности.

Также должны быть установлены правила поведения на занятиях, которые должны обязательно выполняться:

  1. Мелкие детали не брать в рот, так как это действие несет опасность.

  2. Следует внимательно слушать педагога и выполнять его просьбы.

  3. С конструктором надо работать чистыми руками.

  4. Для того чтобы задать вопрос либо ответить на вопрос педагога, следует поднять руку.

  5. Работать в коллективе нужно дружно и прислушиваясь к мнению товарищей.

  6. Берегите учебные пособия. Нельзя рвать схемы и инструкции, ломать и портить оборудование (конструкторы).

  7. Не следует забирать детали домой, так как они будут нужны на следующих занятиях.

  8. Об окончании занятия сообщает педагог.

Примерная структура занятия с приемами LEGO-конструирования:

  1. Свободная исследовательская деятельность, в процессе которой дети играют и изучают LEGO-детали.
  2. Сопровождение свободной игры педагогом, ответы на вопросы детей и оказание им помощи.
  3. Включение в игру родителей.
  4. Беседа и консультация родителей без отрыва от игрового процесса.
  5. Логопедическое занятие с применением приемов LEGO-конструирования, которое состоит из:
  • артикуляционной и мимической гимнастики;

  • развития дыхания, голоса и воздушной струи;

  • постановки звуков с автоматизацией и дифференциацией;

  • слогов и слов, предложений, фраз, чистоговорок, скороговорок, стихов;

  • развития пространственного восприятия и мелкой моторики;

  • развития связной речи;

  • заданий на развитие мышления, памяти и словесно-логического мышления.

  1. Проведение консультации и ответы на вопросы родителей.
  2. Прощание с детьми и родителями, уборка.

Технология LEGO-конструирования и активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Проведение диагностических игровых сеансов позволяет подготовить детей с нарушениями речи к занятиям по LEGO-конструированию. Кроме того, педагог получает полную картину состояния речевой деятельности ребенка. На основании полученных результатов происходит разработка индивидуальной программы развития, которая является определяющим моментом последующей коррекционной деятельности (Приложение 1).

Обычно основой индивидуальной логопедической работы с детьми является коррекция звукопроизношения. Параллельно могут преследоваться цели коррекции и профилактики иных сторон речевой деятельности.

Структура процесса исправления недостатков произношения звука:

  1. Этап первичной постановки правильного артикулирования:
    1. Подготовительный этап.
    2. Этап постановки звука.
    3. Этап закрепления звука в речи:
  1. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

    1. Автоматизация звука в слогах.
    2. Автоматизация звука в словах.
    3. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
    4. Автоматизация звука в стихотворениях, чистоговорках.
    5. Дифференциация звука в слогах, словах, фразах.
  2. Этап формирования навыков коммуникации и навыков автоматизации звука в пересказах, рассказах и свободной речи.

При материально-техническом оснащении индивидуальных занятий используется не только конструктор LEGO. Актуально применение картинок для звуков, вертушек для развития воздушной струи, зондов для постановки звуков и иных приспособлений, которые использует в своей работе учитель-логопед.

Основные формы и приемы взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста:

  • ролевая и познавательная игра;

  • беседа;

  • конструирование;

  • применение рутин. Это зеркальная рутина, когда и взрослым, и ребенком одновременно совершаются одинаковые повторяющиеся движения. Может использоваться рутина, когда ребенком и взрослым по очереди совершаются разные действия, которые образуют связанную последовательность.

Условное деление коррекционного занятия с применением LEGOтехнологий, проводимого учителем-дефектологом:

  1. Свободная индивидуальная игра ребенка с LEGO. В процессе такой игры происходит самостоятельное освоение ребенком различных способов построения, развиваются фантазия, логика, внимание и память. Происходит активизация речевой коммуникативной деятельности и привлечение к себе внимания педагога и родителей. Тем самым стимулируется спонтанная познавательная и речевая активность ребенка. Длительность этапа – до 10-15 минут.
  2. Сопровождение педагогом свободной игры ребенка. На этом этапе подтверждается эмоциональный контакт, педагог старается расположить к себе ребенка, завоевать его доверие. Педагогом показывается свой интерес к деятельности ребенка. Подготовка к занятию осуществляется путем выполнения постройки. Длительность – до 10 минут.
  3. Логопедическая составляющая занятия. Происходит максимальная оречевация хода выполнения постройки и выполнения заданий, которые были запланированы в индивидуальной программе развития на этом этапе. Активизируются все параметры речевой деятельности. Продолжительность этапа для детей старшего дошкольного возраста – максимум 25 минут.
  4. Завершающая. Эмоционально-закрепляющий этап, во время которого надо поблагодарить ребенка, похвалить его, попросить убрать его за собой конструктор и предоставить рекомендации родителям. Это позволяет сохранить положительные эмоции как у ребенка, так и у родителей.

Виды конструирования, которыми должны овладеть дети:

  1. Конструирование на основе самых простых чертежей и наглядных схем. В качестве сюрприза можно принести на занятие письмо-схему, которое было отправлено сказочным персонажем. По этой схеме ребенок приступает к выполнению постройки. Использовать такую схему можно на любом этапе работы со звуком.
  2. Конструирование по теме. Востребовано на этапе автоматизации звука в словах, фразах и стихах. Направлено на расширение кругозора и лексического запаса по определенной схеме.
  3. Конструирование по условиям. Детям не представляется образец постройки. У них нет рисунка и инструкции по ее возведению, только даны условия, которым будущая постройка будет соответствовать. К примеру, следует возвести гараж для грузового автомобиля, возвести речной мост определенной ширины транспортного или пешеходного назначения. Решение проблемной ситуации должно находится ребенком самостоятельно. Тут следует ориентироваться на понимание лексического значения слов, ориентацию в пространстве и логико-грамматических структур. Конструирование по условиям актуально для этапов отработки звуков в словах, фразах, стиха и связной речи.

Индивидуальная программа развития с применением приемов LEGO-конструирования должна реализовываться на основании материалов программ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Эффективная логопедическая работа должна грамотно соотноситься с конструированием и этапами работы над звуком (Приложение 2).

Использование технологии LEGO-конструирования в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи позволяет активизировать речевую деятельность детей, улучшить формирование ориентировки, реализации речевого плана, планирования и контроля над собственной речевой продукцией.

Во время первого посещения занятия у ребенка оказывается много новых заданий, некоторые для него совершенно неизвестны, а с реализацией некоторых у него возникают сложности вследствие различных причин. В результате ребенку трудно сориентироваться в задании, становится невозможным планирование своего ответа, грамотное его оформление в речевом плане с самоконтролем. Итогом становится появление спонтанной речевой продукции, в которой проявляются недостатки речевой деятельности.

При проведении коррекционной деятельности следует принимать вышеозвученное во внимание, необходимо соблюдать принцип от простого сложному, что способствует постепенному формированию функции речевой деятельности (Приложение 3).

На первых этапах работы рекомендуется помочь ему сформировать ориентировку в задании. Нужно, чтобы у ребенка появилось понимание того, что ему говорят и что следует сделать. Не надо на этом этапе привлекать внимание ребенку к тому, насколько качественна его речевая продукция. Акцент делается на поощрение и стимулирование любого вида речевой активности.

Со временем происходит формирование планирующей функции речи, что достигается последовательными действиями и рутинами. При оречевлении педагогом своих действий становится возможным наглядное объяснение того, как правильно дать ответ на вопрос, рассказать о действии либо предмете. После этого происходит плавный переход к сопряженной либо отраженной речи, что способствует формированию навыков реализации собственной речевой продукции с приближением к норме.

Когда ребенок может заниматься планированием и воспроизведением своего высказывания, следует обратить его внимание на то, как это было сделано, существующие ошибки с последующим их самостоятельным исправлением. Это направлено на формирование наиболее сложной ступени речевой деятельности – контроля над своей речевой продукцией.

Для мимической гимнастики отлично подходят человечки LEGO, для которых можно выбирать лицо, руки, одежду и ноги. Мимическая гимнастика обычно проводится с лицом человечка. Ребенок меняет человечкам лица в процессе мимической гимнастики. Сначала нужно использовать простые мимические позы с их постепенным усложнением. Для выполнения потребуется зеркало:

  1. Найди и покажи злое, радостное, грустное, испуганное, удивленное и т.п. лицо.
  2. Покажи лицо, такое же, как на карточке (демонстрируются карточки, где нарисованы выражения лиц LEGO-человечков).
  3. Покажи карточку, где нарисовано такое же лицо, как у LEGO-человечка.
  4. Я тебе покажу лицо человечка, а ты расскажи, какие он испытывает эмоции и повтори.
  5. Я назову тебе выражение лица/эмоцию, а ты найди такое же лицо LEGO-человечка и повтори его выражение в зеркале. Улыбка – это веселое выражение лица, покажи веселое выражение лица на LEGO-человечке и покажи, как ты улыбаешься.

Мимическая гимнастика

Лего мимика

Целесообразным является совмещение упражнений пальчиковой гимнастки и постройки из конструктора LEGO при проведении коррекционной работы.

Схемы построек из конструктора LEGO (авторы Твардовская А.А., Тропынина М.А.) Пальчиковые упражнения
Лего стул
Стул
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь находится вертикально вверх. К ее нижней части следует приставить кулачок большим пальцем к себе. По счету происходит изменение положения рук.
Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левую руку нужно сложить в кулачок. Сверху на кулачок надо опустить ладошку правой руки. Локоть правой руки требуется расположить параллельно полу. По счету происходит изменение положения рук.
Лего собака
Собака
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

Поставьте правую ладонь на ребро от себя. Поднимите большой палец вверх, а указательный, средний и безымянный соедините вместе. Опускайте и поднимайте попеременно мизинец.


Лего кошка
Кошка
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы должны упираться большой. Поднимите вверх указательный палец и мизинец.
Лего заяц
Заяц
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат.

Согните пальчики в кулачок. Выставите вверх указательный и средний пальцы. Ими нужно шевелить в стороны и вперед.
Лего деревья
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибайте пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать
Сжимайте и разжимайте кулачки.
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Загибайте пальчики, начиная с большого
Маме осенний букет отнесем.
«Шагайте» по столу средним и указательным пальчиками.
Лего мебель
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре - много мебели в квартире.
Загибайте пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.
Сжимайте и разжимайте кулачки.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Загибайте пальчики, начиная с большого
Много мебели в квартире
Попеременно хлопайте в ладоши и стучите кулачками.
Лего корова
Буренушка
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку — на донышке.
Дети показывают, как доят корову.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку,
Творожку немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Загибайте по одному пальчику на обеих руках.

LEGO-конструирование относится к высокоэффективным средствам обучения и диагностики. Оно способствует активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Очевидным является необходимость усовершенствовать организацию коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено значительной распространенностью этой категории детей и наблюдаемой тенденцией к росту. Чем раньше будут включены дети с особенностями развития в коррекционно-педагогическую помощь, тем более результативным и эффективным будет на них воздействие. Проводить такую работу нужно вследствие особенностей детского мозга, который обладает пластичностью и универсальной способностью компенсировать нарушенные функции.

LEGO-конструкторы обладают педагогической универсальностью, поэтому являются очень важным средством развивающего обучения в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. LEGO-конструкторы характеризуются и коррекционной направленностью. Проводя специально организованные занятия, а также коррекционные и самостоятельные строительные игры, происходит решение задач по формированию у дошкольников представлений о деталях конструктора, о том, каковы пространственные характеристики создаваемых объектов и их частей.

Благодаря деталям LEGO становится возможной организация деятельности, которая позволяет сформировать умения конструировать по:

  • образцу;

  • замыслу;

  • рисунку;

  • условиям и словесному описанию взрослого.

За счет четкости цветовой гаммы обеспечивается фиксация сенсорных эталонов, цвета и формы, а также формируются умение совершать анализ образцов построек, их пространственного расположения, конструктивных частей.

LEGO-конструирование направлено на решение сложных коррекционных задач через увлекательную созидательную игру, где не бывает проигравших, так как педагог и ребенок могут ее решить. Работая таким образом, у педагога появляется опора на непроизвольное внимание ребенка, что способствует активизации его познавательной деятельности, развития сенсорно-тактильной и двигательной сфер, поведения, развития коммуникативной речевой функции и формирования интереса к обучению.

В процессе работы с LEGO-деталями у ребенка формируются навыки созидания и разрушения, что представляет для него большую важность. Разрушение должно происходить не агрессивно и не бездумно, ведь это позволяет воспользоваться освободившимся элементами для строительства нового объекта, выступая в роли творца.

Чем более разнообразными будут приемы логопедического воздействия во время LEGO-конструирования, тем большая эффективность будет у занятий.

Список литературы:

  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 287 с.
  2. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] /Р.А. Белова-Давид. - М.: Логос, 2012. - 231 с.
  3. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы / Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  4. Былино М.В. Познаем мир в играх, звуках и красках: пособие для работы с детьми с особенностями психофизического развития дошкольного и младшего школьного возраста / М.В. Былино, Ю.В.Захарова, О.В. Клезович. – Мн.: Харвест, 2006 – 132 с.
  5. Венгер Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). - М., 1969.
  6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. – СПб: Детство-Пресс, 2003. - 144 с.
  7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Психология развития ребенка / Выготский Л. С. — М.: Смысл, Эксмо, 2004. — 512с.
  8. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М., 1991.
  9. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.
  10. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. О концепции педагогики индивидуальности // Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе: сб. науч. статей / науч. ред. О.С. Гребенюк. – Калининград: Изд-во КГУ, 2000. – 103 с
  11. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во КГУ, 2000. – 572 с.
  12. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: курс лекций. – 2-е изд. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – 94 с.
  13. Гребенюк О.С. Проблемы развития индивидуальности и воспитания личности // Развитие личности и формирование индивидуальности: сб. материалов. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1996. – 316 с. – С.39-42
  14. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
  15. Екжанова Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16.
  16. Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С -Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  17. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение: Педагогика и психология. – М. 1987. – № 4. – 76 с.
  18. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987. – 160 с.
  19. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Сов. Пед. 1997, № 5. – С. 3–16.
  20. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: (Анализ зарубежного опыта). – Рига, 1995. – 176 с.
  21. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. – Мн.: НИО, 2003. – 232 с.
  22. Лещинска Т.Л. Дидактическое обеспечение занятий по сенсорному обучению / Т.Л. Лещинская / Дэфекталогiя, - 2006. - № 1. – с.24-31.
  23. LEGO-конструирование: формирование конструктивных навыков в создании построек из деталей конструктора / сост.: Н.Г.Болбат, В.С.Сабурова. – Мн.: Минский областной институт развития образования, 2016. – 36 с.
  24. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
  25. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с.
  26. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – Академия, 2002.
  27. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. – М., 2008
  28. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование/Л.А.Парамонова. - М.: Изд.дом «Карапуз», 1999. – 240 с.
  29. Поддъяков Н.Н. Конструирование / Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - М., 1981
  30. Развитие общения у дошкольников: Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974. – 121 с.
  31. Твардовская А.А., Тропынина М.А. Технология диагностико-коррекционной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами лего-конструирования в условиях Лекотеки. – Казань: Отечество, 2014 – 30 с.
  32. Эльконин Д. Б Психология игры / Эльконин Д. Б. – М., 1978. – 18–25 с.

1. Индивидуальная программа по коррекции звукопроизношения

Источник

Приложение 1

2. Структура индивидуального занятия с использованием приемов LEGO-конструирования

Источник

Приложение 2

3. Игровые задания с использованием конструктора LEGO

Источник

Приложение 3

13.11.2019