Роль визуальной грамотности в современном информационном обществе
Оценка 4.6

Роль визуальной грамотности в современном информационном обществе

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Роль визуальной грамотности в современном информационном обществе

Информация об окружающем мире поступает в мозг человека через пять чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Современная наука о человеческих ощущениях признает, что каждый из перечисленных каналов ощущений в действительности является комплексным. Например, тактильное и вкусовое ощущения состоят из четырех, а зрительное − из двух различных ощущений.

Самым важным из органов чувств для ориентации в окружающем мире у большинства людей является зрение. Именно зрение помогает коммуникатору включить в действие механизм идентификации объектов окружающей действительности. Человек, принимающий информацию визуально, логически осмысливает ее и конструирует виртуальные образы, которые он стремится приспособить к отображению реального состояния рассматриваемого объекта.

Согласно исследованию, проведенному консалтинговой компанией Ogilvy and Mother, в любом отдельно взятом коммуникационном обращении сила воздействия на получателя (реципиента) распределяется следующим образом: 15 % − слова; 25 % − тон; 60 % − невербальные формы коммуникаций.

Э. Сэмпсон (Е. Sampson) приводит результаты исследований, в соответствии с которыми, определены показатели силы воздействия на реципиентов, позволяющие оценить коммуникацию при их первой встрече с ней: содержание − 7 %, голос − 38,0 %, визуальные атрибуты (внешний вид) − 55,0%. Таким образом, на визуальную составляющую человеческой коммуникации можно отнести более половины успеха в достижении ее цели.

Еще Аристотель говорил, что «...слова не существуют без образов...», отмечая, что вербальные и невербальные каналы коммуникации одинаково важны. История развития человечества убедительно свидетельствует о важности визуальной коммуникации и ее приоритетности перед вербальной составляющей.

Приблизительно 5 тысяч лет назад появился шумерский язык, в котором жители Ближнего Востока использовали около 2 тысяч различных образов для описания каких-либо событий. Позже, спустя 2 тысячи лет, финикияне изобрели фонетический алфавит, заменив изображения звуками, который трансформировался в течение 15 последующих столетий в алфавиты, представленные в современных языках мировых культур. Это свидетельствует о том, что человечество ознакомилось с визуальными приемами коммуникации намного раньше, чем научилось передавать обращения с помощью букв.

В современном информационном обществе, когда актуальной является задача всестороннего исследования явлений, невербальные средства коммуникации постепенно превращаются из вторичного источника информации в равноценный компонент медиатекста, не уступающий вербальному по значению и зачастую имеющий более высокий информационный потенциал и возможности применения. В случае визуальной коммуникации – передача информации в начале процесса ее получения происходит визуальным способом, что позволяет сделать восприятие материала более доступным и простым, а также не привязываться к знанию языка, умению читать и т.д.

Знаки, из которых строятся визуальные сообщения, выполняют роль носителей определенных смысловых значений. Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализация коммуникативных актов.

Зрение помогает коммуникатору включить в действие механизм идентификации объектов окружающей действительности. Отсутствие визуального компонента моментально лишает коммуникацию многих свойств. Звуковые символы доходят позже, чем увиденный объект. Но при анализе увиденного образа и одновременно услышанного звукового сигнала от рассматриваемого объекта аудиальный и визуальный каналы трудно отделить друг от друга. Аудиальные и визуальные значения интегрируются между собой в процессе восприятия человеком рассматриваемых объектов.

Визуализация – это, с одной стороны, средство ориентировки в окружающем мире. с другой стороны, это средство представления мира в других измерениях и плоскостях.

Несколько лет назад впервые Ник Сузанис защитил диссертацию в виде комикса. Для ученого было очевидным, что изображение − это единственная форма описать его научное открытие («сложные идеи невозможно объяснить только словами»). После защиты ученому было предложено издать книгу, которая иллюстрировала процесс восприятия информации и историю развития изображений на примере идей Эратосфена, Коперника, Декарта и многих других. Это не книга с иллюстрациями, это книга, состоящая полностью из иллюстраций. Но её нужно читать и изучать так же серьезно и глубоко, как книги с текстами. По мнению исследователя, такая форма подачи материала заставляет работать мозг в двух плоскостях, как у билингва, что стимулирует интеллектуальную и познавательную деятельность.

Роль и силу визуальных коммуникаций можно подтвердить известной формулой запоминания в познавательном процессе, которую вывел профессор Д. Брунер (J. Bruner): «...люди помнят только 10 % того, что они слышат, 30 % того, что они читают, и 70 % того, что они видят (и делают) ...». Исследовательница Ф. Сан-Мартин (F. Saint- Martin) разработала так называемый «визуальный алфавит», в котором собраны составляющие визуальной коммуникации (цвет, свет, форма, глубина изображения, движение и др.). Они представлены как своеобразные буквы, комбинация которых составляет основную коммуникационную среду, в которой смысл обращения передается средствами коммуникационного процесса.

Практическая значимость «визуального алфавита сейчас признается теми, кто использует его в профессиональной деятельности. Так, например, немецкий историк, фотограф - документалист X. Герншайм (H.Gernsheim) отмечал, что «...фотография - единственный язык, понятный во всех частях мира, соединяющий все нации и культуры...». Его слова подтверждает известный американский фотограф-документалист Л. Хин (L. Hine): «...изображения могут интерпретировать люди, владеющие различными языками, лучше (точнее), чем подписи под ними».

Большая часть полученной человеком информации поступает посредством визуальной коммуникации, однако не следует рассматривать визуальную коммуникацию как попытку обесценить вербальное общение, скорее она расширяет наши возможности в общении. Кроме того, изображения достигают наивысшего коммуникационного эффекта только в комбинации с вербальной формой обращения.

Усложнение массмедиа, развитие телевидения, появление Интернет привело к ситуации, когда визуальная информация заполонила информационное пространство. Возникла проблема уметь пользоваться, правильно читать и интерпретировать визуальные знаки. Еще в 1968 году Джон Дебе (John Debes) предложил термин визуальной грамотности. Рассмотрим данное понятие подробнее. Грамотность – это способность:

- идентифицировать,

- понимать,

- интерпретировать,

- творить,

- общаться,

- оценивать.

Кроме того, грамотность подразумевает непрерывный процесс учебы, позволяющий индивидам достигать своих целей, совершенствовать знания, повышать потенциал и полноценно участвовать в жизни общества. Понимая, каким образом грамотность влияет на потенциал человека, все вышесказанное относится в том числе и к визуальной грамотности. Данное понятие можно определить, как способность делать все то, что ассоциируется с традиционной грамотностью, используя при этом визуальный язык и наглядные пособия.

Актуальность проблемы обусловила появление в конце 60-х гг. ХХ в. в США направления в педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной информацией. В его основе лежит концепция о значимости зрительного (визуального) восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в восприятии, а также понимания необходимости специальной подготовки ребенка в условиях роста информационной нагрузки. В педагогике понятие «визуальной грамотности» рассматривают как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия, как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектами восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы. И этому понятию в последнее время придают разное значение.

Согласно исследованиям, мы загружаем и делимся почти 2 миллиардами фото ежедневно. Только в Инстаграм за последние пять лет загружено более 20 миллиардов изображений. Интернет полностью изменил способ использования изображений в коммуникации. Изменение отношения к изображению (в частности к фотографии) как документальному факту, источнику информации делает его доступным и понятным каждому. Современные исследователи отмечают, что визуальная грамотность нужна не только для организации вербальных идей, она стимулирует развитие творчества, критического мышления, способности к обучению, эмпатии, понимание технологий. Познание мира посредством Интернет, смартфонов и т.п. позволяет спрогнозировать определенный визуальный ренессанс, который обусловлен тем, что наше окружение заполняется картинками.

Учитывая, что около 30% коры головного мозга обрабатывает визуальную информацию, зрительные нейроны имеют более миллиона нервных окончаний – 90% всей информации, получаемой нами из внешнего мира, - визуальная. Если мозг уделяет столько времени обработке зрительных сигналов, то логично, что визуальная информация является ключевой для современного человека.

Проблема заключается в том, что люди не всегда понимают разницу между «видеть» и «смотреть». Если визуальная грамотность – это способность читать, писать и понимать визуальный язык, то смотреть на картину все равно, что поверхностно просматривать текст; умение видеть картину сравнимо с умением читать текст. Т.е. уметь видеть картину – останавливать внимание и всматриваться, отмечая разные элементы изображения. Это называется наблюдение – осознанный мысленный сбор и упорядочивание визуальных элементов.

В России в начале 70-х гг. Ю.Н. Усов предложил рассматривать визуальную грамотность как основу постижения природы киноискусства, а процесс овладения аудиовизуальной грамотностью – как формирование навыков анализа и синтеза художественного звуко-зрительного образа. На Первой Национальной конференции США по визуальной грамотности (1969) Дж. Дебс отнес ее к числу способностей, которые человек может развить с помощью зрения одновременно с остальными чувствами, которые необходимы для нормального процесса становления личности. В процессе обучения у учащихся вырабатываются базовые визуальные умения: от формирования элементарных актов зрительного восприятия через восприятие актов движения и пространственного распределения предметов к развитию навыков восприятия и визуального выражения процесса и, наконец, к достижению понимания и умения реализовать аудиовизуальное выражение идеи, образа. Поэтому Дебс и его коллеги (центр визуальной грамотности при университете в г. Рочестер) считали, что визуальная грамотность должна стать школьным предметом, помогающим учащимся определить пути самовыражения.

Необходимо учитывать, что человек 90% информации получает путем зрения, поэтому овладение данной способностью приобретает важное значение уже в первые годы жизни ребенка, когда формируется его интеллектуальный потенциал. На концепции визуальной грамотности оказали влияние работы американских психологов, которые зрительное восприятие рассматривали как чувственный опыт, приобретший смысл (подобную точку зрения высказывал еще в 1925 Л.С. Выготский).

Сегодня в России идеи визуализации информации очень популярны. Это обусловлено рядом причин:

- постоянно увеличивающийся информационный поток требует ответственного подхода как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося;

- развитие «клипового мышления» у подростков;

- соответствие концепции компетентностного подхода, который в отличие от знаниевого сориентирован не на усвоение суммы информации, а на формирование способности человека действовать в различных ситуациях.

Что же включает понятие «визуальная грамотность»?

Ниже собраны научные определение термина (на русском и английском языках). Попытаемся найти в них общие черты и создать общее, универсальное определение.

1. Процесс продуктивного взаимодействия человека со зрительной информацией (Ю.А. Аверкин).

2. Направление в педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной информацией. В её основе — положения о значимости зрительного (визуального) восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нём, ведущей роли образа в восприятии, а также понимания необходимости специальной подготовки ребёнка в условиях роста информационной нагрузки. В педагогических аспектах наиболее важна коммуникативная сторона процесса её формирования, опирающаяся на базовые элементы зрительного образа: точка, линия, размер, масштаб, движение (Б.М. Бим-Бад).

3. Владение навыками анализа и синтеза образа в целом и его элементов в отдельности, обеспечивающими адекватность воспринимаемого и его понимание, это развитость визуального мышления, воображения и памяти (В.С. Безрукова).

4. Зрительная грамотность или грамотность зрителя (В.С. Безрукова).

5. Умение анализировать и синтезировать зрительную реальность, умение «читать» визуальный медиатекст, знание основ визуальной культуры, то есть результат визуального образования. Близкие понятия: медиаграмотность (media literacy), медийная грамотность, медиакомпетентность (media competence), медиакомпетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, аудиовизуальная грамотность (А.В. Федоров).

6. Компонент информационной и коммуникативной компетентностей, совокупность знаний, умений и личностных качеств, необходимых для активной, самостоятельной деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования и передачи информации. Понятие включает в себя знание способов графического представления информации и их преимуществ; знание алгоритмов и правил построения графических моделей объектов, процессов и явлений; умение применить графические модели для отображения информации, используемой в различных предметных областях; умение создавать новые пространственные образы на основе субъектного опыта; владение средствами компьютерной графики для выражения идеи, замысла, гипотезы, собственного технического решения, результатов экспериментально-исследовательских работ в виде пиктографических и идеографических моделей (Н.И. Кальницкая).

7. Получение знаний и опыта о функционировании визуальных медиа одновременно с процессом воздействия этих медиа на получателя (P. Messaris).

8. Способность извлекать смысл, интерпретировать и использовать в общении информацию в форме изображения; расширение понятия грамотности, относящейся обычно к письменному или печатному тексту, основанное на идее того, что изображения могут быть «прочитаны» (wikipedia.org).

9. Способность читать, писать и создавать зрительные образы; идея изначально относилась к искусству и дизайну, однако сейчас имеет более широкое применение в языке, коммуникации и взаимодействии (visualliteracytoday.org).

10. Группа зрительных компетенций, которые развиваются в процессе наблюдения и одновременной интеграции полученной информации с другими сенсорными ощущениями. Развитие этих компетенций имеет основополагающее значение для нормального обучения людей. Когда они развиты, они позволяют визуально грамотному человеку различать и интерпретировать видимые действия, объекты и / или символы, природные или созданные человеком, которые он встречает в окружающей среде. При творческом использовании этих компетенций человек может общаться с другими людьми, осмысливать визуальными шедевры и наслаждаться ими (J. Debes).

11. Способность узнавать и понимать идеи, передаваемые видимыми движениями и изображениями (merriam-webster.com).

12. Способность понимать и интерпретировать картинки или другие зрительные образы (dictionary.com).

13. Обусловленная контекстом социальная практика и набор когнитивных компетенций индивида; процесс генерирования смыслов с помощью сочетания текста, зрительных образов и элементов дизайна для удовлетворения потребностей определенного социального контекста (education.oxfordre.com).

14. Понятие относится к педагогике и посвящено проблеме развития навыков пользования визуальной информацией (И. Касаева).

15. Способность понимать (читать) и использовать (писать) изображения, а также думать и учиться в терминах изображений (J. Hortin) .

16. Не навык, а мастерство использования навыков, чтобы повысить нашу способность понимать вещи (Б. Кеннеди).

17. Активная реконструкция прошлого визуального опыта для понимания смысла визуальных сообщений (R. Sinatra).

18. Способности понимать, применять, анализировать, оценивать и создавать визуальные материалы как неотъемлемую часть целого (A. Tillmann)

19. Знания и умения, необходимые для однозначного понимания, интерпретации и анализа визуальных сообщений и для их создания (Yeh & Lohr, 2010)

20. Визуально грамотные учащиеся должны: понимать базовые визуальные элементы дизайна, техники и медиа; осознавать эмоциональное, психологическое, когнитивное влияние зрительных образов; понимать репрезентативные, объясняющие, абстрактные и символические образы; быть осведомленными наблюдателями, критиками и потребителями визуальной информации; с опорой на знания проектировать, создавать, компоновать визуальную информацию; эффективно коммуницировать с помощью образов; выразительно, инновационно и успешно развивать и решать проблемы (North Central Regional Educational Library, 2003).

21. Группа умений, необходимых для понимания и использования изображений в коммуникации: зрительное восприятие, визуальное мышление, визуальный язык, визуальное познание, визуальная коммуникация (visualartscircle.com).

Если обобщить все изученные определения, понятие «визуальная грамотность» относится к пониманию, знаниям и способностям, в меньшей мере – к умению, компетенции и навыку. На основании вышеизложенного попробуем дать определение.

Визуальная грамотность — это понимание визуальной информации, знания о процессе её восприятия, способность к анализу, интерпретации, созданию изображений и использованию их в коммуникации.

Признаками сформированности визуальной грамотности как компетенции, являются следующие:

- понимание основных элементов графического дизайна, техники и медиа;

- осведомленность об эмоциональном, физиологическом, когнитивном и психологическом влиянии воспринимаемого изображения;

- понимание репрезентативных, пояснительных, абстрактных и символических символов;

- передача информации, находящейся в графическом изображении зрителям, критикам и потребителям;

- умение ставить задачу перед дизайнерами, составителями и производителями визуальной информации;

- умение креативно визуально мыслить и успешно решать подобные задачи;

- эффективность визуальной коммуникации.

По мере бурного развития форм представления информации, понятие визуальной грамотности претерпело ряд изменений и включает в себя более конкретный ряд визуальных навыков и умений, которые в обобщенном виде представлены в работах М. Авгерину. По мнению исследователя, визуальная грамотность предполагает:

- овладение визуальным языком (точка, линия, форма, пространство, текстура, цвет, движение) и визуальными знаками и символами, получившими широкое распространение в западной культуре;

- развитие визуального мышления, что предполагает развитие способностей кодировать любую информацию с помощью визуальных средств;

- развитие навыка критической визуализации, что означает применение навыков критического мышления к анализу изображений;

- развитие навыка реконструкции содержания, то есть способности реконструировать значение визуального сообщения, основываясь на объеме представленных знаний.

Данные навыки значительным образом соотносятся с рядом ключевых навыков, которыми должен обладать соискатель работы в 2020 г., сформулированных независимым исследовательским центром Пало Альто (Калифорния), а именно с переосмысленным типом медийной грамотности, предполагающей наличие развитой способности критически оценивать и развивать содержание, представленное в новых медийных формах, с целью его эффективного использования в коммуникации.

Специалисты рекомендуют начинать развивать визуальную грамотность еще в дошкольном возрасте. Сформировать визуальную грамотность можно посредством учебных заданий с использованием визуализации информации и/или знаний, а также демонстрацией соответствующих приемов в учебных курсах. Одним из подходов к выбору способов визуализации являются критерии, представленные в работе М. Эпплер и Р.Буркард. Авторы предлагают руководствоваться некоторым набором ключевых вопросов:

  1. Какой тип знаний будет визуализироваться?

Авторы предлагают следующую классификацию знаний:

- декларативное знание (что?);

- процедурное знание (как?);

- экспериментальное знание (почему?);

- ориентационное знание (где?);

- персонализированное знание (кто?).

2. Для чего нужна визуализация?

Предлагаются следующие варианты ответа на этот вопрос:

- преобразование и совместное использование данных, информации;

- творчество;

- обучение;

- систематизация;

- поиск решения проблемы;

- оценивание – ранжирование.

3. Каким образом знания будут визуализироваться?

- Эвристический набросок (эскиз) отображает главную идею «нестабильного» знания. Примеры такого способа визуализации наброски Леонардо да Винчи.

- Структурная диаграмма – схематическое представление, используемое для отображения соотношений между частями целого.

- Визуальные метафоры совмещают в себе творческое начало эвристического наброска с аналитической рациональностью структурной диаграммы (метафоры), основанные на природных феноменах (горы, деревья, торнадо и т.п.); метафоры; основанные на искусственных объектах (весы, лестница, троянский конь и т.п.); метафоры, основанные на действиях (ловля, охота, вождение и т.п.); метафоры, основанные на абстрактных понятиях (война, семья, мир, закон и т.п.).

- Анимация знаний – компьютерные интерактивные визуализации, позволяющие управлять, взаимодействовать и манипулировать различными типами информации в целях получения и преобразования знания.

- Карты знаний напрямую не представляют знания, но ссылаются на него.

- Научные графики предназначены для отображения результатов научных исследований.

В качестве конкретных упражнений по формированию визуальной грамотности педагоги могут использовать следующие:

1.Использование фотографии без подписи.

Современные дети постоянно потребляют визуальную информацию. Привычка рассматривать фото и задумываться над их смыслом, необходима для развития критического мышления, решения проблем и успешной жизни.

Педагог показывает своим ученикам знаменитые фото и картины без подписей — фото из новостей, исторические или известные фото из популярной культуры. Чаще всего школьники не узнают фото, не знакомы с контекстом и знаний по истории и культуре у них не достаточно. Но, рассмотрев детали, ученики могут сделать выводы, почему это фото вошло в историю.

2. Изучение графического дизайна вместе с поэзией.

Попробуйте рассмотреть картинку (фотографию) не просто как изображение и слова, а как графические стихи. Известны слова великого Леонардо да Винчи: «Живопись − это поэзия, которую видят, а поэзия − это живопись, которую слышат». Изображения и слова образуют общий дизайн, нечто большее, чем линии слов и иллюстрации; они сплавляются в единое целое, в идею-образ. Задача педагога организовать информацию таким образом, чтобы она включала визуальное мышление и вызывала нужные ассоциации у учащихся.

3. Не следует использовать картинки только как иллюстрации.

Благодаря грамотному дизайну мы видим вращение планет, видим расстояние от солнца до планет и других объектов солнечной системы, то есть понимаем историю без слов.

Большинство учебных материалов содержит картинки, но не как полноценную форму коммуникации, а в качестве иллюстраций или дополнения слов. Даже комиксы и графические истории часто используют, чтобы «разбавить» вербальную суть посланий. Не следует заполнять цветочком пустое пространство слайда, позвольте изображениям говорить громче слов, быть самостоятельными средствами обучения.

Специалисты отдела нейронных исследований Медицинского центра университета (Джорджтаун) доказали, что мы учимся читать, добавляя слова к своему «визуальному словарю» (через зрительные образы и ассоциации). Ранее было доказано, что мозг распознает и обрабатывает слова целиком как изображения (именно поэтому мы можем читать слова с перепутанными местами буквами). Участок, распознающий слова как картинки, находится в левой части коры головного мозга, а в правой на том же месте — участок, отвечающий за моментальное распознавание лиц. То есть срабатывает приблизительно такой же механизм — быстро схватывается образ слова как изображение, мозг не разделяет его и не читает по буквам.

Чем быстрее педагоги смогут отойти от привычных, но устаревших представлений и признать первенство визуального восприятия, тем быстрее ученики станут более способными в обучении и более визуально грамотными.

5.Сложные идеи можно выражать без слов.

Язык был и всегда будет первичной формой коммуникации. Но визуальный язык заслуживает больше внимания, чем мы уделяем ему сегодня. И он обладает гораздо большим потенциалом для образования, чем используется сейчас. Чем быстрее мы поймем это, тем быстрее расширим свои собственные возможности в новом ХХI веке. Не следует соотносить принцип наглядности и визуальную грамотность, поскольку в первом случае речь идет об иллюстрации (демонстрации) процесса, явления, события, а во втором – мыслительной и познавательной активности учащихся.

Культура общества XXI в. переживает исторический период, который характеризуется расцветом визуальности, где изображения приобретают наибольшее значение в осуществлении коммуникаций, выступая средством передачи знаний, эмоций, ценностей и эстетических чувств. По мнению Сьюзан Зонтаг, общество становится современным при условии, что основным действием, осуществляемым в его пространстве, становится производство и потребление изображений. Поэтому умение воспринимать, интерпретировать визуальную информацию, а также адекватно применять ее на сегодняшний день являются не менее важными критериями эффективного функционирования индивида, чем умение читать и писать и являются составными элементами нового типа грамотности – визуальной.Cgbcjr

Список литературы:

  1. Аверкин Юрий Александрович. Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Аверкин Юрий Александрович; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. - Москва, 2010. - 220 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: dissercat.com.

  2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 34.Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spiritual_culture.acadiic.ru/406/Визуальная_грамотность

  3. Бэмфорд, А. Белая книга визуальной грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: vizual.club.

  4. Брушлинский A.B. Деятельностный подход и психологическая наука //Вопросы философии. - 2001.-№2. С.89-95.

  5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991

  6. Визуальная грамотность: Национальная педагогическая энциклопедия.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://didacts.ru/termin/vizualnaja-gramotnost.html

  7. Воронкова Л. «Социологические выставки»: визуальные презентации в социальных кругах» //Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П.Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. – 296с.

  8. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996. - 430с.

  9. Гершунский B.C. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512с.

  10. Кальницкая Наталья Ивановна. Развитие визуальной грамотности старшеклассников в процессе обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Омск, 2006 161 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:dissercat.com.

  11. Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно-коммуникативных технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 2011. – № 2 (18). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sgu.ru

  12. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. №2. 2009. С. 22-28.

  13. Пайвио, А. Теория двойного кодирования и обучение. [Электронный ресурс] – Режим доступа: psychology-online.net.

  14. Почему важна визуальная грамотность и как ее развивать? [Электронный ресурс] – Режим доступа: vizual.club

  15. Проблемы качества образования. Материалы XIII Всероссийского совещания. Кн.2: Компетентность человека -новое качество развивающего образования. Уфа, 2003- 72с.

  16. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир. - М: Эдиториал. УРСС,1996-224с.

  17. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

  18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

  19. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций// Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2005/ 1212.htm

  20. ЧвановаМ.С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития // Вестник ТГУ. 2010. N5. С. 222-235

  21. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир / Пер. с англ. Вильнюс: ЕГУ, 2010.

  22. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Взгляды и образы: методология, анализ, практика // Визуальная антропология: настройка оптики/ Под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.

  23. 21 определение визуальной грамотности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vizual.club/2018/10/29/21-opredelenie-vizualnoy-gramotnosti/

13.11.2019