Социальный характер фотографии: возможности познания и интерпретации действительности
Оценка 4.6

Социальный характер фотографии: возможности познания и интерпретации действительности

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Социальный характер фотографии: возможности познания и интерпретации действительности

Насыщение общественной жизни визуальным содержанием, визуальными представлениями и проявлениями в ближайшем будущем будет только возрастать. Окружающая среда становится все более зрелищной, красочной, аттрактивной, а экспансия масс-медиа порождает и тиражирует новые визуальные образы повседневности. Роль главного визуального медиа посредника играет фотография.

Вознесенная процессами визуализации культуры в центр конструирования социальной истории, фото выступает носителем знания о мире. Создавая «антологию образов мира», она является коллективной памятью общества, основанием для понимания, типизации и оценки действительности, конструктом социальной реальности.

Другими словами, появление фотографии значительно расширило пределы нашего восприятия, позволив более точно понимать, передавать и отражать реальность. Акцентируя внимание на значимых для общества моментах, постепенно фотография начинает предлагать и навязывать собственную этику видения. Фотографии служат неистощимым источником размышления, фантазирования, скрывая иногда больше, чем показывая.

«Видео и фотографии стоят в индексального отношении того, что они представляют, они являются лишь репрезентациями реальности, но не прямым расшифровкой ее. Как репрезентации они подпадают под влияние социального, культурного, исторического контекста их производства и использования», − считает российский исследователь В. Круткин. Задача зрителя − раскрытие дополнительного (непрямого, скрытого) смысла, который возникает в фотоснимке. Это достаточно сложный процесс декодирования, который представляет собой наблюдение с опорой на собственный социальный и культурный опыт.

При этом необходимо понимать ряд важных моментов.

1. Фотография как культурный объект с одной стороны субъективна, а с другой стороны абсолютно типична. Субъективизм фотоснимка заключается в том, что фотограф смотрит на мир через видоискатель: что он выберет для съемки зависит от многих факторов (образование, система взглядов, личностные качества).

В то же время, фотоизображения, будучи якобы уникальными, индивидуальными содержат внутренний смысловой слой убедительности и наглядности. Хотя фотограф, казалось бы, может снимать что угодно и как угодно, тем не менее выбор предмета изображения во всей совокупности его внешних признаков имеет силу обобщения и типизации. Фотография, какой бы уникальной она ни была, типична по своей природе. Объектив камеры является только фиксирующим органом.

2. Фотография как источник информации несет в себе не только когнитивную (познавательную) нагрузку, но и отраженное в ней эмоциональное отношение к миру. В США в 1917 года была учреждена самая престижная Пулитцеровская премия — за выдающиеся достижения в области журналистики, литературного творчества (художественной литературы и драматургии), музыки и театра. Лауреатами премии стали многие знаменитые писатели, ведущие публицисты и репортеры. Это самая престижная награда журналистики в США за уникальный показ истории и отражение человеческих эмоций в новостях. Кэрол Гузи была троекратной обладательницей данной премии. Одна из лучших известных американских фотожурналистов, она очень точно отображает в работах настроение своих героев, их чувства и эмоции, которые они испытывают в момент съемки. Объектив ее камеры проникает в самые сокровенные уголки человеческой души. Поймать и зафиксировать момент выражения чувств, эмоций, мыслей и переживаний – это наивысшее мастерство в работе фотожурналиста. Яркий тому показатель – фоторепортаж о крупном землетрясении на острове Гаити, произошедшем недалеко от Порт-о-Пренс в январе 2010. Фотография заплаканного мальчика из Сите Солей не оставит равнодушным ни одно, даже каменное сердце. Столько боли, безысходности и растерянности в его взгляде.

Фотография
заплаканного мальчика из Сите Солей

Эмоциональный накал снимков может с течением времени уходить. Российская исследовательница А. Петровская заметила, что когда происходят идеологические сдвиги и меняется язык, на фотографиях появляется то, чего там раньше не было. Именно поэтому старые фотографии часто нам кажутся «странными», тогда как ранее они были скорее «патетическими». Фотографирование очень часто несет черты социальной ритуалистики (в советское время – массовые праздники. церемонии), что объединяет группы. Но ритуалы срабатывают тех пор, пока люди в них верят.

3. Исследование фотографии способствует не только мемориальной реконструкции, но и созданию новых конструкций. В этом случае, как правило, информант использует опыт подобных ситуаций.

Фотографии, выступая основой для активизации нарративной деятельности информанта, помогают отбирать и сортировать в памяти сюжеты и образы, в отношении которых фотографом, а затем составителем коллекции уже осуществлялся определенный отбор, разрабатывалась и фиксировалась когнитивная карта прошлого. Важно отрефлексировать этот многоступенчатый процесс селекции материала, чтобы приблизиться к логике его участников, при этом помнить, что визуальные репрезентации раскрывают не только то, что на них представляется, но и тех, кто представляет и для кого представляет.

4. При изучении фотографий как исторических документов очень важен правильный отбор. Лучшей информативности можно добиться пользуясь коллекциями, альбомами, иначе одна фотография может сыграть роль предложения, вырванного из контекста.

При типологии коллекций следует исходить из способа их комплектования и хранения: архивные, музейные, редакционные (из фондов газет и журналов), ведомственные, частные (любительские) и другие любительские альбомы можно классифицировать на семейные, автобиографические, посвятительные (события, хобби).

Фотографии семейного альбома − пример массовой культуры особого рода фольклора. Семейный альбом открывают для того, чтобы напомнить себе и близким, какими были и стали. И если фото выживают, хранятся, они приобретают ценность как личный документ процесса идентификации. П. Бурдье считал, что основным смыслом создания семейных альбомов был культ семейной единства. Смысл фотографии − в самом событии фотосъемки: «Ничто не может быть сфотографировано безотносительно к тому, что должно быть сфотографировано. Церемония может быть сфотографирована, потому что она выбивается из ежедневной рутины, и должна быть сфотографирована, потому что она реализует образ, который группа предпочитает о себе как образ». В семейных альбомах накапливаются слоями срезы не только фамильной истории, но и общества в целом.

(Авто) биографические альбомы прежде иллюстрируют процесс формирования личности, профессиональное становление и выработку гражданской позиции. Вместе с тем они пригодны для наблюдения за общественными нормами и отклонениями, для выявления общественных предпочтений и осуждений. Специальные личные посвятительные коллекции (свадьбы, семьи/крестины, путешествия) позволяют проследить устоявшиеся обряды и ритуалы, сопровождающие человека в его повседневной жизни, выяснить опыт канонического и неканонического, случайного и унифицированного.

Таким образом, фотографические изображения не должны быть только иллюстрациями или заменять словесное описание, становясь доминирующим способом исследования и репрезентации, скорее их следует рассматривать как равноценный элемент исследуемого контекста. Зафиксированный фотографией образ не только воспроизводит внешний вид человека, но и позволяет наглядно представить образ той эпохи, к которой он принадлежит: мелочи быта, одежды, настроения − дух времени. Этот дух времени находится в том, что именно привлекло внимание фотографа, какое расположение фигур и который ракурс он выбрал, что и в какой последовательности было выбрано для публикации в книге или журнале, помещено в семейный альбом или на рекламный щит.

Фотография как вид искусства воздействует на коллективное сознание и имеет возможность через него изменять мир. Никто из социологов и историков не спорит, что искусство всегда было важной частью религии и власти, «помогало» влиять на умы, манипулируя массами. Визуальный образ фотографии с одной стороны оказывает воздействие на общество, обеспечивая связующий людей элемент. Одновременно фото позволяет познавать процессы и результаты изменения поведения каждого отдельного человека и общества в целом.

Документальная фотография как способ изменить мир

Документальная фотография

Многие фотографы используют свое творчество как платформу для высказываний. К примеру, сила искусства такова, что фотографию Ника Ута иногда считают одной из причин прекращения войны во Вьетнаме. Доказательств этому нет, но растущее недовольство и возмущение жестокостью происходящего даже было причиной обвинений автора в некоторой спекуляции ситуацией. Так или иначе, вскоре после этого военные действия сошли на нет – что прекрасно иллюстрирует мысль об изменениях, которые может вызвать одно фото.

Документальная фотография

Тот же эффект произвела работа Нилюфер Демир, снявшей утонувшего во время кризиса в Сирии трехлетнего мальчика. Распространившееся по всему миру изображение продемонстрировало реалии войны и ситуацию с беженцами. Возмущение общественности услышали даже власти, к примеру, британскому премьер-министру Дэвиду Камерону пришлось согласиться с тем, что в страну необходимо впустить беженцев. Возможно, опубликовав снимок, фотограф спасла тысячи жизней.

История документальной фотографии весьма противоречива и имеет несколько версий по поводу периода ее зарождения. Одна из них, конец XIX века – Гражданская война в Америке. Впрочем, роль хронографа мировая документальная фотография взяла на себя еще раньше. Примером тому может послужить знаменитая фотография Александра Гарднера Rebel Sharpshooter in Devils Den («Мятежный снайпер в логове дьявола»). Снимок сделан в день битвы армий Севера и Юга при Геттесберге, во время Гражданской войны в Америке (1863 год). На протяжении более чем столетия она привлекает внимание исследователей фотоискусства, несмотря на то что некоторые эксперты говорят о факте имевшего место монтажа.

Другая – период Великой Депрессии в США. Символом этой эпохи стал легендарный снимок Доротеи Ланж «Кочующая мать». Правительство в этот период активно поддерживало фотографов, заказывая у них определенный тип работ: реалистичные, нехудожественные фотографии обедневшего, но не растерявшего силу духа сельского жителя. Такие кадры были отлично восприняты и образованными людьми, и простым населением, которое мало что понимало в фотоискусстве. Началась новая эпоха — эпоха документальной фотографии.

Документальная фотография

Документальная фотография — это, как правило, серия снимков на определенную тему, выполненных в хронологическом порядке. Трудно припомнить хотя бы одну документальную работу, состоящую из единичной фотографии. Жанр характерен также наличием текста, описывающего предмет изображения, место и время. Текст может быть, как минимальным, так и развернутым и принадлежит обычно руке самого фотографа. Интересно, что работа над документальными проектами не подразумевает какого-либо ограничения по времени. К примеру, фотоисследования Эдварда Кертиса, снимавшего жизнь американских индейцев, длились десятилетиями. Как правило, работы фотодокументалистов предстают на суд широкой публики на выставках и в книгах. Немало документальных проектов видят свет со страниц журналов и порой газет, а то и будучи запечатленными на видеопленку. Большие возможности для тех, кто работает в жанре документальной фотографии, предоставляет в наши дни интернет.

Документальная фотография в России после революции становится частью пропаганды. Изображения революционных матросов и солдат, трудовых будней широко использовались в печати. Как говорили в то время, «история писалась объективом».

Выделяют несколько ключевых элементов, характерных для документального фото:

1) Документальность: прирожденное свойство снимков, их непосредственную взаимосвязь с конкретно взятой жизненной ситуацией. Этот признак является главным, отличающим искусство фотографии от живописи, рисунка, графики и других.

2) Фиксация единственной и неповторимой ситуации – это главная задача документального фотографа. При этом за подобным событием необязательно ехать в гущу крупных общественно значимых мероприятий. События могут быть и мелкомасштабными, значимыми, допустим, лишь для вашего города.

3) Документальная фотографиям может быть связана с политической обстановкой в государстве и описывать как социальное состояние общества (кризис, нищета, или наоборот, достаток и благополучие), так и социальное состояние политической элиты. Документируются не события, а социальные условия — условия здравоохранения, условия труда, условия быта и т. д.

4) Документальная фотография выходит за рамки просто информации и становится в некотором смысле посланием. Она позволяет увидеть не сколько сам факт свершившегося события, сколько рассказать о причинах и следствиях этого события. Авторы документальных фото часто для усиления эффекта выбирают черно-белый вариант снимка.

Не стоит путать документальную фотографию с фотожурналистикой. Последняя ориентирована на короткие новостные истории, небольшие сюжеты и репортажи. Тогда как документальная фотография всегда связана с более длительными и сложными исследованиями. Задание фотографа-документалиста – всегда глобальный проект, а не очередное задание новостной редакции, оно исходит скорее из внутренней необходимости фотографа в освещении того или иного события. Хотя, все-таки нужно сказать, что документальная фотография и фотожурналистика всегда тесно переплетены.

Документальный фоторепортаж не только содержит фотографии происходящего и освещает историю, в нем есть мысли и идеи, как исправить положение, привести в массы изменения, пролить свет на то или иное событие.

Цель создания документальной фотографии − показать то, что неправильно в мире и как сделать так, чтобы это поправить. Такой целью задались фотожурналисты, создавшие после Второй мировой войны международное кооперативное агентство «Магнум». Произошло это в Париже в 1947 году. Среди отцов-основателей были признанные мастера жанра документальной фотографии: Роберт Капа, Дэвид Сеймур, Анри Картье-Брессон. К сегодняшнему дню фотоагентство «Магнум» создало свои представительства во многих мировых столицах: в Нью-Йорке, Токио, Лондоне, Париже.

Достаточно часто, пытаясь запечатлеть те или иные события, многие фотографы-документалисты подвергали свои жизни риску. 6 августа 2014 г. в Донбассе погиб Андрей Стенин, который снимал по заданиям РИА «Новости», МИА «Россия сегодня» и был внештатным сотрудником нескольких мировых новостных агентств. За материалы из Сирии, Ливии, Египта и множества других уголков мира Андрей получил премию «Искра» и дважды стал лауреатом награды «Серебряная камера». С конца 2013 года он снимал столкновения в Киеве, а позднее — боевые действия на Донбассе.

Погиб Андрей Стенин при попытке выехать с колонной беженцев из города Снежное. Стенин был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Благодаря фотографии мы можем спустя десятки лет вернуться в прежнюю эпоху и стать свидетелем какого-то события или познакомиться с образом какого-то человека или группы людей. И если летопись ограничена лингвистическим описанием события и позволяет дорисовать картину происходящего в сознании, то документальная фотография в повествовательном смысле является наиболее информативной.

Документальность – это то, что показывает реальные события и жизненные факты. По этому поводу возникает большое количество споров, поскольку фотограф в любом случае оставляет что-то свое в фотографируемом объекте, ведь им выбран именно этот ракурс, даже если он сделал это не специально.

Сегодня в обиходе часто используется понятие «постановочное» фото. Постановка – это реализация замысла режиссера. Для этого используется ракурс, точка, оптика, актеры, фильтры и многое другое. Постановочные фотографии также способны передавать действительность. Главное отличие от истинной действительности – это то, что в ней отражается отношение фотографа к увиденному. При этом необходимо отличать художественную фотографию от постановочной. Первая не стремится к отражению действительности, а фиксирует сцены, специально созданные для фотографирования с целью выражения определенного художественного замысла. «Художественная светопись имеет целью создание при помощи методов фотографии художественных картин. Художественным же снимком мы бы назвали такой, в котором — и это самое главное — ясно виден был бы замысел автора, выявлены были его идея, его переживания, его отношение к сюжету съемки. Поэтому художественный отпечаток должен выделять главное и подавлять подробности; в этом будет его художественность внутренняя. Внешняя должна заключаться в красивом распределении масс, пятен света и тени, в целесообразном выборе позитивного материала, цвета и монтировки, соответствующих идее работы и замыслу автора. Главный козырь фотографии — сходство полное, «фотографическое» сходство — в художественной фотографии имеет значение второстепенное». Это определение принадлежит А.Донде, редактору журнала «Вестник фотографии».

Тем не менее, необходимо отметить, что иногда провести грань между данными видами фотографий достаточно сложно.

«постановочное» фото.

Так одной из самых известных фотографий, которые можно отнести к документально-художественному жанру, является фотография Е. Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом». Фотография является постановочной, поскольку снимок был сделан на следующий день, после реального водружения флага.

Евгений Халдей прошёл всю Великую Отечественную войну с фотоаппаратом. Он снимал конференции первых лиц государства, поражение японцев на Дальнем Востоке, подписание акта капитуляции Германии, но самой известной его работой стал именно этот снимок. В Берлине фотограф оказался по заданию редакции. С собой в вещмешке он привёз три красных знамени, которые для него сшил знакомый портной. Первое знамя корреспондент установил на крыше аэродрома «Темпельгоф», второе возле колесницы на Бранденбургских воротах, а вот третье и «украсило» Рейхстаг. Правда, к тому времени красноармейцы уже взяли Берлин и водрузили знамя — но Халдей тот исторический момент не запечатлел. Тогда он решил снять несколько постановочных репортажных фото. Когда военный корреспондент приблизился к месту съёмки, бои уже давно стихли, а на Рейхстаге развевалось множество знамён. Но снимки сделать надо было. Евгений Халдей попросил первых же солдат, которых встретил, помочь ему: забраться на Рейхстаг, установить знамя с серпом и молотом и немного попозировать. Те согласились, фотограф нашёл выигрышный ракурс и отснял две кассеты. Его персонажами стали бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалёв (устанавливает знамя), а также Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев (помощники). После фотокор снял своё знамя — его он забрал с собой — и показал снимки в редакции. По словам дочери Евгения Халдея, в ТАССе фото «приняли как икону — со священным трепетом».

Когда фотографию уже собирались публиковать, редактор вдруг кое-что заметил и запретил её печатать. Оказалось, что на каждой руке бойца Исмаилова было надето по часам: одни свои, вторые — трофейные. В Советском Союзе такого допустить не могли — чтобы солдат оказался мародёром, отобрал что-то у неприятеля. И снимок начали экстренно «исправлять» — выцарапывать вторые часы на плёнке иглой.

Несмотря на все злоключения, фотография была издана — и сразу же стала символом победы Советского Союза. Евгений Халдей продолжил карьеру фотокорреспондента, снимал Нюрнбергский процесс. В 1996 году Борис Ельцин приказал приставить всех участников памятной фотографии к званию Героя России, правда, к тому времени Леонид Горичев уже ушёл из жизни — он скончался от полученных ран вскоре после завершения войны. К настоящему моменту в живых не осталось ни одного из трёх бойцов, увековеченных на фотографии «Знамя Победы над Рейхстагом». Фотография является символом Победы, своеобразной финальной точкой.

Документальная фотография

Тот же смысл несет в себе и документальная фотография, сделанная в 1945 г. в Нью- Йорке на Таймс-Сквер. Фотография стала символом целой эпохи. В разных изданиях ее название фигурирует как «День победы над Японией на Таймс-Сквер», «День Победы», «Поцелуй», сам автор фотокорреспондент журнала Life Эйзенштадт. назвал снимок «Безоговорочная капитуляция».

Снимок был сделан 14 августа 1945 г. Именно в этот день президент Трумэн объявил о капитуляции Японии, что вызвало необычайную радость. Во время празднований на Таймс-Сквер фотографу в объектив его камеры попала сцена: молодой моряк, проходя мимо такой же молоденькой медсестры, притянул ее к себе и поцеловал, а потом просто пошел дальше. Стоит отметить, что существует и другая версия снимка — в этот же момент пару запечатлел фотограф ВМФ Виктор Йоргенсон. Правда, работа Йоргенсона была сделана с другого ракурса — в итоге у него не вышло той глубины кадра и перспективы, что на снимке Эйзенштадта. В результате фотография Йоргенсона широкой известности не получила.

«постановочное» фото.

Важно уметь отличать «постановочное» фото, цель которого ввести в заблуждение зрителя. Так выступление советского лидера Н.С. Хрущева на Генеральной Ассамблее ООН в 1960 г. якобы стало примером не соблюдения дипломатического этикета и подтверждением этого стало не менее известное фото, которое, как выяснилось, подверглось определенным фотомонтажу. К слову, ботинок Хрущёв не снимал. По воспоминаниям его сына, ботинок слетел с ноги Хрущёва, когда тот шёл в зал заседаний (наступил один из журналистов). А надеть его потом советский лидер просто не успел. И уж тем более он им не стучал – ни по столу, ни по трибуне, хотя на первом настаивает даже личный переводчик Хрущёва. Но на заседании присутствовало достаточно журналистов, и никто ничего подобного не заснял.

Легенду же запустила New York Times, в которой 13 октября вышел материал «Khrushchev Bangs His Shoe on Desk». Она надолго пережила как самого Хрущёва, так и свой статус легенды: почти 10 лет назад, 14 октября 2006 года, постоянный представитель США в СовБезе ООН Джон Болтон говорил об этом как о реальном факте. Это кстати показатель качества пропаганды – даже её авторы со временем поверили.

фотографию как средства политической пропаганды,

Отдельно необходимо отметить функцию фотографию как средства политической пропаганды, т.е. когда зрительный образ становится по факту политическим аргументом, делает наглядной господствующую идеологию. Невероятно популярными были фотографии спортсменов, детей, счастливых молодых людей при тоталитарных режимах.

В случае, если необходимого ракурса не было либо если фотография не достигала поставленных целей, уже в 20-30-е гг. существовали методы фотомонтажа: от затирания ненужных деталей до накладывания одних негативов на другой.

оригинальное фотофотомонтаж

Например, после определенных событий, связанных с конфликтом между И.В. Сталиным и Л.Д. Троцким, лицо последнего исчезло из официальных фотографий. Фотография датируется 1920 г., на ней – выступление В.И. Ленина в Москве перед рабочими. На оригинале видим практически у ног Ильича – Льва Давыдовича, на втором, подвергшемся манипуляциям, − фигура Троцкого закрыта «новыми» досками трибуны.

Вот еще несколько примеров «исправленных» в соответствии со сложившейся ситуацией фотографий.

«исправленные» фото

Могут ли существовать постановочные фото или «измененные» снимки – вопрос спорный. Все зависит от того, какая задача поставлена и какую функцию снимок выполняет. При этом необходимо понимать, что миссия фотографии заключается в изображении реального мира; один из главных признаков фотографии – ее объективность и достоверность, а какой подход для себя выберет фотограф, какие цели он преследует – это вопрос для каждого снимка в отдельности.

Портретная фотография как форма презентации

Ни один документ удостоверяющий личность не обходится без личного портретного снимка владельца документа. Сделать собственный фотопортрет может практически каждый, это сегодня занимает несколько секунд. Но в XIX в., когда появилась фотография, фотопортреты стоили дорого и были весьма трудоёмким делопроизводством.

Портрет − старейший и наиболее распространенный жанр фотожурналистики, ведь его история непосредственным образом связана с историей зарождения самой фотографии.

Путь у фотопортрета был не из легких. Не успело последовать официальное признание изобретения Л. Дагерра, как в том же 1839 году немецкая газета «Лейпцигер Анцейгер» разразилась гневным осуждением: «Желание фиксировать беглые отображения граничит с кощунством. Бог создал человека по своему подобию, и никакой человеческий аппарат не может зафиксировать изображение подобия бога; бог должен был бы изменить своим вечным принципам, чтобы позволить какому-то французу из Парижа бросить в мир такую дьявольскую выдумку». Наиболее рьяные противники «механического изображения» особенно недопустимой считали съемку людей. Они видели в этом чуть ли не богохульство. Из первых снимков в истории фотопортрета, исполненных самим Л. Дагерром, дошел до нас портрет лондонского инженера Э. Шанкса. Сеанс проводился на ярком солнце, и все же выдержка продолжалась около часа.

В сентябре 1839 года в Мюнхенском союзе искусств профессор И. Штейнгель впервые показал два фотопортрета, полученные им по способу Л. Дагерра, а в следующем году газета «Гамбургский корреспондент» уже писала о «выставке фотографических портретов художника Изеринга».

История фотопортрета в России тоже развивалась. Судя по датам, Россия даже опередила немцев. Газета «Московские ведомости» за 1840 год (№51) уведомляла об открытии А. Грековым «художественного кабинета». Пытливый русский умелец предлагал обзавестись фотопортретами «величиной в обыкновенную золотую табакерку».

В 1878 году случилось событие, которое в истории фотопортрета стало знаковым - в садах Ватикана сфотографировался со своей свитой сам папа Лев XIII. Свои впечатления о результатах он излил латинскими стихами. В них воспевалось «новое изображение природы, которое не может быть выявлено более совершенно, даже рукой самого Аппеллеса...». Анафема сменилась панегириками... Но, не дожидаясь этого события, портрет человека уже появился на страницах газет. В 1867 году специально для газеты «Таймс» Р. Хьюлетт сделал репортаж о строительстве огромного корабля «Grait Eastern». Среди прочих снимков был портрет И. Брюнеля, разработчика корабля и крупнейшего инженера своего времени. С тех пор интерес к наглядному изображению человека стал постоянен, на это не в силах влиять никакие общественные или социальные изменения.

Исследователи воспринимали фотографию как инструмент, способный предоставить надёжные, эмпирические сведения. Человеческая душа стала одним из первых предметов, для изучения которого исследователи обратились к камере. Это могло бы показаться странным, учитывая, что фотографии способны передать лишь поверхностные детали. Одним из первых, кто применил фотографию для нужд медицины, стал физиогномист Хью Уэлч Даймонд (1808-1886). Во время работы в психиатрической лечебнице графства Суррей он начал создавать портреты своих пациенток. Периодически фотографии использовались в качестве документального доказательства проведения научных открытий и экспериментов.

Портрет — это изображение какого-либо человека или группы людей, существующих сейчас или существовавших ранее, посредством создания визуальных характеристик модели. При этом, вопреки сложившемуся стереотипу, портрет — это не обязательно голова в кадре или на холсте. Это может быть человек, изображённый как общим планом (стоящий в полный рост или сидящий на чём-то), так и средним и крупным планом.

Как жанр фотографии, портрет включает в себя несколько поджанров, которые отличаются друг от друга в первую очередь формой повествования.

Портрет

Самая простая форма повествования — констатация, или документальный портрет. Данная форма повествования подразумевает полное соответствие образа и модели, не включающее в себя никаких иносказательных элементов и не требующее расшифровки. Такой портрет является констатацией самого факта существования человека или группы людей и не раскрывает образ жизни человека, его пристрастия, увлечения, род деятельности или эмоции, которые он испытывает в данный момент. Ярким примером может служить семейная фотосессия, детская фотосессия, автопортрет (селфи), фотография на документы. Эти фотопортреты однообразны. Такие снимки выполняют в первую очередь функцию напоминания и составляют большую часть семейных фотоальбомов. Оставить память о ком-то для кого-то. В большинстве своём по закону жанра такие фотопортреты делаются анфас или в три четверти, взгляд модели направлен в объектив или прямо по направлению головы.

Портрет

Следующая форма – метафорический портрет, который подразумевает смысловую и сюжетную взаимосвязь модели с окружающим его (её, их) миром вещей, природой, архитектурой или другими людьми. Такой фотопортрет уже перестаёт быть просто документальным и обретает черты художественной фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Метафорический фотопортрет уже способен передать зрителю не только больший объём визуальной информации о человеке, но и донести до него чувственную и эмоциональную начинку снимка, которую захотел воспроизвести фотохудожник. Многообразие — вот главная особенность метафорического портрета. В одежде — один образ, во взгляде — другой образ, в жестах — третий и т.д. Если повествовательный портрет по своей сути является максимально лаконичным, то художественный портрет подразумевает полноценную работу фотографа с композицией кадра, со светом и тенью.

Третий вид – аллегорический. Художественное представление человека в виде конкретного образа — мифологического, исторического, театрального, литературного или другого путём достоверного копирования.

Портрет

Создаваться такой портрет может как в реальных условиях (костюмирование, гримирование, подбор определённого интерьера), так и с помощью цифровой обработки. Для молодых людей – это проявляется в увлечении косплеем.

Портрет является самостоятельным жанром фотографии, он легко может существовать в рамках одной художественной конструкции бок о бок с другими жанрами. Уличный портрет, репортажный портрет, художественный портрет — все эти слияния жанров объединяет одна художественная задача — запечатлеть в фотографии значимую индивидуальность человеческой личности. А в какой повествовательной форме выполнена эта фотография, этот вопрос, наверное, через десятки лет уже не будет иметь для зрителя большого значения.

Как уже отмечалось, помимо психологической реабилитации, фотопортрет выполняет очень важную роль в общественной жизни человека: «Доска почета», «Лучший сотрудник месяца», «Победитель лотереи» − все это возможность презентовать себя в социуме.

Во времена Советского Союза страницы газет были сплошь заполнены снимками передовиков производства, партийных лидеров, колхозников и т.д. Именно эта тематика являлась ведущей в тогдашних печатных изданиях. Сегодня страницы периодических изданий публикуют фотографии публичных людей в сфере политики, шоу-бизнеса и спорта. Без такого жанра как фотопортрет любой газете не обойтись, он нужен, он интересен читателю. Жанр фотопортрета, в первую очередь призванный показать эмоции человека, его характер, статус, положение в обществе. Иногда фотопортрет позволяет показать человека не только таким, каким его знают и привыкли видеть, а найти и выявить скрытые достоинства, отражающиеся во внешности человека.

Фотопортрет может быть:

- индивидуальным;

- парным;

- групповым.

Расположение фигур (план, расстояние, поза, внешний вид и т.д.) позволяют сделать выводы о значимости того или иного персонажа, их отношения друг к другу и т.п. Опять-таки фотопортрет может быть постановочным, репортажным, официальным (деловым), который срежиссирован фотографом.

Профессиональные фотографы отмечают, что фотопортрет − самый трудоемкий жанр. Чтобы уйти от банальности, надо уметь выделить главное, отобрать и обобщить, чтобы добиться внутренней правды образа. Хороший фотопортрет позволяет зрителю увидеть в чертах конкретной личности образ-тип, персонифицирующий собой людей определенной социальной категории. Такой снимок показывает типичное через индивидуальное, раскрывает за внешним внутреннее, т.е. позволяет сделать вывод о личностных качествах модели. Невербальная сторона общения является более информативной, чем вербальная, поэтому анализируя снимок в таком ключе необходимо пользоваться специальными универсальными словарями по кинестетике, физиогномике и т.д.

Именно благодаря появлению техники фотографии изображения получили массовое распространение и оказали влияние на общественное сознание. Люди, принимающие решения в редакциях, руководители СМИ, работающие с фотоинформацией, получили доселе невиданную власть: контролируя распространение и запрещение изображений, они в значительной степени влияют на образ мыслей и поведение публики. «Критическая теория» 1930-х годов даже утверждала, что широкое распространение изображений способствовало превращению независимых субъектов в потребителей —одержимых жаждой иллюзорной действительности, запечатленной на фотографии.

Список литературы:

  1. Банников К. Социальная фотосессия // Социальная реальность. 2008. № 8-10. С. 108-116.

  2. Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды: Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 378-392.

  3. Гомбрих Э. История искусства. – М.: Изд-во АСТ, 1998. – 688 с.

  4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д.Ковалёва. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

  5. Круткин В. Л. Фоторепортаж как источник социологической информации // Социологические исследования. 2012. № 3. С. 65-76.

  6. Лапин А. Фотография как… Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. – 296 с.

  7. Лишаев С. А. Помнить фотографией. – СПб.: Алетейя, 2012. – 140 с.

  8. Михалкович О.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989. – 296 с.

  9. Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический Проект, 1999.С. 43 -57.

  10. Петровская Е. Антифотография. – М.: «Три квадрата», 2003. – 112 с.

  11. Стрельникова А. Семейный альбом как ретранслятор биографической памяти поколений [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.historians.in.ua/index.php/en/doslidzhennya/1104-anna-

  12. Флюссер В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Издво С.Петерб. унта, 2008.

  13. Харпер Д. Фотовыявление: истоки, развитие, темы и формы / Пер. с англ. и вступительное слово Н. М. Богдановой // Социологический журнал. 2013 №3. С. 16-42.

  14. Советская документальная фотография времен Великой Отечественной войны ч.1, ч.2 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.photographer.ru/cult/history/6378.htm https://www.photographer.ru/cult/history/7148.htm

  15. 30 фотографий из семейных альбомов, которые рассказывают о жизни в СССР в 1920-е - 1950-е годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/190116/28068/

13.11.2019