У большинства обучающихся в результате решения огромного числа задач складывается представление, что существует необозримое число различных методов и способов решения математических задач и разобраться в этом многообразии очень сложно.
В первую очередь обучающиеся должны уяснить следующую общую идею, лежащую в основе всех методов и способов решения задач: чтобы решить какую-либо новую задачу, надо свести ее к одной или нескольким ранее решенным задачам.
Определимся с некоторыми понятиями:
С этой точки зрения все математические задачи следует разделить на алгоритмические, или стандартные, и на эвристические, или нестандартные. Алгоритмические, или стандартные, задачи — это те, для решения которых в курсе математики имеется определенный алгоритм, и способ решения задач состоит в применении алгоритма к условиям решаемой задачи.
Для того чтобы ученик мог применить алгоритм к решению конкретной задачи, он должен:
Для решения же нестандартных задач обучающиеся должны сами изобрести (составить) способ их решения.
Чтобы поиск и изобретение способа решения таких задач производились обучающимися разумно, по определенному плану, они должны знать и владеть общими эвристическими методами решения математических задач. Эти общие методы следует сообщать обучающимся постепенно, иллюстрируя их достаточным числом примеров. К разбору этих методов необходимо возвращаться неоднократно при встрече с новыми задачами, где эти методы используются.
Рассмотрим основные методы.
Суть метода: сложную задачу разбивают на несколько более простых, по возможности стандартных, задач, при последовательном решении которых можно решить данную задачу.
Этот метод имеет три разновидности:
Рассмотрим пример:
Задача.
Докажите, что не существует на плоскости таких четырех точек А, В, С и О, что треугольники АВС, ABD, ACD и BCD все остроугольные (предполагается, что никакие три из этих точек не лежат на одной прямой).
Объект этой задачи — четверки точек. На плоскости имеется бесконечное множество таких четверок точек. Разобьем их на части следующим образом. Первые три точки А, В и С могут образовать остроугольный треугольник АВС. Теперь остается доказать, что, где бы ни находилась точка D относительно ~ ABC, образующиеся при этом четыре треугольника не могут быть все остроугольные, т. е. по крайней мере один из них не остроугольный.
Четвертая точка D может находиться:
а) внутри АВС;
б) в одном из углов, вертикальных по отношению к внутренним углам АВС;
в) в одном из незамкнутых трехсторонников, образующихся стороной ~ АВС и продолжениями двух других сторон.
Таким образом, мы разбили исходную задачу на три более простые задачи, каждую из которых нетрудно решить.
Преобразование задачи
Суть метода: с помощью какого-либо приема мы преобразуем данную задачу в более простую, знакомую нам, эквивалентную задачу.
Данный метод очень широко применяется, так что трудно перечислить все те приемы, которые используются при этом. Наиболее известными являются прием замены неизвестных (метод подстановки), прием (метод) геометрических преобразований и т.д.
Суть метода: заменить данную задачу эквивалентной ей. Но в отличие от метода преобразования задачи, где замена происходила в пределах одного, и того же языка задачи (алгебраическая задача заменялась также алгебраической; геометрическая — геометрической) данный метод предполагает переход от одного языка к другому с помощью кодировки объектов задачи. Например, текстовая задача заменяется уравнением или системой уравнений, геометрическая задача с помощью введения системы координат заменяется алгебраической задачей и т.д.
Данный метод используется для придания задаче определенности, если в ней имеются явно или неявно заданные неопределенные неизвестные, а также тогда, когда связь (отношение, зависимость) между данными и искомым непосредственно из условий задачи не видна (не может быть установлена). Классическим примером использования этого метода является решение задач «на бассейны».
Задача.
Через первую трубу бассейн заполняется водой за 10 ч, а через вторую — за 15 ч. За сколько часов наполнится бассейн, если открыть одновременно обе трубы?
При решении многих задач приходится использовать не один какой-то метод, а несколько.
Педагогу следует помнить, что учащиеся решают задачи не для того, чтобы найти их ответы, а для того, чтобы чему-то научиться, чем-то овладеть.
Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения есть процесс изобретательства. Чтобы этот поиск осуществлялся более эффективно, обучающимся следует предложить следующие рекомендации:
Рекомендации для поиска решения математических задач
Под фронтальным решением задач обычно понимают решение одной и той же задачи всеми обучающимися класса в одно и то же время. Организация фронтального решения задач может быть различной:
Устное фронтальное решение задач. Данный прием наиболее часто применяется учителями математики в среднем звене или начальной школе (IV-VII классах). Сюда можно отнести устные упражнения на вычисления; задачи-вопросы, истинность ответов которая подтверждается устными доказательствами. Данный прием должен стать обязательным элементом каждого урока, так как одной из задач обучения математике является обучение быстрым устным вычислениям. Данная задача должна решаться на всех этапах обучения - если ученики научатся устно выполнять вычисления и несложные преобразования, то не только на уроках математики, но и на уроках физики, химии освободится значительная часть времени, которое расходуется на нерациональное выполнение вычислений. В ходе организации устного фронтального решения задач учителю необходимо использовать различные средства обучения (таблички, таблицы, презентации, средства программированного обучения, ИКТ, SMART-технологии), что позволит значительно сэкономить время, отведенное на выполнение устных упражнений, повысит познавательную активность и плотность урока.
Письменное решение задач с записью на классной доске. В практике обучения немало таких ситуаций, в которых удобнее, чтобы одну и ту же задачу решали все ученики класса одновременно с решением этой же задачи на доске. При этом задачу на доске может решать либо учитель, либо ученик по указанию учителя.
Наиболее эффективным является письменное решение задач с записью на классной доске в следующих случаях:
В ходе проектирования урока учитель должен предусмотреть и возможность одновременного решения задачи разными способами, вызвав сразу нескольких обучающихся к доске. Педагогу следует помнить, что решение одной задачи несколькими способами приносит больше пользы, чем решение подряд нескольких однотипных задач. Рассмотрение обучающимся различных вариантов решения, умение выбрать из них наиболее рациональных, свидетельствуют об умении ученика мыслить, рассуждать, проводить правильные умозаключения, воспитывает у учащихся гибкость мышления.
При этом следует учесть, что руководство решением задачи в этом случае требует от учителя определенного мастерства:
Письменное самостоятельное решение задач. Наиболее эффективной является такая организация решения математических задач, при которой ученики обучаются творчески думать, самостоятельно разбираться в различных вопросах теории и приложений математики. Самостоятельное решение обучающимися задач на уроках математики имеет многие преимущества:
В ходе организации самостоятельного письменного решения задач учитель может предложить обучающимся самостоятельно изучить небольшой теоретический материал, разобрать образцы решения задач, предложенные учителем, а потом самостоятельно решать аналогичные задачи.
До начала проведения самостоятельной работы по решению математических задач необходимо провести инструктаж, в котором четко указать, что должны выполнить обучающиеся в работе, каков порядок ее выполнения, сроки выполнения и критерии оценивания. После проверки правильности самостоятельных решений проанализировать с обучающимися результаты работы.
Все обучающиеся работают на одной задачей, при этом один из них последовательно поясняет (комментирует) решение. Ученик должен не только рассказать последовательность выполнения действий, а объяснить, на каком основании (зачем) выполняется то или иное действие или преобразование. При этом каждый шаг в решении задачи должен быть оправдан ссылкой на известные математические предложения. Такое объяснение требует от обучающихся не только формального решения задачи, но и понимания сущности выполняемого преобразования, активной работы мысли. Обучающиеся, имеющие низкий уровень обученности математике или пробелы в знаниях, услышав объяснение каждого этапа решения задачи, могут попытаться выполнить решение самостоятельно. Но ведь этого и следует добиваться при решении задач.
Фронтальное решение учебных математических задач не всегда приводит к желаемым результатам в обучении математике. При фронтальной работе все обучающиеся решают одну и ту же задачу, и не осуществляется дифференцированный подход к обучению. А ведь для одних обучающихся эта задача может оказаться очень легкой, и они при решении такой задачи практически не почерпнут ничего нового, а для других ― вызвать серьезное затруднение. Поэтому необходим учет индивидуальных особенностей обучающихся и в связи с этим индивидуальный подбор задач. Задачи следует подбирать и систематизировать так, чтобы, с одной стороны, учитывались возможности и способности ученика, с другой стороны, его способности развивались.
Задача учителя — организовать решение математических задач с учетом уровня подготовки каждого ученика, что позволит овладеть необходимыми умениями и навыками слабым ученикам и в значительной степени совершенствоваться более сильным.
Поскольку в классе есть примерно равные по уровню учебных достижений обучающиеся, то можно подбирать задачи не для каждого ученика в отдельности (это было бы затруднительно для учителя), а для отдельных групп обучающихся. Подбор индивидуальных заданий преследует цель для каждой выбранной учителем группы обучающихся составить систему задач. Эти группы не должны иметь постоянного состава: обучающиеся по мере овладения необходимыми знаниями должны иметь возможность перехода из одной группы в другую.
Индивидуальные формы работы более эффективны (по сравнению с фронтальными) и в ходе работы по устранению пробелов знаний. Пробелы можно выявить выполнением проверочных и контрольных и индивидуальных работ. При этом сильным обучающимся достаточно сказать о неверности результата, некоторым ученикам следует подчеркнуть ошибки, а слабо подготовленным - исправить. В ходе осуществления коррекционной работы задачи необходимо подбирать, учитывая причины, вызвавшие ошибку.
Индивидуальное решение задач продолжается и в ходе выполнения домашней работы. Содержание задач и упражнений, предлагаемых для домашней работы обучающихся, должно быть подготовлено предшествующей работой на уроке. Это не означает, что для домашнего решения должны предлагаться лишь задачи, аналогичные решенным в классе. Ведь домашнее задание имеет целью не только закрепление изученного на уроке, но и дальнейшее совершенствование математических знаний, умений и навыков.
Поскольку обучающиеся обычно имеют индивидуальные особенности, различную подготовку, следует индивидуализировать домашние задания. Так домашнее задание может быть направлено на устранение пробелов, закрепление и совершенствование знаний, приобретенных на уроке, углубление изученного. Следует отметить, что ученики с большим желанием решают задачи, предложенные им в индивидуальном порядке.
К числу наиболее сложных геометрических задач школьного курса математики относятся задачи, которые связаны с делением отрезков в контексте треугольника в заданном отношении. Как правило, их решению предшествуют дополнительные построения, что значительно усложняет поиск решения. В этом случае иногда целесообразно привлечь на помощь физику. При рассмотрении геометрических фигур, как моделей реально существующих физических тел, в силу вступает геометрия масс.
При решении задач методом, предлагаемым к рассмотрению, нам понадобятся два геометрических факта:
отношению их оснований:
Познакомимся с основными моментами теоретического материала по теме «Геометрия масс».
Понятие центра масс применяется к системе материальных точек на плоскости. Поэтому сначала определимся с тем, что такое материальная точка. Рассмотрим обычную точку А на плоскости. Сопоставим ей так называемую массу m – некоторое действительное число, не равное нулю. Точка вместе с приписанной ей массой получила название материальной точки.
Тогда центр масс Z двух точек А и В с массами m и n находится на прямой так, что отношение
Проиллюстрируем утверждение. Представим штатив, на котором закреплена невесомая планка с прикрепленными на концах грузиками и при этом конструкция находится в равновесии.
Традиционно при решении этой задачи на уровне школьной программы используется метод площадей, что требует дополнительных построений.
Решим сначала эту задачу традиционным методом. В этом случае необходимо провести отрезок ОС.
Решим эту же задачу с применением метода геометрии масс.
Будем рассматривать стороны треугольника как планки, на концы которых необходимо крепить грузики так, чтобы в каждом случае система оказывалась в равновесии.
Коэффициент пропорциональности в этом случае не используется. Не важно, в каких единицах выражены части сторон треугольника, значимость имеют лишь количественные характеристики.
Тогда выбираем любую из сторон треугольника, разделенную точкой на части, и «крепим» на ее концах грузики так, чтобы в точке на стороне достигалось равновесие. Например, для стороны ВС в точке В «крепим» грузик массой 4, тогда в точке С – грузик массой 3 (4 · 3 = 3 · 4). Для обеспечения наглядности массы обводим окружностями. Далее рассматриваем сторону АС и добиваемся равновесия в точке К: 3 · 2 = х · 3, откуда х = 2. Тогда в точке К мы получаем массу 3 + 2 = 5.
В итоге (напоминаем, что массы обратно пропорциональны длинам отрезков).
Если учесть, что решение задачи предложенным способом представляет собой рассуждения, которые в случае освоения метода выполняются устно, и вычисления при этом минимальны, то становится очевидным преимущество геометрии масс перед методом площадей.
Рассмотрим различные ситуации, в которых целесообразно применять предлагаемый метод.
Задача 2. В треугольнике RPQ на стороне RQ взята точка N так, что RN : NQ = 2 : 7, а на стороне RP взята точка F так, что RF : FP = 3 : 1. Найдите длину отрезка МN, где М – точка пересечения отрезков QF и PN, если РМ = 12.
Решение:
В этом случае речь идет уже не об отношении длин отрезков, а о нахождении конкретного значения длины отрезка. При этом ход рассуждений сохраняется.
Рассмотрим точки R и Q как материальные. Так как RN : NQ = 2 : 7, то длина RN равна 2, а длина NQ равна 7. Тогда для достижения равновесия в точке N «крепим» к точке R грузик массой 7, а к точке Q – грузик массой 2.
Рассмотрим теперь материальные точки R и Р. Исходя из условия, длина RF равна 3, а длина FP равна 1. Тогда, учитывая, что точке R уже поставлена в соответствие масса 7, необходимо для достижения равновесия в точке F «прикрепить» в точку Р грузик массой .
Тогда
Ответ: 28.
Чаще всего в задачах рассматриваемого типа речь идет о нахождении площади. Рассмотрим такие задачи.
Задача 3. В треугольнике АВС прямые АМ (М ВС) и СN (N АВ) пересекаются в точке О и делят стороны АВ и ВС в отношении АN : N B = 2 : 3, CM : MB = 2 : 1. Найти площадь четырехугольника NBMO, если площадь треугольника АВС равна 15.
Решение:
Выполним построение и «прикрепим» к вершинам треугольника грузики так, чтобы в точках на сторонах достигалось равновесие:
Ответ: 4
Задача 4. В треугольнике АВС на стороне ВС взята точка К так, что прямая АК делит пополам биссектрису ВМ. Найти площадь треугольника, если АВ : ВС = 1 : 3 и SВОК = 3, где О – точка пересечения АК и ВМ.
Решение:
Прежде всего, воспользуемся свойством биссектрисы треугольника:
АВ : ВС = АМ : МС = 1 : 3.
Ответ: 40.
Задача 5. В равнобедренном треугольнике АВС через вершины основания С и В и точку N (N лежит на высоте, проведенной к основанию, и делит ее в отношении 1 : 3, считая от основания) проведены прямые CD и ВЕ (D АВ; Е АС). Найдите площадь треугольника BDE, если площадь треугольника АВС равна 20.
Решение:
Прежде всего, воспользуемся свойством биссектрисы треугольника:
АВ : ВС = АМ : МС = 1 : 3.
Используя метод геометрии масс, «крепим» к вершинам треугольника грузики так, чтобы в точках на стороне и высоте достигалось равновесие:
Все предыдущие задачи решались после применения метода геометрии масс арифметически (по действиям). Рассмотрим задачи, требующие алгебраического подхода (введения переменных).
Задача 6. В треугольнике АВС прямая АМ (М ВС) пересекает ВС и делит ее в отношении СМ : МВ = 3 : 2. Прямая СN (N АВ) пересекает АМ в точке О и делит ее в отношении АО : ОМ = 5 : 1. Найти площадь треугольника АВС, если площадь четырехугольника NBMO равна 6.
Решение:
Используя метод геометрии масс, «крепим» к вершинам треугольника грузики так, чтобы в точках на сторонах достигалось равновесие:
Ответ: 40.
Задача 7. Точка К лежит на стороне АВ, а точка М – на стороне АС треугольника АВС, причем АК : КВ = 3 : 2, АМ : МС = 4 : 5. Прямая, проходящая через точку К параллельно ВС, пересекает отрезок ВМ в точке Р. Найти отношение ВР : РМ.
Решение:
Используя метод геометрии масс, «крепим» к вершинам треугольника грузики так, чтобы в точках на сторонах достигалось равновесие:
С учетом полученных выводов, выполняем новый чертеж.
Ответ: 18/7.
Иногда первоначальная фигура не является треугольником, для которого применим метод геометрии масс, но дополнительные построения позволяют получить необходимую конструкцию.
Задача 8. На сторонах АВ и АD прямоугольника АВСD взяты точки Е и К соответственно так, что АЕ = ВЕ и АК : DК = 3 : 2. Отрезки DЕ и ВК пересекаются в точке О. Площадь треугольника ВОЕ равна 15. Найдите площадь треугольника DОК.
Решение:
Для применения метода геометрии масс достаточно в данном прямоугольнике провести диагональ ВD.
«Крепим» к вершинам треугольника АВD грузики так, чтобы в точках на сторонах достигалось равновесие:
Ответ: 8.
Задача 9. В треугольнике АВС на сторонах АВ и АС отмечены соответственно точки К и L так, что АК : КВ = 1 : 2, AL : LC = 2 : 1. Если отрезок КL пересекает медиану АD в точке О, то каким будет отношение АО : ОD? (4 : 5)
Решение:
Особенность этой задачи заключается в том, что не все точки, делящие стороны треугольника на части, соединены с вершинами треугольника. Точки К и L соединены друг с другом. В этом случае будем называть сторону, точка на которой соединена с вершиной, «хорошей» стороной. Тогда будем начинать «крепить» грузики всегда с «хорошей» стороны.
Тогда
Ответ: 4/5.
Рассмотрим еще пару задач, которые обладают аналогичной особенностью.
Задача 10. В треугольнике АВС на сторонах АВ, ВС и АС отмечены соответственно точки К, L и D так, что АК : КВ = 1 : 4, ВL : LC = 1 : 2, AD = DC. Найдите площадь треугольника АВС, если площадь треугольника ВОL равна 20, где О – точка пересечения КL и BD.
Решение:
Начинаем «крепить» грузики с «хорошей» стороны, то есть стороны АС (точка D на ней соединена с вершиной треугольника).
Тогда «крепим»:
Применяя далее свойства площадей треугольников, получаем:
Ответ: 255.
Задача 11. На сторонах МN и NР прямоугольника МNРQ взяты точки А и В соответственно так, что АМ : NА = 2 : 3, ВN : ВР = 1: 3. Отрезки ВМ и АQ пересекаются в точке О. Площадь четырехугольника АNВО равна 47. Найдите площадь прямоугольника МNРQ.
Решение:
В решенной ранее задаче в контексте прямоугольника достаточно было провести диагональ для того, чтобы метод геометрии масс был применим. В данном случае проведение любой из диагоналей ведет к «рассечению» значимых элементов задачи на части. Целесообразно при этом провести все же диагональ МР, поскольку она оставляет нетронутым четырехугольник АNВО, площадь которого известна по условию.
Пусть проведенная диагональ МР и отрезок АQ пересекаются в точке Т. Тогда можно заметить, что ∆АТМ ~ ∆QTP, откуда .
С этого момента можно рассматривать задачу в контексте треугольника МNР.
«Крепим» к вершинам треугольника МNР грузики так, чтобы в точках на сторонах достигалось равновесие. При этом начинаем с «хорошей» стороны, то есть со стороны NP (точка В на ней соединена с вершиной треугольника).
Ответ: 440.
Следует отметить, что обратиться к методу геометрии масс можно и при решении некоторых стереометрических задач. Приведем примеры.
Задача 12. АВСDА1В1С1D1 – прямоугольный параллелепипед, площадь основания которого равна 48. Точка N лежит на ребре АD так, что АN : ND = 2 : 1. Точка М – середина ребра АВ. Отрезки ВN и СМ пересекаются в точке К. Найдите объем пирамиды В1КСDN, если СС1 = 12.
Решение:
Выполним сначала чертеж параллелепипеда и выясним, что необходимо узнать для того, чтобы найти объем указанной в условии пирамиды. Для обеспечения наглядности пирамиду выделим красным цветом. Как известно, объем пирамиды находится по формуле . Очевидно, что высота пирамиды совпадет с ребром ВВ1 параллелепипеда, а, значит, равна по условию 12.
Задача сводится к нахождению площади основания пирамиды. Возникает необходимость рассмотреть выносной чертеж прямоугольника, являющегося основанием параллелепипеда.
Очевидно, что необходимо провести диагональ АС, которая делит прямоугольник на две равновеликие части, площадь каждой из которых равна 24. Тогда основание пирамиды КСDN разделилось на две части: треугольник КСТ и четырехугольник ТСDN, площади которых для удобства обозначим соответственно, как S1 и S2.
Далее применим метод геометрии масс в контексте треугольника АВС для нахождения площади S1. «Крепим» к вершинам треугольника грузики так, чтобы в точках на сторонах достигалось равновесие:
Тогда, применяя свойство площадей треугольников, получаем:
Ответ: 92.
Задача 13. АВСDА1В1С1D1 – прямая четырехугольная призма, объем которой равен 960. Основанием призмы является параллелограмм АВСD. Точки М и N принадлежат ребрам А1D1 и С1D1 так, что А1М : А1D1 = 1 : 2, D1N : NС1 = 2 : 1. Отрезки А1N и В1М пересекаются в точке К. Найдите объем пирамиды SВ1KNС1, если S В1D и В1S : SD = 3 : 1.(115)
Решение:
В данном случае рассматривается прямой параллелепипед, в основании которого параллелограмм. Объем параллелепипеда может быть найден по формуле Поскольку объем пирамиды находится по формуле
, необходимо выразить высоту пирамиды через высоту параллелепипеда (обозначим через h), а основание пирамиды через площадь параллелограмма, являющегося основанием параллелепипеда (обозначим через S).
Задача сводится к выражению площади основания пирамиды через S. Возникает необходимость рассмотреть выносной чертеж параллелограмма, являющегося основанием параллелепипеда.
Проведем диагональ В1D1, которая разделит параллелограмм на две равновеликие части, площадь каждой из которых равна S/2. Тогда основание пирамиды КВ 1С1N разделилось на две части: четырехугольник ТВ1С1N и треугольник КВ1Т, площади которых для удобства обозначим соответственно, как S 1 и S 2.
Далее применим метод геометрии масс в контексте треугольника А1В1D1 для нахождения площади S2. «Крепим» к вершинам треугольника грузики так, чтобы в точках на сторонах достигалось равновесие:
Ответ: 115.
Таким образом, метод геометрии масс следует пытаться применять в ситуациях, когда в задаче речь идет об отношении длин отрезков, которые могут быть рассмотрены в контексте треугольника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.