Основные методы обучения изобразительному искусству
Оценка 4.7

Основные методы обучения изобразительному искусству

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Основные методы обучения изобразительному искусству

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода.

Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других – как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако если оно только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы для разъяснения причины ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием.

Действия осуществляются учениками в замедленном темпе с тщательным продумыванием каждого выполняемого элемента.

Приемы требуют дальнейшего осмысления и совершенствования в процессе специальных упражнений.

Операции – это объединенные приемы.

Умения – это знания, которые применяются на практике, понимаются как осознанное выполнение учащимися заданных действий с выбором правильных приемов работы, но знания могут не доводиться до степени умений.

Навыки – действия, которые доведены в определенной степени до автоматизма и выполняются в обычных стандартных ситуациях.

Навыки вырабатываются многоразовыми однотипными упражнениями без изменения вида деятельности. Во время работы учитель основное внимание концентрирует на формировании у детей умений. Умения проявляются при действиях человека в незнакомой ситуации. Для формирования умений проводятся разнообразные упражнения, которые позволяют переносить способ действия в новую ситуацию.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.

Для урока изобразительного искусства характерна классификация методов по способам деятельности учителя и учащихся, т.к. в обучении более ясно выступают два взаимосвязанных процесса: практическая самостоятельная деятельность учащихся и руководящая роль учителя.

Соответственно и методы делятся на 2 группы:

1) Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

2) Методы преподавания, обучения.

Методы обучения, которые определяются по источнику полученных знаний, включают в себя 3 основных вида:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.

Формирование умений и навыков связано с практической деятельностью учащихся. Из этого следует, что в основу методов формирования умений необходимо положить виды деятельности учащихся.

По видам деятельности учащихся (классификация по типу познавательной деятельности И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина) методы подразделяются на:

  • объяснительно-иллюстративные;

  • репродуктивные;

  • частично-поисковые;

  • проблемные;

  • исследовательские.

Все вышеперечисленные методы относятся к методам организации учебно-познавательной деятельности (классификация Ю.К. Бабанского).

Рассматривая метод стимулирования учебной деятельности на уроках изобразительного искусства эффективно использовать метод формирования познавательного интереса. Также не стоит забывать использовать метод контроля и самоконтроля.

Словесные методы обучения

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

К словесным методам обучения относят рассказ, лекцию, беседу и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.

Рассказ

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. На уроках изобразительного искусства он употребляется учителем в основном для сообщения новой информации (интересные сведения из жизни знаменитых художников), новых требований.

Рассказ должен соответствовать следующим дидактическим требованиям: быть убедительным, лаконичным, эмоциональным, доступным для понимания.

На рассказ учителя на уроках изобразительного искусства отводится очень мало времени, а, следовательно, его содержание должно быть ограничено, строго соответствовать целям урока и практической трудовой задаче. При использовании в рассказе новых терминов учитель должен выразительно выговаривать их и записывать на доске.

Возможно несколько видов рассказа:

  • рассказ–вступление;

  • рассказ–изложение;

  • рассказ–заключение.

Цель рассказа-вступления – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа сообщаются задачи деятельности учеников на уроке.

Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, с приведением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ–заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы как:

  • изложение информации;

  • активизация внимания;

  • приемы ускорения запоминания;

  • логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание эмоционального тонуса изложения.

Беседа

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа».

На уроках изобразительного искусства рассказ часто переходит в беседу. Беседа имеет цель получения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мыслями учителя и ученика. Беседа способствует активизации детского мышления и бывает более убедительной, когда сочетается с демонстрацией натуральных предметов, с их изображением.

В зависимости от конкретных задач, от содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение в преподавании изобразительного искусства имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Необходимость в проведении текущей беседы может возникнуть в ходе практической работы. Путем «вопрос– ответ» учащиеся получают дополнительную информацию.

Закрепляющие или итоговые беседы применяются после изучения нового материала. Их цель – обсуждение и оценка работ учащихся.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Требования к проведению бесед:

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Из недостатков данного метода, можно выделить, что он требует много времени, необходим запас знаний.

Объяснение

Объяснение – это словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

На уроках изобразительного искусства метод объяснения может использоваться во вводной части урока. При подготовке к работе учитель объясняет, как рационально организовать рабочее место. При планировании объясняет, как определить последовательность операций. В процессе объяснения учитель знакомит учащихся со свойствами различных художественных материалов, с приемами работы кисточкой и последовательностью рисования, построения предметов (на уроках рисования).

Требования к методу объяснения:

  • точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса;

  • последовательность в раскрытии причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

  • использование сравнения, сопоставления и аналогии;

  • привлечение ярких примеров;

  • безукоризненная логики изложения.

Дискуссия

Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Он имеет и большую воспитательную ценность: учит глубже видеть и понимать проблему, отстаивать свою жизненную позицию, считаться с мнением других.

Инструктаж

Под этим методом понимают объяснение способов трудовых действий, их точный показ и безопасное выполнение.

Виды инструктажа:

По времени проведения:

- вводный – проводится в начале урока, включает в себя постановку конкретной задачи, дается характеристика операций, проводится объяснение рабочих приемов;

- текущий – проводится во время практической деятельности, включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин, недостатков работы, исправление ошибок, объяснение правильных приемов, проведение самоконтроля;

- заключительный – включает в себя анализ работ, характеристику допущенных ошибок в работе, выставление оценок за работу учащихся.

По охвату учащихся:

- индивидуальный;

- групповой;

- классный.

По форме изложения:

- устный;

- письменный;

- графический;

- смешанный.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы:

  • метод иллюстраций;

  • метод демонстраций.

Демонстрация (лат. dionstratio - показывание) - метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.

Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.

При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются. Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т.п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов.

По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

Объектами демонстрации являются: наглядные пособия демонстрационного характера, картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.

Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала.

Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации.

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога.

Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через проектор, эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения.

Требования к использованию наглядных методов:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

  • наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

  • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

  • привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики».

Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Практические методы обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, практические работы.

Упражнения

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на:

  • устные;

  • письменные;

  • учебно-трудовые;

  • графические.

При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

  • упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления;

  • воспроизводящие упражнения;

  • упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Особенности применения упражнений

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда правил и требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - на применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

При использовании практических методов формируются умения и навыки.

Объяснительно-иллюстративные методы обучения

К объяснительно-иллюстративным или информационно-рецептивным методам относятся:

- рассказ;

- объяснение;

- работа с учебниками;

- демонстрация картин.

Учитель сообщает готовую информацию различными средствами, а ученики ее воспринимают и фиксируют в памяти. Однако при использовании этого метода не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями. Знания преподносятся в готовом виде.

Данный метод преподавания изобразительного искусства будет эффективным, если не использовать этот метод в единственном виде. При сочетании данного метода с другими, например, частично-поисковым, исследовательским, репродуктивным, проблемным, практическим учащиеся будут активно работать, у них будет развиваться и мышление, и внимание, и память.

Репродуктивные методы обучения

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов. Эти методы в основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных объектов, рисунков, картин, графических изображений.

Для достижения более высокого уровня знаний учитель организует деятельность детей по воспроизведению не только знаний, но и способов действий.

В данном случае большое внимание следует уделить объяснению последовательности и приемов работы с показом. При выполнении практических заданий репродуктивная, т.е. воспроизводящая деятельность детей выражается в форме упражнений. Количество воспроизведений и упражнений при использовании репродуктивного метода обуславливается сложностью учебного материала. Известно, что в младших классах дети не могут выполнять одни и те же тренировочные упражнения. Следовательно, следует постоянно вносить элементы новизны в упражнениях.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что учитель в ходе нее опирается на уже известные ученикам факты, на ранее полученные знания и не ставит в задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их ученики применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом в ходе практической работы ученики не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышления школьников и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности.

При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это не позволяет их активно применять на уроках, а требует применять наряду с ними еще и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.

Проблемные методы обучения

Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой и умственной деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания. Создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя опыты и наблюдения, дает возможность опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации, проведение наблюдений и опытов. Все это создает перед учащимися проблемную ситуацию, вовлекает детей в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Но при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Изложение учебного материала методом проблемного рассказа предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые, они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно поисковой беседы ученики разрешают целую серию проблемных ситуаций.

Наглядные пособия при проблемных методах обучения применяются уже не только в целях активизации запоминания, но и для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках.

Проблемные методы применяются преимущественно с целью развития навыков учебно-познавательной творческой деятельностью, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания.

Применение проблемных методов на уроках изобразительного искусства наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.

Частично-поисковые методы обучения

Частично-поисковый или эвристический метод получил такое название в связи с тем, что ученики не всегда могут решить сложную проблему и поэтому часть знаний сообщает учитель, а часть они добывают самостоятельно.

Под руководством учителя ученики рассуждают, решают возникающие познавательные ситуации, анализируют, сравнивают. Вследствие этого у них формируются осознанные знания. Для развития самостоятельности и творческой инициативы учитель использует различные приемы.

На уроках изобразительного искусства, как пример использования частично-поискового метода обучения, можно спланировать работу таким образом, чтобы первым этапом было получение представления о самом предмете, затем составление последовательности его рисования (изображенные на доске этапы расположить в правильной последовательности, заполнить пропуски этапов последовательности и т.д.).

Исследовательские методы обучения

Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят способы решения новых для них задач. Исследовательский метод формирует у учащихся знания и умения, которые обладают высокой степенью переноса и могут применяться в новых трудовых ситуациях.

Использование этого метода приближает процесс обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и с методикой научного поиска.

Естественно, что по содержанию исследовательский метод в науке отличается от исследовательского метода в обучении. В первом случае исследователь открывает обществу новые, ранее не известные явления и процессы; во втором - ученик открывает явления и процессы лишь для себя, не представляющие новизны для общества. Другими словами, в первом случае открытия осуществляются в социальном плане, во-втором - в психологическом.

Учитель, ставя перед учащимися проблему для самостоятельного исследования, знает, как результат, так и пути решения, и виды деятельности, приводящие ученика к правильному решению поставленной проблемы. Таким образом, исследовательский метод в школе не преследует цели сделать новые открытия. Он вводится учителем для того, чтобы воспитать у учащихся черты характера, необходимые для дальнейшей творческой деятельности. Исследовательский метод активно развивает творческие способности учеников, знакомит их с элементами научного поиска.

Методы самостоятельной работы

Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.

Когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Когда методы применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, классифицируется как методы учебной работы под руководством учителя.

Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при посредственном управления ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя.

Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы у учеников необходимо вырабатывать некоторые самые общие приемы ее рациональной организации:

  • умение рационально планировать эту работу;

  • умение четко ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главные;

  • способность видеть способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач;

  • оперативный самоконтроль за выполнением задания;

  • умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу;

  • умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее;

  • умения выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

На уроках изобразительного искусства для повышения эффективности процесса обучения, а также для реализации всех поставленных целей эти методы применяются практически постоянно в сочетании с другими, вышеперечисленными методами. Выбор методов зависит от содержания учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей учеников и т.д.

Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения. Методы формирования познавательного интереса

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется положительными эмоциями по отношению к деятельности, наличием познавательной стороны этих эмоций, наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения является прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают и занимательные аналогии, например, при рассмотрении крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр - все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. В этом еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования.

Познавательные игры

Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднение. Во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л.С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Игры способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

Например:

1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения – индивидуальные задания каждому ученику).

2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».

Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Учебные дискуссии

К методам стимулирования и мотивации учения относится создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Некоторые учителя умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, используют исторические факты борьбы различных научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению.

Учебные дискуссии учителя создают и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.

Создание ситуации успеха

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуации успеха у обучающихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.

Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия.

Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Вот еще что немаловажно, для того чтобы привести учеников к хорошим результатам в учебе.

Если мы хотим, чтобы работа ученика была успешна, чтобы он умел бороться с затруднениями и в дальнейшем приобретать все больше и больше положительных черт в работе, то для этого надо представить себе то, что содействует успешности работы, и то, что вызывает не успешность. Огромную роль в деле успешности играют то настроение, то общее бодрое состояние духа у учеников, та деловитость и спокойное, если так можно выразиться, оживленность, которые составляют педагогическую основу всякой успешной работы школы. Все то, что создает скучную атмосферу - унылость, безнадежность, – все это является отрицательными факторами успешной работы учеников. Во-вторых, огромное значение имеет сам метод преподавания учителя: обычно наш классный способ преподавания, такой, когда ученики работают одним и тем же методом и на одну и ту же тему, весьма часто приводит к тому, что класс, расслаивается (известное количество учеников, для которых предложенный со стороны учителя метод является подходящим, преуспевает, другая же часть, для которой нужен несколько другой подход отстает). Одни ученики обладают быстрым темпом работы, а другие – медленным; одни ученики схватывают внешность форм работы, а другие же должны все основательно понять, прежде чем вообще начать работать.

Если ученики поймут, что все усилия учителя направлены на оказание им помощи, то в их среде могут появиться весьма ценные для работы в классе случаи взаимопомощи, будут усилены случаи обращения учеников к учителю за помощью, учитель будет в большей степени советовать, чем давать директивы и выдвигать требование и, в конце концов, учитель сам научится реально помогать и всему классу, и каждому ученику в отдельности.

К основным источникам интересов к учебной деятельности можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью учителя подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы устного контроля

Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.

Методы самоконтроля

Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов, что особенно находит применение на уроках технологии.

Эффективность использования выше перечисленных основных методов преподавания изобразительного искусства будет достигнута только при комплексном использовании этих методов.

Учитель должен отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.

Сравнительные возможности методов обучения позволяют адекватно возрасту, умственным и физическим силам, имеющемуся опыту учебной работы, учебной тренированности учащихся, сформированных учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления и т.д. использовать их на разных ступенях и этапах обучения.

Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития детей.

Аудиовизуальные средства учебной информации в процессе обучения изобразительному искусству

Объективные потребности развития современного общества обусловили создание и применение в системе образования различных средств обучения.

Аудиовизуальные средства обучения (иначе говоря – «слухозрительные» от лат. audire слышать и visualis зрительный) – особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации.

Подразделяются на (по классификации Ляховицкого):

- визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции с произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;

- аудитивные (слуховые) средства (фонограммы) – грамзапись, магнитозапись, радиопередачи;

- собственно аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства (видеофонограммы) – кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ПК.

Другая классификация аудиовизуальных средств обучения включает экранные, звуковые и экранно-звуковые средства (по классификации Зельманова).

Аудиовизуальные средства обучения могут быть:

  • учебными, специально предназначенными для занятий изобразительным искусством и содержащими методически обработанный учебный материал (наглядные пособия);

  • учебными, созданными для занятий по другим дисциплинам, но привлекаемыми в качестве учебных материалов по изобразительному искусству (средства наглядности);

  • естественными средствами массовой коммуникации, включаемыми в учебный процесс.

Аудиовизуальные средства обучения занимают особое место среди других средств обучения и оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, поскольку обеспечивают образное восприятие изучаемого материала и его наглядную конкретизацию в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания; являются синтезом достоверного научного изложения фактов, событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино - и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.).

Дидактические особенности аудиовизуальных средств обучения:

  • высокая информационная насыщенность;

  • рационализация преподнесения учебной информации;

  • показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

  • реальность отображения действительности.

Использование аудиовизуальных средств обучения способствует реализации следующих дидактических принципов:

  • принцип целенаправленности;

  • принцип связи с жизнью;

  • принцип наглядности;

  • принцип создания положительного эмоционального фона педагогического процесса.

Аудиовизуальные средства обучения являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность.

Например, при применении звуковых кинофильмов, телепередач, видеозаписей – в создании звукозрительного образа участвуют изображение, звучащее и написанное слово, музыка, шумы, а часто и цвет. Синтез этих выразительных возможностей делает их особо сильным средством обучения и воспитания. При этом на занятиях успешно реализуются дидактический принцип наглядности, возможность индивидуализации обучения и одновременно массового охвата обучающихся, усиливается мотивационная сторона занятий.

В современной методике принято разграничивать аудиовизуальные средства обучения (пособия для занятий) и технические средства обучения (технические приспособления для демонстрации пособий).

Аудиовизуальные средства образования на современном этапе включают в себя:

  • фонограммы: все виды фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки и аудиолекции;

  • видеопродукция: видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы, видеолекции, тематические слайды и транспаранты;

  • компьютерные учебные пособия: электронные учебники, самоучители, пособия, справочники, словари, прикладные обучающие, контролирующие программы, тесты и учебные игры;

  • Интернет: сетевые базы данных, видеоконференции, видеотрансляции, виртуальные семинары, телеконференции на специальных тематических форумах, телекоммуникационные проекты.

Интернет с его огромными информационными и дидактическими возможностями способен принести неоценимую помощь в образовании:

  • в самостоятельной познавательной деятельности учащихся (поиск информации; изучение, углубление первого или второго изучаемого языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках; подготовка к сдаче экзамена);

  • в учебной деятельности в процессе дистанционного обучения;

  • в учебно-воспитательном процессе на уроке и во внеурочной деятельности, в том числе и в системе дополнительного образования.

Необходимо подчеркнуть, что применение аудиовизуальных средств обучения положительно сказывается на организации всего учебного процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность.

Использование информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения в образовательном процессе

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино-).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

  • как «проникающая» технология – применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;

  • «основная» – определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;

  • «монотехнология» – когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Информационные технологии – это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Коммуникационные технологии – это процессы и методы передачи информации и способы их осуществления.

Информационно-коммуникационные технологии– совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

  • поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).

По типу информации: электронные и информационные ресурсы

  • с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);

  • с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);

  • с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

  • с аудио- и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

  • с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;

  • внеурочные

По форме взаимодействия с обучаемым:

  • технология асинхронного режима связи – «off-line»;

  • технология синхронного режима связи – «on-line».

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект.

Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; раскрытия творческого потенциала обучающихся; освоения учащимися современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект.

Возможности ИКТ могут быть использованы при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, для создания индивидуальных тестовых мини-уроков; для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы учащихся.

3. Учебно-методический аспект.

Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, педагог может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект.

ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана; при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).

Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между обучающимся и учителем с целью достижения результата обучения и предполагает одновременное использование средств наглядности проблемного содержания и средств программированного обучения и контроля.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

  • интерактивные доски;

  • электронные энциклопедии и справочники;

  • тренажеры и программы тестирования;

  • образовательные ресурсы Интернета;

  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

  • видео и аудиотехнику.

В настоящее время в обучении используется несколько типов компьютерных программ:

  • тестовые программы;

  • обучающие программы;

  • контрольно-обучающие программы;

  • мультимедийные учебники;

  • мультимедийные энциклопедии.

Классификация педагогических технологий

Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:

- авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект»;

- дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства;

- личностно ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка приоритетна, она является целью образовательной системы. Они характеризуются антропоценричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка;

- гуманно-личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности;

- технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка;

- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности;

- эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине.

Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы.

Назовем существенные признаки технологий:

  • постановка ясных реальных педагогических целей;

  • обеспечение гарантированных результатов;

  • проектирование педагогической системы;

  • четкая структура;

  • педагогическое мастерство;

  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;

  • объективный контроль и самоконтроль;

  • поэтапное тестирование;

  • повторяемость и воспроизводимость результатов.

Технология организации развивающих видов деятельности

Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Педагогическое требование является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности:

- соответствия тем основным нравственным принципам, основу которых они закладывают;

- действительным возможностям детей;

- ранее усвоенным более конкретным требованиям;

- охвата всех необходимых в данной ситуации действий детей и предотвращения вредных и нежелательных поступков, привычек, традиций.

Кроме того, требование должно быть конкретным. Это открывает возможности его доведения до логического завершения. Оно должно быть позитивным (вызывать совершенно определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить те или иные действия), инструктивным (однозначным, ясным и четким и на первых порах по возможности детализирующим предполагаемое действие), доступным (посильным) на данный момент.

Технология коллективного творческого воспитания

Это продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие, корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов – формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).

Личностно ориентированная технология

Главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно ориентированного образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения – познавательная деятельность, а не преподавание – была бы ведущей в тандеме «учитель – ученик», чтобы традиционная парадигма образования «учитель – учебник – ученик» была со всей решительностью заменена на новую парадигму – «ученик – источник знаний – учитель».

В условиях личностно ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Личностно ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Каждый учащийся должен быть вовлечен в активный познавательный процесс, применяя на практике полученные знания и четко осознавая, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способностей к творческой деятельности и потребности в ней, оно способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяется этот метод в тех случаях, когда содержание материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поисках новых знаний; когда содержание доступно для самостоятельного поиска школьников; когда содержание выявляет причинно-следственные и другие связи между явлениями, ведет к обобщению изученного материала и т.п. Применяются проблемные методы в тех случаях, когда учитель подготовил учащихся к деятельности по разрешению учебной проблемы.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью учителя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода тоже важны слово, текст, практика, средства наглядности и т. д.

Исследовательский метод

Данный метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

Метод проблемного изложения

Учитель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия. Включение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций, проблемного метода обучения создает очень хорошие условия для развития творчества.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения – методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.

В соответствии с возможными подходами к проблемному обучению, рекомендуется шире использовать прежде всего такую простейшую форму решения проблемных задач, как постановка перед школьниками вопросов. Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов, например, превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком, другие проблемные задачи могут быть направлены на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ. Эти задачи могут быть решены, например, в процессе выполнения заданий по конструированию архитектурных построек, животных, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба, из «бросовых материалов (различных упаковок, банок, крышек, веревок и т.п.). К наиболее сложным проблемным задачам относятся задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение. На занятиях изобразительным искусством поиск оригинального композиционного решения рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке и т. п. всегда выступает для учащихся проблемной задачей.

Технология мотивационного обеспечения учебного процесса

В данной технологии можно выделить два основных подхода: 1) опора на внутреннюю мотивацию: учет в учебном процессе реальных (внутренних) мотивов учебной деятельности, их дифференциации применительно к разным предметам и образовательным областям и их смены на различных этапах образования; 2) опора на мотивы успешности, на возникающее у ученика ощущение продвижения вперед. В этой связи чрезвычайно важна управляемая рефлексия учащихся над системно организованным учебным материалом.

Охарактеризованные выше технологические приемы, адекватные развивающей образовательной парадигме, в конкретной дидактической системе выступают всегда в виде взаимосвязанной системы приемов, в которой, впрочем, отдельные компоненты взаимозаменяемы в рамках единого развивающего подхода.

Cписок литературы:

  1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения // Библиотека журнала «Директор школы». – М., 2004. - №5.

  2. Новиков А.М. Формы учебной деятельности //Школьные технологии. - М., 2007. -№4.

  3. Оценка качества школьного образования (анализ результатов международных исследователей Pisa) // Библиотека журнала «Директор школы». – М., 2007. - №4.

  4. Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы./ В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов. – М.: Дрофа, 2010.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5 – 9 классы./ В.С.Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.

  6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 – 8 классы./ Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой и др. – М.: Дрофа, 2002

  7. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы./ Под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

  8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: АГАР, 2001.

  9. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методический комплекс (инновационная тьютерская модель) – 2-е доп. изд. – Ижевск: ERGO, 2010.

13.11.2019