Реализация воспитательного потенциала урока через работу с содержанием учебного материала
Оценка 4.7

Реализация воспитательного потенциала урока через работу с содержанием учебного материала

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Реализация воспитательного  потенциала урока через работу с  содержанием учебного материала

Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного мирового образования. Важнейшей задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей, соотнесение их с реальными возможностями и развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».

Выпускник школы должен быть готов соответствовать требованиям и запросам общества. Простое усвоение какой-то информации не является всеобщим механизмом личностного развития. Современному ученику надо научиться видеть единство мира и выступать автором собственного видения этого мира. Учитель призван организовать целенаправленное формирование запланированных отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми они сталкивается на уроке. Воспитательные требования к уроку включают:

  • определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке;
  • формирование и постановка реально достижимых воспитательных целей;
  • воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;
  • формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности др.;
  • внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Воспитывать будет весь процесс обучения в целом, если учитель не просто сообщает знания учащимся, а всей своей работой, всей системой занятий учит школьников умению всю жизнь учиться, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя. Задача учителя состоит том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие. Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся. И это относится не только к предметам гуманитарного цикла. Самыми сильными воспитательными моментами на уроках, особенно в старших классах, оказываются те, когда учитель мыслит вслух, ведёт мысль учащихся, ищет вместе с ними правильный ход решения вопроса, что – то отвергает, заменяет по ходу, объясняя почему, задумывается, приглашает как бы посмотреть вперёд, к чему это приведёт. Научить учеников мыслить может сама мысль и время. Поэтому учителю необходимо найти время послушать каждого ученика, дать возможность каждому из них принять участие в поиске, правильно, логично построить ответ, т.е. научить аргументировать ответ, высказать свою точку зрения.

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:

  • воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);
  • воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (например, для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении биологии, чем при изучении литературы; литература более способствует эстетическому воспитанию, чем химия; уроки истории, краеведения, ОБЖ обладают большими возможностями для патриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.);
  • воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.

Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:

  • решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
  • целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
  • использования современных образовательных технологий;
  • организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

Проектирование воспитательной задачи урока

Обязательным требованием к современному уроку является запланированная заранее воспитательная задача, которая формулируется как часть общей цели урока наряду с обучающей и развивающей задачами. Следовательно, воспитательная задача урока должна быть конкретной, понятной детям и самому учителю.

Воспитательные задачи должны предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности:

  • для формирования и развития различных качеств личности;
  • воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации;
  • сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности;
  • формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков.

Формулировка воспитательной задачи в контексте раздела предмета и темы конкретного урока выглядит следующим образом: воспитывать (формировать) отношения (культурные, социальные, нравственные)/ личпостные качества/ ценности/эмоциональный отклик и чувства/ отдельные личностные способности/ потребности/ мотивы/ определенные социальные умения и навыки.

Воспитательные задачи урока должны удовлетворять следующим требованиям:

  • быть сформулирована в несовершенной, продолженной форме («воспитывать», «развивать»);
  • быть конкретной и ясной (не «воспитать гражданственность учащихся», а должны быть названы те компоненты гражданственности, над которыми школьники будут работать на этом уроке, например «воспитывать уважение к защитникам Родины»);
  • основываться на контенте урока;
  • соответствовать логике используемых методов обучения, средств и технологий.

При подведении итогов урока целесообразно назвать школьникам воспитательную задачу урока и проанализировать ход и итог ее выполнения.

Содержание обучения

Содержание обучения – конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания взять из всех богатств, накопленных человечеством. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит: знания об окружающем мире, обществе, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учеников.

Категория содержания образования отображает накопленный предшествующими поколениями социальный опыт, в котором выделяются: известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные человечеством умения выполнения известных способов деятельности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе и т.д.

Исторически сложилось так, что научные знания попадают в содержание школьного обучения в распредмеченном виде, т.е. разделенными на отдельные части – предметы. Учебный предмет – это часть человеческой культуры, выделенная по определенным признакам, чаще всего по принадлежности к определенному классу явлений.

Накопление социального опыта ведет к увеличению количества учебных предметов, поскольку принцип предметности сохраняется. Происходит дифференциация (измельчение) единого и неделимого в своей основе знания, вычленение его частей – предметов. При этом часто случалось, что одни и те же знания, попавшие в разные предметы, получали там различное истолкование.

Система знаний и умений, которая реализуется в содержании школьного образования, должна быть необходимой и достаточной для обеспечения поступательного развития человека и общества. В связи с этим содержание очерчивается так, чтобы создать надежную основу для всестороннего развития учеников, формирования их мышления, познавательных интересов, подготовки к жизни, трудовой деятельности. Оно должно отражать как текущие, так и перспективные потребности.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании отечественного образования прослеживаются два неразрывно связанные между собой аспекта – национальный и общечеловеческий. В первом отражается все, что нужно знать будущему гражданину и патриоту своей страны, во втором – общечеловеческие знания и ценности. Общими основами дальнейшего совершенствования содержания школьного образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Системообразующая роль отводится естественно-математическому и гуманитарному образованию.

Принципы формирования содержания обучения

  1. Гуманизм, требующий ставить в основу содержания приоритет общечеловеческих ценностей.
  2. Последовательность, т.е. планирование содержания по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает
  3. Историзм, требующий отражения в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещения в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.
  4. Систематичность – рассмотрение изучаемых знаний, умений в системе, организация содержания школьного обучения в виде множества входящих друг в друга и в общую человеческую культуру систем.
  5. Связь с жизнью – проверка действенности изучаемых знаний и формируемых умений путем практического применения.
  6. Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым адресовано содержание.
  7. Доступность, требующая выбора адекватного силам и возможностям учеников уровня изложения научных знаний в учебных книгах, введения в оптимальном количестве научных понятий и терминов.

Содержание должно быть подобрано таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно-воспитательную работу с учетом интересов и способностей учащихся. В рамках так называемых родственных дисциплин обращается внимание на взаимосвязь отдельных разделов и тем. В содержание должен быть введен материал, облегчающий профессиональную ориентацию, адаптацию к жизни. Содержание должно нацеливать школьников на самообразование.

Главные направления реформирования содержания обучения

Реформирование содержания школьного образования осуществляется на основе гуманитаризации, гуманизации, экологизации, интеграции, целенаправленного использования достояний мировой и национальной культуры, широкого применения новых информационных технологий.

Гуманитаризация – это общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необходимы всем людям, каждому человеку, независимо от того, чем он занимается. Какие же знания необходимы всем? Среди важнейших называют философию, родной язык, литературу, историю, краеведение.

Гуманизация содержания образования – многомерное направление, составленное из возможностей не только гуманитарных, но и всех других предметов. Необходимо оптимальное соотношение гуманитарных и естественных дисциплин, а также «очеловечение» курсов математических, биологических, технических дисциплин, наполнение их знаниями, роль которых непреходяща в формировании научной картины мира, понимании учащимися взаимосвязи человека с обществом, техникой. Овладение гуманистически направленным содержанием ведет к формированию гуманистического типа личности, отличающейся сориентированным на человека и его жизнь мышлением и поведением. Гуманист понимает смысл жизни человека, рассматривает его не только в качестве производителя благ, но как самодостаточную личность, сохраняющей свою самоценность и самобытность. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит историческому и словесному (литературному и языковому) образованию, нравственному и эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и мир, овладеть навыками самоорганизации и саморегуляции собственного поведения.

Под дифференциацией понимается не выделение новых учебных курсов или предметов, а создание благоприятных условий для обучения учащихся с различными способностями, потребностями и отношением к учебе. Как известно, у каждого человека своя цель получения школьного образования. У школьников различные наклонности, возможности, жизненные планы. Кто-то избирает для себя гуманитарный профиль, кто-то естественно-математический или художественный. Одни учатся в школах с углубленным изучением предметов, другие предпочитают изучать их на начальном уровне. Понятно, что содержание образования нужно сделать дифференцированным, максимально приспособленным для учеников, избравших тог или иной уровень.

Интеграция предусматривающая уплотнение, структурирование, выделение главных, системообразующих знаний, умений, изъятие малоценных, второстепенных, не нужных всем знаний, умений. Это не механическое усечение объема, а высочайшего уровня аналитическая работа, которой нужно заниматься, потому что объемы содержания уже превысили все мыслимые пределы и пока не сокращаются. Новая модель проектирует оптимальный по значимости и необходимости объем содержания. Материала становится меньше, но качество его за счет структурирования повышается.

Интеграция сопровождается процессами реорганизации знания, целью ее становится объединение областей знаний, их унификация, уплотнение, свертывание информации. Интеграция может быть:

  • внутрипредметной, предполагающей упорядочение содержания отдельного учебного предмета вокруг основного сущностного ядра;
  • межпредметной, осуществляемой на основе общих принципов родственных учебных предметов.

Красной нитью через все предметные области школьного образования проходит идея экологизации. Человечество оказалось на грани глобальной экологической катастрофы, и если этой идее не подчинить овладение всем содержанием школьного образования, если не усваивать человеческую культуру в контексте гармонического сосуществования человека и природы, то все знания, умения могут оказаться ненужными. Это настолько важно и значимо сегодня, что во многих странах мира экологизация образования становится ведущим принципом построения нового содержания. С учетом мирового и отечественного опыта, в современном естественно-математическом образовании реализуются следующие принципы и подходы:

Целенаправленное использование достояний национальной и мировой культуры предполагает формирование содержания таким образом, чтобы цели обучения сливались с целями воспитания в одно общее направление – формирование человека и гражданина. Закладывая содержание, следует видеть за ним главное – какого человека и для какой жизни мы хотим подготовить в школе.

Применение новых информационных технологий имеет целью расширить объем знаний, которые изучаются школьниками за счет более совершенных способов их структурирования, организации и представления, и одновременно упростить их восприятие, понимание и усвоение за счет новых способов преподнесения, где превалируют динамические наглядно-образные модели, обеспечивается интерактивная познавательная деятельность.

Воспитывающее содержание учебных предметов

Русский язык. Основная воспитательная направленность этих уроков состоит в воспитании ценностного отношения к русскому языку, его эстетической выразительности, нравственной наполненности. Помимо этого содержание упражнений, заданий и учебных текстов по этому предмету дает следующие возможности для воспитания школьников:

  • обогащение детских представлений об отношениях людей;
  • ознакомление с нормами и правилами жизни в обществе;
  • ознакомление с формами выражения эмоций, чувств;
  • расширение представлений учащихся об окружающем мире;
  • экологическое воспитание.

Литературное чтение. Русская литература. Содержание текстов для чтения создают основу для обсуждения и решения на уроках нравственных поступков людей, их оценки, рефлексии; помогают школьникам понять содержание нравственных понятий. Большинство текстов учебных книг актуализируют посредством привлекательной художественной формы, эмоциональности такие понятия, как справедливость, честность, дружба, верность, гуманность, патриотизм, добро и зло. Яркие характеры персонажей демонстрируют проявления данных отношений и качеств в различных ситуациях. Разбор литературных произведений, организуемый учителем на уроке, помогает школьникам разобраться в мотивах поступков героев.

Уроки литературы способствуют воспитанию умений вести диалог в различных коммуникативных ситуациях; соблюдать правила речевого этикета; умений ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; самостоятельно делать выводы; соотносить поступки героев с нравственными нормами

Иностранный язык. Содержание учебного материала должно быть направлено на воспитание уважения к многонациональному, поликультурному, полилингвальному и поликонфессиональному составу общества; более глубокое осознание особенностей культуры своего народа; воспитание гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Общественно-научные предметы. Содержание учебного материала предметов общественно-научной направленности имеет самый большой воспитательный потенциал среди всех предметов школьной программы, поскольку представлено областями Человек и Природа, Человек и Общество, История, Экономика и др., имеющими социально активный характер. Изучение предметов способствует формированию основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, чувства гордости за свою Родину; гуманистических и демократических ценностных ориентаций; гражданской идентичности; эмоционально окрашенного отношения к природе и культуре; понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; понимания необходимости экологического поведения в школе, быту и природной среде; умения оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах; чувства исторической перспективы; представления о богатстве внутреннего мира человека; представления о значении созидательной деятельности человека

Математика и информатика, естественнонаучные предметы. Воспитательные задачи уроков этой предметной области опираются на содержащиеся в условиях заданий и задач факты, информацию о процессах окружающей жизни. Упражнения, задачи и задания способствуют формированию критического и логического мышления; навыков оценки, структурирования информации и выделения главного; умений доводить начатую работу до конца; стремления выбирать рациональный путь решения задачи, выполнения задания; умений руководствоваться правилами при выполнении заданий, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание необходимости применения достижений современной науки и технологий для рационального природопользования, формирование основ экологической грамотности.

Предметная область «Искусство» должно обеспечить развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению; умение организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; умение оказывать помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий.

Технология. Содержание предмета обеспечивает получение первоначального опыта трудового самовоспитания; формирование качеств и отношений: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда; понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире, уважение к ним и др.

Воспитывающий потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, что является важнейшим условием реализации воспитательного потенциаласовременного урока.

Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:

  • поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;
  • репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;
  • творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;
  • методы обучения на основе заданий по выбору обучающихся позволяют обучающемуся уточнить сферу своих интересов и ценности, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;
  • метод проектов развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;
  • методы обучения в парах, малых группах воспитывают у школьника, прежде всего, коммуникативные УУД – социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
  • методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения школьника: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии. Формируют регулятивные УУД.

Для учителя важно умение проанализировать процесс воспитания на уроке.
Примерный план анализа может быть таким:

  • использование воспитательных возможностей организации урока;
  • воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся);
  • воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины);
  • формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места);
  • воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение);
  • формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися);
  • воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).

Необходимо также учить детей ценить и продуктивно использовать время. Самому учителю надо показать пример рационального использования времени урока:

  • четко указывать время выполнения каждого этапа работы;
  • подбирать оптимальное содержание учебного материала и формулировать задания и вопросы в доступной для учащихся форме.

Поэтому грамотный учитель будет стремиться научить учащихся учебно-познавательной деятельности. Выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебных заданий означает рациональную организацию учебной деятельности. Опытные учителя свидетельствуют, что при обучении приемам учебной деятельности учащиеся обнаруживают не только более высокий уровень усвоения предмета, но и более высокий уровень мышления и умения учиться. В процессе обучения у части учащихся стихийно формируются некоторые способы организации своей учебной деятельности, отдельные частные приемы решения задач, написания сочинений и т.д. Необходимо кроме частных приемов учебной деятельности обучать их приемам сравнения, обобщения, конкретизации, определения понятий, работы с учебником, ведения тетрадей, составления конспекта, подготовки домашнего задания, подготовки к контрольной работе и др.

Приёмы организации учебной деятельности при работе с учебным содержанием

Обозначим некоторые общие приемы учебно-познавательной деятельности.

Общий прием организации внимания: учащимся необходимо внутренне настроиться на предстоящую работу (определить ее цель), внешне сосредоточиться на предстоящей работе - сесть ровно за свое рабочее место, смотреть на преподавателя или того, с кем они работают, использовать все виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), заставить себя быть внимательным, не позволять себе отвлекаться от начатой работы, использовать при чтении материала приемы сохранения внимания (составления плана, постановку вопросов, пересказ прочитанного и т.д.), стараться понять то, что слушают, наблюдают, читают, использовать приемы понимания, стараться поддержать в себе интерес к работе.

Общий прием организации восприятия зрительной и слуховой информации: определить (или принять данную) цель восприятия, выделить объект наблюдения (слушания) и организовать удобные для себя условия восприятия информации, определить наиболее целесообразные для данного случая способы фиксирования (описание, конспектирование, зарисовка, запись в таблицу, специальные чертежи, графики, символика, фотографии и т.д.), получить и зафиксировать информацию выбранным способом, проанализировать и обобщить полученную информацию.

Общий прием организации памяти: осознать, для чего нужно запомнить изучаемый материал, определить, что нужно запомнить надолго, а что нет, и сделать себе соответствующую установку, предварительно понять и осмыслить материал, а не запоминать механически, использовать приемы, способствующие запоминанию: выделение в материале главного, сравнение с ранее изученным, расположение запоминаемого в логической последовательности, составление плана, таблицы или схемы, пересказ, конкретизация, применение, мнемонические и игровые приемы, сочетать различные виды памяти (образную, логическую, смысловую, зрительную, слуховую, двигательную, закреплять в памяти материал как можно скорее, пересказывать и повторять трудные места, заучивать большой объем информации на сразу, а с перерывами.

Для учащихся важны и приемы осуществления логических операций (операционное мышление).С помощью мыслительных операций осуществляется понимание, осмысление, обобщение, систематизация изучаемого материала и способов деятельности, перенос усвоенного в новые ситуации, построение целостной системы знаний.

К основным мыслительным операциям относятся:

  • Анализ: дает возможность проверить, можно ли использовать какой-нибудь прием сравнения. Если невозможно, то расчленить изучаемый объект на составные элементы (признаки, свойства, отношения, частные случаи). Затем исследовать (изучить) отдельно каждый элемент, если нужно, включить изучаемый объект в связи и отношения с другими, составить план исследования (изучения) объекта в целом.
  • Сравнение: используя наблюдение и анализ, выделить свойства данных объектов или их частей, провести смысловой анализ объектов (можно ли их сравнивать), установить различные и несущественные свойства объектов (отличительные признаки). А так же сформулировать основание для сравнения (заданное или найденное среди существующих признаков объектов), сопоставить объекты (или их части) по этому основанию, установить зависимость между ними, сформулировать вывод сравнения.
  • Синтез: объединяет свойства, полученные при анализе (сравнении) в единое целое.
  • Обобщение: позволяет зафиксировать первое впечатление об объектах, подлежащих обобщению, на основе анализа и сравнения сформулировать общие и существенные свойства данных объектов. Можно объединить объекты с общими существенными свойствами в одно множество, дать название (термин, символ) полученному множеству. С помощью обобщения можно сформулировать суждение - характерное свойство полученного нового множества объектов (или определение нового понятия).
  • Абстрагирование: дает возможность разделить существенные и несущественные свойства данных объектов, выделить их общие и различные свойства, определить существенные и общие свойства. В другом случае, отбросить несущественные и различные свойства, сформулировать полученное суждение об объектах с полученными свойствами.
  • Конкретизация: позволяет привести пример, иллюстрирующий абстрактное понятие (суждение, свойство), устно, с помощью схемы, рисунка, чертежа, модели и т.д.
  • Классификация: изучает данные объекты, устанавливает их существенные признаки, сформулирует на основе анализа и сравнения общие и различные свойства (признаки) изучаемых объектов. А также позволяет выбрать основание классификации – признак, по которому она будет проводиться, разделить по этому признаку все множество объектов на непересекающиеся классы так, чтобы каждый объект попал в один и только один класс.
  • Систематизация: выделенные (на основании классификации) классы объединяет в группы по сходству их характерных признаков, установить связи между классами, изобразить полученную систему в виде таблицы, схемы и т.д.
  • Специализация: выделяет в классе объектов (понятий, свойств) подкласс по какому-нибудь признаку (вид), сформулирует характеристическое свойство его объектов.

К приемам развития логического (формального) мышления относятся:приемы работы с понятиями: образование понятий, определение понятия. Теоретическое мышление реализуется путем образования понятий и оперирования ими, формулировка суждений о понятиях и умозаключений об их свойствах. Теоретическое мышление - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках. Поэтому существует определение понятия через указание ближайшего рода или видовых отличий, генетическое определение понятия, определение понятия через абстракцию, определение понятия через аксиомы, конструктивное определение понятия, индуктивное определение понятия, выделение следствий из определения понятия, построение равносильного определения, доказательство равносильности различных определений понятия, использование определения понятия.

Современный выпускник школы должен обладать развитой устной и письменной речью. Для развития речи также существуют общие приемы:

  • формулировать предложения по данному образцу (правилу, приему схеме);
  • составлять вопросы к тексту, для беседы, для интервью, для работы в паре или группе, по домашнему заданию, к выступлению или ответу товарищей и т.д.);
  • писать самодиктанты, конспектировать и пересказывать тексты, реферировать и аннотировать тексты (учебника, дополнительной литературы),
  • готовить краткие сообщения по дополнительной литературе и выступать с ними, рецензировать тексты и выступления товарищей.

Устная речь развивается при устных ответах выступлениях.

Правила устного выступления:

  • излагать выступления по плану, выделяя его смысловые части;
  • соблюдать грамматические правила, шире использовать свой словарный запас (полезно чаще пользоваться толковым словарем);
  • стараться усилить эмоциональность выступления и говорить выразительно (с правильной интонацией);
  • следить за своей дикцией, совершенствовать е, следить за тем, как вас слушают и воспринимают;
  • устанавливать контакт со слушателями и обратную связь.

Рецензирование (самоанализ) ответа на уроке (последовательно ответь на вопросы):

  • Излагался ли материал последовательно, по плану?
  • Был ли ответ достаточно полным, аргументированным?
  • Сделаны ли обобщающие выводы?
  • Какие допущены ошибки?
  • Бала ли грамотной и выразительной речь.

Систематическое применение этих приемов дает положительный результат, если использовать их и в классе, и при выполнении домашнего задания. Если содержание учебного материала для работы в классе и дома будет подобрано с учетом развития памяти, внимания, воображения, речи, то автоматически осуществляется индивидуальный подход к ученику с учетом его потребностей и возможностей. Содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Поэтому реализация потенциала урока, направленного на воспитание и социализацию учащихся, развитие личности и умений учиться сделает урок результативным и современным.

Список литературы:

  1. Булатова, О. С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  2. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.
  3. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2005.
  4. Уклад школы будущего. Ред.-составитель Н.Б. Крылова. Москва, НИИ школьных технологий, 2007.
  5. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока. — М., 2000.
13.11.2019