Управляемая самостоятельная работа старшеклассников
Оценка 4.7

Управляемая самостоятельная работа старшеклассников

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Управляемая самостоятельная работа старшеклассников

Под управляемой самостоятельной работой обучающихся следует понимать всё то, что ученик должен выполнить, проработать, изучить по заданию под руководством и под контролем учителя.

Управляемая самостоятельная работа – это вид деятельности, выполняя которую ученик следует указаниям учителя, приобретает знания, умения и навыки.

В этой связи особое место отводиться методике организации управляемой работы обучающихся.

Первый этап управляемой самостоятельной работы: определение цели предстоящей деятельности; прогнозирование результатов.

Второй этап: планирование работы; мотивация обучающихся к выполнению заданий.

Третий этап: отбор источников информации и ознакомление с ними обучающихся.

Четвертый и последующий этапы: консультирование обучающихся педагогом по возникающим вопросам; промежуточный контроль выполненной работы и т.п.

Для того, чтобы управляемая самостоятельная работа была эффективной, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  1. обеспечение оптимального сочетания объёма самостоятельной работы обучающихся с объемом работы, выполняемой совместно с учителем;
  2. обеспечение возможности обучающемуся получать консультацию учителя по всем, вызывающим сложности, вопросам;
  3. обеспечение обучающимся доступа к необходимым для работы источникам информации, техническим средствам обучения;
  4. обеспечение контроля за ходом выполнения работы на промежуточных этапах и, в случае необходимости, корректировка результатов;
  5. использование бонусов, поощряющих обучающихся качественно и в срок выполнить задание.

Рассмотрим некоторые виды управляемой самостоятельной работы, которые наиболее часто используются педагогами.

Метод проектов как вид управляемой самостоятельной работы

Под проектом принято понимать способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, который направлен на получение результата, представленного в определенной форме (текстовая, материальная и т.д.).

Метод проектов – это технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся выполняют определенный комплекс действий по решению значимой для них проблемы либо осуществляют деятельность, которая направлена на создание материальной/духовной ценности, обладающей объективной либо субъективной новизной.

Иными словами, под методом проектов стоит понимать самостоятельную деятельность обучающихся, которая осуществляется ими под руководством педагога и направлена на получение определенного результата или решение поставленной проблемы. Результатом работы над проектом может быть получение идеального продукта (выводы, умозаключения или сформированные знания, сделанные на основе изучения информации) либо материального продукта, например, алгоритма, схемы и т.д.

Таким образом, метод проектов представляет собой совокупность учебно-познавательных приемов, применение которых позволяет решить проблему посредством самостоятельных действий обучающихся и последующим представлением полученных результатов.

Применение метода проектов в системе образования позволяет:

  • научить обучающихся размышлять при опоре на знание фактов, различных закономерностей науки, а также формулировать обоснованные выводы;
  • научить обучающихся самостоятельно и критически мыслить, работать с информацией;
  • формировать у обучающихся умения принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • обучить обучающихся работе в команде и выполнению различных социальных ролей.

Основной целью проектной деятельности обучающихся является самостоятельное приобретение знаний при решении ими практических задач или проблем, которые предполагают интеграции знаний из разнообразных предметных областей.

В качестве базового принципа проектного обучения называется установление непосредственной связи учебного материала с практическим опытом учеников в их творческой и познавательной совместной деятельности.

Применение проектной деятельности позволяет:

  • повысить уровень мотивации к обучению;
  • максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности;
  • изменить позицию ученика в рамках образовательного процесса на максимально субъектную;
  • индивидуализировать учебный процесс и одновременного повысить его интенсивность;
  • создавать оптимальные условия для формирования у обучающихся общих компетенций.

Метод проектного обучения отлично сочетается с личностно-ориентированным подходом, так как он предполагает:

  • использование различных форм общения (обмен мнениями, оценками, мыслями);
  • создание возможностей для самопроявления учеников и их привлечение к самостоятельному поиску информации;
  • применение субъективного опыта каждого обучающегося.

Метод проектного обучения поддерживается следующими принципами, которые свойственны личностно-ориентированному подходу:

  • принцип кооперации. Предполагает широкое взаимодействие педагога и обучающихся в рамках работы над проектом;
  • принцип детоцентризма. Заключается в том, что в центре творческой деятельности находится обучающийся, который проявляет свою активность;
  • принцип учета индивидуальности каждого ученика. Это означает, что учитываются интересы каждого обучающегося, его уровень обученности и темп работы;
  • принцип опоры на субъектный опыт обучающихся, то есть при работе над проектом ученик опирается, в первую очередь, на имеющиеся у него знания и опыт;
  • принцип свободного выбора тем проектов и подтем. Также обучающийся может самостоятельно выбирать себе партнеров при разработке проекта, осуществлять поиск источников информации и использовать различные формы представления результатов;
  • принцип трудной цели. Состоит в том, что только достижение трудной цели является мобилизующим фактором для большинства обучающихся;
  • принцип связи исследования с реальной жизнью, то есть соединение полученных знаний и практических действий.

К проектам предъявляются определенные требования:

  • работа всегда должна быть направлена на разрешение определенной проблемы (информационной, исследовательской, практической);
  • планирование действий, которые должны позволить решить учебную проблему;
  • организация поиска информации с ее дальнейшей обработкой, анализом и систематизацией;
  • результатом работы над проектом должен стать продукт, к получению которого причастны все участники проектной группы;
  • проведение презентации и защиты готового проекта;
  • разработка проектной папки, в которую помещаются все рабочие материалы, включая черновики, отчеты и другая информация;
  • осуществление рефлексии на различных этапах реализации проекта, так и по его итогам.

Основными критериями оценивания проектов являются:

  • постановка цели, а также обоснование проблемы проекта;
  • разработка путей разрешения проблемы;
  • глубина раскрытия темы проекта;
  • количество и разнообразие источников информации, а также целесообразность их использования;
  • наличие личной заинтересованности автора и творческий подход к выполнению работы;
  • соответствие подобранных способов работы цели и содержанию проекта;
  • осуществление анализа хода работы, подготовка выводов и представление дальнейших вариантов развития проекта;
  • оформление письменной части в соответствии с установленными требованиями;
  • качество проектного продукта и проведения его презентации.

Оценка проекта осуществляется по следующим критериям:

  • актуальность и значимость темы проекта;
  • оригинальность используемых решений;
  • глубина исследования проблемы, а также полнота раскрытия темы проекта;
  • качество подготовленного проекта;
  • уровень самостоятельности работы над проектом.

Также существуют критерии для оценки выполнения защиты проекта:

  • раскрытие содержания проекта в презентации;
  • уровень артистизма и выразительности выступления автора;
  • применение технических средств и средств наглядности;
  • качество ответов на вопросы.

Классификация проектов

Для классификации проектов используются критерии, представленные в таблице:

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности обучающегося

Формируемая компетентность

Игровой или ролевой

Представление аудитории опыта участия в решении проблемы

Мероприятие (состязание, викторина, игра, экскурсия и др.)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Творческий

Привлечение интереса слушателей к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, которая связана с получением обратной связи от аудитории

Коммуникативная

Исследовательский

Доказательство или опровержение поставленной гипотезы

Результат исследования, который оформляется по установленному образцу

Деятельность, которая связана с экспериментированием и мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации об объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний разных авторов по исследуемому вопросу

Деятельность, которая связана со сбором, проверкой, определением важности различных источников информации;
общение с людьми, как источниками информации

Информационная

Практико-ориентированный

Решение практических задач проекта

Учебные пособия, макеты, модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Типология проектов выстраивается на различных основаниях:

  • По предметно-содержательной области выделяют:
  • междисциплинарные проекты. Особенность заключается в том, что содержание проектов характеризуется интеграций знаний из различных научных дисциплин;
  • монопроекты. Проведение осуществляется в рамках одной дисциплины либо конкретной области знаний. В то же время допускается применение информации из других областей знания и деятельности.
  • В зависимости от доминирующей деятельности выделяют:
  • творческие проекты. Их особенность – предоставление авторам максимальной свободы и применение нетрадиционных подходов к выполнению и презентации полученных результатов;
  • исследовательские проекты. Они полностью подчиняются строгой логике исследования, а их структура максимально приближены к структуре научного исследования;
  • игровые (ролевые) проекты. В таких проектах изначально определяются роли участников и устанавливаются правила взаимоотношений между ними. При этом структура, форма и итоговые результаты проектов остаются открытыми;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты. В таких работах основное внимание уделяется работе с информацией, что предполагает организацию сбора информации, ее анализ, обобщение и представление определенным способом широкой аудитории;
  • практико-ориентированные либо прикладные проекты. Их цель – решение конкретных проблем, носящих прикладной характер и отражающих интересы авторов проекта;
  • учебные (телекоммуникационные) проекты. Разновидность групповых проектов, которые разрабатываются посредством средств компьютерной телекоммуникации.
  • По количеству привлекаемых участников проекты разделяют на:
  • индивидуальные. Разработка плана осуществляется только с одной позиции, но при этом план отличается точностью и строгой структурой. При работе над таким проектом у обучающегося формируется чувство ответственности, основные навыки и умения (презентационные, оценочные, исследовательские). Еще одно преимущество – обучающийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта;
  • групповые. В рамках реализации таких проектов у обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации. За счет привлечения нескольких человек для разработки проекта появляется возможность его более глубокой проработки. Одновременно возникает феномен группового влияния на личность, однако создаются и условия для проявления творческих черт личности.

За счет групповых проектов обучающиеся обретают уверенность в себе, при этом каждый ученик может продвигаться к итоговому результату в своем темпе;

  • парные. В этом случае в разработке проекта участвует только два человека, которые между собой равномерно распределяют нагрузку и задачи.
  • По характеру контактов выделяют:
  • локальные. Проводятся в одном образовательном учреждении, в одном классе;
  • региональные;
  • межрегиональные;
  • сетевые;
  • международные.
  • По продолжительности:
  • мини-проекты. Для их выполнения обычно требуется одно учебное занятие или даже его часть;
  • краткосрочные проекты. Их продолжительность может составлять 2-6 учебных занятий, во время которых учитель координируют деятельность групп. Основная же работа, которая предполагает сбор информации, разработку самого проекта и его презентации, осуществляется в рамках внеучебной деятельности;
  • недельные проекты. Срок их выполнения – 30-40 часов. Разработка ведется в группах в рамках проектной недели и предполагает сочетание аудиторных форм работы с внеаудиторными (натурные видеосъемки, экскурсии, социальные опросы, диагностика изучаемых);
  • среднесрочные проекты. Их продолжительность составляет от 7 до 30 дней;
  • долгосрочные проекты. Для их выполнения требуется от нескольких месяцев до года, а некоторые проекты могут длиться и свыше года. Разработка может вестись в группах и индивидуально.

Преимущества и недостатки групповых и индивидуальных проектов

Основные преимущества групповых проектов:

  • формирование навыков сотрудничества, умений проявлять гибкость и адекватного восприятия других точек зрения;
  • развитие навыка поиска компромиссов ради достижения общей цели;
  • возможность более глубокого и разностороннего выполнения проекта;
  • возможность распределения обязанностей между участниками проекта, благодаря чему каждый член команды может проявить свои сильные стороны;
  • при работе в группе создается более комфортная и безопасная психологическая атмосфера, что помогает достижению результата;
  • создаются условия для обмена опытом и мнением между участниками проекта;
  • возможность выбора стратегии реализации проекта, так как каждый участник группы может предложить свой подход;
  • обеспечение сплоченности группы.

Однако имеются и определенные недостатки групповых проектов:

  • отдельные ученики отказываются проявлять активность;
  • отсутствие возможности получения всестороннего опыта работы на всех этапах реализации проекта;
  • распределение ответственности за результат;
  • наличие сложностей при организации и координации работы;
  • сложность оценки вклада каждого участника группы в итоговый результат.

Преимуществами индивидуальных проектов считаются:

  • приобретение автором полноценного и разностороннего опыта проектной деятельности, так как он самостоятельно проходит каждый его этап;
  • обеспечение развития личной инициативы, активности и ответственности за итоговый результат;
  • возможность выбора темы проекты в соответствии с личными интересами автора;
  • эффективность работы и ее результат зависят исключительно от работы одного человека – автора проекта;
  • итоговая оценка максимально полно отражает качество проведенной работы.

Недостатками индивидуальных проектов являются:

  • отсутствие опыта группового сотрудничества;
  • отсутствие возможности обмена опытом с другими участниками и, как результат, для выполнения проекта обычно рассматривается только одна стратегия;
  • увеличение времени выполнения проекта, так как автор все мероприятия проделывает самостоятельно.

Этапы работы над проектом

Выделяют следующие этапы реализации проекта:

  • Подготовка, в рамках которой определяется тема и цели проекта.
  • Планирование. В ходе этого этапа осуществляются следующие мероприятия:
  • поиск источников информации;
  • определение способов сбора и анализа информации, включая варианты представления готовых результатов;
  • установление критериев оценки результата, а также процесса разработки проекта;
  • распределение заданий и обязанностей между участниками группы.
  • Исследование. На этом этапе проводится сбор информации и решение различных промежуточных задач (опросы, интервью, проведение различных наблюдение и экспериментов).
  • Анализ и обобщение. Здесь проводится анализ информации, оформляются результаты и формулируются выводы.
  • Представление проекта, которое может проходить в письменной либо устной форме.
  • Подведение итогов.

Н.П. Несговорова выделяет также фазы выполнения проекта:

  • идея;
  • планирование проекта;
  • реализация;
  • оценка результатов, включая проведение регулярной самооценки, контроля и мониторинга;
  • подведение/презентация итогов проекта.

Н.П. Несговорова также предлагает следующий вариант организации работы над проектом:

  • На первом этапе осуществляется поиск или формулирование проблемы, которую предстоит решить. На данном этапе основной задачей является необходимость осознания проблемы и создание мотивации для ее разрешения.
  • Формирование творческих групп для реализации проекта.
  • Планирование работы, что предполагает:
  • определение источников информации;
  • выбор способов сбора и анализа информации;
  • определение способов представления итоговых результатов;
  • установление критериев оценки итогового продукта;
  • распределение обязанностей между участниками творческой группы.
  • Анализ информации, который предполагает совместное обсуждение всеми участниками группы полученных исходных материалов и стратегии выполнения проекта.
  • Оформление и представление готового проекта.
  • Выполнение анализа и оценки результатов работы над проектом, что включает в себя:
  • групповую рефлексию участников проекта, в том числе самоанализ процесса и результатов собственной деятельности;
  • проведение анализа и оценки качества проекта другими учениками и учителем.

Существует также более подробная разбивка реализации проекта на отдельные этапы:

  • Предпроектный этап. В его рамках проводится работа по продумыванию проблем и различных ситуаций, в которых они могут существовать. Эта работа проводится для выявления и формулирования главной проблемы и установления проблемных связей.

В ходе предпроектного этапа проводится:

  • диагностика реальной ситуации, которая предполагает:
  • формулирование проблемы исследования по результатам анализа имеющихся данных;
  • определение актуальности проблемы, что достигается за счет выявления противоречий и построения грамотной аргументации для принятия окончательного решения в пользу реализации проекта;
  • проведение анализа степени изученности проблемы, включая выявление т.н. «болевых точек» в развитии проблемы;
  • выявление основной идеи проекта;
  • определение основных направлений научного поиска и границ проблемного поля;
  • определение проектных ограничений, в том числе финансовых, временных, целевых, ресурсных;
  • определение практической значимости планируемых результатов проекта.
  • проблематизация. Под ней понимается целевое и ценностное самоопределение в проблемном поле проекта:
  • формулирование темы проекта, ее смысла с составлением прогноза путей развития проекта с опорой на свой личный опыт;
  • определение проблемного поля. Позволяет получить первоначальное общее представление о границах, масштабе, характере, объеме и потенциальной структуре будущей проектной деятельности;
  • подбор способов поиска нужных источников информации;
  • определение цели разработки проекта;
  • разработка дерева целей исследовательской деятельности, что позволяет определить последовательность действий в проблемном поле;
  • определение объекта и предмета исследования.
  • концептуализация – это определенный способ понимания и интерпретации какого-либо явления, процесса, предмета, основная точка зрения, которая является руководством для формирования замысла проекта. В процессе концептуализации проекта выполняются следующие действия:
  • осуществление разработки стратегии и основных принципов проектирования;
  • составление предположений об ожидаемых результатах проекта и способах их достижений;
  • определение цели проекта с описанием конечного продукта;
  • проведение категориального анализа для определения четких теоретических представлений о категориях, понятиях и определениях, которые планируется использовать в проекте;
  • определение основных направлений работы и задач, которые надо решить в рамках исследовательской деятельности;
  • изучение различных источников методологических знаний и определение совокупности теоретических положений, которые используются для формирования замысла проекта;
  • определение формы, в которой будет представлен конечный продукт проектной деятельности;
  • выбор параметров оценки успешности проектной деятельности.
  • определение формата проекта. Под форматом проекта понимается способ ограничения активности участников проекта посредством определения границ и масштаба проекта. Выбор формата проекта предполагает:
  • установление сроков, в которые должен быть завершен проект;
  • выделение пространства проектирования, которое может быть внутренним, внешним, межличностным;
  • определение круга участников проекта.
  • Этап создания проекта. Он является основным этапом, который предполагает:
  • выбор средств и способов достижения цели проекта;
  • поиск информации, которая способна подтвердить или опровергнуть гипотезу;
  • определение возможных сложностей;
  • разбивка всей работы на определенные подэтапы;
  • определение содержания каждого подэтапа;
  • определение возможности выполнения проекта в установленные сроки;
  • подбор способов решения проблем;
  • конструирование возможного результата проекта;
  • составление плана реализации проекта;
  • определение дат промежуточной отчетности;
  • выбор способа сбора и обработки необходимой информации;
  • выбор варианта оформления полученных результатов;
  • представление готового проекта;
  • определение критериев оценки качества выполненного проекта;
  • выбор методов и форм управления и контроля со стороны педагога.
  • Реализация проекта. Предполагает осуществление следующих действий:
  • апробация проекта в реальной практике;
  • проведение сбора, анализа и обобщения данных из различных источников;
  • промежуточные обсуждения полученных результатов;
  • выполнение контроля и коррекции промежуточных результатов с их соотнесением с основной целью проекта;
  • подготовка выводов по итогам исследовательской работы;
  • подготовка материалов для презентации.

Завершающий момент данного этапа – оценка реально полученного результата с учетом поставленной цели, то есть проводится профессионально-аналитическая рефлексия исследовательского типа.

  • Заключительный этап, который включает в себя завершение работы над проектом, его защиту и оценку.

В рамках этапа осуществляются следующие мероприятия:

  • обоснование выбранной темы проекта;
  • анализ достигнутых целей;
  • подготовка проекта к его публичному представлению;
  • проведение экспертизы проекта педагогом, рецензентом;
  • презентация проекта;
  • рефлексия, которая включает в себя обсуждение процесса создания проекта, его итоги и личностные достижения обучающегося.

Для того чтобы организовать проектную деятельность, требуется соблюдение ряда методических правил:

  • определение темы проекта и его содержания;
  • выбор объекта исследования, составление гипотезы и формулирование цели, задач и предполагаемого результата;
  • выявление практической значимости проекта;
  • выбор методов исследования, для чего проводится изучение специальной литературы, осуществляется поиск информации через интернет, используется метод анкетирования и опросов;
  • разбивка проекта на отдельные этапы и обозначение результатов каждого этапа;
  • выявление социальных партнеров, которые могут быть привлечены к совместной деятельности;
  • формирование творческих групп с определением объема предстоящих работ;
  • проработка формы презентации проектной деятельности;
  • проведение анализа выполненных мероприятий.

В соответствии с работами Н.П. Несговоровой конструкция образовательного проекта включает в себя:

  • определение проблемы;
  • четкое составление цели и обеспечение ее понимания;
  • постановку задач;
  • выявление целевых групп, а также временных рамок выполнения проекта;
  • выдвижение гипотезы (для исследовательских проектов) и определение предполагаемого результата;
  • разработка направлений и этапов предстоящей деятельности.

При организации проектной деятельности требуется соблюдать определенные правила:

  • каждый член в команде обладает равными правами, то есть каждый может быть лидером и при этом каждый участник должен уметь подчиняться мнению большинства;
  • команды, которые работают над созданием проекта, не выступают в роли соперников;
  • ответственность за итоговый результат распределяется между всеми членами группы;
  • каждый участник команды вносит свой посильный вклад в итоговый результат.

Для того чтобы проект был успешно реализован, обучающимся необходимо:

  • использовать различные источники информации;
  • уметь работать в команде;
  • четко формулировать цели проекта в виде проблемы, а также выдвигать гипотезы для ее разрешения;
  • уметь анализировать, систематизировать и корректировать собранную информацию;
  • четко прорабатывать структуру презентации и уметь обобщать итоговые результаты с помощью невербальных и вербальных средств;
  • активно использовать собственные языковые возможности с опорой на активную лексику и грамматику в целях точного донесения смыла проекта до аудитории.

Реферат как вид управляемой самостоятельной работы

Организация работы старшеклассников по написанию реферата, ставит перед собой такие цели как:

  • углубленное изучение темы, предполагающее практическое освоение материала и творческий подход к использованию теоретических основ изучаемого предмета;
  • систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков и применение их при решении конкретных задач;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы и овладения методикой исследования и экспериментирования; и т.д.

Понятие реферат (лат. Refero – докладываю, сообщаю) – это краткое изложение содержания книги, научной работы, итогов изучения научной проблемы, осуществляемое в письменном виде либо в форме публичного выступления. Также под рефератом понимается доклад на конкретную тему, который состоит из обзора соответствующих литературных и иных источников.

Реферат выступает в качестве «аналитического обзора, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы».

Рефератом считается форма самостоятельной письменной работы обучающегося, которая касается только одной, довольно узкой, темы и отражает основные общепринятые точки зрения по рассматриваемому вопросу.

Выполнение такого вида задания формирует первичные навыки самостоятельного научного творчества, знакомит ученика с правилами поиска научной информации и отбора необходимого материала, порядком подготовки и написания научной работы, способствует повышению его теоретической подготовки и лучшему усвоению учебного материала.

Основные требования к реферату:

  • информативность в сочетании с полнотой изложения;
  • объективность, т.е. все положения первичного текста подаются в неискаженном фиксированном виде;
  • корректность в оценке материала.

Виды рефератов в зависимости от целей его предоставления:

  • индикативный или реферат-резюме. В нем осуществляется максимально краткое изложение выводов, результатов проведенной работы, а все второстепенные темы опущены;
  • информативный или реферат-конспект. Монографический реферат пишется по одному источнику, а обзорный – по двум и более источникам. Представляет в обобщенном виде все основные положения первичного документа.

Для индикативного реферата свойственна схожесть с аннотацией благодаря краткости и лаконичности изложения. Его задачей является необходимость определения, насколько целесообразным будет обращаться к источнику. Цель аннотации – официальное сообщение о новом издании, для которого характерен обычно рекламный характер. В отличие от аннотации, в реферате-резюме предоставляется обобщенная информация об основных положениях исходного текста, что позволяет изложить проблемные данные текста-источника и дать представление об изложенных в нем фактах, выводах и результатах.

Для информативного реферата свойственно развернутое изложение основного содержания исходного текста с предоставлением иллюстративного материала, аргументацией, сведений и методике исследования. Он должен быть составлен так, чтобы содержащейся в нем информации было достаточно для того, чтобы не возникла необходимость возвращения к первоисточнику. В нем представлены в обобщенном виде основные положения источника вместе со сведениями о методике исследования, применения оборудования и сфере использования. Чаще всего в обучении используется информативный реферат.

Виды рефератов по количеству источников:

  • монографические. Использован только один источник;
  • обзорные. Использовано более двух источников.

Критерии оценки реферата:

  • глубина проработки и логика изложения материала;
  • актуальность темы исследования;
  • соответствие оформления работы установленным стандартам;
  • соответствие содержания теме;
  • правильность и полнота использования источников;
  • самостоятельность выполнения работы.

Модель реферата

Модель реферата предполагает наличие следующих разделов:

  1. Вступление. Типовое вступление выполняет такие задачи, как:
  • предоставление исходных данных, в том числе названия текста, места и даты публикации;
  • сообщение сведений об авторе (фамилия, класс);
  • выявление смысла названия работы, чему она посвящена (тема).
  1. Перечисление основных вопросов, положений и проблем, которым посвящен реферат.
  2. Анализ наиболее важных вопросов из тех, что были перечислены выше.

Типовой анализ выполняет такие задачи, как:

  • обоснование важности выбранных вопросов (почему автор реферата считает данные вопросы самыми важными и интересными);
  • краткая передача того, что говорит автор по этим вопросам. Не следует использовать примеры, иллюстрации и цифры, так как здесь необходимо отметить только их наличие;
  • выражение своего мнения по поводу суждений автора исходного текста.
  1. Общий вывод о значении темы либо проблемы рассматриваемого вопроса. Тут допускается выход за пределы реферируемого текста для связи разбираемых вопросов с более широкими проблемами.

Методика организации работы обучающихся с рефератом включает следующие этапы:

  • Выбор темы реферата.

Выбор темы реферата осуществляется в соответствии с учебной программой. Тема реферата может выбираться обучающимся самостоятельно, а может быть предложена учителем. На этом этапе формируется осознанное восприятие темы.

  • Подбор литературы и других источников к выбранной теме.

Источники информации могут определяться:

  • учителем (полный набор источников);
  • обучающимся (полный набор источников);
  • учителем и обучающимся.

Методика работы на данном этапе.

Обучающимся даются следующие указания: внимательно рассмотрите, прочитайте и проанализируйте выбранные источники; выберите наиболее важную информацию по избранной теме; рассмотрите, какие точки зрения предложены в источниках, попробуйте их систематизировать; определите источник, в котором выбранная тема описана наиболее полно; выпишите основные положения, которые могут составить содержание вашего реферата.

Итогом работы на данном этапе должна стать систематически изложенная информация, полностью раскрывающая содержание темы.

  • Составление плана реферата.

Принципы построения плана реферата:

  • хронологический. Явление рассматривается в его историческом развитии, т.е. от прошлого к настоящему;
  • проблемный. Изучается несколько явлений или проблем, а также их связи между собой.

Допускается одновременное использование двух подходов для того, чтобы применить проблемно-хронологический принцип раскрытия темы.

  1. Введение. Посвящено обоснованию актуальности выбранной темы. Во введении следует указать, как осуществляется рассмотрение этой темы разными научными школами либо отдельными исследователями. Во введении содержится краткая характеристика научной литературы с последующей постановкой цели и содержания поставленных в реферате задач. Введение занимает две-три страницы.
  2. Основная часть. Состоит обычно из двух-трех глав с подразделами и параграфами. Разбивка на главы и подразделы граф осуществляется с учетом задач и цели, которая была поставлена в реферате. Обязательным условием является соответствие основной части реферата теме работы с ее полным раскрытием.
  3. Заключение. Представлено логически стройным изложением полученных итогов исследования. Итоги соотносятся с общей целью и конкретными задачами, которые были сформулированы и поставлены во введении. В заключении обычно присутствует обобщенная итоговая оценка проделанной работы. Оптимальный объем заключения – две-три страницы.
  4. Приложения (при их наличии). К ним относятся различные вспомогательные и дополнительные материалы.
  5. Библиографический список. Речь идет о совокупности библиографических сведений о цитируемом, упоминаемом либо рассматриваемом в тексте-документе, которых вполне хватает для его общей характеристики.
  6. Список литературы рекомендуется составлять по разделам:
  • Составление собственного логически связанного текста, с элементами анализа и критической оценки позиций авторов.

При этом возможна аргументация позиции автора реферата, тех или иных точек зрения.

  • Чтение написанного текста реферата.

Необходимо проанализировать текст с точки зрения соответствия смысла получившегося текста текстам-источникам. На этом этапе нужно исключить искажение информации, перегруженность наукоемкими понятиями, тезисами. Текст должен быть читабельным, понятным, соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Аргументация собственного мнения автора реферата, должна быть четко сформулирована, основываться на конкретных примерах.

  • Редактирование написанного текста.

Структура реферата:

  • титульный лист;
  • оглавление реферата с указанием номеров начальных страниц каждого раздела;
  • введение – (1,5–2 стр.);
  • основная часть – один, два или три параграфа – (12–15 стр.);
  • заключение – (1–2 стр.);
  • список литературы (примерно 8–10 наименований);
  • приложения (необязательная часть): таблицы, схемы, графики, фотографии и т. д.
  • Подготовка к публичной защите реферата.

Для этого необходимо подготовить выступление на 5–7 минут в течение которых обучающийся раскрывает тему реферата, аргументирует свою точку зрения, показывает важность и перспективу данной темы, и т.п.

Эссе как вид творческой самостоятельной работы

Особенностью современного подхода к организации образовательного процесса является ориентирование этого процесса на то, чтобы сформировать у обучающихся умения самостоятельно получать новые знания и применять их. Это влечет необходимость уделить повышенное внимание роли самостоятельной работы обучающихся.

В число наиболее эффективных творческих видов самостоятельной работы входит эссе.

Эссе (фр. – «опыт», «попытка», «проба») – сочинение-рассуждение относительно небольшого объема со свободной композицией, которое выражает индивидуальные впечатления и соображения по определенному вопросу, проблеме и не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

В эссе автором выражается своя точка зрения, а также личная субъективная оценка предмета рассуждения и предоставляется возможность нестандартно и оригинально осветить поднимаемую научную проблему.

Структура эссе:

  • четкое изложение сути поставленной проблемы;
  • самостоятельно проведенный анализ проблемы с применением концепций и аналитического инструментария, который рассматривается в рамках учебного предмета;
  • выводы, которые являются обобщением авторской позиции по проблеме.

Более общий вид структуры эссе описан Л.Б. Омаровой.

Введение представляет собой суть и обоснование выбора данной темы. Работая над введением, можно отвечать на такие вопросы, как: «Нужно ли давать определения терминам, которые встречаются в эссе?», «Почему тема, которая мной раскрывается, является в настоящий момент важной?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Можно ли разделить тему на ряд более мелких подтем?».

В основной части предлагаются теоретические основы выбранной проблемы с изложением основного вопроса. Здесь требуется уделить внимание развитию аргументации и анализа, обосновать их на основании имеющихся данных, аргументов и позиций по конкретному вопросу. Следует обращать внимание на подзаголовки, которые позволяют структурировать аргументацию. Нужно помнить, что в одном параграфе должно содержаться лишь одно утверждение и соответствующее доказательство.

Заключение – это обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием ее сферы применения и пр.

План написания эссе:

  • Цитата.
  • Проблема, которая поднимается автором, с указанием ее актуальности.
  • Смысл высказывания.
  • Высказывание собственной точки зрения.
  • Теоретическая аргументация с тезисами и понятиями.
  • Фактическая аргументация (один-два примера).
  • Вывод.

Типы эссе:

  • описательное. Указание направления либо создание инструкции для выполнения задачи;
  • причинно-следственное. Фокусирование внимания на предпосылках и последствиях решения исследуемой проблемы;
  • сравнивающее. Фиксация различий и/или сходства между подходами, идеями, позициями и пр.;
  • аргументирующее/контраргументирующее. Высказывание обоснованного мнения в отношении предмета изучения.

Не существует регламентации процедуры защиты эссе, однако есть несколько обязательных требований к нему:

  • логичность, последовательность и доказательность в обосновании авторской позиции в изучаемом вопросе, которое основывается и подтверждается точными ссылками на литературные источники и их авторов;
  • многоаспектность освещения научной проблемы, что осуществляется в рамках заявленной темы. Отклонения в смежные области не допускаются;
  • реферативно-аналитическая форма изложения материала. Рекомендуется применять сравнения и обобщения как методы теоретического анализа используемых теорий, научных идей, концепций, которые приводят к выводу/умозаключению, где содержится их оценка и собственная точка зрения;
  • применение научной лексики, т.е. категориального аппарата учебного предмета, в рамках которого выполняется работа. Допускается совмещение научного и элементов художественного стилей, однако категорически запрещается употребление бытовой лексики и стиля изложения;
  • обоснование актуальности теоретической и практической проблематики эссе. Следует обратить внимание на значимость изучения вопроса для прояснения собственных проблем;
  • наличие списка использованных источников.

Рекомендации по написанию эссе:

  • «удержание» вопроса эссе;
  • фиксация тезисов, которые должны быть раскрыты в эссе;
  • краткая формулировка тезисов в начале эссе. В основной части должна быть раскрыта аргументация, а в заключении – четко и прямо сформулированы выводы, которые должны соотноситься с заявленными ранее тезисами;
  • глубокий анализ, поменьше описаний, за исключением тех случаев, когда сделан выбор в пользу описательного типа эссе;
  • предъявление оснований для сформулированных утверждений;
  • использование основной и дополнительной литературы по предмету.

Рассматривая эссе в новом образовательном контексте, следует отметить, что оно относится к эффективному творческому виду самостоятельной работы обучающихся, которая приобретает все большую значимость в качестве составляющей образовательного процесса.

Конспект

Конспект (от лат. Conspectus – обзор, изложение) рассматривается в двух контекстах:

  • письменный текст, для которого свойственно сочетание систематичности, краткости, логичности и связности передачи содержания основного источника информации (параграфа, статьи, книги и т.п.);
  • синтезирующая форма записи, которая может состоять из плана источника информации, выписки из него и его тезисов.

Виды конспектов:

  • плановый конспект (план-конспект) представляет собой конспект, который основывается на сформированном плане, состоящем из определенного числа пунктов с заголовками и подпунктов, которые соответствуют определенным частям источника информации;
  • текстуальный конспект. Относится к подробным формам изложения и основывается на выписках из текста-источника и его цитировании с логическими связями;
  • произвольный конспект. Включает разные способы работы над материалом, в том числе планы, цитирование, выписки и пр.;
  • схематический конспект или конспект-схема. Это конспект на основе плана, который состоит из пунктов в форме вопросов, требующих ответа;
  • тематический конспект. Разрабатывается и освещается в форме конспекта определенная тема или вопрос;
  • опорный конспект. Содержание источника информации кодируется посредством графических символов, ключевых слов, цифр, рисунков и пр.
  • сводный конспект. Обрабатывается несколько текстов для того, чтобы их сопоставить, сравнить и свести к цельной конструкции;
  • выборочный конспект. Из текста выбирается информация на конкретную тему.

Формы конспектирования:

  • план (простой, сложный). Это форма конспектирования, состоящая из анализа структуры теста, обобщения, выделения логики развития событий и их сущности;
  • выписки. Относятся к простейшим формам конспектирования, характерной чертой которых считается практически дословное воспроизведение текста;
  • тезисы. Форма конспектирования, представленная выводами, которые делаются на основе прочитанного. Тезисы бывают простыми и усложненными, где основные положения дополняются второстепенными;
  • цитирование. Это дословная выписка, востребованная в тех случаях, когда по-иному не получается передать авторскую мысль.

Ведение конспекта учениками старших классов является одной из форм самостоятельной работы. Важно обратить внимание обучающихся на то, что не следует подробно записывать всю, услышанную на уроке информацию. Задачей конспекта является подведение обучающегося к самостоятельному обдумыванию материала и работе с источниками информации.

Преимущества записи учебного материала:

  • организация внимания обучающихся;
  • облегчение работы памяти, так как не требуется запоминать отдельные факты, примеры и пр.;
  • прочное усвоение учебного материала;
  • сохранение в виде конспекта информации, которая потребуется для самостоятельной работы в будущем;
  • восстановление в памяти материала, который был прослушан на уроке;
  • содействие в подготовке к контрольным и экзаменам;
  • развитие и укрепление умений и навыков фиксации учебного материала.

Правила ведения записей и оформления конспекта:

  • сначала следует поставить дату занятий, написать тему и цель;
  • конспект должен вестись опрятно, четко, содержательно, грамотно и разборчиво;
  • нужно приобрести навыки выделения и записи основных положений и фактов, правил и формул, обобщений и выводов. Не следует перегружать записи отдельными фактами;
  • выявление разделов и подразделов, тем и подтем;
  • использование доступных для понимания сокращений слов и фраз;
  • запись рекомендованной литературы;
  • приветствуется выделение цветом названия темы, основных положений и выводов;
  • ведение записей на страницах с широкими полями.

Этапы работы над конспектом:

  • повторение изученного материала по конспекту;
  • отметка непонятных положений на полях для уточнения;
  • устранение неоконченных фраз, пропущенных слов и иных недочетов в записях, для чего стоит воспользоваться материалами из учебника и иных источников;
  • завершение технического оформления конспекта (подчеркивание, выделение разделов, главного, подразделов и пр.).

Последовательность работы с конспектом:

  • Определение цели работы с конспектом.
  • Запись названия текста или его части.
  • Запись выходных данных текста (автора, места и года издания).
  • Выделение при первичном чтении основных смысловых частей текста.
  • Выделение основных положений текста.
  • Выделение понятий, терминов, которые требуется разъяснить.
  • Последовательное и краткое изложение своими словами существенных положений изучаемого материала.
  • Включение в записи выводов по основным положениях, конкретным фактам и примерам. Подробное описание не требуется.
  • Использование приемов наглядного отражения содержания (абзацев «ступеньками», разных способов подчеркивания, использование ручек разного цвета).
  • Соблюдение правил цитирования. Цитату следует заключать в кавычки, нужно давать ссылку на источник цитаты с указанием страницы.

Общие рекомендации при составлении конспекта:

  • конспект нужно начинать вести с темы занятия;
  • конспект не должен быть представлен в форме сплошного текста. Самые важные места и яркие примеры выделяются с помощью цветного подчеркивания. Их можно взять в рамочку, пометить на полях специальными значками, что позволит их быстро найти. Удобным является фиксация на полях дополнительных материалов и иных источников.
  • слушая речь преподавателя либо читая текст, следует принимать решения, нужно ли записывать конкретную информацию либо нет. Основным правилом является необходимость записи только нового и важного;
  • краткое и сжатое изложение материала. Нужно использовать сокращения отдельных слов и словосочетаний. Сокращать нужно так, чтобы можно было легко прочитать информацию. Оптимальным вариантом является использование общепринятых сокращений. Не стоит использовать разные сокращения, которые смотрятся одинаково.

Использование данного вида самостоятельной работы может быть использовано обучающимися во время подготовки к итоговой аттестации. Выполняя его, становится возможным решение задачи подготовки информационного сообщения к уроку и закрепления теоретического материала.

Особенности конспекта:

  • под конспектом понимается систематическая, логически связанная запись;
  • для конспекта больше, чем для иных видов записей, свойственны объективность и универсальность;
  • в конспекте присутствуют как основные положения и выводы, так и доказательства, факты, иллюстрации, примеры, что отличает их от тезисов, в которых есть только краткие положения.

Конспект должен фиксировать основные принципиальные положения источника. В нем должны быть представлены основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы.

Умение подачи автором мыслей в сжатой, краткой форме и собственными словами вырабатывается с опытом и знаниями.

Список литературы:

  1. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991.
  2. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики М.: Просвещение, 1990
  3. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М.: Учпедгиз, 1961
  4. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике. М.: Просвещение, 1989
  5. Зайкин М.И. Семантические аспекты педагогической технологии математического творчества // Инновации в образовании: вестник Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2012. – № 4
  6. Зильберберг Н.И. Приобщение к математическому творчеству. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988
  7. Кибирев А.А., Веревкина Т.А. Интерактивные методы обучения, Хабаровск, 2003
  8. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / Р.М. Микельсон. – М.: Учпедгиз, 1940.
  9. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995
  10. Несговорова Н.П. Эколого-педагогическое проектирование как основа подготовки обучающихся к профессиональной деятельности: автореферат диссертации … доктора педагогических наук / Н.П. Несговорова. – Екатеринбург, 2012
  11. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студентов учрежд. средн. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, А. М. Петухов. М.: Мастерство, 2002.
  12. Педагогика. Под ред. Бабанского Ю.К. Просвещение.: Москва, 1983
  13. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебное пособие для вузов / П. И. Пидкасистый; ответственный редактор П. И. Пидкасистый. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2011
  14. Стефановская Г.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998
  15. Хуторецкий М. И. Школьный реферат и основные требования к его написанию/М. И. Хуторецкий, Т. А. Новикова //Завуч. – 2001. – № 8
  16. Хуторской А.В. Метапредметный урок: Методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016.
  17. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Эйдос», 2016.
  18. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.; Педагогика, 1979
  19. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., Педагогика, 1989
  20. Шаталов В.Ф., Шейман В.М. Опорные сигналы по математике для 7 класса. Киев.: ГУП ЦРП, 1978
13.11.2019