Под управляемой самостоятельной работой обучающихся следует понимать всё то, что ученик должен выполнить, проработать, изучить по заданию под руководством и под контролем учителя.
Управляемая самостоятельная работа – это вид деятельности, выполняя которую ученик следует указаниям учителя, приобретает знания, умения и навыки.
В этой связи особое место отводиться методике организации управляемой работы обучающихся.
Первый этап управляемой самостоятельной работы: определение цели предстоящей деятельности; прогнозирование результатов.
Второй этап: планирование работы; мотивация обучающихся к выполнению заданий.
Третий этап: отбор источников информации и ознакомление с ними обучающихся.
Четвертый и последующий этапы: консультирование обучающихся педагогом по возникающим вопросам; промежуточный контроль выполненной работы и т.п.
Для того, чтобы управляемая самостоятельная работа была эффективной, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
Рассмотрим некоторые виды управляемой самостоятельной работы, которые наиболее часто используются педагогами.
Под проектом принято понимать способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, который направлен на получение результата, представленного в определенной форме (текстовая, материальная и т.д.).
Метод проектов – это технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся выполняют определенный комплекс действий по решению значимой для них проблемы либо осуществляют деятельность, которая направлена на создание материальной/духовной ценности, обладающей объективной либо субъективной новизной.
Иными словами, под методом проектов стоит понимать самостоятельную деятельность обучающихся, которая осуществляется ими под руководством педагога и направлена на получение определенного результата или решение поставленной проблемы. Результатом работы над проектом может быть получение идеального продукта (выводы, умозаключения или сформированные знания, сделанные на основе изучения информации) либо материального продукта, например, алгоритма, схемы и т.д.
Таким образом, метод проектов представляет собой совокупность учебно-познавательных приемов, применение которых позволяет решить проблему посредством самостоятельных действий обучающихся и последующим представлением полученных результатов.
Применение метода проектов в системе образования позволяет:
Основной целью проектной деятельности обучающихся является самостоятельное приобретение знаний при решении ими практических задач или проблем, которые предполагают интеграции знаний из разнообразных предметных областей.
В качестве базового принципа проектного обучения называется установление непосредственной связи учебного материала с практическим опытом учеников в их творческой и познавательной совместной деятельности.
Применение проектной деятельности позволяет:
Метод проектного обучения отлично сочетается с личностно-ориентированным подходом, так как он предполагает:
Метод проектного обучения поддерживается следующими принципами, которые свойственны личностно-ориентированному подходу:
К проектам предъявляются определенные требования:
Основными критериями оценивания проектов являются:
Оценка проекта осуществляется по следующим критериям:
Также существуют критерии для оценки выполнения защиты проекта:
Классификация проектов
Для классификации проектов используются критерии, представленные в таблице:
Тип проекта |
Цель проекта |
Проектный продукт |
Тип деятельности обучающегося |
Формируемая компетентность |
Игровой или ролевой |
Представление аудитории опыта участия в решении проблемы |
Мероприятие (состязание, викторина, игра, экскурсия и др.) |
Деятельность, связанная с групповой коммуникацией |
Коммуникативная |
Творческий |
Привлечение интереса слушателей к проблеме проекта |
Литературные произведения, произведения изобразительного искусства, видеофильмы |
Творческая деятельность, которая связана с получением обратной связи от аудитории |
Коммуникативная |
Исследовательский |
Доказательство или опровержение поставленной гипотезы |
Результат исследования, который оформляется по установленному образцу |
Деятельность, которая связана с экспериментированием и мыслительными операциями |
Мыслительная |
Информационный проект |
Сбор информации об объекте или явлении |
Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний разных авторов по исследуемому вопросу |
Деятельность, которая связана со сбором, проверкой, определением важности различных источников информации; |
Информационная |
Практико-ориентированный |
Решение практических задач проекта |
Учебные пособия, макеты, модели, инструкции, памятки, рекомендации |
Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области |
Деятельностная |
Типология проектов выстраивается на различных основаниях:
За счет групповых проектов обучающиеся обретают уверенность в себе, при этом каждый ученик может продвигаться к итоговому результату в своем темпе;
Основные преимущества групповых проектов:
Однако имеются и определенные недостатки групповых проектов:
Преимуществами индивидуальных проектов считаются:
Недостатками индивидуальных проектов являются:
Этапы работы над проектом
Выделяют следующие этапы реализации проекта:
Н.П. Несговорова выделяет также фазы выполнения проекта:
Н.П. Несговорова также предлагает следующий вариант организации работы над проектом:
Существует также более подробная разбивка реализации проекта на отдельные этапы:
В ходе предпроектного этапа проводится:
Завершающий момент данного этапа – оценка реально полученного результата с учетом поставленной цели, то есть проводится профессионально-аналитическая рефлексия исследовательского типа.
В рамках этапа осуществляются следующие мероприятия:
Для того чтобы организовать проектную деятельность, требуется соблюдение ряда методических правил:
В соответствии с работами Н.П. Несговоровой конструкция образовательного проекта включает в себя:
При организации проектной деятельности требуется соблюдать определенные правила:
Для того чтобы проект был успешно реализован, обучающимся необходимо:
Организация работы старшеклассников по написанию реферата, ставит перед собой такие цели как:
Понятие реферат (лат. Refero – докладываю, сообщаю) – это краткое изложение содержания книги, научной работы, итогов изучения научной проблемы, осуществляемое в письменном виде либо в форме публичного выступления. Также под рефератом понимается доклад на конкретную тему, который состоит из обзора соответствующих литературных и иных источников.
Реферат выступает в качестве «аналитического обзора, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы».
Рефератом считается форма самостоятельной письменной работы обучающегося, которая касается только одной, довольно узкой, темы и отражает основные общепринятые точки зрения по рассматриваемому вопросу.
Выполнение такого вида задания формирует первичные навыки самостоятельного научного творчества, знакомит ученика с правилами поиска научной информации и отбора необходимого материала, порядком подготовки и написания научной работы, способствует повышению его теоретической подготовки и лучшему усвоению учебного материала.
Основные требования к реферату:
Виды рефератов в зависимости от целей его предоставления:
Для индикативного реферата свойственна схожесть с аннотацией благодаря краткости и лаконичности изложения. Его задачей является необходимость определения, насколько целесообразным будет обращаться к источнику. Цель аннотации – официальное сообщение о новом издании, для которого характерен обычно рекламный характер. В отличие от аннотации, в реферате-резюме предоставляется обобщенная информация об основных положениях исходного текста, что позволяет изложить проблемные данные текста-источника и дать представление об изложенных в нем фактах, выводах и результатах.
Для информативного реферата свойственно развернутое изложение основного содержания исходного текста с предоставлением иллюстративного материала, аргументацией, сведений и методике исследования. Он должен быть составлен так, чтобы содержащейся в нем информации было достаточно для того, чтобы не возникла необходимость возвращения к первоисточнику. В нем представлены в обобщенном виде основные положения источника вместе со сведениями о методике исследования, применения оборудования и сфере использования. Чаще всего в обучении используется информативный реферат.
Виды рефератов по количеству источников:
Критерии оценки реферата:
Модель реферата предполагает наличие следующих разделов:
Типовой анализ выполняет такие задачи, как:
Методика организации работы обучающихся с рефератом включает следующие этапы:
Выбор темы реферата осуществляется в соответствии с учебной программой. Тема реферата может выбираться обучающимся самостоятельно, а может быть предложена учителем. На этом этапе формируется осознанное восприятие темы.
Источники информации могут определяться:
Методика работы на данном этапе.
Обучающимся даются следующие указания: внимательно рассмотрите, прочитайте и проанализируйте выбранные источники; выберите наиболее важную информацию по избранной теме; рассмотрите, какие точки зрения предложены в источниках, попробуйте их систематизировать; определите источник, в котором выбранная тема описана наиболее полно; выпишите основные положения, которые могут составить содержание вашего реферата.
Итогом работы на данном этапе должна стать систематически изложенная информация, полностью раскрывающая содержание темы.
Принципы построения плана реферата:
Допускается одновременное использование двух подходов для того, чтобы применить проблемно-хронологический принцип раскрытия темы.
При этом возможна аргументация позиции автора реферата, тех или иных точек зрения.
Необходимо проанализировать текст с точки зрения соответствия смысла получившегося текста текстам-источникам. На этом этапе нужно исключить искажение информации, перегруженность наукоемкими понятиями, тезисами. Текст должен быть читабельным, понятным, соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Аргументация собственного мнения автора реферата, должна быть четко сформулирована, основываться на конкретных примерах.
Структура реферата:
Для этого необходимо подготовить выступление на 5–7 минут в течение которых обучающийся раскрывает тему реферата, аргументирует свою точку зрения, показывает важность и перспективу данной темы, и т.п.
Эссе как вид творческой самостоятельной работы
Особенностью современного подхода к организации образовательного процесса является ориентирование этого процесса на то, чтобы сформировать у обучающихся умения самостоятельно получать новые знания и применять их. Это влечет необходимость уделить повышенное внимание роли самостоятельной работы обучающихся.
В число наиболее эффективных творческих видов самостоятельной работы входит эссе.
Эссе (фр. – «опыт», «попытка», «проба») – сочинение-рассуждение относительно небольшого объема со свободной композицией, которое выражает индивидуальные впечатления и соображения по определенному вопросу, проблеме и не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
В эссе автором выражается своя точка зрения, а также личная субъективная оценка предмета рассуждения и предоставляется возможность нестандартно и оригинально осветить поднимаемую научную проблему.
Структура эссе:
Более общий вид структуры эссе описан Л.Б. Омаровой.
Введение представляет собой суть и обоснование выбора данной темы. Работая над введением, можно отвечать на такие вопросы, как: «Нужно ли давать определения терминам, которые встречаются в эссе?», «Почему тема, которая мной раскрывается, является в настоящий момент важной?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Можно ли разделить тему на ряд более мелких подтем?».
В основной части предлагаются теоретические основы выбранной проблемы с изложением основного вопроса. Здесь требуется уделить внимание развитию аргументации и анализа, обосновать их на основании имеющихся данных, аргументов и позиций по конкретному вопросу. Следует обращать внимание на подзаголовки, которые позволяют структурировать аргументацию. Нужно помнить, что в одном параграфе должно содержаться лишь одно утверждение и соответствующее доказательство.
Заключение – это обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием ее сферы применения и пр.
План написания эссе:
Типы эссе:
Не существует регламентации процедуры защиты эссе, однако есть несколько обязательных требований к нему:
Рекомендации по написанию эссе:
Рассматривая эссе в новом образовательном контексте, следует отметить, что оно относится к эффективному творческому виду самостоятельной работы обучающихся, которая приобретает все большую значимость в качестве составляющей образовательного процесса.
Конспект (от лат. Conspectus – обзор, изложение) рассматривается в двух контекстах:
Виды конспектов:
Формы конспектирования:
Ведение конспекта учениками старших классов является одной из форм самостоятельной работы. Важно обратить внимание обучающихся на то, что не следует подробно записывать всю, услышанную на уроке информацию. Задачей конспекта является подведение обучающегося к самостоятельному обдумыванию материала и работе с источниками информации.
Преимущества записи учебного материала:
Правила ведения записей и оформления конспекта:
Этапы работы над конспектом:
Последовательность работы с конспектом:
Общие рекомендации при составлении конспекта:
Использование данного вида самостоятельной работы может быть использовано обучающимися во время подготовки к итоговой аттестации. Выполняя его, становится возможным решение задачи подготовки информационного сообщения к уроку и закрепления теоретического материала.
Особенности конспекта:
Конспект должен фиксировать основные принципиальные положения источника. В нем должны быть представлены основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы.
Умение подачи автором мыслей в сжатой, краткой форме и собственными словами вырабатывается с опытом и знаниями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.