Содержание и формы внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ
Оценка 4.6

Содержание и формы внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Содержание и формы внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, которая ставит своей задачей освоение образовательных программ в формах, отличающихся от урочных. Такая деятельность является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы.

Цель внеурочной деятельности – достижение обозначенных результатов образовательной программы за счет более детального и глубокого погружения в информационную, предметную и культурную образовательную среду, а также повышения гибкости организации образовательного процесса.

Планирование и организация внеурочной деятельности осуществляется с учетом личных потребностей ученика, его индивидуальных особенностей, национальных и этнокультурных особенностей местности, где проживает ученик, а также культурных традиций и запросов семьи.

В рамках реализации основных общеобразовательных программ, включая разделы проектной деятельности, Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности, которые были разосланы официальным письмом от 18 августа 2017 года № 09-1672.

В методических рекомендациях освещаются особенности правовой деятельности, вопросы кадрового и финансового обеспечения внеурочной деятельности. При этом проводится сопоставление с соответствующими общеобразовательными программами, что сделано в целях исключения двойного учета детей, неправомерного распоряжения финансовых средств.

В рамках организации внеурочной деятельности по физике в общеобразовательных организациях выделяют следующие основные проблемы:

  • трудности в выборе и точном описании применяемой модели внеурочной деятельности;
  • сложность определения конкретной роли педагогических работников и степени их участия в организации и осуществлении внеурочной деятельности;

Внеурочная же деятельность регламентируется федеральным государственным стандартом, так как является обязательным элементом общеобразовательной программы.

В качестве основной цели внеурочной деятельности значится достижение результатов, которые обозначены основной образовательной программой.

При внеурочной деятельности в приоритете находится духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и интеллектуальное развитие личности.

Численность обучающихся внеурочной деятельности должна соответствовать численности обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Методические рекомендации по обновлению содержания внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Общеинтеллектуальное направление

Ставит задачу развития критического мышления и способностей анализировать информацию, а также расширять кругозор и осваивать новые способы получения информации.

Достигается путем демонстрации ценности знаний. Для наглядности приводятся примеры анализа из различных сфер (в частности, изучение правил дорожного движения). Еще один метод – формирование первичной профессиональной ориентации.

Спортивно-оздоровительное направление

Основная задача – это привитие школьникам здорового образа жизни и гармоничное их психофизическое развитие. В этих целях могут использоваться следующие методы: активная просветительская работа, которая направлена на развитие у детей определенной поведенческой модели, позволяющая им укрепить свое психофизическое здоровье; постоянное распространение актуальных сведений о негативном влиянии на здоровье вредных привычек и агитация за ведение здорового образа жизни; приобщение школьников к разнообразной физической активности, которая будет способствовать стабилизации их эмоционального состояния; формирование культуры здоровья

Социальное направление

Его задачами является формирование у учеников социальных навыков, знакомство их с различными законами развития общества и проведение мероприятий, направленных на осознание учащимися важности социальных норм и установок.

Для достижения поставленных целей рекомендуется использовать следующие методы: создание условий для получения школьниками личного опыта в осуществлении важной социальной деятельности; поощрение и приобщение учеников развивать у себя навыки самоконтроля, самопознания и самоуправления; оказание психолого-педагогической поддержки ученикам при возникновении у них проблем адаптационного характера.

Общекультурное направление

Оно ставит задачу по привитию эстетических целей и осуществлению экологического воспитания учащихся.

Для этого педагоги используют разнообразные методы: стимулирование у обучающихся стремления познать мир через художественно-образный способ; постоянное расширение знаний учеников об эстетических и культурологических понятиях; организация разнообразных форм взаимодействия с природой; оказание помощи в творческом самосовершенствовании учащихся.

Духовно-нравственное направление

Включает в себя патриотическое воспитание и приобщение к национальным общемировым гуманистическим ценностям.

Для этого могут применяться разнообразные методы: изучение не только национальной истории, но природы, культуры и различных особенностей родного края; проведение туристско-исследовательской работы; консультативная помощь педагогов по нравственному самосовершенствованию учащихся.

Виды внеурочной деятельности

Внеучебная деятельность, направленная на удовлетворение школьников в содержательном досуге, может осуществляться через различные виды деятельности. К наиболее распространенным относятся:

  • Игровая. Позволяет в интересной форме (дидактические и интеллектуальные игры) создавать ситуации, в которых ученики смогут применить полученные знания, навыки и умения.
  • Познавательная. Заключается в стимулировании у учеников любознательности, проявления интереса к различным ситуациям и явлениям, что в результате ведет к повышению мотивации к саморазвитию и обучению.
  • Проблемно-ценностное общение. Данный вид деятельности направлен на создание условий для учеников, в которых они смогут понять смысл и ценности жизни, а также скорректируют свое отношение к различным жизненным проблемам. Результаты такой деятельности можно разделить на несколько уровней:
  • первый. Об его достижении будут свидетельствовать приобретение учениками определенных социальных навыков, а также они будут осознавать социальные реалии;
  • второй. Он предполагает формирование у обучающихся позитивного отношения к общественным ценностям, а также развитие потребностей служить на благо своего народа и улучшать существующие реалии;
  • третий. При его достижении ребенок осознает важность самостоятельного выполнения значимого социального действия, которое может проявляться в активной социальной жизни, проявлении своей активной нравственной и гражданской позиции.
  • Досугово-развлекательная деятельность, которая предполагает организацию интересного и полезного отдыха детей. По этой причине необходимо учитывать интересы обучающихся и не допускать принудительного привлечения к мероприятию, так как нарушается свобода выбора. При этом активный характер участия в мероприятии ребенка может проявляться в активизации его эмоциональной или психофизической сферы.
  • Социальное творчество, которое предполагает подготовку ученика к участию в жизни социума. Реализация этого вида деятельности может осуществляться по двум направлениям:
  • готовность учеников быстро адаптироваться под изменяющуюся среду обитания;
  • способность и готовность вести преобразующую деятельность с учетом быстро меняющихся общественных тенденциях.
  • Художественное творчество. В рамках реализации данного вида деятельности предполагается организация различной кружковой деятельности, которая позволяет создавать условия для гармоничного развития учеников.
  • Трудовая деятельность. Она направлена на овладение как теоретической, так и практической базой разнообразных производственных действий. Ее организация также осуществляется в рамках кружкой работы, что позволяет развивать таланты детей, прививать им уважительное отношение к результатам чужого труда.

Также при организации трудовой деятельности важно научить детей трудиться как самостоятельно, так и в коллективе.

  • Туристско-краеведческая. Она реализуется в рамках цельного образовательного комплекса, в котором мероприятия направлены на культурное, интеллектуальное, психофизическое и экологическое воспитание. Этот вид деятельности считается одним из самых эффективных видов внеурочной деятельности, так как вызывает повышенный интерес не только со стороны педагогов и школьников, но и родителей учеников.
  • Спортивно-оздоровительная. Ее реализация обеспечивается за счет привлечения школьников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, а также популяризации среди учеников различных видов спорта и поощрения их к занятию спортом.

Внеурочная деятельность по физике в образовательном учреждении может осуществляться через учебный план образовательной организации, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной). Решение о включении образовательной организацией какого-либо курса в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, должно быть обосновано соответствующим выбором этих участников, закрепленном в протоколе коллегиального органа управления, предусмотренного Уставом соответствующей образовательной организации.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

При создании рабочих программ внеурочной деятельности целесообразно использовать следующие виды деятельности обучающихся: игровую, познавательную, трудовую, проектно-исследовательскую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую, досугово-развлекательную, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество и др.

При планировании внеурочной деятельности используются регулярные и нерегулярные занятия.

К регулярным занятиям относятся:

  • секции;
  • клубы (поисковый, дискуссионный, интеллектуальный, туристический, экологический и пр.);
  • кружки;
  • студии;
  • мастерские;
  • регулярные занятия в различных центрах (медиацентр, редакционная коллегия);
  • занятия в детских общественных объединениях;
  • классные часы и пр.

Регулярность предполагает организацию занятий с определенной частотой, не обязательно еженедельно.

Нерегулярные занятия:

  • походы выходного дня;
  • экскурсии;
  • экспедиции;
  • турниры;
  • конкурсы;
  • предметные недели;
  • праздники;
  • презентации;
  • акции;
  • линейки;
  • фестивали;
  • марафоны;
  • концерты;
  • спектакли;
  • игры (спортивные, интеллектуальные, деловые, игры-путешествия и пр.);
  • социальная практика;
  • проекты;
  • встречи;
  • выставки;
  • дискуссии;
  • ярмарки;
  • субботники и пр.

Нерегулярные занятия целесообразно планировать по учебным периодам:
четверть, триместр, семестр, каникулы, выходные дни и т.д.

Нерегулярные занятия могут стать частью регулярных занятий. Например, выставка может завершать этап обучения в рамках курса, направленного на создание предметов декоративно-прикладного характера; встречи с учеными могут быть частью курса, посвященного истории развития науки; результатом работы экологического клуба – акция, направленная на привлечение внимания к проблеме экологии в конкретном месте.

Обычно роль организатора внеурочной деятельности в образовательной организации выполняет заместитель директора, в обязанности которого входит управление этой частью образовательного процесса. Чаще всего эту роль выполняет заместитель руководителя (директора) по воспитательной работе.

Оценка внеурочной деятельности

Проблемы при оценке внеурочной деятельности

В связи с тем, что внеурочная деятельность относится к образовательной деятельности, то она подлежит оценке. Это означает, что необходимо оценить те приращения знаний, навыков и умений, которые произошли у учеников в процессе обучения. Однако при проведении оценки возникает ряд трудностей.

Так как внеурочная деятельность ориентирована, прежде всего, на достижение личностных и метапредметных результатов, то требуются критерии оценки именно этих результатов. В то же время в соответствии с ФГОС аттестация и персонифицированная оценка личностных результатов не проводится, поэтому опять возникают сложности с ее оценкой.

Кроме того, во многих методических пособиях под внеурочной деятельностью понимается исключительно воспитательная деятельность, которая направлена на достижение различных воспитательных эффектов и результатов.

Традиционная пятибалльная система оценки, а также классические формы проверки знаний (контрольные работа, зачеты, экзамены), соответственно, не могут использоваться для оценки курса внеурочной деятельности.

В этой связи требуется специальная система оценки внеурочной деятельности, которая позволяла бы достигать двух основных целей:

  • выявление уровня образовательных достижений ученика, включая метапредметные и личностные результаты;
  • определение эффективности образовательной деятельности организации, которая осуществляет внеурочную деятельность.

При оценке индивидуальных образовательных результатов учеников могут использоваться следующие критерии:

  • уровень достижения обучающимся планируемых результатов;
  • достижения, которых добились ученики в выбранных ими видах внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, форумы, конкурсы, фестивали и др.).

При оценке эффективности деятельности образовательной организации учитывается больше различных параметров:

  • общий анализ состояния внеурочной деятельности, который включает в себя:
  • ресурсную базу для обеспечения внеурочной деятельности;
  • степень включенности учеников в систему курсов внеурочной деятельности;
  • продуктивность внеурочной деятельности, для чего осуществляется оценка следующих параметров:
  • уровень достижения школьниками планируемых результатов;
  • личные достижения учеников в выбранных ими видах внеурочной деятельности;
  • степень заинтересованности школьников во внеурочной деятельности;
  • эффективность внеурочной деятельности, которая предполагает оценку:
  • личности самого ученика. В данном случае предполагается оценивать процесс становления личностных характеристик школьника при прохождении им различных ступеней образования, то есть будет прослеживаться его путь от младших до старших классов;
  • профессиональной позиции педагога;
  • состояния детского коллектива;
  • уровень удовлетворенности самих учеников организацией внеурочной деятельности и ее результатов.

Продуктивность внеурочной деятельности также является одним из критериев ее результативности. В данном случае анализу подвергается «продукт деятельности школьника», то есть определенный итог (результат), которого удалось добиться ученику во время занятий во внеурочной деятельности.

При этом удовлетворенность ученика своими результатами, организацией и формами внеурочной деятельности также является критерием для анализа. Оптимальный вариант проверки данного параметра – проведение анкетирования, в котором должно принять максимально возможное количество детей.

Ученикам могут быть предложены следующие вопросы:

  • интересно ли тебе посещать занятия?
  • как складываются твои отношения с товарищами по кружку (секции)?
  • с каким настроением ты посещаешь занятия?
  • что нового и интересного ты узнал, чему научился?

Также важно, чтобы в анкетировании приняли участие родители и ответили на следующие вопросы:

  • какое у вас отношение к внеурочным занятиям ребенка?
  • как вы можете оценить достижения вашего ребенка?
  • какие у вас ожидания от участия ребенка во внеурочной деятельности?

В анкетировании принимают участие и педагоги, которым также предлагается ответить на несколько вопросов:

  • как у вас складываются отношения с детьми и их родителями?
  • созданы ли условия, которые помогают вашему самовыражению?
  • удовлетворены ли вы ресурсным обеспечением внеурочной деятельности?

Методики оценки внеурочной деятельности

Для того чтобы правильно выбрать соответствующие диагностические методики, следует ориентироваться на основные критерии и показатели оценки. При этом их количество и сочетание может быть абсолютно любым, так как все определяется квалификацией педагогов, особенностями функционирования системы внеурочной деятельности, проведения воспитательной работы, а также целесообразностью применения конкретных методик в определенном детском коллективе.

В таблице представлен ориентировочный перечень диагностических методик, которые применяются для оценки эффективности каждого параметра внеурочной деятельности.

Критерии

Показатели

Приемы и методы изучения, перечень диагностик

Анализ общего состояния внеурочной деятельности

Степень вовлеченности учеников в систему внеурочной деятельности

  • степень охвата учеников различными программами внеурочной деятельности;
  • сформированность активной позиции учеников;
  • сохранение численности учеников, то есть процентное соотношение тех, кто остался заниматься от изначального количества детей
  • анализ участия школьников во внеурочной деятельности;
  • проведение регулярного педагогического наблюдения

Ресурсная обеспеченность системы внеурочной деятельности

  • кадровая укомплектованность;
  • степень обеспеченности информационно-технологическими ресурсами;
  • степень обеспеченности материально-техническими ресурсами;
  • уровень финансирования
  • экспертная оценка;
  • анкетирование;
  • педагогическое наблюдение;
  • индивидуальная и групповая оценка

Эффективность внеурочной деятельности

Самоопределение

  • формирование основ гражданской идентичности личности;
  • развитие у ребенка Я-концепции и самооценки личности;
  • формирование картины мира
  • Опросник «Беседа о школе» (методика Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера);
  • «Кто я?» (М.Кун)

Смыслообразование

  • формирование смыслов образования и ценностных ориентиров
  • методика «Цветик-семицветик»;
  • опросник «Беседа о школе»;
  • оценка уровня воспитанности ученика (автор – Н.П.Капустин)

Нравственно-этическая ориентация

  • формирование представления о единстве мира с одновременной демонстрацией разнообразия культур;
  • знание и применение основных моральных норм;
  • развитие этических чувств, выступающих в качестве регуляторов морального поведения;
  • привитие доброжелательного и внимательного отношения к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
  • формирование моральной самооценки;
  • привитие правил здорового и безопасного образа жизни
  • адаптированный вариант теста Н.К.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте для младших школьников»;
  • методика «Репка»;
  • методика С.М.Петровой «Русские пословицы»;
  • методика «Что мы ценим в людях»;
  • методика Н.Е.Богуславской «Закончи предложение»

Детский коллектив

Сформированность детского коллектива

  • наличие и уровень развитости самоуправления;
  • психологический климат в коллективе;
  • уровень развития взаимоотношений;
  • наличие традиций
  • социометрия;
  • индекс групповой сплоченности. Методика АН.Лутошкина «Какой у нас коллектив»;
  • методика определения уровня развития самоуправления (по А.Рожкову)

Сформированность мотивации у школьников к участию в общественно-полезной деятельности коллектива

  • степень включенности учеников во внеурочную деятельность
  • методика «Выявление мотивов учащихся в делах классного и общественного коллективов»

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

  • коммуникабельность;
  • уровень взаимодействия с родителями, педагогами, родителями
  • методика выявления коммуникативных склонностей (по Р.В.Овчаровой)

Профессиональная позиция педагога

Эффективность функционирования кружка/секции/клуба

  • посещаемость и степень сохранности контингента;
  • применение различных технологий, направленных на обеспечение деятельностного подхода;
  • привлечение учеников к участию в выставках, соревнованиях, конкурсах
  • анализ данных;
  • посещение внеурочных занятий

Проектирование н прогнозирование процесса внеурочной деятельности

  • наличие рабочей программы, которая соответствует всем предъявляемым требованиям;
  • ведение журнала (документации);
  • формирование ученического портфолио
  • анализ программ;
  • проверка журналов;
  • анализ содержания «портфеля достижений»

Продуктивность внеурочной деятельности

Продуктивность внеурочной деятельности

  • степень достижения планируемых результатов;
  • рост мотивации к познавательной деятельности;
  • достижения, которых добились учащиеся в выбранных ими видах внеурочной деятельности
  • анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности;
  • методика «Репка»;
  • педагогическое наблюдение;
  • анализ содержания «портфеля достижений»;
  • анализ результатов достижений учеников в различных мероприятиях состязательного характера;
  • метод незаконченного предложения

Удовлетворенность внеурочной деятельностью

Удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности н ее результатами

  • уровень удовлетворенности учеников своим участием во внеурочной деятельности;
  • наличие у родителей чувства удовлетворенности от того, что ребенок посещает внеурочные занятия;
  • удовлетворенность педагогов организацией н ресурсным обеспечением внеурочной деятельности и ее результатами
  • тестирование;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • методика «Цветопись»;
  • метод незаконченного предложения

Уровни оценки результатов внеурочной деятельности

Всего доступно три уровня:

  • сбор информации о коллективном результате деятельности определенной группы детей по одному или нескольким направлениям (различные кружки, секции, объединения, лагерные смены и т.д.);
  • оценивание индивидуальных результатов внеурочной деятельности каждого ученика;
  • качественно-количественная оценка эффективности работы общеобразовательной организации по различным направлениям внеурочной деятельности. Оценка проводится на основании суммирования личных результатов учеников.

Формы представления результатов внеурочной деятельности

Формы представления результатов напрямую зависят от цели, направления и содержания курса внеурочной деятельности.

Если требуется представить коллективный результат группы учеников по одному или нескольким направлениям, то для этого отлично подходит какое-либо общешкольное мероприятие.

Представление результатов может иметь форму:

  • презентации;
  • доклада;
  • творческого отчета;
  • выступления спортивной команды или команды КВН;
  • проведения социальной акции и т.д.

Конкретный вариант выбирается, исходя из тематики курса внеурочной деятельности.

Для таких мероприятий значение имеет публичность представления результатов, ведь присутствие других учеников, педагогов, родителей способствует созданию праздничной атмосферы, которая повышает значимость проводимого события.

Кроме того, ученики получают ценный опыт публичных выступлений, также у них формируется ответственность за свои действия, развивается адекватная самооценка, совершенствуются коммуникативные навыки. В результате происходит формирование метапредметных и личностных результатов, достижение которых и является основной целью внеурочной деятельности.

При проведении индивидуальной оценки результатов чаще всего используется портфолио, то есть задействуется накопительная система оценивания, при которой будет видна динамика индивидуальных образовательных учреждений.

При оценке эффективности деятельности общеобразовательной организации можно воспользоваться картой достижений, в которую заносятся все индивидуальные достижения школьников по различным направлениям внеурочной деятельности.

Организация работы с «портфолио» обучающихся

Портфолио достижений – это подборка работ ученика, которые способны продемонстрировать его усилия, прогресс и достижения в определенных областях деятельности. В портфолио могут включаться результаты не только учебной деятельности ученика, но и достижения в социальной, творческой, спортивной, трудовой деятельности (олимпиады, концерты, выставки, конкурсы, разнообразные творческие поделки и т.д.).

Для того чтобы по максимуму использовать возможности портфолио, необходимо учитывать, что данная педагогическая технология предполагает соблюдения ряда правил:

  • оценка производится не того, что не умеет или не знает ученик, а того, что он знает и умеет по данному направлению. Данный прием называется «создание ситуации успеха»;
  • перенаправление педагогических усилий с оценки на самооценку;
  • объединение количественной и качественной оценок.

В результате применение технологии «портфолио» позволит сосредоточиться на изучении достижений школьника, а также вовлечь его в планирование собственной учебной деятельности, что в итоге приведет к развитию мотивации к обучению и повышению ответственности за результаты своей деятельности.

Вне зависимости от того, какие рубрики будут включены в портфолио, работа с ними должна осуществляться по определенной схеме:

  • составление автором «сопроводительного письма» (листа планирования), в котором указываются цели и описывается краткое содержание того, что планируется осуществить и каких результатов предполагается добиться по выбранному направлению деятельности;
  • по мере появления работ они добавляются в портфолио и демонстрируют успехи ученика;
  • проведение самоанализа достигнутых результатов, а также составление прогноза на будущее.

Решение о целесообразности использования портфолио достижений в качестве оценки принимается образовательным учреждением. Однако следует учитывать, что школьник самостоятельно должен выбирать работы, которые будут помещаться в портфолио. В то же время со стороны педагога и родителей должна оказываться грамотная помощь.

Условия для благоприятного проведения внеурочного занятия

Педагог, который проводит внеурочные занятия, должен соблюдать следующие условия:

  • необходимо максимально постараться изменить образовательную среду, то есть желательно сменить обстановку, помещение, рассадку учащихся и т.д.;
  • следует сконцентрироваться на достижении поставленных результатов (личностных, метапредметных), однако нельзя забывать о том, что должно обеспечиваться удовлетворение интересов и образовательных потребностей каждого ученика;
  • занятие должно иметь деятельностную структуру, то есть ученики должны приобретать новые знания и умения через деятельность, которая практически не доступна на стандартных уроках (игровая, проектная, исследовательская, творческая);
  • форма и приемы, а также содержание занятий должны вызывать у учеников эмоциональный отклик;
  • учитель должен прибегать не только к монологу, но и активно использовать такие формы общения, как диалог, полилог, то есть взаимодействие будет осуществляться по линиям учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа, ученик-класс;
  • создание благоприятной психологической атмосферы.

Оценка эффективности внеурочного занятия

Для оценки внеурочного занятия необходимо учитывать соответствующие требования ФГОС:

  • в связи с тем, что внеурочная деятельность является образовательной, то требуется формулирование конкретных результатов занятий, которые способствуют достижению личностных и метапредметных результатов не только в рамках курса внеурочной деятельности, но и основной образовательной программы;
  • организация занятия должно отличаться от урочной формы обучения;
  • обеспечение деятельностного подхода;
  • удовлетворение во время занятий индивидуальных запросов учеников;
  • использование рефлексии и оценки для изучения индивидуального прогресса ученика.

Показатели результативности внеурочной деятельности

Об эффективности системы внеурочной деятельности могут свидетельствовать следующие показатели:

  • удовлетворенность всех участников внеурочной деятельности качеством и уровнем образовательных услуг;
  • постоянный рост личностных достижений вех участников внеурочной деятельности;
  • расширение познавательного интереса у школьников, а также рост запросов учеников в рамках учебной и внеурочной работы;
  • востребованность используемых форм и мероприятий, используемых для проведения внеурочной деятельности;
  • положительная динамика участия учеников в различных творческих конкурсах и выставках различного уровня;
  • наличие успехов школьников в различных проектах школьного, районного, регионального уровней;
  • повышение эффективности применяемых педагогами технологий, методических разработок для проведения внеурочной деятельности;
  • расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, социально-педагогического партнерства;
  • выполнение общественной экспертизы внеурочной деятельности образовательного учреждения, которая может выражаться в форме публикаций, экспертных заключений, благодарностей и т.д.;
  • постепенное расширение применения материально-технической базы для обеспечения внеурочной деятельности;
  • сохранность контингента во всех направлениях внеурочной деятельности.

Список литературы:

  1. Алоева, М. А. 100 идей для школьных друзей. Внеклассная работа. 5-11 классы / М.А. Алоева, В.Е. Еремина. - М.: Феникс, 2008. - 288 c.
  2. Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации: Сборник материалов участников Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября – 1 декабря 2017 года, г. Киров) / Отв. ред. Т.В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – 699 с.
  3. Артемьева А.С. Управление формированием безопасной образовательной среды в современной школе // Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». – май 2018. – URL: http://www.mnvnauka.ru/2018/05/Artemeva.pdf.
  4. Вагнер И.В. Проектирование содержания воспитания школьников в контексте Федерального государственного стандарта общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lyceum2.ru/archiv/fgos/11.pdf
  5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
  6. Волчек М.Г. Внеурочная деятельность как ресурс формирования комфортной развивающей образовательной среды. – Сибирский учитель - № 1 (98) январь—февраль 2015 – с. 18-22
  7. Гельфанд М.Б., Павлович В.С. Внеклассная работа по математике в 8-летней школе. Просвещение. Москва,1965г.
  8. Грешных А.А. Нормативно-правовое обеспечение реализации воспитательной цели / Грешных А.А., Назаров Р.В. // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2014.(22). С. 29-32.
  9. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина. - М.: ИСВ РАО, 2010.
  10. Жиркова А. А., Неустроева А. Н. Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 160–163. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770054.htm
  11. Кальницкая Т.С., Демина Э.М. Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы: Методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар, КРИРО, 2016. – 152 с.
  12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., - Просвещение, 2009.
  13. Кошелева М.Е. Воспитательный компонент ФГОС ОО// Научно-методический электронный журнал «Учитель Приморья» – 2012. – №6. – URL: https://sites.google.com/site/teachprim/arhiv-zurnala/
  14. Курганский С.М., Савиных Г.П. Как разработать программу воспитания и социализации обучающихся/Материал из Справочной системы «Образование» 1obraz.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа http://ermekeevoroo.ucoz.ru/2016/FGOS/kak_razrabotat_programmu_vospitanija_i_socializaci.pdf
  15. Кучурин В.В. Организация внеурочной деятельности в школе / Кучурин В.В., Рогозина Т.В., Фирсова Н.В. Учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург, 2016.
  16. Лебедев О.Е. Размышления о целях и результатах // Вопросы образования. 2013. №1.
  17. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. - Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-167
  18. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3508
  19. Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-programm-vneurochnoy-deyatelnosti-1049575.html
  20. Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений по организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС.- [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-9-vrn.ru/wp-content/uploads/2015/11/modset.pdf
  21. Нечаев М.П. Нормативно-правовое обеспечение воспитательной деятельности современной образовательной организации / Нечаев М.П. // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2015.№ 3. С. 57-62.
  22. Ничагина А.В. Нормативно-правовое обеспечение организации воспитательного процесса и социализации младших школьников / Ничагина А.В. // Развитие личности педагога и обучающегося в образовательном пространстве начальной школы и вуза Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Под ред. Л. И. Буровой . 2016. С. 203-208.
  23. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы). Методическое пособие для системы повышения квалификации. Составитель Л.Н. Буйлова. – М. Издательство Перо, 2014. – 324 с.
  24. Организация внеурочной деятельности.- [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.menobr.ru/vneurochnaya-deyatelnost
  25. Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы / С.В.Дармодехин, А.Я. Данилюк, И.В. Вагнер и др. - М.: ИСВ РАО, 2011.
  26. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId:=:958
  27. Проектирование программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования: методические рекомендации / сост. И.А. Новикова. – Барнаул : АКИПКРО, 2013. – 99 с
  28. Пуденко Т.И. Общественная экспертиза образовательной программы школы как ресурс гуманистической педагогики и эффективного управления // Человек и образование. 2015. № 4 (45).
  29. Ребикова Ю.В. Описание структуры программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 3 (8).
  30. Роль педагога в формировании личности школьника [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/02/23/
  31. Савченков А.В. Методика воспитательной работы [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Савченков. – Челябинск, Изд-во Цицеро, 2015. - 110 с.
  32. Сорокина И.Р. Теория и методика воспитания: учебно-методическое пособие / И.Р. Сорокина; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. - 177 с.
  33. Тихомирова Е.И. Воспитывающая среда как объект управления/ Электронный научно-педагогический журнал - июль, 2003. - URL: http://www.emissia.org/offline/2003/925.htm
  34. Шаршакова Л.Б. Нормативно-правовые основы деятельности детского объединения дополнительного образования. Методический сборник для педагогов дополнительного образования. - СПб, 2016, — 99 стр.
  35. Шклярова В.А. Стратегия реализации воспитательного компонента ФГОС общего образования // Методический сборник – №29 – URL: http://samson-corp.ru/Developments/MM29/mm29-02.pdf
13.11.2019