«Кейс» (англ. Case) – слово многозначное, переводится с английского языка как случай, инцидент, казус, дело, ящик, чемодан, фактические обстоятельства, история болезни, версия, прецедент и др. Все эти значения имеют определенное отношение и к трактовке понятия «кейс» в разных сферах, например, сфере бизнеса (маркетинг, менеджмент), юриспруденции. Исключением не является и область образования.
В этом отношении «кейс» рассматривается, как минимум, в двух аспектах. Во-первых, кейс – это небольшой деловой чемоданчик для документов и книг, который любят таскать с собой студенты, врачи, бизнесмены и прочие люди деловых профессий. Во-вторых, в более современном значении кейс — это случай из практики, который наглядно демонстрирует какую-либо теорию. Он может быть воспринят как пример удачно найденного выхода из конкретной проблемы в данной сфере деятельности, как прецедент, на основе которого могут решаться какие-либо другие родственные проблемы.
Незавершенный кейс – сложный случай в конкретной области, на основе которого организуется дискуссия в учебной аудитории с целью личностного и профессионального совершенствования, подготовки к обоснованному принятию решений в проблемных ситуациях.
Рассмотрение и изучение случаев из практики (кейсов) входит в программу обучения практически по всем современным академическим дисциплинам.
В сферу образования термин «кейс» попал в нач. ХХ в. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса (США) Христофор Колумб Лэнгделл посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных занятий − лекций и практикумов − дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами. Студентам предлагалось описание конкретной практической ситуации из практики будущей деятельности, которую необходимо было решить, т.е. обучение велось по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу».
Лэнгделл поставил перед собой задачу приблизить академическую подготовку студентов к области их будущей профессиональной деятельности и заменил проведение традиционных лекций обсуждением реальных случаев из юридической практики (кейсов). Профессор предлагал студентам подготовиться заранее к занятию, изучив объемные папки с документами. Этот опыт был признан на факультете перспективным и использовался в дальнейшем некоторыми другими преподавателями.
К 1915 г. кейсы применяются в учебном процессе в некоторых юридических вузах США. К 1920 г. ряд последователей Лэнгделла используют кейс-метод в преподавании не только права, но также медицины и делового администрирования. Однако широкому кругу специалистов кейс-метод остается неизвестным.
В 20-е гг. ХХ в. осуществляется внедрение кейс-метода в Гарвардской школе бизнеса. В этот период в Гарварде издаются первые сборники кейсов в области менеджмента. Поэтому во многих исследованиях по истории создания кейс-метода именно эти годы связывают с его возникновением. До середины ХХ века кейс-метод остается прерогативой Гарвардской школы бизнеса.
Успешный опыт использования кейсов постепенно становится известным в широких академических кругах США и стран Западной Европы. К 70-80 гг. его начинают активно использовать в бизнес-образовании, он получает распространение в отдельных университетах стран Северной Америки и Европы. В 80-90-е гг. ХХ в. кейс-метод внедряется в практику подготовки преподавателей в области менеджмента, юриспруденции, медицины, экономики, политологии. В ряде университетов организуются курсы по подготовке преподавателей данных дисциплин к применению в учебных аудиториях кейс-метода, создаются международные ассоциации по разработке и применению кейсов в бизнес-образовании, издаются сборники кейсов.
В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.
Лидером по сбору и распространению кейсов является созданный в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений The Case Clearing House of Great Britain and Ireland; с 1991 года он называется European Case Clearing House (ECCH). Это некоммерческая организация, которая связана с организациями, предоставляющими и использующими кейсы и расположенными в различных станах мира. В настоящее время в ее состав входит около 340 организаций, среди которых The Harvard Business School Publishing, Институт развития менеджмента (IMB) в Лозанне, в Швейцарии, INSEAD, в Фонтенбло во Франции, IESE в Барселоне в Испании, Лондонская бизнес-школа в Англии, а также Школа менеджмента в Кранфилде. У каждой из этих организаций своя коллекция кейсов, право на распространение которых, имеет ECCH. В начале ХХI века в американской системе педагогического образования ставится задача широкого использования кейс-метода в профессиональной подготовке педагогов.
В России впервые информация об «американском методе казусов» прозвучала на конференции преподавателей экономических дисциплин в советских партшколах в 1926 году. На данной конференции шла речь о зарубежных методах практического обучения. Однако до конца 70-х годов прошлого столетия данный метод не нашел применения в российском образовании. В 80-е гг., когда стали интенсивно развиваться экономика, менеджмент, появилась западная переводная литература, интерес к кейс-методу стал неуклонно повышаться. В этот период он используется в высшем и последипломном образовании отдельными преподавателями в области экономики и менеджмента. В 90-е гг. кейс-метод получил распространение в бизнес-образовании, создаются первые отечественные кейсы в области юриспруденции, экономики, менеджмента, медицины. В 2000-е гг. начинается его внедрение в процесс подготовки преподавателей социально-экономических и юридических курсов, предпринимаются попытки применения в колледжах и школах.
Метод case study (разбор конкретных ситуаций) является одним из вариантов применения в практике образования современных педагогических технологий, нацеленных на решение задач ФГОС.
Кейс-технологии (Сase study) − технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.
Различают шесть методов кейс-технологии в образовании:
Чаще всего в образовании используют метод case study – метод анализа конкретных учебных ситуаций.
Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:
Метод case study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Кейс (Case studiеs) – учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях.
В настоящее время существуют различные подходы к применению кейса. В соответствии с одним из них, исторически более ранним, кейс представляет собой пакет документальных источников, содержащих информацию по конкретному случаю из профессиональной практики. Существенно более распространенным является понимание кейса как изложения проблемной ситуации в определенной сфере деятельности. Возможно также комбинирование этих двух подходов, предполагающее, что к изложению кейса дается приложение в виде ряда документов, содержащих фактическую, цифровую информацию, схемы, таблицы, графики и т.д.
Основные подходы к применению кейс-метода в учебном процессе:
Кейс как образовательная технология применяется не только по отношению к детям, но и к педагогам, что позволяет создавать условия для их подготовки как специалистов. В этом плане используются такие термины как «педагогический кейс» и «методический кейс».
Педагогический кейс – это изложение конкретного случая в практике работы педагога, в котором описан процесс возникновения и развития определенной проблемы, конфликта. В кейсе подробно представлены фактические обстоятельства, детали происшедших событий, даны характеристики участников, отражена суть проблемы и рассмотрены действия по ее разрешению с оценкой их эффективности.
Чаще всего педагогические кейсы используют как средство подготовки или повышения квалификации педагогов в учебных заведениях, при непосредственной работе со студентами либо при проведение педагогических советов, методических объединений в образовательных учреждениях либо на профессиональных курсах.
Педагогический кейс может существовать в двух формах:
В первом случае ситуации могут быть рассмотрены сразу на занятиях, во втором – слушателям предлагается рассмотреть кейс с документами самостоятельно, усвоив при этом определенный материал. Чаще всего используется комбинированный способ применения кейсов, суть которого заключается в том, что первоначально участники самостоятельно изучают определенный пакет документов, а позже применяют полученные знания на практике, рассматривая варианты решения педагогических ситуаций.
Преимуществом педагогических кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Применение кейс-метода в обучении предполагает интенсивное взаимодействие преподавателя и участника, а также участников в группе, в результате которого осуществляется моделирование процесса принятия решений в профессиональной деятельности.
Методическим кейсом называют комплексную методическую разработку педагогических работников образовательного учреждения, которая обеспечивает методическое сопровождение реализации образовательных программ.
Методический кейс представляет собой комбинированный вариант представления кейса, который включает в себя учебные ситуации, нормативные документы, разработки занятий, методические рекомендации и т.д. Он представляет собой нечто среднее между портфолио, УМК и педагогическим кейсом. Его структурные компоненты:
Фактически анализ методического кейса позволяет «проследить» путь педагога, сделать определенные выводы о его профессиональных успехах.
Использование методического кейса дает целый ряд преимуществ педагогу. Он получает возможность существенно повысить качество профессиональной деятельности, реализовать свой творческий потенциал, обеспечить единую систему организации занятий, существенно сократить время по их подготовке.
Тем не менее, при организации педагогического и методического кейсов существует ряд проблем:
Таким образом, основными направлениями применения кейсов в образовании являются следующие:
Реализация кейс-метода в образовании требует соблюдения определенных базовых принципов:
Независимо от того в отношении кого применяются кейс-технологии, их дидактические преимущества заключаются в том, что:
Классифицируя метод кейсов можно отметить, что он обладает всеми признаками интерактивного метода обучения и позволяет обеспечить в сфере образования деятельностный подход.
Применение интерактивных форм и методов в образовании позволяет не только повысить уровень знаний, умений и навыков, но и раскрывать их новые возможности, развивать различные способности, что является необходимым условием для совершенствования компетентностей. Использование интерактивного метода кейс-стади, является наиболее эффективным, так как с его помощью можно сформировать ключевые профессиональные компетенции в процессе обучения: коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принимать решения в условиях стресса, недостаточной информации.
Традиционная организация учебного процесса предполагает в основном использование односторонней формы коммуникации в качестве способа передачи знаний. Ее суть состоит в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимися. Основным источником обучения является опыт педагога. Слушатель находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая позицию воспринимающего. Такая форма организации учебного процесса имеет существенный недостаток, состоящий в пассивности обучающегося, так как его функция – слушание.
Как отмечает Х.Е. Майхнер, при преимущественно пассивном восприятии информации обучаемые сохраняют в памяти 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорили сами; 90% – того, что делали сами.
Интерактивное обучение представляет собой способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, т.е. все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные проблемы, моделируют ситуации, обмениваются информацией, оценивают действие коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
Использование в подготовке педагогов такого интерактивного метода, как кейс-стади, является наиболее эффективным, так как позволяет формировать ключевые профессиональные компетенции в процессе обучения: коммуникабельность, умение анализировать большие объемы информации, транслировать ее в соответствии с логикой учебной темы, принимать решения, выходить из конфликтных ситуаций конструктивным способом и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.