Ценностные ориентации как структурный элемент ценностно-смысловой сферы личности
Оценка 4.6

Ценностные ориентации как структурный элемент ценностно-смысловой сферы личности

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Ценностные ориентации как структурный элемент ценностно-смысловой сферы личности

Ценностно-смысловая сфера личности складывается в процессе социализации в результате сопоставления собственных потребностей, мотивов, интересов, убеждений человека с общественными требованиями, нормами, идеалами. Содержание ценностно-смысловой сферы определяет центральную позицию личности, оказывает влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придает смысл и направление деятельности человека, определяет его поведение и поступки.

Личность окружена множеством природных и общественных условий, которые могут быть благоприятны для личности, но бывают и враждебны к ней. Среди многих факторов воздействия на формирование личности, самосовершенствование её умственного труда центральное место занимает макрокультурная и микрокультурная среда. Еще одним из факторов изменения системы ценностей являются социально-исторические условия, на фоне которых развивается личность. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость субъективных ценностей и смысловых предпочтений связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением.

Самое большое влияние на ребенка оказывает микрокультурная среда, которая представляет совокупность различных условий его жизнедеятельности и социального поведения, его контакты и взаимодействия с другими людьми, конкретное природное, вещное и предме\тное окружение, компетенции. Посредством микрокультурной среды определяется личностный смысл его деятельности.

Схема микрокультурной среды

Формирование ценностно-смысловой сферы личности реализуется посредством различных психологических механизмов: интериоризации, идентификации, интернализации общественно значимых ценностей и идеалов.

Интериоризация – поэтапный процесс перехода внешних, материальных действий в план внутреннего, психического, умственного отражения.

Идентификация – уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации, начиная с раннего детства, у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации.

Интернализация – принятие или адаптация убеждений, ценностей, установок, практики, стандартов и т.д. в качестве своих собственных.

Принятие и освоение ценностей – сложный процесс, который имеет свою структуру:

  • информация о существовании ценности и условиях ее реализации «переводится» на собственный, индивидуальный язык, на уровне активной деятельности познанная ценность принимается или отвергается;
  • далее формирование ценностных ориентаций обретает два направления:
  1. через принятие ценности ведет к включению ее в личностно признанную систему ценностей, а затем – к динамическому изменению личности в соответствии с принятой ценностью;
  2. отрицание ценности.

Б.С. Братусь выделяет несколько последовательно сменяющих друг друга стадий развития ценностно-смысловой сферы личности:

  • эгоцентрическая (в качестве ценностей признается только то, что служит собственным интересам человека);
  • группоцентрическая (ведущими становятся ценности и нормы группы, с которой человек себя идентифицирует);
  • просоциальная (признаются общечеловеческие ценности);
  • духовная (признаются высокодуховные идеалы, связанные с представлением о Боге, добре и справедливости).

При этом формирование ценностно-смысловых ориентаций может проходить от эгоцентрического, группоцентрического уровней до просоциального или духовного, а может (например, у наркозависимых подростков) в обратном направлении: от неполностью сформировавшихся аллоцентрических ориентаций к узкогруппоцентрическим, корпоративным ориентациям и эгоцентрическим ценностям.

Функциональное назначение системы ценностей личности проявляется в деятельности. Ценности лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей.

Присвоение себе ценностей представляет собой не пассивный процесс усвоения уже известных идеалов и норм, а является результатом субъектной активности, проживания и принятия ценности на уровне личности.

Система ценностей представляет собой динамическое образование. Если существование определенных ценностей не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются.

Изменения в системе ценностей, а это, прежде всего, смена ведущей, основной ценности, задающей определенность таким ценностно-мировоззренческим представлениям, как смысл жизни, назначение человека, нравственный идеал и др., играют роль «аксиологической пружины», передающей свою активность всем остальным звеньям системы.

Новая ведущая ценность, выступая альтернативой прежней, способна не только перестроить систему нравственных ценностей, но и изменить силу их мотивационного воздействия. Перестройка системы ценностей свидетельствует о глубоких преобразованиях в смысловой картине окружающего мира, изменении семантических характеристик различных его элементов.

Возрастные аспекты формирования ценностно-смысловой сферы личности

Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни. Ее содержание может меняться под влиянием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.

Начальный период формирования личности относится к дошкольному возрасту. Дошкольный возраст (3-7 лет) формирует первые этические нормы. В этот период у ребенка проявляются и первые этические инстанции, причем наряду с представлениями о том, что такое «хорошо», и что такое «плохо», получаемыми в процессе общения со взрослыми. Ребенок приобретает возможность вести себя в соответствии с данными представлениями. Это происходит благодаря формирующимся в сюжетно-ролевой игре произвольности поведения и зачаткам рефлексии.

Тренирующаяся в процессе ролевой игры способность вести себя в соответствии с воображаемой ролью дает возможность дошкольнику и в своем реальном поведении подчиняться умозрительной нравственной норме в противовес своим непосредственным ситуативным желаниям. Естественно, усвоение моральных норм, и особенно, способности подчиняться им, не может протекать без противоречий.

Дошкольник уже осознает собственную социальность и действует более в социальной среде, нежели в предметной. Трудность соблюдения моральной нормы состоит для ребенка именно в преодолении непосредственного побуждения, конфликту­ющего с нравственным мотивом. Умозрительный «знаемый» мотив может быть действенным при отсутствии конкурирующего, непо­средственного желания или при внешнем контроле со стороны. В игре соблюдение ребенком роли контролируется другими детьми. Выполнение моральных норм в реальном поведении контролируется взрослыми, в отсутствие взрослого ребенку гораздо труднее побе­дить свое непосредственное желание и не нарушить данного слова.

На данном этапе преимущественно посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и через соучастника (ровесника). Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения. Ведущую роль в формировании системы ценностей ребенка на данном этапе играет семья. Усвоение моральных ориентаций протекает также в процессе общения в группе сверстников, где ребенок применяет усвоенные ранее эталоны.

Дети младшего школьного возраста (7-10 лет) включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. Ведущим видом деятельности становится учение. Формирование полноценной учебной деятельности у ребенка является основной задачей младшего школьного возраста. С психологической точки зре­ния предметом учебной деятельности выступает сам субъект, т.е. ребенок, ведь в процессе учебной деятельности изменяется именно он, становится более умным, компетентным и т.п. Вместе с тем от­мечается определенное противоречие: субъективно деятельность ребенка направлена на обобщенный опыт человечества, дифферен­цированный на отдельные науки, а объективно изменения должны произойти в самом субъекте. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Новая форма деятельности и общения (выполнение одних и тех же заданий) способствует формированию коллективистских черт характера. Наряду с коллективизмом интенсивно развиваются и другие особенности личности, происходит дальнейшее усвоение моральных норм, и на этой основе закладывается фундамент нравственного поведения.

Подростковый возраст (10-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Человек, находящийся на этом этапе, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей. Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Это новообразование вызывает переориентацию с детских норм и ценностей на взрослые, что усложняет комплекс личностных свойств подростка. Решающую роль в формировании ценностно-смысловой сферы личности в этом возрасте Г. Дюпон отводит эмоциям. В поисках собственной идентичности и уникальности подростки прикладывают к себе и к другим людям психологические мерки, которые систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях и поведенческих кодах. Эти представления еще не интернализованы, их еще предстоит проверить в условиях реальной жизни, скоординировать с ценностями семейными, групповыми, социальными. Г. Дюпон считает, что наиболее распространенными вариантами завершения психологической стадии развития являются негативизм (асоциальная реакция на рассогласование личных и общественно одобряемых ценностей) или адаптация собственных взглядов на жизнь применительно к реальным условиям этой жизни.

Подростковому возрасту характерно тяготение к группоцентрической ориентации, которая формируется и реализуется в рамках потребности в общении, дружбе, совместной деятельности. Однако внутренние психологические пути развития смысловой сферы благополучного, здорового подростка и неблагополучного, зависимого подростка начинают расходиться. В первом случае происходит дифференциация нравственных оценок, вырабатываются обобщенные идеалы, формируется и осваивается качественно новая ступень, уровень смыслового поля – уровень отношения к другим людям, миру вообще. Во втором случае этого не происходит, так как «компания» замыкает, ограничивает смысловую сферу группоцентрической ориентацией. Так дальнейшее развитие подростка идет не к обществу, а к группе. В результате возникающие в рамках этой ориентации личностные ценности подростков расходятся с общечеловеческими.

В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности – характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен (чувствителен) для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т.е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. Этот период связан с нахождением своего места в окружающем мире и взаимодействием с ним. По мнению В. Франкла, вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны в юности, при этом они никак не являются болезненным симптомом. Умение определить свои цели, найти своё место в жизни – важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте. Однако данного уровня развития достигает небольшой процент детей.

Рассмотрим возможные альтернативы в сфере формирования ценностно-смысловых ориентаций жизненных позиций личности в юношеском возрасте:

  • возникает потребность не просто чисто внешне походить на взрослого, а быть признанным, выделенным из общей массы сверстников и взрослых;
  • все нормы и ценности черпаются из культуры взрослого общества;
  • усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего Я и формированию личностных смыслов.

К юношескому возрасту складываются основные компоненты личности – характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. Построение и переоценка ценностей является основным процессом морального развития в подростковом и юношеском возрасте. Главная цель переоценки ценностей состоит в развитии способности взглянуть на мир другими глазами и построить свою систему ценностей, отличную от родительской.

Л.И. Божович и другие отечественные психологи считают, что переходный период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое обозначают термином «самоопределение». Самоопределившийся человек имеет относительно устойчивую систему ценностей, знает, чего хочет и более или менее представляет, как этого добиться.

Таким образом, к концу юношеского возраста ценностно-смысловая сфера личности может считаться сформированной и относительно устойчивой. Но нельзя говорить о том, что она на протяжении всей жизни человека остается неизменной. Переосмысление мировоззренческих позиций, переструктурирование системы ценностей личности может происходить на любом отрезке жизненного пути. Так с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности изменяется социальный статус человека, что с необходимостью ведет к изменениям в системе ценностей. Необходимо отметить, что процесс формирования ценностно-смысловых образований и профессиональная деятельность взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций; с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности. С вхождением в период зрелости, человек начинает самостоятельно ставить для себя цели и определять приоритеты в жизни. На данном этапе развитие личности зависит в большей степени не от внешних влияний, а от способности самого человека становиться субъектом собственной жизни. Сформированная система ценностей служит внутренней системой координат, на которую человек может опираться, совершая жизненно важные выборы. Достигая зрелого возраста, не каждый человек обладает свойствами зрелой личности – способностью к саморегуляции и саморегламентации.

Ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида центральной ценностью, может превратиться в периферийную или даже изменить свою полярность.

Переоценка ценностей и переориентировка смыслов – закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи. В этом, по мнению Р.С. Немова, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте следующим за юностью.

Ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностно-смысловые образования прививаются человеку социумом, но, с другой стороны, и сам человек активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые обществом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели даёт человеку энергию для её реализации, делая её приоритетной. Отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностей, делая поведение человека или основанным на ожиданиях окружающих, или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным. Неопределённость личностных смыслов мешает человеку занять своё место в социальной системе.

Список литературы:

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедея­тельности // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 19-45.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. – М., 1980. – 232 с.
  3. Антилогова Л.Н. Нравственная мотивация и ее роль в саморегуляции поведения личности//Проблемы психологии мотивации: Сб. науч. трудов по материалам НПК – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. – С. 32-35.
  4. Березин, С.В., Лисецкий, К.С., Самыкина, Н.Ю. Социальная адаптация наркозависимой молодежи, находящейся в ремиссии. – Самара : Изд-во «ОФОРТ», 2007. – 115с.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Пси­хологическое исследование). – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  6. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
  7. Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005. – 220 стр
  8. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социальном обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. С. 102-110.
  9. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии взрослого человека (вопросы и ответы). – М.: НПО «МОДЭК», 2006. – 200 с.
  10. Килина И.А. Теоретические предпосылки исследования проблемы деформации ценностно-смысловой сферы личности как фактора наркозависимости подростков //Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 410 с
  11. Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – М., 1997. С. 3-18.
  12. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. — М.: Вече, АСТ, 2002
  13. Сосновский Б.А. Психология: учебник для академическогобакалавриата, 3-е издание в 2-х томах, – М., 2014. –478с, 347 с.
  14. Серый А В, Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 – 92 с.
  15. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. – М.: Про­гресс, 1990. —368 с.
  16. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
13.11.2019