Организация неурочной деятельности занимает важное место в развитии современного образования. Так обязательный характер внеурочной деятельности обучающихся закрепляется в Письме Министерства образования и науки РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Внеурочная работа - неотъемлемая составная часть образовательного процесса в современном образовательном учреждении. Не случайно различным аспектам внеурочной работы по химии посвящены многочисленные труды (В. Н. Алексинский, С. Я. Баев, В. М. Байкова, И. Б. Борисов, М. Г. Гольдфельд, В. Н. Давыдов, С. В. Дьякович, В. Ф. Егоркин, Г. А. Зданчук, П. П. Иванов, Д. М. Кирюшкин, Р. Н. Князева, П. В. Козлов, К. Г. Колосова, В. И. Левашов, Г. В. Лисичкин, А. М. Неймарк, Г. Н. Осокина, М. С. Пак, А. М. Панус, К. Я. Парменов, В. С. Полосин, Л. И. Розина, Е. С. Ротина, Л. Е. Сомин, Ю. В. Ходаков, Г. М. Чернобельская, С. Г. Шаповаленко, Д. А. Эпштейн, Э.Г. Злотников, Т.А. Веселова, Г.И. Штремплер и др.)
Различным аспектам внеурочной работы по химии в начальном профессиональном образовании посвящены методические рекомендации, разработанные Т. А. Трошкиной (организация и проведение внеклассной работы по химии в ПТУ), А. Ю. Фальковской (программа химического кружка «Химия в строительстве»), М. С. Пак (программа химического кружка «Химия в пищевой промышленности»), И. Я. Курамшиным и Г. Н. Морозовой (межпредметный кружок «Вещества и материалы в твоей профессии», организация химических олимпиад в СПТУ), Э. Г. Злотниковым (организация и проведение химического вечера), Д. Б. Барановой и М. С. Пак (особенности содержания и проведения химических викторин в СПТУ) и др.
Во внеурочной работе по химии в средней школе используются с учетом ее профиля и специализации учебных групп исследования Д. И. Рябовой, П. П. Иванова и Л. А. Коробейниковой, Е. И. Малолетковой; факультативные курсы, разработанные Т. З. Савич, А. М. Неймарком, И. И. Евсеевой, А. А. Сударкиной, А. Н. Орловой и другими. Имеется достаточно литературы по внеурочной (внеклассной) работе, адресованной учителям химии и школьникам.
Краткий ретроспективный анализ развития внеурочной деятельности по химии как методической системы в трудах ученых-методистов представлен Д.С. Исаевым в таблице 1 [9, 13]. Из нее видно, что внеурочная деятельность по химии сформировалась лишь к середине XX века и стала рассматриваться как относительно самостоятельная методическая система, включающая спектр компонентов, только в 1990-х годах.
Табл. 1. Предпосылки создания современной системы внеурочной работы по химии [9, 13]
Термин «внеурочная работа» более точно характеризует её сущность, чем термин «внеклассная работа». Суть не в том, что учебно-воспитательная работа осуществляется вне класса, а в том, что она реализуется во внеурочное время сверх учебного плана, вне штатного расписания и обязательной учебной программы [22].
Термины «внеурочная работа» и «внеурочная деятельность» не синонимичны, так как «работа» - более широкое понятие, чем «деятельность» [22].
Внеурочная деятельность обучающегося – деятельность, осуществляемая во внеурочное время в целостной взаимосвязи с другими формами организации образования (обучения), направленная на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС нового поколения [8, 16].
«Внеурочная деятельность по химии – деятельность, направленная на формирование познавательного интереса школьников к химии, осуществляемая во внеурочное время с учетом современных требований ФГОС ООО и СОО нового поколения» (Д.С. Исаев, М.С. Пак) [8].
Цели и задачи внеурочной деятельности по химии реализуются в преемственной связи с целями и задачами классно-урочной работы (уроков, факультативных и элективных курсов), а также с целями и задачами дополнительного внутри- и внешкольного образования. Результаты внеурочной деятельности по химии могут быть использованы в процессе классно-урочной работы и дополнительного образования, и наоборот, возможно применение результатов внеурочной деятельности на урочных, факультативных и элективных занятиях, а также в процессе дополнительного внутришкольного и внешкольного химического образования [8].
Основные формы организации работы по учебному предмету «Химия» представлены на рис. 1 [8, 9].
Рис. 1. Основные формы организации работы по учебному предмету «Химия» (Д.С. Исаев)
Рассмотрим более подробно методику организации внеурочной деятельности в системе общих форм организации химического образования.
Формы организации процесса химического образования
Формы организации химического образования можно сгруппировать на общие и конкретные формы.
К наиболее общим формам организации химического образования можно отнести следующие:
Основные признаки сходства и различия этих общих организационных форм приведены в табл. 2. (М.С. Пак. Теория и методика обучения химии. Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г.) [20]
Табл.2. Сходства и различия общих организационных форм
Как видно из таблицы 2, урок и факультатив (спецкурсы, элективные курсы и т.п.) объединяют такие сходные организационные признаки, как реализация по учебному расписанию, жесткие временные рамки по 45 мин, постоянный состав обучающихся, осуществление в рамках Базисного учебного плана. В то же время факультатив и внеурочная деятельность имеют такие организационные сходства, как реализация их по специальным программам, учитывающим познавательные интересы и желания обучающихся. Все общие формы организация обучения химии (урок, внеурочная деятельность, факультатив) тесно взаимосвязаны, имеют общие цели и задачи (см. рис.2.).
Цели и задачи отдельных уроков могут быть реализованы преемственно в процессе внеурочной деятельности и наоборот результаты внеурочной деятельности – использованы в процессе уроков.
В химико-образовательной практике используются самые разнообразные традиционные и нетрадиционные конкретные организационные формы. Так, например, урок реализуется в форме: лекций, семинаров, практических занятий,
лабораторной работы, проблемного изложения знаний, общественного смотра знаний и другие. Внеурочная деятельность по химии осуществляется в форме:
Факультативные занятия как форма организации химического образования занимает промежуточное положение между уроками и внеурочной деятельностью. От уроков они отличаются тем, что учащиеся в них участвуют добровольно (по желанию) в соответствии с их индивидуальными потребностями, интересами. Это сближает факультативные занятия с внеурочной деятельностью. Но в отличие от внеурочной деятельности факультативные занятия (как и урочные) проводятся по учебному расписанию.
Теоретические основы внеурочной деятельности по химии
Внеурочная работа по химии, как и урок, позволяет преподавателю химии
решать многие образовательные задачи:
Внеурочная деятельность по химии, как и факультативные занятия, представляет собой форму организации учебной деятельности по выбору и желанию обучающихся, ставит своей важной целью – расширение и углубление химических знаний, развитие познавательных интересов, склонностей и способностей обучающихся.
Внеурочная деятельность имеет много общего с урочными и факультативными занятиями. Это касается ее задач, содержания, закономерностей функционирования, методов, способов организации, критериев оценки результатов.
Существенные особенности внеурочной работыобусловлены тем, что занятия:
Внеурочная работа по химии выполняется обучающимися добровольно в соответствии с их интересами, по их желанию, под руководством учителя.
Особенности внеурочной деятельности можно объединить в две группы. Первую группу образуют особенности, обусловленные спецификой внеурочной деятельности как организационной формы, вторую группу – особенности, определяемые профилем школы и спецификой задач, решаемых данной школой (например, в колледже – подготовкой к конкретной специальности).
Первая группа особенностей позволяет реализовать следующие задачи:
Вторая группа особенностей внеурочной деятельности позволяет осуществить:
Только в процессе внеурочных занятий могут быть реализованы такие виды учебно-образовательной деятельности, как оформление и выпуск газет, химические олимпиады, экскурсии на химические производства, телекоммуникационный проект и др.
Внеурочные занятия, в отличие от урочных и факультативных, дают возможность обучающимся включиться в общественно полезную деятельность (выпуск химических календарей, подготовка химического эксперимента к урокам, изготовление, оснащение химического кабинета ЭОР и т.п.).
Внеурочная деятельность – единственная и оптимальная форма организации досуга обучающихся. Проблема организации свободного от уроков времени является одной из актуальных в современной педагогике, дидактике и частной методике.
Внеурочная деятельность – это педагогическая система с множеством компонентов, обладающих целостными свойствами и закономерностями. Педагогическая модель внеурочной деятельности может быть проиллюстрирована ее структурными компонентами, характеризующими факт ее наличия и ее относительную статику.
К структурным компонентам внеурочной работы относятся:
В качестве функциональных компонентов внеурочной деятельности, характеризующих ее процесс и динамику, можно выделить следующие компоненты:
Цели внеурочной деятельности целесообразно формулировать на основе интегративного подхода к ней и различать три их уровня:
Общественная цель внеурочной деятельности формулируется на основе социального заказа общества педагогической системе «средняя школа». Общественной целью внеурочной деятельности является, на наш взгляд, формирование социально и культурно развитой личности молодого человека. Достижение общественной цели внеурочной деятельности немыслимо без формирования социально значимых свойств личности, как патриотизм, любовь к Отечеству, трудолюбие, гуманность, ценностные отношения к языковой идентичности, человеку, природе, обществу, образованию, науке, культуре, производству и др.
Психолого-педагогическая цель внеурочной деятельности – это выявление и развитие познавательных и профессионально значимых интересов, способностей, склонностей, дарований, потребностей и мотивов; организация общественно полезной деятельности обучающихся; разумная организация досуга обучающихся.
Дидактико-методическая цель – это задачи, формулируемые с учетом специфики учебного предмета (углубленное раскрытие программного материала, изучение внепрограммного материала) и функций внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность, как и весь процесс обучения химии, выполняет триединую функцию обучения, воспитания и развития обучающихся. В соответствии с этим задачи внеурочной деятельности по характеру можно подразделить на три группы:
Под содержанием внеурочной работы по химии понимается система знаний, личностных способов действий и ценностных отношений, обеспечивающих развитие у обучающихся индивидуальных способностей, интересов, потребностей, склонностей, мотивов, речевой культуры, интегративного стиля мышления.
В содержании внеурочной деятельности по химии можно выделить три системных блока: «Знания», «Умения. Опыт», «Ценностные отношения».
В блок «Знания» входят важнейшие химические факты, понятия (о химических элементах, веществах, химических реакциях, химической технологии, химической картине природы), законы, теории, методы и язык химической науки, реализуемые в процессе дополнительного внеурочного образования.
Блок «Умения. Опыт» составляют четыре группы умений (общетрудовые, общелогические, общеучебные, предметные), формируемые в процессе внеурочной деятельности обучающихся.
Предметные умения классифицируются на:
Знания в действиях, представленные в умениях и многократно использованные на практике, формируют опыт.
Знания и опыт необходимы для формирования допрофессиональной компетенции школьников.
Ценностные отношения, формируемые в процессе внеурочной деятельности, группируются по отношению к таким объектам, как:
материальная и духовная «Ценностные отношения», в которой предусматриваются следующие объекты:
Опыт ценностных отношений необходим для современного человека, претендующего на духовно творческую личность.
Таким образом, в содержании внеурочной деятельности по химии можно выделить предметное («чисто химическое» знание) и педагогическое содержание (умения, опыт и ценностные отношения).
На содержание внеурочной деятельности по химии оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы.
К объективным факторам необходимо отнести: социальный заказ общества (трансформированных в целях, задачах и функциях внеурочной работы); особенности социально-экономического развития страны (региона, города, села, типа учебного заведения); динамичное изменение социально-педагогического содержания внеурочной деятельности.
Важнейшими субъективными факторами внеурочной работы по химии являются индивидуальные особенности преподавателя химии, обучающихся и других субъектов внеурочной работы (родители, преподаватели смежных предметов, мастера производственного обучения, выпускники школы, новаторы производства и др.).
При отборе содержания внеурочной работы по химии, необходимо руководствоваться основными критериями. К ним относятся:
В качестве основных направлений в реализации содержания внеурочной деятельности рекомендуется следующее:
Начинающему учителю химии целесообразно раскрывать содержание внеурочной деятельности в тесной связи с программным материалом по конкретной теме (например, «Металлы»), выделив 5 основных разделов:
Предметом методики внеурочной деятельности по химии является решение следующих основных проблем:
При реализации и разработке методики важно учитывать закономерности внеурочной деятельности, к сожалению, в литературе практически не сформулированные. Закономерности внеурочной деятельности - это объективные, повторяющиеся связи между психолого-педагогическими, дидактико-методическими процессами и химическими объектами, характеризующими внеурочную деятельность.
В качестве важнейших закономерностей, влияющих на внеурочную деятельность, следует выделить следующие зависимости:
Одной из ведущих закономерностей внеурочной деятельности является зависимость результатов внеурочной деятельности от оптимальной реализации ее структурных и функциональных компонентов.
Принципы внеурочной деятельности по химии - это вытекающие из закономерностей внеурочной деятельности исходные положения, руководствуясь которыми мы осуществляем систему внеурочной деятельности. Оптимальных результатов во внеурочной деятельности можно добиться при учете основных ее принципов:
Методы являются одним из важнейших компонентов в системе внеурочной деятельности по химии. Без соответствующих методов невозможно реализовать цели, задачи и содержание внеурочной деятельности.
Методы внеурочной деятельности - способы достижения целей на основе взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося.
К методам обучения химии исследователи относят различные виды:
При выборе и использовании методов во внеурочной деятельности необходимо учитывать прежде всего их иерархию.
Диалектический метод необходим для реализации целей во взаимосвязи и взаимозависимости, в противоречивом единстве и целостности, а также для восприятия в развитии всех психолого-педагогических, дидактико-методических процессов и химических объектов.
На внеурочных занятиях по химии должны быть использованы общелогические методы (анализ и синтез, сопоставление и сравнение, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, обобщение и систематизация, моделирование и т.п.).
Необходимость применения общепедагогических методов во внеурочной деятельности продиктована тем, что в структуре содержания внеурочной деятельности различают не только предметное (химическое), но и педагогическое содержание.
Из общепедагогических методов следует иметь в виду методы формирования культуры и сознания личности (беседы, личный пример, диспуты), методы формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение), методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, соревнование, наказание).
При использовании во внеурочной деятельности общедидактических методов следует учесть существование нескольких подходов к их классификации:
Начинающему учителю следует ориентироваться на реализацию методов, представленных тремя основными группами:
Затем необходимо использовать перечисленные выше подходы, в особенности, бинарный подход (адекватность методов учения методам преподавания).
Напомним бинарные методы (М.И. Махмутов):
методы преподавания/методы учения:
В методике внеурочной деятельности, безусловно, должны быть применены специфические методы:
Методы наблюдения, описания, моделирования, объяснения и предсказания специфичны для учебного предмета химии, поскольку специфичными являются химические объекты (химические элементы, вещества, химические реакции и процессы, химический язык, химическая технология, химические производства).
Важно в методике внеурочной деятельности осознать отношения между общими, частными методами и методическими приемами.
Каждый метод имеет сложную структуру (как и вся взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающихся), определенную форму проявления (соответственно действиям преподавателя и обучающихся) состоит из взаимосвязанных методических приемов (адекватно взаимосвязанным операциям преподавателя и обучающихся) и выполняет триединую функцию воспитания, обучения и развития.
Например, словесный метод имеет такую форму проявления, как беседа, и включает методические приемы - постановку вопросов и формулирование ответов.
Итак, методы как функциональные компоненты процесса внеурочной деятельности разнообразны и неравноценны.
Динамическую сторону процесса внеурочной деятельности определяют общелогические методы.
Предметно-содержательную сторону методики внеурочной деятельности составляют частнонаучные методы - методы самой химической науки, а действенную сторону - общедидактические и общепедагогические методы (способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся по достижению целей внеурочной деятельности в соответствии с заданными критериями и условиями).
В системе указанных методов доминирующее место должно быть отведено такому методу, как самостоятельная работа.
Рекомендуются следующие типы и виды самостоятельной работы:
Организация (процесс упорядочения) внеурочной деятельности по химии включает следующие основные компоненты:
Напомним, что основная функция организации – это управленческая. Без
хорошей организации невозможно добиться достаточной управляемости внеурочной деятельности по химии, необходимой для достижения намеченных ее целей.
В организации внеурочной деятельности преподавателя химии можно выделить несколько последовательных этапов:
Методы и средства внеурочной деятельности по химии находятся в диалектическом единстве. Казалось бы, средства внеурочной деятельности занимают подчиненное по отношению к методам положение. Однако наличие и возможности средств внеурочной деятельности часто определяют выбор оптимальных методов.
Средства внеурочной работы по химии – это система объектов (идеальных и материальных), используемых для реализации целей, задач, содержания и методов внеурочной деятельности по химии.
В процессе внеурочной деятельности необходимо применять как психолого-педагогические, так и учебно-материальные средства.
Психолого-педагогические средства – первичные фундаментальные средства, учитывающие определенные типы и схемы ООД (ориентировочной основы действий), реализуемых в процессе внеурочной работы.
Полная схема ООД в соответствии с конкретной ООД служит в качестве средства внеурочной деятельности для слабых обучающихся, а неполная схема в соответствии с обобщенной ООД – для сильных обучающихся. Именно с неполной схемой ООД связана учебно-исследовательская деятельность в процессе внеурочной деятельности. Но и полная конкретная ООД, полученная обучающимися в готовом виде, создает хорошие предпосылки для развития их творческих способностей.
К учебно-материальным средствам внеурочной деятельности относятся предметы оборудования учебного кабинета химии: натуральные объекты, их изображения, описание химических объектов условными знаками, ЦОР, печатные пособия и ИКТ.
Мощным и специфическим средством и методом внеурочной деятельности является химический эксперимент.
Целесообразно составление и использование картотеки химических опытов (тематических, занимательных, профессионально значимых). В картотеке должна быть характеристика химического эксперимента, используемого в процессе внеурочной работы (В.Я. Вивюрский).
В картотеке должна быть характеристика химического эксперимента, включающая:
В организации деятельности обучающихся, отличающейся количественным охватом их, содержанием и методикой внеурочной деятельности, различают общие (массовая, групповая, коллективная, индивидуальная) и конкретные ее формы.
К массовым формам внеурочной деятельности относятся следующие: Общество (Клуб) юных химиков, химические конкурсы, турниры, КВНы, олимпиады, викторины, лекции-концерты, стенгазеты, календари, бюллетени, Ломоносовские, Менделеевские чтения, химические вечера, химические сказки («В гостях у факира», «Магия химических чудес»), конференции, Час, Недели, Декады, Месячники химии, просмотр учебных кинофильмов, учебные встречи, выставки, игры («Что? Где? Когда?», «химическое поле чудес», и др.), устный журнал, химическая эстафета, пресс-конференция.
К групповым формам внеурочной деятельности относят химические кружки, химические игры, секции Клуба или Общества юных химиков, групповая работа по оформлению альбомов, стендов, конструирование приборов, лекторские и поисковые группы, групповая исследовательская работа и т. п.
К индивидуальным формам внеурочной деятельности относят различные виды самостоятельной работы обучающихся: подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций; изготовление моделей, макетов и пособий по химии; подбор материалов для стенда, газет, периодических выставок; экспериментальная исследовательская работа; разработка химической игры, видеофрагментов, видеозаписей натуральных химических опытов, виртуальной химической лаборатории, электронных обучающих материалов; составление расчетных и экспериментальных химических задач и др.
Факультативные занятия по химии
Факультативные занятия как форма организации химического образования занимает промежуточное положение между уроками и внеурочной деятельностью. От уроков они отличаются тем, что обучающиеся в них участвуют добровольно (по желанию) в соответствии с их индивидуальными потребностями, интересами. Это сближает факультативные занятия с внеурочной деятельностью. Но в отличие от внеурочной деятельностью факультативные занятия (как и урочные) проводятся по учебному расписанию.
Основной целью факультативных занятий является – дополнительное (помимо основного курса) удовлетворение образовательных потребностей, склонностей и интересов обучающихся, ознакомление их с современными достижениями химических наук и производств, с "химическими" особенностями региона. Благодаря факультативным (в их числе элективным) курсам обучающиеся имеют возможность самостоятельно обращаться к научно-популярной литературе, к химическим журналам и другой литературе, заниматься химическим экспериментированием по индивидуальной программе по своему желанию, овладевать методами химической науки, комплексно рассматривать интересующие их проблемы на основе межпредметной интеграции знаний и способов деятельности, углубленно изучать химию, что позволит по окончании школы быстрее овладеть химическими профессиями и специальностями.
Факультативные занятия введены в учебный план средней школы еще в ноябре 1966 года. С тех пор число факультативных занятий (спецкурсов и элективных курсов по выбору) определяется в пределах общего числа часов, устанавливаемых на основе действующего учебного плана школы. Программы и учебные пособия факультативных курсов утверждаются Министерством образования и науки РФ. Перечень факультативных курсов в школе дает возможность обучающимся выбрать тот (элективный) курс, который соответствует их интересам и способностям.
Учебные группы для изучения факультативных курсов комплектуются, как правило, из обучающихся одного или параллельных классов (иногда нескольких школ). Максимальное число обучающихся в учебных факультативных группах регулируется администрацией школы и учителем химии (в зависимости от характера факультативного курса и наличия рабочих мест в учебном кабинете химии (химической лаборатории). В случае большого числа желающих на тот или иной факультативный курс, предпочтение отдается тем обучающимся, которые проявили большую заинтересованность.
Обычно на изучение факультативного курса отводится 1-2 ч в неделю в течение года или полугодия. Зачисление обучающихся в группу по изучению факультативного курса проводит учитель химии, ведущий курс по желанию обучающихся и утверждается директором школы.
Факультативные занятия ведут учителя, а также преподаватели вузов, методисты, ученые, специалисты производства, имеющие соответствующее образование и профессиональную для этого подготовку. Контроль за организацией и содержанием факультативных занятий осуществляет директор школы и его заместитель по учебной работе.
Факультативные курсы подразделяют на три группы (С. В. Дьякович):
Г.М. Чернобельская рекомендует различать несколько видов факультативов:
Факультативы по дополнительным главам («Основы общей химии», «Строение и свойства органических веществ»), сопровождающие основной курс химии, расширяют и углубляют изучаемые понятия, увеличивают долю химического эксперимента, более детально знакомят с методами химической науки.
Спецкурсы («Химия в промышленности», «Химия в сельском хозяйстве»), находящиеся в меньшей зависимости от основного курса, отличаются большей обособленностью программ.
Спецпрактикумы («Основы химического анализа», «Практикум по агрохимии») – это экспериментальные факультативные занятия по специально разработанным программам. В частности, курс «Основы химического анализа», представляющий собой краткий курс аналитической химии, содержит руководство по технике лабораторных работ, общетеоретическую часть, качественный и количественный анализ.
Перечень и содержание факультативных курсов непрерывно совершенствуются, программы существующих курсов перерабатываются, а программы новых факультативных курсов отличаются гуманитарной, экологической и культурологической направленностью. Особое внимание обращается при разработке новых факультативных курсов на развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов.
В качестве примеров можно назвать факультатив по пиротехнике «Потешные огни» для одаренных детей (В.В. Загорский), факультативный курс для обучающихся 10-11-х классов «Золото» (К.Г. Егорова, Н.А. Нихова, Е.Д. Макаров), факультативный курс для одаренных детей: «Химический эксперимент» (Е.В. Селезова).
Созданы и реализуются программы интегративных факультативных курсов для предпрофильного и профильного обучения школьников 9-10 классов (И.Р. Новик, С.Ф. Жильцов), разработаны и успешно используются факультативы на основе принципа региональности (А.А. Мельник), обобщается опыт создания и использования элективных курсов по выбору (И.А. Костенчук, Н.Н. Пильникова).
Факультативное обучение химии базируется на общедидактических принципах научности, связи теории с практикой, воспитывающего и развивающего обучения, познавательной активности и самостоятельности, сознательности и действенности, наглядности, направленности, систематичности и системности, интеграции и дифференциации.
Одним из ведущих и специфических принципов факультативного обучения химии является принцип добровольности, который относится, прежде всего, к организационной стороне факультативных занятий (комплектование факультативных групп, посещение учебных занятий).
Организация факультативного обучения химии возможна при наличии определенных условий:
Первостепенное значение при организации факультативного обучения химии придается подготовке учителя к преподаванию факультативов. Преподаватель факультативов должен отличаться такими профессиональными качествами, как готовность излагать содержание факультативов (выполнять информационную функцию), но и способностью владеть современными технологиями факультативного обучения (дифференцированного, интерактивного, дистанционного и т.п.), а также готовностью выполнять все свои многочисленные и разнообразные функции (прогностическую, воспитывающую, развивающую, гностическую, организаторскую, управленческую, контролирующе-оценочную). Он должен прекрасно владеть техникой и методикой химического эксперимента, руководить самостоятельной исследовательской работой обучающихся, знать современные образовательные парадигмы и перспективы дальнейшего развития педагогических и других наук, состояние средней и высшей школы, обладать интегративным стилем мышления, педагогическим тактом и оптимизмом.
Главным методом послевузовской подготовки учителя к преподаванию факультативных курсов является постоянное и непрерывное их самообразование.
Организация учебной деятельности в процессе факультативного обучения химии обусловлена учебным расписанием. Как правило, факультативные занятия включают в учебное расписание наравне с уроками химии. В некоторых школах выделяются специальные часы (до или после уроков). В них факультативные занятия проводятся одновременно по всем предметам (к сожалению, в ущерб интересам отдельных учеников, которые хотели бы заниматься в разных факультативах). Обучающиеся выбирают факультативные занятия по своему желанию, добровольно, но, начав изучать факультатив, обязаны не только посещать занятия без пропусков. Они должны активно заниматься, выполнять регулярно индивидуальные задания.
Формы и методы организации факультативного обучения химии несколько отличаются от форм и методов работы на уроке. Они больше приближаются к формам и методам внеурочной деятельности, а также вузовских занятий. Поэтому на факультативных занятиях можно успешно сочетать традиционные формы и методы уроков с характерными формами и методами внеурочных и вузовских занятий (лекции, семинары, конференции, дискуссии, видеозаписи, встречи с учеными и другими интересными людьми, практикумы, зачеты и т.п.).
На факультативных занятиях могут быть реализованы как общие, так и частные методы; как общелогические, так и общепедагогические и специфические методы; как объяснительно-репродуктивные, так и частично-поисковые и исследовательские методы (см. главу о методах).
Технологии факультативных занятий – одна из недостаточно разработанных в дидактике и предметных методиках актуальных проблем. Направленность технологий факультативного обучения химии на достижение гарантированных образовательных результатов в соответствии с заданными его целями – вот основной ориентир в процессе совершенствовании и оптимизации этих специфических технологий. На основе посещаемости обучающимися факультативных занятий, активного их участия в них, по итогам сдачи зачета учитель химии делает вывод об их успехах в факультативном обучении.
В аттестате об окончании средней школе делают запись о том, что учащиеся прослушали факультативный курс (спецкурс, элективный курс по выбору и т.п.).
Виды внеурочной деятельности по химии
Химический кружок
Тематика кружков неодинакова для разных возрастных категорий обучающихся. Она определяется учителем, но могут быть учтены и пожелания обучающихся. В 8 классе могут быть созданы кружки препаративной химии по изучению свойств веществ и их получению, по конструированию простейших приборов и их испытанию, занимательных опытов. Обучающиеся учатся работать с веществами, литературой, выполнять эксперимент по печатной инструкции. Их знакомят также с теоретическими вопросами.
В 10—11 классах у обучающихся достаточно хорошо развито абстрактное мышление, поэтому они могут пользоваться научно-популярной и научной литературой. В этих классах создают кружки неорганического синтеза, аналитической химии, органической химии, кружок химической технологии. Может быть организован специальный кружок для осуществления межпредметных связей химии с другими предметами, которым руководят учителя по двум и более предметам. Такого характера кружок может быть организован и по экологической тематике.
Организацию химического кружка следует начинать на уроках. Рассказывая в 8 классе, например, об очистке веществ, учитель может отметить, что на уроке не хватает времени, чтобы познакомиться со всеми многочисленными способами очистки веществ, что их изучение будет продолжено на занятиях кружка. Учитель может сообщить на уроке интересный факт, сведения о веществе или из истории химии и т. д. и предложить подробнее обсудить это на кружке. Иногда на уроке ставят проблему, решение которой переносят на занятия кружка.
В кружок записывают всех желающих, не исключая и неуспевающих. Лучше организовать кружок отдельно для одной параллели классов, чтобы в нем были обучающиеся одной возрастной категории.
Если кружков несколько, к работе руководителей кружка привлекают родителей учащихся, студентов близлежащих вузов, аспирантов, сотрудников научно-исследовательских учреждений и т. д. Однако координирует работу кружков и направляет ее учитель химии.
Работу кружка четко планируют: сообщают день и час занятий, их продолжительность. Составляют программу занятий, определяют их тематику, обязанности и задания каждого кружковца. Начиная работу кружка, следует сразу же продумать ее завершение, которое может быть различным: заключительная конференция с приглашением родителей, администрации школы, обучающихся параллельных классов, представителей шефствующих организаций и т. п. Ко всем этим мероприятиям подготавливают стенные газеты, стенды, альбомы, оформляют помещение. В школах продленного дня условия для работы кружка особенно благоприятны.
Устный журнал
Одним из видов внеурочной деятельности по химии является устный журнал. Его проводят регулярно, например, один раз в месяц, для любой возрастной категории обучающихся. В устном журнале могут быть постоянные страницы, например: «Наш химический кружок», «Химия и наш дом», «Химия и планета Земля», «Химия и охрана природы», «Новые книги по химии», «Экспериментальная страница» и т. д. В то же время могут быть и устные журналы, посвященные определенной тематике, например, «Химические профессии» и т. д.
Химические вечера
Химические вечера — еще один вид неурочной деятельности. Тематика их различна. Одни посвящены углубленному изучению известных веществ («Вода — вещество простое и удивительное», «Поваренная соль») или химических процессов («Загадки огня»), другие — актуальным проблемам внутренней жизни страны («Химия и космос», «Природные богатства нашей Родины», «Химия и урожай»).
Подробные разработки некоторых химических вечеров в школе приводятся в журнале «Химия в школе» и в других специальных изданиях. Большой популярностью пользуются вечера, отражающие творчество ученых-химиков: Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, М.В. Ломоносова, Н.Н. Зинина, А.П. Бородина, А.Е. Фаворского, Н.Д. Зелинского и др. К 8 Марта может быть приурочен вечер о женщинах-химиках. Особым успехом в школе пользуются вечера загадок и занимательной химии. Если в школе имеется химический кружок, то организация химического вечера возлагается на его членов, если же кружка нет — на комиссию (штаб, совет). На этой комиссии обсуждается тема вечера, его сценарий, распределяются обязанности между обучающимися.
Можно выделить следующие разделы:
Продолжительность вечера не более 2—2,5 ч. Он проводится не чаще одного раза в год и надолго остается в памяти ребят.
Химический вечер может явиться одним из звеньев недели (декады, месячника) химии, которая в последние годы получила в школе широкое распространение. Мероприятия недели химии охватывают 8—11 классы. В рамках недели химии проводят любые виды массовых внеклассных мероприятий, которые заранее готовят, планируют. За десять дней до проведения недели химии в вестибюле школы и у дверей химического кабинета вывешивают программу с перечнем мероприятий, указанием места и числа их проведения. Как правило, ежедневно можно проводить только одно мероприятие, если в школе один учитель химии.
Учебные проекты во внеурочной деятельности по химии
Проектирование как самостоятельный вид деятельности получило осмысление лишь в прошлом веке. Одним из следствий многопланового рассмотрения проектной деятельности стало формирование понятия проектной культуры, содержание которого было очерчено в начале семидесятых годов английским исследователем Б. Арчером. Он определил её как «совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив опыта, навыков и понимания, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения».
Проектная культура, как важная часть современной культуры, транслируется подрастающему поколению школой в основном через систему технологического образования. Освоение практико-преобразовательной деятельности при изучении предметов естественно-научного цикла никогда не выступало в числе его приоритетных целей. В результате важнейший опыт химического преобразования мира не находит достаточного отражения и обобщения.
На протяжении всего времени существования цивилизации человек активно преобразует мир, опираясь в своей деятельности на использование разнообразных по химическому составу материалов, многообразных химических реакций. Достаточно вспомнить укоренившиеся в исторических исследованиях термины «бронзовый» или «железный век».
XIX и XX века стали временем широчайшего применения химических методов во всех областях человеческой жизни, ни одно крупное изобретение, изменившее образ жизни людей, не обошлось без их использования. Не удивительно поэтому, что крупнейший американский изобретатель Томас Альва Эдисон часто называл себя химиком, а в 1971 году в США даже была издана книга «Эдисон – химик» (Byron M. Vanderbilt. Thomas Edison. Chemist.).
Учитывая большую роль, которую играют химические методы в деятельности человека, совершенно недостаточно лишь информировать обучающихся о тех или иных фактах. Необходимо создать условия для того, чтобы они стали не только наследниками, но и субъектами проектной культуры. Решение этой задачи невозможно без привлечения школьников к участию в работе над учебными проектами, прежде всего, в ходе внеурочной деятельности по химии.
История создания и распространения метода проектов
Метод проектов был создан в начале прошлого века американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи и явился результатом применения в педагогике идей прагматизма. Прагматизм выдвинул программу “реконструкции” философии, согласно которой она должна уйти от обсуждения традиционных вопросов о первоначалах бытия и познания и стать общим методом решения проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях. В русле этого положения единственным критерием истины признавалась практическая полезность, а во главу угла ставился опыт.
Прагматическая педагогика провозгласила «обучение посредством делания». Школа, по мнению Дьюи, должна формировать личность наилучшим образом приспособленную к жизни и практической деятельности в условиях общества свободного предпринимательства. Главной целью обучения является формирование мышления обучающегося, в основе которого лежит личный опыт.
Метод проектов нашел широкое распространение в сельскохозяйственных школах США, а затем был перенесен и в практику общеобразовательной школы. Отечественные сторонники метода проектов провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом обучающихся. Однако вскоре выявился ряд недостатков в знаниях и умениях школьников, ставших результатом подобной организации учебной деятельности.
Работая на фабрике, заводе или в колхозе, обучающиеся приобретали лишь те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемыми ими производственными заданиями. Итогом нарастающего разочарования педагогов стало появление в 1931 году постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», которым метод проектов был отменен. В последующий период существования советской школы метод проектов использовался относительно редко, а сам термин практически вышел из употребления.
Учебные проекты в современном образовании
Возрождение интереса к использованию учебных проектов было вызвано глубокими социально-экономическими переменами в жизни российского общества, произошедшими на рубеже столетий. Именно тогда востребованными стали такие человеческие качества как самостоятельность, предприимчивость, способность к сотрудничеству и продуманным на перспективу созидательным действиям. Эти качества оказались очень важны для человека новой эпохи, принявшего на свои плечи ответственность за свою судьбу.
Однако не корректно говорить о возрождении метода проектов в его первоначальном смысле - как универсального метода обучения. В настоящее время учебные проекты рассматриваются, прежде всего, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их творческих способностей, формирования у школьников ценных личностных качеств в процессе внеурочной работы.
Различным аспектам использования метода проектов в образовании посвятили свои труды многие современные отечественные методисты-химики и педагоги (В.С. Безрукова, В.В. Гузеев, В.Н. Давыдов, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильин, Е.А. Крюкова, Н.Е. Кузнецова, И.Ю. Малкова, А.С. Мещеряков, Н.И. Пак, Е.С. Полат, Л.И. Романкова, В.В. Сериков, И.Д. Чечель и др.).
Наиболее детально современная типология учебных проектов разработана в трудах В.В. Гузеева, Е.С. Полат и др. Обычно выделяются следующие типологические признаки:
Поскольку приведенная выше типология имеет общий характер, она требует своего уточнения применительно к использованию в рамках внеурочной деятельности по химии.
Доминирующая в проекте деятельность с позиций деятельностного подхода является наиболее важным типологическим признаком учебного проекта. Поскольку в качестве основных видов человеческой деятельности выступают познавательная и преобразовательная деятельности, все учебные проекты, можно подразделить на две основные группы - исследовательские и созидательные. Главной задачей осуществления исследовательских проектов выступает овладение обучающимися химическими методами познания мира, соответственно, центральную роль при этом играет исследовательская деятельность. Созидательные проекты направлены на овладение обучающимися химическими методами преобразования мира и центральная роль в них принадлежит преобразовательной деятельности. Все остальные характеристики деятельности также важны, но имеют вторичный характер.
В соответствии с принадлежностью знаний, используемых для создания ориентировочных основ исследовательских или преобразовательных действий, наиболее распространенные во внеурочной деятельности учебные проекты можно подразделить следующим образом:
Таблица 3. Учебные проекты (М.C. Пак, В.Н. Давыдов, М.К. Толетова, А.Л. Зелезинский, СПб)
Характер контактов участников играет большую роль в организации работы над учебными проектами. Широко распространены Сетевые исследовательские сообщества (Н.П. Безрукова, КГПУ им. В.П. Астафьева. setevoe-issledovatelskoe-soobschestvo-kak-sreda-dlya-razvitiya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uchaschihsya-v-sisteme-vzaimodeystviya.pdf)
Число участников проекта может сильно меняться в зависимости от характера контактов между ними. Международные проекты, координируемые через «Интернет», могут включать в проектную деятельность тысячи школьников. В то же время проектная группа, работающая над конкретной темой, требующей выполнения химического эксперимента, обычно не превышает 6-8 учащихся, а оптимальное их число составляет 2-3.
Интегративно-проектная внеурочная работа по химии
Создание нового направления внеурочной работы – интегративно-проектной внеурочной работы по химии явилось следствием осознания значения формирования у подрастающего поколения элементов проектной культуры на химическом материале.
Цель интегративно-проектной внеурочной деятельности по химии – введение обучающихся в мир проектной культуры в качестве его наследников и творцов. Достижение этой цели возможно при условии решения следующих важнейших задач: формирования у обучающихся способности осуществлять проектировочную деятельность с опорой на химические знания, работать в проектной группе, разделять ценности проектной культуры.
В основе интегративно-проектной внеурочной деятельности лежат следующие основные идеи:
Интегративно-проектная внеурочная работа по химии как неотъемлемый компонент системы среднего образования должна быть тесно интегрирована с урочной работой по химии и другим предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов. В качестве оснований такой интеграции выступают содержание обучения химии и другим предметам, и закономерности развития исторических типов сознания и деятельности.
Ориентировочные основы проектировочной деятельности
Как уже говорилось ранее учебные проекты целесообразно подразделять по доминирующей в них исследовательской или преобразовательной деятельности. Это связано с особой ролью данных видов деятельности в формировании облика современной цивилизации. Соответственно, нужно говорить об исследовательских и созидательных учебных проектах. Если в процессе исследования ищутся ответы на вопросы типа «Почему?», то преобразовательная деятельность требует получения ответов на вопросы типа «Как сделать?».
Исследовательская деятельность направлена на получение истинного знания об объекте, поэтому исследовательские учебные проекты являются средством формирования у обучающихся элементов научной культуры. В созидательных проектах в качестве доминирующей выступает преобразовательная деятельность, она принципиально отличается от исследовательской, поскольку имеет целью создание объектов никогда ранее не существовавших. Поэтому созидательные проекты в наибольшей степени отвечают цели и задачам овладения обучающимися элементами проектной культуры.
Педагогический эффект участия в проекте во многом связан с характером осуществляемой учеником проектировочной деятельности. Проектировочная деятельность предусматривает формирование у обучающегося образа того пространства, в котором должно осуществляться проектирование. Для достижения этой цели могут быть использованы конструктно-генетический и системно-исторический методы.
Конструктно-генетический метод предполагает выделение исходных качественных или количественных отношений, характеризующих преобразуемые объекты, на основе которых затем строится система возможных задач (генеалогическое древо задач), которое задает пространство возможного преобразования объектов из исходного в желаемое состояние. После этого проектировочная деятельность сводится к выбору оптимального пути таких преобразований.
Системно-исторический метод предполагает сбор исторических данных о прототипах проектируемого объекта с последующим сведением информации в систему. Изучение полученной системы позволяет обнаружить в ней «пропуски», отвечающие нереализованным возможностям.
На первом этапе сбор исторической информации выступает как написание химической истории той или иной вещи, например, химической истории зеркала, топора или писчего пера.
Одним из самых мощных инструментов такой систематизации является Периодический закон Д.И. Менделеева.
Замечательный пример использования Периодического закона дает открытие фреона (открыт в 1930 г. Томасом Миджли и Альбертом Хенном), который теперь используется в большинстве бытовых холодильников. Бурно развивающееся производство того времени требовало нахождения негорючих и безвредных хладогентов, пригодных для использования в бытовых агрегатах. Вот как описывается это открытие в книге «Вспышка гения», перевод фрагмента из которой был опубликован в журнале «Химия и жизнь»: «Убедившись, что в справочнике отсутствуют многие данные, я обратился к периодической системе элементов. В правой части системы находятся элементы, образующие достаточно летучие соединения. Но имело смысл рассматривать только часть из них. Летучие соединения бора, кремния, фосфора, мышьяка, сурьмы, висмута, теллура и йода слишком неустойчивы и вредны. Инертные газы кипят при очень низких температурах. Посмотрим теперь на остальные элементы. Все хладогенты, которые применяют сейчас, представляют собой комбинации из них. При этом горючесть уменьшается слева направо по таблице, а вредность обычно падает при переходе от тяжелых элементов (низ таблицы) к легким (верх таблицы). Стремление найти соединение одновременно негорючее и безвредное приводило к фтору. Это была захватывающая дедукция. Никто раньше не допускал, что некоторые соединения фтора могут быть безвредными. Такое предположение было неожиданным и для инженеров-холодильщиков. Если проблему и можно было решить, применяя какое-нибудь вещество, то им должно быть соединение фтора. Теплоты взаимодействия галогенов с углеродом уже были известны. Они увеличивались от йода к фтору, что подчеркивало особую устойчивость фторуглеродных соединений».
Сделанные исследователями выводы были положены в основу поиска подходящего вещества. Им оказался дихлордифторметан. Последующий синтез показал, что это вещество не горит, не токсично и обладает комплексом физико-химических свойств, обеспечивающих его пригодность в качестве хладогента.
Примеры учебных проектов
Внимательное изучение текста выявило целый ряд проблем в понимании содержавшихся в нем терминов. Попытка разгадать их привела обучающихся к посвященным алхимии книгам В.Л. Рабиновича, Ю.И. Соловьева и даже труду Ибн Сины «Трактат о врачебной науке».
Опираясь на результаты работы с литературой, были предприняты поиски заменителей старинных ингредиентов. В результате проведения многочисленных экспериментов было получено несколько образцов медного сплава весьма сходных по внешнему виду с золотом.
Содержание и методика проведения химических олимпиад
История химического олимпиадного движения в России
С момента своего основания олимпиадное движение ставило главной целью привлечение школьников в науку. Начиная с середины 1960‑х гг. это движение стало регламентироваться специальными положениями. Первое «Положение о Всероссийских физико-математической и химической олимпиадах учащихся восьмилетних и средних школ» было утверждено Министерством просвещения РСФСР 23 января 1965 г.
В нем перечислены следующие основные цели олимпиады:
а) повышение интереса учащихся к математике, физике и химии, активизация и дальнейшее развитие сети научно-технических кружков, клубов, обществ, лекториев и других видов работ во вне‑ учебное время;
б) содействие улучшению физико-математической и химической подготовки учащихся и качества преподавания математики, физики и химии в школе;
в) подведение итогов работы кружков, лекториев и других видов работы с учащимися, интересующимися физикой, математикой и химией;
г) оказание помощи учащимся старших классов в выборе специальности, привлечение наиболее способных из них в ведущие математические, физические и химические вузы страны;
д) выявление сильнейших учащихся.
На протяжении нескольких последующих лет, согласно циркулярным письмам «О проведении физико-математических и химических олимпиад» в 1965/66, в 1966/67 и других учебных годах, они проводились по Положению 1965г.
К началу 1970‑х гг. задача массового привлечения школьников хотя и осталась важной составляющей олимпиадного движения, однако постепенно перестала быть доминирующей. В документах этих лет стала все явственней отмечаться необходимость усиления другого аспекта, а именно углубления знаний. В это время было проведено разделение заданий на обязательные задачи и задачи по выбору. Кроме того, с 1975 г. в республиках СССР было введено в обязательном порядке проведение дополнительного (республиканского) отборочного этапа. Это привело к четырехкратному сокращению числа участников и, соответственно, к возрастанию уровня подготовки участников заключительного этапа олимпиады. Из текстов заданий были исключены совсем легкие (с современной научной точки зрения) вопросы, повышена сложность задач экспериментального тура.
Однако в целом уровень заданий оставался «доступным» многим школьникам. (его основу составляли задачи на определение степени окисления элементов в соединениях, концентрации растворов и массовой доли элемента в веществе, задачи на знание свойств металлов, кислотных оксидов, окислительно-восстановительных реакций и т. п.). В аналогичных отчетах об итогах Всероссийских олимпиад 1984/85 и 1985/86 гг. обнаружены любопытные замечания, свидетельствующие о дальнейшем усилении упомянутой выше новой тенденции. В этих документах особое внимание уделяется представлению «оригинальных решений, отличающихся изобретательностью и разнообразием приемов и свидетельствующих о неординарном мышлении школьников».
Тенденция к усилению «нестандартности» олимпиадных заданий получила свое документальное оформление в новом положении о Всероссийских физико-математической и химической олимпиадах школьников от 14 сентября 1986 г. В целях и задачах олимпиады, согласно этому положению, помимо повышения интереса обучающихся к научным достижениям, подведения итогов работы кружков, помощи в выборе профессии и развитии способностей обучающихся, появился новый пункт: «Развитие у школьников логического мышления, пробуждение глубокого интереса к решению нестандартных задач. Ознакомление с современными научными открытиями, ... внедрением научных открытий в производство».
Интересно, что в положении 1986 г. отсутствует пункт, касающийся привлечения победителей олимпиад в ведущие высшие учебные заведения, а также учет ее результатов при поступлении в вузы. В «Отчете об итогах ХXIII Всероссийских физико-математической и химической олимпиад школьников 1986/87 учебного года...» нашли отражение многие из основных пунктов положения 1986 г.
Во-первых, в олимпиадных заданиях появились нестандартные задачи по тематикам, выходящим за рамки школьной программы (например, на умение определять типы кристаллических решеток или задача на динамическое равновесие в насыщенном растворе соли).
Во-вторых, была проведена специальная научно-практическая конференция юных химиков, посвященная юбилею М.В. Ломоносова. На конференции школьники представили более 300 рефератов, а «лучшие, часть из которых выполнена на уровне самостоятельных разработок, были заслушаны на пленарном и секционных заседаниях».
В-третьих, в указанном отчете в ответ на один из пунктов положения 1986 г. в задания третьего и четвертого этапов олимпиады было предложено и в дальнейшем включать задачи с производственным содержанием. Аналогичные материалы, свидетельствующие об усилении тенденции к углублению знаний можно найти и в документах конца 1980‑х гг., например, в приказе Министерства народного образования РСФСР «Об итогах XXV Всероссийских физико-математической и химической олимпиад школьников и о порядке проведения олимпиад в 1988/89 учебном году». В начале 1990‑х гг. в связи с фундаментальными реформами в нашей стране вопросы олимпиадного движения некоторое время не обсуждались. Только 9 июля 1997 г. появился приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Об утверждении положения о Всероссийской олимпиаде школьников». Согласно этому положению, «основными целями и задачами олимпиады являются: пропаганда научных знаний и развитие у учащихся общеобразовательных учреждений интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для выявления одаренных детей, активизация работы факультативов, спецкурсов, кружков».
Так, основная задача олимпиад 1930‑х–1980‑х гг. – развитие личности школьника, причем не обязательно талантливого, в положении 1997 г. фактически заменена другой задачей: выявлением одаренных детей.
По-видимому, многие организаторы олимпиад не одобрили эту тенденцию, т. к. в положении «О Всероссийской олимпиаде школьников» от 30 октября 2003 г. указано, что «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний». Отметим, что в данном документе восстановлено ликвидированное в 1986 г. положение о возможности поступления победителей олимпиад в высшие учебные заведения без экзаменов.
В октябре 2007 г. принято новое положение, которое изменило структуру проведения олимпиад. Цели и задачи остались неизменными. Основные изменения коснулись числа этапов (вместо пяти их стало четыре), определения победителей и призеров (появилась четкая привязка к успешности выполнения заданий), а также статуса олимпиад Москвы и Санкт-Петербурга.
Система химических олимпиад и творческих конкурсов по химии
Наряду с проведением очных туров постоянно проводятся заочные олимпиады. Они позволяют охватить большее количество обучающихся, в них имеет право участвовать любой школьник без какой-либо рекомендации со стороны учителей. В рамках заочных олимпиад существует возможность давать задачи в нестандартной форме: кроссворды, чайнворды и вопросы, выходящие за рамки программы, ответы на которые можно найти в соответствующей литературе.
Заочные олимпиады способствуют систематической самостоятельной работе школьников и развивают их интерес к химии, являются источником новой информации, которую обучающийся получает путем самостоятельной работы с книгой, в процессе решения задач, общении с учителями, наставниками, сверстниками. Заочная олимпиада является движущей силой развития самостоятельной работы обучающихся. С развитием современных технологий заочные олимпиады превратились в интернет-олимпиады, что позволяет привлечь как можно больше способных ребят, интересующихся химией.
Другой значимой формой работы с одаренными детьми являются летние лагеря школьников. Совмещение отдыха за городом с неформальным общением школьников, студентов и преподавателей способствует, в первую очередь, развитию интереса к химии. И забывать об этой форме работы с детьми нельзя. «Орбиталь» (Казань), «Химера» (Москва), «Ленский край» (Якутск), «Зеленые горки» (Красноярск), «Сириус» (Сочи) и другие, интересные и по-своему самобытные формы работы с высокомотивированными детьми, продолжают и развивают традиции загородных тематических лагерей.
Развивается система в проведении конференций.
С латинского слово «конференция» можно перевести как «собираю в одно место». В школе под конференцией понимается форма внеурочной деятельности, которая является завершающим этапом длительной (2-4 месяца) работы обучающихся над определенными учебно-исследовательскими проектами.
Проведение химических (естественнонаучных) конференций способствует повышению теоретического уровня знаний учеников, формированию у них культуры работы с научной литературой, развитию навыков выступлений перед публикой, аргументированно и ясно выражать свои мысли. Периодичность проведения конференций – 1-2 раза в год, а к их проведению привлекаются обучающиеся 8-11 классов.
Методические рекомендации по подготовке химических конференций
Для качественного проведения конференции целесообразно придерживаться следующих методических рекомендаций:
Методика проведения конференции
В ходе проведения конференции следует придерживаться следующих рекомендаций:
Выделяют два вида конференций:
По каждому вопросу мероприятия можно дать задание нескольким обучающимся, что позволит включить в конференцию большее количество участников и обеспечит активность при рассмотрении вопросов.
Теоретическая конференция проводится с обучающимися 8-11 классов. Время доклада составляет обычно 6-7 минут.
При значительном количестве участников мероприятия работа может быть организована по отдельным секциям.
В организационный комитет конференции кроме учителей обычно включаются и преподаватели высших учебных заведений.
Время доклада составляет 7-10 минут.
Из проведенного историко-методического анализа целей олимпиадного и конкурсного движения видно, насколько велика роль химических олимпиад и конкурсов в образовании. Они способствуют привлечению как можно большего числа школьников к серьезному изучению химии и содействуют повышению уровня преподавания химии в школе в целом. Подготовка к олимпиадам часто является основой различных внеурочных видов занятий по химии: кружков, лекториев, факультативов, школьных предметных конференций. Не менее важен тот факт, что современные задания химических олимпиад помогают выявлять не только наиболее способных, одаренных учеников, но и людей, умеющих решать нестандартные задачи. Важно, что победители и призеры разных этапов олимпиад имеют существенные льготы при поступлении в вузы.
Таким образом, олимпиады и творческие конкурсы являются реальной альтернативой единому государственному экзамену.
Химические олимпиады и конкурсы школьников играют неоценимую роль в развитии науки. Победители олимпиад различного уровня успешно реализуют себя в научной деятельности, развивая современные направления химии.
Будучи одной из форм внеурочной деятельности по химии, олимпиады и конкурсы, конференции по химии подчиняются общим принципам, на которых базируется внеурочная деятельность:
Экскурсии
Экскурсии – форма и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных обычных условиях (природа, исторические места, химические предприятия) или в музеях, на выставках.
Экскурсия – это процесс ознакомления или изучения какого-либо объекта социокультурной среды с помощью профессионально подготовленного специалиста-экскурсовода. В современном понимании, экскурсия всегда характеризуется определенными целями, временем проведения и местом. Слово экскурсия (excursion от латинского – «вылазка») подарили миру еще древнеримские завоеватели. У древних римлян слово это обозначало военную экспедицию или военный поход.
Экскурсия – это «заранее подготовленная прогулка или поездка одного человека или группы людей ради учебных, научных, развлекательных целей, имеющая точно обозначенное время и место для осуществления целей экскурсии». Особенностью понятия «экскурсии» является также фактор времени. Экскурсия – это временной отрезок, который экскурсанты вместе с экскурсоводом посвящают освоению для них новой реальности.
Экскурсия имеет свои признаки (элементы):
Как для урока, так и для экскурсии преподаватель разрабатывает план её проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в последовательности осмотра объектов (например, химических производств), наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Проведение химических экскурсий связывается с изучаемым программным учебным материалом. Необходимо их планирование на весь учебный год и проведение после занятий либо в выходные дни. Максимальное количество экскурсий в году – 3. Их число определяется содержанием материала, который изучается на уроке в конкретном классе.
Виды экскурсий:
Методика проведения химических экскурсий состоит из:
В процессе подготовки к экскурсии учителю необходимо:
Время, которое отводится на проведение экскурсии, определяется поставленной целью и может составлять от 40 минут до 2,5 часов.
Если предполагается выход на предприятие, то за проведение экскурсии отвечают специалисты, у которых есть нужная для учеников информация. Если запланирован выход на природу, то проводит экскурсию учитель химии. Во время экскурсии ученики задают вопросы для уточнения информации и
При проведении экскурсии можно запланировать обучающимся самостоятельную работу по заданиям. Задания могут быть индивидуальные или групповые. Если задания носят групповой характер, то важно распределить обязанности между членами группы. Обычно распределением обязанностей занимается старший в группе, которого назначает сам учитель или выбирают ребята группы.
Очень важно обсудить отчеты по выполнению заданий и провести рефлексию проведенной экскурсии.
Экскурсия, построенная на принципах наглядности, самодеятельности обучающихся и локальности, является одним из наиболее ценных в педагогическом отношении методов школьной работы. Она способствует зарождению и развитию у обучающихся интереса к химическим знаниям, к учебным занятиям, расширяет их кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы, «видеть» реальную действительность. Экскурсии помогают учителю лучше узнать обучающихся, установить дружеские взаимоотношения с ними.
Дидактический инструментарий во внеурочной деятельности по химии
Психолого-педагогические средства обучения химии, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, реализуются посредством познавательных заданий.
Познавательные задания – форма реализации химико-образовательных задач в процессе целостного взаимодействия учителя и обучающихся.
Различают следующие формы (типы) познавательных заданий:
Приведем примеры некоторых познавательных заданий.
Химические задачи
Во внеурочной деятельности решение химических задач, разных видов и типов сложности занимает важное место.
Химические задачи – познавательные задания с вопросной ситуацией, включающие в себя условия, функциональные зависимости и требование ответа. По своему дидактическому назначению задачи являются средством интегративного применения знаний и умений, установления целостности между количественными и качественными характеристиками химического языка. Химические задачи имеют, в отличие от математических, свою специфику, обусловленную тем, что химические знаки, формулы и уравнения содержат в скрытом виде определенные числовые данные. Для решения каждой задачи необходимо выяснить отношения между данными задачи и искомой величиной, установить соответствующие им закономерности
Тесты во внеурочной работе по химии
Принцип Болонской декларации предусматривает создание прозрачных структур контроля качества образования. Для эффективной, достоверной и надежной оценки качества образования необходима организация мониторинга на базе стандартизированной аттестационной технологии, основанной на тестировании.
Закон РФ «Об образовании» определяет основную функцию государственных образовательных стандартов как нормативную основу оценки качества образования. В процессе диагностики, мониторинга, анализа, измерения и оценивания качества химического образования особое месте следует отвести тестированию учебных достижений, обучающихся (как школьников, так и студентов).
Очевидны функции ЕГЭ как системы критериев, объективного оценивания качества и уровня знаний и умений ученика. Актуальность процесса тестирования учебных достижений, обучающихся по химии в средней школе вызвана необходимостью целостной реализации локальных задач предмета химии и социального заказа общества (формирование химически грамотной, социально активной, творческой, допрофессионально компетентной личности, готовой к дальнейшему образованию), задач ликвидации пробелов в химических знаниях учащихся. Важность проблемы тестирования давно обращала на себя внимание ученых (А. Анастази, В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, А.А. Кыверялг и др.), которые уделяют внимание этическим аспектам тестирования, основным принципам построения тестов, а также рассматривает типы тестов, методики изучения личности.
В литературе имеются публикации, раскрывающие различные аспекты тестирования:
Учеными (И. Рапопорт, Р. Сельг, И. Соттер) выделены следующие объекты тестового контроля - коммуникативная компетенция, сформированность общеучебных и специальных умений, обучаемость и обученность, развивающий эффект обучения. В последние годы проблеме тестирования уделяется большое внимание в области теории и методики обучения химии. Вышел ряд работ, в которых эта проблема анализируется:
Одним из направлений стратегии модернизации образования является повышение многообразия видов и форм деятельности обучающихся (рост удельного веса проектных, индивидуальных, групповых видов деятельности школьников, формирование практических навыков самообучения, расширение сферы самостоятельной работы учащихся). C целью развития познавательного интереса обучающихся к предмету, осуществления профессиональной ориентации, углубления и расширения знаний и кругозора школьников (дополнительное химическое образование, углубленное раскрытие программного материала, изучение внепрограммного материала), осуществления межпредметных связей, формирования практических умений и навыков, воспитания творческой активности, мы рекомендуем использование во внеклассной работе тестов разного вида.
Основные функции тестирования:
С целью закрепления материала и контроля, могут быть использованы следующие методы и соответствующие им тесты:
На этапе развития познавательного интереса обучающихся к предмету можно предложить тесты выборки:
а) водой;
б) кипячением;
в) разбавленной соляной кислотой;
г) добавлением соды. (Ответ: в.)
а) водой;
б) щелочью;
в) разбавленной соляной кислотой;
г) добавлением горячего раствора соды. (Ответ: г.)
а) вода;
б) нашатырный спирт;
в) разбавленная соляная кислота;
г) раствор поваренной соли. (Ответ: б.)
а) pH = 4,0;
б) pH = 6,8;
в) pH = 7,0;
г) pH = 7,5. (Ответ: а.)
На этапе подготовки к единому государственному экзамену с целью осуществления профессиональной ориентации, углубления и расширения знаний и кругозора школьников, можно предложить следующие типы тестов: тесты выборки, тесты дополнения, тесты соответствия, тесты переструктурирования.
Приведем примеры тестов выборки:
а) 1,25 кг/м³;
б) 1,96 кг/м³;
в) 1,429 кг/м³;
г) 1,2506 кг/м³. (Ответ: б.)
а) 4 раза;
б) 16 раз;
в) 32 раза;
г) 64 раза. (Ответ: в.)
Приведем примеры тестов на установление соответствия:
(Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Д, 4-Г, 5-В.)
Тест профориентационный всегда предполагает знание основ в той или иной области. Данный тест должен определить, знакомы ли обучающиеся с основами того или иного производства. Приведем пример теста на знание профессии металлурга.
а) масло;
б) сода;
в) соль;
г) воздух. (Ответ: а.)
а) расплавленный металл;
б) интенсивное смешивание нескольких руд;
в) расплавленная руда;
г) введение других металлов. (Ответ: г.)
На этапе формирования практических умений и навыков (овладение техникой выполнения химических опытов, оказание помощи в оборудовании химического кабинета и т.д.), воспитания творческой активности, обучающимся можно предложить следующие типы тестов: тесты на установление последовательности, тесты дополнения, тесты группировки, тесты «исключение лишнего».
Приведем примеры тестов:
а) Удалить воздушные пузыри из воронки.
б) Заполнить водой газометр.
в) Притертые части смазать вазелином.
г) Удалить воздушные пузыри из цилиндра.
д) Заполнить кислородом.
е) Проверить на герметичность. (Ответ: в, б, а, г, е, д)
На этапе формирования научного мировоззрения (знакомство с историей химии, жизнью и научной деятельностью выдающихся химиков) обучающимся можно предложить следующие типы тестов: тесты соотнесения, тесты дополнения, комбинированные тесты.
(Ответ: 1-Д, 2-Г, 3-А, 4-В, 5-Б.)
а) Александр Михайлович Бутлеров;
б) Николай Николаевич Зинин;
в) Август Кекуле;
г) Марселен Бертло. (Ответ: б.)
а) Вильгельм Фридрих Оствальд;
б) Майкл Фарадей;
в) Николай Николаевич Семенов;
г) Антуан Лавуазье. (Ответ: в.)
Дидактические (химические) игры
Дидактические игры – занимательные познавательные задания с игровой ситуацией, предназначенные для решения образовательных задач.
Примеры дидактических игр: «Крестики-нолики», «Третий – лишний», «Третий – не лишний», «Химическая пирамида», «Химический чайнворд», «Химический ребус», «Химический лабиринт» и прочие. Методика многих химических игр приведена в методическом журнале «Химия в школе».
Творческие задания
Творческие задания – это наиболее трудные по характеру познавательные задания, требующие владения системой химических знаний, умениями и опытом эвристической деятельности. Творческие задания могут быть предложены в форме химических задач, дидактических игр и т.д. К творческим заданиям относятся многие химические загадки, позволяющие сделать процесс обучения химии более интересным и продуктивным.
В последние годы в системе внеурочной деятельности широко используют многие инновационные творческие задания, например, Кейс-задания.
Использование метода Кейс-технологий в системе внеурочной деятельности по химии
Метод case-study (кейс-стади) является одним из инновационных технологий обучения школьников. Он способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою, оптимизировать решение поставленной проблемы. Применение кейс-метода может стать реальным средством повышения химической компетенции школьников, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.
Кейс-технология помогает обучающемуся проявить свои аналитические и оценочные навыки, применить на практике теоретический материал, научиться работать в команде.
Суть метода заключается в том, что обучающимся предлагается готовая ситуация, которая в той или иной степени имитирует реальную. Чаще всего она излагается письменно в виде готовой «истории», причем финал остается «открытым». В качестве учебной задачи участникам предлагают ее проанализировать и предложить свое решение. Для более глубокого анализа ситуации используют прием «исполнения ролей», когда обучающиеся исполняют роли действующих лиц ситуации. При этом на внеурочных занятиях создается обстановка, приближенная к действительности. В некоторых учебных ситуациях более подходящим является использование так называемого «инцидента». Под «инцидентом» понимается наиболее простая конфликтная ситуация, возникающая в ходе реальной деятельности и требующая от руководителя оперативного решения. Обучающимся дается краткая информация о конкретном случае, имевшем место в производстве, и предлагается найти решение в данной ситуации. Роль учителя на каждом этапе работы меняется. В начале, предлагая ситуацию, он может «провоцировать» обсуждение, на этапе анализа учитель координирует обсуждение, задает уточняющие вопросы, чтобы дискуссия продвигалась к успешному итогу.
Организация работы с кейсом включает в себя несколько этапов:
Пример 1. (Айткеева Ч.А., Бишкек). В Кыргызстане одной из крупнейших теплоэлектростанций является Бишкекская ТЭЦ. БТЭЦ имеет расчетную электрическую мощность 666 МВт, тепловую – 1443,9 Гкал/час, ежегодно вырабатывает почти 1 млрд кВт-часов электро- и более 2 млн гигакалорий тепловой энергии. Суточный расход угля летом составляет 3,5 тыс. тонн, а зимой достигает до 7 тыс. тонн. БТЭЦ ежедневно выбрасывает в окружающую среду 20–25 тонн золы и различные соединения оксидов углерода, азота, серы и других химических веществ. Среднегодовой объем золы и шлаковых отходов составляет 300–350 тысяч тонн. Золоотвалы Бишкекской ТЭЦ занимают 178 гектаров земель. Количество образующихся золошлаковых отходов неуклонно растет.
Формулирование конкретной проблемы. В настоящее время на БТЭЦ начата масштабная реконструкция, которая несомненно должна привести к увеличению мощности действующей ТЭЦ. В этот период появляется возможность внедрить в производство новые действующие технологии утилизации золошлаковых отходов. Какие вы можете предложить способы утилизации золошлаковых отходов?
Пример 2. (Айткеева Ч.А., Бишкек). В настоящее время на расходном складе ТЭЦ Бишкека находится 298 тысяч тонн угля, 118 тысяч тонн из которых – казахский уголь из разреза Шубаркуль, 178 тонн – местный из разреза Кара-Кече (газета Вечерний Бишкек от 26 апреля 2016 г. Из статьи Н. Шестаковой).
Формулирование конкретной проблемы. Состав углей изучен. Сжигание какого сорта угля более эффективно для работы БТЭЦ?
При работе с кейсом обучающимися используются следующие методы: моделирование ситуации, мыслительный способ получения знаний, проблемный метод, метод описания ситуации, поисковый метод при помощи интернет ресурсов, мозговая атака, дискуссия.
Решение ситуационных задач способствует развитию критического, логического мышления обучающихся, формирует умение выделять причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы. Все это способствует достижению главной цели образования.
Из опыта внеурочной деятельности по химии
В химико-образовательной практике используют разнообразные традиционные и инновационные формы организации внеурочной деятельности обучающихся.
К традиционным формам внеурочной деятельности по химии относят выпуск стенных газет, изготовление обучающимися учебно-наглядных пособий, химические вечера и конференции, олимпиады, недели, викторины и др.
К инновационным формам внеурочной деятельности по химии можно отнести такие её формы, как образовательные проекты «Оригинальная задача» [12], «Химическая игротека» [11], «Мир химии» [9], «Химическая лаборатория» [9], «Химоня [10] (Исаев Д.С., Соболев А.Е., г. Тверь); «Живая химия», «Химический эксперимент», «Решение задач повышенной сложности по химии» (Селезова Е.В., Железногорск, Красноярского края; «Чудеса своими руками» (Скоробогатова И.Ю.); «Химический многогранник» (Троц Н.М., п.г.т. Усть-Кинельский.; «Экспериментальная химия» (Ризен Т.Г., г. Зея) и пр.
Инновационной программой внеурочной деятельности школьников по химии, которая успешно внедрена в Тверской регионе и имеет модульный принцип построения содержания [9], можно считать программу «Химия для любознательных» (Д.С. Исаев, А.Е. Соболев, М.С. Пак). Подробнее см. Исаев Д.С., Соболев А.Е., Пак М.С. Программа «Химия для любознательных» // Химия в школе. – 2018. – №3. – С. 50-55.
Из опыта внеурочной работы по химии (материалы М.С. Пак, С-Пб)
Организация вечера "Посвящение в химики" (Харьков, ПИ)
Домашнее задание:
План проведения:
Классный час «Химия и медицина» (А.С. Гончаренко, Алма-Ата)
Плакат: «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может» (М.В. Ломоносов).
План проведения:
Конференция "Химия морей и океанов" (С. Я. Баев, С.-Петербург).
План проведения:
Декада, посвященная периодическому закону Д. И. Менделеева (Э.В. Ширинская, Норильск)
План декады:
1-й день. Беседа для учащихся 1 - 2 классов «Как устроен мир».
2-й день. Беседа для учащихся 3 - 4 классов «Как и какие ученые изучали строение различных веществ».
3-й день. Беседа для учащихся 5 - 6 классов «Кто был Д. И. Менделеев».
4-й день. Химическая олимпиада.
5-й день. Конкурс на лучшую химическую газету.
6-й день. Викторина «Знаете ли вы периодическую систему химических элементов».
7-й день. Конкурс на лучший реферат о Д.И. Менделееве.
8-й день. Тематическое чтение для учащихся 5 - 7 классов с демонстрацией занимательных опытов по химии.
9-й день. Тематические лекции о Д. И. Менделееве для 8 классов.
10-й день. Вечер занимательных опытов для учащихся 10-11 классов.
Клуб юных химиков (Б. А. Осокин, Сахалинская область)
Четыре секции: химиков-лаборантов, моделирования, лекторская, по решению усложненных задач.
Массовые формы работы клуба:
Экскурсии на машиностроительный завод (Г. А. Гургенидзе, Батуми)
План проведения:
Устный журнал "Химия плодов и овощей" (В. Г. Андросова, Калуга)
План проведения:
Страница 1. Минеральные вещества в плодах и овощах.
Страница 2. Витамины плодов и овощей.
Страница 3. Эфирные масла плодов и овощей.
Страница 4. Красящие вещества плодов и овощей.
Страница 5. Секреты крашения. Красим сами.
Страница 6. Углеводы и растительные белки.
Страница 7. Растительные антибиотики.
III. Заключительное слово учителя.
Игры-задачи (С. Д. Баткис, Кишинев)
Логогриф - химическая загадка, в которой загаданное слово меняет свое смысловое значение при прибавлении к нему (или отнятии от него) букв.
Примеры:
Метаграмма - загадка, в которой загаданное слово можно получить, заменив в исходном слове лишь одну букву на другую.
Примеры:
Анаграмма - загадка, в которой загаданное слово получают из данного слова путем перестановки букв и слогов, а также при обратном чтении (справа налево).
Примеры:
(бром - ромб).
(уран – урна).
Шарада - загадка, в которой загаданное слово состоит из таких частей, каждая из которых является самостоятельным словом.
Примеры:
То, что в облако сгустится,
Да балканская столица,
Меж собой соединясь,
Образуют целый класс (пар - Афины).
Шестиклеточный логикон - загадка по нахождению логической связи между верхними и нижними рядами на основе анализа информации в пяти клетках и заполнение шестой клетки.
Примеры (Г. И. Швед):
Ответ: с - соль.
Ответ: Ч - Чистополь
«Третий лишний» - игра по угадыванию лишней формулы на основе анализа имеющихся формул (М. С. Пак, С.-Петербург).
Ответы: C₁₀H₂₂; C₅H₁₂.
«Третий - не лишний» - игра по нахождению нужной формулы на основе анализа логической связи между имеющимися формулами. Примеры (А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк, Тарту).
Ответы: 3Н₂; 2Н₂; 2HCl.
Список литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.