Методические основы применения научно-популярных телепередач и видеофильмов при обучении технологии
Оценка 5

Методические основы применения научно-популярных телепередач и видеофильмов при обучении технологии

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Методические основы применения научно-популярных телепередач и видеофильмов при обучении технологии

Информатизация является глобальным процессом. Основными видами деятельности человека в рамках данного процесса являются:

  • сбор;
  • накопление;
  • обработка;
  • хранение;
  • передача;
  • использование информации.

Все эти операции осуществляются при помощи современных средств вычислительной и цифровой техники. К сожалению, многие традиционные средства обучения не соответствуют инновационным процессам, происходящим в системе отечественного образования. Образовательная среда учреждения образования основывается на применении мультимедиа технологий. Очевидно, что информационно-образовательная среда помогает осуществлять методическую поддержку процесса обучения и воспитания, а также мониторинг результатов. Федеральный Государственный образовательный стандарт предъявляет определенные требования к предметным, личностным и метапредметным результатам учебной деятельности ребенка. Он должен усвоить ценностно-смысловые знания гражданина РФ, овладеть учебными действиями и способностью использовать полученные знания на практике, развить способы научного мышления.

Согласно Закону РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации», общее образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». В статье 16 этого же документа указано, что эффективная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, передающих эту информацию по линиям связи и осуществляющих взаимодействие обучающихся и педагогических работников).

Сегодня вопросы разработки теоретических основ дидактики по-прежнему актуальны. Дидактика должна учитывать современную реальность, обосновывать внедрение в образовательный процесс новых дидактических средств. Теоретические основы внедрения информационных технологий можно встретить в работах А.М. Новикова, Г.К. Селевко, В.П. Беспалько.

Специалисты отмечают, что информационные технологии дают педагогу эффективные дидактические средства. Сегодня уже сложно представить процесс обучения и воспитания без компьютера, информационно-телекоммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств, информационных ресурсов и других средств. На сегодняшний день нет единого подхода к определению некоторых терминов, связанных с внедрением электронных средств обучения. Например, Б.Е. Стариченко использует термин «информационная дидактика». Е.Н. Рогановская – «компьютерная дидактика».

Между тем, обучение является отражением работоспособной дидактической системы, важными компонентами которой выступают средства обучения.

Одним из эффективных средств обучения являются аудиовизуальные средства. К ним относятся видеофильмы, фрагменты телепередач и т.п.

Специалисты выделяют следующие преимущества данного вида дидактических средств:

1) Сочетание фото, анимации, графики, видео и звука позволяет создать интегрированную информационную среду.

2) Интегрированная информационная среда является оптимальным пространством для усвоения знаний и развития компетенций.

При этом, важно, чтобы видеофрагменты содержали достоверную и типичную информацию. Помимо этого, они должны соответствовать интересам и потребностям обучающихся. Желательно, чтобы структура подобранного фильма позволяла делить его на фрагменты без потери смысла.

В рамках дисциплины «Технология» видеофильмы позволяют знакомить ребят с технологией современного производства, условиями труда работников. Специалисты отмечают, что использование таких средств оказывает значительное эмоциональное влияние на ребенка. На практике педагог редко пользуется только одним дидактическим средством, обычно он сочетает несколько видов. Варьируя различные сочетания средств обучения, педагог может усилить ту или иную их функцию. Таким образом, происходит активизация различных видов деятельности учеников. Начиная с простейшего восприятия изображений на экране и заканчивая абстрактным мышлением.

Ни для кого не секрет, что с развитием науки роль средств обучения в образовательном процессе меняется и развивается. Такое развитие средств обучения имеет огромное значение для решения педагогических задач. Важно помнить, что использование тех или иных средств обучения должно быть педагогически оправданным. Например, демонстрация учебных таблиц помогает детям лучше запоминать материал в ходе занятия. Материал, необходимый для кратковременного использования, удобно выводить на экран, чтобы дети могли видеть его в случае необходимости. Нельзя отрицать и возрастающую роль средств массовой информации. СМИ активно участвуют в процессе многостороннего образования.

Использование аудиовизуальных средств обучения предполагает воздействие на воображение слушателей посредством образных и акустических элементов. Соединение визуальных и аудиальных элементов создает возможность взаимного проникновения воссоздаваемых умственных впечатлений. Звук или визуальный ряд по отдельности гарантирует правильность образа. Специалисты относят к аудиовизуальным средствам фильмы, телевидение.

Дидактические фильмы несут в себе огромное воспитательное значение. Они дают возможность детям увидеть такие процессы и явления, которые недоступны непосредственному наблюдению. Режиссер может приблизить план, ускорить или замедлить воспроизведение, подчеркивая важные моменты разных процессов. При этом каждый зритель получает равные условия для просмотра и прослушивания. Перед использованием дидактического фильма педагогу необходимо предварительно ознакомиться с ним, чтобы определить вариант и время его демонстрации. Специалистами отмечено, что просмотр видеофильма помогает развивать различные аспекты личности ученика, в том числе внимание и память. Во время коллективного просмотра возникает атмосфера совместной деятельности. В таких условиях непроизвольное внимание ученика становится произвольным. Активизация нескольких каналов восприятия повышает эффективность запоминания изложенного учебного материала. Психологи отмечают, что учебные фильмы особым образом воздействуют на детей:

  • управляют вниманием каждого ребенка и всей аудитории;
  • влияют на повышение объема долговременной памяти;
  • повышают прочность запоминания;
  • оказывают эмоциональное воздействие и повышают мотивацию.

Можно утверждать, что в целом данное дидактическое средство способствует интенсификации учебного процесса и развитию коммуникативной компетентности детей. Эмоциональное воздействие на участников просмотра заключается в формировании личностного отношения к увиденному.

Для видеофильмов характерны непосредственное изображение реальной действительности и особая манера общения со зрителем. Видеотекст выгодно отличается от аудио или печатного текста тем, что объединяет в себе разные аспекты речевого взаимодействия. Кроме того, помимо содержания он содержит еще и визуальную информацию.

Применение видеофильмов на уроках технологии дает педагогу возможность решать такие задачи:

  1. повышение мотивации к обучению;
  2. интенсификация обучения (передача большого объема учебной информации обучающимся, при этом продолжительность обучения не изменяется и не снижаются требования к качеству знаний за счет повышения передаваемой информации);
  3. активизация внимания обучающихся;
  4. организация самостоятельной работы обучающихся;
  5. повышение качества знаний обучающихся.

При использовании персонального компьютера в качестве технического средства обучения педагог получает возможность упорядоченно хранить большие массивы информации.

Помимо этого, достигаются следующие цели:

1) повышение уровня использования наглядности на уроке;

2) повышение производительности труда;

3) установление межпредметных связей с информатикой;

4) появлению возможности организации проектной деятельности обучающихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и технологии;

5) привлечение внимания педагога к способу подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний обучающихся;

6) изменение, особенно у младших подростков, отношения к компьютеру: ребята начинают воспринимать его не как дорогую, увлекательную игрушку, а в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Использование информационных технологий помогает углубленно изучать материал, формировать практические умения и навыки детей по предмету. Однако наряду с положительными моментами существуют и отрицательные, связанные с внедрением информационных технологий в образовательный процесс:

  • большие объемы информации ребенку сложно воспринимать с экрана компьютера;
  • невозможно организовать жесткий непосредственный контроль за выполнением учебного плана;
  • нарушается равновесие в привычной системе «учитель-ученик».

Компьютер не может полностью заменить педагога. Только сам учитель может вызвать у детей интерес к учебному материалу, пробудить любознательность, вознаградить за приложенные усилия.

Возможности информационных технологий в сфере образования:

  1. информационные технологии вырабатывают повышенную степень мотивации, положительно влияют интерес к процессу обучения;
  2. информационные технологии приумножают возможности обучения;
  3. информационные технологии позволяют достигнуть необходимую индивидуализацию обучения;
  4. информационные технологии обеспечивают высокий уровень объективности в процессе оценивания результатов;
  5. информационные технологии повышают долю работы, осуществляемой обучающимися самостоятельно.

Мотивационный этап дидактического процесса

Мотивация по-прежнему остается одной из главных проблем педагогики и психологии.

Современная психология рассматривает мотивацию во взаимосвязи с источниками активности личности, с силами, которые побуждают ее к деятельности. Отечественные психологи полагают, что мотивация – это сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности индивида.

Мотивация – процесс, в результате которого какая-либо деятельность наделяется личностным смыслом, формирует устойчивый интерес к ней, переводит внешние цели во внутренние потребности.

Понятие «мотив» в данном случае включает такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д.

Мотивация какой-либо деятельности – это развивающийся во времени сложный психический процесс.

Только творчески работающие педагоги способны поддерживать у детей мотивацию учения на высоком уровне. В зависимости от умений и усилий мотивация обучающихся в учебной деятельности может быть слабой и, сильной. Степень мотивации проявляется внешне в виде прилежания, внимания и усидчивости работы на уроке или дома.

Педагоги и психологи отмечают, что современные ученики часто отчуждаются от учебной деятельности. Причем эта тенденция нарастает к старшим классам. Существует, также мнение, что у обучающихся начальных классов отмечается низкий уровень учебной мотивации. При поступлении в школу от 8 до 20% детей уже не хотят учиться. Исследования, проведённые учеными в школах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что большое количество детей видят цели школьного обучения как слишком общие, не имеющие реальной связи с их повседневной настоящей и будущей жизнью.

Такая же тенденция прослеживается по результатам анкетирования родителей. Педагоги утверждают, что решение данной проблемы невозможно без внедрения соответствующих учебных инструментов. Каждый субъект образовательного процесса в настоящее время оказывается отчужденным от процесса целеполагания, цели детей, учителей и родителей часто оказываются несогласованными. Этот факт приводит к снижению у детей уровня учебной мотивации.

Известно, что усвоение знаний происходит только в результате собственной учебно-познавательной деятельности ребенка. На протяжении длительного времени педагоги и психологи пытаются исследовать структуру познавательной деятельности личности для того, чтобы научиться управлять ею. Однако сегодня все еще отсутствует общепринятое представление о процессе усвоения знаний.

Из истории педагогики мы знаем, что до XIV – XV вв. господствовала система схоластического обучения, когда ученики должны были усваивать основные положения учебных предметов, полагаясь на слова учителя. Такое вербальное обучение в далеком прошлом вполне понятно и даже оправданно, так как учитель и его слово были единственными источниками информации для учеников. Уже в XVII в. благодаря выдающимся трудам Я.А. Коменского стало ясно, что вербальное и схоластическое обучение обладает непомерно низкой эффективностью. Ему на смену шло наглядное обучение. Однако и наглядное обучение оказалось не оптимальным, и оно вынуждено было уступить пальму первенства деятельностному подходу к организации обучения.

Современный уровень образования диктует определенные способы организации образовательного процесса. Так, педагогу необходимо создать условия, в которых дети выполняли бы учебно-познавательные действия, ведущие к усвоению учебного материала. Учебный процесс характеризуется высокой степенью интенсивности. Задача педагога состоит в правильном и своевременном применении необходимых технологий, с учетом целей обучения и особенностями изучаемой дисциплины.

Если целью обучения является знакомство с материалом (первый уровень усвоения знаний), то можно использовать репродуктивные способы обучения.

При репродуктивном подходе обучающийся:

  • внимательно слушает объяснения учителя;
  • работает с учебником;
  • наблюдает за изучаемыми объектами, явлениями;
  • выполняет практические действия, используя инструкцию.

Если целью является активизация учебно-познавательной деятельности ребенка (второй уровень усвоения знаний), то педагог не должен использовать репродуктивную систему обучения. В этом случае психолого-педагогической наукой рекомендуются следующие учебно-познавательные действия обучающихся:

  1. «переформулирование» учебного материала;
  2. критическое осмысливание;
  3. поиск рационального способа принятия решения,
  4. сравнение и сопоставление вариантов.

Желательно, чтобы дети конспектировали учебный материал, выступали с докладами по теме, вели дискуссии, решали типовые задачи.

В случае, когда целью обучения является активизация поисковой, эвристической деятельности ребенка (третий уровень усвоения знаний), педагог может использовать дидактические процессы, основанные на использовании проблемного обучения:

  • деловые игры, – проектирование,
  • разбор нетиповых проблемных ситуаций;
  • другие виды учебной деятельности, требующие от обучающихся поисковой (эвристической) деятельности.

Для достижения усвоения учебного материала на четвертом уровне эффективными методиками построения дидактического процесса являются:

  • дискуссии по анализу методики и результатов выполнения исследований;
  • постановка проблемных задач, исследовательская деятельность (групповая и индивидуальная).

Однако наличие учебной мотивации и соответствующих условий для учебно-познавательной деятельности еще не дают гарантии, что дети продемонстрируют ожидаемые от них результаты в обучении.

Завершенность дидактического процесса обеспечивается за счёт оптимального выбора способа организации управления процессом обучения. Необходимость управления учебным процессом вызывается особенностями природы усвоения человеком опыта. Достигнув усвоения материала на первом уровне, большинство детей находятся во власти иллюзии полного усвоения. Далее последующая учебно-познавательная деятельность протекает, как правило, неполноценно. Поэтому в данной ситуации необходимо осуществлять контроль:

  • за выполнением учащимся всех заданных ему учебно-познавательных действий;
  • за качеством их усвоения.

При необходимости, педагогом проводится коррекция ошибок, т. е. управление процессом усвоения. Современные обучающиеся стремятся к самостоятельности и самопознанию. Поэтому в формировании и развитии познавательной мотивации на уроках технологии важная роль отводится взаимодействию между учителем и учеником в атмосфере диалога и сотрудничества.

Современным школьникам доступен большой объем информации. Они владеют техническими знаниями, превосходно ориентируются в компьютерных технологиях и программном обеспечении. В связи с этим учитель имеет возможность широко использовать компьютерные технологии в учебной и внеурочной деятельности. При этом подача учебного материала должна осуществляться дозированно и динамично. Поэтому педагог может успешно применять на уроках технологии короткие циклы занятий с обязательными межпредметными связями. Ребенок в результате занятия должен получить знания и умения, которые в дальнейшем будут иметь практическое применение. Учитель может указать детям на важность знаний в практической жизни и стимулировать их на использование личного опыта на уроках и во внеурочной деятельности.

Именно педагог, создавая благоприятные педагогические условия, позволяет обучающемуся почувствовать себя личностью в системе человеческих отношений, свойственных миру взрослых.

Видеотехнологии как средство осуществления образовательного процесса

Новые технологии всегда лежат в основе педагогических преобразований. Знание их основ помогает создать эффективный образовательный процесс. Педагог выбирает средства обучения в зависимости от собственной методики изложения материала. Причем методика изложения меняется в связи с внедрением в школьное образование различных технических средств.

Урок с применением технических средств обученияэто качественно новый, по сравнению с традиционным, тип урока, технические средства меняют структуру урока и его форму.

Образовательные учреждения успешно используют технические средства обучения в качестве средств, методов и форм осуществления образовательного процесса. Персональный компьютер является средством трансляции информации. Видеометод преподнесения информации отражает деятельность педагога и обучающихся по восприятию и обсуждению аудиовизуального ряда. Являясь формой образовательной работы, использование видео позволяет организовать взаимодействие субъектов образовательного процесса при просмотре материала.

Видеотехнология как педагогическая технология это демонстрация изображений с последующим обсуждением полученной информации в целях обучения, воспитания и развития обучающихся. Это общедидактическая технология. Именно поэтому разнообразные по содержанию материалы могут быть использованы при формировании у детей ценностных ориентаций.

Современные производители предлагают педагогу большое разнообразие видеоматериалов: детские и юношеские образовательные передачи, обучающие фильмы и мультфильмы, художественные фильмы.

По содержанию видеоматериалы можно разделить на:

  • решающие учебно-познавательные задачи в разных образовательных областях;
  • решающие задачу организации культурного досуга обучающихся.

Применение видеометода:

  1. помогает активизировать наглядное и чувственное восприятие;
  2. обеспечивает стойкое усвоение знаний;
  3. развивает абстрактно-логическое мышление;
  4. сокращает время, затрачиваемое на обучение.

Образы, которые дети воспринимают при просмотре фильмов, характеризуются эмоциональной окраской и способны влиять на их мировоззрение.

Как дидактическое средства, видеоматериалы помогают:

  1. представлять интересную, полезную информацию;
  2. иллюстрировать объяснение учителя или дополнять его рассказ;
  3. выступать в качестве основного источника знаний;
  4. расширять кругозор в различных областях знаний;
  5. формировать представления об объекте изучения, явлений, событий;
  6. создавать условия для мотивации познавательной деятельности обучающихся;
  7. управлять процессом познания;
  8. обобщать учебный материал;
  9. организовывать самостоятельную познавательную деятельность;
  10. развивать мыслительную деятельность обучающихся.

Специалистами установлено, что использование анимации и звукового ряда в обучающих программах положительно влияет на кинестетический, визуальный и аудиальный каналы восприятия ребенка. Это дает дополнительную возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

В практике преподавания педагоги используют различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым способом является использование готовых программных продуктов. Обычно они имеют несколько вариантов использования в зависимости от содержательных особенностей образовательного процесса. Применение изобразительных средств, таких как рисунки, анимация, звук, видеофрагменты помогают расширить потенциал обучения, делают учебный материал наглядным и понятным.

Д.В. Разумный разработал фрагментарный подход, который помогает сделать видеопособия инвариативными к любой методике подачи учебного материала. Фрагментарность достигается благодаря тому, что в содержании видеодемонстрации отсутствуют обобщения и выводы – необходимые составляющие любой методики. Педагоги знают, что лучше усваивается тот материал, который ученик «открыл» сам, приложил усилия. Поэтому учебный фильм, фрагмент и видеозапись должны быть подобраны таким образом, чтобы дети в ходе урока осуществляли поиск информации, обнаруживали новые знания. Видеоматериал, как правило, не содержит готовых знаний, он лишь дает ученику необходимую информацию. Именно самостоятельность в поиске информации является важным элементом в эвристическом подходе к обучению. Педагог должен создать такие условия, в которых важная информация окажется на поверхности, будет доступна для усвоения.

Методисты дают такие рекомендации относительно просмотра видеоматериала: он не должен равняться продолжительности урока, оптимальное время 10-15 минут. Превышение данного временного отрезка приводит к возникновению пассивности у детей.

Работа на уроке с применением видеофильма традиционно включает три этапа:

  • преддемонстрационный;
  • демонстрационный;
  • последемонстрационный.

Эффективность использования технических средств обучения напрямую зависит от профессиональной подготовки педагога. Демонстрация видеоматериала всегда должна сопровождаться активной учебной деятельностью обучающихся. Педагог должен использовать задания, которые были бы направлены на поиск и вычленение информации, ее фиксирование и анализ. Дети могут делать пометки, которые будут полезными на последемонстрационном этапе. Также просмотр видеоматериалов может быть завершением изучения цикла уроков по определенной теме. Дети заранее получают задания для изучения материала, это готовит их к просмотру фильма. Предварительное чтение текстов также повышает мотивацию в ходе просмотра фильмов, если видеосюжет открывает новые перспективы видения данной темы. Эффективность процесса обучения с использованием видеоматериалов зависит от систематического и рационального применения видео на уроках. Так же существует ряд принципов, соблюдение которых позитивно влияет на результат обучения.

Принципы применения видеоматериалов на учебных занятиях:

1. Принцип меры при использовании видеофрагментов. Возможности технических средств обучения безграничные и неиссякаемые. Ряд учителей превращают использование технических средств в самоцель. Видеоматериалы являются лишь составной частью комплекса средств обучения. Их эффективность достигается только в сочетании с печатными и учебно-наглядными пособиями и другими инструментами. Зарубежные специалисты рекомендуют использовать видеоматериалы на учебных занятиях не чаще одного раза в неделю.

2. Принцип научности реализуется при условии передачи прочно установившихся в науке знаний. С их помощью в доступной для обучающихся форме демонстрируются наиболее существенные свойства и признаки предметов, явлений.

3. Принцип системности означает строгую логическую последовательность изложения. Любой источник информации, используемый учителем на уроке, имеет своё определённое место в системе уроков (на данном конкретном уроке) в логической связи с излагаемым (изучаемым) материалом.

4. Принцип сознательности, активности и самодеятельности имеет непосредственное отношение к техническим средствам обучения. С их помощью дети лучше разбираются в фактах и явлениях, они пробуждают инициативу, учат применять получаемые в школе знания.

5. Принцип активности проявляется в решении проблемных ситуаций: поиск обучающимися пути, ведущего к решению той или иной проблемы. Решение проблемы стимулируется техническими средствами, передающими информацию из передачи, фильма, фрагмента видеозаписи. Дети с огромным желанием позволяют вовлечь себя в необычную и увлекательную ситуацию. Ученики сами извлекают знания и делают выводы.

6. Принцип наглядности является прародителем всей системы технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств и технических устройств.

7. Принцип коллективного воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка реализуется при помощи индивидуальных заданий в системе деятельности всего класса, когда каждый обучающийся может выполнять полностью автономно свою часть общей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы, становятся основным средством сочетания коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке.

Видеоматериалы должны соответствовать следующим требованиям:

  • высокий эстетический уровень;
  • соответствующий возрастным особенностям уровень эмоционального воздействия;
  • познавательная значимость;
  • фактологическая достоверность;
  • связь с реальной жизнью.

Для того чтобы работать с видеоматериалами было удобнее, педагогу целесообразно создать собственную видеотеку и каталоги, содержащие научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино в разрезе изучаемых разделов и тем.

При подготовке к уроку учителю необходимо:

  • просмотреть материал;
  • определить хронометраж;
  • разбить материал на смысловые единицы;
  • к каждой из смысловых единиц сформулировать вопросы и задания;
  • сформулировать значение фрагментов для изучения конкретной темы;
  • разработать оценочные средства с целью выявления результатов просмотра.

Яркая форма наглядности видеофрагментов в сочетании с возможностью многократного предъявления с каждым годом находит всё большее признание в качестве эффективного обучающего средства при изучении всех школьных дисциплин.

Отличительной особенностью видеофильмов является то, что они изображают коммуникативные ситуации между людьми наиболее полно. Видео дает возможность увидеть, где происходит действие. Важно, чтобы материал урока соответствовал уровню знаний детей на данном этапе обучения. Стоит также учитывать возрастные и индивидуальные особенности. Специалисты отмечают, что в ходе использования технических средств обучения могут допускаться следующие педагогические ошибки, снижающие эффективность их применения:

  • несоответствие дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках;
  • несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
  • отсутствие системности в использовании видеофрагментов, случайность их применения;
  • перегруженность урока демонстрацией видеофрагментов, превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

Очевидно, что демонстрация видеофильма не должна превращаться в развлечение. Это лишь часть целенаправленного учебного процесса, соответствующего всем требованиям методики преподавания.

Список литературы:

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. 2011. № 3.
  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: изд-во РАО, 1994.
  3. Башмаков М.И. Процесс обучения в информационной среде / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник // Школьные технологии. 2013. № 6.
  4. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса. – СПб.: Питер, 2011.
  5. Булин-Соколова Е.А. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход. М: Учитель, 2015.
  6. Гармонизация полнотекстовых, фактографических и библиографических ресурсов в рамках образовательного портала: Тезисы доклада, выполненного на Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра», в рамках Всероссийского форума «Образовательная среда – 2012» / В.Ю. Григорьев, О.В. Архангельская, Р.В. Павлов, А.В. Устинов. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Рособразование, 2013.
  7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. – М.: Наука, 1982.
  8. Горбунова Л.И. Использование информационных технологий в процессе обучения / Л.И. Горбунова, Е.А. Субботина // Молодой ученый. 2013. № 4.
  9. Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. Монография. – СПб.: Издательство БАН, 2012.
  10. Калацкая Л.В. Дидактические свойства сети Интернет, используемые в сетевых курсах, М.: Истоки, 2010.
  11. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников // Директор школы, Сентябрь, 2013 г.
  12. Лабутин В.Б. Аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе // Стандарты и мониторинг в образовании 2013. № 4.
  13. Лысиченкова С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. 2012. № 4.
  14. Малафеев Р.И. Активизация познавательной деятельности учащихся // Технология в школе. 2013. № 7.
  15. Машбис Е.И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Просвещение, 2012.
  16. Писаренко В.И. Педагогический алгоритм работы с видеоматериалами // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – Вып. 1 (13).
  17. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В.. Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. – 376 с., 64
  18. Разумный Д.В. Дидактические принципы создания и применения новых видеопособий для средней школы. (Методические рекомендации). М.: ИОО МО РФ, 2011.
  19. Разумный Д.В. Организационно-педагогические условия эффективного использования современных технических средств обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед. наук. – Москва, 2011.
  20. Тхоржевский Д.А. Методика трудового обучения: Учебное пособие М.: Просвещение, 2016.
  21. Усов Ю.Н. Аудиовизуальное развитие учащихся IX-XI классов: система аудиовизуального образования учащихся средней школы: сб. ст. / под ред. А.В. Каменец, Е.А. Захаровой. М.: Мысль, 2012.
  22. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – Мн.: Университетское издательство, 2010.
  23. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2007.
  24. Черепанова М.Н. Информационные образовательные технологии в образовательной деятельности учащихся. Информационные технологии в образовании и науке (ИТО-САМАРА-2011): Материалы международной научно практической конференции – Самара; М.: Самарский филиал МГПУ, МГПУ, 2011.
13.11.2019