Грамотное письмо невозможно без освоения орфографии. Орфография - общепринятая система правил написания слов. Этот термин происходит от греческих слов «orfos» - «прямой», «правильный» и «grapho» - «пишу», т.е. буквально означает «правильно пишу».
Существуют разные подходы к определению понятия «орфограмма», все они указывают на специфику орфограммы по сравнению с неорфографическим написаниеми. Рассмотрим наиболее распространенную формулировку данного языкового явления.
Орфограмма – это написание, соответствующее определённому орфографическому правилу и требующее его применения.
Русская орфография состоит из пяти основных разделов:
Правила, опирающиеся на языковую природу орфографического явления, на грамматику, фонологию, морфемику, словообразование, этимологию, помогают выбрать верное, обоснованное написание, обеспечивают правильное, точное понимание смысла текста, служат основой для безошибочного написания морфем, грамматических форм, родственных слов, собственных имен в отличие от нарицательных, определяют перенос слов со строки на строку. Орфография помогает производить смысловое разграничение слов и их сочетаний. То есть она обеспечивает взаимопонимание людей. Дети должны на собственном опыте убедиться в этом, чтобы относиться к орфографии с пониманием. Такому осмыслению мешают многочисленные исключения из правил, отступления от основных принципов орфографии.
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих случаях:
Больша́я часть важных правил орфографии изучаются уже в начальных классах. Применение правил обычно ограничивается доступными случаями, без осложнений, на понятном детям языке. Написание многих слов, которое могут быть проверены учениками старшей школы, малышам приходится усваивать практически, на основе запоминания или языкового чутья (интуиции, которая формируется на основе культурной речевой среды, внимательного чтения, безошибочного письма).
Материал по орфографии, который предлагается ученикам начальных классов, очень многообразен. Детям нужно понять орфографическую систему, логику предмета, обоснованность и правил, способы проверки орфограмм. При этом в орфографической системе русского языка не все случаи регулируются правилами: существуют непроверяемые орфограммы, которые ребенок должен запомнить. Не всегда в книгах или периодических изданиях правильно осуществляются переносы слов и употребляются заглавные буквы. Кроме того, многие орфографические трудности, с которыми дети встречаются при письме, не изучаются в начальных классах. Поэтому в детских сочинениях и других работах неизбежно появляются ошибки. Педагог должен тактично предупреждать учеников, помогать им писать правильно.
Орфограмма – это основная единица правописания, требующая проверки. Орфограммой может быть отдельная буква в слове, сочетание букв, морфема, стык морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или заглавной буквы.
В орфограмме существуют несколько предполагаемых написания. Выбор правильного написания представляет собой решение грамматико-орфографической задачи. Получается, что орфограмма «работает» только в том случае, если пишущий ребенок ее сразу замечает. При этом у трети учеников умение видеть орфограмму сформировано недостаточно.
В процессе изучения орфографии ребенок должен в первую очередь научиться дифференцировать орфограммы. Теоретическую основу обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
Принято считать, что ведущим признаком орфограммы является несовпадение буквы и звука при написании или произношении. Но дети могут выделить этот признак только в том случае, если слышат и видят слово одновременно. Что, например, невозможно при письме под диктовку. У ребенка просто нет возможности заметить несовпадения звука и буквы.
а) гласные о--а, и--е;
б) пары звонких и глухих согласных б--п, г--к, в—ф и т.д.;
в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;
г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);
д) сочетания нч, нщ;
е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];
ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.
Таким образом, уже младший школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, необходимо только убедиться, что это приставка.
Рассмотрим основные орфограммы, изучаемые в начальной школе (см. Табл.1).
Название орфограммы |
Опознавательные признаки (общие и частные) |
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые) |
|
Звонкие и глухие согласные |
|
Непроизносимые согласные |
|
Разделительный ь |
наличие звука [Ц] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё |
Разделительный ъ |
наличие звука [Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня |
Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок |
|
Заглавная буква в именах собственных |
|
Заглавная буква в начале предложения |
|
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу |
наличие в слове сочетаний |
ь на конце имен существительных после шипящих |
|
Безударные окончания имен существительных |
|
Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
|
Таблица 1. «Основные орфограммы, изучаемые в начальной школе»
Формирование орфографической зоркости у учеников начальных классов является одной из важнейших задач при изучении предмета «Русский язык». При этом формирование грамотного письма в целом – достаточно сложная задача для педагога. Часто бывает так, что дети хорошо усваивают правила, но не могут применять его на практике, поэтому часто пишут с большим количеством ошибок. Так случается потому, что ученику необходим большой объем памяти, он должен четко знать грамматику и правила орфографии. Узнавание орфограммы и ее соотнесение с правилом должно происходить автоматически. Это важно, чтобы не отвлекать ребенка от процесса письма.
Сегодня большинство педагогов работают над орфографией стереотипно: ученики заучивают правило, затем – выполняют упражнения. Но для грамотного письма недостаточно знать правила. Языковеды полагают, что важно научить ученика безошибочно и точно определять место орфограммы в слове и решать орфографические задачи. Именно поэтому огромное внимание педагог должен уделять развитию орфографической зоркости. Умение распознавать орфограммы – это одно из необходимых условий для усвоения орфографических норм. Это необходимо, чтобы дети могли эффективно использовать правила при письме. Значит, основная задача педагога – формирование данного навыка у учеников.
Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. То есть различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а в какой может быть обозначен разными буквами в том же звучании.
Известно, что значительную часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, поэтому с точки зрения фонематической концепции русского правописания «орфографическая зоркость» - это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, а именно, различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. Орфографическая зоркость как раз и заключается в умении обнаруживать звук, который находится в слабой позиции. Кроме того, она предполагает умение видеть собственные и чужие ошибки. Отсутствие у ребенка орфографической зоркости или слабая ее сформированность приводят к тому, что он допускает много ошибок при письме. Важно понимать, что орфографическая зоркость развивается в процессе языкового анализа и синтеза, когда ребенок постоянно выделяет звуки, буквы и морфемы в ходе чтения, во время написания диктантов, в процессе работы над различными упражнениями. Упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости, должны проводиться целенаправленно и систематически. При систематическом выполнении упражнений зоркость автоматизируется и становится орфографическим навыком, обеспечивает обнаружение и опознавание орфограммы. Можно утверждать, что орфографическая зоркость формируется в процессе систематического выполнения упражнений и основана на более простых умениях:
Каждый из перечисленных выше навыков сам по себе является предпосылкой для развития орфографической зоркости. Необходимо, чтобы они находились в постоянном взаимодействии.
Педагоги отмечают, что процесс формирования орфографической зоркости проходит несколько последовательных этапов:
Данный цикл этапов работы над орфограммой не заканчивается в начальных классах. Его относительное завершение приходится ближе к моменту окончания средней школы.
Для развития навыка орфографической зоркости нужны следующие условия:
Важно и то, что орфографическая зоркость является основой успешной и эффективной самопроверки письменных работ детьми. Если самостоятельно сделанные исправления не приводят к снижению отметки, то дети стараются самостоятельно контролировать свое письмо. Педагог должен поощрять умения в области самопроверки. Осознанный подход к усвоению орфографии детьми помогает им понимать языковые значения. Под языковыми значениями специалисты понимают содержание целых высказываний, смысл предложений, оборотов речи, словосочетаний, учитывая следующее:
Точно и ясно понимать значение слова необходимо для того, чтобы выделять в нем корень и другие морфемы. Это необходимо при подборе проверочных или родственных слов. Для ясного понимания его связей в предложении. Понимание значения словосочетаний и предложений, в свою очередь, нужно для более точного понимания значения слов, для определения форм частей речи. То есть отсутствие орфографической зоркости становится причиной того, что дети допускают ошибки при письме. Это приводит к тому, что даже хорошее знание правил и умение их применять не позволяют школьнику видеть орфограммы в процессе написания текста. Главной причиной «орфографической слепоты» школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.
В процессе обучения грамотному письму необходимо анализировать ошибки, которые допускают дети. Ведь без выяснения их причин и прогнозирования невозможно подобрать способы их исправления.
Причины «орфографической слепоты»
На начальном этапе обучения письму наряду со слуховым и зрительным анализом важное значение имеют речевые кинестезии (проговаривание), которые дают возможность более тонко и точно воспринимать речь. Современные учителя используют методику П.С. Тоцкого, в основе которой лежит орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы четко запомнить написание слова, ребенок повторяет его вслух несколько раз. Важно повторить именно так, как оно пишется. В результате формируется грамотное письмо. При этом нельзя считать эту методику универсальной, т.к. в процессе проговаривания восприятие орфографического материала никак не связано с его теоретическим осмыслением. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный «запоминательный» образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.
В процессе комментированного письма у ребенка развиваются умения контролировать процесс письма, т.к. он не просто фиксирует, а объясняет написание слов. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Выполняя комментирование или орфографический разбор, ученик находит объект объяснения, т. е. орфограмму. Комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняет разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо помогает осуществлять повторение материала, дает возможность учителю определить знания учеников и проверить их орфографические навыки. Зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка.
Формирование орфографических навыков является сложным процессом. Здесь важно, чтобы осуществлялась строгая взаимосвязь между всеми компонентами, которые участвуют в развитии данного навыка у ребенка. Только в таком случае дети могут использовать теоретические знания при написании слов, то есть делать это сознательно. Прежде чем приступить к формированию орфографического навыка, необходимо установить, какие знания лежат в его основе, какие частные операции развивают его. Педагогам известно, что основой любого орфографического навыка являются конкретные знания и умения.
С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы:
И в той, и в другой группе ведущее место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая невозможна без понимания сущности орфограммы. Важно понимать, что единицей обозначения при письме является не звук, а ряд чередующихся звуков – фонема. Если звук находится в сильной позиции, буква, которая его обозначает, не является орфограммой. Если же звук находится в слабой позиции, то буква становится орфограммой. Этот признак – незаданность письменного знака произношения – характерен для всех типов орфограмм.
Орфограмма работает в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Педагог должен обучать детей видеть орфограмму с первого года школьного обучения. П.С. Жедек определяла умение обнаружить орфограмму - орфографической задачей, которую ученик должен в последствии правильно решить. При постоянной тренировке орфографической зоркости навык автоматизируется и в дальнейшем обеспечивает эффективное выполнение орфографического действия. Когда ребенок при письме осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие.
Орфографическое действие – это целенаправленное действие по обоснованному выбору написания, которое изначально осознается им как неоднозначное. Исходя из этого, независимо от типа орфограммы П.С. Жедек выделяла в орфографическом действии две составляющие: 1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы); 2) ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Педагогу необходимо понимать, что орфографическое действие – это сознательное действие, а не навык.
Педагог-методист М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:
Какими будут результаты обучения орфографии однозначно сказать нельзя. Во многом эффективность зависит от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Ребенка необходимо научить:
Эффективным приемом считается проведение орфографических минуток в начале урока: учитель пишет на доске слова, в которых ранее многие учащиеся допускали ошибки; ученики отчетливо проговаривают эти слова с учетом орфографически верного написания. Можно писать слова с пропусками орфограмм. Практикуется также включение таких слов в упражнения для устных и письменных заданий на уроке.
Определенную пользу для формирования орфографической зоркости имеет работа с орфографическими словарями, пользоваться которыми учитель разрешает на уроках. Хорошо, когда словари находятся в классе в достаточном количестве.
Для слабых учащихся целесообразно проводить дополнительные групповые и индивидуальные занятия во внеурочное время: выполнение дополнительных упражнений, написание диктантов, повторение плохо усвоенных тем, развитие навыков самопроверки.
Как уже отмечалось выше, ошибки при выполнении орфографических действий могут возникать на любом этапе. Умение ставить орфографические задачи может происходить как стихийно, так и целенаправленно. Решение таких задач связано с процессом языкового анализа и синтеза. Сложность заключается в том, что ребенок должен самостоятельно ставить перед собой задачу. Он должен найти орфограмму и определить ее как задачу (помнить, что время на решение задачи ограниченно).
Задача начальной школы – создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости. Ведь только ученик, который может найти и определить орфограмму, способен применить правило и верно написать слово. Следовательно, умение обнаруживать орфограммы, что и является орфографической зоркостью, является основополагающим орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию и залогом грамотного письма в дальнейшем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.