Орфография, ее основные принципы и понятия
Оценка 4.8

Орфография, ее основные принципы и понятия

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Орфография, ее основные принципы и понятия

Грамотное письмо невозможно без освоения орфографии. Орфография - общепринятая система правил написания слов. Этот термин происходит от греческих слов «orfos» - «прямой», «правильный» и «grapho» - «пишу», т.е. буквально означает «правильно пишу».

Существуют разные подходы к определению понятия «орфограмма», все они указывают на специфику орфограммы по сравнению с неорфографическим написаниеми. Рассмотрим наиболее распространенную формулировку данного языкового явления.

Орфограмма – это написание, соответствующее определённому орфографическому правилу и требующее его применения.

Русская орфография состоит из пяти основных разделов:

  1. Передача буквами фонемного состава слов.
  2. Слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей.
  3. Употребление прописных и строчных букв.
  4. Перенос части слова с одной строки на другую.
  5. Графические сокращения слов.

Правила, опирающиеся на языковую природу орфографического явления, на грамматику, фонологию, морфемику, словообразование, этимологию, помогают выбрать верное, обоснованное написание, обеспечивают правильное, точное понимание смысла текста, служат основой для безошибочного написания морфем, грамматических форм, родственных слов, собственных имен в отличие от нарицательных, определяют перенос слов со строки на строку. Орфография помогает производить смысловое разграничение слов и их сочетаний. То есть она обеспечивает взаимопонимание людей. Дети должны на собственном опыте убедиться в этом, чтобы относиться к орфографии с пониманием. Такому осмыслению мешают многочисленные исключения из правил, отступления от основных принципов орфографии.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих случаях:

  • при обозначении звуков буквами в словах – это правила правописания гласных и согласных в слабых позициях (безударные гласные, звонкие и глухие, непроизносимые согласные), в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях;
  • при выборе слитного или раздельного написания слов;
  • при употреблении прописных букв (сигналов начала предложения и собственных имен);
  • при переносе частей слова с одной строки на другую;
  • при написании аббревиатур.

Больша́я часть важных правил орфографии изучаются уже в начальных классах. Применение правил обычно ограничивается доступными случаями, без осложнений, на понятном детям языке. Написание многих слов, которое могут быть проверены учениками старшей школы, малышам приходится усваивать практически, на основе запоминания или языкового чутья (интуиции, которая формируется на основе культурной речевой среды, внимательного чтения, безошибочного письма).

Материал по орфографии, который предлагается ученикам начальных классов, очень многообразен. Детям нужно понять орфографическую систему, логику предмета, обоснованность и правил, способы проверки орфограмм. При этом в орфографической системе русского языка не все случаи регулируются правилами: существуют непроверяемые орфограммы, которые ребенок должен запомнить. Не всегда в книгах или периодических изданиях правильно осуществляются переносы слов и употребляются заглавные буквы. Кроме того, многие орфографические трудности, с которыми дети встречаются при письме, не изучаются в начальных классах. Поэтому в детских сочинениях и других работах неизбежно появляются ошибки. Педагог должен тактично предупреждать учеников, помогать им писать правильно.

Орфограмма – это основная единица правописания, требующая проверки. Орфограммой может быть отдельная буква в слове, сочетание букв, морфема, стык морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или заглавной буквы.

В орфограмме существуют несколько предполагаемых написания. Выбор правильного написания представляет собой решение грамматико-орфографической задачи. Получается, что орфограмма «работает» только в том случае, если пишущий ребенок ее сразу замечает. При этом у трети учеников умение видеть орфограмму сформировано недостаточно.

Типы орфограмм

В процессе изучения орфографии ребенок должен в первую очередь научиться дифференцировать орфограммы. Теоретическую основу обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:

  1. Несовпадение буквы и звука.
  2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Важно, как можно раньше научить детей замечать в словах «особые» звуки (буквы), позиции в словах, пары звуков:
    • гласные - а, о, и, е;
    • пары звонких и глухих согласных;
    • сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
    • сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
    • согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
    • повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;
    • мягкие согласные (особенно «л» мягкое) также относятся к числу «опасных»;
    • «опасными позициями» в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
  1. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем. Знание типов орфограмм и минимальный опыт их определения дает ребенку возможность находить их при письме.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

  1. Расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием.

Принято считать, что ведущим признаком орфограммы является несовпадение буквы и звука при написании или произношении. Но дети могут выделить этот признак только в том случае, если слышат и видят слово одновременно. Что, например, невозможно при письме под диктовку. У ребенка просто нет возможности заметить несовпадения звука и буквы.

  1. «Опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним:

а) гласные о--а, и--е;

б) пары звонких и глухих согласных б--п, г--к, в—ф и т.д.;

в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;

г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);

д) сочетания нч, нщ;

е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];

ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.

  1. Морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка. Ребенок, обнаружив морфему в слове, направляет свое внимание на поиск орфограммы. Он уже знает, какие орфограммы могут встречаться в приставках, какие – в корне слова, какие – в окончании или на стыке морфем.

Таким образом, уже младший школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, необходимо только убедиться, что это приставка.

Рассмотрим основные орфограммы, изучаемые в начальной школе (см. Табл.1).

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

  • отсутствие ударения;
  • гласные а, о, и, е;
  • место в слове

Звонкие и глухие согласные

  • парные согласные б--п, г--к, в--ф, д--т, з--с, ж--ш;
  • место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)

Непроизносимые согласные

  • «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.;
  • место в слове

Разделительный ь

наличие звука [Ц] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё

Разделительный ъ

наличие звука [Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня

Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

  • наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой;
  • часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

Заглавная буква в именах собственных

  • место в слове: первая буква;
  • значение слова: название или имя

Заглавная буква в начале предложения

  • место в слове: первая буква;
  • место в предложении: первое слово

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

ь на конце имен существительных после шипящих

  • наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж;
  • часть речи: имя существительное;
  • род: мужской или женский

Безударные окончания имен существительных

  • место орфограммы: в окончании;
  • наличие в окончании безударного е--и; в) часть речи: имя существительное

Правописание окончаний имен прилагательных

-ого, -его

  • наличие такого сочетания;
  • их место: на конце слова;
  • часть речи: имя прилагательное

Правописание безударных личных окончаний глаголов

  • часть речи: глагол;
  • место: в окончании слова;
  • наличие знакомых окончаний - ут -- ют, - ат--ят, отсутствие ударения;
  • время глагола: настоящее или будущее

Таблица 1. «Основные орфограммы, изучаемые в начальной школе»

Орфографическая зоркость

Формирование орфографической зоркости у учеников начальных классов является одной из важнейших задач при изучении предмета «Русский язык». При этом формирование грамотного письма в целом – достаточно сложная задача для педагога. Часто бывает так, что дети хорошо усваивают правила, но не могут применять его на практике, поэтому часто пишут с большим количеством ошибок. Так случается потому, что ученику необходим большой объем памяти, он должен четко знать грамматику и правила орфографии. Узнавание орфограммы и ее соотнесение с правилом должно происходить автоматически. Это важно, чтобы не отвлекать ребенка от процесса письма.

Сегодня большинство педагогов работают над орфографией стереотипно: ученики заучивают правило, затем – выполняют упражнения. Но для грамотного письма недостаточно знать правила. Языковеды полагают, что важно научить ученика безошибочно и точно определять место орфограммы в слове и решать орфографические задачи. Именно поэтому огромное внимание педагог должен уделять развитию орфографической зоркости. Умение распознавать орфограммы – это одно из необходимых условий для усвоения орфографических норм. Это необходимо, чтобы дети могли эффективно использовать правила при письме. Значит, основная задача педагога – формирование данного навыка у учеников.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. То есть различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а в какой может быть обозначен разными буквами в том же звучании.

Известно, что значительную часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, поэтому с точки зрения фонематической концепции русского правописания «орфографическая зоркость» - это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, а именно, различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. Орфографическая зоркость как раз и заключается в умении обнаруживать звук, который находится в слабой позиции. Кроме того, она предполагает умение видеть собственные и чужие ошибки. Отсутствие у ребенка орфографической зоркости или слабая ее сформированность приводят к тому, что он допускает много ошибок при письме. Важно понимать, что орфографическая зоркость развивается в процессе языкового анализа и синтеза, когда ребенок постоянно выделяет звуки, буквы и морфемы в ходе чтения, во время написания диктантов, в процессе работы над различными упражнениями. Упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости, должны проводиться целенаправленно и систематически. При систематическом выполнении упражнений зоркость автоматизируется и становится орфографическим навыком, обеспечивает обнаружение и опознавание орфограммы. Можно утверждать, что орфографическая зоркость формируется в процессе систематического выполнения упражнений и основана на более простых умениях:

  • навык письма;
  • умение анализировать слово с фонетической стороны;
  • умение устанавливать морфемный состав слова;
  • умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
  • умение соотнести орфограмму и правило;
  • умение подобрать проверочные слова и др.

Каждый из перечисленных выше навыков сам по себе является предпосылкой для развития орфографической зоркости. Необходимо, чтобы они находились в постоянном взаимодействии.

Педагоги отмечают, что процесс формирования орфографической зоркости проходит несколько последовательных этапов:

  1. Учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму: ребенок ставит перед собой цель, осознает задачу.
  2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.
  3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.
  4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану.
  5. Повторное многократное выполнение действия по плану, по алгоритму в изменяющихся условиях и в вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.
  6. Появление автоматизма безошибочного письма.
  7. Постепенный отказ от правила.

Данный цикл этапов работы над орфограммой не заканчивается в начальных классах. Его относительное завершение приходится ближе к моменту окончания средней школы.

Для развития навыка орфографической зоркости нужны следующие условия:

  • развитие речевого (фонематического) слуха;
  • понимание языковых значений;
  • овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык;
  • умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм выполнения;
  • выполнение достаточного количества практических упражнений;
  • систематическая работа над ошибками.

Важно и то, что орфографическая зоркость является основой успешной и эффективной самопроверки письменных работ детьми. Если самостоятельно сделанные исправления не приводят к снижению отметки, то дети стараются самостоятельно контролировать свое письмо. Педагог должен поощрять умения в области самопроверки. Осознанный подход к усвоению орфографии детьми помогает им понимать языковые значения. Под языковыми значениями специалисты понимают содержание целых высказываний, смысл предложений, оборотов речи, словосочетаний, учитывая следующее:

  • значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;
  • грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;
  • словообразовательную структуру слова, его морфемный состав;
  • законы фонетики и графики;
  • правила орфографии и традиционное написание.

Точно и ясно понимать значение слова необходимо для того, чтобы выделять в нем корень и другие морфемы. Это необходимо при подборе проверочных или родственных слов. Для ясного понимания его связей в предложении. Понимание значения словосочетаний и предложений, в свою очередь, нужно для более точного понимания значения слов, для определения форм частей речи. То есть отсутствие орфографической зоркости становится причиной того, что дети допускают ошибки при письме. Это приводит к тому, что даже хорошее знание правил и умение их применять не позволяют школьнику видеть орфограммы в процессе написания текста. Главной причиной «орфографической слепоты» школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.

В процессе обучения грамотному письму необходимо анализировать ошибки, которые допускают дети. Ведь без выяснения их причин и прогнозирования невозможно подобрать способы их исправления.

Причины «орфографической слепоты»

  1. Зрительные проблемы могут затруднять запоминание непроверяемых написаний, которых достаточно много в русском языке. Специалисты утверждают, что ребенку достаточно написать слово неправильно один раз, чтобы зрительно запомнить его. Рука фиксирует неверный графический образ слова, и он отложится в памяти. При этом так крепко, что затем нужно будет написать это слово 100 раз, чтобы закрепить верный образ.
  2. Слуховой фактор. Умение воспринимать на слух, определять последовательность звуков, лежат в основе не только устной, но и письменной речи. Написание слова возможно только при сопоставлении произношения и написания. Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно – это графические написания. Орфографические написания связываются с необходимостью выбора букв на месте звуков в слабых позициях. Таким образом, развитие фонематического слуха оказывается решающим фактором при постановке орфографической задачи – нахождении орфограммы и определении её типа.
  3. Рукодвигательный фактор. Каждый из речедвигательных факторов развивается только при условии выполнения постоянных упражнений. Поэтому ученики начальных классов должны много писать. Рука во время движения по строке создает графический образ слова, запоминает его и воспроизводит автоматически.
  4. Речедвигательный фактор. Устранение этой причинысостоит из нескольких видов работ: проговаривание и комментированное письмо.

На начальном этапе обучения письму наряду со слуховым и зрительным анализом важное значение имеют речевые кинестезии (проговаривание), которые дают возможность более тонко и точно воспринимать речь. Современные учителя используют методику П.С. Тоцкого, в основе которой лежит орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы четко запомнить написание слова, ребенок повторяет его вслух несколько раз. Важно повторить именно так, как оно пишется. В результате формируется грамотное письмо. При этом нельзя считать эту методику универсальной, т.к. в процессе проговаривания восприятие орфографического материала никак не связано с его теоретическим осмыслением. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный «запоминательный» образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.

В процессе комментированного письма у ребенка развиваются умения контролировать процесс письма, т.к. он не просто фиксирует, а объясняет написание слов. Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Выполняя комментирование или орфографический разбор, ученик находит объект объяснения, т. е. орфограмму. Комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняет разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо помогает осуществлять повторение материала, дает возможность учителю определить знания учеников и проверить их орфографические навыки. Зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка.

Формирование орфографических навыков является сложным процессом. Здесь важно, чтобы осуществлялась строгая взаимосвязь между всеми компонентами, которые участвуют в развитии данного навыка у ребенка. Только в таком случае дети могут использовать теоретические знания при написании слов, то есть делать это сознательно. Прежде чем приступить к формированию орфографического навыка, необходимо установить, какие знания лежат в его основе, какие частные операции развивают его. Педагогам известно, что основой любого орфографического навыка являются конкретные знания и умения.

С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы:

  1. навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);
  2. навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний).

И в той, и в другой группе ведущее место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая невозможна без понимания сущности орфограммы. Важно понимать, что единицей обозначения при письме является не звук, а ряд чередующихся звуков – фонема. Если звук находится в сильной позиции, буква, которая его обозначает, не является орфограммой. Если же звук находится в слабой позиции, то буква становится орфограммой. Этот признак – незаданность письменного знака произношения – характерен для всех типов орфограмм.

Орфограмма работает в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Педагог должен обучать детей видеть орфограмму с первого года школьного обучения. П.С. Жедек определяла умение обнаружить орфограмму - орфографической задачей, которую ученик должен в последствии правильно решить. При постоянной тренировке орфографической зоркости навык автоматизируется и в дальнейшем обеспечивает эффективное выполнение орфографического действия. Когда ребенок при письме осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие.

Орфографическое действие – это целенаправленное действие по обоснованному выбору написания, которое изначально осознается им как неоднозначное. Исходя из этого, независимо от типа орфограммы П.С. Жедек выделяла в орфографическом действии две составляющие: 1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы); 2) ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Педагогу необходимо понимать, что орфографическое действие – это сознательное действие, а не навык.

Педагог-методист М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:

  1. Увидеть орфограмму в слове.
  2. Определить ее вид.
  3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.
  4. Определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решения.
  5. Решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.
  6. Написать слово в соответствии с найденным решением и осуществить самопроверку.

Какими будут результаты обучения орфографии однозначно сказать нельзя. Во многом эффективность зависит от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Ребенка необходимо научить:

  • ставить орфографические задачи (находить орфограммы);
  • устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи;
  • осуществлять орфографический самоконтроль.

Эффективным приемом считается проведение орфографических минуток в начале урока: учитель пишет на доске слова, в которых ранее многие учащиеся допускали ошибки; ученики отчетливо проговаривают эти слова с учетом орфографически верного написания. Можно писать слова с пропусками орфограмм. Практикуется также включение таких слов в упражнения для устных и письменных заданий на уроке.

Определенную пользу для формирования орфографической зоркости имеет работа с орфографическими словарями, пользоваться которыми учитель разрешает на уроках. Хорошо, когда словари находятся в классе в достаточном количестве.

Для слабых учащихся целесообразно проводить дополнительные групповые и индивидуальные занятия во внеурочное время: выполнение дополнительных упражнений, написание диктантов, повторение плохо усвоенных тем, развитие навыков самопроверки.

Как уже отмечалось выше, ошибки при выполнении орфографических действий могут возникать на любом этапе. Умение ставить орфографические задачи может происходить как стихийно, так и целенаправленно. Решение таких задач связано с процессом языкового анализа и синтеза. Сложность заключается в том, что ребенок должен самостоятельно ставить перед собой задачу. Он должен найти орфограмму и определить ее как задачу (помнить, что время на решение задачи ограниченно).

Задача начальной школы – создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости. Ведь только ученик, который может найти и определить орфограмму, способен применить правило и верно написать слово. Следовательно, умение обнаруживать орфограммы, что и является орфографической зоркостью, является основополагающим орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию и залогом грамотного письма в дальнейшем.

Список литературы:

  1. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4
  2. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1
  3. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию/Т.В.Буркова// Начальная школа.-1998.- №11
  4. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка/Е.С.Грабчикова// Начальная школа. -1999. №3
  5. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию/ П.С.Жедек, М.И.Тимченко// Начальная школа. -1999. №8
  6. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. - М.,1981
  7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. -М.: Просвещение, 1990
  8. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография./ А.И.Моисеев - М.: Просвещение. 2000
  9. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. - Майкоп, 1996
13.11.2019