Деятельность педагога по формированию ценностных ориентаций учащихся
Оценка 4.9

Деятельность педагога по формированию ценностных ориентаций учащихся

Оценка 4.9
Статья
13.11.2019
Деятельность педагога по формированию ценностных ориентаций учащихся

Среди многих факторов воздействия на формирования личности, её самосовершенствование, её умственного труда занимает макрокультурная и микрокультурная среда. В период формирования личности у каждого человека есть своя микрокультурная среда (учебное заведение), границы которой в большей степени совпадают с границами его учебного труда, которая включает систему элементов, находящихся в тесном взаимодействии. И насколько система общественных ценностей укоренилась в систему функционирования конкретного учебного заведения, присутствует ли она реально в поведении педагогов, в характере осуществляемой деятельности, определятся сформированность системы ценностей у учащихся.

Важно, чтобы учащийся ощущал сущность, характер той образовательной среды, в которой находится, и мог для себя определить факт соответствия декларируемых педагогами ценностей и реально демонстрируемых. От этого зависит направленность и эффективность целостного педагогического процесса в образовательном учреждении.

Целостность педагогического процесса понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений в нем возникающих и протекающих как в процессах воспитания и обучения, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, так и в связях педагогического процесса с явлениями внешней среды.

Результатом взаимодействия в целостном педагогическом процессе является система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью. Почему не всесторонне развитая личность или образованный и воспитанный человек? Сущность человека проявляется в деятельности, в которой порождаются отношения, проявляется система сформированных ценностей. Именно система жизненных отношений и ценностей воспитанника определят его отношение к себе, к другим людям, к миру, к жизни и сделает его и всесторонне развитым, и воспитанным, и образованным или не сделает, если ценности имеют другую направленность. Целостный педагогический процесс выполняет образовательную, воспитательную, развивающую и социальную функции.

Образовательная функция реализуется, прежде всего, в процессе обучения, а также во внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры в виде определенной суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений.

Воспитательная функция целостного педагогического процесса проявляется во всем: от воспитательного пространства, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, от личности воспитателей и их профессионализма, до учебных планов и программ, форм, методов и средств, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая функция. Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений. «Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса есть непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий, в первую очередь, самого ребенка», — считал Н.Н. Блонский. Эта функция реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса, по интенсивность развития, безусловно, определяется тем, на что делается акцент: на знания, умения и навыки или на формирование мотивационной и познавательной сфер обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний и умений и навыков с уровнем развития обучаемого.

Воспитание может тормозить развитие: или из-за неправомерно высокого уровня предъявляемых требований, или полного лишения ребенка возможностей проявления активности и инициативы (гиперопека). «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним» (С.Л. Рубинштейн).

Социальная функция (функция социализации) педагогического процесса проявляется практически во всем. Попадая в любое образовательное учреждение, воспитанник оказывается в системе новых для себя отношений, которые он осваивает или отторгает. Это всегда частично или кардинально меняет позицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учреждении: был дошкольником — стал школьником, стал старшим в начальной школе и снова — самым младшим, перейдя в среднюю школу и т.п. Ярко видно влияние функции социализации образовательных учреждений на детей, когда в начальную шко лу приходят домашние дети и дети из детского сада: первые, как правило, особенно в первое время — тихие, застенчивые, робкие; детсадовские быстро адаптируются к школе, учителю, начинают вести себя раскованно, свободно.

Воспитание и обучение – две взаимообусловленные части целостного педагогического процесса. Образование ценностно уже по самой природе. Взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования рядом и вместе с ними транслируют им определенные ценности. Более того, конкретное содержание общения с ними (предметное, ситуативное) уходит, а ценности остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров воспитанников.

Воспитательный процесс — процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.

Формирование личности происходит тогда, когда происходит перевод внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение, т.е. происходит процесс интериоризации, формирование внутренних структур человеческой психики, благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Следовательно, с позиции психологии, воспитание есть процесс интериоризации.

В содержании воспитания на первый план выступают задачи формирования убеждений, норм, социально-значимых отношений, ценностных установок, мотивов, способов и правил общественно одобряемого поведения, т.е. преобладают ценностно-ориентационный, отношенческий, мотивационный, эмоциональный и поведенческий акценты. Воспитание опирается на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления. Воспитание воздействует, прежде всего, на область чувств, эмоций и переживаний.

Огромную роль в воспитательном процессе играет личность воспитателя: «Влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями. Много значит дух заведения, но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда переходит в характер воспитанников» (К.Д. Ушинский).

Функции воспитательного процесса:

  • передача знаний о нормах и правилах поведения;
  • формирование убеждений и отношений;
  • формирование чувств;
  • формирование поведения и общей направленности личности.

Воспитание — это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

Для педагога цель, сформулированная таким образом, выглядит несколько необычно, поскольку выражает отказ от некоторого стандарта воспитанности (в виде фиксированных норм поведения). Воспитание сегодня это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть.

Методологическими основаниями воспитательной деятельности могут служить:

  • идеи системного подхода и теории воспитательных систем;
  • деятельностный подход;
  • личностно-ориентированный подход.

Целевые ориентиры воспитательной деятельности

Цель рассматривается как представление о необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом (учитывая потребности, интересы и желания самих детей и их родителей) результате процесса воспитания учащихся.

Вариативность принципов системы воспитания учащихся.

В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но отмечается, что они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми особенностями.

Содержание воспитательного процесса.

Во-первых, ориентация на общечеловеческие ценности, на национальные, региональные и местные традиции и ценности. Характерно выделение доминанты приоритетного вида или направления деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность (лицо) классного сообщества. В создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные качества системы воспитания, как целостность, упорядоченность, неповторимость, эффективность.

Во-вторых, направленность на развитие ребенка (познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала личности учащегося).

Характерные черты Организация процесса воспитания учащихся:

  • стратегическое планирование (от 2-х до 5 лет);
  • системный способ организации воспитательного процесса (крупные дозы воспитания по В.А. Караковскому);
  • малые формы воспитательной работы;
  • традиции классного коллектива;
  • общение;
  • диагностический инструментарий.

Сегодня в образовательном учреждении воспитательная работа (работа с ценностями и смыслами) уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности. Она является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Цели и задачи классного руководителя:

Цель деятельности — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы ценностных отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся системы ценностей и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

Ссылаясь на цель и задачи воспитательной работы, можно рассмотреть модель эффективной деятельности классного руководителя, которая включает следующие характерные черты:

  • стратегическое управление и долгосрочное перспективное планирование процесса воспитания;
  • направленность содействия воспитательной деятельности на развитие детей;
  • системность осуществления воспитательного взаимодействия;
  • ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;
  • технологичность работы педагога-воспитателя;
  • диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.

В новых политических и социально-экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от аспектного к системному, от социоцентрического к личностно-ориентированному построению воспитательной практики.

Современные подходы в воспитании школьников

Обновление теоретической базы школьного воспитания является актуальной, насущной задачей. Воспитанность - одна из решающих жизненных ценностей. Она означает не только тягу к извлечению материальных благ, но и осознание необходимости широкой культуры. Поэтому на современном этапе необходимо искать новые подходы в воспитании школьников

Концепция многокультурного образования Г.Д. Дмитриева является своеобразным сочетанием идей поликультурного и мультикультурного образования. Многокультурное образование исходит из идеи, что все школьники, независимо от этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Оно признает уникальность каждой культурной группы в школе и признает те из них, которые носят конструктивный социальный характер и отвергает неконструктивизм, авторитарность, навязывание ценностей, насилие над учеником.

Многокультурное образование называют освобождающим образованием, так как оно побуждает школьников подвергать сомнению идеи, ценности, не бояться быть самим собой, быть любознательным, задавать вопросы, интересоваться культурой своих одноклассников и культурным контекстом их жизни, быть активным социальным преобразователем человеческих отношений, избавляться от культурной неграмотности , от стереотипов, предубеждений.

Педагогическая технология Н.Е. Щурковойрассматривает воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Воспитание - это введение ребенка в контекст современной ему культуры благодаря организуемой активной деятельности и непрерывному процессу порождения в личностной структуре ребенка таких новообразований, как

  • отношение к объективному окружению мира
  • знание объектов окружающей реальности
  • умение взаимодействовать с объектами действительности.

Процесс воспитания - это организуемая повседневная жизнь ребенка на уровне материальных и духовных достижений общечеловеческой культуры. Это процесс постоянный и беспрерывный.

Задачи воспитания:

  • формировать у школьников представления о наивысших ценностях жизни и представления о разнообразных проявлениях этих ценностей в реальности человеческой жизни;
  • формировать представление школьника о достойной жизни человека, выстраиваемой на основании добра, истины и красоты;
  • развивать способность быть субъектом деятельности и собственной жизни, и способность отдавать отчет в своих действиях;
  • формировать умения и потребность в постоянном осмыслении жизни и связей своего «Я» с людьми;

Критерий воспитанности школьника — мера овладением достижений культуры: наукой и техникой, моралью и нравственностью, искусством и художественным языком, историей общественного развития и персоналиями выдающихся личностей, продвижением цивилизации и способами их использования, а также языком, несущим в себе отражение материальных и духовных достижений человечества.

Данная технология помогает выделить ряд наилучших положений, практическая реализация которых, затрагивая все сферы школьной жизни, позволяет перевести воспитание в режим повседневности и целостности.

Второй частью целостного педагогического процесса является обучение.

Учебный процесс — целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, преподавания и учения, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов.

Организация всей учебной деятельности должна быть направлена на систему ценностей общества, осуществляться с учетом степени развитости потребностей учащихся в активности, в познании, в общении, в самоутверждении, в защищенности с учетом степени развитости их эмоциональной сферы.

Предметное содержание программных знаний позволяет объединить все задачи, т.е. усвоение знаний в теме позволяет в необходимой последовательности организовать на материале этих же знаний усвоение навыков и умений общего характера и доступное творческое и эмоциональное воспитание, то в этом случае складывается единая логика учебного процесса:

  • выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению;
  • восприятие учащимися нового материала из различных источников, приобретение в процессе самостоятельной работы новых знаний, решение проблем;
  • процесс обобщения, осмысления, понимания и формирования научных понятий, усвоение законов науки и т.п.;
  • закрепление и совершенствование знаний, упражнения, практические и лабораторные занятия, направленные на выработку у учащихся умений и навыков;
  • применение знаний, умений и навыков;
  • анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков.

В современном образовании сделан акцент на формирование умения учиться, т.е. способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В современном образовательном процессе ценностные ориентации являются объектом деятельности учителя и учащихся. Образование — это фундаментальная основа создания у учащихся реальных представлений о ценностях человека в различных жизненных сферах. Использование педагогических технологий, принципов, методов и приемов формирования духовно-нравственных ценностей способствует совершенствованию системы образования.

В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентации педагогической целью следует считать, прежде всего, донесение ценностных ориентиров до сознания учащихся, умение сделать их предметом помыслов школьников.

Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как было сказано ранее, он включает в себя следующие этапы:

  1. Предъявление ценностей человеку.
  2. Осознание личностью ценности.
  3. Принятие ценности.
  4. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении.
  5. Закрепление ценности в статусе качества личности.
  6. Актуализация ценности в жизненных ситуациях.

Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно с детства формировать ценностные ориентации. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.

Педагог должен последовательно расширять и углублять представления учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Решению этой задачи способствует использование следующих психолого-педагогических принципов: принципа гуманизма, принципа личностного подхода в группе, коллективе, принципа ведущей деятельности, принципа системного подхода, принципа инициативы и социальной активности, принципа целостности и комплексного подхода:

  • принцип гуманизма (забота, предупредительность, стремление помочь в беде);
  • принцип личностного подхода в группе, коллективе (принадлежность личности к группе, принятие её основных ценностей);
  • принцип ведущей деятельности (определение деятельности, занимающей основную, ведущую роль в формировании личности);
  • принцип системного подхода (превращение духовных и общегражданских ценностей общества в ценности личности);
  • принцип инициативы и социальной активности (самодеятельность учащегося, самоуправление);
  • принцип целостности и комплексного подхода (единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания).

Использование этих принципов способствует формированию ценностного отношения к человеческой жизни, любви, саморазвитию, формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей.

Для педагога чрезвычайно важным является ответ на вопросы:

  • Каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека?
  • Как превратить ценность из «знаемой» нормы в руководство к действию?

Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо правильно определиться с некоторыми позициями:

  • что такое процесс формирования ценностей, и какую роль в нем может играть педагог;
  • проанализировать само содержание образования с точки зрения задач формирования ценностей;
  • выявить методические возможности работы с ценностями в различных сферах взаимодействия ребенка и взрослого в школе.

Процесс перехода (и его результат) значимых с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается нами как процесс формирования ценностей.

Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:

  • личностное влияние педагога;
  • ценностный диалог;
  • погружение в ценностную среду;
  • специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;
  • создание ситуаций ценностного выбора.

Процесс формирования ценностей

Личностное влияние педагога.Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.

Ценностный диалог.В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.

Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.

Осознание и проживание ценностных ситуаций. Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.

Все вышеперечисленное поможет ребятам правильно и целенаправленно конструировать ситуации ценностного выбора.

Как же осуществить формирование ценностных ориентаций школьников посредством учебного занятия?

Современный урок как процесс конструирования ситуации ценностного выбора - урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни. На таком уроке человек рассматривается как наивысшая ценность, а приобретаемые им знания и как ценность и как средство жизни, и все, происходящее на уроке, - это жизнь, которую ведут все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители. И если наивысшая ценность – это Человек, то раскрытие частного научного факта в качестве общей закономерности жизни всегда обеспечивает связь материала с интересами учащихся. Выводя учащихся на уровень ценности при изучении конкретного факта, педагог содействует идейности человека как носителя высоких идей. И при этом формирует бескорыстие, честность, трудолюбие, принципиальность.

Педагогу надо научиться, отправляясь на урок, радоваться, что он идет к Человеку развивающемуся, желающему быть счастливым, иметь успех, быть любимым, свободным.

На уроках складываются ценностные отношения, и каждому преподавателю нужно владеть персональной педагогической техникой, которая нужна ему для того, чтобы суметь вылеплять звуком, жестом, позой, пластикой образ проживаемого здесь и сейчас отношения, чтобы учащиеся могли воспринимать яркое, пленительное отношение, и чтобы могли проживать его вместе, обретая опыт ценностного отношения.

Природа урока потенциально таит в себе возможность каждого участника играть роль носителя образа отношения. Если педагог занимает истинную гуманистическую позицию и относится к каждому учащемуся уважительно, как к Человеку, считая его ценностью, инициируя по отношению к себе такое же уважительное отношение со стороны учащихся, то рождается на уроке удивительный феномен взаимного эмоционального заражения, так как каждый учащийся становится источником новых эмоциональных переживаний.

Ценностью урока является истина. Преподаватель вместе с учащимися каждый раз заново должен постигать истину, отыскивая ее вместе с учащимися и радуясь такому постижению. А чтобы урок не превратился в учебное шоу, достаточно соблюдать правило преломления событий через призму истины:

  • идем на урок постигать истину;
  • рассматриваем истину;
  • оцениваем социальное значение и истинный смысл истины;
  • оценка деятельности проистекает из меры овладения истиной;
  • развиваемся, становимся добрее, потому что постигаем истинные ценности жизни.

Известно, что социально-психологический климат урока полностью зависит от меры принятия ценности Человека и всей системы ценностей гуманистической культуры. Привнесенные в урок ценности порождают невидимое поведенческое поле, решительным образом влияющее на каждого. На уроках постоянно возникают моменты, которые могли бы вызвать проживание ценности, ибо жизнь таит в себе всю совокупность наивысших ценностей жизни. Педагог может поставить ценностные акценты (только акценты, а не нравоучительные беседы) на изучаемом предмете.

Рефлексия, как финал урока, высвечивает счастливую сторону проведения занятия, тем самым включая в понимание счастья интеллектуальный труд, познание мира, обретение свободы благодаря найденной истине.

Я хорошо поработал, и мне …

Я чувствую себя…, потому что…

Одна идея показалась мне очень важной…

Я сделал для себя небольшое открытие…

Поддержка – это взаимодействие преподавателя и учащегося, направленное на позитивное решение жизненных проблем. Одна из основных проблем, характерных для нынешней молодежи, состоит в том, что в их сознании произошли значительные изменения в отношении жизненных ценностей. В современных условиях у молодых людей возникают типичные затруднения с выстраиванием своей, как профессиональной, так и личностной жизненной перспективы. Все эти затруднения существенно влияют на степень социальной зрелости. Поэтому ценности и ценностные ориентиры должны стать предметом обсуждения с учащимися и естественно вплестись в живую ткань урока.

Широкое распространение философии социальной успешности (жить можно и нужно только сиюминутными проблемами, связанными с удовлетворением каких-то личностных физических и физиологических потребностей) провоцирует смену установок в общественном сознании: приоритетными становятся не общечеловеческие ценности, а прагматические.

Предметная деятельностькак вид деятельности, осуществляемый школьником, может быть направлен на реализацию у него как прагматических, так и непрагматических ценностей.

Прагматические ценности отражают мир с позиции объективного содержания.

Непрагматические ценности отражают мир с позиции нравственного и этического отношения к нему, благодаря чему в объектах и явлениях окружающей действительности наряду с объективными свойствами и характеристиками обнаруживаются нравственные и этические ценности. Непрагматические ценности есть общечеловеческие ценности, касающиеся жизнеустройства человека, выражающие систему личностных ценностей человека.

Предмет

Характеристика предмета с точки зрения прагматических ценностей

Характеристика предмета с точки зрения непрагматических ценностей

дом

жилое здание, строение

единение людей, родовое гнездо, домашний очаг

научное открытие

открытие явлений, свойств или законов естественного и общественного миров, ранее не установленных и доступных проверке

след деяния, восхождение в мир непознанного

Деятельность, направленная на реализацию прагматических ценностей, инициирует у школьника логическое мышление, цель которого заключается в построении системы научных понятий. В таком субъектно-объектном взаимодействии объект реальной действительности интересует человека с точки зрения его функционального назначения ииспользования и не выходит за пределы полезности, обеспечивая прагматическую сторону жизни человека. Деятельность, направленная на реализацию непрагматических ценностей, инициирует образно-символическое мышление, главная задача которого состоит в развитии отношения школьника (позитивного или негативного) к нравственным и этическим ценностям.

Отражение объективного содержания действительности соответствует логическому мышлению и выражается в форме понятия. Субъективное отношение человека к действительности осуществляется образно-символическими средствами и, по нашему мнению, соответствует образно-символическому мышлению. Если логическое мышление как рациональное постижение действительности, помогает человеку ориентироваться в мире, то образно-символическое мышление формирует личностно-смысловое отношение к нему. Образно-символическое мышление характеризуется иным способомабстрагирования и характеромустанавливаемых связей, что позволяет интерпретировать объекты и явления действительности с позиции нравственных и этических ценностей.

Выражение нравственных отношений (позитивных или негативных) к объекту или явлению жизни сопряжено с поиском соответствующих адекватных средств. Этот процесс поиска объекта и соотнесение его с нравственной, этической ценностью и есть образно-символическое мышление. Образно-символическое мышление может быть выражено посредством ценностно-смысловых понятий и образов. В тех случаях, когда образно-символическое мышление отражает систему ценностей и смыслов средствами образно-символического языка, оно осуществляет это особым образом. Эта особенность заключается в том, что, кроме содержания, которое конкретная ценность содержит, образно-символическое мышление (образно-символический язык) выражает отношение к этой ценности, передавая при этом не логику ценностного понятия, но образно-метафорическое отношение к нему.

Содержательная часть учебной деятельности представляет тесное единство операционально-технической и эмоционально-мотивационной сторон развития. Следует констатировать, что в современной школе большое значение уделяется развитию исключительно познавательного интереса к изучаемому объекту.

В основе классификации возрастных периодов Д.Б. Эльконина в процессе смены видов деятельности закономерно чередуются две группы ведущих деятельностей (одни из которых вносят решающий вклад в развитие главным образом мотивационно-потребностной сферы личности, другие -операционально-технической составляющей деятельности личности). Развитие мотивационно-потребностной сферы личности происходит путем усвоения смысловых образцов (общественных норм, целей, мотивов деятельности и т.д.). Развитие операционально-технической сферы личности осуществляется посредством усвоения общественно выработанных способов действия с предметами.

Важнейшим средством развития мотивационно-потребностной сферы личности является усвоение содержательной стороны обучения. Период развития ребенка, когда ведущей для него является учебная деятельность, не должен сводиться исключительно к приобретению им знаний, умений и навыков. Сами по себе химические, физические, лингвистические, исторические и другие знания нейтральны по отношению к непосредственной жизни человека. Знания имеют ценность лишь с точки зрения повышения возможности содействия прогрессу общества. Отдельные частные знания не обладают силой преобразования жизни, но постижение знаний об общих законах жизни расширяют возможности человека целенаправленно и свободно распоряжаться пространством жизни и качественным ее наполнением. В процессе обучения ребенку предъявляется большое количество конкретных фактов, обобщение которых помогает выявить суть некоего единого явления жизни. При таком подходе каждый изучаемый факт есть не что иное, как форма какого-то одного явления, существующего объективно и закономерно. Педагог в своей профессиональной деятельности должен обладать умениями использовать специальные разнообразные педагогические средства, способствующие развитию воспитательных задач. Так способность педагога предъявлять непрагматические ценности жизни косвенным способом, может выражаться как в форме нравственных представлений и понятий, так и посредством образов (речевых, предметных, поведенческих). Например, выразить отношение к «труду как ценности» педагог может разными способами. Прямой способ - это когда педагог говорит «Человек должен трудиться». Когда педагог говорит: «Труд - это единственный титул истинного благородства! Это - мощь и радость человека-творца... Труд проявляется в каждом - скромном и великом - творческом деянии, направленном на благо человеческого общества» (Р. Роллан), - он выходит на образное выражение отношения к труду.

Благодаря развитому образно-символическому мышлению педагога частный содержательный компонент учебной деятельности без каких-либо дополнительных средств воздействия может выступать в качестве богатейшего воспитательного средства, что требует от педагога умения за каждым единичным научным фактом, представленным в учебном материале, видеть целостность мира. По сути дела речь идет о мышлении педагога, которое превращает каждый момент жизни школьника в переживание и проживание нравственных и этических ценностей.

Рассмотрим на конкретных примерах, каким образом в процессе учебной деятельности возможно совершать «восхождение» к непрагматическим ценностям жизни.

На уроках физики, посвященных исследованиям ядерной физики, говоря об опасности явлений радиации, педагог может использовать образ Марии Кюри, руки которой покрылись ранами от постоянного контакта с радиоактивными образцами. Мария Склодовская-Кюри стала первой (и на сегодняшний день единственной женщиной в мире) дважды лауреатом Нобелевской премии. Однако на всех мероприятиях Мария прятала свои обезображенные руки от взглядов людей. То, что она изобрела, стало причиной ее смерти.

Таким образом, содержательный компонент учебной деятельности без каких-либо дополнительных средств воздействия выступает в качестве средства воздействия на нравственную сферу личности школьника. Это требует от педагога умения за каждым единичным научным фактом, представленным в учебном материале, видеть целостность мира.

Способность педагога предъявлять мир школьнику с позиции непрагматических ценностей и смыслов потенциально расширяет и углубляет «горизонты его нравственных и этических ценностей и смыслов» и, инициируя сопричастное отношение школьника к миру, задает импульс к деянию.

Методы и приемы

педагогической работы по формированию ценностных ориентаций

Каждому педагогу на современном этапе нужно научиться методически грамотно оформлять процесс трансляции ценностей. Сегодня на помощь педагогу, готовому включиться в работу по формированию ценностей воспитанников приходят современные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процесс формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации. Личность педагога, система его ценностных ориентаций - начало начал ценностной работы.

Каковы ценности человека, таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач педагогом-наставником), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. Важно построить деятельность так, чтобы работа с ценностями воспитанников стала ее контекстом и содержанием. Результативность формирования ценностных ориентаций во многом зависит от выбора форм, методов целостного педагогического процесса.

Педагоги дошкольного образования и воспитания на занятиях используют игры, игровые ситуации, изобразительную деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, сочинение детьми рассказов и стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.

В процессе формирования ценностных ориентаций младших школьников можно выделить три взаимосвязанных элемента:

  1. Ценностно-ориентированную воспитывающую ситуацию, в процессе которой дети знакомятся с точкой зрения одноклассников, учителя, учатся принимать чужой или отстаивать свой взгляд на ту или иную ситуацию, тот или иной поступок.

Средствами таких ситуаций могут выступать:

  • ценностно-ориентированные тексты, содержание которых может быть использовано для развития у школьников нравственных и эстетических чувств;
  • ролевые игры, театрализации, игры-тренинги;
  • проблемные ситуации, в ходе решения которых ученику предоставляется возможность сформулировать свое мнение или предположение, вступить в дискуссию;
  • групповая работа.
  1. Ценностное творчество, в ходе которого ребёнок творит, рождает, формулирует, находит собственные ценностные смыслы в явлениях, предметах, качествах личности. Отражает их в продуктах собственной деятельности. Это могут быть:
  • высказывание,
  • рисунок,
  • сочинение,
  • стихотворение.
  1. Рефлексия, в процессе которой дети учатся осмысливать причины своих действий (удачных и неудачных), личный результат, достигнутый в ходе урока или во внеурочное время.

При планировании урока педагогу необходимо определить, над какими нравственными качествами будет вестись работа, какие черты нравственности будут формировать на уроке на основе изучаемого материала с учетом его конкретного содержания.

В основной и средней школе целесообразно использование следующих методических приемов:

  • использование цитат и высказываний святых, богословов, ученых;
  • применение христианской мудрости, пословиц;
  • разработка и защита тематических проектов;
  • прием «шести ролей»;
  • обращение к личному опыту;
  • ситуационный подход.

Данные приёмы повышают познавательную активность обучающихся, способствуют развитию творческой, исследовательской деятельности и помогают решать ценностные и личностные противоречия.

Можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями? Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да. Уже звучала мысль о том, что свои ценности нужно уметь транслировать. Значит, даже процесс трансляции своих ценностей нужно грамотно методически оформлять. А если педагог идет дальше? Если он готов к работе по осознанию детьми предъявленных ценностей и принятию их в собственный внутренний мир? Такая работа должна быть методически грамотно выполнена, иначе она может не достичь своих целей или даже привести к противоположным результатам. На помощь такому педагогу приходят образовательные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процессе формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации.

Наибольшие возможности в плане формирования ценностных ориентаций личности присущи предметам гуманитарного цикла. Само содержание учебного материала способствуют реализации задач развития ценностно-смысловой сферы личности. Именно эти учебные дисциплины привлекают внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, поведения в различных ситуациях.

На уроках литературы целесообразно использовать прием «шести ролей»: «автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк». Отношение «автор – литературное произведение – читатель» – это процесс практической литературной деятельности самих школьников то в роли «автора», то в роли «читателя». Работа в роли «критика» – литературно-критическая и нравственная оценка. Чтобы творчество автора и читателя было успешным, необходимы знания по теории литературы – работа в роли «теоретика». Каждый должен побывать в роли «художника», представляя и воображая смоделированную ситуацию. Роль «историка» позволяет взглянуть на объект обсуждения с точки зрения культурного наследия. Таким образом, главная задача работы с литературным произведением – поставить учащихся в те роли, без которых невозможна полноценная читательская деятельность, помочь детям утвердиться в них, овладеть средствами и способами решения нравственных проблем. Здесь невозможно обойтись без опоры на интеллектуальную сферу учащихся.

Обязательным элементом на уроках истории и обществознания является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

В ходе преподавания предметов гуманитарного цикла используется ситуационный подход и личностно-развивающие ситуации:

  • проблемная – идет поиск новых знаний для решения проблемы;
  • прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
  • конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
  • оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
  • аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
  • репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

Реализация воспитательного потенциала уроков естественно- математического цикла осуществляется через отбор содержания учебного материала, через структуру урока, организацию общения.

Для организации работы по формированию ценностных ориентаций учащихся педагогам необходимо:

  • осуществлять постановку дидактических задач для каждого этапа урока;
  • родумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;
  • осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
  • использовать образовательные технологии;
  • использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
  • применять методы активной оценки;
  • проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

Одна из актуальных проблем теории обучения и воспитания – выявление механизма формирования ценностных ориентаций школьников. Развитие аксиосферы ученика, рассматриваемое как процесс и результат приобщения личности к определенной системе ценностей, включает ряд стадий:

  1. формирование у индивида представления о себе, осознание им своего «Я»;
  2. первичная осознанная ориентировка в окружающей природной и социальной среде, во взаимоотношениях людей;
  3. самопознание и самосознание;
  4. самоопределение и перспективное «самопроектирование» предстоящей жизни, оценка смысла жизни, ее материальной и духовной составляющих;
  5. самооценка (рефлексия) и самовоспитание;
  6. самоутверждение и самовыражение;
  7. регуляция поведения и коррекция ценностных ориентаций.

Охарактеризуем действия и задачи педагога на каждой стадии аксиологического развития школьника. На первом этапе учитель раскрывает перед воспитанниками широкий спектр положительных и отрицательных личностных качеств, которые присущи разным людям, разъясняет ценностный смысл этих качеств, принятый в определенном обществе или группе. На втором этапе задача педагога заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться во взаимоотношениях людей в различных ситуациях, а также побуждать воспитанников к оцениванию тех или иных фактов взаимоотношений, руководствуясь при этом нормами нравственности. На третьем этапе учитель направляет усилия на раскрытие смысла самоценности человека, формирование самоуважения. На четвертом этапе назначение педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед школьниками созидательную роль человека в мире, его призвание украсить мир независимо от должности, профессии, социального положения, национальности, страны проживания, возраста. В течение пятого этапа учитель пытается побудить ребенка к самовоспитанию в направлении духовного развития и обогащения. На шестом этапе школьник проявляет активную деятельность в положительно оцениваемых им направлениях и тормозит те действия, которые могут быть оценены как отрицательные. Учитель лишь помогает определить стиль поведения, выбрать образ действий, конкретные виды деятельности, которые вели бы к достижению намеченной цели. На этапе “переоценки” отдельных ценностей, происходящей под влиянием новой информации о выработанной ценности, нового опыта отношений с другими людьми, педагог помогает учащимся выбрать способы самоутверждения в соответствии с их индивидуальными особенностями (возрастом, полом, склонностями, физическим и интеллектуальным развитием, творческими способностями, коммуникабельностью). Он может высказать свое суждение и отношение к коррекции ценностных ориентаций, поддерживая ее либо не соглашаясь с ней.

Проанализировав стадии формирования ценностей и ценностных ориентаций школьника, можно сделать вывод, что индивид в поиске своего места в коллективе идет от авторитарности к самостоятельности, от исполнительности к творческой инициативе, от внушаемого и импульсивного поведения к осознанной регуляции поступков. Процесс формирования ценностных ориентаций предполагает как активную деятельность педагога, так и последовательное изменение и совершенствование ценностных представлений и ориентаций у учащихся. Ценностные ориентации школьника связаны с принципами, нормами и правилами морали, права, эстетики, экономического поведения, существующих в данном обществе.

Ценностные ориентации в личности и профессиональной деятельности педагога

Эффективность формирования ценностей обучающихся зависит от создания единого ценностно-смыслового пространства всех субъектов образования, в котором ключевая роль отводится профессиональным ценностям и установкам, личностным смыслам современного педагога. Как бы ни менялись социально-экономические условия в обществе, как бы ни была искажена система духовных и общественных ценностей, какие бы направления реформирования общего образования ни обозначались на государственном уровне, учитель выступает центральной фигурой процесса обучения и социализации будущих поколений. В связи с этим будет уместно вспомнить основополагающий принцип гуманистической педагогики: «…личность может быть воспитана только личностью».

Личность педагога, система его ценностей – начало начал работы по формированию ценностных ориентаций. Ведь каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. И все же одного желания, одного принятия в свою ценностную систему ценностного аспекта образования недостаточно. Важно построить свою деятельность так, чтобы работа, направленная на формирование ценностных ориентаций школьников, стала ее контекстом и содержанием.

Если в социальной технологии взаимоотношений педагога и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности в сферах деятельности и социальных группах ребенок будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.

Именно работа учителя предполагает богатство духовного мира, устойчивость и зрелость психики, насыщенность и гармонию внутреннего мира. Ведь пробудить интерес к познанию, открытию, эксперименту может только душа целостная, стремящаяся к высоким ценностным ориентирам.

Ценностные ориентации педагога – основной элемент сознания, обеспечивающий устойчивость личности, закрепленный совокупностью его внутренней структуры личности. Сформированные ценностные ориентации и приоритеты педагога являются признаком зрелости, показателем меры его социальности. Совокупностью ценностей определяют у него важные качества:

  • целостность;
  • надежность;
  • владение принципами и идеалами;
  • способность к волевым условиям;
  • активная жизненная позиция.

Ценностные ориентации педагогов могут отличаться в зависимости от направленности профессиональной деятельности.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т. е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности.

Классификация педагогических ценностей

Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые и социальные педагогические ценности.

Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентаций. Аксиологическое «Я», как система ценностных ориентаций, содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педа­гогических ценностей. Эта система включает:

  • ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
  • ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
  • ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
  • ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
  • ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию.

Самодостаточные ценности — это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Цели педагогической деятельности определяются конкретными мотивами, адекватными тем потребностям, которые реализуются в ней. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии потребностей, к которым относятся: потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии других. В сознании педагога понятия «личность ребенка» и «Я-профессионал» оказываются взаимосвязанными.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Ценности-средства — это три взаимосвязанные подсистемы:

  1. собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания);
  2. коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения);
  3. действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.

Ценности-средства подразделяются на такие группы, как:

  • ценности-отношения,
  • ценности-качества
  • ценности-знания.

Ценности-отношенияобеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми является отношение педагога к себе как к профессионалу и личности. Здесь правомерно указать на существование и диалектику «Я-реального», «Я-ретроспективного», «Я-идеального», «Я-рефлексивного», «Я-профессионального». Динамика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема — подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.

Ценности-знания — это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т. д., то есть они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.

Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая ее «вечными» ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разры­вов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обуслов­ливают мировоззренческое самоопределение педагога.

Формирование ценностных ориентаций учащихся, системы их установок и убеждений не может происходить с помощью авторитарного навязывания мнения педагога, оно должно строиться на взаимном сотрудничестве и заинтересованности общим делом. Поэтому для принятия ценностей необходимо создание единого системно-деятельностного пространства для духовно-нравственного развития ребенка, важна системная организация различных видов нравственно-ориентированной деятельности в образовательном учреждении, т.е. создание воспитывающей нравственно и ценностно-ориентированной среды образовательного учреждения.

Образовательный процесс в учреждении образования должен представлять собой процесс разработки ценностного направления системы образования и учитывать следующие аспекты:

  • система урочной и воспитательной деятельности в большей степени должна уделять внимание вопросам формирования ценностных ориентаций личности;
  • в основе образования должен осуществляться гуманистический подход;
  • результатом работы с учащимися должно стать формирование у них взаимодействия между потребностями и ценностями личности:
  • стремление к уважению, признанию, компетентности;
  • стремление к справедливости, гармонии;
  • стремление к самореализации;
  • потребности, способности, ценности личности должны развиваться, совершенствоваться через духовную культуру учащихся:
  • познание мира сквозь призму потребностей личности «мир в человеческих измерениях»,
  • познание себя через других людей и других через себя,
  • преимущественное обращение к общечеловеческим ценностям, использование в качестве источника знаний о человеке всех слоёв культуры, а не только основ отдельных наук,
  • представление о человеке как о целостной системе, формирующейся в процессе усвоения опыта предшествующих поколений.

Таким образом, «воспитание для человека оканчивается, т.е. достигает своей цели, когда он созрел настолько, что чувствует в себе желание и силу продолжить всю остальную жизнь своё самообразование, когда он понимает, каким образом он может и должен образовывать самого себя всё более и более». (А. Дистервег)

Список литературы:

  1. Авраменко А.И., Пекарский Ф.В. и др. Человек. Общество. Государство.–Минск, 2003.–351 стр.
  2. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. – М., Воронеж, 2000.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.
  4. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания как основа возрождения гражданина России, человека культуры и нравственности //Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе образования: Материалы к научно-практической конференции. Вып.1. Ростов-н/Д., 1993.
  5. Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005. – 220 стр.
  6. Дырин СП., Чичаева И.И. Ценности образования в современном российском общественном сознании./ Под ред. СП. Дырина. Набережные Челны, 2001. – 256 стр.
  7. Зубра А.С. Формирование культуры личности. – Минск. 2004. – 206 стр.
  8. Кабуш В.Т. Воспитание в общеобразовательном учреждении: структура и содержание.// Праблемывыхавання. 2009, №4.
  9. Коджаспирова Г.М. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата
  10. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. № 4.
  11. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998, №3
  12. Нормативно-методическое обеспечение работы классного руководителя //Классный руководитель. 2007, № 2. С. 45.
  13. Потанина Л.Т. РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ//Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева/2013 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsennostno-smyslovoy-sfery-lichnosti-shkolnika-v-predmetnoy-deyatelnosti-sredstvami-obrazno-simvolicheskogo-myshleniya
  14. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (Электронный ресурс) / Режим доступа: httр://stаndаrt.еdu.ru/
  15. Худенко Л.А. Формирование культуры личности – одна из основных целей современного общего образования.//Русский язык и литература. 2008, №3.
  16. Щуркова, Н.Е. Воспитание на уроке. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
  17. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 1. - С. 6-20.
13.11.2019