Критическое мышление и особенности его развития
Оценка 4.8

Критическое мышление и особенности его развития

Оценка 4.8
Статья
11.02.2020
Критическое мышление и особенности его развития

Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествующих поколений.

Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным.

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция.

Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются в продуктах творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление проявляется в форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, а также закономерности психики и психологии людей.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом (тенденцией связывать все со всем), трансдукцией (переходом от частного к частному, минуя общее), отсутствием представления о сохранении количества.

Понятийное мышление развивается постепенно от простого складывания ребенком предметов через установление сходства и различия между ними до собственно понятийного, которое формируется к 16-17 годам.

Мыслительный процесс человека осуществляется в двух основных формах:

  1. формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений;
  2. решение проблем (мыслительных задач).

Понятие — это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражена словом или группой слов.

Понятия принято различать по степени отвлеченности (конкретные и абстрактные) и по объему (единичные и общие). Когда из всех признаков предмета выделяется определенная совокупность признаков, характеризующая именно этот предмет или группу ему подобных, мы имеем дело с конкретным понятием. Если же при помощи отвлечения в предмете выделяется определенный признак и этот признак становится предметом изучения и, кроме того, рассматривается как особый предмет, то возникает абстрактное понятие.

Одним из структурных элементов мысли является суждение, которое строится на совокупности понятий.

Суждение — это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами, и признаками.  Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, и опосредованно — путем умозаключений или рассуждений.

Умозаключение — это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод.

К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции или аналогии.

Индукция — это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему.

Дедукция— это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному.

Аналогия — это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществляться различными способами. Наименее желательным является способ проб и ошибок, при котором обычно не имеется ни достаточно четкого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных гипотез. Этот способ, как правило, не приводит к аккумуляции опыта и не служит условием умственного развития человека. В качестве способов решения мыслительной задачи, которые не только позволяют скорее найти ответ, но и являются условиями умственного развития человека, могут быть названы такие, как пассивное и активное использование алгоритма, целенаправленная трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи.

Процесс решения задач состоит из пяти этапов:

  1. мотивация (желание решить проблему);
  2. анализ проблемы;
  3. поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта и на основе принципиально нового решения с учетом логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов. Решению задачи зачастую способствует озарение;
  4. доказательство и обоснование правильности решения;
  5. реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.

Для того чтобы выявить объективные отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, анализирует, обобщает и классифицирует.

Обозначим суть основных мыслительных операций:

анализ — мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез — воссоединение элементов в целостную структуру;

сравнение — установление отношений сходства и различия;

обобщение — выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование — выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют;

конкретизация — отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

систематизация, или классификация — мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Все эти операции, по мнению С.Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления — опосредования (т.е. раскрытия все более существенных связей и отношений).

Мышление принято классифицировать по следующим категориям:

Классификация по психическим процессам:

  • Наглядно-действенное мышление (форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет).
  • Конкретно-предметное мышление (задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 до 7 лет).
  • Абстрактно-логическое мышление (мышление абстракциями, категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Классификация по результатам мышления:

  • Творческое мышление – мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.
  • Репродуктивное мышление – мышление, в конечном результате которого происходит усвоение информации и её воспроизведение.

Классификация по уровню психических процессов:

  • Аналитическое мышление – способность человека в процессе анализа доступной информации использовать логику и принимать на основе этого окончательное решение.
  • Интуитивное мышление – это тип мышления, в котором не выделяются этапы, вся задача воспринимается комплексно, и человек приходит к выводу, который может быть и верным, и ошибочным, не успев пронаблюдать процесс формирования мыслей об этом.

Другие виды:

  • Алгоритмическое мышление – это система мыслительных приёмов направленных на решение задач. Тут скрыты две стороны понимания. Первая, определить чужой алгоритм. Вторая, построить свой. Если при решении задачи необходимо взаимодействовать с чем-либо, придётся понимать, как оно устроено. Только потом можно встраивать свой алгоритм. Трудно представить задачу, решая которую, не нужно ни с чем взаимодействовать.
  • Альтернативное мышление – многомерное (многовариантное) мышление, способность иметь параллельно несколько «собственных» мнений, точек зрения, среди которых может быть более предпочтительная, а могут и быть все равноправны. Умение выбирать наиболее верное в данном случае решение из всех возможных.
  • Дивергентное мышление – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.
  • Концептуальное мышление – методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.
  • Критическое мышление – это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
  • Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
  • Нестандартное мышление – способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях.
  • Стратегическое мышление – психический или мыслительный процесс, применяемый индивидом в контексте достижения успеха в игре или другой деятельности.

Качества мышления

Важнейшими качествами мышления являются:

  • самостоятельность мышления — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
  • инициативность — постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи;
  • глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности;
  • широта — способность видеть проблемы многосторонне; во взаимосвязи с другими явлениями;
  • быстрота — скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;
  • оригинальность — способность производить новые идеи, отличные от общепринятых;
  • пытливость — потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем;
  • критичность — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения;
  • торопливость — непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Особенности развития мышления в школьном возрасте

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других психических функций. Мышление младшего школьника характеризуется высокими темпами его развития; происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах. Завершается зародившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Но это не формально-логические операции, так как рассуждать младший школьник еще не может.  В младшем школьном возрасте появляются такие новообразования как интеллектуальная рефлексия, произвольность мышления, внутренний план действий, формируются научные понятия и конкретные операции. В этом возрасте развиваются все три формы мышления, это понятие, суждение, умозаключение. Овладение научными понятиями совершается у детей в процессе обучения; в развитии суждений ребенка существенную роль играет расширение знаний и выработка установки мышления на истинность; суждение превращается в умозаключение по мере того, как ребенок, расчленяя мыслимое от действительного, начинает рассматривать свою мысль как гипотезу, т. е. положение, которое нуждается еще в проверке. Но помимо названных особенностей мышление, важно выявить влияние учебной деятельности на развитие мышления. Это влияние проявляется в развитие форм мышления, которые в дальнейшем будут обеспечивать усвоение системы научных знаний, развитие научного и теоретического мышления, складываются условия для самостоятельной ориентации в учении и повседневной жизни.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развивается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу абстрактного. Мышление подростка приобретает новую черту, это новообразование является критичностью. Подросток уже не опирается бездумно на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, появляется интерес к спорам и возражениям, целью которых является постичь истину.

Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода (период наивысших способностей к развития тех или иных психических свойств), нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим цепочкам, обоснованным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится более образной и выразительной.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми ученик руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей и окружающие противоречия. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет зависеть развитие его личности.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Учитель, работая с данной возрастной категорией учащихся должен учитывать эти особенности для организации наиболее эффективного процесса развития личности школьника.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаний — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственным трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя, родители часто отвергают наивные, односторонние, еще не зрелые заключения, создавая своей настойчивостью предпосылки для конфликтов и недопонимания.

Критическое мышление

Принимая во внимание, что мышление является сложным и комплексным понятием, мы остановимся подробнее на одном из его видов— критическом мышлении.

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.

Сегодня в научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Джуди А. Браус и Дэвид Вуд выделили характеристики, которые Б. Рассел определил, как «ряд навыков мышления»:

Фокусирующие навыки:

  • определение проблем, содержащихся в явном или в скрытом виде в новой информации;
  • выявление целей: определение направления и целей изучения новой информации.

Навыки сбора информации:

  • наблюдение: получение информации при помощи одной или более сенсорных систем;
  • формулирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.

Навыки запоминания:

  • кодирование: хранение информации в долговременной памяти;
  • вызов: восстановление информации из долговременной памяти.

Навыки организации:

  • сравнение: выявление черт сходства и различий разных объектов;
  • классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных их признаков;
  • представление: презентация новой информации

Навыки анализа:

  • идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации;
  • идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей;
  • идентификация главных идей: идентификация центрального элемента; например, иерархия ключевых идей в сообщении или упорядочивание причин;
  • идентификация ошибок: определение логичных заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления.

Навыки генерирования:

  • выводы: суммирование, выявление наиболее важной информации или идей;
  • предсказывание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимозависимо.

Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым учат детей самостоятельно решать проблемы, искать новые возможности, необходимые сведения и информацию. Школьники, которых учили решать проблемы, впоследствии справляются с более сложными задачами, чем те, кого этому не учили. Развитие критического мышления в рамках семьи может происходить в форме совместных раздумий о положительных и отрицательных сторонах разных видов выходного отдыха. Когда все вместе с детьми обсуждают различные проблемы, точки зрения решения этих проблем, они учатся применять этот прием в других жизненных ситуациях.

Для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение.

Слово критическое, используемое в определении, предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов - насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода суждений, которые привели к тем или иным выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на решение конкретной задачи.

Мечты, сны и прочие виды мыслительной деятельности, занимаясь которыми мы не преследуем определенной цели, не относятся к категории критического мышления. Точно так же не является критическим и мышление, которое стоит за нашими повседневными привычками.

Критическое мышление не появляется автоматически в виде побочного результата обычного обучения в какой-то области. Чтобы добиться ожидаемого эффекта, требуется прилагать систематические усилия по совершенствованию мышления. Для того чтобы учащиеся могли полностью и сознательно сосредоточиться на улучшении своих мыслительных способностей и расширить область применения полученных навыков, обучение критическому мышлению должно включать в себя большое количество примеров из всех сфер жизни ребенка.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  • Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли - признак уверенности.
  • Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
  • Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  • Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  • Осознание – качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход суждений.
  • Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Что же касается ценности критического мышления, то здесь следует отметить следующие аспекты:

Развитие критического мышления у ребенка направлено на:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • развитие умения критически мыслить;
  • формирование умения ответственно относиться к собственному образованию;
  • развитие умения работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Применение методов и приемов развития критического мышления в образовательном процессе направлено на:

  • создание в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества;
  • использование системы эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • предоставление учащимся возможности стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • развитие профессиональных компетенций: стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Использование технологий, направленных на развитие критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Учитель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Критическое мышление – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью педагогических технологий, направленных на развитие критического мышления, является то, что учащиеся сами конструируют процесс обучения, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Назовем основные показатели критического мышления, выделенные Э. Бинкером, Э. Мартином и К. Эдамсоном:

Аффективные:

  1. самостоятельность мышления;
  2. понимание эгоцентрических и социоцентрических мотивов;
  3. непредвзятость суждений;
  4. видение взаимосвязи эмоций и убеждений;
  5. воздержание от торопливых суждений;
  6. смелость мышления;
  7. добросовестность мышления;
  8. настойчивость в решении интеллектуальных задач;
  9. уверенность рассуждений;

Макрокогнитивные:

  1. обобщение без стремления к упрощению;
  2. сопоставление аналогичных ситуаций, приложение знания к новому контексту;
  3. расширение угла зрения: рассмотрение вопроса с разных сторон, высказывание различных аргументов, гипотез;
  4. ясность высказываемых положений, выводов, убеждений;
  5. ясность изложения, продуманность выбора слов;
  6. разработка оценочных критериев: ясность базовых ценностей и норм;
  7. оценка надежности информации;
  8. глубина мышления: выделение наиболее значимых вопросов;
  9. анализ аргументов, объяснений, убеждений, гипотез;
  10. выработка/оценка конкретных решений;
  11. анализ и оценка человеческих поступков/линий поведения;
  12. критический подход к чтению: понимание сути, критическая оценка прочитанного;
  13. критическое слушание (диалог «без слов»);
  14. установление межпредметных связей;
  15. способность вести «сократическую беседу», через диалог приходить к пониманию и оценке убеждений партнера;
  16. рассуждение в диалоге: сравнение различных взглядов, подходов, гипотез;
  17. умение рассуждать диалогически: оценка взглядов, подходов, гипотез;

Микрокогнитивные:

  1. сопоставление/противопоставление абстрактных понятий действительности;
  2. точность и критичность высказываний;
  3. анализ и оценка высказываний;
  4. анализ и оценка выводов;
  5. умение выделить информацию, связанную с рассматриваемым вопросом;
  6. логичность объяснений, умозаключений, прогнозов;
  7. оценка доказательности высказывания;
  8. умение видеть противоречивость рассуждения;
  9. анализ прямых и косвенных последствий события/явления

Несомненно, что не все из перечисленных показателей относятся именно к критическому мышлению (например, показатели 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 19, 23), они имеют отношение к процессу мышления в целом. Но при развитии критического мышления у школьников их, несомненно, полезно учитывать.

Особенности развития критического мышления в различных возрастных группах учащихся

Критическое мышление определяется наличием навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умением работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитием способностей к аналитической деятельности, а также к оцениванию этих же возможностей у окружающих. Критическому мышлению свойственна практическая ориентация. В связи с этим оно может быть расценено как форма практической логики, рассмотренной исходя из особенностей и контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переходном этапе развития.

В ходе обучения дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.

Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Данное умение развивается посредствам сравнения одного предмета с другими, которые имеют другие свойства.

Каждое психическое действие в своем развитии проходит ряд этапов. Начинается с внешнего практического действия с материальными предметами, затем предмет заменяется четко представляемой схемой, затем действие выполняется в плане громкой речи, затем с проговариванием про себя, и наконец действие становится умственным.

Как правило, при формулировке вопроса дети младшего школьного возраста представляют себе реальную ситуацию и действуют в данной ситуации.

Суждения школьников обычно единичны и опираются на личный опыт. Обычно они категоричны и относятся к наглядной действительности.

Особенно значимым в развитии мышления является формирование внутреннего плана действий и рефлексии (осознание себя как субъекта деятельности, осознание способов осуществления деятельности).

Критическое мышление в младшем школьном возрасте только начинает формироваться и особенности его развития в дальнейшем во многом зависят от эффективности педагогического процесса.

Особенно важно развивать критическое мышление в подростковом возрасте, именно в этот период теоретическая мысль начинает активно развиваться. Подростки пытаются понять окружающий мир на новом, более высоком, уровне. В течение этого периода происходит активное проявление интереса подростка к знаниям. Получение научных теоретических знаний приводит к развитию мышления. Способность подростка продумать аргументы свидетельствует о его умении делать необходимые выводы, проявлять дедуктивные способности. В этом возрасте необходимо развивать личные качества, включая знания, умения, интеллектуальный прогресс, ,самоуправление, эмоционально-этические и практические способности, основанные на инновационных методах и технологиях обучения. Внедрение стратегий и технологий, которые побуждают ученика приобретать независимые навыки критического мышления, развивают творческую и педагогическую среду, которая поощряет критическое мышление и способствует его развитию учащихся. Развитие критического мышления протекает эффективно благодаря использованию инновационных методов в процессе обучения. Во время обучения социальным и гуманитарным наукам подросткам, как субъектам педагогического процесса, предоставляется широкая возможность развития критического мышления.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы включить школьника в решение проблемных познавательных задач, помочь ему реализовать свои претензии на взрослость в школьной среде. Поиск вариантов решения конкретной проблемы даёт возможность подростку выдвигать, обсуждать и отстаивать свои взгляды, идеи, предположения. Важным шагом в развитии критического мышления является возможность показать значимость мнения каждого ребёнка.

Если учебную деятельность выстраивать исходя из возрастных особенностей, то проблема формального отношения к учению будет стоять не столь остро. Правильно организованное обучении будет способствовать не только умственному развитию ребенка, но и активизации его творческого начала, что в свою очередь будет влиять на повышение внутренней и внешней учебной мотивации, активизацию познавательного интереса и потребности.

Список литературы:

  1. Аврамков Д.В. О возрастных различиях в эффективности продуктивного мышления школьников: на материале пространственно- комбинаторных задач // Новые исследования в психологии. 1974. - № 1. - С.37 -39.
  2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 384 с.
  3. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мыслительного диалога). М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
  4. Боно Э. де. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976. - 144 с.
  5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. - 96 с.
  6. Брушлинский А.В. Мышление / Общая психология. М., 1986. - С.323.
  7. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Изд-во РАН, 1994. 109 с.
  8. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. - 191
  9. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
  10. Вахтомин Н.К. Практика мышление - знание: К проблеме творческого мышления. - М.: Наука, 1978. - 112 с.
  11. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.- 336 с.
  12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления. М.: Просвещение, 1968. - С. 433 - 456.
  13. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
  14. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  15. Мокраусов, И.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо [Текст] / И.В. Мокраусов. - Самара: Профи, 2002. – 217 с.
  16. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 168 с.
  17. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 432 с.
  18. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И. В. Муштавинская — «КАРО», 2009 — (Уроки для педагогов)– 89с.
  19. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга,2000. 2-е изд. - 208 с. - (Руководство практического психолога).
  20. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под. ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 160с.
  21. Психология мышления // Сборник переводов с нем. и англ. / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. - 532 с.
  22. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2002. – 432с.
  23. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
  24. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
  25. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности: Учебное пособие. М.: Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2000. - 64 с.
  26. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии. 1990.-№3. - С.25-36
  27. Солсо P.JI. Когнитивная психология./ Пер. с англ. М.: Тривола, 1996.-600 с.
  28. Статья «Мышление» из «Философской энциклопедии» (т. 3. М., 1964) [Хрестоматия по психологии. Психология мышления. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1982]
  29. Смирнова А. С., Левицкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1783-1785.
  30. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-воМоск. ун-та, 1984. -269с.
  31. Хаджиева Ф. А., Нарбутаев Ф. М. Способы развития критического мышления у подростков // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 234-236.
  32. Широчин В. П.Архитектоника мышления и нейроинтеллект. Программирование доверия в эволюции интеллекта / под ред. Ю. С. Ковтанюка. — Юниор, 2004. — 560 с. 
  33. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
  34. http://vse-o-iq.narod.ru/kritmishlenie.htm
  35. http://elenarus.ru/Uchebno%20-%20material%20resources.htm
  36. http://www.openclass.ru/pages/133923
11.02.2020