Ситуативная педагогика и современные воспитательные технологии
Оценка 4.8

Ситуативная педагогика и современные воспитательные технологии

Оценка 4.8
Статья
13.02.2020
Ситуативная педагогика и современные воспитательные технологии

Деятельность учителя всегда связана с живыми ситуациями взаимодействия с детьми. Если учитель может прожить ситуацию вместе с детьми, найти ключ к детскому настоящему, то он не останется сторонним наблюдателем и экспертом, который дает внешнюю оценку происходящему.

Суть воспитания - взаимодействие человека с человеком, которое дает учителю и ученику взаимообогащение, при этом они даже могут меняться местами. Хороший педагог всегда охотно учится у своих учеников. По выражению Я. Корчака, ребенку предстоит «трудная работа роста». Вырасти настоящим человеком, быть самим собой ребенку очень трудно и помочь ему в этом, найти условия и средства поддержки его в данной трудной работе может небезразличный учитель.Это возможно при уважении и понимании ребенка, принятия его мыслей и чувств. Педагог не всегда знает, что делать в сложившейся в данный момент ситуации, часто сталкивается с размытой реальностью, стихийно складывающейся ситуацией взаимодействия с детьми. Дети быстро растут и меняются, они очень гибкие и подвижные в восприятии действительности, в поиске своих интересов и способов самореализации. Дети живут настоящим, им интересно и важно то, что происходит сейчас, реально то, что их волнует в настоящий момент. Все это дает несколько перевернутый взгляд на процесс воспитания: не от норм, правил, методик (которые зачастую устарели еще вчера), а от педагогической реальности в живой ситуации непосредственного взаимодействия с детьми, через взгляд на ситуацию «здесь и теперь», в которой проявляются запросы и интересы детей, позиции, их отношение к себе и к другим. Учитель должен уметь работать с ситуацией в данный момент, и в процессе обучения, и во внеурочное время в процессе воспитания. Такую педагогику условно называютситуативной педагогикой.

Работа педагога с детской ситуацией строится на сознании и понимании того, что волнует детей именно сейчас, на умении реагировать на актуальные жизненные запросы детей. Важно удержаться от двух крайностей. С одной стороны, реагирование должно быть обдуманным и педагогически ответственным. Но если педагог будет долго диагностировать и выявлять запросы детей, а потом подбирать оптимальные педагогические средства, ребята за это время могут увлечься уже чем-то иным, и прежнее будет уже неактуальным, ситуация «уйдет».

Работа с ситуацией - это согласование внешних и внутренних условий, что позволяет взглянуть на процесс воспитания как на организацию таких внешних условий, которые входили бы в резонанс с внутренними условиями воспитанника, вызывали отклик в его индивидуальных смыслах и ориентирах, актуализировали для самого ребенка внутренние условия для самоопределения и саморазвития.

Педагогическая ситуация нужна как образовательная ситуация для ребенка - это единица образовательного процесса, в которой ребенок с помощью педагога обнаруживает значимую задачу для своих действий, анализирует предмет своего действия и, исследуя его, совершает разнообразные пробные (учебные) действия, позволяющие ему решить поставленную задачу и получить значимый для своего развития опыт деятельности. Педагогическая ситуация зарождается в неопределенности, трудности, когда нет готовых ответов и есть индивидуальная или общая задача переосмыслить произошедшее. В данном случае речь идет о проблемной ситуации, освоении воспитанником нового опыта, решении им творческих задач, ситуации выбора, конфликте и т. п. Такие ситуации возникают стихийно, и педагог их использует в работе с детьми или сознательно моделирует и организует. Это превращает обычное, привычное течение жизни в ситуацию, переводит его в ранг неопределенности, когда нет готовых ответов и решений, все зависит от тебя и от нас.

Образовательная ситуация часто начинается как ситуация трудности для воспитанника, когда он сам не может справиться со сложившимися обстоятельствами, с самим собой - она выступает препятствием для развития ребенка. Педагогическая поддержка в образовательной ситуации основывается на привлечении детей к активному разрешению своих трудностей, преодоление которых является значимым. Важно преобразовать проблемную для ребенка ситуацию в задачу для его деятельности. Педагог организует и направляет рефлексивную деятельность воспитанника в анализе конкретной ситуации и в моделировании способов выхода из нее. Через самоанализ происходит осознание школьником жизненной ситуации как внутренней задачи. Решая ее, он переводит ситуацию из проблемной в образовательную, развивающую. Ситуация из социальной, внешней, переходит во внутренний план ребенка, становится предпосылкой для целенаправленного изменения им самого себя, стимулирует его субъектность, образует в нем новое знание и новый опыт. Ребенок живет настоящим, то, что происходит здесь и теперь, его по-настоящему волнует, и важно поддержать в нем полноценное проживание той или иной ситуации. Завтра это потеряет для него смысл: будет другая ситуация и другое настроение.

Примеры:

  1. Назрел конфликт в отношениях, что деструктивно влияет на ситуацию в классе, на взаимодействие педагога с воспитанниками, отдельным ребенком.
  2. ЧП (сбежали с урока, разбили окно, украли ноутбук и т. п.).
  3. Требуется поддержка инициативы ребенка, особенно робкого и редко проявляющего инициативу.
  4. Разрушающая, хамская деятельности отдельного ребенка (вспыльчив, чересчур эгоистичен, проявляет неуважительное отношение к педагогу, товарищам, обманывает и т. п.).
  5. Общее сильное эмоциональное переживание в классе (общая радость, общая драматическая ситуация, общий страх).
  6. Открытое и яркое проявление ребенком позиции касательно событий в стране, в мире, по отношению к происходящему в классе или к отдельному человеку, вызывающее столкновение взглядов, и т.д.

В педагогической практике педагогическая ситуация, как правило, рассматривается как отрицательная, фиксирующая проблему, ЧП. Каждая ситуация требует примерной схемы работы над ней. Данная схема показывает, как можно построить разговор с ребятами вокруг конкретной ситуации в рамках стандартного классного часа.

Этап первый. Внутренняя остановка педагога: уйти от эмоционального восприятия ситуации (раздражение от хамства ребенка и вопиющего непослушания, страх и неуверенность от ЧП и пр.),не выдать внешних реакций, просто замолчать или даже уйти, если считает, что еще не время с этим работать и ситуация должна дозреть. Важно увидеть возможную причину (причины) случившегося, то, что держит ситуацию, ее общий контекст, ситуацию в целом и каждого отдельного ее участника. Понять, чья эта ситуация, находит ли педагог в ней себя, кто конкретно из ребят включен в ситуацию, кого нужно привлечь. Затем педагог должен осмыслить, что он хочет, может и должен сделать с этой ситуацией, определить границы (минимум) своего участия и ожидаемый результат (образ результата), что должно обязательно произойти (со всеми, с отдельным ребенком, с педагогом).

Второй этап. Педагог останавливает пространство взаимодействия, останавливает ситуацию во внешнем пространстве. По сути именно здесь и возникает общая живая ситуация. Это может быть мгновенное воздействие - категорическое, гневное, рассчитанное на то, чтобы привести субъектов ситуации в смятение, выбить из привычной колеи течения жизни, в которой они свыклись с опытом, - или просто долгое молчание. Главные задачи данного этапа - остановить привычный процесс, выбить из колеи, эмоционально вовлечь участников в ситуацию.

Третий этап - фиксация ситуации. На данном этапе необходимо перевести ситуацию в структурированный формат, добиться перехода участников из эмоциональной включенности в ситуацию на рациональный, смысловой уровень. Смысл данного этапа состоит в решении следующих задач: мотивация участников, включение их в общее взаимодействие, выявление их направленности на решение ситуации; прояснение общего интереса, общих ценностей и смыслов; выход на общую значимую задачу, общую цель (хотя это может быть и задачей следующего этапа).

Четвертый этап - преобразование ситуации в образовательную для отдельного ученика и для группы учащихся. Здесь важно создать условия для преобразования проблемы (ситуации неопределенности) в задачу деятельности, для проектирования конкретных шагов совместной деятельности по разрешению ситуации, моделирования ситуации и путей выхода из нее. Необходимо выйти на совместный проект деятельности в новых моделируемых условиях. Формы взаимодействия: обсуждения, групповая работа в проекте, мозговой штурм, совместная деятельность, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, систематизация жизненных наблюдений (анализ жизненного опыта), наблюдение, эксперимент. Важно, чтобы ситуация вышла на уровень конкретных задач - частных задач для каждого и общей задачи для всех. Они должны отражать направления и способы преобразования ситуации. Каждый - часть целого, поэтому результатом должна быть общая совместная деятельность.

Пятый этап - завершение ситуации. У участников ситуации должно возникнуть ощущение завершенности: мы договорились, помирились, решили, сделали и пережили и т. д. На этом этапе хорошо бы через рефлексию вывести участников на осознание личного результата каждого, на осознание и проявление результата общего.

Ситуативная педагогика - это работа в пространстве детского настоящего как система быстрого реагирования на запрос детей, их интересы и переживания. Требуется высокое профессиональное мастерство педагога, его смелость, способность идти на определенный риск для работы с непредсказуемой ситуацией, постоянное самосовершенствование, владение рефлексивными технологиями.

Педагогу важно работать на позитив, на живые отношения, выстраиваемые вокруг гуманистических общечеловеческих ценностей. Ситуация, ее проживание важны не ради осложнения отношений (определения виновных и выбора способа справедливого наказания), а ради выхода в детско-взрослую общность, ради развития системы отношений, ради свободного развития каждого ребенка. Ситуация выстраивается вокруг живого взаимодействия, значимого и для ребенка и для взрослого. Оно позволяет каждому лучше узнать и понять самого себя, других, задает образец отношений, предоставляет возможность получить общий ценный опыт, индивидуальный опыт живых отношений.

При умелой работе педагога с ситуацией у воспитанников формируются рефлексивные знания и умения, которые важны для их жизненного (духовно-нравственного, гражданского, патриотического, семейного и т. д.) самоопределения, саморазвития, становления субъектных качеств. Эти качества помогут в дальнейшем ученикам при участии в методах интерактивного взаимодействия, в воспитательных мероприятиях, проводимых в классе и школе, образовательных и воспитательных технологиях.

Одной из воспитательных технологий, связанных с ситуативной педагогикой, является «Case-study»Метод «Сase-study» или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному подходу.

Цель метода — научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

При анализе конкретных ситуаций важно сочетать индивидуальную работу учащихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. В процесс работы над кейсом учащиеся развивают навыки групповой, командной работы. Эта технология используется как в процессе обучения, так и в воспитательном процессе, так как содержит методы и приемы интерактивного взаимодействия и имеет большое воспитательное значение.

Эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности. Содержанием воспитательных технологий являются: научно обоснованные социализированные требования, передача социального опыта, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха.

Среди воспитательных технологий наиболее часто используемой педагогами является технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых; отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам,; возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

В практике воспитательной работы часто используются: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

Технология коллективного творческого воспитания (коллективного творческого дела) – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи ипринципы этой технологии:;

  • идея включения детей в улучшение окружающего мира;
  • идея соучастия детей в воспитательном процессе;
  • коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
  • комплексный подход к воспитанию;
  • личностный подход, одобрение социального роста детей.

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского основана на принципах:

  • в воспитании нет главного и второстепенного;
  • воспитание – это прежде всего человековедение;
  • эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
  • принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
  • культ Родины, культ труда; культ матери, культ книги, культ природы; приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Игровые технологии занимают важное место в воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Одна из основных функций игры - функция самореализации человека в игре. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Важное значение в современном воспитании подростков имеют информационно-коммуникативные технологии. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. Основной целью педагогов становится не только организация и ведение процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, но и формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни. При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет.

Технология педагогического общения - технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель. Цель-создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях). Состоит их 3 блоков: разминка, упражнения, итоговая рефлексия. Условия: форма - круг, позиция ведущего «на равных». Правила: участие «здесь и теперь», обратная связь.

Технология педагогической поддержки. Под педагогической поддержкой понимают превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятиишкольных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). То есть эта технология предполагает систему операций, рассчитанных на предупреждение «падения» ребенка с социальных высот. Формы педагогической деятельности: защита, помощь, педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка. Механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

  • этап диагностический (фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка));
  • этап поисковый (организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы ,взгляд на ситуацию со стороны);
  • этап договорный (проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
  • этап деятельностный (действует сам ребенок и действует педагог,координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
  • этап рефлексивный (совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемыили переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности).

Использование педагогических технологий обучения и воспитания, знакомство с новыми подходами в воспитании подрастающего поколения позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Список литературы:

  1. Корчак, Я.Как любить ребенка. Книга о воспитании : пер. с польск. / Я. Корчак. - М.: Политиздат, 1990.
  2. Макаренко, А. С.Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
  3. Шустова, И. Ю.Школьные события / И. Ю. Шустова // Народное образование. - 2013. - N 1.
  4. Алексеев, Н. Г.;Проектирование и рефлексивное мышление / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. - 2002. - N 2. .
13.02.2020