Приемы технологии развития критического мышления
Оценка 4.9

Приемы технологии развития критического мышления

Оценка 4.9
Статья
14.02.2020
Приемы технологии развития критического мышления

Мы уже рассмотрели цели и функции трёх стадий базовой модели технологии (структура). Эта лекция будет посвящена знакомству с методическими приемами формирования критического мышления (содержание).

ТРКМ

Достоинство технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, в ее открытости. Авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами – дискусионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся.

В лекции будут рассмотрены наиболее популярные методические приемы развития критического мышления, сделан обзор классификаций приёмов ТРКМ с целью формирования у слушателей общего представление о ТРКМ, собственного видения использования возможностей технологии в обучении.  Данный модуль основан на материалах книги С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений».

Чтобы соблюсти логику знакомства с материалом слушатели  могут  чередовать чтение лекции с самостоятельной работой по ознакомлению с методикой и  опытом педагогов-практиков по применению приёмов развития критического мышления на уроке. 

В педагогической литературе и периодике предлагаются различные классификации методических приемов ТРКМ: по видам и формам учебной деятельности, с точки зрения работы с информацией, формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), по соответствию какой-либо стадии базовой модели.   Возьмем за основу классификацию приёмов по виду деятельности (С.И. Заир-Бек).

Визуальные методы организации материала

Интеллект- карты

Фишбоун

Кластер

Денотатный граф

Ментальные карты

Приёмы, работающие с таблицами

«З-Х-У»

ИНСЕРТ

Концептуальная таблица

Сводная таблица

Бортовой журнал

Дневник

Таблица «Плюс-Минус-Интересно» (ПМИ) 

Постановка и решение проблем

Фишбоун

ИДЕАЛ

Лист решения проблем

Работа с текстами

Чтение с остановками

Бортовой журнал

ИНСЕРТ

Дневник двухчастотный

Стратегия «Зигзаг»

Организация дискуссии

Перекрестная дискуссия

Двухрядный круглый стол

Совместный поиск

Работа над понятием

Денотатный граф

Кластер

Прием «Выглядит, как… Звучит, как…»

Концептуальное (понятийное) колесо

Синквейн

Развитие умения задавать вопросы

Вопросительные слова

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Ромашка Блума

Групповая работа

Стратегии решения проблем

Перекрестная дискуссия

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

Двухрядный круглый стол

Корзина идей

Мозговой штурм

Стратегия «Зигзаг»

Письменная рефлексия

Бортовой журнал

Эссе

Синквейн

Шесть шляп мышления

Портфолио

Лист взаимооценки

Методы оценки

Совокупная оценка

Портфолио

Градация

Лист оценки

Лист наблюдений

Парная письменная взаимооценка

Выходная карта

ТРКМ представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

Описание методических приёмов

Приём «Фишбоун» (схема «Рыбий скелет»)

Прием помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания.  В основе приемы лежит схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Исикавы — японского профессора, который изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.

Данная стратегия направлена на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — развитие навыков работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)).

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • упорядочить и визуализировать деятельность в группе;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

Этапы работы

  1. Сбор всех факторов, причин по исследуемому вопросу.
  2. Группировка факторов по смысловым и причинно- следственным блокам.
  3. Ранжирование этих факторов внутри каждого блока.
  4. Анализ получившейся картины.
  5. «Отбрасывание» факторов, на которые мы не можем влиять.

Процедура составления схемы

  • На широком листе бумаги провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы.
  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки».
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Графическое представление

Графическое представление приёма Фишбоун

Опыт

Оригинальный способ применения приёма для организации фронтальной работы предлагает Е.В. Иваньшина.

Текст делится на отрывки, каждый из которых посвящен конкретной проблеме и пути ее разрешения. Работа проводится в группах из 4–5 человек, которые совместно исследуют определенную проблему. «Фишбон», изображенный на флип-чарте, разрезается на части («косточки») по количеству тем. Каждый ученик (если работа ведется индивидуально) или группа (при групповой работе) заполняет свою вертикальную часть (описывая тему, проблему, информация о которой содержится в полученном тексте) и после окончания работы в группе презентуют свою часть, восстанавливая общую схему «Фишбон». Каждая группа презентует другим группам результаты своей работы, восстанавливая общую схему «рыбьего скелета». 

При помощи полученной схемы можно проиллюстрировать взаимосвязь рассмотренных тем, проблем, показать комплексный характер вопроса в целом. Этим может заняться еще одна группа участников – аналитики. Их задача – рассмотреть все предложенные тексты, выслушать презентации, записать свои выводы на «хвосте рыбы», прокомментировать их.

Приём «Концептуальная таблица»

Прием «Концептуальная таблица» используется в тех случаях, когда предполагается сравнительный анализ двух или более объектов. Способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов. Используется для организации индивидуальной и групповой работы.

Построение таблицы

По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали ― различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Первый этап: определение тех параметров, по которым будет проводиться сравнение объектов.

Второй этап: индивидуальная, парная или групповая работа по заполнению таблицы.

Графическое преставление

Линии сравнения

Категория

 

 

 

 

Сводная таблица  (Д. Баланк)

Позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации, т.к. помогает проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Основной смысл использования приёма ― линии сравнения и характеристики учащиеся выделяют самостоятельно после работы с текстом учебника на стадии рефлексии.

Графическое представление

Тема 1

Тема 2

Линии сравнения

Тема 3

Тема 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример сводной таблицы (география)

Азовское море

Чёрное море

Море Лаптевых

Линии сравнения

Японское море

Баренцево море

 

 

 

Географическое положение

 

 

 

 

 

Температура воды

 

 

 

 

 

Животный мир

 

 

Приём «Плюс-минус-интересно»

Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

Построение таблицы

В ходе чтения текста заполняются графы таблицы:

  • «Плюс» (+)записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
  • «Минус» (-)записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
  • «Интересно (или «Вопрос учителю»)» (?) – предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

При использовании таблицы  внимание намеренно направляется сначала на «Плюс», потом на «Минус», затем на «Интересно».

Графическое представление

«+»

Позитивный характер

«-»

Негативный характер

?

Интересно

 

 

 

Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы можно оформлять в таблицу или задавать устно. 

Прием «Толстый и тонкий вопросы» используется в следующих обучающих ситуациях:

  • Для организации взаимоопроса: после изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».
  • Для начала беседы по изучаемой теме: не следует спрашивать детей, что их интересует в данной теме, т.к. (чаще всего) учитель получает необдуманные ответы. Целесообразно после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу.
  • Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.

Данный прием можно использовать на любой из трёх стадий урока: на стадии вызова (вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы); на стадии осмысления содержания (активная фиксация вопросов по ходу чтения или слушания) при рефлексии (демонстрация понимания пройденного).

Графическое представление

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический», простой ответ.

Вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», подробый ответ.

Форма вопросов

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто …?

Что …?

Когда …?

Как звали …?

Согласны ли вы …?

Верно ли …?

Дайте объяснение, почему …?

Почему вы думаете …?

В чём различие …?

Предположите, что будет, если …?

Что, если …?

Приём «Перекрестная дискуссия»

Дискуссия (от лат. – исследование), разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Такая дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений.  Вопрос, предлагаемый для перекрёстной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемой темы. Перекрёстная дискуссия помогает учащимся, с одной стороны, избежать однозначного толкования событий, поступков и характеров героев, а с другой — научиться уважать чужое мнение. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления, учит вести себя цивилизованно в момент дискуссии, внимательно выслушивать оппонента, выдвигать и формулировать аргументы в защиту своей позиции, отбирать наиболее сильные доводы, предвосхищать аргументы оппонентов.

Вопрос или спорное утверждение могут быть предложены организатором дискуссии или самими ее участниками.

Обязательным условием при проведении дискуссии является уважение к различным точкам зрения ее участников и совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. На стадии вызова данный прием преследует цель ― обмен первичной информацией, выявление противоречий, на стадии рефлексии – возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Графическое представление

Аргументы «за»

Вопрос/утверждение

Аргументы «против»

 

Согласны ли вы, что …?

 

 

 

 

Приём «Синквейн»

Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Прием «Синквейн» может использоваться в следующих случаях:

  • как инструмент для синтеза сложной информации;
  • как способ оценки понятийного аппарата учащихся;
  • как средство развития творческих способностей.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество.

Для сочинения синквейна дается 5 минут, после чего написанные стихотворения можно озвучить и обсудить в парах, группах или на всю аудиторию.  На уроках приём может быть использован на стадии рефлексии и стадии вызова.

Правила написания синквейна

1-я строка – одним словом (обычно существительным) называется тема.

2-я строка -  описание этой темы в целом в двух словах (двумя прилагательными).

3-я строка – это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.

4-я строка – это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме.

5-я строка – это синоним темы, подчеркивающий её суть (существительное).

Приём «Зигзаг»

Целью данного приёма является систематизация большого объёма материала в процессе изучения. Прием направлен на развитие целостного восприятия текста, позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы; помогает овладеть приемами аргументации, доказательства; формирует умение отстаивать свою точку зрения.

Технология использования

Текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения. Все ученики делятся на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе). Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группы. Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом (сначала индивидуально, потом обсуждают). После окончания работы экспертной группы  учащиеся возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала. Группа вырабатывает общее представление о проблеме и докладывает остальным группам.

На стадии содержания ученики работают в рабочей группе: читают свой фрагмент текста на своей карточке, выделяют главное, новые непонятные слова, составляют схему текста (кластер, рисунок, таблицу). Затем ученики расходятся по экспертным группам. Каждая группа обсуждает свою часть текста, варианты схем, выбирает оптимальную и фиксирует ее на бумаге. Члены группы вносят соответствующие коррективы в свои записи. На стадии рефлексии ученики возвращаются в рабочие группы и пересказывают друг другу свои фрагменты по скорректированным схемам.

После того, как закончилась работа в рабочих группах, представители экспертных групп рассказывают у доски содержание своих фрагментов по общей схеме. Остальные слушают и записывают возникающие при прослушивании вопросы. После окончания учащиеся отвечают на вопросы (вопросы, на которые никто не смог ответить) записываются на доске.

Приём «Выходная карта»

Прием осуществляет контроль понимания учебного материала: ученики объясняют и приводят основания своего понимания.  Вопросы позволяют ученикам выразить свои идеи и мысли, подумать об объяснениях других учеников. Используется для определения трудностей, оценивания понимания учениками изучаемого материала и для коррекции обучения, в случае необходимости.

Технология использования

В конце занятия учащимся предлагается записать три тезиса (резюме урока):

  1. Самая важная идея данного занятия.
  2. Самая спорная мысль занятия.
  3. Идея, которую бы я хотел обсудить на следующем занятии.

Приём «Лист наблюдений»

Данный прием осуществляет наблюдение за поведением и использованием навыков критического мышления. Контрольные листы наблюдений это – листы умений, стратегий, процессов, или настроений, которые необходимо отслеживать у учеников в определенное время. Они могут помочь в оценивании навыков общения, стратегий совместного обучения, навыков мышления, развития участия учеников в общей работе, в ходе устных выступлений, индивидуальной работы или выполнения тестового задания. Контрольные листы разработаны для быстрой записи присутствия или отсутствия специального качества или понимания. Обычно фиксируется в форме «да» или «нет».

Контрольный список наблюдений за навыками мышления

Мыслительные способности

Ставьте пометки, когда ученики демонстрируют каждый из приведенных навыков мышления в групповой или общей дискуссии (модифицируйте список, если навык не включен). Сделайте обзор навыков  для учеников, нуждающихся в дополнительном обучении.

Фамилия, имя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делать заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разрабатывать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абстрагировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализировать перспективы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимать решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решать проблему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём «Градация»

Данный прием делает учащихся партнерами в процессе оценки их знаний, способствует внедрению формирующего оценивания в процесс обучения.

Под градацией понимаются четко сформулированные нормы, в соответствии с которыми оценивается деятельность учащегося. Перед выполнением работы, учащиеся знакомятся с требованиями (желательно, чтобы они были разработаны совместно с учащимися). После выполнения работы детям предлагается самим оценить свою работу с учетом предложенных критериев. Преподаватель выставляет оценку в строгом соответствии с предложенной классификацией оценок (градацией).

Многие приемы, используемые в технологии развития критического мышления, многофункциональны, работают на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов – осмысление – рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно. В ходе работы в рамках приемов ТРКМ учащиеся овладевают различными способами самостоятельной деятельности, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления опыта работы с разного рода информацией.

Предложенные приемы технологии развития критического мышления отражают небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление с технологией, которая позволяет учителю помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе, позволяет создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Разумеется, не все приёмы могут быть использованы в повседневной работе, но, вооружившись даже несколькими из них, учитель может повысить результативность учебного процесса, его эмоционально - мотивационный уровень.

Список литературы:

  1. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Москва, Просвещение, 2011. 
  2. О.Бойко. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры. - http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 
  3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург; 2009.
  4. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с. - https://gigabaza.ru/doc/135908.html  
  5. Грицай О.М. Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления. - https://vseuroki.pro/doc/priemy-ispolzuemye-v-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya.html
14.02.2020