Таксономия Блума
Оценка 4.7

Таксономия Блума

Оценка 4.7
Статья
14.02.2020
Таксономия Блума

Продолжайте заполнение таблицы мышления «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (практическая работа Модуля 1, Задание 1).

Графу «Что я узнал» заполняйте по ходу знакомства с содержанием модуля.

В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у обучающихся. Самой известной моделью, описывающей процесс мышления, является Таксономия Блума (Bloom’s Taxonomy). Данная модель состоит из навыков мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого уровня.

Таксономия Блума – иерархическая модель навыков мышления, состоящая из шести различных уровней. В рамках этой модели целесообразно рассматривать и развитие критического мышления, т.к. педагогу, чтобы развивать критическое мышление у обучающихся, отслеживать его, нужно понимать, мышление какого уровня развивают задания и вопросы, которые используются в процессе работы. Таксономия Блума является инструментом, который помогает отслеживать эффективность деятельности всех типов интеллекта учащихся.

Таксономия Блума

Таксономия — иерархически выстроенная система целей и результатов от простой к сложной системе.

Понятие таксономии возникло впервые в биологии. Сам термин был предложен швейцарским ботаником О. Декандолем в 1813 г. Таксономия Блума — классификация учебных целей в когнитивной (познавательной) сфере, предложенная в 1956 году Б. Блумом в книге «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания». Традиционная таксономия Блума сегодня широко используется в качестве инструмента планирования образовательного процесса.

В таксономии целей когнитивная (познавательная) деятельность включает в себя следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Мыслительные умения расположены им в иерархии от простых к более сложным. К мышлению низкого порядка относятся знание и понимание (они находятся внизу пирамиды), т.к. именно эти процессы наиболее широко представлены в процессе обучения: учащиеся получают знания и воспроизводят их.

Таксономия целей

Цели обучения более эффективны, если они включают конкретные глаголы, которые могут сказать обучающимся, что они должны делать. Глаголы, перечисленные в таблице, связаны с каждым уровнем мышления, которые в свою очередь связаны с деятельностью, продуктами и результатами, специфичными для цели.

Таксономия образовательных целей Блума (традиционная)

Навык (уровень мышления)

Определение (результат обучении)

Ключевые слова

 (когнитивные действия и операции)

Знание

Припоминание информации (запоминание и воспроизведение изученного материала)

Определять, описывать, называть, выделять, маркировать, узнавать, воспроизводить, показать, следовать

Понимание

Понимать значение, перефразировать

главную мысль, передать новую информацию своими словами (интерпретация материала)

Обобщать, преобразовывать, сравнивать, перефразировать, защищать, интерпретировать, давать примеры

Применение

Использовать информацию или в новой ситуации.

Три типа режима понимания:

  1. перевод – воспринимать изложенное и переносить в другую форму (другие слова, графики и т.д.);
  2. интерпретация – перестраивание идей в новую конфигурацию;
  3. экстраполяция – оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации.

Выстраивать, конструировать, классифицировать, моделировать,

предсказывать, готовить

Анализ

Разделять информацию или концепции на части для лучшего понимания

Сравнить/противопоставить, разбить информацию на части,

выделить, разграничить отобрать, исследовать

Синтез

Соединить идеи для создания чего-то нового

Группировать, обобщать,

реконструировать

Оценка

Делать суждения относительно ценности. Создание суждений, основываясь на критериях и стандартах путем проверки и критики.

Оценивать, критиковать,

судить, оправдывать, оспаривать, классифицировать

На каждом уровне осваиваются определенные алгоритмы операций мыслительной деятельности: операции сравнения, анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования, формирования понятий, построения суждений и умозаключений, классификации, обобщения, систематизации.

Слабым местом оригинальной классификации педагогических целей Блума считают:

  1. отсутствие уровня, отвечающего за продуктивную, творческую деятельность;
  2. отсутствие действий, предполагающих решение проблем или проектную деятельность.

В конце 90-х гг. группа ученых с Лорином Андерсоном составили обновленную версию таксономии Блума, которая более соответствует образовательной практике XXI века. Согласно этой версии шестой уровень «создавать» включает конструирование учащимися творческих проектов и решение учебно-познавательных задач на основе самостоятельно разработанных алгоритмов деятельности. Новая версия включает наивысший компонент творчество. Этот навык подразумевает соединение уже известного для создания чего-нибудь нового, для чего обучающиеся генерируют, планируют и, в конечном счете, производят. Новая таксономия проводит различие между знанием о том, «что», т.е. содержанием мышления, и знанием того, «как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем. 

Новая таксономия Блума

Применение таксономии Блума в приёмах технологии развития критического 

Прием «Ромашка вопросов»

«Ромашка вопросов» (автор Загашев И. О.) ― это модифицированная «Ромашка Блума». Данный прием формирует умение создавать вопросы. Шесть лепестков – шесть типов вопросов, которые связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Ромашка вопросов

Навык (уровень мышления)

Тип вопроса

Пример вопроса

Воспроизведение

простой

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

уточняющий

Правильно ли я понял..?

Применение

практический

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Анализ

интерпретационный

Почему?

Синтез

творческий

Что будет, если..?

Оценка

оценочный

Как вы относитесь ?

 Простые вопросы предполагают знание определенных фактов и оперирование конкретной темой (информацией). Данный тип вопросов часто присутствует на традиционных формах контроля: зачетах, терминологических диктантах и т.д.

Цель уточняющих вопросов - предоставление обратной связи относительно сказанного. Уточняющие вопросы также задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Ты действительно думаешь, что...?». Важно, чтобы вопросы задавались без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?», могут быть направлены на установление причинно-следственных связей: «Почему идет дождь?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Педагогу следует внимательно относится к постановке данного типа вопросов, т.к. вопрос может восприниматься негативно (как принуждение к оправданию).

Творческие вопросы можно формулировать в условном наклонении, что предполагает элемент предположения и импульс к фантазии.

Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем урок алгебры отличается от урока геометрии?».

Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Где вы в обычной жизни можно наблюдать диффузию?»

Применение данного приема приемлемо для всех возрастных категорий учащихся.

Прием «Кубик Блума»

Приём разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом и направлен на проверку усвоения знаний и выявление степени предметно-эмоционального погружения детей в тему.

Методика использования

Грани кубика содержат вопросы, предполагающие рассмотрение всех аспектов темы, а также которые затрагивают все уровни познания: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись.

Кубик Блума

Формулируется тема урока, которая должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. Учащийся бросает кубик и формулирует вопрос к учебному материалу по той грани, которая выпадает. 

Возможны два режима использования данного приёма:

  1. Учитель задаёт соответствующие вопросы.
  2. Ученики формулируют вопросы.

Данный прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Вопрос, начинающийся со слова «Назови…» может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют процессуальным знаниям. Дети в данном случае должны найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

При формулировке вопроса «Объясни…»учащийся анализирует изученный материал, а при ответе применяет знания в новых практических ситуациях.

Задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности учащегося. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным

Прием «Кубик Блума» позволяет провести повторение, обобщение знаний, наблюдение достижения обучающимися определенных уровней мышления.

Для работы с младшими школьнивами учителя-практики предлагают модификацию кубика Блума, используя следующие вопросы:

  • Опиши (форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.);
  • Сравни (сравнить заданный предмет или явление с подобными, указать сходства и различия);
  • Назови ассоциацию (с чем ассоциируется у тебя предмет, явление);
  • Сделай анализ (из чего состоит, как работает и пр.);
  • Примени (привести примеры использования или показать применение).
  • Оцени (указать все «плюсы» и «минусы»).

Основным преимуществом модели Б. Блума является то, что мышление представлено в ней в структурированной и доступной форме. Классификация уровней усвоения учебного материала как метод оценки успешности обучения, позволяет четко формулировать дидактические цели при разработке разноуровневых заданий. Таксономия Бенджамина Блума оказывает практическую помощь современному педагогу, является эффективным инструментом в руках учителя-практика как при обучении школьников решению проблем, так и при оценке результатов обучения.

Список литературы:

  1. Климова Т.В. Способы формирования критического мышления студента. Вестник ОГУ №2 (138)/февраль 2012. - http://docplayer.ru/28699373-Sposoby-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-studenta.html
  2. Общие положения таксономии Блума. - https://studopedia.ru/16_87688_glava-obshchie-polozheniya-taksonomii-b-bluma.html
  3. Dalton, J. & Smith, D., (1986). Расширение специальных способностей детей: стратегии для начальных классов.
  4. Смирнова В. А. Использование таксономии целей и задач для разработки кодификатора познавательных универсальных учебных действий // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 572-576. — URL https://moluch.ru/archive/97/21698/
  5. Загашев И. О. Умение задавать вопросы // Перемена (Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо). – 2001. № 4.
  6. Аствацатуров Г.О. Кубик Блума как приём педагогической техники http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/
14.02.2020