Информационная культура педагога как фактор повышения эффективности образовательного процесса
Оценка 4.9

Информационная культура педагога как фактор повышения эффективности образовательного процесса

Оценка 4.9
Статья
17.02.2020
Информационная культура педагога как фактор повышения эффективности образовательного процесса

Во всем мире сегодня идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются современные программные средства учебного назначения. Педагог сегодня должен быть готов к использованию информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы, что предполагает развитие всех компонентов информационной культуры педагога.

Информационная культура — одна из граней общей культуры современного человека.

Информационная культура личности — совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Информационно-деятельностный компонент информационной культуры личности подразумевает культуру работы с информацией и владение для этого соответствующими технологиями.

В настоящее время выделяют следующие уровни сформированности информационной культуры личности:

  • информационные навыки, включающие способность пользоваться информационными технологиями и обращаться с информацией;
  • информационная грамотность — способность осознавать необходимость в той или иной информации и получать различного рода информацию как в печатной, так и в электронной форме; умение отбирать ресурсы, наилучшим образом соответствующие и удовлетворяющие решению поставленной задачи, и понимание условий, влияющих на доступность информационных источников; способность общаться посредством ИК-технологий и др.;
  • информационная культура как упорядоченная система знаний, умений, навыков использования информационных и коммуникационных технологий, моральных и нравственно-этических норм, культурологических и духовных ценностей, обеспечивающих деятельность человека, предметом которой является информация.

Информационная культура — важнейший фактор успешной профессиональной. Информационная культура педагога — это компонент общей педагогической культуры, важнейший показатель профессионального мастерства педагога.

Еще в начале 1980-х годов И.Я. Лернер предпринял попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Он считал, что информационная культура личности имеет непосредственное отношение к общеучебной культуре, то есть это взаимосвязанные общеучебные знания и умения для успешного усвоения других предметных сведений. Речь идет об умениях, которые не относятся к конкретному предметному содержанию, а обслуживают самостоятельное усвоение учебной информации, то есть «работают» на дидактическом уровне. Эти умения можно отнести к содержанию общеучебной информационной культуры. В ее состав входят умения оперировать с информацией адекватного содержания, осуществлять ее генерацию, передачу, приемы запоминания и преобразования. Они образуют обязательный фундамент для последующего овладения компьютерной культурой.

Н.И. Гендина под информационной культурой педагога понимает одну из составляющих общей культуры личности, связанную с социальной природой человека и являющуюся продуктом его разнообразных творческих способностей. Она отмечает, что информационная культура педагога характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

По мнению Лазаревой Л. И. информационная культура учителя — это разновидность информационной культуры специалиста, часть информационной культуры личности, детерминированная сферой профессионально-педагогической деятельности, представляющая собой совокупность информационного мировоззрения и информационной компетентности, транслируемую в образовательный процесс, определяющую качество информационно-образовательных продуктов и направленную на формирование информационной культуры учащихся.

Информационная культура отражает особенности профессиональной деятельности педагога:

  • формирование информационной культуры ученика,
  • пробуждение в нем постоянной потребности в информации и знаниях,
  • развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска,
  • фиксации и использования полученных данных, критической их оценки и отбора.

В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога. К ним относится следующее.

Стремление:

  • интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
  • потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
  • профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.

Личностные качества:

  • ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;
  • согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;
  • уверенность в правильности принятия нестандартных решений.

Позиция

  • отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;
  • стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;
  • утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.

Информационная культура педагога имеет инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть представляет собой частный случай информационной культуры личности и информационной культуры специалиста. Она характеризует общие особенности, отражающие универсальный состав информационных знаний и умений: умение ориентироваться в информационных ресурсах по профилю деятельности, овладение алгоритмами информационного поиска, освоение навыков аналитико-синтетической переработки информации, знание общих правил подготовки информационных продуктов, владение новыми информационно-коммуникационными технологиями.

Вариативная часть отражает специфические особенности профессиональной деятельности педагога: создание информационно-образовательных продуктов.

Педагог обладает информационной культурой, если он:

  • умеет организовать поиск образовательной информации на автономном компьютере и в сети Интернет;
  • умеет работать с отобранной для учебного процесса информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном учащимся;
  • знает выпускаемые ведущими компаниями и рекомендованные МО пакеты обучающих программ, электронные учебники и библиотеки электронных наглядных пособий и имеет представление об эффективности применения их в учебном процессе;
  • умеет использовать базовые информационные технологии и ресурсы Интернета в обучении;
  • умеет выбирать наиболее оптимальную программную среду для решения различных практических задач;
  • способен составлять небольшие, но необходимые в учебном процессе педагогические программные средства.

Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой». В представлении об информационной культуре органически сочетаются компетентностный и знаниевый подходы.

Новая парадигма образования «уметь учиться всю жизнь», пришедшая на смену парадигме «знания на всю жизнь» ставит задачу выработки информационной культуры учеников, примиряя «компетентностный» и «знаниевый» подходы.

Уровень сформированности информационной культуры педагога может быть определен по следующей совокупности критериальных показателей:

  • состояние информационного самосознания педагога (общекультурная и профессиональная эрудированность; понимание и принятие ценностей информационной деятельности; рефлективность профессиональной позиции; применение информационных образовательных ресурсов для целей самообразования; согласованность реальной деятельности с ценностями);
  • развитость информационно-технологических навыков (применение информационных технологий в решении актуальных педагогических задач; наличие гибкой системы навыков; участие в обеспечении информационного взаимодействия в образовательном учреждении);
  • творческая активность и самостоятельность (участие в проектной деятельности, создание собственных информационных продуктов; наличие авторской позиции (методики); способность осуществлять выбор и привлекать необходимые информационные ресурсы);
  • эмоциональное отношение к информационной деятельности (позитивная профессиональная самооценка; наличие интереса к информационной деятельности; удовлетворенность результатами собственной информационно-педагогической деятельности);
  • успешность и эффективность информационно-педагогической деятельности (наличие достижений в сфере информационно-педагогической деятельности; признание профессиональным сообществом; участие в совместных с другими специалистами проектах).

Информационная культура педагога шире, чем просто информационная культура личности, поскольку включает в себя еще и профессиональную составляющую.

Важный аспект информационной культуры педагога был рассмотрен С.М. Конюшенко. При создании авторской концепции она исходила из главной идеи о том, что формирование информационной культуры педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько положений:

  • развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;
  • не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, относится проектная деятельность, выполняемая педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;
  • формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;
  • развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий.

Продуктивная и результативная работа современного педагога с информационно-образовательными системами требует наличия у него информационной культуры, так как ключевая задача учителя — отбор, систематизация, структурирование необходимой учебной информации, адекватное ее представление с использованием возможностей информационных технологий, и такая организация деятельности обучающихся, которая позволит им работать с представленной информацией не на репродуктивном уровне, а на уровне творчества, когда требуется отбор информации, ее анализ, синтез, оценка и рождение нового знания.

Внедрение в школу технологических новшеств само по себе не улучшает качества образования. В современных условиях образование все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания. Важно формировать у каждого педагога потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни. Педагогу необходимо знать особенности циркуляции информационных потоков в образовательном пространстве, уметь проектировать информационно-образовательную среду в своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать информацию из различных источников, представлять ее в доступном ученикам виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Если учитель владеет соответствующими знаниями и умениями по работе с информацией, он сможет научить этому и своих учеников.

Актуальным для современного этапа развития информатизации образования является вопрос о том, по какому пути использования информационных и коммуникационных технологий идти?

Первый путь — создание педагогом своего собственного ресурсного, в том числе программного обеспечения для работы с предметным содержанием, собственных электронных образовательных ресурсов (презентаций, публикаций, сайтов, тестов, иллюстративного материала, моделей и др.) с учетом своеобразия педагогического опыта и стиля педагогической деятельности.

Второй путь — использование созданного специалистами программного обеспечения, когда в руки учителя даются полностью готовые программное продукты, отражающие все основные аспекты процесса обучения: представление учебного материала, контроль его усвоения, организацию самостоятельной работы учащихся и др.

Скорее всего, ни тот ни другой путь не являются оптимальными. Первый потому, что потребует от педагога больших временных затрат и не позволит создать эффективное программное обеспечение, в силу того, что учитель не является профессионалом-разработчиком программного обеспечения. Второй потому, что предложит учителю достаточно жесткую (заранее смоделированную) схему организации учебного процесса, с чем не согласится учитель-профессионал, так как в стороне окажется индивидуальный стиль его педагогической деятельности.

Сегодня самый эффективный путь – создание образовательных информационных систем, которые позволят педагогу из набора информационных материалов, реализованных на компьютере, (моделей, gif и flash-анимаций, текстовых материалов, рисунков, схем, иллюстраций и др.) проектировать свой урок, организовывать продуктивную деятельность учащихся и их взаимодействие в процессе обучения. К числу таких информационных систем относится информационный интегрированный продукт «КМ-школа».

Список источников:

  1. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Школьная библиотека, 2003.
  2. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие. М., 2002. — Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/publications/inf_clt_lib.pdf
  3. Зайченко Т. П. Культура информационной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во АСТЕ- РИОН, 2010.
  4. Извозчиков В. А., Тумалева Е. А. Школа информационной цивилизации «Интеллект—XXI». М.: Просвещение, 2002. (Библиотека директора школы).
  5. Конюшенко, С. М. Формирование информационной культуры педагога: проектно - рефлексивный подход. // — Режим доступа: https://docplayer.ru/42362892-Proektno-refleksivnyy-podhod-k-formirovaniyu-informacionnoy-kultury-pedagoga-s-m-konyushenko.html
  6. Конюшенко, С. М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования / С.М. Конюшенко. — Калининград: Изд-во КГУ, 2004. — 248 с.
  7. Конюшенко, С. М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования : дис. д- ра пед. наук : 13.00.08 — Ярославль, 2005 — 408 с.
  8. Топилина Н.В. Информационный и компетентностный подходы в работе современного школьного учителя. / Н.В. Топилина. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyy-i-kompetentnostnyy-podhody-v-rabote-sovremennogo-shkolnogo-uchitelya/viewer
17.02.2020