Содержание понятия «успешность» и показатели успешности обучающихся в процессе обучения
Оценка 4.8

Содержание понятия «успешность» и показатели успешности обучающихся в процессе обучения

Оценка 4.8
Статья
25.02.2020
Содержание понятия «успешность» и показатели успешности обучающихся в процессе обучения

Анализ различных научных теорий, подходов и концепций, которые представлены в психолого-педагогической литературе, позволяет утверждать, что понятие «успешность обучения» рассматривается в двух основных направлениях.

При рассмотрении понятия с точки зрения психологического направления под успешностью обучения понимается особое эмоциональное состояние ученика, которое выражает его личное отношение к деятельности и/или ее результатам. Среди наиболее выдающихся авторов данного направления можно отметить В. Вилюнаса, С. Лысенкова, Л. Белопольскую, С. Рубинштейна.

В педагогическом направлении успешность обучения рассматривается как качество образования в контексте проблемы эффективности и результативности обучения. Сторонниками этого подхода являются такие исследователи, как В. Давыдов, Ю. Бабанский, В. Краевский, Г. Щукина и др.

Перед тем, как более подробно рассмотреть каждое из данных направлений, целесообразно дать толкование понятиям «успех», «успешность», «успешность обучения».

Д. Ушаков в своем Толковом словаре русского языка указывает, что существительное «успешность» образовано от прилагательного «успешный», то есть заключающий в себе успех, делающий что-либо с успехом, представляющий собой успех.

Соответственно, понятие «успешность» можно считать производным от понятия «успех». Его определяют следующим образом:

  • удача в запланированном деле, мероприятии, достижении поставленной цели;
  • признание удачи окружающими людьми, что проявляется в общественном одобрении достижений какого-либо человека;
  • признание чьих-либо достоинств, проявление внимание общества к кому-либо.

Практически аналогичную трактовку предлагают и авторы других словарей, включая С. Ожегов, Т. Ефремов.

В словаре русских синонимов для «успешности» предлагаются такие синонимы: «удачность», «спорость», «небезуспешность», «благополучие». «Успеху» соответствуют такие синонимы, как «победа», «удача», «счастье», «триумф», «признание», «торжество», «лавры», «фурор»», «результат».

В соответствии с определением успеха с психологической точки зрения (определение предложено А. Белкиным) под ним понимается «переживание состояния удовлетворения, радости от того, что достигнутый результат деятельности личности либо совпал с планируемым, ожидаемым (с уровнем притязаний), либо превзошел его».

Если рассматривать успех с социально-психологической точки зрения, то успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. «…Когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе».

В данных определениях прогнозирование последствий каких-то конкретных действий рассматривается через понятие «ожидание». В этом и заключается основное отличие «успеха» от «удачи», то есть «успех» - это продуманный и подготовленный целенаправленными действиями результат, а «удача» уже трактуется как везение либо счастливое стечение обстоятельств.

Данного подхода придерживается в своих работах Н. Батурин, который выделяет три наиболее часто используемых значения для «успеха»:

  • успех – это «объективная оценка результата деятельности другого человека, которая проявляется в виде интегральной оценки достигнутого результата, равного или превышающего нормативный уровень или социальный стандарт»;
  • успех – это «понимание успеха как субъективной оценки собственной деятельности, определяемой интегральной оценкой собственного результата относительно уровня личной цели субъекта деятельности»;
  • успех – «особое психическое состояние, которое возникает у человека вследствие достижения высокого значимого для него результата».

В соответствии с энциклопедией практической психологии под успешностью понимается способность и умение достигать успеха. При этом выделяют субъективную и объективную успешность.

Субъективная успешность во многом зависит от мировосприятия человека и поэтому отражает его видение как своей, так и чужой успешности. Особенностью здесь является то, что люди, которые достигли целей, не связанных с ценностными ориентирами оценивающего, не считаются им успешными. А люди, которые характеризуются негативным мировосприятием, практически всегда обесценивают как успехи окружающих, так и свои собственные успехи.

В свою очередь объективная успешность предполагает достижение желаемого. При этом в каждой культуре существует представление об объективной успешности человека. Она оценивается по совокупности достижений в направлениях, которые считаются обществом наиболее ценными.

Если рассматривать успешность с точки зрения процесса, то это будет «определенный устойчивый конечный результат комплексного характера, подразумевающий наличие таких составляющих, как здравое и позитивное мышление, творческая самореализация». В этом случае успех будет рассматриваться как определенное временное единичное достижение в какой-то отдельной сфере.

Соответственно, успешность представляет собой «интегральную оценку эффективности результата собственной деятельности, получившей признание со стороны окружающих, и вызывающая у человека (субъекта деятельности) такое эмоциональное состояние, которое выражает его личное позитивное отношение к деятельности, позволяющая ему ощущать собственную удовлетворенность».

Категория «обучение», как и категории «воспитание» и «образование», - это одна из основных категорий педагогики. В Большой Советской Энциклопедии обучение определяется как «процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду, в ходе которого реализуются цели образования и воспитания».

Под обучением принято понимать руководство учением (в узком смысле) либо двусторонний процесс деятельности субъектов обучения (в широком смысле), который включает в себя деятельность обучающего и обучаемых и характеризуется взаимодействием целей и содержания преподавания и учения, а также воспитания и развития обучающихся (в процессе обучения).

Под содержанием обучения в этом случае понимается «система знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть обучаемые».

Под преподаванием – деятельность педагога по руководству познавательной и практической деятельностью обучающихся посредством побуждения к учению, изложения содержания изучаемого материала, организации и контроля деятельности обучающихся.

Учение рассматривается как деятельность обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками (умственные и физические действия).

В Российской педагогической энциклопедии предлагается более краткое определение для понятия «обучение».

Обучение – это «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются образование, воспитание и развитие личности».

В специальном словаре терминов по общей и социальной педагогике под обучением понимается «специально организованный, управляемый, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, в ходе которого осуществляется усвоение знаний, умений и навыков, развитие потенциальных умственных возможностей обучаемых, формирование мировоззрения, выработка навыков самообразования и их закрепление».

В результате можно констатировать, что обучение – это «системное и целенаправленное развитие и удовлетворение познавательной активности обучающихся путем их приобщения к знаниям (общим и профессиональным), способам их получения, сохранения и применения в личной практике».

С данной трактовкой согласны и составители психолого-педагогического словаря, в котором дается следующие определение понятия «обучения». Обучение – «специально организованный управляемый двусторонний процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и развитие человека».

При этом, в словаре выделяют четыре основные функции обучения:

  • образовательная. Она реализуется посредством передачи системы культурных ценностей, в том числе накопленных знаний, умений и навыков;
  • воспитывающая. Ее основная задача – формирование системы ценностных ориентаций и отношений;
  • развивающая. Она направлена на формирование и развитие познавательных интересов, психических процессов и свойств личности, а также ее способностей;
  • социализирующая. Ее смысл заключается в приобретении опыта совместной деятельности, овладении и применении системы социально приемлемого поведения и общественных отношений.

В педагогической и психолого-педагогической литературе выделяют несколько аспектов понятия «обучение».

На общепедагогическом уровне обучение – это один из видов деятельности, который направлен на приобщение человека к сформировавшейся системе общественных отношений, в результате которой он формируется как личность.

Если обратиться к дидактике, то обучение – это уже единство «преподавания и учения как деятельности обучающих и обучающихся при передаче последним социального опыта в форме содержания образования».

В методике преподавания обучение рассматривается в качестве «совокупности форм реализации преподавания и учения на материале конкретного учебного предмета».

В психологии обучение – это «совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых действий учителя и ученика, в результате которых происходит обогащение интеллекта учащегося и его психическое развитие».

При анализе данных определений можно заметить, что основными компонентами процесса обучения являются преподавание и учение, в единстве которых и заключается основная сущностная дидактическая характеристика обучения.

В элементарной форме отношение «преподавание – учение» проявляется во взаимодействии педагога и ученика, однако исключительно к такому взаимодействию отношения не сводятся. В опосредованном виде такое отношение уже изначально закладывается в программах обучения. При этом ученик, будучи субъектом процесса обучения, в рамках системы дидактических отношений играет двойственную роль, выступая одновременно как объект преподавания и как субъект учения. Объектом в данном случае по отношению к ученику выступает осваиваемый учеником учебный материал.

Во взаимодействии педагога и ученика направляющая роль принадлежит педагогу, который планирует, организует и при необходимости корректирует деятельность ученика по усвоению учебного материала, помогая тем самым его становлению как личности.

Субъектно-субъектное отношение свойственно для личностно-ориентированного обучения, поэтому оно им определяется и стимулируется.

В заочном обучении отношение «преподавание – учение» также реализуется определенным образом. Деятельность преподавания в данном случае представлена в виде письменных заданий, учебников и других материалов.

В рамках объективно существующей необходимости непрерывного образования ключевой задачей является формирование у учеников навыков самостоятельного поиска и проведения анализа полученной информации, то есть школьники учатся самостоятельно учиться. В этой связи прямое педагогическое воздействие постепенно заменяется на опосредованное руководство, а учение приобретает форму самостоятельной познавательной деятельности. В результате дидактическое отношение «преподавание – учение» становится все более опосредованным и переходит в познавательное отношение.

Один из ключевых принципов педагогической деятельности – единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения. Для того чтобы реализовать данный принцип, требуются определенные усилия со стороны педагога, которые должны быть направлены на проектирование и реализацию процесса обучения таким образом, чтобы содержательная и процессуальная стороны преподавания и учения выполняли функции, которые определяются потребностями личности, государства и общества.

Педагоги и психологи по-разному подходят к процессу учения, так как одни рассматривают процесс учения с точки зрения «теории умственных действий», в соответствии с которой усвоить знания можно только в процессе осуществления определенной системы действий, выполняемой первоначально в материальной, а затем в «материализованной» форме, в результате чего действия преобразуются во внутренние и умственные.

В соответствии с другим подходом, учение – это «овладение системой приемов или способов умственной деятельности».

В то же время в педагогической психологии, как педагогики и общей дидактике, обучение рассматривается как «осуществляемый педагогом один из взаимосвязанных составных компонентов образовательного процесса, сочетающийся с учением, осуществляемым учеником». В этой связи большинство исследователей в определении сущности обучения в качестве его основной задачи выделяют «обеспечение наиболее эффективного управления процессом обучения». Также отмечается необходимость создания определенного эталона для построения учебной деятельности, выделения этапов либо элементов обучения, соблюдения определенной последовательности при формировании общих методов рационального мышления.

В связи с изменениями требований к результатам обучения существенно возрастает роль «активного обучения», которое предполагает применение информационных технологий. Активное обучение позволяет активизировать учебную деятельность за счет формулирования проблемы либо же выявления проблемной ситуации, а также решения познавательных задач и предоставления возможности на практике применять приобретенные знания.

Это означает, что обучение сейчас все больше представляет процесс взаимодействий субъектов, то есть общение происходит между теми, кто уже обладает определенными знаниями и опытом, а также владеет способами и приемами приобретения новых знаний, и теми, кто их приобретает и усваивает. В рамках такого взаимодействий у учеников ведущими и определяющими результативность обучения являются два вида активности: умственные и физический действия, которые выполняются школьниками для усвоения некоторого учебного содержания и способа деятельности, а также сам процесс взаимодействия между учениками и педагогом.

Проведение теоретического анализа понятий «успешность» и «обучение» позволяет в целом рассмотреть понятие «успешность обучения».

Успешность обучения – это одна из ключевых составляющих психологического здоровья учеников. Данной проблеме посвящено множество работ, однако в большинстве из них проблема рассматривается с точки зрения изучения причин неуспехов учеников в учебе, поэтому предлагаются в основном только рекомендации по их преодолению.

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе можно обнаружить, что многие авторы часто смешивают понятия «успешность обучения» и «успеваемость». Это связано с тем, что академическая успеваемость учеников определяется степенью совпадения достигнутых результатов учебной деятельности с запланированными, поэтому успешность обучения предполагает полное совпадение или превышение достижений реальных по отношению к ожидаемым. В результате происходит развитие ученика и его переход на более высокую ступень обученности и саморазвития. В соответствии с данной точкой зрения обучение успешно только тогда, когда удается с минимальными временными затратами и трудовыми ресурсами достигнуть заранее определенного результата, который определяется целями и задачами обучения.

Понятие «успешность обучения» является более объемным в сравнении с понятием «успеваемость» и включает в себя определенный уровень успеваемости.

Понятие «учебная успешность» было предложено Б. Ананьевым и понимается им как «оптимальное сочетание темпа, напряженности, индивидуального своеобразия (стиля) учебной работы, степени прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый, для достижения определенных результатов».

По мнению В. Якунина, успешность обучения «определяется эффективностью руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, при котором высокие психологические результаты достигаются при минимальных затратах (материальных, финансовых, кадровых, физических, психологических и т.п.)».

По мнению В. Ляудиса, основное условие успешности обучения и одновременно личностного роста вех участников процесса – это «активизация процессов целе- и смыслообразования, которая обеспечивается совместной продуктивной деятельностью, возникающей при совместном решении творческих задач».

Успешность обучения включает в себя и успешное продвижение по ступеням и уровням образования, которое сопровождается овладением соответствующими знаниями, умениями и навыками, а также развитием личностного потенциала, а также адаптацию в социуме посредством формирования социальной компетентности и вхождение в профессиональную деятельность.

Теоретический анализ понятий «успешность», «обучение» и «успешность обучения» позволяет дать следующие определение «успешности обучения». Успешность обучения – «это интегральный показатель соотношения учебной успешности обучающихся с педагогической успешностью преподавателей как равнозначных субъектов процесса обучения».

Учебная успешность обучения обучающегося – это интегральная оценка эффективности результата деятельности обучающегося по усвоению культурно-исторического опыта человечества (знаний, умений, навыков, способов деятельности, морально-нравственных ориентиров и ценностей), обеспечивающей ему удовлетворение его познавательных интересов и раскрытие потенциальных умственных возможностей, а также вызывающей у него эмоциональное состояние, которое выражает личное позитивное отношение к учебной деятельности и ощущение собственной удовлетворенности.

Педагогическая успешность деятельности учителя – это интегральная оценка эффективности результата деятельности педагога по передаче культурно-исторического опыта человечества (знаний, умений, навыков, способов деятельности, морально-нравственных ориентиров и ценностей), вызывающая у педагога такое эмоциональное состояние, которое выражает его личное позитивное отношение к педагогической деятельности, позволяющая ему ощущать собственную удовлетворенность от раскрытия потенциальных умственных возможностей обучающегося и удовлетворения его познавательных интересов.

На основании данных определений можно выделить ключевые характеристики успешности обучения обучающихся и педагогической успешности деятельности педагога.

Таковыми характеристиками являются:

  • удовлетворение познавательных интересов обучающихся;
  • позитивное отношение обучающихся к учебной деятельности;
  • раскрытие потенциальных умственных возможностей обучающихся.

Основные характеристики педагогической успешности деятельности учителя:

  • удовлетворенность педагога результатами деятельности по передаче культурно-исторического опыта;
  • позитивное отношение педагога к профессиональной деятельности;
  • удовлетворенность педагога результатами деятельности обучающихся, раскрытием их умственных возможностей.

Список литературы:

  1. Абасов З.А. От оценки учителя к самооценке ученика / З.А. Абасов // Директор школы. - 1999. - № 2.
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш.А. Амонашвили. -М.: Знание, 1980.
  3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев / Избранные психологические труды. Т. 2. - М.: Педагогика, 1980.
  4. Анисимова Н.В. Исследование факторов, влияющих на успешность обучения школьников / Н.В. Анисимова, Е.В. Миронова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 14.
  5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976.
  6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. - М.: Московский государственный университет, 1979.
  7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) / Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды - М.: Педагогика, 1989.
  8. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи: учебное пособие / Н.А. Батурин. - Челябинск: ЮУрГУ, 1999.
  9. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991.
  10. Бирюкова Е.А. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения / Е.А. Бирюкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 9.
  11. Вагнер Н.А. Успешность ученика начальной школы в условиях дифференцированного образования / Н.А. Вагнер // Вестник НГПУ. - 2012. - № 3.
  12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1990.
  13. Гладышева Е.В. Функциональные компоненты географических представлений подростков и их взаимосвязь с успешностью обучения / Е.В. Гладышева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 10.
  14. Горячев М.Д. Особенности учебных интересов и мотивов учения школьников / М.Д. Горячев, Р.Н. Горячева // Вестник СамГУ. - 2001. - № 1
  15. Громова Т.В. Критерии оценки качества образования / Т.В. Громова // Директор школы. - 2006. - № 5.
  16. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
  17. Иванушкина Н.В. Взаимосвязь межличностных отношений и успеваемости подростков / Н.В. Иванушкина, Е.А. Ширяев // Современные уроки педагогической классики. II Самарские педагогические чтения. - Самара: Центр развития образования, 2014.
  18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000.
  19. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: учебное пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  20. Куракина В.Н. Взаимосвязь успешности обучения и уровня субъективного контроля / В.Н. Куракина, Е.В. Лагунская, Т.Е. Фазлутдинова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 18.
  21. Логинова Н.Г. Мотивационное сопровождение обучающихся как фактор успешности учебной деятельности младшего школьника (на материале класса компенсирующего обучения) / Н.Г. Логинова // Армия и общество. -2012. -№ 3(31).
  22. Лопатин А.Р. Формирование социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода / А.Р. Лопатин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2013. - № 4.
  23. Майстренко А.В. Определение успешности обучения младших школьников как современная психолого-педагогическая проблема / А.В. Майстренко // Царскосельские чтения. - 2014. - № 28.
  24. Мамаева И.А. Методика оценки успешности обучения студентов / И.А. Мамаева // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 4.
  25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983.
  26. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.
  27. Мудри А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1986.
  28. Панова Е.С. Разработка системы педагогического прогнозирования успешности обучения в школе / Е.С. Панова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 4.
  29. Сафронова М.В. Отношение учителя к учащимся как условие успешности обучения / М.В. Сафронова, Е.В. Хлызова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2011. - № 7.
  30. Семенова Т.С. Мотивы учения и их влияние на успешность обучения первоклассников / Т.С. Семенова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. -№ 24.
  31. Соловьев И.М. Учет успешности в школе / И.М. Соловьев // Вестник просвещения. - 1924. - № 9.
  32. Титова В.А. Планирование учащимися собственной успешности при обучении // Молодой ученый. - 2011. - № 7. - Т.2.
  33. Тихомирова Т.Н. Взаимосвязь показателей общего интеллекта и успешности в обучении / Т.Н. Тихомирова // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 4.
  34. Украинцева О.В. Успешность в обучении как педагогический феномен / О.В. Украинцева // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2012. - № 10 (19).
  35. Харченко Г.П. Необходимые условия успешного обучения ребенка в начальной школе / Г.П. Харченко // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 13.
  36. Цупикова И.И. Творческие задания как средство формирования учебной успешности учащихся 5-7-х классов / И.И. Цупикова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 40.
  37. Шахарьянц Е.В. Оценка учебных достижений учащихся в системе общего образования / Е.В. Шахарьянц // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2010. - № 4.
  38. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М., 1981.
  39. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000.
  40. Ямашкина О.К. Портфолио как метод оценивания образовательных достижений учащихся / О.К. Ямашкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2008. - № 1.
25.02.2020