Методические аспекты организации работы школьных средств массовой информации
Оценка 4.7

Методические аспекты организации работы школьных средств массовой информации

Оценка 4.7
Статья
25.02.2020
Методические аспекты организации работы школьных средств массовой информации

Первые ученические издания в России начали выпускаться в конце XVIII века учащимися таких привилегированных учебных заведений как: Сухопутный кадетский корпус в Петербурге (литературный журнал «Праздное время, в пользу употребленное»), Благородный пансион при Императорском Московском университете (альманах «Утренняя заря», журнал «В удовольствие и пользу»), Царскосельский лицей (журнал «Лицейский мудрец»). Примеры издательской деятельности в образовательных учреждениях России в конце XVIII века можно найти и в Урало-Сибирском регионе. В частности, в тобольском Главном народном училище в сентябре 1789 года вышел первый номер журнала «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» Первые произведения будущих известных поэтов, военных, общественных деятелей были напечатаны на страницах этих изданий. В указанный период происходило формирование общественной среды, в которой литература и наука занимали особое место.

Для первой половины XIX века характерно появление в образовательных учреждениях литературных кружков, которые выпускали свои литературные альманахи и журналы, многие из которых были рукописными. А к началу ХХ века школьные издания становятся настолько популярными, что министерство образования предписывает руководству учебными заведениями устанавливать контроле над ученическими изданиями. В большей степени эти меры были направлены на установление препятствий погружению молодых людей в политику, а также актуализации культурных интересов учеников. Основанием, для такого решения было то, что ученические сообщества и кружки нередко становились центрами пропаганды запрещенных социал-демократических идей в образовательных учреждениях, а в выпускаемых учениками изданиях печатались статьи и заметки, в которых эти идеи поддерживались.

Первый этап развития ученических изданий в России, который длился с конца XVIII века и до Октябрьской революции 1917 года, характерен тем, что в этот период в образовательных учреждениях выходили газеты и журналы, различные по своим целям и тематике: легальные, контролируемые взрослыми, имеющие литературно-художественную и просветительскую направленность, а также нелегальные, «вольнодумские», наполненные критикой действующей власти.

В первые годы после Октябрьской революции в стране стали издаваться газеты и журналы самих детей, что стало характерным для начала второго этапа развития школьных изданий, который продлился до, так называемой, перестройки. М.И. Холмов указывает их конкретные названия: «В Пензе – «Наша мысль», орган союза учащихся. Под этим же названием здесь выходил журнал, издававшийся кружком учащихся 1-й и 2-й ступени Инсарской единой трудовой советской школы в 1918-1919 годах».

Параллельно возникает новая, идеологически выдержанная, официальная детская пресса – газета «Северное сияние», основанная А. М. Горьким, журнал «Красные зори».

В 1922 году после создания пионерской организации, кружки «деткоров» в школах и их издания были признаны нецелесообразными. Юные корреспонденты стали сотрудничать с официальными детскими журналами, а в школах их деятельность ограничивалась стенными газетами, где размещались заметки на темы, строго ограниченные администрацией образовательного учреждения.

Например, в период правления Сталина основные заметки и статьи стенгазет были посвящены борьбе с «прогульщиками», «явными и скрытыми врагами».

Позже стенные газеты стали важнейшим разделом внеклассной работы, поскольку считалось, что они помогают воспитывать любовь к труду, способствуют повышению успеваемости.

Стенные газеты в школах советского периода, имели свои «плюсы» и «минусы». Эти издания стали связующим звеном между дореволюционными ученическими изданиями и газетами, и журналами образовательных учреждений постсоветской эпохи.

Процесс так называемой перестройки, начавшийся в Советском Союзе в 1985 году, разрушил существовавшие запреты на организацию печатных изданий в школах и при общественных организациях. Начался новый, третий, этап развития школьных изданий.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов в разных городах России возникают подростковые газеты и журналы.

Юнкоровская пресса, возникшая в те годы и продолжающая существовать сейчас, представлена в виде:

  • отдельных самостоятельных газет, выпускаемых обучающимися определенного населенного пункта;
  • тематических приложений к городским и районным «взрослым» газетам;
  • изданий детских общественных организаций;
  • газет и журналов образовательных учреждений.

Юнкоровские объединения существуют при многих районных газетах, они выпускают свои молодежные странички или приложения к этим газетам, например, приложения «Лестница» к газете «Карпинский рабочий» и «Наша фишка» к газете «Знамя победы» Сухоложского городского округа.

Еще одно новое явление, получившее в середине 2000-х годов большой размах: на базе повсеместно существовавших районных и городских Домов пионеров, преобразованных в Дома (Центры) детского творчества, стали возникать газеты школьников. Сегодня подобные издания есть как в небольших городах, так и в административных районах областных центров.

Реализация идеи выпуска школьного издания невозможна без решения вопроса материальных ресурсов и технических средств, необходимых для осуществления информационной деятельности. Именно в 90-е годы ХХ века появилась и стала общедоступной копировальная техника, что ученическим редакциям значительно облегчило задачу тиражирования газет. Средства, за счет которых она решалась, могли быть из различных источников: спонсоры, попечительский совет образовательного учреждения, подписка в школе и другие.

Организаторами Всероссийского конкурса школьных изданий создан Реестр школьной прессы России. Подробную информацию можно получить на Портале школьной прессы России.

Проведение конкурсов школьных СМИ достаточно популярное мероприятие, которое проводится на всероссийском, областном и муниципальном уровнях. Это говорит о том, что со стороны органов управления образовательными организациями нет жесткой регламентации школьных СМИ. В тоже время, популярность названных конкурсов свидетельствует о широком распространении идей школьных периодических изданий среди педагогов, которые являются инициаторами выпуска школьных СМИ в рамках медиаобразовательных проектов или поддерживают инициативу обучающихся.

Можно говорить о том, что школьные средства массовой информации исторически являлись своеобразным инструментом привлечения молодежи к активному участию в жизни общества. С введением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором прописана необходимость развития медийных навыков у обучающихся и организации в школах своих печатных изданий и новостных сайтов, а также с внедрением в школах программ медиаобразования школьные СМИ начинают новый виток в своем развитии. В ближайшем будущем следует ожидать выстраивания определенной системы школьных медиа, что в некоторой степени является условием внедрения в школах медиаобразовательных программ. Чаще других в российских школах в наши дни используется «журналистская» модель медиаобразовательного проекта, которая подразумевает создание своих школьных средств массовой информации. Чаще всего школьные печатные издания: газеты, журналы.

Чтобы рассмотреть аспекты функционирования школьных СМИ в области воспитания и образования подрастающего поколения необходимо их классифицировать.

Классификация школьных средств массовой информации

  • Издания, в которых все материалы относятся только к данному образовательному учреждению. В этих СМИ всесторонне исследуется всё, что связано с учреждением.
  • Издания, выпускаемые образовательным учреждением, в которых помимо жизни школы, освещаются проблемы социума, интересы подростков.
  • «Имиджевые» издания образовательных учреждений, наполненные исключительно позитивной информацией об учреждении. методы работы юных корреспондентов с информацией в них следует отнести не к журналистским, а к PR-деятельности. Такие школьные газеты все больше напоминают по своим чертам корпоративные СМИ.
  • Газеты и журналы специализированных общеобразовательных учебных заведений, имеющие духовно-религиозную направленность.

Функции школьных СМИ

Основной функцией ученических изданий с самого их возникновения, вне зависимости от того, кто является учредителем и назначения, является функция социализации. Это связано с тем, что, выражая свои мысли в газете, которая имеет достаточно большую аудиторию, ребенок автоматически включается в общественную жизнь и, одновременно, формирует свои личностные качества. Параллельно с функцией социализации в течение всего периода развития школьные газеты и журналы реализовывают и образовательную функцию, которая заключается в распространении знаний и повышении уровня образования.

Школьные СМИ выполняют также и информационно-коммуникативную функцию. Современных подростков в сотрудничестве со школьной газетой привлекает, прежде всего, информационно-коммуникативная деятельность, поэтому во внеурочной деятельности целесообразно организовать школьный медиа клуб, который объединит все средства массовой информации, функционирующие в образовательном учреждении. Для того, чтобы это объединение эффективно функционировало необходимо наладить связь с заинтересованными организациями и учреждениями.

Партнеры могут быть найдены и за стенами школы. Например, их можно найти среди сотрудников библиотек, молодежных центров, общественных организаций и др. Этими и другими учреждениями могут быть представлены качественные ресурсы для медиаобразования, что принесет пользу для школы.

Также стоит обратить внимание на сотрудничество с местными организациями, которые занимаются развитием детей, на работников местных средств массовой информации, работников музеев. Целесообразно привлекать разнообразные неофициальные клубы. Обучающиеся могут являться помощниками этих клубов ввиду того, что у молодежи обычно имеются общие информационные потребности. Наиболее опытные в области создания школьных СМИ, ученики могут восприниматься обучающимися младших классов в качестве старших товарищей, которые заслуживают доверия в сфере вопросов, связанных с медиа. Однако, у учителей не всегда есть понимание всех нюансов молодежной медиа культуры.

Организовывая деятельность школьных СМИ пристальное внимание необходимо уделять возрастным особенностям детей, причем как тех, которые принимают непосредственное участие в процессе издания газеты (журнала, блога, телепередачи и т.п.), так и тех, для которых данный контент предназначен.

Детскую аудиторию школьных газет и журналов можно разделить на следующие возрастные группы:

  • младшие школьники;
  • ученики средних классов;
  • старшеклассники.

В силу своих психологических и возрастных особенностей, каждая из групп имеет свои интересы. Зачастую, авторов и аудиторию старшей возрастной группы больше всего привлекают подростковые проблемы, увлечения и развлекательные темы, а ребята средних классов на первое место ставят школьные дела. В то же время, абсолютное большинство школьных изданий считают себя общешкольными, при этом текстов, рассчитанных на младшую возрастную группу, там практически нет.

Модель школьного печатного издания

В рамках анализа содержательной модели школьных газет и журналов отметим тенденцию, характерную для многих школьных изданий.

В каждом номере газеты или журнала имеет место разработка какой-либо обширной темы – с различных точек зрения, в материалах различных жанров (4-6 материалов). Такую подачу нельзя назвать подборкой в обычном смысле этого слова. Определяют данное явление по-разному: «тема номера» (В. Головнер, «Контакт!», школа № 1259, г. Москва), «объемная тема» (Е. Суховей, руководитель Лиги молодежной прессы Чувашии, г. Чебоксары), «тематический проект» (С. Лебедева, журнал «Класс-Екатеринбург», гимназия № 177, г. Екатеринбург).

Темы могут быть связаны со школой («Как появились школьные парты?», «Наши педагоги», «Школа: вчера, сегодня, завтра») или не связаны с ней непосредственно («Этот День Победы», «В мире животных», «День России»).

Особенности композиционно-графической модели современных школьных печатных изданий обусловлены уровнем материально-технической базы конкретного образовательного учреждения, а также уровнем компетентности редактора и дизайнера-верстальщика.

Абсолютное большинство школьных газет и журналов имеют достаточно развитый аппарат ориентирования. Прежде всего, это анонсы наиболее интересных текстов, напечатанных в номере, на первой странице (с фотографиями, иллюстрациями или без них). Их расположение на странице различно: вверху, над заголовком, на свободном месте в середине страницы, в колонке справа или слева, по низу страницы.

Если издание больше 8 страниц, как правило, на второй странице публикуется содержание номера. Иногда тема номера и заголовки материалов даны сплошной текстовой полосой на первой странице (обложке).

Элементами «фирменного стиля» можно считать наличие у издания своего логотипа (есть у большинства изданий, зарегистрированных на школьной прессы России) и слогана. Например, «Легче найти ошибку, чем истину» (газета «ГАВ», школа № 3, г. Белоярский, ХМАО).

Почти во всех газетах, за редким исключением, над названием материала стоит рубрика. Чаще всего это стандартные формулировки: «Здоровый образ жизни», «Спорт», «Наши педагоги», но встречаются и такие названия рубрик: «Первый встречный», «Учитель тоже человек» (газета «Контакт!», школа № 1259, г. Москва), «Выше только звезды» (газета «Горностай» гимназии № 6, г. Новосибирск).

Рассматривая композиционную модель, отметим, что практически во всех школьных газетах и журналах на первой или второй странице присутствует редакторская рубрика. Обычно это небольшое эссе, в котором рассказывается о главной теме номера, или о самых интересных материалах, иногда в качестве темы редакторской рубрики берут смену сезонов погоды (зима, весна, лето, осень) и особенности школьной (подростковой) жизни в связи с ними. Информационные материалы располагаются на первых страницах издания, также тут могут присутствовать интервью. Далее, как правило, печатаются эссе и репортажи с различных мероприятий, на последних страницах школьных изданий можно найти то, что юные корреспонденты относят к развлекательному блоку: подборки смешных высказываний и веселых рассказов, рисунков и фотографий.

Использование цвета при печати школьных изданий сегодня широко распространено, однако для большинства из них данная характеристика является не постоянной, а переменной, что связано с материальными возможностями образовательного учреждения в конкретный момент. Достаточно большое количество школьных газет и журналов является исключительно черно-белыми. Есть школьные издания, которые являются полноцветными. Редко встречаются издания, использующие три цвета. Некоторые издания имеют цветную обложку, а внутренние страницы печатаются в черно-белом цвете.

Особенности верстки школьных изданий зависят от того, насколько освоил дизайнер-верстальщик современные программы верстки. Все больше изданий верстается в программе In-Design, однако можно встретить школьные газеты и журналы, в которых для верстки используется программа Page Maker, а также программы Publisher и Word.

Верстка школьных изданий разнообразна, в ней присутствуют такие элементы, как выноски, «выворотки», «подложки» и другие.

Большинство иллюстраций в школьных газетах – фотографии. В школьных изданиях чаще можно увидеть фотопортреты, чем репортажные снимки. Немногие школьные газеты и журналы используют в своих публикациях графики и диаграммы, чаще они связаны с опросами школьников на какую-нибудь тему.

Говоря об издательских параметрах существующих школьных изданий, школьные издания можно разделить по тиражу – от 10 до 1000 экземпляров, чаще всего тираж составляет 100-150 экземпляров.

В последние пять лет четко обозначилась тенденция, которая раньше была несвойственна школьным СМИ. Это электронные версии, размещаемые на сайтах образовательных учреждений. Как правило, для них там существует специальная страничка, на которую на главной странице дается ссылка. Руководители школьного издания порой распечатывают всего несколько экземпляров, которые развешивают в школе на специальных информационных стендах. Основная читательская аудитория знакомится с печатным изданием в Интернете.

Размер (формат) школьных газет и журналов колеблется от А5 до А3, чаще всего школьное печатное издание имеет формат А4.

По периодичности школьные газеты и журналы можно разделить на ежемесячные, выходящие один раз в два месяца, один раз в четверть, один раз в полугодие, один раз в учебном году.

Важной характеристикой школьного печатного издания является объем издания (количество страниц).

Здесь разброс очень велик: от 4 до 20 и более страниц. При этом, количество страниц у многих изданий колеблется и зависит от времени года, важных событий, происходящих в школе, например, майский номер, как правило, бывает более объемный, в нем печатаются материалы о выпускниках, о наиболее значимых событиях прошедшего учебного года.

Стоит отметить, что в образовательных учреждениях встречаются издания литературно-художественного плана (например, альманах), объем которых достигает 100 страниц и выше.

Чаще всего школьные газеты распространяются бесплатно, иногда юные корреспонденты продают номера своих изданий за символическую цену. Как правило, в роли покупателей выступают родители школьников.

Особенности такой типологической характеристики, как издательские параметры, позволяют сделать важный вывод о формах функционирования школьных изданий. Наиболее приемлемой (по различным причинам – от создания контента до экономической обоснованности) формой, как показывает практика, являются газеты объемом от 4 до 8 страниц и периодичностью 1 раз в месяц или в четверть. На такие показатели может, например, ориентироваться вновь создаваемое школьное печатное издание, по крайней мере, на начальном этапе своего существования.

В последнее время в образовательных учреждениях набирают популярность такие виды школьных СМИ, как телевидение, блоги и т.п. контент. Сегодня, практически у каждого школьника есть мобильный телефон, с помощью которого он имеет возможность снимать видеосюжеты и размещать их в интернете.

Работа с молодежью и преподавание медийной и информационной грамотности

Важная часть досуга детей и подростков – это использование медиа, что делает процесс интеграции медиаобразования в работе с подрастающим поколением логичным и естественным шагом. Работа с подростками означает осуществление деятельности, целью которой является воспитание вне рамок формального образования.

При создании медиа-клуба в образовательном учреждении необходимо предусмотреть, что оптимальное время работы этого объединения - вечернее время и выходные дни.

Целью посещения детьми и подростками медиаклуба, как и других досуговых объединений, является общение и участие в тех мероприятиях, которые организуются клубом.

Немаловажным моментом в организации медиаклуба является материально-техническая база: компьютерная техника, принтер, сканер, видеокамера, фотоаппарат. Могут использоваться планшеты, мобильные телефоны. Педагог, возглавляющий медиаклуб, как специалист по работе с детьми и подростками, должен владеть знаниями о молодежном медиамире, так как работа медиаклуба предполагает более активное использование медиа по сравнению с другими школьными объединениями.

У молодежной медийной культуры обычно существуют значительные отличия от медийной культуры взрослых. В целях избегания недопонимания и для обеспечения высокого качества медиаобразования рекомендуется изучить медиа и медийную культуру молодежи перед тем, как начать организовывать мероприятия, которые связаны с медиа, для подростков.

В работе медиаклуба создаются условия для проведения дискуссий между взрослыми и подростками. Многим подросткам и молодым людям важно их восприятие в качестве технически подготовленных и информированных знатоков медиа. Но подросткам требуется, чтобы их поддерживали взрослые, особенно если это связано с вопросами, которые касаются системы ценностей, выбора и этики.

Взрослые играют важную роль в обучении обучающихся тому, как безопасно пользоваться медиа. С помощью специалистов подростки должны научиться выражению своей индивидуальности в процессе создания контента путем выражения своего мнения в публикациях. Задачей педагога - специалиста является и помощь молодым людям в познании права интеллектуальной собственности, возрастных ограничениях и в получении информации по иным вопросам правового поля. Работая с молодежью, допускается использование методов медиаобразования разными способами.

Привлекая подростков к непосредственному участию в подготовке и выпуске школьного СМИ, педагог получает инструмент для:

  • привлечения внимания детей к темам кибербуллинга, изоляции, одиночества и расизма;
  • создания площадки для обсуждения информационного наполнения школьного издания и т.д.

Самым простым подходом к этим процессам считается беседа с обучающимися о том, что собой представляет (будет представлять) контент и какие имеются особенности его производства.

Среди медиа проектов самыми прогрессивными методами медиа образования, является производство видео, блогов и журналов. Их особенностью является необходимость больших временных затрат, чем и продиктована необходимость организовать работу в вечернее время и выходные дни.

Продуктами взаимной деятельности могут стать: газеты, журналы, их видео- и веб-аналоги. Тематика публикаций в них может охватывать все сферы жизни подростков и населенного пункта, в котором они проживают. Кроме того, что подростки вовлекаются в активную социальную деятельность, развивая тем самым свои личностные качества, решается немаловажная проблема занятости детей во внеурочное время. К участию в данной работе могут быть привлечены и родители.

В ходе работы по созданию медиапродуктов может возникнуть сложность по нахождению времени для организации деятельности. Это влечет за собой необходимость оценки и планирования совместных проектов, ведь работа с медиа требует времени. Важно заранее согласовать разделение труда между учителем и задействованными в проекте обучающимися.

Организация работы по подготовке и выпуску продукции школьных СМИ создает возможность налаживания контактов с подростками, которые не были охвачены внеурочной деятельностью. Такая деятельность оказывает на обучающихся положительное влияние, ведь у них появляется доступ к медиаоборудованию, а также возможность создания медиа контента в ходе совместной творческой работы.

Жизнь детей и подростков проходит в окружении медиа, а взрослые порой испытывают трудности с пониманием медиакультуры. Поэтому имеющийся молодежный опыт в сфере медиа следует использовать путем привлечения их в качестве дизайнеров, верстальщиков и т.п.

Совместная деятельность педагога и обучающихся в области подготовки продукта СМИ подразумевает постановку задачи для взрослого, где нужно отступить назад и освободить пространство для действий подростков. Педагог должен выполнять роль, которая заключается в предоставлении поддержки и обеспечении деятельности детей и молодежи. Работа педагога должна быть организована таким образом, чтобы в центре внимания были обучающиеся. С помощью взрослого подростки учатся справляться со сложными ситуациями, а также стремиться к продолжению деятельности вне зависимости от неудач или страхов неудачи.

Условия для деятельности создаются взрослым так, что подростки ощущают мотивацию и поощрение. От педагога требуется терпение и открытость, что позволит привлечь подростков к своей деятельности. При этом совместная деятельность должна быть дозирована, так как в противном случае снижается нагрузка на подростков.

В ходе работы по подготовке продукции школьного СМИ педагогу необходимо помнить, что не допускается оставление подростков наедине со своими группами, рядом должен находиться взрослый, который несет ответственность за всю группу. Кроме того, эта деятельность предполагает активное использование технических средств, поэтому к вопросам безопасного поведения детей следует отнестись очень серьезно.

Не допускается вовлечение подростков в деятельность по созданию школьного СМИ без организации предварительной подготовки. С ними должно быть проведено обучение и знакомство с предстоящей деятельностью. Несмотря на неформальность проводимого мероприятия и его проведение за рамками школьной программы, перед каждым учеником должна быть поставлена четко определенная цель.

Очень важное значение приобретает понимание подростками своей роли в создании контента. Следует четко рассказать детям, за что в данной деятельности ответственны взрослые, а за что – дети. Целесообразно провести разделение ответственности и распределение нагрузки между обучающимися.

Педагог должен работать для обеспечения обратной связи с обучающимися. С помощью обратной связи становится возможным осуществление деятельности в верном направлении и создание условий для формирования личности подростка. Для молодых людей важно получение положительных отзывов, для них свойственно боятся неудачи, что вызвано продолжением формирования их личности и чувства собственного достоинства. Соответственно, идеи для развития должны формулироваться крайне дипломатично.

Три аспекта роли педагога в организации деятельности подростков:

  • педагог занимается руководством и поддержкой деятельности подростков;
  • педагог - инициатор и катализатор деятельности;
  • педагог - организатор образования.

Организационные формы школьных изданий

«Выпуск школьной газеты, выполняющей функцию своеобразного общественного контролера, является одним из первых опытов участия детей в демократическом самоуправлении школы, в реализации их права на свободу слова», – считают М. М. Лукина, С. Э. Некляев, авторы собственной программы занятий журналистикой со школьниками.

Организационные формы школьных изданий, иначе говоря, условия, на которых они существуют в образовательных учреждениях, могут быть различными.

Исследователь Н.Л. Кулакова относит школьные издания к самодеятельной детской (подростковой) прессе. При этом она выделяет следующие разновидности медиа объединений:

  • детская (подростковая) пресса + администрация школы;
  • детская (подростковая) пресса + школьный совет;
  • детская (подростковая) пресса + редакция (группа), издающая рекламное приложение;
  • детская редакция + подростковая редакция + объединенная редакция для детей и педагогов (родителей) + рекламное издание;
  • организация работы школьных редакций на базе внешкольных учреждений.

Сегодня издания, выходящие в школах, могут являться:

  • творческим продуктом, который периодически создает существующий в школе юнкоровский кружок во главе с редактором – специалистом дополнительного образования;
  • итоговым «зачетным» проектом после выполнения обучающимися исследовательской деятельности в рамках изучения учебного предмета;
  • газетой школьного пресс-центра, существующего как один из элементов школьного самоуправления (куратором издания выступает педагог);
  • творческим продуктом добровольного объединения детей на основе увлечения журналистикой;

5) творческим продуктом увлечения журналистикой одного из педагогов, который инициировал издание газеты или поддержал инициативу учеников, организовал из них редакцию.

Возможны и другие варианты.

Формы работы обучающихся

Ниже предлагается познакомиться с несколькими темами, которые могут выступить в качестве центральных в ходе подготовки к выпуску школьного издания.

Видеорепортаж

Какие события происходят в школе или районе? Съемка видео о том, какие проблемы существуют в окружении детей и подростков, жителей населенного пункта, и предложение вариантов их устранения. Видео можно загрузить, к примеру, на YouTube, и посмотреть, будет ли отклик на него. Для увеличения количества просмотров можно осуществить его размещение на сайтах социальных сетей.

Рекламный ролик

Изучение средств и эффективности разных рекламных видов. Членами клуба может быть подготовлена реклама выступления церковного хора либо проведения сельской ярмарки. Реклама окажется не печатной продукцией, а телевизионной или радиорекламой.

Реклама книги

Из обычной книги можно сделать цифровую историю. Для этого можно проиллюстрировать сюжет рисунками и фотографиями. Можно воспользоваться Windows Movie Maker для сборки звука и изображения в единый файл.

Навыки работы в Интернете

Изучение вопросов, как правильно и с пользой работать в Интернете. Какие изображения можно загрузить для открытого доступа? Какие положения об этом содержатся в законе об авторском праве? Каким образом определяется степень доверия к информации, которая найдена в Интернете?

От книги к фильму

Организация прочтения отрывка из романа, который был инсценирован в кино. Сделать вывод о том, какие средства использовались для перевода текста в аудиовизуальную форму.

Фан-клубы

Рекомендуется совместный просмотр фильма или чтения книги. Для продолжения сюжетной линии фильма или книги можно использовать форму рассказа, игры или короткометражной киноленты. Созданные истории публикуются на сайтах поклонников фильма или романа.

Анимация

Аниме – японский мультипликационный стиль, на основе которого возникло множество любительских мультфильмов и костюмированных игр. Создание аниме-мультфильма с последующим обсуждением всех компонентов данного стиля.

Мы в эфире

Организовывается подготовка видео- (радио-) передачи, которая может состоять из интервью и выступления, например, школьного музыкального коллектива. Изготовление радиопередачи может осуществляться с поддержкой местной радиостанции, которая занимается выпуском передачи в эфир. Передача может быть размещена на веб-сайте школы, транслироваться на переменах, классных часах, родительских собраниях.

Cписок литературы:

  1. Бакулин М. А. Социальные сети как часть информационно-образовательной среды школы // Дети и подростки в информационно-образовательном пространстве Москвы: электронный сборник / Сост. С. Б. Цымбаленко. М.,2013. С. 80.
  2. Бакулин М. А. Социальные сети как часть информационно-образовательной среды школы. С. 80.
  3. Кац Джеймс Э. Перспективы коммуникации в социальных сетях и вызов гражданской журналистики традиционной прессе. Ч. 1. // Информационное общество. 2012. Вып. 1. С. 14–29
  4. Кулакова Н. Л. Медиаобъединение в самодеятельной школьной прессе // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2007. № 3. С. 100–115.
  5. Кулакова Н. Л. Медиахолдинги как фактор оптимизации деятельности детских и подростковых ресурсов. // Дети и подростки в информационно-образовательном пространстве Москвы: электронный сборник / Сост. С. Б. Цымбаленко. М., 2013. С. 127
  6. Лукина М. М., Некляев С. Э. Издаем школьную газету // Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания дисциплин / Под. ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. М.: МедиаМир, 210. С. 159–213.
  7. Портал школьной прессы России. [Электронный ресурс] URL: http://portal.lgo.ru (дата обращения 02.02. 2013).
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70188902 (дата обращения 10.09. 2013)
  9. Цымбаленко С. Б. Российские подростки в информационно-коммуникативном обществе. [Электронный ресурс] URL: http://mim.org.ru/phocadownload/cimbalenko.pdf (дата обращения 26.06.2014).
  10. Шинкаренко В. В. Как писать в газету. Школьнику, пробующему перо. М.: Московское товарищество «Дягилев-центр», 1995, 72 с

1)ПРОЕКТ «ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ» КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Источник

Приложение 1

25.02.2020