Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления обучающихся.
Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
Углублённость изучения. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
Актуальность (практическая значимость) проблемы. Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
Альтернативность решения. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
Доказательность решения. Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
Для интеграции в обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. К позитивным факторам следует отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребёнка, которые в традиционном обучении используются недостаточно. К негативным факторам:
Интеграция предметов предполагает выполнение трёх функций:
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Признаки интегрированного урока:
При интегрированном обучении сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому методу.
Преимущества интегрированных уроков в школе:
Закономерности интегрированного урока:
Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны:
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Второй этап – необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, третий этап, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.
Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.
Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных (по Бабанскому) схем-моделей – проявление творческой активности учителя.
Зачастую под интеграцией понимается механическое соединение в учебно-воспитательном процессе отдельных явлений, не имеющих «общего знаменателя». Как следствие этого перед процессом интеграции стоит множество нерешённых проблем, главными из которых на сегодняшний день можно назвать такие: как интегрировать? Проблема отбора конкретного материала, конкретного содержания. Большую трудность представляет встраивание интегрированных курсов, уроков в школьную программу.
Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.
Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции.
Планирование урока. Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Это избавит от элемента случайности в проведении интегрированных уроков, позволит четко определить их роль и место в системе уроков, поможет планомерно вести работу по подготовке к интегрированному уроку. На этом этапе необходимо определить оптимальное количество интегрированных уроков. Критериями оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей.
Цель интегрированного урока - достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы и т.п.).
Если стоит цель сформировать целостные пропедевтические знания (вводно-обзорные) в начале изучения темы или раздела программы, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Возможно, сочетание того и другого подходов одновременно, т.е. вначале дать вводно-обзорный урок, а в конце изучения темы или раздела как урок обобщения знаний по пройденному материалу. По мнению А.И. Пайгусова, последний вариант является наиболее приемлемым, так как он наиболее полно соответствует логике познавательного процесса: от общего к частному, от частного к общему.
Анализ педагогической практики показывает, что в настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом. В этом случае целостное представление об изучаемом у учащихся должно сформироваться в конце изучения материала на обобщающем уроке. Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики, когда ученики соединяют расчлененные знания в единую картину. Учащиеся при таком способе, как правило, не видят взаимосвязи между уроками. А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознании целостный ее образ.
Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок как пропедевтический, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, то это поможет преодолеть фрагментарность видения, сформирует у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроках. При таком способе основной дидактической единицей становится не урок, а раздел программы. Отсюда логически вытекает решение проблемы определения оптимального количества интегрированных уроков. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. Таким образом, формируется система интегрированных уроков, обусловленная логикой изучения предмета.
Данный подход соответствует диалектико-материалистическому методу познания: вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого; на последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется; на заключительных уроках по разделу программы делаются обобщения и выводы.
В процессе календарно-тематического планирования необходимо определить оптимальное количество интегрируемых предметов. Слишком большое их число может привести к следующим проблемам:
Существующие программы имеют слабые межпредметные связи, что не способствует интеграции знаний. Каждый предмет имеет свою логику построения содержания учебного материала, отличную от других предметов. Поэтому в настоящее время осуществить интеграцию предметов крайне трудно без нарушения логики программы.
На этапе планирования необходимо согласовать и скоординировать тематику уроков с учителями-партнерами по интегрированным урокам. Наиболее удачный вариант - когда педагоги совместно планируют предстоящие уроки.
В процессе планирования необходимо определить основания интеграции, т.е. ответить на вопрос: на основе каких знаний будет осуществляться интеграция?
Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по предметам. Для этого необходимо проанализировать программы этих предметов.
Организация творческой группы. Формирование команды учителей - это один из ответственейших моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Общеизвестно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок.
Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части. Для этого члены творческой группы методом «мозговой атаки» предлагают различные варианты урока, методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение, соответствующее поставленной цели.
Следующий этап работы над содержанием урока - этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал.
Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрируемыми частями.
Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи и т.д. Необходимо продумать мизансцены: кто, где стоит, как двигается (чтобы не загородить проецируемый слайд или другого учителя), что делает и т.д. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей. Учитель, работающий с классом сольно (в одиночку), находится в более комфортных условиях, чем группа учителей, так как он один управляет ходом урока. Он может вводить, когда это ему нужно, различные импровизации в ходе урока. Гораздо труднее импровизировать, когда работает ансамбль учителей. Каждая несогласованность, непродуманная импровизация может поставить напарников в тупик. Поэтому необходимо отработать все переходы от монолога к монологу, чтобы возможные импровизации текста не озадачивали партнеров. Так, например, можно четко придерживаться последней фразы монолога, чтобы партнер мог сориентироваться, когда ему начинать. Такой прием позволяет учителям свободно импровизировать. Опыт показывает, что импровизированный текст лучше воспринимается, чем заученный. Однако, мастерское исполнение заученного текста всегда лучше плохой импровизации. Все зависит от профессионализма учителя, его актерского мастерства.
Отсутствие слаженности в работе творческой группы могут привести к снижению качества урока. Необходимо избегать излишней суетности, неловкости, непродуманности в ходе урока, так как все эти «мелочи» могут в значительной мере испортить впечатление от урока.
Практика показывает, что во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться в установленные временные рамки.
Все вышеизложенное относится к учителям, не имеющим большого опыта проведения интегрированных уроков. При наличии достаточного опыта от репетиций можно отказаться. Достаточно отработать общую схему урока. Чтобы урок был живым, желательно к репетициям не привлекать учеников. Если в композиции урока предусмотрены сценки с участием учащихся, то они должны быть отработаны отдельно.
Исполнительский этап. Начало урока должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа - вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.
В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.
Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.
Рефлексивный этап. На этом этапе проводится анализ урока. Без хорошего анализа не может быть развития и совершенствования профессиональной компетентности учителя, поэтому творческая группа тщательно должна проанализировать проведенный урок. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки. Желание занизить или умолчать недостатки, а также завысить его положительные стороны оказывает вредное влияние на развитие педагогического мастерства учителя, ведет к снижению качества уроков.
Таким образом, процесс подготовки и проведения интегрированного урока представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов: подготовительный, исполнительский, рефлексивный.
Интегрированные уроки осуществляются по разным методикам:
Интегрированными являются нетрадиционные типы уроков:
Урок обучения умениям и навыкам
Цель данного типа урока – выработка у учащихся определенных умений и навыков, предусмотренных учебной программой. Формы данного типа урока:
Задачи:
Урок повторения
Имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Формы данного типа урока:
Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения и систематизации.
Задачи:
Урок контроля и проверки знаний и умений.
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки. Формы данного типа урока:
Цель урока контроля знаний и умений: осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Задачи:
Интеграция предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе способствует формированию целостных естественнонаучных знаний у учащихся, укрупнению информационной ёмкости, если она осуществляется на основе системного подхода и дидактического синтеза. Интегрированное изучение представляет собой систему использования устойчивых межпредметных связей, свойств, учебных блоков, логически и естественно связанных между собой в содержании родственных предметов.
Чаще всего в школе используется термин «Межпредметные связи», которые рассматривают лишь с точки зрения рационализации процесса обучения, экономии сил и времени учащихся, более прочного усвоения школьниками знаний по изучаемым предметам. Между тем основная задача установления межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в существующие закономерные связи в явлениях природы и общества. Это прежде всего, интеграция научных знаний в теоретических исследованиях и практической деятельности в школе, на уроках. Степень реализации интегративных, межпредметных связей может быть различной. Это зависит от содержания темы урока. На самом простом уровне, использование межпредметных связей выражено в общем констатирующем виде. Следующий уровень – фрагментарный. Здесь межпредметные связи осуществляются в построении учебного материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагмент в структуре урока. Высший уровень подразумевает органическое включение в структуру урока учебного материала из других предметов, без которых не может быть хорошо и многоаспектно изучен новый материал темы, с активным участием нескольких предметников. На этом интегративном уровне проводятся и обобщающие уроки, где объединяются знания из различных предметов с позиции общих мировоззренческих идей.
Интегрированный подход при изучении географии, биологии является мощным резервом повышения качества знаний. Находясь на стыке многих предметов география, является в полной мере интегратором предметов образовательной области «естествознание». Чем раньше он используется, тем лучше. Результативен и интересен учащимся интегративный подход при изучении начального курса физической географии, когда закладываются основы географических знаний. При изучении разделов, учащиеся получают достаточно ёмкие знания о объектах, явлениях и процессах на Земле. Если они почувствуют их многоаспектность, возможность изучать объект познания с позиций различных предметов, то это повысит их интерес, позволит эффективно развивать учебную и даже проектно-исследовательскую деятельность еще в начальном звене, а затем в старших классах. Ученики с такой подготовкой отличаются от сверстников более широким кругозором, интересами и аналитическими способностями. Учебный материал курса физической географии допускает интегрирование с биологией, математикой, историей, физикой, черчением, изобразительным искусством, литературой и экологией. Главным является междисциплинарное видение учителем своего предмета, которое отражается на учениках, привыкающих видеть сложный окружающий мир целостным и в многообразии. Им становится интересно осуществлять неизбежный при этом синтез знаний. Например, при изучении темы «Атмосфера», ученики творчески используют свои знания по математике и физике, графически отражают соотношение газов в воздухе, измеряют величины атмосферного давления на разных высотах, температуры воздуха, рассчитывают значения амплитуды, средние показатели за сутки, за месяц, выстраивают графики изменения температуры на координатной плоскости, развивают знания об осях координат, понятия об отрицательных и положительных числах, определяют величину атмосферных осадков, влажности воздуха, рассматривают образование тумана, облаков, ветра, тепловые процессы на Земле. При этом учащиеся создают для себя новое знание о значении познаний по географии, математике и физике при изучении природных процессов и одновременно качественно углубляет свои знания по конкретной географической теме. Проведение урока по этой теме учителями географии, математики, по возможности физики, способствует повышению качества знаний по всем этим предметам. Аналогичных примеров привести можно много. Если учитель географии систематически и регулярно осуществляет такой подход, он увидит в своих учениках новые способности, новое качество знаний по своему предмету и повышение их общей грамотности. В таблице, приведенной ниже, показана возможная интеграция по темам учебной программы начального курса физической географии.
Межпредметные связи начального курса физической географии
Разделы учебной программы по географии |
Межпредметные темы, которые могут быть использованы для формирования полипредметных учебных компетенций, включая возможное совместное проведение уроков с соответствующими учителями-предметниками: |
Введение |
«Развитие географических знаний о Земле» - интегрирование с историей, литературой |
План и карта |
«Виды изображения местности», «условные знаки» - интегрирование с черчением, «компас, величины угла...», «масштаб,измерение расстояний», «съемка плана местности», «градусная сетка..., географические координаты, широта и долгота» - интеграция с математикой, (совместные уроки с учителем математики) |
Земля-планета Солнечной системы |
Интегрирование с астрономией, физикой, литературой |
Оболочки Земли |
Физический смысл и причины движения литосферных плит в земной коре, сейсмических, вулканических, атмосферных явлений, атмосферной циркуляции, атмосферного давления, движения вод в океанах. Интеграция с математикой по темам: «температура воздуха и ее суточный ход», «годовой ход температуры воздуха», расчет средних значений и амплитуды, построение графиков на координатной плоскости, опора на знания об осях координат на плоскости, о параллельных прямых и перпендикулярах, понятия об отрицательных и положительных числах. Урок проводится одновременно двумя учителями. Вопросы темы удобны для понимания термина «исследовательский проект» и их выполнения. При изучении биосферы возможна интеграция с биологией, химией, экологией. |
Географическая оболочка |
Использование знаний по биологии - роль живых организмов в природе, почвообразование. Экологии - взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Физике - тепловые процессы в природе. При изучении родного края, изучаются причины изменений в природном комплексе |
Человечество на Земле |
Интеграция с мировой историей, с историей Казахстана, с биологией, изобразительным искусством, литературой. Вопросы темы допускают очень интересные сценические этюды, инсценировки, ролевые игры (удобно при завершении изучения темы). |
Реализацию этого подхода, надо начинать в начале учебного года, согласованием учебного планов учителей по соответствующим предметам. Вначале определяются предметы, интегрированные уроки по ним на весь учебный год и формулируются темы. Затем намечается тематика межпредметных вопросов, которые совместно будут изучаться на уроках задействованных предметов для формирования полипредметных учебных компетенций на основе интеграции.
Реализация межпредметных связей биологии с другими дисциплинами предполагает осуществление комплексного подхода к отбору учебного материала. Учителям биологии и химии можно проводить интегрированные уроки по темам: «Химический состав клетки» и «Химические элементы и их знаки»; «Значение питания, состав и функции пищи» и «Классификация кислот, способы получения кислот, их химические свойства, применение»; «Кровеносные сосуды, строение сердца, регуляция сердечной деятельности» и «Состав воды, физические и химические свойства воды»; «Значение обмена веществ и энергии в организме» и «Естественные семейства элементов и их свойства». Анализ учебного содержания отдельных тем биологии и химии показал, что они естественным образом сочетаются с учебным содержанием физики и содействует развитию комплексного системно-целостного взгляда.
Примеры тематической интеграции физики с химией и биологией
Темы и вопросы по физике |
Ключевые вопросы биологии, химии, дополняющие содержание темы, |
Форма включения и учебной деятельности |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. |
Корневое давление. Кровяное давление. Влияние давления на скорость и равновесие реакции. |
Решение качественных, экспериментальных задач. Презентация к уроку |
Звуковые волны. |
Природа слуха: устройство уха, слуховое восприятие. Меры предупреждения ослабления слуха. |
Информация и анализ конкретных ситуаций, подготовленных самостоятельно учащимися. Учебное проектирование. |
Механическая энергия, работа, мощность |
Биомеханика мышц, энергия и мощность мышечного сокращения |
Решение задач. Практические задания по определению работы и мощности мышц при выполнении физических упражнений. |
Законы сохранения энергии. |
Энергетический обмен в клетке. Законы сохранения и превращения энергии в химических реакциях. Расход энергии организмом. Метаболизм и фотосинтез. |
Решение качественных, экспериментальных задач. |
Агрегатные состояния вещества. Влажность. |
Липидные мембраны живой клетки. |
Информация о свойствах жидкокристаллической структуры мембран. |
Молекулярно- кинетическая теория. Основное уравнение МКТ. Температура. Газовые законы. |
Размеры органических и неорганических молекул. Дыхание растений, животных и человека. Защита организма от переохлаждения. Роль кожи в теплорегуляции. Круговорот воды в природе. Тепловой эффект реакции. |
Решение экспериментальных, качественных и расчетных задач. |
Электрическое поле, электрический ток. |
Биопотенциалы покоя и действия в живом организме. Электрические поля органов. Ионизация, ионная проводимость клеточных мембран. Гидролиз сахарозы, глюкозы, крахмала. |
Решение экспериментальных задач. Сравнительный анализ с природными и техническими устройствами. Создание обобщающих таблиц. Учебное проектирование. |
Магнитное поле. |
Магнитное поле Земли (география). Собственное магнитное поле человека. Влияние магнитных полей на организм человека. |
Информация и анализ конкретных ситуаций, подготовленных учащимися. Учебное проектирование. |
Электромагнитные колебания и волны. Их использование. |
Электромагнитные волны органов человека. Влияние электромагнитных волн на человека. |
Презентация к уроку. Информация и анализ конкретных ситуаций, подготовленная учащимися. Семинар- практикум. |
Волновая и квантовая оптика. |
Природа и механизм зрения. Меры предупреждения ослабления зрения. |
Презентация к уроку. Учебное проектирование. Решение задач. |
Физика атомного ядра. |
Биологическое действие излучений на живой организм. Радиоизотопный метод измерения интервалов времени. |
Семинар-практикум. Решение качественных задач. |
Межпредметные связи можно проследить на примере интеграции химии с биологией и географией, для чего целесообразно использовать метод построения матриц связи. Наглядно межпредметные связи химии с другими учебными дисциплинами представлены на примере тем при изучении курса «Органическая химия» и курса «Неорганическая химия».
В наибольшей степени межпредметность химии и биологии, химии и географии можно проследить при изучении «Органической химии». Это объяснимо содержанием самого предмета, кроме того, межпредметность химии и географии в этом курсе средней школы связана с промышленными центрами, городами, странами, то есть географическими объектами, где расположены производственные комплексы, центры добычи или месторождения тех или иных полезных ископаемых. С темой «Геология планеты Земля» очень тесно связана тема «Углеводороды в природе. Переработка нефти». В курсе неорганической химии интеграция учебных дисциплин прослеживается в меньшей степени, но в темах «Металлы» и «Неметаллы» можно отметить связь химии с биологией на уроках по темам «Галогены», «Азот и фосфор», «Минеральные удобрения», «Оксиды углерода и кремния», «Металлы как химические элементы», «Железо». В теме «Химия растворов» целесообразно провести обобщающий урок по теме «Вода», «Растворы внутри и вокруг нас». Межпредметность химии и географии возможна на уроках химии, где рассматриваются вопросы добычи, производства и получения металлов, неметаллов и их производных, а так же «Вода и водные ресурсы».
Приведем перечень основных предметных компетенций, формируемых посредством интеграции предметов естественнонаучного цикла:
Формирование данных компетенций невозможно без интеграции знаний по химии, биологии, физики и географии.
Для того чтобы выявить, охарактеризовать и найти пути решения проблем, возникающих в практике школьного обучения, необходимо провести интенсивный поиск оптимальных условий, этапов и путей превращения дидактической модели межпредметных связей в учебных целях в факт овладения, установление этих связей учениками.
Различают несколько видов межпредметных связей в содержании обучения: фактические, понятийные, теоретические.
Фактические - это установление сходства фактов, изучаемых в курсах химии, биологии, географии, их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах, объектах природы.
Понятийные - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов. К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения вещества – тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, явление, процесс, энергия. При этом они углубляются, конкретизируются, приобретают общенаучный характер.
Теоретические – это развитие общенаучных основных положений, теорий, законов. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а её следствия используются для объяснения функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни на нашей планете.
В результате использования в процессе обучения интегративного подхода у обучаемых формируются основные компетенции, использование технологии проблемного обучения способствует формированию учебно-познавательных компетенций учащихся, комплексное решение поставленной проблемы в плоскости сразу нескольких учебных дисциплин и успешное её решение – формирует ценностно-смысловые компетенции. Информационные компетенции формируются на таких уроках через информационные средства обучения без которых нельзя провести урок с использованием технологии межпредметных связей в современных условиях. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться на действие ученика и учителя», «вступать сними в диалог», что и составляет главную положительную особенность данной технологии.
На интегрированных уроках легче сформировать социально–трудовую компетенцию, так как одной из главных целей является доведение до сознания школьников, что изучаемые предметы не могут быть оторванными от окружающей действительности. Выполнение самостоятельно практических работ, лабораторных опытов по химии, биологии, географии, физике показывает, что каждый шаг, каждое действие живой и неживой природы можно и нужно объяснять с помощью законов изучаемых на уроках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.