Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной подготовке учителя.
Оценка 4.7

Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной подготовке учителя.

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной подготовке учителя.

Коммуникативная культура педагога

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством. Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту в рамках образовательного процесса. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Общение - основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету и в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре педагога как о системе качеств, включающей:

  • творческое мышление;
  • культуру речевого действия, под которым понимается владение нормативной речью, исключающей лексические, стилистические, орфоэпические и другие нарушения;
  • культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
  • культуру жестов и пластики движений;
  • культуру восприятия коммуникативных действий;
  • культуру эмоций.

Проблема коммуникации нашла отражение в работах многих исследователей, которые коммуникативную деятельность трактуют как процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Авторы утверждают, что именно овладение педагогами способами взаимодействия с обучающимися обеспечивает гуманистический характер отношений между педагогом и учащимися, формирует личностный потенциал ребенка. Всеми ими утверждается мнение о том, что формирование базовых основ педагогической коммуникации дает возможность педагогу быть успешным в собственной деятельности, осознать личность ребенка во всех ее проявлениях. Это обусловлено, по мнению авторов, тем, что педагог, вступая в коммуникацию с обучающимся, устанавливает с ними личные контакты, может стать на позицию собеседника и понять характер его поведения. Коммуникация позволяет не только понять модель внутреннего мира собеседника, но и перестроить ее, опосредованно влиять на поведение.

Процесс передачи кодированной информации от субъекта к объекту носит деятельный, диалогический характер. Коммуникацию можно трактовать как информационную связь субъекта с тем или иным объектом или как процесс участия, соучастия и принятия другого, позволяющий понимать друг друга и объединяться вокруг чего-либо. Это очень важное положение, так как учитель должен быть готов к объединению учащихся в единую деятельность для достижения целей.

Считают, что освоение способами коммуникации является показателем педагогического мастерства и творчества учителя.

Анализ педагогических исследований по проблемам подготовки специалистов обнаруживает, что коммуникативная культура рассматривается авторами как составная часть педагогической культуры учителя, как ведущее требование современного образования.

В связи с тем, что нас интересует понятие коммуникативная культура, представляем ее как составную часть педагогической культуры, характеризующуюся личностной и профессиональной ценностью, направленностью на другого субъекта педагогического процесса, формирующуюся во всех видах деятельности и общении. В нашем понятии коммуникативная культура представлена как:

  • способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других и на основе этого к регулированию отношений для создания общности учащихся в достижении единой цели деятельности;
  • потребность к расширению границ коммуникаций, к сопоставлению точек зрения, стать на позицию своих учащихся;
  • готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другими, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в новой ситуации.

Таким образом, анализ исследований позволил обнаружить, что коммуникативная культура выступает важным условием в формировании образа человека культуры и нравственности, требованием к личности педагога и показателем уровня организации им педагогической деятельности, характеризует содержательные смыслы личности, способы и средства, обеспечивающие понимание и взаимодействие педагога и ребенка.

Коммуникативные умения выступают как комплекс осознанных коммуникативных действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности педагога. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

Профессионально-коммуникативные умения педагога

Можно выделить следующие группы профессионально-коммуникативных умений педагога:

  1. Социально-психологические умения- это умения располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого учащегося, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства - вер​бальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - внушения, убеждения, идентификации и т. д.
  2. Нравственно-эстетические умения- это умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утважать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, инициировать благоприятный нравственный климат общения.
  3. Эстетические умения- это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать подростков к высокой культуре коммуникации, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.
  4. Технологические умения- это умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебной группе, учебном заведении в целом.

Добиться успеха в воспитании и обучении педагог может, только если он выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащимися.

Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?

В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.

Общительность педагога

Ведущее профессиональное качество учителя - общительность. Его наличие у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего - важнейшие составляющие педагогической общительности. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру ученика, потребность в общении с ним на духовном уровне.

Общительность как свойство личности включает в себя:

  • коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
  • социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
  • альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение «погружаться» в мир другого человека.

Педагогическая культура подразумевает и другие качества личности, не​обходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.

Педагогический такт

Учащиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, насколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями, учениками других классов.

Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога «держать себя», в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с учащимися - в присутствии класса или один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время общения - отреагировать в данный момент или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися.

Вербальная культура общения педагога

Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится около 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом.

Правила речевой культуры педагога

  1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у школьников значительного напряжения.
  2. Педагог должен говорить внятно.
  3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в мин.
  4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь не совсем грамотна, без психологических - бесцветна.
  5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания, сказанного.
  6.  Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Невербальная культура общения педагога

Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством выражения состояния человека.

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения:

1) Роль мимики в передаче информации.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.

Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расширяет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях. Учащиеся говорят про педагога: «Она нас любит», или «Она нас не любит». На вопрос: «Почему вы так думаете?» можно услышать ответ: «Так видно же по лицу».

Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят.

Когда учащиеся характеризуют учителя словами «Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться», «Он строгий», «Он красивый», то имеется в виду именно такой портрет педагога.

Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

2) Выразительность пластики тела.

Лицо, является главным источником информации о психологическом состоянии человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.

Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.

Открытая пластическая позаимеет для педагога большое значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в общение. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелательности по отношению к людям.

Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен «конструировать» позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим... Когда поза сознательно вы​страивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений - она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов, ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Обучающиеся в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.

При общении педагогу необходимо придерживаться следующих принципов:

  • принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен;
  • верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность;
  • уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого;
  • не унижать достоинства ученика;
  • не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
  • помнить, что любой может ошибаться;
  • не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Как улучшить взаимоотношения с окружающими людьми?

  1. Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии.
  2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное - программа или план урока. Намного важнее - ученики, их интересы, стремления.
  3. Необходимо учиться видеть в каждом ученике «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.
  4. Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом класса.
  5. Учитель должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались.
  6. Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы.
  7. Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами.
  8. Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы.
  9. Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей.

 

Профессионально-педагогическая культура и культура речи педагога

К профессионально-педагогической культуре педагога относятся:

  • коммуникативные качества и свойства личности педагога;
  • коммуникативные способности и умения педагога;
  • пути и способы развития педагогических способностей;
  • педагогическая этика.

Коммуникативные качества и свойства личности педагога

Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку.Общекультурная подготовкапредполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации. Таким образом, педагог должен быть погружен в контекст:

  • общечеловеческой культуры;
  • различных языков;
  • видов искусства;
  • способов деятельности во всем их своеобразии.

Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.

К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:

  • характеристики речи: четкая дикция выразительность;
  • личностные особенности: общительность, открытость, умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культурыпедагогасоставляетобщительность- устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

  • коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
  • социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
  • альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

  • невыразительная речь;
  • дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);
  • замкнутость;
  • погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Коммуникативные умения и способности педагога

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.

К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

  • умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
  • умения управлять своими эмоциями;
  • наблюдательность и переключаемость внимания;
  • социальную перцепцию (понимание психологического состояния ученика по внешним признакам);
  • умение «подавать себя» в общении с учащимися;
  • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

В своей совокупности такие умения и способности составляюттехнику педагогического общенияили характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

  1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
  2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
  3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
  4. умения обеспечивать обратную связь.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:

  1. экспрессивных умений и способностей:
    • выразительность речи;
    • выразительность жестов;
    • выразительность мимики;
    • выразительность внешнего облика;
  2. личностных умений и способностей:
    • умение понять состояние ученика;
    • умение установить с учеником контакт;
    • умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.

Список литературы:

  1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Н.А.Ипполитовой.М.: ТК Велби; Проспект,2007.
  2. Романова И. Диалог взрослых в детском саду // Дошкольное воспитание. 2011 № 5-7.
  3. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить. Учеб.пособие. СПб: Паритет, 2003.
  4. Щербинина Ю.В.Слово ласковое – мастер дивных дел // Дошкольное воспитание, 2004. №5.
  5. Искусство общения в играх /В.В.Петрусинский, Е.Г.Розанова. М.: ВЛАДОС, 2007.
  6. Аухадеева, Л. А. Подготовка будущего учителя: структурное исследование коммуникативной культуры [Текст] / Л. А. Аухадеева // Интеграция образования. - Саранск, - 2006. - № 2. - С. 40-47.
  7. Бакулина, И. В. Проблема коммуникативных умений учителя [Текст] / Л. В. Бакулина // Педагогические технологии. - 2008. - № 2.- С.19.
  8. Вединяпина, В. А. Профессиональная культура учителя [Текст]: / В. А. Вединяпина Учеб. пособие для студентов вузов. -- Москва, - 2003. - С. 26.
  9. Введенский, В.Н. Профессиональная компетентность педагога [Текст]: / В.Н Введенский // Просвещение. -- Спб, -- 2004. -- 158 с.
  10. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т.В. Иванчикова / / Педагогика. -- 2009. -- N 3. -- С. 83-89.
  11. Измайлова М.А. Деловое общение: практическое пособие для всех специальностей / М.А. Измайлова, О.В. Ильина, Рос. ун-т кооперации . - М. : [б. и.] , 2007. -- 82 с.
  12. Исенко С. А. Имидж и коммуникативная культура экспертов в сфере образования. / С. А. Исенко // Народное образование. -- 2007. №8. С.115
  13. Костромин С. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности./ С. Костромин //Психологическая наука и образование. 2007. --№3. --С.77.
  14. Котова И.Б. Общая психология : учебное пособие для вузов / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. Москва. : Дашков и К' , 2008. 478 с.
  15. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. / М. Кронгауз М. : 2007. С. 40-41.
  16. Лухтанова Е. Формирование коммуникативной компетентности педагогов. / Е. Лухтанова //Школьный психолог» 2007. - №19.- С.18
  17. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для педагогическим специальностям вузов / М.Р. Львов. - Москва: Академия, 2002. - 272 с.
  18. Основы педагогического мастерства М.: Издательский центр «Академия» 2008 г. -- 256 с.
13.11.2019