Под организацией воспитательной работы в детском оздоровительном лагере понимается обоснованная система действий педагогов, направленная на упорядочение ценностных выборов совместной деятельности его субъектов. Основные факторы, определяющие содержание воспитательной деятельности следующие:
На специфику формирования воспитательной системы лагеря влияют такие факторы, как время (каникулы) и место (место расположение лагеря — загородный, выездной).
Можно выделить следующие сущностные характеристики воспитательного процесса, наиболее значимые при его организации в детском оздоровительном лагере:
В содержательной стороне жизнедеятельности детей в детском оздоровительном лагере выделяются следующие аспекты.
Оздоровительный — это оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный распорядок дня, соответствие окружающей среды гигиеническим требованиям, гигиенические навыки, здоровый образ жизни.
Компенсаторный. В системе летнего организованного отдыха детей и подростков действует принцип преемственности и непрерывности общения, воспитания, способствующий всестороннему развитию личности детей и подростков, выполняющий компенсаторную функцию по отношению к школе и позволяющий детям отдохнуть, снять физическую и психическую перегрузки, создающий новые условия для обогащения опытом, применения новых знаний и умений, развивающий детскую самореализацию, инициативу и самодеятельность. (Например, для сравнения, за учебный год ребенок тратит 936 часов на любимые игры, спорт и отдых, а за время летних каникул ребенок потратит на отдых и досуг 975 часов.)
Взаимодействие педагогических, медицинских, социальных, индивидуальных связей.
Определим направления воспитательной работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере:
Умственное воспитание как овладение знаниями основ наук, формирование основ научного мировоззрения, опыта рациональной познавательной деятельности, развитие интеллектуальной культуры детей и их творческого потенциала.
Нравственное воспитание как формирование нравственного сознания, чувств, оценок и правильного поведения, любви к родному краю, к стране, бережного отношения к природе, гуманного отношения к окружающим, культуры общения; проведение работы по воспитанию сознательной дисциплины, привитию стремления к личному самоусовершенствованию.
Развитие политической культуры предполагает формирование у детей умения разбираться в политических событиях, давать им правильную оценку, иметь и отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам, интересоваться событиям в стране и за рубежом, пробуждать интерес к детской и другим видам педагогической печати, радиопередачам и телепередачам.
Эстетическое воспитание предполагает развитие эстетического кругозора, формирование эстетической культуры личности, эстетических вкусов, чувств, потребностей, идеалов и т.д., пробуждение у детей интереса к занятиям творческого характера, различным видам искусства.
Трудовое воспитание предполагает формирование знаний о производственных, технических, экономико-социальных различных проблемах; выработку трудовых умений и навыков, развитие добросовестного отношения к труду и потребности в нем; формирование нравственных качеств личности; подготовку к сознательному выбору профессии.
Экономическое воспитание предполагает формирование специальных знаний в условиях рыночной экономики.
Правовое воспитание как воспитание правосознания и поведения, соответствующего нормам гражданского права.
Экологическое воспитание предполагает формирование у каждого ребенка экологического сознания и мироощущения: глубокое понимание значения природы для собственной жизни, здоровья, физического и духовного самоусовершенствования; развитие экологической культуры, духовно-эстетического и гуманно-нравственного отношения к природе, воспитание любви к ней; формирование умений видеть, понимать и сохранять красоту окружающей среды.
Физическое воспитание как многогранный процесс организации активной познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности детей, направленной на укрепление потребностей в занятиях физкультурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек, здорового образа жизни, необходимости соблюдения режима умственной и физической работы.
Участниками воспитательного процесса в лагере являются детский коллектив и педагогический коллектив.Воспитательный процесс обеспечивает административный персонал детского лагеря: директор учреждения, медицинский работник, музыкальный работник, обслуживающий персонал, спасатели, служба охраны и др.
Обратимся к личностно-ориентированной педагогике в условиях детского оздоровительного лагеря. Ребенок в структуре личностно-ориентированного пространства является не столько объектом, сколько субъектом педагогического взаимодействия. Само определение понятия «взаимодействие» предполагает наличие полноправных субъектов, наделенных активностью и инициативой, и определенную степень управления и влияния участников процесса друг на друга. Иными словами, мера развития ребенка становится мерой качества работы воспитателя.
С другой стороны, ребенок, участвуя в многообразных воспитательных формах отдыха и оздоровления, попадает в различные коллективы детей и взрослых, во многом отличающиеся от того, где он провел большую часть учебного года – классного коллектива или учреждения дополнительного образования детей. В этом случае он становится субъектом социализации.
В условиях детского оздоровительного лагеря (и в иных организованных формах каникулярного отдыха, как, например, в экспедиции или многодневном турпоходе) социализация ребенка во временном коллективе означает лично для него:
В число ключевых понятий, которые первостепенно важны для уточнения роли ребенка в системе воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря, входит такое понятие, как «социальное закаливание». Оно предусматривает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека. Для этого необходимы упражнения, в которых дети смогут проявить свои качества, преодолеть себя, выработать определенный иммунитет к негативному влиянию социальной среды и ориентацию на обязательность выявления причин неудач и на поиск путей их преодоления.
Социальное закаливание было обоснованно и введено в научный оборот, исходя из применения на практике «социальных проб», которые предполагают самооценку детьми своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения ими различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни ребенка в детском оздоровительном лагере и служат основой для большинства его социальных связей. В процессе включения в эти сферы у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Условия для социального закаливания могут быть созданы в детском лагере или организованной форме отдыха детей (лагере труда и отдыха, походе, экспедиции), как в реальной деятельности и общении, так и в процессе различных игр.
Детский оздоровительный лагерь – это воспитательное учреждение, создаваемое с целью оздоровления детей, организации их активного отдыха, удовлетворения интересов и духовных потребностей.
Воспитательная работа в лагере имеет некоторые особенности:
Цели детского оздоровительного лагеря:
Воспитательные задачи:
К ценностям жизни детского лагеря относят:
Режим дня. Принятый режим дня должен быть дифференцированным в зависимости от возраста детей. В зависимости от метеорологических условий в режим дня могут быть внесены изменения.
Зарядка. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития.
Организация питания. Необходимо посещать столовую коллективно, если нет других правил. Нельзя забывать о детях, которым что-либо противопоказано; необходимо сделать им замену продуктов.
Тихий час. Время отдыха составляет полтора-два часа. Младших необходимо укладывать спать, подросткам можно дать возможность почитать, поразмышлять про себя. Главное придерживаться правила: в тихий час – никаких разговоров, хождений, однажды разрешенное хождение становится впоследствии чаще всего правилом.
Свободное время. Оно должно быть организовано. Каждый ребенок должен иметь время для занятия любимым делом, для размышлений в тишине. Если ребенок не может организовать свое свободное время, воспитатель (вожатый) должен позаботиться об этом, помочь ему.
Самообслуживание. Педагог – пример в самообслуживании. Необходимо напоминать детям о том, что перед каждым приемом пищи мыть руки; всегда ходить чистым и опрятным, пользоваться только личными средствами гигиены.
Отбой (лагерь с круглосуточным пребыванием). Готовить детей ко сну необходимо заранее. Перед отбоем проводятся тихие игры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.