Организация и планирование лагерной смены в детском оздоровительном лагере
Оценка 5

Организация и планирование лагерной смены в детском оздоровительном лагере

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Организация и планирование лагерной смены в детском оздоровительном лагере

Лагерная смена является основой деятельности детского оздоровительного лагеря. В этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене.

Смена — «промежуток рабочего времени, по истечении которого работающие меняются».

Применительно к деятельности детского лагеря смена — это промежуток рабочего времени, по истечении которого меняются и работающие (вожатые, воспитатели), и отдыхающие — клиенты лагеря (дети).

Смена — определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

В качестве основных характеристик лагерной смены Ю.Н.Таран выделяет:

«Философия смены». Философия смены — термин условный, так же как термины «философия каникул» и «философия лагеря», и трактуется гораздо шире, чем просто перечисление целей и задач, форм деятельности, используемых на смене. Это педагогическая позиция коллектива, его взгляды на организацию летнего досуга ребенка, его подход к определению основных ценностей лагерной жизни. Философия смены находит свое выражение в выборе «образа жизни» детского и взрослого сообщества в течение смены. Таким образом, философия смены включает в себя идею, ведущие цели, принципы организации и иногда сюжет смены.

«Образ жизни». Под образом жизни понимают педагогическую стратегию организации жизнедеятельности детей и взрослых во время лагерной смены. В реализации профильных социально-педагогических смен необходимо выделять три образа жизни: дачу, клуб и сбор.

Дача — «собственно отдых, насыщение прелестями лета». Это система жизнедеятельности лагеря, где главным является отдых, развлечение и досуг. Дети участвуют в программе смены по принципу «хочу — участвую, хочу — нет». Программа такой смены составляется взрослыми без серьезного учета интересов конкретных детей — участников смены, в расчете на «среднеарифметического ребенка». При этом взрослые нередко занимают позицию руководителя, массовика-затейника.

Клуб — это такая система жизнедеятельности, ключевыми понятиями которой являются «выбор», «общение», «досуг». В клубе дети — активные субъекты лагерной жизни, каждый из них может выбирать не только событие, акцию, в которой можно принять участие, но и свое отношение к этой акции, свою роль в событии. Взрослые вместе с детьми разрабатывают план смены, учитывая пожелания детей. Позиции взрослого определяются как «консультант», «координатор», «организатор». Общение на смене является важнейшим компонентом содержания деятельности, и оно специально организуется в соответствии с выдвинутыми целями. «Ценности» коллектива складываются постепенно, в смене четко прослеживаются структурные периоды. Клуб как образ жизни детей и взрослых на смене предполагает разнообразную деятельность по дополнительному образованию детей и подростков в условиях лагеря.

Сбор — это образ жизни на смене, предполагающий высокую динамику и плотность дел и событий, «взрыв, нравственный сдвиг в сознании ребят, активную их позицию». Профильная смена, организованная по принципу сбора, предполагает «жесткую» программу, так как главный выбор участники смены осуществляют в подготовительный период: на смену-сбор едут те, кто полностью разделяет идеи, ценности предстоящей деятельности. На сборе главное — дело. Лейтмотив деятельности детей при этом образе жизни на смене следующий: «Я знаю, куда приехал и что меня ожидает. Мне это интересно, я хочу принять в этом участие и разделить ответственность за результат». Сбор желателен, когда проводятся профильные смены, где доминирует «социальное воспитание», когда смена является закономерным продолжением долагерной деятельности.

«Эмоциональный ритм». Под эмоциональным ритмом понимается определенная организация во времени процесса эмоционального отражения жизнедеятельности конкретного объединения. Результаты ряда исследований свидетельствуют, что эмоциональные процессы и состояние подчиняются определенным закономерностям, учет которых позволяет повысить эффективность педагогического воздействия (А.Н. Лутошкин, Б.Д. Парыгин, К.Д. Радина и др.). В течение смены у каждого отряда складывается свой индивидуальный ритм эмоциональной жизни. При этом обнаруживается значительное сходство динамики эмоциональных состояний разных отрядов и в разные лагерные смены. Таким образом, можно сделать вывод о наличии в течение одной смены лагеря общего эмоционального ритма, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами. Каждая фаза соответствует определенному периоду лагерной смены и имеет свои содержательные особенности. Организационный и заключительный периоды характеризуются большей динамичностью эмоциональных состояний. Основному периоду присущи определенная умеренность, относительная равномерность амплитуды колебаний общего настроения.

«Антураж». Большую смысловую и эмоциональную нагрузку несет на себе антураж каждой конкретной смены: флаги, эмблемы, талисманы, музыкальное оформление, «фирменные» названия. Для общего успеха смены продуманность, оригинальность антуража очень важны. Здесь следует учитывать, во-первых, общую символику смены (графическое и цветовое решение), качество и количество символов; во-вторых, оформление территории и проводимых акций в соответствующем стиле; в-третьих, музыкально-песенное оформление как одно из ключевых в создании эмоциональной атмосферы в лагере; в-четвертых, имидж педагогов.

«Структура смены». Традиционно в структуре смены выделяются 3 периода: организационный, основной (рабочий), итоговый (заключительный). Современные исследователи к уже обозначенным добавляют подготовительный (пропедевтиче- ский) и постлагерный (послелагерный) периоды. Каждый из периодов смены можно проанализировать по нескольким показателям: ожидание ребят, организация деятельности, роль и позиция педагога, нравственно-психологическое состояние временного детского коллектива.

Периоды развития лагерной смены в оздоровительном лагере

  1. Подготовительный период

Длительность периода — 10 дней до начала смены. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены. Во время подготовительного (пропедевтического) периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовятся к отъезду в лагерь. Последнее дело подготовительного периода одновременно является первой акцией организационного — заезд детей.

Задачи деятельности вожатого:

  • знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом, заочное знакомство с отрядом;
  • подготовка педагогической, личной документации вожатого;
  • ознакомление с Программой летнего оздоровительного отдыха в лагере;
  • составление методической копилки вожатого;
  • анкетирование родителей.

Содержание деятельности вожатого:

  • выезд в лагерь на организационное совещание;
  • посещение родительского собрания;
  • составление анкеты и проведение анкетирования родителей;
  • составление списка отряда;
  • оборудование отрядного места (домика);
  • прохождение медосмотра и получение допуска к работе;
  • заключение трудового договора с администрацией лагеря;
  • разработка конспектов ключевых дел смены согласно Программе летнего оздоровительного отдыха.
  1. Организационный период

Длительность периода — от 1 до 4 дней лагерной смены.

Организационный период представляет собой период адаптации детей к природно-климатическим, новым жизненным условиям, к новому человеческому и предметному окружению, к отсутствию родителей, к самообслуживанию, к режиму лагеря и к новым требованиям. В этот период происходит знакомство детей друг с другом, с вожатым, с режимом лагеря, налаживаются отношения в коллективе, оправдываются или нет ожидания от жизни 18 в лагере. В первые дни лагерной смены приходится первый психо-логический кризис смены, связанный с процессами адаптации, поэтому вожатому с первого дня следует начать работу над созданием в отряде устойчивого климата открытости, доброжелательности, товарищества, взаимной поддержки. С первых же минут нужно пресекать попытки создания «руководящих» группировок, игнорирующих принципы жизни отряда, проявление зазнайства, давления одних детей на других.

Цель вожатого: помочь детям в безболезненной и быстрой адаптации к новым условиям, приучение детей к режиму дня, соблюдению санитарно-гигиенических правил.

Задачи:

  1. Организация жизнедеятельности детей:
    • помочь им быстрее узнать друг друга, познакомиться с вожатыми, педагогическим коллективом лагеря;
    • помочь раскрыться в лучших своих наклонностях, способностях, знаниях и умениях;
    • разработать общие цели, задачи и перспективы совместной деятельности;
    • разработать нормы, требования коллектива относительно каждого его члена;
    • сформировать целенаправленный интерес к истории и традициям лагеря;
    • воспитать чувство хозяина в лагере, готовность к совместному труду по его благоустройству, бережное отношение к имуществу лагеря;
    • обеспечить возрастные потребности в самостоятельности, общественной деятельности, сформировать активную позицию каждого члена коллектива.
  2. Оздоровление детей:
    • познакомить детей с режимом дня, правилами личной гигиены и самообслуживания;
    • научить детей соблюдать правила внутреннего распорядка.
  3. Диагностическая задача: изучение детей, диагностика складывающихся отношений в коллективе, изучение интересов, ожиданий детей от лагеря, опыта участия в организаторской деятельности.

Отметим, что организационный период – это период адаптации. Он включает в себя заезд в лагерь, знакомство с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Длится 3-4 дня.

Содержание деятельности вожатого:

  • огонек знакомств, игры на знакомство, вечерние костры;
  • операция «Уют» по обустройству отрядного домика (места);
  • конкурс эмблем комнат, отряда;
  • составление графика дежурства;
  • КТД на раскрытие творческих способностей воспитанников;
  • проведение анкетирования, опроса, обработка результатов;
  • выборы актива отряда, выбор названия отряда, девиза, речевки, песни, эмблемы, разработка законов жизни отряда;
  • оформление отрядного уголка;
  • подготовка к открытию лагерной смены;
  • подготовка творческой визитки вожатского отряда;
  • составление плана-сетки работы отряда на смену.
  1. Основной период

Основной период следует после организационного и характеризуется сменой эмоционального фона проводимых мероприятий. В этот период постепенно происходит смена инициативы от вожатого к детям, налаживаются отношения между отрядами. На 10-12-й день лагерной смены наступает второй психологический кризис смены — кризис привыкания, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и взрослыми, обострение тоски по дому. Именно в середине смены вожатому рекомендуется провести с отрядом сюрпризное, неожиданное творческое дело или событие, которое сломает привычный уклад жизни лагеря.

Цель вожатого: превратить коллектив отряда в инструмент целенаправленного формирования определённых качеств личности ребёнка.

Задачи:

  1. Организация жизнедеятельности детей:
    • создание условий для организации воспитательной, развивающей и оздоровительной деятельности детей;
    • организация общения детей, которое способствует формированию социально-ценностных отношений в коллективе;
    • развитие и сплочение коллектива отряда, способного влиять на личность ребёнка;
    • создание условий для реализации личности каждого ребёнка.
  2. Оздоровление детей:
    • воспитывать сознательное отношение детей к укреплению своего здоровья, выполнению режима дня, санитарно-гигиенических требований;
    • обеспечить систематические занятия физической культурой и спортом, правильное чередование физических и эмоциональных нагрузок в течение дня и всего периода;
    • обеспечить выполнение рекомендаций врача детьми, которые нуждаются во врачебной помощи.
  3. Диагностическая задача:
    • целенаправленное изучение коллектива отряда (положения отдельных детей в коллективе, успехи в сплочении коллектива, взаимоотношения там же);
    • сбор оперативной информации для проведения конкретной коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Условия, обеспечивающие воспитательный характер деятельности в основной период:

  • конкретизация общих задач в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, выявленных в организационный период;
  • общая полезная направленность дел;
  • творческий подход к содержанию и организации дел;
  • обеспечение единства, взаимосвязи воспитательных задач в организации каждого дела;
  • разнообразие видов деятельности, добровольное участие в делах, возможность удовлетворить интересы каждого ребёнка;
  • логичность последовательности дел в зависимости от состояния сформированности коллектива;
  • увеличение объёма и интенсивности общих дел к концу основного периода;
  • установление контакта с коллективом других отрядов;
  • проведение дел на соревновательной основе;
  • организация деятельности через актив.

Содержание деятельности вожатого:

  • обеспечение условий воспитательной эффективности временного детского коллектива: осознание детьми общественной и личностной значимости организуемой деятельности, опора на интересы и опыт детей;
  • систематический анализ деятельности, корректировка воспитательных задач;
  • организация и проведение детских массовых праздников, КТД, игр различной направленности согласно плану-сетке работы лагеря, отряда;
  • организация и проведение отрядных вечерних огоньков разнообразной тематики;
  • организация деятельности постоянных и временных микроколлективов (творческих, инициативных групп и т.д.);
  • активизация работы органов самоуправления;
  • текущая диагностика отрядного коллектива и личности детей и подростков.
  1. Итоговый (заключительный) период

Длительность периода — последние 2-3 дня лагерной смены. В этот период проводятся заключительные и итоговые дела смены. В детском коллективе на первое место выходит неформальное общение детей, с которым связывают третий психологический кризис смены. Он сопровождается сменой эмоционального фона и поведения детей, дети становятся более раскованными и неуправляемыми, растет криминальная активность (воровство, драки, ссоры). Вожатому рекомендуется в этот период проявить инициативность, четко распланировать дела в последние дни лагерной смены, обеспечить контроль за поведением детей

Цели вожатого:

  • предоставить возможность каждому ребёнку узнать себя через коллектив;
  • помочь осмыслить и укрепить навыки, приобретённые в лагере, т.е. увлечь детей перспективой самовоспитания;
  • проанализировать достигнутый уровень развития коллектива;
  • подготовить детей к отъезду.

Содержание деятельности вожатого:

  • проведение итоговых отрядных дел (итоговые выставки,встречи, соревнования, итоговые выпуски газет, заключительныйвечерний огонек);
  • проведение дел-прощаний (оформление письма-напутствия,прощание с лесом, озером и др.);
  • подготовка художественных номеров детей на гала-концерт;
  • проведение концерта вожатых;
  • проведение итоговой диагностики;
  • организация лагерных ритуалов (орлятский круг, прощальный костер).
  1. Постлагерный период

Период имеет место после окончания смены. Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание форусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Нередко именно выводы постлагерного периода влияют на отношение ребенка к лагерной жизни, к лагерной модели социально-педагогической работы. Постлагерный период для педагогической команды – это этап глубокого анализа проведенной работы и обобщения результатов.

Планирование воспитательной работы лагерной смены

Содержание, формы и методы работы в детском лагере определяются педагогическим коллективом на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей.

Планирование — одно из важнейших слагаемых успеха в работе вожатого. Создание плана предстоящей деятельности позволяет определить содержание, пути, средства достижения целей и задач работы вожатого с детьми.

План — это хорошо продуманная, логически выстроенная система дел, действий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки их выполнения.

План воспитательной работы — это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию, развитию, оздоровлению и отдыху детей в лагере.

При планировании содержания воспитательной работы с отрядом важно учесть все новое и позитивное, что накоплено в практике деятельности педагогов, вожатых. Для планирования воспитательной работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере большое значение имеет учет направлений всестороннего развития личности ребенка. План является основой деятельности вожатого, так как именно он позволяет ему с учетом наличия запаса времени, а также возможностей поэтапного, последовательного решения возникающих задач эффективно осуществлять свои функции по управлению детским коллективом. План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и дальних перспектив. При планировании важно соблюдать принцип системного подхода к воспитанию, что предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечение тесного единства всех сторон воспитания, единых педагогических требований к воспитанникам со стороны всего педагогического состава лагеря. Воспитанники должны быть обязательно включены в процесс разработки плана их жизнедеятельности. С этой целью вожатый может организовать беседу с ребятами своего отряда, провести конкурс на лучшее предложение в план работы, выполнить задание, связанное с внесением предложений, вовлечь ребят отряда в планирование с использованием методики «мозгового штурма». Принцип управляемости требует наличия регулярной обратной связи, контроля за результатами воспитательного воздействия, учета эффективности воспитательной работы в целом. Приступая к планированию, вожатому следует:

  • ознакомиться с программой данного лагеря;
  • определить с будущим напарником цели и задачи предстоящей работы на смену;
  • изучить возрастные особенности детей, ожидания детей данного возраста;
  • использовать данные из детских анкет (увлечения, желаемые поручения, умения и др.);
  • изучить возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность общелагерных, отрядных дел) и подумать, как можно их использовать в своей работе;
  • отобрать средства, формы, методы, которыми вожатый владеет;
  • составить модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;
  • создать творческую атмосферу в отряде;
  • учитывать интересы детей.

Вся практическая работа по составлению плана предполагает ряд операций:

  1. Анализ источников планирования и результатов педагогической диагностики.
  2. Формулирование педагогических задач и запись их в рабочий план. При этом следует помнить, что задачи формулируются на основе анализа уровня развития детей и их воспитанности; необходимо избегать избыточного количества воспитательных задач и видов деятельности.
  3. Определение развивающих видов деятельности и действий вожатого на основе всех источников и данных для составления плана.
  4. Определение структуры и письменное оформление плана.

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском оздоровительном лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы педагог может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь, с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование работы – основа будущей эффективной работы.

Основные требования к плану следующие: соответствие целям и задачам общества, последовательность, систематичность, преемственность, учет возрастных особенностей, интересов детей, разнообразие видов деятельности, форм и методов работы.

В каждом лагере необходимо составить перспективный план работы на лето, календарный план работы лагеря и отряда на смену, план работы кружков, клубов, рабочие планы воспитателей, старшего воспитателя, планы подготовки и проведения конкретных дел. Все педагогические работники должны иметь план работы на день.

Перспективный план работы составляется начальником лагеря совместно с членами педагогического коллектива. Он обсуждается и утверждается педагогическим советом.

Примерные разделы плана:

  1. Цель и задачи работы
  2. Социальная характеристика лагеря, характеристика микрорайона,
    окружающего лагерь, материальная база, педагогический состав, контингент
    детей, традиции и т.д.
  3. Организационная работа
    • организация работы кружков и клубов
    • методическая работа
    • организация работы профильных, разновозрастных отрядов и т.д.
  1. Содержание деятельности лагеря
    • воспитание здорового образа жизни;
    • эстетическое воспитание
    • гражданско-патриотическое и национальное воспитание;
    • воспитательно-профилактическая работа;
    • спортивные мероприятия
    • организация гражданско-полезного труда, трудовое воспитание
    • экологическое воспитание
  1. Работа с кадрами
    • педагогические советы
    • планерки
    • совещания, методические объединения
  1. Финансово-хозяйственная деятельность

К плану прилагаются: планы работа кружков и секций, план лечебно-оздоровительной работы, планы работы музыкальных работников, физруков, библиотекаря и т.д.

Календарный план работы лагеря составляется на смену старшим воспитателем и органами самоуправления с учетом поставленных целей и задач определенных в перспективном плане. Обычно этот план состоит из следующих разделов: общелагерные дела; работа органов самоуправления с отрядами; обучение актива. Составляется такой план чаще всего в виде сетки: дата, дела на смену, участие отрядов в их исполнении.

В приложение к плану дается расписание физкультурных мероприятий, работы кружков, секций, фиксируются дни дежурства отрядов.

Календарный план работы отряда составляется детьми совместно с отрядным воспитателем. Воспитатель изучает пожелание и интересы детей. Совет отряда рассматривает эти предложения. В план включаются и мероприятия органов самоуправления. После избираются ответственные за подготовку и проведения намеченных дел. Проект обсуждается и утверждается.

Форма календарного плана может быть следующей: дата, дела на смену, ответственный за выполнение

Можно оформить его в виде плана-сетки на смену, куда вносятся все общеотрядные дела, физкультурные и музыкальные занятия, дежурство отряда и т.д.

Дата

Дела после завтрака

Дела после обеда

Дела после ужина

Подготовка к общим делам, к отрядным делам, режимные моменты, которые проводятся регулярно, фиксируются в планах работы на день:

Дата

Время проведения

Место проведения

Дела отряда на день

Ответственный за проведение

Указываются дела после завтрака, обеда и ужина. Режимные моменты не фиксируются.

План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погоды. Он корректирует отрядный план. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства; и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности. На основе ежедневных отрядных планов старший воспитатель совместно с дежурным по лагерю составляет сводный план работы на день и вывешивает на стенд «Сегодня в лагере».

План работы на каждый день, составленный накануне, корректируется каждое утро, в зависимости от погоды, с учетом интересов детей.

Начальник лагеря, старший воспитатель, отрядные воспитатели, физруки, музыкальные работники, руководители кружков могут составлять личные планы работы. В этом плане воспитатель отмечает, с кем из детей необходимо провести индивидуальную работу, работу с родителями и т.д., предусматривает, что ему необходимо сделать для выполнения плана работы отряда.

В конце дня целесообразно проводить рефлексию. Можно использовать цветопись: выражение собственного настроения с помощью цвета. Кстати, на занятиях по подготовке к работе в оздоровительном лагере можно с помощью цветописи определять полезность, важность той или иной формы работы, а также возможность изменения настроения слушателей.

Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния.

Используется известный тест Макса Люшера:

  • красный - восторженное настроение;
  • оранжевый - радостное;
  • желтый - спокойное;
  • зеленый - уравновешенное;
  • синий - грустное;
  • фиолетовый - тревожное;
  • черный - уныние.

Цветопись - это материал к размышлению, осмыслению. Воспитатель (вожатый) сразу увидит, кто подолгу «сидит» в черном или фиолетовом цвете, или, наоборот, в красном, - нужно ли ждать срыва в их поведении. Длительное унылое настроение ребенка - повод для размышления.

Исходными данными для планированиямогут служить следующие:

  • календарь летних праздников;
  • личные воспоминания воспитателя (вожатого) о своем детстве, его ожидания;
  • традиции оздоровительного лагеря;
  • информация о детях;
  • ожидания детей;
  • задачи оздоровительного периода;
  • модель смены.

Лучший план работы – план, одобренный, подсказанный детьми. Поэтому при планировании можно использовать такую форму, как «День коллективного планирования». 

Требования к плану работы воспитателя либо вожатого лагеря:

- направленность плана на достижение определенного педагогического результата, отражение социального заказа на формирование качеств личности;

- учет интересов, потребностей детей (ст. 15 части 1 Конвенций о правах ребенка); 

- разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

- систематичность, последовательностьt преемственность в подборе видов деятельности;

- реальность планов (по видам деятельности, по срокам);

- согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.

Советы воспитателю (вожатому), планирующему свою работу:

  • определите цели и задачи предстоящей смены с будущим напарником;
  • изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на ожидания детей данного возраста;
  • используйте данные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и др.);
  • изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность дружинных, отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;
  • отберите средства, формы, методы, которыми владеете;
  • составьте модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;
  • создайте творческую атмосферу в отряде; 
  • учитывайте интересы детей, а не воспитателей (вожатых).

Примерная структура плана работы оздоровительного лагеря:

  • характеристика возраста детей;
  • воспитательные задачи;
  • программа деятельности оздоровительного лагеря;
  • содержание работы с детьми;
  • взаимодействие с администрацией оздоровительного лагеря;
  • работа с кружками, секциями.

Форма написания плана может быть произвольной. Однако, немаловажным является учет результатов анализа работы лагеря при дальнейшем планировании смен. 

Схема самоанализа работы лагеря

  1. Место расположения лагеря
  2. Наличие материальных, организационных, методических, психолого-педагогических условий.
  3. Наличие документации.
  4. Количество детей на момент проверки.
  5. Количество детей по списку.
  6. Количество отрядов и их количественный состав.
  7. Наличие заявлений в лагерь.
  8. Наличие списка детей с указанием (Ф.И.О., даты рождения, домашнего адреса, телефона, сведений о родителях).
  9. Соответствие списка детей с заявлениями от родителей.
  10. Наличие режима работы и соответствие ему.
  11. Наличие плана работы лагеря на смену.
  12. Наличие планов работы отрядов на смену.
  13. Наличие планов работы на день у работников лагеря.
  14. Соответствие планов с проводимыми мероприятиями.
  15. Наличие газеты общей и по отрядам.
  16. Формы проводимых мероприятий.
  17. Направления проводимых мероприятий.
  18. Удовлетворенность детей организацией работы в лагере.
  19. Организация дневного отдыха детей (количество детей, наличие места для дневного отдыха, санитарно-гигиенические требования к нему).
  20. Наличие информационного стенда для родителей.

Направления воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере

Физическое воспитание и оздоровительные мероприятия в детском оздоровительном лагере

Мероприятия по физическому воспитанию должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности.

Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- закаливание: воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание;

- занятие физкультурой в отрядах и звеньях, кружках, командах, секциях, обучение плаванию;

- общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;

- спортивные соревнования и праздники ; занятия на тренажерах.

Распределение на медицинские группы для занятий физкультурой проводится врачом. Детям основной медицинской группы разрешается участвовать во всех физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без ограничений.

С детьми подготовительной медицинской группы должны проводиться физкультурно-оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья и индивидуальной переносимости. Они допускаются к занятиям в одном из спортивных кружков или секций без участия в соревнованиях. Разрешается участие в однодневных туристских походах.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 -15 минут на открытом воздухе, в дождливую погоду в хорошо проветриваемых помещениях. Форма одежды: трусы, майка у девочек, трусы у мальчиков; в холодную погоду тренировочные костюмы.

При соответствующих погодных условиях следует рекомендовать детям заниматься зарядкой босиком.

Разрешается проведение утренней гимнастики не всем составом лагеря, а небольшими группами, отрядом, объединяющим детей одной возрастной группы.

При организации дежурств по столовой и участку целесообразно предусмотреть чередование работы звеньев с тем, чтобы одни звенья дежурили в столовой в первую половину дня (завтрак, обед), а другие во вторую (полдник, ужин). Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней.

Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений, объединений по интересам.

Цели объединений – это саморазвитие и самоусовершенствование, самопознание себя как личности; развитие детского и молодежного движения, координация и объединение усилий организаций в деле защиты прав и интересов детей и подростков; возрождение народных традиций и промыслов; воспитание с ранних лет у детей такого ценного качества, как милосердие; познание и улучшение окружающего мира, окружающей природы.

Основные задачи объединений: удовлетворение потребностей детей в общении, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов; включение детей в жизнь через детские программы; возможность приобретения детского опыта; выражение интересов и защита прав детей; стимулирование и поддержка общественно значимых инициатив детских и подростковых организаций.

Направления деятельности:изучение истории и культуры своего края; фестивали художественного творчества; изучение гражданских прав и свобод детей; работа с несовершеннолетними группы «социального риска», с детьми с ограниченными возможностями.

Ожидания детей и подростков, касающиеся их участия в детских объединениях следующие: желание испытать чувство уверенности; найти интересных друзей и коллектив, где тебя научат, как жить, чему-то полезному; желание быть нужным, стать лидером; желание заняться полезным делом; научиться жить без конфликтов и научиться их решать и т. д.

Формы работы в оздоровительном лагере

Формы работы – это целостная педагогическая акция, представляющая собой совокупность организаторских приемов и педагогических средств, обеспечивающих внешнее выражение конкретного педагогического процесса

Атака – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1-2 часов).

Вечер – действие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например, конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера («вечер бардовской песни», «вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и пр.).

Викторина – один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от до поиска ответа происходят сразу. Но может быть и заочной. В этом случае вопросы предлагаются, к примеру, утром, а отрветы (обычно в письменном виде) получаются организаторами вечером.

Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!» Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.

Десант – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда) и проводится он:

  • по просьбе тех, кто нуждается в помощи;
  • по заданию руководящих органов отряда или лагеря;
  • по собственному почину.

Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы и длится от нескольких часов до 2-3 дней.

Диспут – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально-этического и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание участников на культуре спора.

Защита проекта – акция, во время которой дети делятся на группы и 

выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем-либо. Общая структура данной формы такова:

  • выбор общей темы;
  • формирование проектных групп;
  • подготовка к защите (выбор способа представления проекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);
  • защита (сообщение проектных групп, обсуждение);
  • оценка проектов, подведение итогов.

Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.п. Обычно конкурсами не называют состязание в спорте и интеллекте.

Организация конкурса (или конкурсной программы – объединение нескольких конкурсов с общей темой) предполагает:

  • разработку условий и критериев конкурса;
  • формулировку конкурсных заданий;
  • яркое интересное название.

Костер – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня. Костры бывают торжественными (праздничными) и рядовыми. К первым относятся костры, посвященные открытию и закрытию смены, каким-то торжественным событиям в жизни страны, региона, лагеря, отряда.

К другой группе относятся костры-огоньки, костры-представления, гостевые костры.

Костер-огонек – форма свободного общения, возможность осмысления каких-либо вопросов, подведение итогов дня, разговор о планах на предстоящее.

Костер-представление имеет разнообразную содержательную программу. Конкурсы, песни, сценки, шутки – здесь все возможно. На таком костре могут быть и гости-зрители.

На гостевой костер приглашаются, как это понятно из названия, гости. Этот костер –форма разговора, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей.

Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения и на правила безопасности. 

Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими (утренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно-отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.д.). Продолжительность - линейки не должна превышать 15 мин.

Музчас (музыкальный час) – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 мин. До 1,5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).

Огонек – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек - это камерное общение, сугубо отрядная форма работы. Выделяют:

  • огонек знакомства;
  • огонек оргпериода;
  • огонек – анализ дня;
  • огонек прощания;
  • тематический огонек.

Поход – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь-бивак. В лагере обычно проводят однодневные походы и двухдневные (с ночевкой). Наиболее часто встречаются пешие походы, но могут быть вело - и водные походы. Перед походом, независимо от его разновидности, необходимо:

  • определить цель, наметить маршрут, обдумать возможные сложности, оформить необходимые документы;
  • собрать снаряжение;
  • провести проверку физической готовности детей, их турнавыков.

В поход с группой более 20 человек идут не менее 2 взрослых, желательно присутствие и медработника.

Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел.

Виды разведок:

  • разведка-наблюдение;
  • разведка-интервью;
  • разведка-игра;
  • разведка-экскурсия;
  • разведка-изучение документов.

Сбор – общее собрание всех членов отряда, всех ребят лагеря для обсуждения совместно с педагогами важнейших вопросов жизнедеятельности на смене. В некоторых лагерях и отрядах это высший орган самоуправления.

Варианты проведения сбора:

  1. Сбор-рождение отряда. Оформление «лица» отряда: содержание деятельности, название, атрибутика, руководящие органы и т.п.
  2. Сбор-старт. Перспективное планирование на определенный срок или разработка плана предстоящей акции.
  3. Экстренный сбор. Сбор-ЧП, обсуждение события, требующего принятия немедленного решения.
  4. Праздничный (торжественный) сбор. Общее собрание, посвященное какому-то знаменательному событию.

Спортчас (спортивный час) – форма организации физкультурно-оздоровительной работы. Проводить спортчас может и физрук, и сам педагог (все зависит от содержания деятельности). На спортчасе можно разучивать и проводить спортивные командные игры и их вариации (волейбол, пионербол, футбол, снайпер и пр.), а также различные подвижные игры и состязания. Главное, чтобы было безопасно, полезно и весело.

Турнир – состязание в определенном виде деятельности, проводящееся, как правило, по круговой системе, когда все участники имеют между собой личную встречу с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревнованиях, значительно реже – в художественно-прикладном направлении детского творчества (футбольный, шахматный турниры, турнир эрудитов, «Рыцарский турнир»). Присутствие в названии проводимого творческого соперничества термина «турнир» нацеливает организаторов именно на круговую форму состязания. Здесь возможны несколько вариантов:

  1. Соперники разбиваются на пары, и победители выходят в следующий тур, где опять проходят парные встречи до выявления одного победителя.
  2. Соперники встречаются друг с другом по кругу. Победителем окажется тот, кто в личных встречах одержал больше побед.

Турниры, как и конкурсы, могут быть индивидуально-личными и командными. Для турнира, также как и для конкурса, важно яркое, интригующее название.

Тренинг – форма практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы. Базовые методы тренинга –групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы обычно от 7 до 15 человек. Наиболее известны тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой, видеотренинг и прочее.

Фестиваль – массовое празднество, предполагающее смотр лучших работ, достижений в каком-то виде деятельности. Это комплексная акция, состоящая из разнообразных элементов – от выставок и конкурсов до вечеров и парадов (фестиваль друзей, театральный фестиваль, фестиваль юмора и пр.).

Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью (экскурсия по лагерю «кругосветка», экскурсия в музей, на предприятие и пр.).

Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочередном преодолении участниками одной группы определенных этапов, препятствий игрового маршрута («эстафетную палочку»).

Ярмарка – развернутое на определенной площадке совместное развлечение (гуляние) детей и взрослых, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Алгоритм проведения:

  • общий сбор, начало-зачин (от линейки до карнавала);
  • свободное движение участников по ярмарочной площадке;
  • свободный выбор аттракционов и участие в них;
  • финальный сбор

Следует отметить, что, чем разнообразнее формы деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального творчества и тем он разностороннее развивается.

Нужно всегда помнить: в работе с детьми не может быть мелочей!Предварительная подготовка участников всегда обязательна.

Игровая деятельность в оздоровительном лагере

Игра соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Ребята участвуют в играх чаще всего на добровольных началах, без принуждения. Во время игры дети укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшается координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию.

Взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность воспитывает умело организованная игра. Одни игры помогают развивать память, внимание, наблюдательность, умение логически мыслить. Другие технические игры учат обращаться с различными инструментами, овладевать трудовыми навыками. Чувство юмора, общительность воспитывают игры-шутки, игры-забавы. 

Игры умные, увлекательные чаще оказываются более действенными в воспитании детей, чем слово.

В зависимости от возраста игровая деятельность имеет свои специфические особенности, отличия по содержанию форме, по методике организации и проведению игр.

Возрастные особенности детей и подростков, которые воспитателю (вожатому) надо учитывать при организации игровой деятельности: младший возраст (5-8 лет), средний возраст (9-11 лет), подростковый возраст (12-15 лет).

Рекомендации по организации и проведению игр с учащимися младшего школьного возраста:

  • подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;
  • некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;
  • объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.

Рекомендации по организации и проведению игр с учащимися среднего школьного возраста:

  • Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.
  • Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом.
  • Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.

Включение детей в разработку игры - залог их активногоучастия в ее проведении.

Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Одной из наиболее простых игр на знакомство является игра. Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем легче вам будет работать с ними. 

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений воспитателя с группой.

Любая игра несёт в себе элемент сплочения. Для этого можно провести несколько игр, и, может быть, сократится число ссор между ребятами, они чаще будут помогать друг другу, чаще будут появляться улыбки на их лицах. 

Проведение различных конкурсов будет способствовать организации интересной смены. Предлагаем несколько игр, конкурсов и советов по их проведению:

Игры на знакомство

«Назовись»:

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.

Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.

После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.

«Снежный ком»

Эту игру лучше проводить на «огоньке знакомства», когда ребята сидят в большом тесном кругу. Начать игру должен воспитатель, назвав своё имя. Сидящий слева от него должен назвать имя воспитателя и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же вожатый, назвав по имени весь отряд. Задача сложная, но реальная и выполнимая. Попробуйте – успех обеспечен.

«Математика»

Дети сидят в кругу. Воспитатель даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя».

Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

Игры на выявления лидера

 «Верёвочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Большая семейная фотография»

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену. 

Игры на сплочение коллектива

«Клоун»

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2-3 команды и приготовить 2-3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону.

Для того чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново.

Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

Недостатка смеха в этой игре не будет!

«Яблочко»

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак… Начали!

Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом.

«Сандалик»

Для этой игры нужно организовать не меньше трёх команд. Команды выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, вожатый собирает всю обувь ребят, сваливает её в кучу и перемешивает. Вожатым предлагается инструкция: «Это небольшая весёлая эстафета. Сейчас по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!».

«Клубок»

Та же самая верёвка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутывать. Его задача – снова образовать круг.

Примерные конкурсы

«Давай споем». Название этого конкурса говорит само за себя. Дети исполняют свои любимые песни.

«Икебана». Дети демонстрируют свое искусство составлять букеты.

«Буриме». В этом конкурсе ведущий предлагает детям рифмы, а они должны сочинить небольшое стихотворение.

«Угадай и спой». В этом конкурсе принимают участие 5-6 человек, которым ведущий предлагает какую-либо тему песни. Например: времена года, растения, животные, города, музыкальные инструменты, имена и т.д. Участники по очереди исполняют по одному куплету песни на заданную тему. Победитель тот, кто вспомнил и спел наибольшее количество песен.

«Изостудия». Дети заранее готовят рисунки к этому конкурсу. 

«Анекдот». Предполагает оценку смысла и умение рассказывать.

«Перевертыши». Ведущий этого конкурса предлагает участникам строки из известных стихотворений и песен наоборот.

«Конкурса скороговорок». Необходимо правильно и быстро произнести скороговорку.

«Оживление картин». Участникам предлагаются названия семи известных картин, которые они должны расшифровать последующими событиями.

«Оригинальный жанр». Второе название этого конкурса «Слабо», его участники демонстрируют свои неординарные способности и умения. Например, шевелить ушами.

«Художественный свист». Исполнение известных композиций, имитация голосов птиц посредством свиста.

«Дружеский шарж». Дети рисуют шарж на любого вожатого.

«Конкурс прикладного искусства». Выставка детских поделок из природного материала, бумаги, ниток и т.д.

Оформление отрядного уголка

Каждый отряд должен иметь название, девиз, речевку, эмблему, может быть, даже свою форму и свой цвет. В отрядном уголке целесообразно помещать полезную информацию.

Отрядный уголок призван развивать активность ребят, расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок – это место, где постоянно работает отряд, и стенд, отражающий жизнь отряда: успехи, победы, фантазии, изобретательность, мастерство, - это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. Содержание и рубрики уголка следует периодически менять; отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, награды, дни рождения, перспективы).

Уголок включает:

  • название, девиз отряда;
  • речевки, любимые песни отряда;
  • список членов отряда;
  • план работы отряда;
  • поздравления;
  • спортивные достижения;
  • «Это интересно...»;
  • «Скоро у нас...»;
  • «Как с настроением?»
  • «Ералаш»... и др.

Из опыта работы по организации смены оздоровительно-спортивного лагеря

Задачи: содействовать всестороннему развитию личности обучающегося, раскрывать его способности на основе реализации интересов и потребностей; создавать в лагере условия для сотрудничества, содружества, сотворчества; содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся, воспитывать у них потребность в здоровом образе жизни.

Словарик смены

Большой совет – высший законодательный орган детского самоуправления. Принимает жизненно важные решения. Собирается два раза в смену.

Малый совет – Высший исполнительный детский орган самоуправления. Решает текущие вопросы, планирует и анализирует работу дня, координирует работу всех служб города.

Дежурный командир – временный командир отряда, выбирается в каждом отряде, информирует отряд, представляет его интересы, контролирует организационные моменты и творческий процесс.

Законы смены

  • Закон точного времени. Точность, организованность, рациональное использование времени.
  • Закон правды и чести. Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.
  • Закон доброго отношения к людям. Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе. Хочешь, чтоб уважали тебя, уважай человеческое достоинство других.
  • Закон заботы и милосердия. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях других. Помогая другим, помогаешь себе. 
  • Закон охраны окружающей среды. Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
  • Закон здорового образа жизни. Помни о своём здоровье, укрепляй его.
  • Закон памяти. Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе! Помни о своих истоках!

Режим работы оздоровительно-спортивного лагеря «Олимпиец»

8.00Подъем

8.00-8.30 – Зарядка

8.30-8.45 – Водные процедуры

8.45-9.00 – Линейка

9.00-9.30 – Завтрак

9.30-12.50 – Мероприятия спортивно-оздоровительного характера, культурно-массовые мероприятия, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, подвижные игры на свежем воздухе.

12.50-13.30 – Водные процедуры

13.30-14.00 – Обед

14.00-16.00 – Тихий час

16.00-17.00 – Работа по планам отряда

17.00-17.30 – Полдник

17.30-18.00 – Полезные минутки

18.00-19.00 – Мероприятия спортивно-оздоровительного характера, подвижные игры на свежем воздухе

19.00-19.30 – Ужин

19.30-21.45 – Культурно-массовые мероприятия, дискотека

21.45-22.00 – Второй ужин

22.00-22.15 – Линейка. Подведение итогов дня

22.15-22.30 – Подготовка ко сну

22.30 – Отбой 

Перспективный план воспитательных мероприятий оздоровительно-спортивного лагеря «Олимпиец»

Дата

Мероприятие

После завтрака

После полдника

После ужина

1 день

День Дружбы

Приезд в лагерь. 

Размещение. 

Беседа «Меры безопасности и правила поведения в лагере».

Круг знакомства «Давай подружимся».

Выбор актива детского самоуправления.

Игры на свежем воздухе.

Торжественное открытие лагерной смены. Огонек-игра «Дружба».

2 день

День Радости

Антропометрические измерения детей. 

Операция «Уют»

Оформление отрядных уголков, уголков здоровья. 

Заседание Совета лагеря.

Мозговой штурм «Банк идей».

Экскурсия в РУВД.

Встречи с интересными людьми «Правила ГАИ -правила твои» 

 (встреча с работником ГАИ).
Игры на свежем воздухе.

Дискотека-знакомство «Встречайте – это мы!» (представление отрядов).

3 день

День сказки

Анкетирование по итогам организационного периода.

Спортивные соревнования.

Конкурс рисунков «В мире сказок».

Подготовка отрядов к участию в КВН.

Игры на свежем воздухе.

КВН «Путешествие в Страну сказок». 

Дискотека.

День спорта

4 день

Тренинг «Познай себя».

Экскурсия в ОСВОД.

Спортландия «В здоровом теле – здоровый дух».

Устный журнал «В гостях у витаминов». 

Игры на свежем воздухе.

Занятия по интересам.

Дискотека «Вместе веселее»

5 день

День Знаний

Экскурсия в природу «На просторе родной страны».

Сбор природного материала для конкурса ДПИ.

Час чтения «В гостях у детской энциклопедии».
Экологический брейн-ринг «Береги природу,
человек». 

Игры на свежем воздухе.

Дискотека «В царстве цветов».

6 день

День именинников

Работа творческой мастерской «Лакомка».

Спортивные соревнования.

Игра-путешествие в страну Именинию «Только раз в году».

Игры на свежем воздухе.

Театр-экспромт, дискотека «Испекли мы каравай»..

7 день

День родной страны

Экскурсия в музей боевой славы СШ№2.
Час веселых затей (разучивание народных игр).

Встречи с интересными людьми (встреча с ветераном ВОВ).

Круглый стол «Мой дом - Беларусь». 

Конкурс стихов «За детство счастливое наше, спасибо родная страна».

Игры на свежем воздухе.

Дискотека «Музыка нас связала».

8 день

День Игры

Мастер-класс «Игровой ералаш». 

Игры в горпарке. 

Презентация «Моя любимая игра».

Игры на свежем воздухе.

Музыкальный ринг «Чистый голос».

Дискотека.

9 день

День Здоровья

Игра «Слабое звено» (тема «Питание и здоровье»). 

Спортивный аукцион «Веселые старты».

Игры на свежем воздухе.

Танцевальный час «Спорт-данс».

10 день

День любителей животных

Посещение в/ч. Встреча с кинологами. 

Конкурс рисунков «Мой лохматый друг».

Игровая развлекательная программа «Зов джунглей».

Игры на свежем воздухе.

Дискотека-«наоборот».

11 день

День Знатоков

Экскурсия в детскую библиотеку. 

Встречи с интересными людьми (встреча-беседа с заведующей детской библиотеки).

Игра «Счастливый случай». 

Игры на свежем воздухе.

Дискотека «Ты да я, да мы с тобой»

12 день

Медицинский день

Экскурсия в лес. Сбор лекарственных трав и природного материала для поделок.

Обмен мнениями «Чтобы зубы не болели». 

Викторина «Лесная аптека на службе человека».

 Игры на свежем воздухе.

Дискотека «Boy& girl шоу»

13 день

Песенный день

Уроки замечательной личности «Знаменитые композиторы страны». 

Спортивные соревнования.

Работа творческих мастерских «А ну-ка песню нам пропой…».

Игры на свежем воздухе

Дискотека- ассорти «Жить без улыбки – просто ошибка».

14 день

День Здоровья

Информационная минутка «Азбука здоровья».

Конкурс поделок из природного материала на
спортивную тематику «Веселый репортаж».

Час смекалки с доктором Неболитом. 

Отрядные сборы по подведению итогов смены.

Спортивные соревнования

 «Сильные, ловкие, умелые».

Закрытие лагерной смены «Наши таланты».

Праздничная дискотека.

15 день

Олимпийский день

Устный журнал «Листаем книгу олимпийских игр».

Малые олимпийские игры (соревнования на личное первенство).

Операция «Уют».

Торжественная линейка.

Отъезд.

Список литературы:

  1. Арсенина, Е.Н. Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия / Е.Н. Арсенина. – М. :Издательство «Учитель», 2007. –183 с.
  2. Баранник, М. М. Позывные лета: учеб. пособие / М. М. Баранник, Т. С. Борисова. – М.: АСТ, 2009. – 281 с.
  3. Бесова, М.А. Весёлые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере / М. А. Бесова. – Ярославль : Издательства: «Академия Развития», «Академия Холдинг», 2002. – 160 с.
  4. Газман О.С., Иванов О.В. Содержание деятельности и опыт работы в загородном лагере. М., 1992.
  5. Газман О., Матвеев В. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всесоюзного лагеря "Орленок". - М.: Педагогика, 1982
  6. Газман, О. С. Основные идеи и проблемы педагогики каникул / О. С. Газман. // Философия и педагогика каникул – М. : Инноватор, 1998. – № 8.– С. 14 –22. 
  7. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха. Книга современного руководителя. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  8. Катович, Н.К. Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: образовательно-оздоровительное пространство // материалы III Междунар. Науч.-практ. Конф., НДЦ «Зубренок», 22-24 сент.2010г. – Минск : Изд. центр БГУ, 2010. – 454 с.
  9. Коллективная творческая деятельность в школе (методические рекомендации) // Воспитание школьников. 2003. №№ 2, 3.
  10.  Линкер Г.Р. Творческие учебные задания в структуре формирования у студентов педвуза готовности к организации летнего отдыха детей и подростков / Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2006. – 22 с.
  11.  Методическое пособие по организации летнего отдыха детей /Под ред. Е.Г. Мазуровой – Х-Мансийск, 2002 – 54 с.
  12. Ожегов С.И. Толковый словарь современного русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М., 1984.
  13. Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. – Н. Новгород, 2006 – 112 с.
13.11.2019