К числу наиболее важных аспектов организации работы с детьми и подростками в каникулярный период относится изучение эффективности воспитательного процесса.
Эффективность воспитательного процесса — это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.
В педагогических исследованиях определены теоретические положения, которые можно рассматривать в качестве принципов (главных требований, основных правил) построения деятельности педагогов по изучению эффективности процесса воспитания.
На основе перечисленных положений, являющихся стратегическими ориентирами в организации диагностического исследования, разрабатывается технология изучения эффективности воспитательного процесса. При разработке технологических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения.
Обозначим каждый этап диагностического процесса.
1. Определение цели и задач изучения. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем выше уровень сформированности способности, тем больше его эффективность, и наоборот.
Задачи изучения:
- выявить уровень воспитанности или сформированности отдельных качеств детей и подростков;
2. Подбор критериев и показателей. На данном этапе определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса организации досуга детей и подростков.
Содержание критериев и показателей эффективности процесса организации досуга обусловлено комплексом целей и задач, решаемых педагогическим коллективом или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены на содействие развитию личности ребенка, значит, в качестве основных критериев и показателей могут быть выбраны:
Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса становятся сформированность детского временного коллектива, удовлетворенность воспитателей, вожатых, детей, подростков и родителей жизнедеятельностью в лагере, что помогает оценить результативность работы по созданию в учреждении благоприятного нравственно-психологического климата. Наряду с перечисленными используются и другие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику учреждения и своеобразие осуществляемого в нем воспитательного процесса.
Количество критериев и показателей не должно быть большим, при их определении надо исходить из требований необходимости и достаточности.
3. Выбор методик изучения. После определения критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, можно приступать к работе по определению методик изучения. Подбор методики проводится на основании выбора критерия эффективности:
Критерии эффективности |
Методика изучения |
благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах |
методика «Наши отношения»; тест «Цветок настроения» |
удовлетворенность детей видами деятельности, формами работы |
эссе «Каким я стал за это лето» |
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности ребенка |
методики для исследования развития познавательных процессов личности ребенка; методика выявления коммуникативных склонностей детей; анкета «Определение уровня духовно-нравственного развития и агрессивности детей»; анкета «Я — лидер» |
желание детей участвовать в работе лагеря и в дальнейшем |
модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» |
сформированность детского объединения (отряда и лагеря в целом) |
социометрия |
проявление инициативы детей в организации досуга |
методика определения общественной активности учащихся |
4. Подготовка диагностического инструментария. Для проведения диагностического исследования необходимо своевременно подготовить необходимый инструментарий — бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д. Такая подготовка осуществляется как руководством лагеря, так и отдельными воспитателями (вожатыми), участвующими в диагностическом процессе. Увеличение числа субъектов диагностики сокращает время подготовки диагностического инструментария, а в дальнейшем — время изучения и обработки результатов. Поэтому по данной и другим причинам следует признать целесообразным вовлечение большего количества членов педагогического коллектива в процесс диагностики. Субъектами диагностического исследования могут быть директор лагеря и его заместители, психолог, социальный педагог, воспитатели, вожатые, медработник, инструктор по спорту, руководители кружков и секций, некоторые подростки.
5. Исследование испытуемых. При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.
6. Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, психолог, социальный педагог, заместитель директора лагеря (педагог-организатор, старший вожатый). После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.
7. Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить, в какой ситуации (развития, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система, какая степень эффективности характерна для нее. Важно получить целостное представление о состоянии системы, чтобы более объективно и обоснованно оценить ее эффективность, наметить пути и средства дальнейшего ее развития. Обсуждение результатов лучше провести на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной работы, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса организации отдыха детей и подростков.
Познав те или иные стороны личности ребёнка, воспитатель может спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие – устранить.
Как изучать детей в условиях детского оздоровительного лагеря? В связи со спецификой детского учреждения (отдаленность от дома, отсутствие рядом близких людей и друзей, незнакомая обстановка и др.) рассмотрим некоторые направления в изучении ребенка, которые помогут воспитателю выявить лидеров, на которых он сможет положиться в течение смены.
Задачи диагностики:
С помощью разнообразных методик вожатый может проследить личностный рост детей и подростков, определить потребности воспитанников, мотивацию их поступков, уровень самооценки, а значит — грамотно спланировать воспитательную работу в отряде, оказать своевременную помощь в каждом определенном случае.
- фамилия, имя ребенка;
- возраст (число, месяц, год рождения);
- ожидания от лагеря;
- любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка и т.д.);
- который раз в лагере;
- о чем мечтает и т.д.
Наблюдение за поведением детей. Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за его поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий воспитателя.
Изучение развития ребенка. Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись.
Описание ребенком происходящих событий, ролей, которые он приписывает своим героям, предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья», «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрации к сказкам могут рассказать воспитателям о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания. Тест «несуществующее животное» позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка». В подростковом возрасте важное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов. С целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включать вопросы типа:
Изучение настроения ребенка после проведенного дня. Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражение собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния. Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера.
Цветопись – это материал к размышлению, осмыслению. Очень важно учесть, что долгое пребывание ребенка в красном цвете свидетельствует о поре возбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончится слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт.
Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе воспитателя и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».
а) потому что закрывает глаза на поведение;
б) личная симпатия;
в) умеет зажечь, руководить, рассказывать и т.д.
Обследуемые параметры личности |
Название методики |
Входная диагностика |
|
общие сведения о ребенке |
Анкета для родителей |
ожидания ребенка |
Анкета для ребенка |
интересы и склонности ребенка |
Краткая карта интересов |
Социально-психологические качества личности: а) коллективизм/индивидуализм; |
Игра «Мишени» |
б) лидер/ведомый; |
Игра «Ролевые ожидания» |
в) общительность/замкнутость; г) эмоциональная возбудимость; д) активность/пассивность; |
Опросник Г.Айзенка «Психо- логическая характеристика темперамента» |
е) нравственный опыт и представления |
Сочинение «Что такое хорошо» Методика «Незаконченные предложения» |
ж) самооценка: идеальное «Я»; реальное «Я» |
Тесты «Круг», «Лесенка» |
Текущая диагностика |
|
эмоциональное самочувствие ребенка |
Методика «Эмоционально- психологический климат отряда» (ЭПК); Методика «Эмоциональная цветопись» |
характер межличностных отношений в отряде |
Модифицированный вариант методики Р. Жиля «Социометрия» |
уровень развития отрядного коллектива |
Методика «Самоаттестация группы» |
Итоговая диагностика |
|
личностный рост члена отряда; удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере. |
Анкета вожатого Анкета члена отряда |
Кратковременность лагерной смены делает незаменимой педагогическую диагностику, которая способствует быстрому получению информации о воспитанниках, выявлению способностей, склонностей, интересов детей, а также с целью предотвращения конфликтов и коррекции поведения.
Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о своих непосредственных воспитанниках в рамках кратковременного пребывания разновозрастного коллектива. Учитывая ограниченность времени лагерной смены, рекомендуется использовать приемы экспресс-диагностики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализировать ее.
Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, провести педагогическую диагностику личности детей, с которыми ему предстоит вместе прожить летнюю смену в лагере.
Проводя педагогическую диагностику, нужно неукоснительно следовать ряду правил:
Основным диагностическим методом в практике руководителя детского коллектива должно быть наблюдение за поведением, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.
Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.