Изучение эффективности организации воспитательного процесса в детских оздоровительных организациях
Оценка 4.9

Изучение эффективности организации воспитательного процесса в детских оздоровительных организациях

Оценка 4.9
Статья
13.11.2019
Изучение эффективности организации воспитательного процесса в детских оздоровительных организациях

К числу наиболее важных аспектов организации работы с детьми и подростками в каникулярный период относится изучение эффективности воспитательного процесса.

Эффективность воспитательного процесса — это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

В педагогических исследованиях определены теоретические положения, которые можно рассматривать в качестве принципов (главных требований, основных правил) построения деятельности педагогов по изучению эффективности процесса воспитания.

  1. Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.
  2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса. Надо отказаться от исследования результативности процесса воспитания учащихся путем случайного подбора диагностических средств, в основе которого лежит субъективное отношение к инструментарию изучения.
  3. Диагностика результатов развития личности ребенка является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса.
  4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные, должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации.
  5. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащихся.
  6. Оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в конкретном учреждении должен обладать единичными, особенными и общими чертами, детерминированными неповторимостью учреждения летнего отдыха и окружающей его социальной и природной среды, спецификой типа учреждения, характером воспитательных отношений в нем.
  7. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов. Однако необходимо помнить, что ориентация на использование в процессе изучения только экспресс-методик не всегда является оправданной, так как получение выигрыша во времени нередко происходит за счет снижения качества получаемой информации.
  8. Необходима максимальная включенность воспитателей (вожатых) в диагностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов изучения, расширению возможностей ознакомления воспитателей, вожатых, детей и родителей с результатами проведенного исследования.
  9. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на воспитателя (вожатого), родителя или ребенка. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на по следующих этапах диагностики. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных воспитателей, вожатых, детей или подростков.

На основе перечисленных положений, являющихся стратегическими ориентирами в организации диагностического исследования, разрабатывается технология изучения эффективности воспитательного процесса. При разработке технологических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания

  1. определение цели и задач изучения;
  2. подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;
  3. выбор методик изучения;
  4. подготовка диагностического инструментария;
  5. исследование испытуемых;
  6. обработка и интерпретация результатов исследования;
  7. анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Обозначим каждый этап диагностического процесса.

1. Определение цели и задач изучения. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем выше уровень сформированности способности, тем больше его эффективность, и наоборот.

Задачи изучения:

- выявить уровень воспитанности или сформированности отдельных качеств детей и подростков;

  • выявить уровень воспитанности или сформированности отдельных качеств детей и подростков;
  • выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;
  • получить информацию о результативности работы воспитателей (вожатых);
  • определить степень удовлетворенности воспитателей, вожатых, детей, подростков и родителей воспитательным процессом и его результатами.

2. Подбор критериев и показателей. На данном этапе определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса организации досуга детей и подростков.

Содержание критериев и показателей эффективности процесса организации досуга обусловлено комплексом целей и задач, решаемых педагогическим коллективом или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены на содействие развитию личности ребенка, значит, в качестве основных критериев и показателей могут быть выбраны:

  • уровень воспитанности детей и подростков;
  • сформированность основных потенциалов личности ребёнка;
  • интеллектуальная, нравственная и физическая развитость детей и подростков.

Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса становятся сформированность детского временного коллектива, удовлетворенность воспитателей, вожатых, детей, подростков и родителей жизнедеятельностью в лагере, что помогает оценить результативность работы по созданию в учреждении благоприятного нравственно-психологического климата. Наряду с перечисленными используются и другие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику учреждения и своеобразие осуществляемого в нем воспитательного процесса.

Количество критериев и показателей не должно быть большим, при их определении надо исходить из требований необходимости и достаточности.

3. Выбор методик изучения. После определения критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, можно приступать к работе по определению методик изучения. Подбор методики проводится на основании выбора критерия эффективности:

Критерии эффективности

Методика изучения

благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах

методика «Наши отношения»;

тест «Цветок настроения»

удовлетворенность детей видами деятельности, формами работы

эссе «Каким я стал за это лето»

сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности ребенка

методики для исследования развития познавательных процессов личности ребенка;

методика выявления коммуникативных склонностей детей;

анкета «Определение уровня духовно-нравственного развития и агрессивности детей»;

анкета «Я — лидер»

желание детей участвовать в работе лагеря и в дальнейшем

модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

сформированность детского объединения (отряда и лагеря в целом)

социометрия

проявление инициативы детей в организации досуга

методика определения общественной активности учащихся

4. Подготовка диагностического инструментария. Для проведения диагностического исследования необходимо своевременно подготовить необходимый инструментарий — бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д. Такая подготовка осуществляется как руководством лагеря, так и отдельными воспитателями (вожатыми), участвующими в диагностическом процессе. Увеличение числа субъектов диагностики сокращает время подготовки диагностического инструментария, а в дальнейшем — время изучения и обработки результатов. Поэтому по данной и другим причинам следует признать целесообразным вовлечение большего количества членов педагогического коллектива в процесс диагностики. Субъектами диагностического исследования могут быть директор лагеря и его заместители, психолог, социальный педагог, воспитатели, вожатые, медработник, инструктор по спорту, руководители кружков и секций, некоторые подростки.

5. Исследование испытуемых. При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.

6. Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, психолог, социальный педагог, заместитель директора лагеря (педагог-организатор, старший вожатый). После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.

7. Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить, в какой ситуации (развития, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система, какая степень эффективности характерна для нее. Важно получить целостное представление о состоянии системы, чтобы более объективно и обоснованно оценить ее эффективность, наметить пути и средства дальнейшего ее развития. Обсуждение результатов лучше провести на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной работы, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса организации отдыха детей и подростков.

Диагностика в деятельности вожатого (воспитателя) детского оздоровительного лагеря

Познав те или иные стороны личности ребёнка, воспитатель может спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие – устранить.

Как изучать детей в условиях детского оздоровительного лагеря? В связи со спецификой детского учреждения (отдаленность от дома, отсутствие рядом близких людей и друзей, незнакомая обстановка и др.) рассмотрим некоторые направления в изучении ребенка, которые помогут воспитателю выявить лидеров, на которых он сможет положиться в течение смены.

Задачи диагностики:

  • изучение личностных особенностей воспитанников;
  • изучение мотивов поведения;
  • изучение интересов;
  • анализ способностей, нравственных качеств.

С помощью разнообразных методик вожатый может проследить личностный рост детей и подростков, определить потребности воспитанников, мотивацию их поступков, уровень самооценки, а значит — грамотно спланировать воспитательную работу в отряде, оказать своевременную помощь в каждом определенном случае.

  1. Первичная диагностика (источником информации служат родители или лица, их заменяющие) проводится воспитателем на подготовительном этапе. Анкету с открытой формой вопросов заполняют родители на первой встрече с целью заочного знакомства воспитателя с детьми.
  • Медицинская информация. Сведения о состоянии здоровья можно получить из медицинских документов, представляемых родителями.
  • Первичное анкетирование детей(проводится в день заезда). Анкета может содержать следующие вопросы:

- фамилия, имя ребенка;

- возраст (число, месяц, год рождения);

- ожидания от лагеря;

- любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка и т.д.);

- который раз в лагере;

- о чем мечтает и т.д.

  1. Текущая диагностика проводится в основной период смены и включает изучение развития ребенка; выявление лидеров; наблюдение за поведением детей; мониторинг эмоционального состояния ребенка.

Наблюдение за поведением детей. Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за его поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий воспитателя.

Изучение развития ребенка. Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись.

Описание ребенком происходящих событий, ролей, которые он приписывает своим героям, предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья», «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрации к сказкам могут рассказать воспитателям о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания. Тест «несуществующее животное» позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка». В подростковом возрасте важное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов. С целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включать вопросы типа:

  • Если бы я был руководителем отряда, то…
  • Чтобы в лагере было интересно, нужно …
  • Если бы я был …, то …

Изучение настроения ребенка после проведенного дня. Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражение собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния. Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера.

Цветопись – это материал к размышлению, осмыслению. Очень важно учесть, что долгое пребывание ребенка в красном цвете свидетельствует о поре возбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончится слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт.

Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе воспитателя и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».

Анкета

  1. Нравится ли тебе в оздоровительном лагере?
  2. Ты находился по желанию или по настоянию родителей?
  3. Жалеешь ли ты об этом?
  4. Чего, с твоей точки зрения, в этой смене в жизни лагеря было больше:
    • положительного
    • отрицательного
  1. Можно ли сказать, что вожатые и воспитатели работали хорошо?
  2. Чего, по твоему мнению, в жизни отряда в этой смене было больше:
    • положительного
    • отрицательного
  1. Если бы тебе сейчас предложили перейти в другой отряд, сделал бы ты это?
  2. Считаешь ли ты, что вожатый твоего отряда самый лучший?
  3. Если да, то почему?

а) потому что закрывает глаза на поведение;

б) личная симпатия;

в) умеет зажечь, руководить, рассказывать и т.д.

  1. Хотел бы ты начать смену сначала в том же составе? В каком году в лагере было лучше?
  1. Итоговая диагностика проводится в заключительные дни лагерной смены с целью изучения уровня удовлетворенности детей и подростков пребыванием в лагере, совместной деятельностью.

Программа изучения личности ребенка в детском оздоровительном лагере

Обследуемые параметры личности

Название методики

Входная диагностика

общие сведения о ребенке

Анкета для родителей

ожидания ребенка

Анкета для ребенка

интересы и склонности ребенка

Краткая карта интересов

Социально-психологические качества личности: 

а) коллективизм/индивидуализм; 

Игра «Мишени»

б) лидер/ведомый; 

Игра «Ролевые ожидания»

в) общительность/замкнутость; 

г) эмоциональная возбудимость; 

д) активность/пассивность; 

Опросник Г.Айзенка «Психо- логическая характеристика темперамента»

е) нравственный опыт и представления 

Сочинение «Что такое хорошо»

Методика «Незаконченные предложения»

ж) самооценка: идеальное «Я»; реальное «Я» 

Тесты «Круг», «Лесенка»

Текущая диагностика

эмоциональное самочувствие ребенка

Методика «Эмоционально- психологический климат отряда» (ЭПК); Методика «Эмоциональная цветопись»

характер межличностных отношений в отряде

Модифицированный вариант методики Р. Жиля «Социометрия»

уровень развития отрядного коллектива

Методика «Самоаттестация группы»

Итоговая диагностика

личностный рост члена отряда;

удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере.

Анкета вожатого Анкета члена отряда

Кратковременность лагерной смены делает незаменимой педагогическую диагностику, которая способствует быстрому получению информации о воспитанниках, выявлению способностей, склонностей, интересов детей, а также с целью предотвращения конфликтов и коррекции поведения. 

 Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о своих непосредственных воспитанниках в рамках кратковременного пребывания разновозрастного коллектива. Учитывая ограниченность времени лагерной смены, рекомендуется использовать приемы экспресс-диагностики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализировать ее. 

Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, провести педагогическую диагностику личности детей, с которыми ему предстоит вместе прожить летнюю смену в лагере.

Проводя педагогическую диагностику, нужно неукоснительно следовать ряду правил:

  1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к детям, о которых хотите получить педагогически значимую информацию.
  2. Воспитанники имеют право отказаться отвечать на вопросы. 
  3. При использовании любой диагностической методики нельзя никаким образом влиять на выбор ответов: ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.
  4. Необходимо создавать условия максимально возможной автономности воспитанника во время его диагностирования, сохранение анонимности полученных показателей

Основным диагностическим методом в практике руководителя детского коллектива должно быть наблюдение за поведением, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.

 Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям:

  • простота проведения и обработки результатов исследования;
  • непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;
  • наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).

Список литературы:

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические реко- мендации / Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2003.В помощь организатору детского оздоровительного лагеря: учеб. пособие / под ред. М. Е. Сысоевой. – М.: Проспект, 2010. – 320 с.
  2. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Основы вожатского мастерства: учебно-методическое пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: ЦГЛ, 2008. – 160 с.
  3. Газман, О. С. Основные идеи и проблемы педагогики каникул / О. С. Газман. // Философия и педагогика каникул – М. : Инноватор, 1998. – № 8.– С. 14 –22. 
  4. Дик, Н. Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей: учебник / Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.
  5. Катович, Н.К. Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: образовательно-оздоровительное пространство // материалы III Междунар. Науч.-практ. Конф., НДЦ «Зубренок», 22-24 сент.2010г. – Минск : Изд. центр БГУ, 2010. – 454 с.
  6. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере. Методические рекомендации. Екатеринбург, 1996.
13.11.2019