Формирование и оформление дел. Номенклатура дел
Оценка 4.8

Формирование и оформление дел. Номенклатура дел

Оценка 4.8
Статья
03.03.2020
Формирование и оформление дел. Номенклатура дел

Особенности формирования дел предприятия

Формирование дел – неотъемлемая составляющая работы по текущему хранению документов предприятия, непосредственное исполнение которых завершено.

Формирование дел представляет собой процедуру группировки исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел и соблюдением определенных правил.

В зависимости от особенностей организации делопроизводства формирование дел может производиться либо децентрализовано – непосредственно в структурных подразделениях, либо централизованно – то есть в службе ДОУ предприятия.

Для формирования дела исполненные документы должны в 15 – дневный срок сдаваться их исполнителями в службу ДОУ.

Общие правила формирования дел:

  • в дела помещаются только исполненные документы, оформленные надлежащим образом;
  • распределение документов между делами производится в точном соответствии с номенклатурой дел;
  • группировка документов в составе дела производится в пределах календарного года, за исключением:

- переходящих дел;

- судебных дел;

- личных дел;

- историй болезни.

4) группировка документов одного вида с постоянными и временными сроками хранения производится в разные дела.

5) в дело помещается только один экземпляр документа. Исходящие документы и документы подлежащие возврату помещаются в дела в копиях.

6) факсограммы, телеграммы помещаются в дела на общих основаниях;

7) не допускается помещать в дела:

- оригиналы документов, подлежащих возврату;

- лишние, черновые экземпляры документов;

- некоторые виды документов в составе личных дел вкладываются в дела, но не подшиваются (поскольку подлежат периодической замене на более новые и актуальные);

8) объем дела не должен превышать 250 листов, а его толщина, включая обложку 4 см. в необходимых случаях допускается разделение дела на несколько томов. В этом случае индекс и заголовок дела проставляются на каждом томе с добавлением пометок «т.1», «ч.2» и т.д.

Систематизация документов внутри дела может производиться либо в хронологической, либо в вопросно-логической последовательности.

Рекомендации по систематизации в составе дел наиболее распространенных видов документов содержатся в Типовой инструкции по делопроизводству. Так, организационно-распорядительные документы рекомендуется систематизировать в составе дела по видам и хронологии, располагая их вместе с приложениями: сначала – документ, а после него – соответствующее приложение.

Учредительные документы (уставы, положения), должностные инструкции и инструкции по видам деятельности, утвержденные организационно-распорядительными документами (приказами) и являющиеся приложениями к последним, следует располагать в составе дела вместе с соответствующими документами (непосредственно после них).

Приказы и распоряжения должны помещаться в отдельные дела. В свою очередь, приказы по основной деятельности должны располагаться в составе дел отдельно от приказов по кадрам. Приказы по кадрам целесообразно помещать в самостоятельные дела с учетом их функционального назначения: отдельно – приказы о приеме на работу, отдельно – приказы об увольнении.

Документы протокольных мероприятий – переговоров, заседаний, совещаний должны помещаться в дела в хронологическом порядке.

Поручения вышестоящих органов управления (власти), а также документы, отражающие ход и результаты их исполнения, следует помещать в дела сообразно тем направлениям деятельности предприятия, к которым относятся соответствующие поручения.

Утвержденные документы по планированию деятельности, в том числе программы, планы графики, следует помещать в дела отдельно от их проектов. Этой рекомендации следует придерживаться и в отношении документов по учету и отчетности о результатах деятельности – отчетов, сводок.

Систематизируются точно также в составе дел сметы, лимиты, списки, расчеты-обоснования. Лицевые счета работников целесообразно группировать в алфавитном порядке. Документы в составе личных дел работников располагаются в хронологическом порядке по мере их поступления. При этом отдельные виды документов в дела не подшиваются, а помещаются во вкладыш на внутренней стороне обложки – например справки, фотографии и др.

Систематизация в составе дел письменных обращений, поступивших в адрес предприятия от имени юридических и физических лиц, производится исходя из содержания обращения. В частности, просьбы, предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности предприятия все документы по их рассмотрению группируются отдельно от письменных обращений по личным вопросам.

Документы, образующие переписку предприятия, подлежат систематизации в пределах календарного года в хронологической последовательности, при этом документ – ответ (исходящий документ) помещается за документом-запросом (входящим документом).

Электронные документы и базы данных согласно Методическим указаниям ВНИИДАД РФ «Ведение делопроизводства в организации», формируются в дела в соответствии с номенклатурой дел отдельно от документов на бумажных носителях. Электронные базы данных формируются в отдельные дела, при этом наименование дела соответствует наименованию базы данных.

Оформление дел

Оформление дел – процедура подготовки дел к хранению в соответствии с установленными правилами.

Оформление дел происходит в два этапа. Первичное оформление дел производится при их заведении, а окончательное полное оформление – по завершении календарного года (переходящих дел – при их закрытии).

Первичное оформление дел предусматривает заполнение реквизитов обложки, а также помещение в обложку бланка листа-заверителя дела. На корешок обложки наносится наклейка с указанием номера дела.

Полному оформлению подлежат дела постоянного хранения и личные дела. Дела временного (до 10 лет включительно) хранения оформляются частично, при этом допускается листы документов хранить в составе дела в скоросшивателях без нумерации. Окончательное оформление дела включает последовательное выполнение комплекса работ:

  • заполнение ранее незаполненных реквизитов обложки дела;
  • нумерацию листов дела;
  • составление листа-заверителя дела;
  • брошюровку дела (подшивку или переплет);
  • проверку правильности оформления дела.

Выполнение перечисленных видов работ по окончательному оформлению дел производится  с соблюдением следующих особенностей:

  • Заполнение реквизитов обложки дела производится по установленной форме. При первичном оформлении сначала указываются наименование предприятия и структурного подразделения. Наименование предприятия указывается полностью, в именительном падеже, в соответствии с его официальным полным наименованием. Сокращенное наименование указывается в скобках после полного наименования.
  • Простановка индекса дела предусматривает нанесения цифрового обозначения дела в соответствии с номенклатурой дел.
  • Заголовок дела указывается также в соответствии с номенклатурой дел. Заполняемая при первичном оформлении дата дела – это дата заведения дела, при этом число и год в составе даты обозначаются арабскими цифрами, а название месяца – словом.
  • При окончательном оформлении дела указываются дата окончания (закрытия) дела, срок хранения дела, архивный шифр дела, количество листов в деле.
  • Сведения о количестве листов в деле указываются на основании результатов работы по их нумерации. Нумерация выполняется простым карандашом путем простановки цифр в правом верхнем углу каждого листа. Не нумеруются лист-заверитель и внутренняя опись дела.
  • Оформление заверительной надписи. Заверительная надпись располагается в конце дела на отдельном листе-заверителе дела. В ней – цифрами и прописью указываются сведения о количестве листов в составе данного дела, а также особенности отдельных документов (чертежи, рисунки, фотографии и т.д.).
  • Подшивка и переплет дела производятся в целях обеспечения более надежной защиты документов от механических повреждений в процессе дальнейшего хранения. Документы, составляющие дело, подшиваются в твердую обложку из картона на четыре прокола. Выполнение этой процедуры завершает окончательное оформление дела

После выполнения всех перечисленных процедур в обязательном порядке производится проверка полноты и правильности оформления дела.

Оформленные дела подлежат текущему хранению по месту их заведения или в службе ДОУ, а после передаются на временное хранение в архив предприятия

Понятие и виды номенклатуры дел

Номенклатура дел представляет собой составленный по установленной форме перечень заводимых дел в организации с определением сроков их хранения. Это очень полезный документ в делопроизводстве, ибо позволяет рационально организовать работу с документами:

  • группировать документы в дела по определенной системе – обеспечивает в случае необходимости оперативность их поиска и сохранность;
  • используют в процессе регистрации документов – присваивают регистрационный номер согласно разработанной классификации и индексам дел;
  • используют как основной документ в процессе отбора дел для сдачи их в архив, отбора дел с истекшими сроками для дальнейшего их уничтожения;
  • применяют как учетный документ дел временных сроков хранения (можно дополнительно никакие описи не составлять);
  • в архивном деле служит основой для составления описей дел постоянного и долговременного хранения, в том числе по личному составу, актов на уничтожение документов.

Как видим номенклатура дел - это многофункциональный документ и с практической точки зрения нужен каждой организации для упорядочения текущего делопроизводства. Для государственных органов и муниципальных учреждений, которые передают документы в государственные или муниципальные архивы, а также для акционерных обществ, нотариусов и др. составление номенклатуры дел является нормативным требованием.

Различают два вида номенклатуры дел: типовую и конкретную (индивидуальную).

Типовая номенклатура дел устанавливает список наименований дел для учреждений с однотипным характером деятельности и составом документов. Типовые номенклатуры дел составляются в ведомствах на основе многолетнего анализа документопотоков подведомственных учреждений. Например, Министерство образования составляет и рассылает в вузы типовую номенклатуру дел для учреждений высшего образования, которые являются источником информации для создания конкретных номенклатур дел.

Конкретная (индивидуальная) номенклатура дел представляет собой список наименований дел, которые возникают в результате деловой деятельности одного конкретного учреждения или предприятия (структурного подразделения).

Порядок составления номенклатуры дел

Номенклатура дел может быть:

1) Разработана самостоятельно организаций:

  • положительное – максимальная возможность организовать все «под себя», т.к. никто лучше вас не знает специфику деятельности и соответственно образующихся документов, принятой организации работы с ними;
  • отрицательное – большая трудоемкость, при отсутствии достаточного опыта в номенклатуру дел могут быть заложены ошибки.

2) Поручено ее составление специализированной компании с заключением соответствующего договора по оказанию услуг:

  • положительное – не тратите свое время и полученный документ, как правило, составлен грамотно;
  • отрицательное – не всегда заложена самая рациональная система работы с документами.

При составлении номенклатуры дел руководствуются учредительными документами организации (уставом или положением об организации), штатным расписанием, положениями о структурных подразделениях, планами и отчетами о работе, перечнями документов с указанием сроков хранения, типовыми или примерными номенклатурами дел (при их наличии), номенклатурами дел за предыдущие годы.

1

Форма номенклатуры дел организации

Номенклатура дел состоит из разделов, соответствующих структурным подразделениям. Первым разделом должна быть служба документационного обеспечения управления, так как там хранятся документы руководства организации. В небольших организациях, где не существует четкой структуры, разделами номенклатуры могут быть основные направления деятельности (организационно-распорядительная, планирование, финансирование, управление персоналом и т. п.).

2

Форма номенклатуры дел структурного подразделения организации

В номенклатуру включают заголовки дел для группировки всех документов, поступающих или создаваемых в организации. Свои индексы имеют справочные журналы и картотеки. Электронные документы и базы данных также включаются в номенклатуру дел. Не включаются в номенклатуру заголовки печатных изданий (книг, буклетов, брошюр).

Сводная номенклатура дел организации (рис 11.1) составляется на основании номенклатур дел структурных подразделений (рис. 11.2).

Содержательная часть номенклатуры представляет собой таблицу, состоящую из 5 граф.

В первой графе указывается индекс дела. Он состоит из установленного в организации цифрового обозначения структурного подразделения (направления деятельности) и порядкового номера заголовка дела в пределах структурного подразделения. Индексы обозначаются арабскими цифрами. Например: 01-02, где 01 — наименование структурного подразделения (канцелярия), а 02 — порядковый номер заголовка дела («Положение о канцелярии и должностные инструкции сотрудников»).

Во вторую графу включается важнейший элемент номенклатуры — заголовок дела.

Заголовок должен максимально точно отражать содержание и состав документов, включенных в дело. Заголовок обычно состоит из следующих элементов:

  • название вида дела (дело, переписка, журнал и т.п.) или название вида и разновидности документов (протоколы, приказы и т.п.);
  • название адресата или корреспондента;
  • краткое содержание документов дела;
  • название местности, с которым связано содержание документов;
  • даты (период), к которым относится содержание дела;
  • указание на копийность документов.

Набор элементов не всегда будет полным и будет определяться характером документов, сгруппированных в дело.

Заголовки дел не должны содержать неконкретные, расплывчатые формулировки («разные материалы, входящие документы» и т.п.). Подумайте, в какой папке легче найти нужный документ: «Общая переписка» или «Переписка со средними школами Восточного округа по вопросам организации работы школьных библиотек»?

В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью исполнения, в заголовок может выноситься название «Документы», но в конце в скобках указываются виды документов. Например: «Документы о проведении конференций (программы, списки, доклады)». Также термин «документы» применяется в заголовках дел, содержащих документы-приложения.

Внутри разделов заголовки дел располагаются по степени их важности. В начале располагают дела, содержащие учредительные, организационные и распорядительные документы. Заголовки дел, содержащих распорядительные документы вышестоящих органов, располагают перед заголовками дел с приказами руководителя организации.

Затем следуют заголовки дел содержащих плановые, отчетные, информационно-аналитические документы, переписку, документы, отражающие специфику деятельности структурного подразделения.

Заголовки дел, составленных по корреспондентскому и географическому признакам, вносятся в номенклатуру по алфавиту названий.

Третья графа номенклатуры заполняется в конце года. В ней указывается количество единиц хранения. В одну папку помещают не более 250 листов. Если документов образуется больше, заводится следующая папка с этим же заголовком и индексом. Для их идентификации обычно применяется дополнительная нумерация по томам. Поэтому информация о том, сколько томов дела с данным заголовком было заведено, может быть получена в конце года.

В четвертой графе указывается срок хранения дела, номера статей по перечню. Одним из основных справочников для определения сроков хранения является Перечень типовых документов. Также источниками для определения сроков хранения являются типовые и примерные номенклатуры. Сроки хранения электронных документов соответствуют сроку хранения аналогичных видов документов на традиционных носителях. В одно дело не могут объединяться документы, имеющие временный и постоянный сроки хранения. При включении в дело документов, имеющих различные временные сроки хранения, в номенклатуре указывается наибольший срок.

Пятая графа «Примечания» служит для проставления отметок о заведении дел, о переходящих делах, о передаче дел, о выделении дел на уничтожение и т.п. Для дел, состоящих из электронных документов и баз данных, в этой графе проставляется отметка «в электронном виде».

Таблица в готовой номенклатуре должна быть заполнена полностью, за исключением графы 3, которая заполняется по окончании календарного года, когда становится ясно, сколько документов отложилось в деле. Если дело с постоянным и долговременным сроком хранения (свыше 10 лет) превышает 250 страниц, то его необходимо делить на тома (части). В графе 3 напротив таких дел проставляется количество томов, т.е. количество единиц архивного хранения.

Номенклатура дел структурного подразделения согласовывается с архивом и подписывается руководителем структурного подразделения.

3

Номенклатура дел организации оформляется на общем бланке, визируется руководителем архива, подписывается руководителем службы документационного обеспечения управления, согласовывается с экспертной комиссией организации. Организации, передающие документы на государственное хранение, передают проект номенклатуры на согласование экспертно-проверочной комиссии соответствующего архива. Необходимость согласования номенклатуры дел федерального органа исполнительной власти с архивом установлена Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. После согласования номенклатура дел утверждается руководителем организации.

В конце каждого года номенклатура дел уточняется, утверждается руководителем организации и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.

В конце календарного года каждое структурное подразделение в выписке номенклатуры дел организации составляет итоговую запись (рис 5.3).

Сведения, содержащиеся в итоговой записи номенклатуры дел организации, в обязательном порядке сообщаются в службу ДОУ организации и архиву, о чем в номенклатуре делается отметка с указанием должности лица, сделавшего отметку, его подписи и расшифровки подписи.

Список литературы:

  1. Басаков, М. И. Справочник секретаря по делопроизводству / М. И. Басаков. – М.: МаРТ,2006.-320 с.
  2. Быкова Т.А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): учеб. пособие. / Т.А. Быкова, Т.В. Кузнецова, Л.В. Санкина. – 2-е изд. – М. : Инфра-М, 2012. - 304 с.
  3. Гваева, И.В. Делопроизводство: курс лекций / И.В. Гваева, А.А. Тепляков.–  Мн., 2009. – 231 с.
  4. ГОСТ Р 7.0.8.-2013. Делопроизводство и архивное дело - Термины и определения. – Москва: Изд-во стандартов, 2013.
  5. Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы. / Под ред. И.К. Корнеева, В.А. Кудряева – М.: Проспект, 2014. – 480 с.
  6. Кузнецов И. Н. Делопроизводство : Учебно-справочное пособие / Кузнецов И. Н. - Москва: Дашков и К, 2013. - 520 с.
  7. Кушнаренко, Н.Н. Документоведение/ Н.Н. Кушнаренко. – Киев: Знания, 2006. – 45 с.
  8. Ларьков, Н.С. Документоведение: учебное пособие/ Н.С. Ларьков. – Москва: АСТ: Восток-Запад, 2006.
  9. Медведева О. В. Основы документационного обеспечения управления : Учебное пособие / Медведева О. В. - Краснодар : Южный институт менеджмента, 2012. - 181 с.
  10. Молдованова О.В. Документационное обеспечение управления: конспект лекций / О.В. Молдованова – Кемерово: КемТИПП, 2010. – 129 с.
  11. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ//Собрании законодательства. – 2006. - № 31 , (31 июля)
  12. Секретарское дело (сборник документов, организация и технология работы) : учебно-практ. Пособие. – М.: ТК Велби, 2006.-608 с.
  13. Смирнова Е. П. Делопроизводство для секретаря : Учебное пособие / Смирнова Е. П. - Саратов : Корпорация «Диполь», 2012. - 165 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

приложение 1приложение 2-1

приложение 2-2

приложение 3-1приложение 3-2

приложение 4

 

03.03.2020