Предметная наглядность на уроках английского языка рассматривается как способ семантизации лексики: раскрытие значения иностранного слова путем демонстрации предметов, действий, обозначаемых этим словом. Предметная наглядность дает возможность создавать прямые ассоциации между предметом и иностранным словом без посредства родного языка.
При использовании предметной наглядности употребление родного языка для семантизации лексики сводится к минимуму, что способствует развитию мышления на английском языке.
Активное применение предметной наглядности наиболее оправданно при обучении английскому на первой ступени обучения, в начальных классах. Как показывают исследования психологов, младшие школьники отличаются высокой познавательной активностью, у них преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому дети с большой готовностью выполняют практические действия с предметами, которые их заинтересовали.
В процессе обучения английскому языку широкое применение должны найти игрушки как предметное воплощение реального мира. Так, например, по теме «Animals» лучше использовать игрушки, чем картинки, изображающие этих животных. С игрушками легче производить различные действия, нужные для усвоения глаголов, предложных сочетаний, прилагательных.
Дети получают огромное удовольствие от того, что они видят игрушку, они могут ее потрогать, взять, поиграть с ней. Например, для урока во втором классе по теме «Animals» учитель может использовать игрушку Винни-Пуха, как героя, который приехал на урок из Англии, чтобы рассказать ребятам о своих друзьях, персонажах книги,
Winnie-the-Pooh: «Look at my friends. It is a tiger. It is big. It can jump. It is a pig. It is little. It is pink. » Таким образом учитель создаёт условия для формирования у детей новых лексических понятий по теме, используя предметную наглядность. Далее учитель предлагает детям самостоятельно описать героев: You will describe one of the heroes from the book «Winnie-the-Pooh».
Также дети с радостью играют в дидактические игры, где нужно отгадать какой герой спрятался, так как процесс получения знаний превращается в увлекательную игру.
Одним из популярных средств предметной наглядности на уроках английского языка является мяч, ведь любое задание с движениями несомненно вызовет радость ребят. Игры с мячом сформируют положительное отношение к обучению английскому языку. Необходимость быстрой реакции в таких играх разовьет скорость речевой реакции, припоминания и беглость английской речи.
Еще один пример предметной наглядности – игрушечные часы, которые просто незаменимы при изучении темы «What time is it?» Учитель говорит, например: «It’s one o’clock», а ученик должен перевести стрелки часов на указанное время, или другой вариант задания, когда учитель выставляет стрелки часов, а дети должны назвать правильное время.
По теме «My House» полезно использовать игрушечную мебель. Она позволяет по-разному оформлять «интерьер» в соответствии со вкусом ребенка или с тем, что у него находится дома. Это дает возможность разнообразить высказывания учащихся не за счет расширения лексического запаса, а за счет новых «композиций в расстановке».
Для введения предлогов места можно использовать любую игрушку. По ее расположению дети должны догадаться о переводе предлогов. После этого следует закрепить эти предлоги в словосочетаниях и предложениях. В данном случае предметная наглядность способствует установлению связи слова с представлением.
Однако не стоит злоупотреблять предметной наглядностью, так как применение этого принципа должно строго соответствовать ряду условий, одни из которых то, что данный вид наглядности применим не на всех этапах урока, и демонстрация должна происходить таким образом, чтобы все учащиеся имели возможность хорошо видеть демонстрируемый материал.
Использование изобразительной наглядности призвано помочь избежать монотонности и способствовать вовлечь в речевую активность даже самых слабых в языковом отношении учащихся, что позволит осуществлять индивидуальный подход к ним на большинстве уроков. Способствует развитию общей мыслительной деятельности учащихся и их творческого потенциала. Применение изобразительной наглядности на уроке английского языка помогает дать содержательно-смысловую основу для общения, стимулировать диалог-расспрос или монолог-описание; спровоцировать дискуссию или обмен мнениями/суждениями по интерпретации наглядного текста, его расшифровке.
Значительную роль при этом играет иллюстративная наглядность – картины, фотографии, карикатуры, коллажи, слайды. С помощью иллюстраций можно семантизировать слова, закрепить лексико-грамматический материал, организовать монологическое и диалогическое высказывание, проверить понимание сообщения, воспринимаемого на слух.
Основными проблемами, связанными с использованием иллюстративной наглядности при обучении иностранному языку, являются следующие:
- функции иллюстративной наглядности;
- критерии отбора наглядности;
- типология упражнений, связанная с использованием иллюстративной наглядности.
Функции иллюстративной наглядности подразделяются на функции общего характера и функции страноведческого характера.
Функции общего характера служат для того, чтобы:
- повышать мотивацию обучаемых, вызывать интерес к изучаемой теме;
- обеспечить оптимальное усвоение учебного материала и его запоминание;
- способствовать развитию творческого воображения и мышления.
Функции страноведческого характера заключаются в том, чтобы:
- передавать информацию о стране изучаемого языка, которая позволяет более четко представить себе ситуацию, описанную в тексте;
- способствовать осознанию незнакомого, непривычного, чужого в культуре страны изучаемого языка;
- способствовать осознанию стереотипов, возникающих при восприятии другой культуры, побуждать к сравнению особенностей культуры страны изучаемого языка и родной культуры.
Одним из наиболее эффективных примеров иллюстративных наглядных средств при формировании лексических навыков на уроках английского языка является применение флеш-карточек (flash cards). Это карточки, на которых четко, ярко и заметно написаны либо напечатаны слова на английском языке, касающиеся заданной темы. Данный прием можно использовать абсолютно на всех этапах изучения языка, для всех уровней и возрастов, при изучении любой темы.
Впервые этот инструмент стал применять немецкий ученый Себастьян Лейтнер в 70-х годах XX века. Система Лейтнера — это метод для эффективного запоминания и повторения изучаемого материала с использованием флэш-карточек, основанный на интервальных повторениях.
Учитель показывает карточку ученикам, правильно, громко и четко произносит написанное слово, потом просит детей повторить хором «Repeat all together!», дети проговаривают данную лексическую единицу, затем учитель может сказать «Repeat once again!», дети выборочно повторяют слово. Тем самым, речевой аппарат учеников «запоминает», как произносится слово, и затем учащимся легко учить и использовать новый лексический материал. Очень важно, чтобы был задан четкий ритм произношений, чтобы дети не проговаривали слово неправильно. Более того, с помощью флеш-карточек ученики смогут не только запомнить правильное произношение слова, а в принципе запомнить написание слова или словосочетания. Ведь когда ребенок видит слово, проговаривает его несколько раз, он невольно «фотографирует» его глазами, и оно остается в памяти.
В качестве примера рассмотрим несколько заданий с флеш-карточками, которые способствуют формированию лексических навыков.
«Who is it?» На доске прикреплены карточки с животными по теме «Аnimals». Учитель описывает животное и предлагает детям показать его на доске. It is big. It is very strong and angry. It is green. It can swim well. It can't jump. It likes to eat meat. It has got big teeth. It has got a long tail. (Crocodile). Затем учитель называет это новое слово, просит детей повторить хором, а после вызывает учеников выборочно и прости еще раз назвать.
«Yes-No» Учитель показывает флеш-карточками и называет слово. Если слово и картинка совпадают, дети говорят Yes, не совпадают — No. Постепенно ускоряем темп задания.
«The Voices» Все карточки висят на доске. Называем их по порядку хором, затем предлагаем детям каждый раз повторять все слова строчке разным голосом: say it like a mouse, say it like a bear, say it like a monster, say it like a robot. Ребятам постарше можно предложить называть слова радостным, грустным, усталым, удивленным голосом. Таким образом каждое слово ребенок повторяет 5-7 раз.
«Memory» Флеш-карточки на какую-то тему висят на доске. Ученики называют их хором, а учитель каждый раз убирает по одной. Не обязательно убирать карточки по порядку, можно начать с самых простых слов и закончить самыми сложными. Дети должны каждый раз повторять всю последовательность слов, вспоминая те, что уже убраны. В конце не остается ни одной карточки. Учитель показывает на магниты, на которых они висели, а дети называют все слова по памяти. Можно в конце раздать карточки детям и попросить их повесить на доску в той же последовательности.
«Shopping» Задание подойдет для закрепления лексического материала в конце изучения тем «Food» или «Clothes». Дети уже усвоили новые лексические единицы, хорошо знают фразы Give me, …, please. Here you are! и Thank you! Разделите учеников на несколько групп и у каждой группы будет свой магазин. Дети по одному отправляются за покупками, чтобы приобрести что-то в каждом магазине. В конце можно попросить каждого рассказать, что у него есть.
Подбор слов и картинок для флеш-карточек производится с учетом специфики изучения английского языка и интереса учащихся. Чаще всего это основные лексические единицы по темам «School», «School - things», «House», «Flat», «The Family», «Clothing», «Meals», «Animals» и другие.
В соответствии с функциями иллюстративной наглядности методистами разработаны общие критерии отбора: высокое качество печати, информативность, наличие деталей, учет уровня языковой и речевой компетенции учеников, учет интересов и склонностей учащихся, возможность интерпретации (пространственная, временная, социальная, коммуникативная), эстетическое удовольствие.
Необходимо отметить, что наглядность, используемая в современных российских учебниках, в основном соответствует общим критерия отбора. Однако, несмотря на значительное улучшение полиграфического качества учебников, в них все еще встречаются картинки и фотографии, качество которых оставляет желать лучшего. Из-за их небольшого размера, нечеткости контуров, сливающихся цветов трудно рассмотреть детали. Единственным выходом из этой ситуации представляется подбор учителем дополнительных аутентичных иллюстративных материалов.
В учебниках очень сложно найти фотографии русских детей, реагирующих на события, факты, происходящие в стране изучаемого языка. В этом случае учитель может дополнить картинку или фотографию сам, сделав предварительно увеличенную ксерокопию, наклеив ее на плакат и используя прием коллажа. Он может также предложить ученикам поучаствовать самим в этой работе. Для этого ученики должны:
- подобрать фотографии русских детей или подростков, выражение лиц, которых подходит для реакции на ситуацию, изображенную на картинке;
- наклеить на плакат увеличенные картинки из учебника;
- дополнить коллаж репликами русских детей, наблюдающих ситуацию.
Приведем другую возможность использования наглядности с целью формирования социокультурной компетенции. Для этого рекомендуется применить разработанную в современных исследованиях последовательность выполнения заданий, ориентированных на страноведческие функции наглядности:
- активизация предваряющих социокультурных знаний;
- идентификация известных фактов;
- идентификация неизвестного, сбор предположений;
- сравнение с особенностями родной культуры;
- поиск значения факта или события, изображенного с помощью наглядности;
- сравнение с другой иллюстрацией или текстом по данной теме.
Для понимания культуры другой страны и сравнения ее сродной культурой особое значение имеет использование художественных картин на уроках английского языка, которое предполагает знакомство с творчеством зарубежных художников.
Традиционно при этом используется следующая последовательность заданий: активизация предваряющих социокультурных знаний; описание и, по возможности, интерпретация картины; знакомство с творчеством художника, его биографией, эпохой, его высказываниями о своем творчестве; сравнение с другими полотнами этого художника или с картинами русского художника по той теме.
Таким образом, учет индивидуальных способностей школьников при использовании изобразительной наглядности, применение проектной работы делают возможным творческое развитие учащихся, исключают навязывание содержания обучения и усиливают их мотивацию к изучению иностранного языка.
Известно, что для развития речи, учащихся на уроках иностранного языка учителя продуктивно используют ситуативную организацию обучения, что предполагает большие возможности для создания естественной коммуникации учащихся. Прием использования двух картинок для определения различий между ними является одним из средств обеспечения подобной коммуникации. Что представляют собой эти картинки? На первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существуют 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них.
При использовании такого рода картинок:
- обеспечивается многократное повторение определенных структур, если предполагается тренировка учащихся в их употреблении;
- решается речевая задача: одни школьники называют различия, другие слушают;
- возникает естественная ситуация для коммуникации.
Важно, что в такой ситуации ученики говорят и слушают не потому, что обязаны делать это, им интересно решать подробные речевые задачи, используя запас имеющихся знаний и навыков.
Картинки могут быть использованы в учебном процессе при работе с упражнениями на закрепление определенных грамматических структур и тренировку в их употреблении. Это обороты с глаголом to be (There is/ There are). Это и структуры в Present Indefinite Tense; структуры со сложным дополнением; предлоги, а также лексические единицы по различным темам.
Методика работы с сюжетными картинками может включать также решение речевых проблемных задач при свободном говорении. Картинки даются двум ученикам. В процессе их беседы остальные учащиеся, внимательно прослушав товарищей, говорят о том, какие различия имеются между картинками, а также что у них общее. Затем картинки предъявляются всем ребятам группы, чтобы они могли убедиться в правильности своих ответов.
Можно организовать парную работу с сюжетными картинками для всей группы. Каждая пара учеников на уроке выясняет различия в ходе беседы по своим картинкам, а затем один из учащихся делает сообщение для всей группы. А группа, глядя на картинку и слушая товарища, может судить о правильности его высказывания.
Важно, чтобы такой вид работы был органичен временными рамками: это лучше организует и активизирует ребят на уроке.
С помощью сюжетных картинок можно семантизировать слова, закреплять лексико-грамматический материал, организовать монологическое и диалогическое высказывания, проверять понимание текста, воспринимаемого на слух.
Например, рассмотрим задание с использованием сюжетных картинок по формированию грамматических навыков по теме «Present Continuous (future meaning) – Going to - Will» в шестом классе. Сначала учитель презентует новую тему и формулирует правило: We use Present Continuous for actions we have already to do in the future. We use «going to» to express our plans or to make predictions based on what we see. После этого учащиеся рассматривают сюжетные картинки и отвечают на вопрос, составляя предложения по картинкам: - What is each person going to do?
Дополнительно даются опорные слова – buy, fly, eat, post.
Таким образом, работа с сюжетными картинками стимулирует ребят не только для говорения, а и при формировании грамматических навыков. В работу вовлекаются все учащиеся группы. Практика показывает, что на таких уроках дети не остаются равнодушными и работают активно, что играет немаловажную роль.
Большие возможности для развития творчества учителя в учебно-воспитательном процессе заключены и в раздаточном дидактическом материале, который, как известно, создается самим учителем с учетом условий обучения, возможностей учащихся.
К раздаточному материалу относятся специально составленные карточки, с иллюстрациями или без них, обеспечивающие каждому возможность решения поставленной задачи, главным образом речевой. Эти карточки могут служить опорой выполнения заданий по аудированию, по составлению монологического высказывания, по чтению и по выполнению письменного задания.
Они позволяют максимально индивидуализировать и активизировать образовательный процесс на начальном этапе, когда закладываются основы всех видов речевой деятельности и идет накопление в памяти учащихся единиц языка и речи.
В качестве раздаточного материала могут быть карточки с рисунком или наклеенной картинкой, а рядом дается задание, например, подготовить 4-5 вопросов для работы в парах. На карточке рядом с картинкой могут быть помещены различного рода опоры для самостоятельного связного высказывания.
Распределение карточек идет в зависимости от индивидуальных возможностей, учащихся. Карточки можно использовать не только для индивидуализации заданий речевого характера, но и для тренировки учащихся в употреблении языкового материала.
Карточка может содержать связный текст, в котором вместо отдельных слов даются рисунки. Учащиеся должны прочитать этот текст, употребляя слова вместо рисунков. Такая работа направлена на контроль усвоения лексики. Например, учитель готовит 3 типа карточек, отличающихся объемом материала (количеством предложений): для сильных – 10, для среднеуспевающих – 5-7, для слабых – 3-5. Время на выполнение этого задания у всех одинаковое. Это создает условия для занятости каждого в осуществлении предлагаемой операции.
Раздаточный материал может быть использован при обучении аудированию, когда после прослушанного текста ученики должны отметить правильные варианты ответов. Рассмотрим пример задания по теме «My Hobby» в третьем классе. Сначала учитель зачитывает текст или предложения вслух, а ученики должны понять, запомнить, а затем отметить галочкой или крестиком на карточках те занятия, которые нравятся или не нравятся героям.
1. Steve likes to play computer games, but he doesn’t like play card games.
2. Molly likes to sing songs, but she doesn’t like to do sports.
3. Jenny likes to draw, but she doesn’t like to sing songs.
4. Sam likes to read books, but she doesn’t like to watch TV.
5. Ann likes to dance, but she doesn’t like to draw.
Чтобы успешно решать задачи обучения школьников и реально готовить их к практической деятельности, необходимо не просто самим использовать наглядные методы на уроке, но и научить учащихся работать с ними самостоятельно.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Особыми дидактическими возможностями в достижении поставленных выше целей обладают структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного познания. Актуальность применения структурно-логических схем на уроках неоспорима, потому что в школу приходит поколение детей с клиповым мышлением, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, испытывающих трудности в восприятии длительной линейной последовательности — однородной информации, в том числе и книжного текста.
Структурно-логические схемы – это эффективный способ активизации всех познавательных способностей учащихся, к которым относятся: восприятие, воображение, память, представление и мышление. Применяя которые можно решить следующие задачи учебной деятельности:
- осмысленное усвоение понятий;
- получение осмысленных знаний;
- развитие различных видов мышления.
На уроках английского языка применяются структурно-логические схемы, которые являются в первую очередь одним из основных средств формирования и развития языковой компетенции. Они позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс формирования и развития умений и навыков всех видов речевой деятельности, а также процесс накопления в памяти учащихся единиц языка и речи. Системное и целенаправленное применение условно-графической наглядности при обучении английскому языку способствует решению проблем обучения и повышает успеваемость школьников.
Перечислим достоинства структурно-логических схем:
С помощью логико-смысловых моделей решаются следующие задачи:
- логическое выстраивание материала, правильный отбор информации;
- выделение причинно-следственных связей и закономерностей;
- соединение вербального и визуального каналов информации, что способствует повышению усвояемости материала;
При знакомстве учащихся с временными формами актуальным будет применение структурно-логических схем, на которых изображен отрезок времени и графическим пояснением.
Исходя из опыта работы можно отметить, что многие темы усваиваются детьми гораздо лучше, когда кроме иллюстраций и текста они сопровождаются структурно-логическими схемами. Рассмотрите схему к теме «Transport».
Таким образом, в процессе применения структурно-логических схем на уроках английского языка сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний; повышается качество знаний при одном и том же времени обучения; увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний, и тех же временных затратах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.